УДК 338
МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Г.И. Бурдакова
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет E-mail: [email protected]
Приведены инструменты и механизмы государственного регулирования экономики. Определены условия государственной поддержки стратегических планов развития территорий. Для промышленного центра - г. Комсомольска-на-Амуре обоснован комплекс мер государственной поддержки при условии его развития в статусе особой экономической зоны «Техноград».
Ключевые слова:
Механизмы государственного регулирования, промышленный центр, стратегическое управление.
Key words:
Mechanisms of State regulation, industrial center, strategic management.
В самом общем виде механизм государственного регулирования экономики можно определить как «совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых государственные и созданные при их участии органы осуществляют управленческое воздействие на процессы функционирования и развития социально-экономической системы общества» [1. С. 26].
Мировой практикой наработан значительный арсенал средств, призванных решить эту проблему Среди них: создание государственных и государственно-частных организаций; расширение практики государственных заказов; создание мощных инвестиционных фондов; разработка и реализация программ развития территорий и специальных программ; содействие развитию инновационной деятельности венчурного финансирования; политика в развитии фондового рынка; преодоление коррумпированности государственного аппарата; ценовая политика; налоговая политика; кредитная политика [2. С. 10].
Особенно актуальна государственная поддержка для промышленных центров, реализующих приоритеты развития страны на своих территориях, использующих при этом стратегическое управление.
Обязательным условием предоставления государственной поддержки региональным и муниципальным программам и проектам является координация и взаимная согласованность перспективных экономических специализаций субъектов РФ в границах зон опережающего экономического роста с мероприятиями, предусмотренными отраслевыми стратегиями развития, а также приоритетными направлениями развития каждой территории [3].
В этой связи основные стратегические направления социально-экономического развития промышленного центра - г. Комсомольска-на-Амуре на период до 2025 г. (формирование селитебного центра, транспортно-логистического центра, центра переработки природных ресурсов, развитие высокотехнологичного машиностроения и ВПК) были сопоставлены с целями и задачами следующих
долгосрочных программных документов: Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [4]; Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. [5]; ФЦП развития Дальнего Востока на период до 2013 г. [6]; Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г. [7]. Отмечена их полная взаимоувязка и согласованность [8].
Все долгосрочные стратегии и программы территориального развития (РФ, Дальнего Востока и Байкальского региона, Хабаровского края) рассматривают Комсомольскую агломерацию с центром в Комсомольске-на-Амуре как перспективную региональную зону опережающего экономического роста, крупный центр расселения и предусматривают создание здесь особой экономической зоны промышленного типа.
На его основе предусматривается формирование селитебного центра среднего Приамурья как основы постоянного населения на юге региона; формирование промышленно-инновационного кластера, сочетающего глубокую, основанную на новых технологиях переработку сырьевых ресурсов и производства четвертого и пятого технологических укладов.
Это открывает хорошие перспективы для создания в Комсомольске-на-Амуре особой зоны развития. Попытки ее территориально-организационного оформления с использованием государственного патронажа предпринимались с середины 90-х гг. прошлого века. Так, в 1996 г. была разработана программа «Техноэкополис «Комсомольск-Амурск-Солнечный» (ТЭП КАС). В последующем (2001 г.) предпринималась попытка использовать новый организационно-экономический механизм поддержки инновационного развития в виде программы «Наукоград». В 2005 г. была разработана, но не получила поддержки Правительства России программа «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа» (ОЭЗ ППТ). Идеи Наукограда и ОЭЗ ППТ не были поддержа-
ны. Некоторое развитие и организационное оформление получила программа ТЭП КАС, она получила статус «президентской» и действовала несколько лет.
В соответствии с современными взглядами и программами, целесообразно вернуться к идеям Техноэкополиса «КАС» и Наукограда, но изменить формат. Например, подобные Комсомольску-на-Амуре города должны получить статус «Технограда» с соответствующими формами и механизмами государственной поддержки. На его основе в кооперации с другими субъектами Дальнего Востока возможно формирование нескольких кластеров -аэрокосмического, нефтехимического, металлургического, лесопромышленного, горнодобывающего, рыбопромышленного.
Так, аэрокосмический кластер будет основываться на потенциальных возможностях производства продукции космического назначения, в первую очередь на ОАО «КнААПО», Комсомольском-на-Амуре филиале ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ЗАО «ГСС»), подготовке кадров в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете (ГОУ ВПО «КнАГТУ»). С пуском космодрома «Восточный» появится потребность предполетного и послеполетного обслуживания челноков, где свою нишу найдут и предприятия г. Комсомольска-на-Амуре.
ОАО «Амурский судостроительный завод» может войти в состав рыбопромышленного кластера, изготавливая рыбодобывающие суда. Но особенно велики возможности завода при включении его в нефтегазовые проекты Сахалина. У него есть опыт изготовления ледостойких платформ по заказам зарубежных компаний, которые сегодня успешно функционируют на шельфе острова. Будущая потребность в таких изделиях только для Дальнего Востока составляет несколько десятков единиц.
Развитие нефте- и газодобычи, строительство разветвленной сети трубопроводов востребует необходимость строительства на Дальнем Востоке нефте- и газохимических комплексов. Удобное расположение Комсомольска-на-Амуре и наличие действующего здесь ООО «НК Роснефть-КНПЗ» открывает перспективу размещения их в Комсомольской агломерации.
Начавшаяся модернизация ОАО «Амурметалл» и благоприятный рынок Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанский регион на металлопродукцию ставят задачу перехода завода с металлолома на качественное сырье железорудных месторождений Еврейской автономной и Амурской областей. В купе с разработкой месторождений марганца, вольфрама и молибдена открываются возможности выпуска принципиально новых и высокостоимостных видов металлопродукции мирового уровня для судостроения, мостостроения, трубной промышленности и многих других отраслей. Востребованность в ней особенно возрастет в связи с освоением шельфа о. Сахалин и строительством сети нефте- и газопроводов.
Комсомольск-на-Амуре тяготеет к наиболее крупному лесосырьевому региону Дальнего Востока. Здесь исторически сложились необходимые технологические цепочки межмуниципальной кооперации для формирования лесного кластера. Его ядром могут стать предприятия по глубокой переработке древесины. При этом открываются возможности создания сопутствующих и обеспечивающих производств - по переработке отходов лесозаготовок и деревообработки, производству необходимого оборудования и сопутствующих товаров, обучению персонала, развитию туризма и рекреационной деятельности.
Таким образом, имеются социально-политические, организационные и экономические предпосылки для качественного преобразования Комсомольска-на-Амуре как объекта стратегической важности на востоке России, запуска Программы его развития в статусе Технограда. Но для этого нужна государственная поддержка (федеральная, краевая и муниципальная).
В Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. [5] обозначены конкретные меры по развитию машиностроения, в том числе в Комсомольске-на-Амуре:
• стимулирование развития локальной промышленной зоны, технопарков, ориентированных на развитие венчурных, высокотехнологичных предприятий с максимально льготным налоговым режимом;
• совершенствование финансовых механизмов поддержки программ и проектов создания и развития инновационных производств;
• субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (целевое и общее);
• субсидирование производства в краткосрочном и долгосрочном периоде;
• развитие инфраструктуры и кадрового потенциала для поддержки инноваций.
Основными инструментами Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г. [7. С. 8] будут являться:
1. Развитие нормативно-правовой базы края, направленной на повышение эффективности реализации социально-экономической политики.
2. Повышение эффективности государственного управления, содействие развитию местного самоуправления, взаимодействие гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти.
3. Повышение эффективности использования бюджетных средств.
4. Создание благоприятных условий для ведения бизнеса, развития деловой и инвестиционной активности.
5. Разработка и эффективная реализация краевых целевых программ, участие и содействие в разработке и реализации программ развития экономических видов деятельности.
КОМПЛЕКС МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ г. КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ В СТАТУСЕ ТЕХНОГРАДА
Инструменты и механизмы региональной политики РФ
Разграничение полномочий и организация взаимодействия органов государственной власти РФ и субъектов РФ
Подготовка и заключение трехстороннего соглашения между Правительством РФ, администрациями Хабаровского края и города Комсомольска-на-Амуре о правовой,институциональной и финансовой поддержке Технограда
Передача части объектов федеральной собственности и собственности субъекта РФ в собственность города для развития малого инновационного и информационного бизнесов
Разработка внебюджетного инновационного фонда развития Технограда и отработка модели его функционирования
Принятие обязательств федеральными министерствами и ведомствами об устойчивом и расширяющемся финансировании действующих на территории города структур , федерального значения ,
Стратегическое и территориальное планирование, реализация федеральных целевых программ
/--------- ”—:—N
/ Развитие энергетической, '
транспортной, инженерной инфраструктуры, связи и телекоммуникаций, социальной сферы
Стимулирование формирования и развития кластеров по добыче и переработке полезных ископаемых и лесных ресурсов
Применение комплекса мер по закреплению трудоспособного населения и привлечению высококвалифицированных кадров
Оптимизация транспортных тарифов на перевозки авиационным и железнодорожным транспортом
Финансирование государством на долевой основе проектов создания конкретных образцов гражданской высокотехнологичной техники Государственная поддержка развития инновационной производственной инфраструктуры ;
Финансирование из средств бюджета РФ модернизации и развития производственной базы
Налогово-бюджетное и денежно-кредитное регулирование
классификаций
/«Разработка» новой доходов и расходов бюджета города и отработка модели функционирования бюджета города как Технограда
Включение программы в целом, а также основных проектов и мероприятий в перечень объектов, обеспеченных государственной (федеральной и краевой) гарантией по кредитам на период до 2025 г.
Передача г. Комсомольску-на-Амуре в качестве целевой субсидии части налоговых доходов, собираемых на территории города краевым и федеральным бюджетами
Создание дополнительных гарантий безопасности для привлечения в Техноград иностранных инвестиций и дополнительных мер поддержки отечественных (в т.ч. местных) инвесторов, вкладывающих средства в реализацию проектов и мероприятий Программы
Заключение госзаказов на военную и гражданскую продукцию
Создание особых зон территориального развития
/(Освобождение от уплаты ^ налога на прибыль расходов на капитальные вложения в создание и модернизацию производства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам
Освобождение от уплаты налога на имущество
Освобождение от таможенных платежей при ввозе товаров, которые будут использоваться в хозяйственной деятельности
Установление ставок арендной платы в размере земельного налога
Субсидирование процентных ставок по кредитам у
Финансирование инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда РФ
Финансирование проектов, ориентированных на высокотехнологичные сектора экономики
со Рисунок. Комплекс мер государственной поддержки развития г. Комсомольска-на-Амуре в статусе тех но града
6. Реализация важнейших перспективных инвестиционных проектов и предложений, планируемых к реализации на период до 2025 г.
7. Активное участие в разработке и реализации федеральных целевых и ведомственных программ.
8. Активное привлечение в экономику края инвестиций федеральных институтов развития (Инвестиционный фонд Российской Федерации, Банк развития Российской Федерации, организация особых экономических зон и др.).
9. Формирование условий и стимулов, направленных на укрепление и развитие человеческого капитала.
10. Формирование общественного мнения и укрепление гражданского общества.
Федеральные стратегии развития сфер и отраслей (науки и инноваций; авиационной, судостроительной, металлургической промышленности; энергетики, наноиндустрии и др.) также создают систему преференций и стимулов, обеспечивающих благоприятные условия для инновационноактивного развития промышленности Комсомольска-на-Амуре в статусе «Технограда».
Среди инструментов и механизмов этих долгосрочных программных документов - заключение долгосрочных контрактов на создание и производство техники в рамках гособоронзаказа; финансирование государством на долевой основе проектов создания конкретных образцов гражданской высокотехнологичной техники; государственная поддержка развития инновационной производственной инфраструктуры; поддержка продвижения на рынки выпускаемой серийно техники; финансирование из средств бюджета РФ модернизации и развития производственной базы; долевое участие государства в реализации прорывных проектов; государственные гарантии экспортного кредитования техники; снижение таможенных тарифов; разработка и осуществление проектов лизинга; дотации на производство высокотехнологичной продукции; налоговые льготы; помощь в проведении научных исследований и другие.
При масштабной государственной поддержке в финансовой, организационной, кадровой, нормативно-правовой сферах будет происходить формирование важнейших приоритетных стратегических направлений, определяющих новые подходы к преобразованию отечественной промышленности. Производственный комплекс промышленного центра - г. Комсомольска-на-Амуре может получить поддержку по следующим приоритетным направлениям [9]: космические и авиационные технологии, перспективные вооружения, военная
и специальная техника, производственные технологии, энергосберегающие технологии и другие.
Реализация механизмов Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. может дать следующие результаты для инновационного предпринимательства Комсомольска-на-Амуре: создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с предпринимательским сектором.
Инструменты обеспечения эффективного воспроизводства кадров в сфере науки, образования и высоких технологий заложены в федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. [10].
Обзор общих инструментов и механизмов региональной политики РФ, долгосрочных программ развития территорий и отраслей позволил сформулировать совокупность мер государственной поддержки, способствующих развитию промышленного центра - г. Комсомольска-на-Амуре в статусе «Технограда». По каждому направлению используется ряд конкретных мер, рисунок.
Выводы
1. Правительство Российской Федерации, реализуя в стране курс развития инновационной экономики, определило формы, методы и инструменты своего регулирующего воздействия на эти процессы в региональных социальноэкономических системах. Комплекс мер государственной поддержки характеризуется большим разнообразием, зависит от специализации предпринимательского сектора и представлен в многочисленных территориальных и отраслевых стратегических планах и программах.
2. Для использования полной совокупности конкретных мер государственной поддержки на уровне муниципалитета необходимо сопряжение долгосрочных приоритетов его развития с территориальными и отраслевыми стратегическими планами и программами.
3. Сопоставление основных стратегических направлений развития промышленного центра Дальнего Востока - г. Комсомольска-на-Амуре с целями и задачами долгосрочных программ развития более высоких по уровню социальноэкономических систем (РФ, Дальнего Востока, Хабаровского края) позволило обосновать совокупность мер его государственной поддержки в статусе Технограда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И., Сотников С.М. Государственное регулирование экономики. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. - 240 с.
2. Видяев И.Г. Основные инструменты регулирования социальноэкономического развития территорий // Известия Томского политехнического университета. - 2009. - Т. 315. - № 6. - С. 9-13.
3. Проект концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации от 05.08.09 № 24979-ВТ/02 // Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации / Департамент стратегического планирования и регионального развития. 2010. ИНЬ: Шр://то*агсЫуе.ттге§юп.га/^,огШет8Д181№¥8.а8рх?Ра-§еГО=536 (дата обращения: 11.11.2010).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской федерации / Департамент стратегического управления (программ) и бюджетирования. 2010. ИНЬ: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strate-§кр1апшп§/сопсер^ёос1248450453794 (дата обращения: 11.11.2010).
5. Распоряжение правительства Российской Федерации № 2094-р от 28. 12. 2009 г. «О стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской федерации. 2010. ИЯЬ: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/econreg/in-vestproject/doc20100309 (дата обращения: 11.11.2010).
6. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период
до 2013 года» // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской федерации. 2010. ИЯЬ: Шр://^то fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/Vi-ew/2011/136 (дата обращения: 11.11.2010).
7. Постановление Правительства Хабаровского края
от 13.01.2009 № 1-пр «О Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года» // Официальный сервер правительства Хабаровского края. 2010. ИЯЬ: http://www. gov.khabkrai.ru/invest2.nsf/pages/ru/po-
stan_13012009.htm (дата обращения: 15.12.2010).
8. Стратегический план устойчивого социально-экономического развития города Комсомольска-на-Амуре до 2025 года: отчет о НИР (промежуточ.) / Дальневосточный научно-исследовательский институт рынка при Минэкономразвития РФ (ДальНИИ рынка); Руководитель В.К. Заусаев, Отв. исполн. Г.И. Бурдако-ва. - Хабаровск, 2009. - 675 с. // Официальный сайт органов местного самоуправления г. Комсомольска-на-Амуре. 2010. ИЯЬ: http://www.kmscity.ru (дата обращения: 12.08.2009).
9. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу // Официальный сайт Министерства образования и науки российской Федерации. 2010 / ИЯЬ: http://mon.gov.ru/dok/ ukaz/nti/4431 (дата обращения: 11.10. 2010).
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. 2010. ИЯЬ: http://mon.gov.ru/dok/prav/nti/4859 (дата обращения: 11.10.2010).
Поступила 18.02.2011 г.
УДК 338
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМ ЦЕНТРОМ - ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОЛЯРИЗОВАННОГО РАЗВИТИЯ
Г.И. Бурдакова
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет E-mail: [email protected]
Приведены принципы федеральной региональной политики, определяющие формы и методы управляющих воздействий на регулирование процессов развития хозяйственных комплексов в целях достижения конкурентоспособности России и ее регионов. Выявлено, что в условиях перехода к поляризованному развитию полюсами роста (центрами регионального развития) должны стать промышленные центры, в основном, посредством развития производственных комплексов. Сформулированы концептуальные положения стратегического управления промышленными центрами.
Ключевые слова:
Промышленный центр, модернизация, производственный комплекс, стратегическое планирование иуправление, политика поляризованного развития.
Key words:
Industrial сentre, modernization, production complex, strategic planning and management, development of a polarized politics.
Технологическое отставание России от развитых и передовых развивающихся стран увеличивается с каждым годом. Желая кардинально изменить ситуацию, Правительство России начало амбициозную программу по построению в России экономики высоких технологий и инноваций.
Определены приоритетные направления развития промышленности.
Задачи реализации приоритетов развития страны призваны решать промышленные центры - города, являющиеся средоточием одной или нескольких отраслей промышленности. Именно здесь