УДК 32.019.5
Зуева Татьяна Михайловна
доктор философских наук, профессор кафедры истории, философии и политологии Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии [email protected]
Шкилева Елена Михайловна
преподаватель кафедры профессиональной педагогики и иностранных языков Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии [email protected]
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ВЛАСТИ
Zuyeva Tatiana Mikhaylovna
D. Phil.,
Professor of the History, Philosophy and Political Science Department, Azov and Black Sea State Agro-Engineering Academy [email protected]
Shkileva Elena Mikhaylovna
Lecturer of the Vocational Education and Foreign Languages Department, Azov and Black Sea State Agro-Engineering Academy [email protected]
MECHANISMS OF THE AUTHORITY'S IMAGE FORMATION
Аннотация:
Данная статья посвящена изучению механизмов формирования образов власти и выявлению противоречивости этого процесса. Проведенное исследование позволяет утверждать, что без теоретического осознания специфических особенностей современной российской власти, без понимания исторической природы государства и его властных институтов невозможно осмыслить то, как власть воспринимается народом, какой образ власти складывается в массовом сознании. Образ власти целенаправленно создается за счет манипулирования общественным сознанием, политической пропагандой, политическим маркетингом, политическими и избирательными коммуникативными технологиями. Данная практика имеет многократный характер.
Ключевые слова:
образ власти, массовое сознание, политические технологии, социальный конструкт, имидж, репутация, СМИ, массовая коммуникация.
Summary:
The article deals with mechanisms of the authority's image formation and contradictoriness of the process. The undertaken study shows that without theoretic research of the specific features of the current Russian authority and comprehension of the historic nature of the government and its power-holding structures it is impossible to learn how people take the authority and what authority image is shaping in the mass consciousness. The authority's image is intentionally forming by means of social conscious manipulation, political propaganda, political marketing, political and electoral communication technologies. The range of problems under consideration is of the many-sided nature.
Keywords:
authority's image, mass consciousness, political technologies, social construct, image, reputation, mass media, mass communications.
Главной исследовательской задачей данной статьи является изучение механизмов формирования образа власти и выявления противоречивости этого процесса. Актуальность данной проблемы определяется тем, что специфические особенности современной российской власти во многом предопределены сложившимися историческими формами российской государственности, моделью власти, укорененной в историческом сознании народа и сформировавшимися социальными практиками власти.
Без теоретического осознания этой специфики, без понимания исторической природы государства и его властных институтов в контексте исторически сложившихся особенностей российской национальной культуры невозможно осмыслить то, как власть воспринимается народом, какой образ власти складывается в массовом сознании.
Проблема взаимоотношения власти и народа, личности и государства была актуальна для нашей страны во все исторические времена. Образ власти как феномен массового повседневного сознания во многом принадлежит области социальных чувств, ожиданий, надежд, представлений и восприятий. Но весомую роль в нем играют и знания, социально-политический опыт, социально-политическая зрелость, социально-политическая рефлексия. Так же как и в информационном обществе, социальная информация и социальные знания приобретают все большее значение, так и в образе власти интеллектуальная составляющая играет все большую роль, что все более исключает искажение социально-политической реальности и все то, что связано с манипулированием человеческим сознанием и поведением.
В массовом повседневном сознании власть, как правило, персонифицирована, то есть ассоциируется с конкретными личностями, политическими лидерами, представителями власти, харизматическими личностями современного политического бомонда.
Образ власти как феномен массового повседневного сознания есть социальный политико-властный конструкт, выступая порождением конкретной социально-политической культуры общества, этот образ конституируется, то есть порождается и создается реальными социальнополитическими условиями, является их выражением и продуктом и в некотором роде объективен, как порождение этих реальных условий.
Но, с другой стороны, он конструируется воздействием методов политической и государственной идеологии и пропаганды, посредством средств массовой коммуникации, политической рекламы, он продуцируется политическим пиаром и политическими манипуляциями, различными политическими технологиями, в том числе он конструируется исследователями посредством обоснования тех или иных идеологических, политических, государственных или национальных идей и ценностей.
Указанные соображения актуализируют изучение образа власти, поскольку оно, с одной стороны, касается и общественно-политических устоев, национального менталитета и традиций, а с другой - продуцируется политическими технологиями. Соответственно, актуальность темы исследования имеет и практический и теоретический характер.
Образ власти как конструкт - это порождение конкретной политической культуры общества, существующий в силу того, что люди согласны или предпочитают действовать определенным образом, так или иначе оценивать те или иные социальные явления, следовать определенным правилам и нормам.
Образ власти как конструкт - это спектр сложных социальных отношений, созданных под воздействием реальных социально-политических условий. Этот образ конституируется, то есть создается реальными социально-политическими условиями, является их выражением и продуктом и в некотором роде он объективен как порождение этих реальных объективных условий. Но, с другой стороны, он конструируется целенаправленным образом.
Именно так создается социальный конструкт образа власти: по своей природе он дискур-сивен, то есть является связным, в той или иной степени обоснованным языковым (общественное мнение, оценочные суждения и даже политические анекдоты) выражением социальнополитических чувств, мыслей и ценностей, а по происхождению выступает непроизвольным продуктом эпохи и произвольным (осмысленным и целенаправленным) результатом идеологического воздействия на массовое сознание.
Итак, социальный конструкт - это понятие, вводимое или создаваемое исследователями по поводу наблюдаемых событий, отношений или объектов согласно оценке, масштабу ценностей, правилам предпочтения. Социальные конструкты - это искусственные теоретические образования с инструментальными служебными функциями, предназначение которых двойственное: с одной стороны, они термины теории, характеризующие определенный тип социальных отношений (в данном случае - образ власти), с другой стороны, социальные конструкты - специфические маркеры социальных практик, указывающие на то, что именно отражением чего в данном случае является (в данном случае образ власти - это отражение в массовом сознании и поведении, в социальной коммуникации, в социальном повседневном дискурсе сложившихся отношений власти и социальных практик власти и оценка этого явления).
Образ власти как социальный конструкт имеет амбивалентную природу: он спонтанен как ментальный образ и он одновременно целенаправленно создается и корректируется как бренд, имидж и репутация. В спонтанности конструкта образа власти имеет место отражение ментальности и социально-культурного контекста, формирование образа власти в семье и в процессе социализации.
Образ власти создается под воздействием методов политической и государственной идеологии и пропаганды, посредством средств массовой коммуникации, политической рекламы и политического маркетинга, он продуцируется политическим пиаром и политическими манипуляциями, различными политическими технологиями, в том числе он конструируется исследователями посредством обоснования тех или иных идеологических, политических, государственных или национальных идей и ценностей.
В целенаправленном формировании конструкта-образа мы усматриваем такие ходы в его целенаправленном создании, как манипулирование общественным сознанием, политическая пропаганда и то, что сегодня называется политическим пиаром, политический маркетинг, политические и избирательные коммуникативные технологии, информационную политику и т.п. Указанные соображения в понимании сущности конструкта-образа власти обуславливают и соответствующие исследовательские ходы изучения данного феномена.
Процесс противоречивого единства спонтанности создания образа власти и его целенаправленного создания будем называть формированием образа власти. Соответственно этому пониманию сущности образа-конструкта власти порождаются и соответствующие исследовательские ходы изучения данного феномена.
В массовом сознании власть, как правильно подчеркивает В.И. Кибальник [1], обычно персонифицирована, то есть ассоциируется с конкретными личностями - представителями власти, и это касается всех ветвей - законодательной, исполнительной, судебной - и всех уровней власти - районного, городского, областного, федерального [2, с. 3].
Выделим несколько особенностей анализа механизмов формирования образа власти, которые сложились в современной исследовательской литературе. Обычно приоритетным является рассмотрение представлений о политическом лидере, кандидате-политике, руководителях на уровнях федеральной и региональной власти.
Однако при этом недостаточно проработанными остаются некоторые вопросы, во-первых, о различии между политиком и руководителем, ибо, на наш взгляд, широкий спектр властных функций не сводится к управлению или политическому менеджменту и, во-вторых, не рассматривается механизм формирования образа власти, который не тождественен, как имиджу политического лидера, так и самому образу власти, ибо образ власти - это конструкт, то есть определенный, имеющий амбивалентную природу феномен в виде результата сложного вектора взаимодействий, а формирование образа власти - это процесс; и, наконец, в-третьих, образ власти - не отражение особенностей того или иного из государственных институтов или в целом государства, а отражение сложившихся политических практик использования власти, распространения власти, властного управления, делегирования власти и т.п.
Но это тоже не вполне корреспондирует с таким процессом, который мы называем механизмом формирования образа власти, имея в виду, что сам образ власти амбивалентен; с одной стороны, как социальный факт есть объективное отражение в массовом общественном сознании сложившихся политических практик, с другой стороны, как политический имидж или политическая репутация есть результат воздействия на массовое сознание специфических политических технологий.
Соответственно этому, процесс формирования образа власти также амбивалентен, включая в себя отражение в массовом сознании политических практик и целенаправленное формирование массового сознания посредством политических технологий, благодаря чему рассмотрение данного процесса должно включать в себя различные исследовательские ходы, характерные для указанной амбивалентности.
Наконец, нельзя не учитывать то, что данный процесс касается и социальнопсихологических механизмов формирования представлений о субъекте власти. При этом необходимо учитывать, что складывающиеся в сознании различных социальных групп населения представления о власти во многом обусловлены (в том числе, демографическими, этнонацио-нальными, профессиональными, территориальными и др.) специфическими социально-сихологическими механизмами их формирования [3].
Необходимо иметь в виду, что формирование представлений о власти протекает на двух основных уровнях: непосредственном (образ складывается за счет отражения отдельными категориями населения внешне непосредственно наблюдаемых и регистрируемых результатов деятельности государственного или политического руководителя и представляемого им органа власти), и опосредованном (представления складываются за счет доведения до населения посредством СМИ, пиар-технологий, интернет-технологий, политической рекламы и т.п.).
Итак, рассматривая механизмы формирования образа власти, мы исходим из представления о том, что образ власти есть амбивалентный по своей природе социальный, политический, психологический, ментальный устойчивый конструкт, формирование которого осуществляется двойственно: спонтанно, как отражение в национальном архетипе сложившейся социально-политической культуры и сложившихся политических практик и целенаправленно посредством специфических коммуникативных, информационных, психологических, маркетинговых, электоральных технологий и политического менеджмента.
Как отражение в национальном архетипе сложившейся социально-политической культуры и сложившихся политических практик мы можем анализировать формирующийся в сознании различных социальных групп образ власти, который обуславливается конкретными социальнопсихологическими механизмами, такими как механизм сопоставления «реального» и «идеального» образов; механизм когнитивного диссонанса; механизм идентификации; механизм атрибуции.
Так, СМИ, отражая те или иные общественные позиции, дают возможность активной части населения высказать, обосновать, защитить и растиражировать свою точку зрения. Важно при
этом отметить, что человек, обнаружив, что его мировоззрение совпадает с позицией определенных СМИ, воспринимает их информацию как достоверную, критически относясь к другим СМИ.
Чтобы понять и выявить скрытые механизмы воздействия СМИ на индивида, от которых зависит формирование определенной картины мира и взаимоотношения человека с властью, нужно, в первую очередь, проанализировать следующие составляющие: природу и характер власти и образа этой власти в сознании человека.
Исследователи роли СМИ в процессе формирования образа власти показывают, что ситуация в этом процессе не является однородной. Так, ситуация в печатной прессе существенно отличается от ситуации на телевидении. Тематическая структура находится в зависимости от направленности издания, однако в целом картина мира печатных СМИ выглядит значительно гармоничнее [4; 5; 6; 7].
Телевидение обращено к эмоциям и непосредственно к поведению, пресса воздействует на когнитивные структуры психики. Отсюда и большая разница в распределении информации не только между телевидением и прессой, но и между прессой общего содержания и информационно-аналитическими изданиями, которые рассчитаны на более узкую целевую аудиторию, поэтому именно в последних количество экономической информации значительно выше.
Такие исследователи, как Л.А. Андреева, Э. Гидденс отмечают, что суперэмоциональность телевидения идет в ущерб аналитичности и воздействует на бессознательные структуры сознания человека, следовательно, именно телевизионным каналам легче быстрее и надежнее создавать образы власти на бессознательном уровне, отсюда такая высокая доля политической информации именно на телевидении.
Географическая структура общественно-политического телевидения также сказывается на характере процесса формирования образа власти. Характерным для СМИ является создание клишированных образов на основе стереотипов. Стереотипы восприятия и использования информации являются мощным средством воздействия на массовое сознание, они занимают важное место в процессе формирования образа власти.
СМИ являются ответственными за стереотипизацию образа власти. Они всеми своими средствами «вбивают» в головы людей клишированные представления. Изучение особенностей восприятия информации телевизионных СМИ и роли феномена стереотипа в этом процессе формирования образа власти на изучении исследований СМИ, специализированных изданий по психологии и социологии СМИ, связей с общественностью и рекламы, разработок западных и отечественных ученых в области изучения процесса восприятия информации и социальнопсихологического стереотипа (У. Липпман, Г. Оллпорт, Т. Шибутани, Г. Тэджфел, У. Квастгоф, Р. О’Хара, В.С. Агеев, А.А. Бодалев, П.Н. Шихирев, Ю.Л. Шерковин, К.С. Гаджиев, И.С. Кон, В.А. Ядов, К.А. Зак, Г.М. Кондратенко, И.Л. Викентьев.)
Итак, средства и технологии СМИ занимают важное место среди механизмов формирования образа власти. Стержневыми в спектре способов воздействия на аудиторию являются политические коммуникативные технологии формирования и продвижения имиджа власти. Так, такой исследователь, как О.А. Бударина в своей работе «Коммуникативные технологии формирования и продвижения имиджа муниципальной власти: политологический анализ» показывает, что коммуникативные технологии подразумевают прямую и обратную связь между властью и обществом, их взаимное влияние, постоянный диалог и сотрудничество [8].
Имидж как аналог образа власти выступает в роли связующего звена между субъектом власти и гражданами. Он служит отражением как интересов аудитории, так и интересов субъекта власти и пытается совместить эти интересы, а продвижение имиджа - это своего рода коррекция образа в соответствии с тем, что ждет от него аудитория.
Итак, имидж - это результат деятельности политического субъекта, обеспечивающий ему определенный социально-политический статус.
При этом массовая коммуникация - не односторонний поток со вспомогательной отсроченной обратной связью. В таком виде представить ее можно, лишь искусственно вырвав из общего информационного поля и приспособив под канал манипулятивного воздействия.
В идеальном случае, включение политика в массовую коммуникацию, то есть превращение коммуникативных технологий в политические коммуникативные технологии осуществляется, когда имеет место обнародование и разъяснение политических решений; разъяснение неожиданных ситуаций в политике; обращение к массам за политической поддержкой; создание собственного привлекательного образа в глазах масс, особенно в период предвыборной кампании; отчет перед электоратом, в частности прощальное слово политика, сходящего со сцены; расчет на международный резонанс выступления.
Проблема имиджа власти связана, с одной стороны, с изучением формирования образа, с другой стороны - восприятия, то есть влияния социальной среды как эмоционального, осмысляющего процесса переработки информации, заканчивающегося построением образа власти.
Следует иметь в виду то, что характерно для имиджа как компонента образа власти. Имидж - это возникающий в массовом сознании образ, который:
- имеет определенные характеристики, лежащие за пределами реальной сущности отображаемого явления, которая раскрывается в практике непосредственного взаимодействия человека с этим явлением;
- дифференцирует другие сходные образы, концентрируя внимание на том, что отличает один образ от другого и подчеркивая тем самым его специфичность и уникальность;
- основывается на идеале, то есть на наделении конкретного образа либо гипертрофированными чертами, либо чертами, вообще этому явлению не присущими, в частности, так называемыми «дополнительными» ценностями;
- имидж формируется всегда целенаправленно;
- имидж подвижен, он все время корректируется, адаптируется к требованиям сегодняшней ситуации и существует в данный конкретный момент;
- имидж всегда конкретен: он отражает образ конкретного субъекта [9].
Важнейшей составляющей в системе мероприятий по продвижению имиджа политического субъекта является организация эффективной системы связей с общественностью, позволяющей транслировать смысл деятельности субъекта власти.
В современных условиях диалог власти и общества осуществляется в конкретных организационных формах, в особенности с помощью отделов (управлений) по связям с общественностью, пресс-служб и иных структур «паблик рилейшнз». Деятельность такого рода структур предполагает достижение субъектами общественных отношений своих целей не путем подавления, дезинформации, диктата, а путем согласования интересов, путем завоевания репутации, создания позитивного имиджа.
Использование стереотипов и архетипов, воздействие на эмоциональную сферу и искажение информации в СМИ есть не что иное, как манипуляция общественным сознанием. Манипуляция общественным сознанием является одним из механизмов формирования образа власти.
Среди социальных институтов, формирующих образ власти, важное место занимает семья. Семья является той ячейкой общественной системы, где закладываются многие базисные ценности, в частности, закладываются основы нравственного воспитания человека, культурнодуховного развития, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности, именно в семье формируются образы мира, в том числе и такие, как образ власти.
Анализ механизмов формирования образа власти в данной статье показал следующее. Сам по себе образ власти как социальный конструкт имеет амбивалентную (двойственную) природу: он, с одной стороны, естественен и спонтанен как ментальный образ и своеобразный политический архетип, но, с другой стороны, он одновременно осмысленно и целенаправленно создается, конструируется и конституируется, исправляется, корректируется и приспосабливается как бренд, имидж и репутация к определенным условиям, целям или параметрам политического заказа.
В спонтанности и естественности конструкта образа власти имеет место выражение ментальности и отражение существующего социально-культурного контекста как формирование образа власти в семье и в процессе политической социализации.
При этом образ власти целенаправленно создается под воздействием методов политической и государственной идеологии и пропаганды, посредством средств массовой коммуникации, политической рекламы и политического маркетинга, он продуцируется политическим пиаром и политическими манипуляциями, различными политическими технологиями, в том числе он конструируется исследователями посредством обоснования тех или иных идеологических, политических, государственных или национальных идей и ценностей.
Процесс противоречивого единства спонтанности создания образа власти и его целенаправленного создания будем называть формированием образа власти. Соответственно этому пониманию сущности образа-конструкта власти порождаются и соответствующие исследовательские ходы изучения данного феномена.
Ссылки:
1. Кибальник В.И. Социально-психологические механизмы формирования представлений о местной власти: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1999.
2. Киктева Е.А. Особенности формирования негативного образа регионального политического лидера. Политикопсихологический анализ: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. М., 2003.
3. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981.
4. Давыдова Т.Ю. СМИ как фактор формирования образа власти в картине мира российских граждан: дисс. ... канд. пед. наук. М., 2009.
5. Дзялошинский И.М. Эффективность восприятия и понимания текстов массовой коммуникации // Лаборатория рекламы. 2004. № 3. С. 10-15.
6. Попов В.Д. Тайны информационной политики: социокоммуникативный психоанализ информационных процессов: монография. М., 2006.
7. Попов В.Д. Социальная информационная наука XXI века. М., 2004.
8. Бударина О.А. Коммуникативные технологии формирования и продвижения имиджа муниципальной власти: политологический анализ: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. М., 2002.
9. Поченцов Г.Г. Имижделогия. М., 2000.
References (transliterated):
1. Kibal'nik V.I. Sotsial'no-psikhologicheskie mekhanizmy formirovaniya predstavleniy o mestnoy vlasti: avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. M., 1999.
2. Kikteva E.A. Osobennosti formirovaniya negativnogo obraza regional'nogo politicheskogo lidera. Politiko-psikhologicheskiy analiz: avtoref. diss. ... kand. polit. nauk. M., 2003.
3. Voytasik L. Psikhologiya politicheskoy propagandy. M., 1981.
4. Davydova T.Y. SMI kak faktor formirovaniya obraza vlasti v kartine mira rossiyskikh grazhdan: diss. ... kand. ped. nauk.
M., 2009.
5. Dzyaloshinskiy I.M. Effektivnost' vospriyatiya i ponimaniya tekstov massovoy kommunikatsii // Laboratoriya reklamy. 2004. № 3. P. 10-15.
6. Popov V.D. Tayny informatsionnoy politiki: sotsiokommunikativniy psikhoanaliz informatsionnykh protsessov: monograph. M., 2006.
7. Popov V.D. Sotsial'naya informatsionnaya nauka XXI veka. M., 2004.
8. Budarina O.A. Kommunikativnie tekhnologii formirovaniya i prodvizheniya imidzha munitsipal'noy vlasti: politologicheskiy
analiz: avtoref. diss. ... kand. polit. nauk. M., 2002.
9. Pochentsov G.G. Imizhdelogiya. M., 2000.