Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологическое предпринимательство / механизмы поддержки / малое и среднее предпринимательство / инновации. / technological entrepreneurship / support mechanisms / small and medium-sized enterprises / innovations.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Ищенко А.И.

Современное состояние международных экономических отношений, когда многие предприятия активно внедряют инновации, а количество высокотехнологичных стартапов ежегодно только увеличивается, диктует актуальность исследования. Целью данной работы стало рассмотрение программ государственной поддержки, который способствуют развитию технологического предпринимательства. Методы. Используются гибридные подходы, объединяющие как качественные, так и количественные данные. Результаты. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в РФ создаются благоприятные условия для реализации стратегий, направленных на стимулирование технологического предпринимательства. Эти стратегии включают в себя нефинансовую помощь, такую как наставничество, развитие инфраструктуры и реформы в сфере регулирования, в дополнение к денежным стимулам, таким как гранты, налоговые льготы и льготные кредиты. Заключение. Для создания среды, благоприятной для предпринимательских инноваций, необходимо устранить административные барьеры, расширить доступ к капиталу и укрепить сотрудничество между правительством, научными кругами и промышленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF STATE SUPPORT FOR RUSSIAN TECHNOLOGICAL ENTREPRENEURSHIP

The current state of international economic relations, when many enterprises are actively innovating, and the number of high-tech startups is only increasing annually, dictates the relevance of the study. The purpose of this paper was to review the programs of state support programs aimed at stimulating technological entrepreneurship in Russia. Methods. Hybrid approaches combining both qualitative and quantitative data are used. Findings. The results suggest that the Russian government is implementing a range of strategies to stimulate technological entrepreneurship. These strategies include non-financial assistance such as mentoring, infrastructure development and regulatory reforms, in addition to monetary incentives such as grants, tax breaks and soft loans. Conclusion. To create an environment that is more conducive to entrepreneurial innovation, it is imperative to remove administrative hurdles, increase access to capital, and fortify collaborations across government, academia, and industry.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-5-36 УДК 334.021

механизмы государственной поддержки российского

технологического предпринимательства

Ищенко А.И.

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «<ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова

Аннотация. Современное состояние международных экономических отношений, когда многие предприятия активно внедряют инновации, а количество высокотехнологичных старта-пов ежегодно только увеличивается, диктует актуальность исследования.

Целью данной работы стало рассмотрение программ государственной поддержки, который способствуют развитию технологического предпринимательства.

Методы. Используются гибридные подходы, объединяющие как качественные, так и количественные данные.

Результаты. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в РФ создаются благоприятные условия для реализации стратегий, направленных на стимулирование технологического предпринимательства. Эти стратегии включают в себя нефинансовую помощь, такую как наставничество, развитие инфраструктуры и реформы в сфере регулирования, в дополнение к денежным стимулам, таким как гранты, налоговые льготы и льготные кредиты.

Заключение. Для создания среды, благоприятной для предпринимательских инноваций, необходимо устранить административные барьеры, расширить доступ к капиталу и укрепить сотрудничество между правительством, научными кругами и промышленностью.

Ключевые слова: технологическое предпринимательство, механизмы поддержки, малое и среднее предпринимательство, инновации.

MECHANISMS OF STATE SUPPORT FOR RUSSIAN TECHNOLOGICAL ENTREPRENEURSHIP

Alexandr I. Ishchenko

St. Petersburg State V.I. Ulyanov Electrotechnical University «LETI»

Abstract. The current state of international economic relations, when many enterprises are actively innovating, and the number of high-tech startups is only increasing annually, dictates the relevance of the study.

The purpose of this paper was to review the programs of state support programs aimed at stimulating technological entrepreneurship in Russia.

Methods. Hybrid approaches combining both qualitative and quantitative data are used.

Findings. The results suggest that the Russian government is implementing a range of strategies to stimulate technological entrepreneurship. These strategies include non-financial assistance such as mentoring, infrastructure development and regulatory reforms, in addition to monetary incentives such as grants, tax breaks and soft loans.

Conclusion. To create an environment that is more conducive to entrepreneurial innovation, it is imperative to remove administrative hurdles, increase access to capital, and fortify collaborations across government, academia, and industry.

Keywords: technological entrepreneurship, support mechanisms, small and medium-sized enterprises, innovations.

Введение. В наши дни одной из наиболее значимых проблем в современной экономике является техническое предпринимательство.

Так, по мнению И. Продана, техническое предпринимательство - это постоянно меняющаяся область, состоящая из множества значимых

элементов, которые хорошо взаимодействуют друг с другом [4].

Технологическое предпринимательство, как полагает Т. Байлетти, - это инвестирование в проект, объединяющий и использующий специализированный персонал, а также ряд ресурсов, неразрывно связанных с достижениями научно-

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

технического прогресса, с целью производства и получения прибыли для компании [2].

Технологическое предпринимательство является ключевым фактором социально-экономического развития в развитых странах и регионах [1].

Поэтому, принимая во внимание процесс развития институтов креативного предпринимательства, крайне важно обеспечить благоприятные экономические условия для нации и инфраструктуру, необходимую для успешного запуска и роста новых предприятий.

Используя научно-технический прогресс для разработки и создания совершенно новых продуктов, а также, получая право собственности на финансовый отчет компании, технологическое предпринимательство можно отличить от других форм предпринимательства по ранее указанным критериям.

Результаты. Предпринимательство, основанное на технологиях, пробивает себе дорогу через социально-экономический ландшафт нашей страны на протяжении последних 20 лет. По мере развития этого вида бизнеса перед российской экономикой встает ряд серьезных задач, которые необходимо решить. К ним относятся повышение конкурентоспособности высокотехнологичной продукции как на внутреннем, так и на международном рынках, сохранение устойчивого экономического развития и расширение участия российского бизнеса в международной интеграции и сотрудничестве.

Современная экономика во многом опирается на малые и средние предприятия (МСП), которые выполняют все виды работ. МСП играют решающую роль в массовом производстве, а также в разработке и внедрении технологических достижений в экономику. Технологическое предпринимательство зависит от малого бизнеса, который также играет важную роль в общей структуре экономики. Учитывая современное состояние мировой экономики, можно сделать вывод, что в промышленно развитых странах малые и средние предприятия составляют от 48,5 до 61,5 процентов в структуре ВВП, в то время как в России - едва ли 20 процентов [3].

Экономика многих промышленно развитых стран опирается на помощь и поддержку технологиче-

Распределение правовых актов для поддержки

ских компаний. Для реализации политики, направленной на помощь малым и средним предприятиям в Европе, используются два направления: национальные инициативы и программы, поддерживаемые ЕС. Для развития сотрудничества между предприятиями Европейский союз учредил Бюро по конвергенции предприятий и Европейскую ассоциацию венчурного капитала. Венчурное финансирование доступно для создания новых компаний в большинстве стран-членов ЕС. Например, в Бельгии «Биржа предварительной активации» предоставляет финансирование для создания бизнес-планов и проведения предварительного анализа, а «Финансовый совет ПМП» - это финансовый институт, объединяющий различные государственные инструменты в единую структуру и предоставляющий доступ к долгосрочным гарантиям и рисковому капиталу.

Правительство Греции создало два фонда: один для высокотехнологичных компаний, другой -для венчурного капитала. Австрийская программа начального финансирования ориентирована на создание креативных технологических компаний.

Национальный фонд исследований и развития, который также финансирует технопарки и бизнес-инкубаторы, предлагает стартовый капитал начинающим компаниям в Финляндии.

В настоящее время существует множество систем поддержки российских технологических стартапов. В зависимости от вида помощи, эти механизмы можно разделить на различные группы:

- финансовые инструменты, налоговые инструменты;

- венчурные фонды с государственным участием;

- инновационная инфраструктура.

В российском законодательстве закреплены все существующие инициативы по поддержке бизнеса. Для технологических компаний Федеральный закон № 144-ФЗ, опубликованный 02.07.2013, упорядочивает финансовую отчетность и бухгалтерский учет. Кроме того, на разных уровнях власти реализуется ряд законодательных инициатив, направленных на поддержку технологического бизнеса (табл. 1).

Таблица 1

ческого предпринимательства по уровням власти

Муниципальный уровень Программы созданные на уровне муниципалитета. Основная цель поддержка и развития малого и среднего предпринимательства (нормативные акты региональных органов власти )

Региональный уровень Программы созданные на уровне региона. Основная цель поддержка и развития малого и среднего предпринимательства (нормативные акты региональных органов власти)

Федеральный уровень Программы обеспечиваются напрямую конституцией Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» от 07.05.2013 № 78-ФЗ (последняя редакция). Программы созданные на уровне страны. Основная цель поддержка и развития малого и среднего предпринимательства (нормативные акты региональных органов власти)

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Обсуждение. Технологический центр Сколково. Многие люди называют Сколково «российской Кремниевой долиной». Эта инициатива, поддерживаемая правительством, направлена на поощрение технологического предпринимательства и инноваций. Финансирование, обучение и доступ к специализированной инфраструктуре для стартапов - это лишь некоторые из услуг, предлагаемых Инновационным центром Сколково.

Стартапы в Сколково могут получить юридические услуги, помощь в развитии бизнеса и возможность сотрудничества с известными компаниями. Кроме того, в Инновационном центре проводятся мероприятия и программы, направленные на создание связей и обмен информацией.

Национальная технологическая стратегия (НТИ). НТИ определяет основные технологические направления и области сосредоточения, которые будут иметь решающее значение для будущего развития страны. Искусственный интеллект, квантовые технологии, новые материалы и биотехнологии - вот некоторые из них.

НТИ базируется на модели сотрудничества между государственными органами, бизнесом и учебными заведениями. Цель состоит в том, чтобы создать среду, в которой различные заинтересованные стороны работают вместе, чтобы продвигать технологии в целевых областях.

Налоговые преференции для НИОКР. Компании, занимающиеся исследованиями и разработками, имеют налоговые льготы в России. Хотя эти стимулы могут включать налоговые льготы и вычеты, стимулирующие инвестиции в инновационные проекты, предприятия должны продемонстрировать, что их деятельность способствует технологическому прогрессу, инновациям и разработке новых товаров или услуг.

План «Стартапы как источник технологического роста». Стартапы, работающие над инновационными проектами, получают поддержку от государственной программы. Цель состоит в том, чтобы эти инновационные предприятия превратились в потенциальные источники технологического прогресса для страны. Проекты, которые имеют значительное технологическое воздействие и соответствуют национальным приоритетам, являются основным фокусом программы.

РВК или Российская венчурная компания, как фонд и как организация, занимающаяся развитием, играет важнейшую роль в развитии венчурного капитала в России. РВК осуществляет прямые инвестиции в передовые предприятия, а также в венчурные фонды.

Таким образом, она стремится оказать финансовую поддержку стартапам и способствовать развитию индустрии венчурного капитала.

Корпорация «Ростех», управляемая государством. Государственная корпорация Ростех занимается множеством высокотехнологичных

секторов, таких как электроника, медицинские технологии и аэрокосмическая промышленность. В рамках своей структуры, Ростех объединяет различные компании и организации, чтобы способствовать сотрудничеству и синергии в разработке и производстве высокотехнологичной продукции.

Образовательные программы. Модель образования STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) объединяет естественные науки и инженерные дисциплины в одну систему. Целью STEM-образования является обучение рабочей силе навыкам, необходимым для технологической отрасли. Это включает в себя инициативы по улучшению образования в математике, науке, технике и инженерии. Соответствие академических программ потребностям технологического сектора гарантируется сотрудничеством между учебными заведениями и отраслевыми партнерами. Эти инициативы часто включают программы стажировок и совместные исследовательские проекты.

Технопарки и кластеры инноваций Технопарки и инновационные кластеры предлагают места, где исследовательские институты, известные компании и стартапы могут объединяться и работать вместе. В большинстве случаев, эти кластеры предлагают общие ресурсы, инфраструктуру и среду, способствующую инновациям. Они играют важную роль в создании критической массы опыта и талантов, расположенных в определенных географических областях.

Поддержка экспорта со стороны государства. Программы поддержки технологических компаний на глобальном рынке помогают им найти новые возможности для бизнеса и расширить охват. Торговые представительства и рекламные мероприятия способствуют продвижению российских технологий и установлению партнерских отношений с зарубежными компаниями. Эти усилия помогают российским технологическим компаниям глобализироваться.

Заключение. Следует отметить, что успех этих инициатив зависит от их успешной реализации, постоянной оценки и адаптации к меняющимся потребностям технологического предпринимательства в России.

Постоянное сотрудничество между государственным и частным сектором необходимо для устойчивого роста и инноваций в технологическом секторе. Государственные процедуры поддержки технического предпринимательства в России важны для обеспечения экономического роста, инноваций и конкурентоспособности на мировом рынке.

Российские власти демонстрируют стремление к созданию благоприятной среды для развития предпринимательства, что проявляется в создании инновационных центров и технопарков, а также в предоставлении грантов, налоговых льгот и финансовых стимулов. Все данные ме-

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

ханизмы служат для того, чтобы снижать расходы на научные исследования, развитие кооперации между производством и университетами, а

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

также оказывают содействие для развития стар-тапов и креативного бизнеса в различных отраслях.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.04.2020)

4. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 02.08.2009 № 217-ФЗ.

6. Федеральный закон «О внесении изменений Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 21.07.2011 № 254-ФЗ.

7. Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации».

8. Audretsch D.B. Entrepreneurial ecosystems in cities: Establishing the framework conditions / D.B. Audretsch, M. Belitski // Journal of Technology Transfer. 2017. № 42(5). P. 1030-1051.

9. Bailetti T. Technology Entrepreneurship: Overview, Definition, and Distinctive Aspects. Technology Innovation. 2012. P. 5-12.

10. Entrepreneurship at a Glance 2021 Highlights. OECD. сайт. URL : https://www.oecd.org/sdd/business-stats/EAG-2021 -Highlights.pdf (дата обращения 08.01.2024).

11. Prodan I. Handbook of Research on techno-entrepreneurship. Northampton, MA, USA. Edward Elgar. 2007.

12. Гостева О.В. Технологическое предпринимательство в ракетно-космической отрасли / О.В. Гостева, Ю.А. Аникина // Решетневские чтения. 2017. № 21 -2. С. 6-7.

13. Емельянович И. Культурные особенности технологического предпринимательства в России / И. Емель-янович // Наука и инновации. 2014. № 138.

14. Куфтырёв И.Г. Международный инновационный коридор как инфраструктурный фактор развития технологического предпринимательства / И.Г. Куфтырёв, С.С. Передня // Вестник ННГУ. 2015. № 3-3.

References:

1. Federal Law «On Science and State Scientific and Technical Policy» dated 08/23/1996 № 127-FZ.

2. Tax Code of the Russian Federation (Part One) dated 07/31/1998 № 146-FZ (as amended on 04/01/2020).

3. Tax Code of the Russian Federation (Part Two) dated 08/05/2000 № 117-FZ (as amended on 04/01/2020).

4. Federal Law «On the Development of Small and medium-sized Enterprises in the Russian Federation» dated 07/24/2007 № 209-FZ.

5. Federal Law «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Establishment of Business Entities by Budgetary Scientific and Educational Institutions for the Purpose of Practical Application (Implementation) of the results of Intellectual Activity» dated 08/02/2009 № 217-FZ.

6. Federal Law «On Amendments to the Federal Law «On Science and State Scientific and Technical Policy» dated 07/21/2011 № 254-FZ.

7. Federal Law № 160-FZ dated June 27, 2018 «On Amendments to the Federal Law «On Industrial Policy in the Russian Federation».

8. Audretsch D.B. Entrepreneurial ecosystems in cities: Establishing the framework conditions / D.B. Audretsch, M. Belitski // Journal of Technology Transfer. 2017. № 42(5). P. 1030-1051.

9. Bailetti T. Technology Entrepreneurship: Overview, Definition, and Distinctive Aspects. Technology Innovation. 2012. P. 5-12.

10. Entrepreneurship at a Glance 2021 Highlights. OECD. сайт. URL : https://www.oecd.org/sdd/business-stats/EAG-2021 -Highlights.pdf (date of application 08.01.2024).

11. Prodan I. Handbook of Research on techno-entrepreneurship. Northampton, MA, USA. Edward Elgar. 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

12. Gosteva O.V., Anikina Yu.A. Technological innovation in the rocket and space industry. Reshetnev readings. 2017. № 21-2. P. 6-7.

13. Yemelyanovich I. Cultural features of technological entrepreneurship in Russia / I. Yemelyanovich // Science and innovation. 2014. № 138.

14. Kuftyrev I.G. The International Innovation Corridor as an infrastructural factor in the development of technological entrepreneurship / I.G. Kuftyrev, S.S. Perednya // Bulletin of the UNN. 2015. № 3-3.

Информация об авторе

Ищенко Александр Игоревич

аспирант,

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова ОЯСЮ 0009-0006-3046-1299 а1ех1243400@gmail.com

Alexandr I. Ishchenko

Graduate Student, St. Petersburg State

V.I. Ulyanov Electrotechnical University «LETI» ORCID 0009-0006-3046-1299 alexl 243400@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.