Научная статья на тему 'Механизмы формирования стратегии интеграции в интегрированных экономических системах'

Механизмы формирования стратегии интеграции в интегрированных экономических системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
570
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журова Л. И.

В статье дается обоснование и интерпретация процедур, факторов и стимулов экономической интеграции хозяйствующих субъектов, проводится систематизация способов осуществления интеграции в зависимости от типа сегмента СЗХ корпорации и выделяются критерии оценки эффективности процесса интеграции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы формирования стратегии интеграции в интегрированных экономических системах»

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ИНТЕГРАЦИИ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Журова Л.И., к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит»

Волжский университет им. В.Н. Татищева (институт)

В статье дается обоснование и интерпретация процедур, факторов и стимулов экономической интеграции хозяйствующих субъектов, проводится систематизация способов осуществления интеграции в зависимости от типа сегмента СЗХ корпорации и выделяются критерии оценки эффективности процесса интеграции

Одной из особенностей развития мировой экономики в последние десятилетия является процессы интеграции, включая интеграцию промышленного и финансового капитала. Непосредственные результаты интеграции проявляются не только в снижении трансакционных издержек, повышении рентабельности производства, но и в прогрессивных структурных сдвигах, укрупнении бизнеса, повышении его конкурентоспособности. Выход на этот уровень предполагает консолидацию усилий отдельных предприятий в борьбе за рынок, концентрацию ресурсов, ограничение уровня конкуренции на промежуточных стадиях производства товаров и снижение внутренних издержек.

Результаты контроля экономической концентрации свидетельствуют о происходящих в экономике России масштабных процессах перераспределения прав собственности и иных прав и увеличении объемов сделок по слияниям и поглощениям. Так, в числе крупнейших сделок последних лет можно отметить приобретение ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» 92% акций ОАО «Сибнефть» за 21 732 млн. долл. США (третья по стоимости сделка в мире в 2003 г.), а также приобретение компанией BP Plc (Великобритания) нефтяных активов «Альфа-Групп» и Access/Renova (Тюменская Нефтяная Компания - «ТНК») за 6350 млн. долл. США.

Результаты исследований по проблеме экономической интеграции свидетельствуют об отсутствии единой теоретической интерпретации и классификации указанных процессов, обусловленного особенностями национальной деловой практики и национального законодательства.

Анализ подходов к определению интеграции хозяйствующих субъектов позволяет сформулировать следующее определение данной категории. Под интеграцией хозяйствующих субъектов будем понимать процессы объединения субъектами своих ресурсов, активов, технологий, факторов производства, информации, сбытовых сетей, долей рынка и других ценностей для достижения общих целей и удовлетворения своих интересов на период действия этих целей. При таком подходе результативность объединения хозяйствующих субъектов достигается не простым суммированием потенциалов участников, их рыночных долей, а имеет место эффект синергизма [3].

Наиболее часто в последнее время используют такие методы интеграции как слияние и поглощение, создание альянсов. К определению понятий «слияние» и «поглощение» существуют различные подходы. Российское законодательство интерпретирует слияние как реорганизацию юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. В качестве синонима термина «поглощение» в юридическом контексте используется понятие «присоединение» [1]. В работе будем исходить из общепринятых определений, используемых в теории корпоративных финансов и мировой практике, такого рода операций [4, 5, 6].

К базовым причинам проведения интеграционного процесса можно отнести различные стимулы и мотивы оперативного или стратегического развития компании. Основная причина интеграции предприятий кроется в стремлении получить и усилить синергетический эффект, выраженный в виде экономии на масштабах деятельности, комбинировании

взаимодополняющих ресурсов, минимизацией трансакционных издержек, взаимодополняемостью в области НИОКР.

На сегодняшний день в мире накоплен большой опыт создания и развития интегрированных структур. Объединяя свои ресурсы нередко компании не идут на полное слияние, а создают тот или иной механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями. Отличия в составе и структуре интегрированных объединений в значительной степени обусловлены конкретно-историческими обстоятельствами, а также спецификой законодательного регулирования роли финансовых организаций в вопросах корпоративной собственности и управления. Подходы к классификации интегрированных структур представлены в табл. 1

[3].

Таблица 1. Классификация интегрированных структур

Признак классификации Типы интеграции

Форма производственной интеграции Горизонтальная Вертикальная

Степень интеграции капитала Концентрация капитала Централизация капитала Концентрация производства

Отраслевая принадлежность Отраслевая Межотраслевая

Степень диверсификации Концентрическая (монопрофильная) Конгломератная (многопрофильная)

Масштабы деятельности Региональная Межрегиональная Транснациональная

Характер экономических отношений между экономическими системами Корпорации Альянсы

Способ объединения экономического потенциала Производственная Финансовая

Способ интеграции в рамках корпорации По технологическому принципу По финансовому принципу

Степень участия одного предприятия в уставном капитале другого Непосредственное участие Косвенное участие

Особенный интерес в современных условиях вызывают интегрированные корпоративные структуры - особая группа корпоративных объединений, характеризующихся собственными закономерностями развития. Интегрированные корпоративные структуры - это сложные экономические системы, которые при различных факторах интеграции могут принимать формы консорциумов, синдикатов, ассоциаций, конгломератов, трестов, концернов, промышленных холдингов, финансово-промышленных групп и т.п., отличающихся по структуре, функциям, степени юридической и хозяйственной самостоятельности, целям и длительности сотрудничества, характеру экономических связей между компаниями, степени концентрации объединяемых ресурсов и т.д.

Такие интегрированные корпоративные структуры составляют экономику подавляющего большинства высокоразвитых стран. Необходимо отметить, что, несмотря на отсутствие в гражданском праве большинства стран вышеперечисленных названий организационных форм интеграции компаний для обозначения конкретного юридического лица, все эти формы объединения фактически имеют место. В каждом отдельном случае интеграция компаний регистрируется в качестве юридического лица в той организационноправовой форме, которая предусмотрена гражданским законодательством данной страны (в России, как правило, в форме хозяйственных товариществ и обществ, ассоциаций и союзов).

Уникальность становления и развития корпоративных объединений в экономике России заключается в том, что они создаются или в виде финансово-промышленных групп (ФПГ) на

основе специального закона («де-юре» ФПГ) [2], или без официальной регистрации в рамках действующего гражданского законодательства («де-факто» ФПГ). К официальным относятся группы, включенные в Государственный реестр финансово-промышленных групп России.

В зависимости от центра объединения различают «производственные» ФПГ, сформированные вокруг промышленных предприятий (86%), и «банковские» ФПГ, сформированные вокруг банка, инвестиционной компании или их объединения (14%).

Инициаторами создания производственных ФПГ выступают крупные заводы: АО «ГАЗ» (ФПГ «Нижегородские автомобили»), Магнитогорский металлургический комбинат (ФПГ «Магнитогорская сталь»), АО «ВАЗ» и «КамАЗ» («Волжско-Камская» ФПГ). Чаще производственные ФПГ носят явно выраженную отраслевую направленность и отличаются крупными масштабами деятельности.

Рассмотрев основные организационные формы интегрированных экономических систем, необходимо уточнить способы их формирования. С учетом форм согласованности процесса различают следующие способы интеграции: предложение собственникам, обратное предложение, использование обязательств, использование договоров управления [6].

В рамках предложения собственникам выделяют следующие варианты осуществления процесса интеграции:

- предложение членам совета директоров. Данный способ предполагает ведение переговоров либо с частью членов совета директоров (частичное предложение), либо с полным составом (полное предложение). Переговоры могут вестись скрытно от других членов совета директоров, характеризуясь индивидуальностью (закрытое предложение), либо открыто и демократично независимо от собственника (открытое предложение);

- предложение миноритарным собственникам, которые подразделяются на сотрудников (бывших и текущих) и прочих собственников. Выделение отдельно сотрудников объясняется спецификой приватизации большинства российских предприятий, когда значительные пакеты акций оказались распылены среди работников;

- публичное предложение всем собственникам. Данный способ заключается в публичном предложении об интеграции с единой ценой для всех собственников и необходимостью подавать заявки в определенные сроки.

Здесь же следует отметить такую процедуру как корпоративный шантаж, нашедшую широкое применение в России. Интеграция в этом случае заключается в несогласованном приобретении частичного корпоративного контроля, в открытом позиционировании участником-инициатором себя в качестве стратегического инвестора с одновременной критикой существующих акционеров и менеджмента и использованием других вспомогательных процедур.

Обратное предложение осуществляется в виде:

- венчурного проекта, предполагающего интеграцию, с одной стороны, участников, владеющих нематериальным активом (идея бизнеса, ноу-хау и т.д.), с другой - участников, обладающих свободными финансовыми ресурсами. Инициатива может исходить и от владельца нематериального ресурса, и от участника, желающего инвестировать свободные средства;

- предложения прав контроля текущими собственниками, связанного с необходимостью или желанием собственников выйти из бизнеса и реализовать права контроля;

- приватизации как возможной схемы предыдущего варианта (при этом собственником является государство).

Метод использования обязательств инициируемого участника включает следующие варианты:

- обмен кредиторской задолженности на права. При преднамеренной кредиторской задолженности вхождение в состав кредиторов с самого начала используется как способ корпоративного контроля и осуществляется посредством выдачи займов и кредитов или выкупа с дисконтом или премией обязательств у существующих кредиторов;

- процедура несостоятельности (банкротства), предполагающая выход текущих

собственников при мировом соглашении, действия в рамках наблюдения, внешнего управления, оздоровления, конкурсного производства.

Значительная доля внешних обязательств российских предприятий повышает риск несогласованной интеграции. Широкое распространение в российских условиях получил вариант несостоятельности путем ее «создания» с помощью возникновения обязательств и последующей сменой адреса, счетов.

При использовании договоров управления основным инициатором является менеджмент компании. В рамках своих возможностей и закона управляющие компании могут перевести денежные потоки, клиентов, партнеров, часть имущественного комплекса на аффилированные компании и в дальнейшем (когда существенная часть бизнеса «приобретена») либо воспользоваться одним из вышеуказанных способов, либо расторгнуть договор управления и работать напрямую со «своим» бизнесом.

В процессе становления рыночной экономики были реализованы различные подходы к интеграции, связанные с существованием имеющихся факторов конкуренции. Особенностью большинства сделок являлось отсутствие стратегического подхода к выбору объекта интеграции и осуществлению интеграционного процесса. Однако в последнее время наметились как внутрироссийские, так и внешние предпосылки для изменения ситуации. К ключевым факторам, содействующим интеграционным процессам на современном этапе, относятся: либерализация режимов торговли и прямых иностранных инвестиций,

экономическая интеграция на уровне регионов и государств, деятельность Всемирной торговой организации, расширение возможностей для трансграничных займов и кредитов, депозитов в иностранной валюте и портфельных инвестиций; внедрение новых информационных технологий, позволяющих компаниям управлять

интернационализируемыми производственными контурами на расстоянии.

Механизм управления процессом интеграции предполагает следующие этапы: планирование, анализ способов осуществления, оценка и анализ вариантов стратегии, проверка вариантов и осуществление интеграции [6].

Этап планирования предполагает определение вида интеграции, участников интеграции, разработку критериев их отбора. Итог этапа должен состоять из нескольких желаемых вариантов стратегии. Обычно выделяют следующие типы стратегии интеграции: общая портфельная (расширение и укрепление производственного портфеля), семейственная (горизонтальная и вертикальная интеграция), элементная (выход на новые сегменты рынка с новыми продуктами). Параллельно с выбором возможных вариантов стратегии интеграции происходит оценка возможностей и ресурсов компании.

Этап анализа способов осуществления. На основе результатов планирования производится отбор потенциальных участников интеграции, анализируются возможные методы интеграции, источники и инструменты ее осуществления.

Этап оценки и анализа вариантов стратегии. Задача данного этапа заключается в оценке и анализе полученных вариантов стратегии интеграции на предмет получения заданного синергетического эффекта .

Этап проверки. На основе изучения результатов предыдущих этапов и их корректировки на предмет возможных ограничений и таких качественных факторов, как варианты поведения новых собственников, сложности интеграции, информационное сопровождение определяется оптимальный вариант стратегии интеграции, обеспечивающий синергизм и сбалансированное развитие интегрированной экономической системы.

Этап осуществления интеграции предполагает организацию переговорного процесса и заключение сделки.

Стратегия интеграции является базовым элементом процесса интеграции предприятий и базируется на таких факторах как: стратегическая зона хозяйствования (СЗХ); стратегический хозяйственный центр (СХЦ), методы концентрации и интеграции конкурентных ресурсов и др.

Стратегическую зону хозяйствования можно определить как часть (сегмент) внешней

среды, отражающая интересы предприятия, обеспечивающая достижение стратегических целей предприятия, реализацию его конкурентных преимуществ и снижение рисков и требующая определенного уровня стратегического потенциала предприятия [3].

Деятельность промышленного предприятия во внешней среде включает различные области: рынок сбыта продукции, рынок производственных ресурсов, рынок финансовоинвестиционных ресурсов, рынок труда, взаимоотношения с другими предприятиями, поставщиками, потребителями. Соответственно, инфраструктура СЗХ может включать в себя различные сегменты, такие как: сегмент реализации продукции, сегмент производства, сегменты финансово-инвестиционных, трудовых, производственных ресурсов и пр.

Использование концепции СЗХ позволяет снизить неопределенность при принятии управленческих решений, предугадать тенденции развития внешней среды, соотнести возможности и недостатки предприятия с возможностями и угрозами во внешней среде, определить наиболее перспективные направления деятельности предприятия.

Организационным механизмом для управления факторами СЗХ является СХЦ -организационная структура (подразделение предприятия), ориентированная на формирование СЗХ и развитие их параметров. Формирование стратегии интеграции через обоснование СЗХ предполагает исследование тех или иных факторов СЗХ, в зависимости от которых интегрированные системы выбирают тот или иной вариант интеграции.

В соответствии с выделенными сегментами СЗХ, цепочкой создания ценностей М.Портера [7] и факторами конкурентоспособности организации можно выделить следующие факторы интеграции промышленных предприятий: доля рынка, сбытовая сеть; производственные мощности; материальные активы; нематериальные активы; финансовоинвестиционные ресурсы.

В таблице 2 представлены факторы и критерии оценки эффективности интеграции в тот или иной сегмент СЗХ.

При выборе предприятием такого фактора интеграции как объединение производственных мощностей обоснование процесса интеграции предполагает учет технологического уровня и гибкости линий, возможности расширения, качества управления товарными запасами. Если синергетический эффект указанных стимулирующих признаков будет положительным, то предприятие может выбрать стратегию интеграции производственных мощностей.

При обосновании процесса интеграции по фактору - участие в доле рынка, -необходима оценка соотношения затраты/эффект от вхождения на сектор рынка, имеющийся у интегрируемых хозяйствующих субъектов и оценить вводимый для развития этого фактора объем инвестиций. При выборе предприятием фактора интеграции - товаропроводящая или сбытовая сеть, - важной является оценка общей совокупности собственной и контролируемой сети и ее экономических характеристик в виде: объема продаж,

потенциальной пропускной способности сбытовой структуры.

Важными показателями оценки процесса интеграции по фактору - уровень материальных активов, - являются: эксклюзивный доступ к материальным ресурсам, наличие альтернативных поставщиков, кредит доверия поставщиков, собственное обеспечение поставок.

При выборе предприятием фактора интеграции - нематериальные активы, -проводится оценка стоимости возмещения патентов или лицензий и возможность применения имеющихся нематериальных активов для выпуска продуктов-аналогов или других видов продукции.

При выборе фактора интеграции - финансовые активы - показателями, характеризующими стимулирование интеграции являются уровень чистой стоимости налогового выигрыша и оценка стоимости финансовых активов до и после покупки.

Таким образом, процедура интеграции компаний по праву считается одной из сложнейших управленческих задач. Достоинство стратегии интеграции компаний по сравнению с органическим ростом состоит в быстроте ее осуществления на фоне снижения

издержек на реализацию такой стратегии. Интеграция является средством скорейшего достижения целей роста при экспансии как внутри страны, так и за ее пределами.

При этом выбор направления интеграции предполагает учет факторов интеграции, тип интеграции, принципы, методы, способы, источники осуществления интеграционного процесса с целью формирования стратегии, обеспечивающей получение максимального синергетического эффекта.

Библиографический список

¡.Гражданский Кодекс РФ. Часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ).

2.«О финансово-промышленных группах» ФЗ от 30.11.1995 г. №190-ФЗ.

3.Афоничкин А.И., Журова Л.И., Ягодин Н.В. Управление развитием интегрированных экономических систем на базе инструментария стратегического зонирования: Монография. -Тольятти: Изд-во Волжского ун-та им. В.Н.Татищева, 2006.

4.Бендиков М.А., Фролов И.Э. Тенденция и роль интеграционных процессов в промышленности России // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №4. - С. 3-22.

5.Владимирова И.Г. Слияния и поглощения компаний: характеристика современной волны // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №1.

6.Игнатишин Ю.В. Слияния и поглощения: стратегия, тактика, финансы. - СПб.: Питер,

2005.

7.Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. // Под ред. В.Д.Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993.

Таблица 2. Критерии оценки эффективности процесса интеграции

Факторы интеграции / Сегмент СЗХ Тип интеграци и Стимулы и мотивы интеграции Критерии оценки

1. Факторы, характеризующ ие реализацию продукции / Доля рынка, сбытовая сеть Горизонта льная Вертикаль ная (прямая) Увеличение доли рынка Выход на новые рынки Возможность использования каналов сбыта продукции Снижение затрат на продвижение Снижение риска нереализации продукции Уровень конкурентоспособности продукции Качества сбытовой сети

2. Факторы, характеризующ ие производство/ Производственн ые мощности Горизонта льная, вертикаль ная Возможность использования избыточных мощностей Увеличение объемов производства Экономия на масштабе производства Диверсификация производства Уровнень организации производства и его эффективности Возможности выпуска других продуктов

3. Факторы, характеризующ ие финансово-инвестиционны е ресурсы/ Финансово-инвестиционны е ресурсы Все Мобилизация финансовых ресурсов Возможность контроля финансовых потоков Снижение налоговой нагрузки Возможность реализации перспективных инвестиционных проектов Уровень чистой стоимости налогового выигрыша Увеличение текущей прибыли Возможности привлечения заемных средств Оценка использования свободных средств

4. Факторы, характеризующ ие трудовые ресурсов /Нематериальн ые активы Все Обеспечение взаимодополнения в области НИОКР Снижение издержек на научно-технические исследования Научная и техническая оценка качества нематериальных активов Количество имеющихся патентов Уровень издержек на научно-технические исследования в сравнении с выручкой

5. Факторы, характеризующ ие производственн ые ресурсы / Материальные активы Вертикаль ная (обратная) Закрепление сырьевых источников Защита от монополизма поставщиков (стремление их привязать) Обеспечение стабильности поставок Качество работы поставщиков Техническая оценка материальных активов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.