Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пирогланов Шамсуддин Шахретович, Скляров Владимир Петрович, Паленый Андрей Владимирович

В статье рассмотрены механизмы формирования профессиональной направленности личности военнослужащих. Автор считает проблему профессиональной направленности наиболее важной, так как это может стать решающим шагов в жизни становления будущего специалиста. Рассматривает основные подходы к изучению личности в современной литературе. В основе всех подходов лежит наблюдение и выявление закономерностей путем применения чётких заранее описанных процедур. Автор рассматривает период ранней зрелости наиболее благоприятный для организации основных психологических подструктур личности, которые необходимы для реализации человеком основных функций в социуме. Автор приходит к выводу, что профессиональная направленность личности военнослужащих является частью государственной системы психологической поддержки и профессиональной ориентации военнослужащих, результатом которой является высокая военно-профессиональная мотивация личности военнослужащего, его способность к сознательному выбору вида воинской деятельности, грамотное сопоставление индивидуальных возможностей с теми требованиями, которые сегодня предъявляют к человеку те или иные военно-учетные специальности и должности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пирогланов Шамсуддин Шахретович, Скляров Владимир Петрович, Паленый Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR FORMING THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE PERSONALITY OF MILITARY PERSONNEL

The article discusses the mechanisms of formation of the professional orientation of the personality of servicemen. The author considers the problem of professional orientation to be the most important, since it can be a decisive step in the life of the future specialist. Considers the main approaches to the study of personality in modern literature. All approaches are based on observing and identifying patterns through the application of clear, pre-described procedures. The author considers the period of early maturity, which is the most favorable for the organization of the main psychological substructures of the personality, which are necessary for a person to implement the main functions in society. The author comes to the conclusion that the professional orientation of the personality of military personnel is part of the state system of psychological support and professional orientation of military personnel, which results in high military professional motivation of the personality of a serviceman, his ability to consciously choose the type of military activity, competent comparison of individual capabilities with those requirements that Today, certain military specialties and positions are presented to a person.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, заместитель начальника 100 кафедры Пирогланов Шамсуддин Шахретович

ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени

Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар);

кандидат технических наук, доцент 100 кафедры Скляров Владимир Петрович

ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени

Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар);

преподаватель 100 кафедры Паленый Андрей Владимирович

ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени

Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар)

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье рассмотрены механизмы формирования профессиональной направленности личности военнослужащих. Автор считает проблему профессиональной направленности наиболее важной, так как это может стать решающим шагов в жизни становления будущего специалиста. Рассматривает основные подходы к изучению личности в современной литературе. В основе всех подходов лежит наблюдение и выявление закономерностей путем применения чётких заранее описанных процедур. Автор рассматривает период ранней зрелости наиболее благоприятный для организации основных психологических подструктур личности, которые необходимы для реализации человеком основных функций в социуме. Автор приходит к выводу, что профессиональная направленность личности военнослужащих является частью государственной системы психологической поддержки и профессиональной ориентации военнослужащих, результатом которой является высокая военно-профессиональная мотивация личности военнослужащего, его способность к сознательному выбору вида воинской деятельности, грамотное сопоставление индивидуальных возможностей с теми требованиями, которые сегодня предъявляют к человеку те или иные военно-учетные специальности и должности.

Ключевые слова: механизмы, формирование, профессиональная направленность, личность, военнослужащие.

Annotation. The article discusses the mechanisms of formation of the professional orientation of the personality of servicemen. The author considers the problem of professional orientation to be the most important, since it can be a decisive step in the life of the future specialist. Considers the main approaches to the study of personality in modern literature. All approaches are based on observing and identifying patterns through the application of clear, pre-described procedures. The author considers the period of early maturity, which is the most favorable for the organization of the main psychological substructures of the personality, which are necessary for a person to implement the main functions in society. The author comes to the conclusion that the professional orientation of the personality of military personnel is part of the state system of psychological support and professional orientation of military personnel, which results in high military professional motivation of the personality of a serviceman, his ability to consciously choose the type of military activity, competent comparison of individual capabilities with those requirements that Today, certain military specialties and positions are presented to a person.

Key words: mechanisms, formation, professional orientation, personality, servicemen.

Введение. В современной системе высшего образования; в том числе и военном образовании наносят отпечаток происходящие преобразования в экономике политике и общественной жизни России. Данные процессы связаны с такими вопросами, как идеологическая неразбериха в сознании воинов; национальные распри и конфликты в обществе, ослабление системы духовных и нравственных ценностей в обществе, тенденция возрастания решительности, ожесточенности и бескомпромиссности боевых действий.

Курсант с неустойчивой направленностью личности быстро остывает, отказывается от ранее поставленных перспективных целей, руководствуется только текущими целями, которые зачастую идут вразрез с перспективными. Профессиональная направленность личности у таких военнослужащих может носить кратковременный, ситуативный характер. Указанные факторы говорят, что необходим качественно иной подход к воспитанию военнослужащих для успешного выполнения задач, стоящих перед высшим военным образованием [3].

Изложение основного материала статьи. В юношеском возрасте проблема профессиональной направленности становится наиболее важной, так как это может стать решающим шагов в жизни студента. В этом возрасте человек начинает осознавать важность выбора, свои жизненные перспективы. При этом молодых людей уже не интересует просто работа, как способ существования, молодежь стремиться реализовывать себя в профессиональной деятельности, путем проявления своих возможностей и развития полученных навыков. Профессиональная деятельность приобретает новый смысл - она становится источником удовольствия.

Также актуальность этой проблемы состоит в том, что при выборе профессии часто не учитывается весь набор психологических качеств, которые обеспечивают успешное научение профессии каждого человека. Именно поэтому, на мой взгляд, в этой проблеме нужен индивидуальный подход, а также нужно делать упор не только на обучении и повышении уровня знаний, но и обращать внимание на такие вещи, как профессиональная ориентация.

В современной литературе выделяется 10 основных подходов к изучению личности. В основе всех подходов лежит наблюдение и выявление закономерностей путем применения чётких заранее описанных процедур [6, С. 131]. Представители теории Бихевиоризма убеждены, что личность формируется под воздействием окружающей среды, а не заложена в природе человека. Они ставят под сомнение даже саму необходимость употребления понятия «личность». Согласно данному подходу, человек приобретает навыки поведения, реагируя на воздействие извне, иными словами обучается, в результате формируются различные рефлекторные реакции. Следовательно, человек является «чистым листом», преобразуемым в личность путем применения программы подкреплений и наказаний за выполненный поведенческий акт. Основатель данной теории Джон Уотсон считал, что, даже выбрав ребенка наугад можно сделать его специалистом любого профиля, не зависимо от его способностей и склонностей или рода занятий его предков (Watson, 1925).

Культурно-исторический подход, созданный Л.С. Выготским, рассматривает личность со стороны освоения человеком культурных ценностей. Л. С. Выготский освоил объективный подход к анализу психический функций, благодаря пониманию слова-знака, который первичен в практическом действии и относительности мышления первично как практического действия, так и относительно мышления. Индивидуум выстраивает личность благодаря освоению культурных слов-знаков [7, С. 45].

Все ученные, перечисленные в данной статье являются лишь основными оплотами психологии, на которых базируются основные направления психологии. Стоит учитывать, что они не единственные, и каждая из теорий имеет свои положительные аспекты, а также отрицательные. Критика теорий позволяет определить наиболее подходящий подход для работы с каждой личностью непосредственно. Такое разнообразие теорий одновременно является и проблемой и решением психологических проблем. Так как позволяет подобрать индивидуальный подход, но одновременно с этим усложняет понимание деталей каждого подхода непосредственно.

Профессиональное самоопределение является одним из важнейших механизмов для определения будущей профессии. В большинстве случаев направленность личности обусловлена системой мотивов, которые является целями деятельности человека. Также направленность носит субъективный характер, который включает в себя такие части человеческой жизни как интересы, убеждения, идеалы. Для принятия решения важным становятся не только возрастные особенности, но и реализация личности в будущей профессии.

Для профессионального самоопределения одним из важнейших временных отрезков в жизни человека является подростковый возраст. В данный период появляются мысли о будущем и желание признания своей личности. В дальнейшем это укрепляется в старшем школьном возрасте, где происходит развитие и укрепление самооценки, формирование самосознания.

При выборе цели основами являются такие аспекты как информация о состоянии окружающего индивида мира, психоэмоциональное состояние, мыслительные процессы, которые осуществляет сам индивид, а также мотивы предстоящей активности. Результатом целенаправленных систематических действий и становится достижение определенной точки (цели). Это целенаправленность вырабатывается у молодых людей (16-18 лет) во время становления личности, а также при обучении и воспитании. В это время личность не только формируется сама, но и выбирает профессиональное и общественное направление, связывается с обществом и становится его частью. Необходимо сформировать у молодых представителей понимания зависимости их социального и личного статуса от способности быть полезным совершенно в различных сферах общества на частном и более глобальных уровнях. В этом личности позволяет такая характеристика как направленность, что является объединением устоявшихся мотивов, из которых формируется деятельность человека, независимо от сложившейся ситуации. В общем счете направленности разделяют на три вида: личная, деловая и коллективистическая.

Такой процесс как самоопределение становится основным в подростковом возрасте, когда идет профессиональное становление личности, базирующиеся на нем. На этой ступени развития важно сформировать у индивида избирательно-положительное отношение к сути предстоящей профессии или к её элементам [1, С. 65].

Профессиональная направленность имеет в себе два наиболее важные характеристики, такие как содержательная -полнота и уровень, и динамическая - интенсивность, длительность и устойчивость. Содержательная характеристика имеет личностную окраску, что говорит о её динамичности. Полнотой же является разнонаправленности и обилие мотивов, приводящих к выбору профессии. В разных условиях значимость профессиональных факторов может разниться, что впоследствии становится причиной очень широкого охвата потребностей и интересов, на которых базируется профессиональная направленность. Одна из важнейших форм направленности является в мотивации. Здесь становится важным развитие мотива от единичного желания до системы. Также следует отдельно отметить мотивы, которые связывают человека исполняющего деятельность с общественной значимостью и признанием, например уверенность в выполнении государственного или другого долга. Пятая группа мотивов наиболее несущественна, однако в современное время встречающаяся все чаще. Она основывается на стереотипности и необъективных элементах профессии. Так, например, большинство сотрудников аэропорта приходят работать на различные должности из-за «романтических» эмоций, связанных с полетами самолетов.

Как отмечал П.А. Шавир: «Мотив, органический связанный с содержанием или процессом деятельности, обеспечивает то неустанное внимание к ней, ту увлеченность, которая приводит к развитию соответствующих способностей. Этот мотив побуждает человека оценивать себя, свои знания, свое умение и нравственные качества в свете требований данной деятельности. Тем самым этот мотив является важнейшей психологической предпосылкой самовоспитания» [10, С. 74]. В данной области можно определить три уровня, на которых располагаются различные значимые несоответствия. Один из основных уровней, это случаи когда между центральной деятельность существует связь с побочными мотивами деятельности. То есть когда один мотив выступает как превалирующая сила, а другие отходят на задний план или дополняют основной. Несоответствие, которое может проявляться на этом уровне, состоит в том, что может быть более глубокое отражение мотивов личностного выбора.

Формирование мотивов, как справедливо отмечает В. И. Ковалев, « равно, как и системы целей и намерений, идет вместе с формированием потребностей. Потребность и другие компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся устойчивее за счет более глубокого познания перспективы и трансформацией возникшей потребности человека в конкретные мотивы» [8, С. 47].

В тот момент, когда значимость меняется, происходит переорганизация структурных ценностей и сопутствующих регламентов. То есть происходит появление новых потребностей, меняются цели и установки. Вся эта динамика стимулирует человека на активную деятельность для восполнения несогласованности. Если в процессе восстановления положения не происходит приобретение новых перспектив, том ожжет произойти потеря интереса в данном направлении деятельности, а также потеря значимости осуществляемой деятельности.

В процессе развития профессиональной направленности личности проходит ряд ступеней:

Начальная ступень. Происходит первичное принятие решение о профессии, основывающееся на личных мотивах и эмоциональном настрое, проявление инициативы и заинтересованности в данной деятельности.

Вторая ступень. Появляются структурные и основательные интересы, происходит понимание деятельности изнутри. Практическая сторона вопроса, интересует больше чем теоретические понятия и абстракции. Формируется самостоятельность и понимание ответственности за осуществляемую деятельность.

Третья ступень. Есть твердая установка на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; проявляет особую увлеченность, как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; идет самоутверждение личности через профессиональный труд.

Четвертая ступень. Страстное увлечение своей профессией; теряются остальные мотивы, происходит «погружение с головой» в осуществляемую деятельность. Происходит не только личное убеждение в важности данной профессии, а также усвоение общественных норм и восприятия.

Профессиональная направленность не должна понимать односторонне, только как личностные мотивы индивида. Зачастую личной заинтересованности и мотивации недостаточно чтобы осознать и усвоить ту или иную профессию.

И последнее разделение мотивов базируется на их связи с содержанием деятельности, то есть прямые мотивы, которые непосредственно связаны с делом, которое выполняет человек; а есть побочные, когда человек занимается делом ради

самого процесса выполнения задачи, а не её результата. Благодаря такому серьезному и обширному разделению мотивов, деятельность достаточно легко подробно расписать, охватывая все аспекты деятельности человека, чтобы выделить для него специфические формы труда [1, С. 14].

Не менее важный критерий выбора профессии является соотношений способностей человека с его склонностями, а также их отношением к требованиям должности или тех, которые человек относит как важные для себя. Данные взаимосвязи, при тесном и правильном соотношении, станут наиболее удачными для положительной реализации индивида в окружающем мире.

В возрастной психологии на протяжении времени особенности и характеристики взрослых людей являлись примером и эталоном для ступенчатого развития личности на всех этапах: детство, отрочество и юности. На этапе зрелости считается, что активное развитие уже прекращается [9, С. 36].

В возрастные рамки от 20 до 40 лет предлагается рассматривать период9ранней зрелости. В это время происходит активное вступление человека в развитие личной жизни, а также развитие профессиональной сферы деятельности. Также следует отметить, что если в начале данного этапа происходит усиление всех биологических процессов (повышается мышечный тонус, улучшается реакция и выносливость), то сразу после него, все начнет уменьшаться до 60 лет, однако наиболее заметно станет только после этого возрастного рубежа [6, С. 131].

Основываясь на теории Фрейда о психосексуальном развитие личности, Эрик Эриксон [6, С. 132], проработал теорию, акцентом которой становятся социальные аспекты развития человека. А развитие становится процессом внедрения индивидуальных биологических факторов в факторы восприятия и социокультурного окружения. Эриксон определяет восемь главных психосексуальных кризисов, через которые проходит человек во время своего развития. Каждый из них характеризует свой специфический возраст, и именно от того позитивный или отрицательный результат будет получен после прохождения кризиса будет зависеть возможность расцвета и успешного развития личности. Нас интересует именно шестой кризис, который свойственен людям в молодом возрасте, уже переступившим порог юности. На этом этапе происходит поиск личных контактов, нахождение партнера в жизненных процессах, таких как быт, профессиональное развитие, отдых, и деторождение и воспитание последних. Если данные процессы не происходят, то существует вероятность нарушения адаптивных способностей человека.

Б.Г. Ананьев стал представителем отечественной психологии, который смог обобщить множество подходов к изучению периода зрелости. Выделяя основные характеристики, она рассмотрел все имеющиеся на данный момент теории и установил, что в пределы данного периода зависят не только от психологических особенностей развития личности, а еще и от системы социальны и биологических причин, а также социально-экономических условий [2, С. 31].

В периоде зрелости заканчивается общесоматическое развитие, и физическое состояние человека достигает своего максимума. Именно поэтому этот период считается интеллектуальным, так как в нем возрастает обучаемость и способность индивида воспринимать новую информацию[2, С. 35]. При наличии активной творческой деятельности, этот период также может стать апогеем интеллектуального развития. Именно поэтому у творческих должностей максимум продуктивной деятельности приходится на возраст 35-39 лет, притом, что пик проявляется 30-34. Несмотря на это, по мнению того же Б.Г. Ананьева, творческие формы и сама деятельность напрямую связана с индивидуальными особенностями человека, то есть нельзя с точной уверенностью сказать, что у одного исследуемого активная деятельность закончится в 35 лет, у другого будет такой же результат. Он утверждал, что интеллект и психологические особенности личности зависят преимущественно от личностных установок, мотивации и интересов самого индивида. В то время как сами они напрямую подвержены зависимости интереса личности к окружающему миру[2, С. 36].

В периоде ранней зрелости происходит смена ролевых установок, а так е приобретения независимого статуса от родительского контроля и финансового обеспечения. Появляется множество социальных сфер, в которых происходит приобретение новых статусов: работа, социум, личная жизнь. В зависимости от той или иной активности человека в деятельности, может происходить либо укрепление, либо отторжение различных статусов в жизни личности. «Деятельная субъективная сторона статуса выступает в виде позиции личности, которую она занимает в условиях определенного статуса» [4, С. 88]. Смысл в том, что различные сферы задают различные вопросы к деятельности человека. В результате чего, индивид принимает на меня те или иные роли, в обязанности которых входит решение вопросов этой сферы. В этот период ранней юности строится собственный образ жизни, происходит усвоение профессиональных ролей, Включение во все виды социальной активности.

Проведенное на молодых людях исследование В.Т. Лисовским показало, что жизненные планы молодежи определяются преимущественно мотивами и целями деятельности человека. В возрасте 20-25 лет преобладают интересы профессионального развития, получения образования и также изменения личностных отношений, и поиска верных друзей.

В научной деятельности исследования ценностных ориентаций, приобретают другое значение. Их характеризует четкая мотивация и разграничение сфер влияния. На фоне других мотивов у них преобладает стремление к интеллектуальным достижениям. Д. Пельц и Ф. Эндрюс [4, С. 88] считают, что продуктивность деятелей этой сферы зависит от динамики интересов. Поэтому сам творческий процесс является некой константой в направленности личности, а также некоторыми переменными, которые помогают перестраивать ценностные ориентации в зависимости от внешних условий.

Исходя их перечисленных особенностей, можно сделать вывод, что период ранней зрелости наиболее благоприятен для организации основных психологических подструктур личности, которые необходимы для реализации человеком основных функций в социуме.

Выводы. Таким образом, профессиональная направленность личности военнослужащих - часть государственной системы психологической поддержки и профессиональной ориентации военнослужащих. Она является очень важной с военно-экономической точки зрения, так как способствует более эффективному использованию в армии финансовых, материальных и человеческих ресурсов. Все это, несомненно, способствует повышению качества кадрового резерва армии и уменьшает затраты на его подготовку и дальнейшее совершенствование. Результат успешно проводимой профессиональной направленности является высокая военно-профессиональная мотивация личности военнослужащего, его способность к сознательному выбору вида воинской деятельности, грамотное сопоставление индивидуальных возможностей с теми требованиями, которые сегодня предъявляют к человеку те или иные военно-учетные специальности и должности.

Литература:

1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход) / И.В. Абакумова. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 2003. - 480 с.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев // Л.: ЛГУ, 1968. - 339 с.

3. Андруник, А.П., Безматерных, А.Н. Военно-профессиональная мотивация как основа для решения задач в воинском воспитании / А.П.Андруник, А.Н. Безматерных // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9565 (дата обращения: 13.05.2022).

4. Антипова, В.М. Формирование мотивов учебной деятельности студентов в условиях учебно-научного комплекса вуза / В.М. Антипова // Проблемы оптимизации учебного процесса в вузе. - Ростов-на-Дону: Изд- во Рост, ун-та, 1981. -С. 88-98.

5. Вербицкий, А.А., Кругликов, В.Н. Контекстное обучение: формирование мотивации / А.А. Вербицкий, В.Н. Кругликов // Высшее образование в России. - 1998. - №1. - С. 101 107.

6. Вилъданова, Ф.3. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студентов / Ф.3. Вилъданова // Прикладная психология. - 2002. - №5-6. - С. 131-134.

7. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций: из неопубликованных трудов / Л.С. Выготский. -Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. - 500 с.

8. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А.А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1988. - 191 с.

9. Халяпина, Л.Н. Социализация учителя / Л.Н. Халяпина. - М.: Аспект пресс, 2001. - 128 с.

10. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. - М.: Педагогика, 1981. - 96 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Плиева Ася Ортелловна

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас);

кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских и восточных

языков и методики преподавания Арадахова Мария Балаэфендиевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье выявлены современные требования к формированию иноязычной речевой компетенции студентов, рассмотрена структура и выявлены компоненты иноязычной речевой компетенции, такие как: речевая компетенция, языковая компетенция, социокультурная компетенция, учебно-познавательная и компенсаторная компетенция. Сделан вывод о том, что значимость умений вести устную коммуникацию на иностранном языке неоспорима для полноценного формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции, т.к. умения устной иноязычной речи непосредственно определяют дальнейшую способность обучающихся к грамотному иноязычному общению. Сложность процесса говорения как такового и трудности освоения необходимых для этого навыков и умений указывают на необходимость уделять особое внимание образовательному процессу в целом и обучению говорению в частности.

Ключевые слова: иноязычная речевая компетенция, компетенция, студент, английский язык.

Annotation. The article reveals modern requirements for the formation of foreign language speech competence of students, considers the structure and identifies components of foreign language speech competence, such as: speech competence, language competence, sociocultural competence, educational and cognitive and compensatory competence. It is concluded that the importance of the ability to conduct oral communication in a foreign language is undeniable for the full formation and development of foreign language communicative competence, because the skills of oral foreign speech directly determine the further ability of students to competent foreign language communication. The complexity of the speaking process as such and the difficulties in mastering the skills and abilities necessary for this indicate the need to pay special attention to the educational process in general and teaching speaking in particular.

Key words: foreign language speech competence, competence, student, English.

Введение. В рамках предмета «Иностранный язык» конечной образовательной целью является функциональное использование иностранного языка для коммуникации, а также для получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях. Благодаря процессу глобализации студентам доступен широкий выбор иноязычных образовательных порталов в свободном доступе и каналов связи для общения со сверстниками по всему миру. Общая тенденция к опосредованности коммуникации, а именно возможность осуществлять общение на расстоянии с помощью гаджетов, блогов, соцсетей, значительно упрощает процесс межкультурного общения, отбрасывает необходимость физического присутствия рядом с собеседником в другой стране, а также снижает фактор психологической скованности взаимодействия с представителем другой культуры на иностранном языке. Таким образом, имея возможности и стимулы для коммуникации, для российских студентов становится немаловажной цель овладеть иностранным языком - главным инструментом для пользования имеющимися у них ресурсами.

Изложение основного материала статьи. Согласно требованиям ФГОС ВО в числе предметных результатов освоения программ обучения иностранному языку в вузе одну из основополагающих ролей занимает формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. С позиций компетентностного подхода современный образовательный процесс ориентирован на освоение обучающимися ключевых компетенций, что подразумевает не просто знание ими определенного объема теоретического материала, но и понимание его практической направленности, иначе говоря, «знания в действии» [3, C. 10].

В отечественной методике обучения иностранному языку и в образовательных стандартах понятие «иноязычная коммуникативная компетенция» включает в себя следующие компоненты:

- речевая компетенция - умение планировать и реализовывать речевое поведение во всех видах речевой деятельности;

- языковая компетенция - овладение языковыми средствами: фонетическими единицами, грамматическими формами и лексикой;

- социокультурная компетенция - знание культуры страны изучаемого языка, правильное использование и понимание национально-маркированных единиц, выбор приемлемого для ситуации стиля общения;

- компенсаторная компетенция - умение выйти из положения дефицита языковых средств;

- учебно-познавательная - развитие умений для самостоятельного осуществления познавательной деятельности.

Все указанные компетенции, являясь составными частями на пути к достижению образовательных целей, направлены

на выполнение практических задач в рамках реализации компетентностного подхода в обучении иностранным языкам. Таким образом, перечисленные компетенции характеризуют компонентный состав иноязычной коммуникативной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.