The mechanisms of formation of the media environment in the educational space of the university
Mokina Anna Yuryevna, Member of the Union of Artists of Russia, Professor, Department of Decorative and Applied Arts, Southern Federal University, Rostov-on-Don
Khoronko Lubov Yakovlevna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Don State Technical University, Rostov-on-Don
The purpose of the study is to determine the degree of influence of media content on the educational process and to determine the trends in the development of education in the future, and as a result, the place, role and competence of participants in the new digital interactive field in the field of higher art education. It should be pointed out that modern processes in the education system lead to visualization at almost all stages of learning implementation, which leads to the need for competent and effective use of media tools and digital technologies. The scientific novelty lies in the need to identify trends in the use and active inclusion of advanced digital technologies in the field of training artists of decorative and applied arts in the higher education system, using the example of specialized disciplines. As a result, it was revealed that the updating and digitalization of the educational process effectively affects the evaluation and fixation of the results of learning activities, creates a system for managing the trajectory of the student in interaction with teachers, makes it possible to free teachers from everyday forms of activity, giving the opportunity for creativity, as well as for the implementation of active extracurricular and extracurricular pastime.
Keywords: media educational environment; higher education; digitalization of education; art education; media space; decorative and applied arts artist
Цитировать: Мокина А.Ю., Хоронько Л.Я. Механизмы формирования медиасреды в образовательном пространстве вуза // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 363-368. EDN: VNKNDR. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.65
Мокина Анна Юрьевна, член Союза художников России, профессор кафедры Декоративно-прикладного искусства, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Хоронько Любовь Яковлевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону
Цель исследования лежит в определении степени влияния медиаконтента на образовательный процесс и определении тенденций развития образования будущего, и как следствие места, роли и компетентности участников нового цифрового интерактивного поля в сфере высшего художественного образования. Необходимо указать, что современные процессы в системе образования влекут к визуализации практически на всех этапах реализации обучения, что подвигает к необходимости грамотного и эффективного применения медиаинструментов и цифровых технологий. Научная новизна заключается в необходимости определения тенденций использования и активного включения передовых цифровых технологий в сферу подготовки художников декоративно-прикладного искусства в системе высшего образования, на примере специализированных дисциплин. В результате выявлено, что обновление и цифровизация образовательного процесса эффективно влияет на оценивание и фиксацию результатов деятельности обучения, создает систему управления траекторией обучающегося во взаимодействии с педагогами, дает возможность освободить преподавателей от обыденных форм деятельности, позволяя использовать креативные подходы, а также на осуществление активного внеучебного и внеаудиторного времяпрепровождения.
Ключевые слова: медиаобразовательная среда; высшее образование, цифровизация образования, художественное образование, медиапространство, художник декоративно-прикладного искусства
УДК 378.14.015.62
5.8.7
Мокина А.Ю., Хоронько Л.Я.
Механизмы формирования медиасреды в образовательном пространстве вуза
Быстро изменяющиеся социально-экономические отношения, стремительное развитие конкурентных преимуществ страны в современной мировой экономике ставят задачи преобразования и модернизации системы образования, преобразования ее в современную подвижную систему саморазвития, активно отвечающую на вызовы общества. Можно сказать, что современное художественное образовательное пространство – это не только мир визуализации творчества, но и цифровое пространство, доступное широкой аудитории. Медиасреда как часть академического образовательного пространства направлена на формирование профессиональных и личностных компетенций будущих специалистов в информационных многоуровневых условиях жизнедеятельности. В связи с этим формирование медиаконтента – неотъемлемая часть процесса развития образования будущего.
В связи с тем, что современные процессы в системе образования влекут к визуализации практически на всех этапах реализации обучения, что подвигает к необходимости грамотного и эффективного применения медиаинструментов и цифровых технологий, новое звучание получает анализ тенденций использования и активного включения передовых цифровых технологий в сферу подготовки художников декоративно-прикладного искусства в системе высшего образования, на примере специализированных дисциплин. В том числе была задача проанализировать различные стороны обучения в полностью дистанционной форме с учетом специфики художественного образования, определить эффективные аспекты применения гибридных форм, предложить авторскую версию модели образования будущего как феномена, которая будет успешной и конкурентоспособной, особенно, без потерь для качества овладения профессиональными компетенциями будущих специалистов искусства.
В ходе исследования применялись анализ нормативно-организационных документов; анализ, систематизация и обобщение научно-методической литературы, посвященной проблеме совершенствования медиакультуры в процессе реализации подготовки в системе высшего образования, обобщение, метод аналогий, абстрагирование. В том числе были включены также эмпирические методы исследования: изучение опыта очной и дистанционной работы образовательных программ, педагогическое наблюдение, эксперимент. Основой методологией является сравнительная педагогика и компетентностный подход.
Экспериментально-исследовательской базой была выбрана общеобразовательная профессиональная образовательная программа «Декоративно-прикладное искусство» (бакалавриат), реализуемая в Южном федеральном университете.
Образование будущего – это гибридная форма (онлайн+оффлайн) интерактивного образования, и это залог успешности высшего образования. Дисциплины, проводимые на стыке в коллаборации очной заинтересованности в связке педагог-студент, и дополненные медиаконтентными формами обучения: презентациями, видео- и аудиоматериалами, и даже учебными играми и веб-квестами.
Еще одним положительным фактором развития образования его, как феномена будущего, будет эффективное внедрение в педагогическую деятельность искусственного интеллекта, способного освободить педагога о рутинной работы проверки выполненных заданий, тестов, постоянно наблюдать и анализировать прогресс, а также данные искусственно-интеллектуальные системы могут помогать выстраивать индивидуальные траектории обучения, анализируя реальные знания обучающихся, столько тратиться ими времени на выполнение заданий, сколько необходимо на отдых, как много допускает ошибок при выполнении и предложить индивидуальные задания для усиления той или иной стороны развития навыков и т.д. Это важнейшие задачи, которые помогают педагогу-наставнику, освободить время, именно, для творческой сферы профессиональной деятельности. В связи с этим измениться роль педагога, которая будет заключаться не в сухой передаче информации, а в построении особенных отношений с обучающимися.
Медиаконтент в системе образования. Сегодня большую роль в будущем университетов играет медиаконтент, информационное поле образовательного процесса, его информационная и визуальная насыщенность и наполненность, а также компетенции современного педагога и обучающихся в области информационно-коммуникативных технологий, навыки работать с аудио- и видео-файлами, 2D и 3D программами, интернетом и цифровыми платформами.
Актуальные вопросы цифровизации образовательного процесса в своих трудах раскрывают Эйрик Гилье [1], Экмель Четин [2], Галина Марченко, Светлана Мурзина, Сергей Тимофеев и Ксения Водопьянова [3], Цзинсянь Ван, Динеке Э. Х.Тигелаар, Уилфрид Адмираал [4], Регина Шмид, Доминик Петко [5], Федотова О., Платонова Е., Филькевич И., Игумнов О., Латун В. [6].
Многие исследования в области цифровизации общества, в том числе, образовательного пространства демонстрируют связь между навыками работы в области средств массовой информации, а также владением компетенциями в области современных информационно-коммуникационных технологий. Информационное пространство и технологии позволяют создавать авторскую медиасреду, медиапроекты в области образования, тестировать и анкетировать аудиторию, создавать виртуальные туры, проводить различного рода веб-квесты, лекции с визуализацией материала, вебинары и др. Образовательный медиаконтент подразумевает, что все участники процесса владеют умением поиска информации, его анализа и структурирования. Внедрение медиатехнологий в перспективе – один из актуальных и важных аспектов при разработке образовательных программ. Педагог, формирующий образовательный медиаконтент, способен на более высоком уровне проводить занятия, максимально вовлекая молодое поколение в освоение дисциплины.
Одной из интересных образовательных сфер с внедрением цифровых технологий, можно назвать, область художественного образования, где визуализация информации является главенствующим аспектом при создании материалов к занятиям.
Поиском новых форм и методов обучения в области художественного образования, а также их внедрения в образовательную среду занимаются специалисты во всём мировом педагогическом сообществе: Зоис Кукопулос, Димитриос Кукопулос [7], Ли Ку [8], Цуй С. [9], Бакирчиоглу Ю., Макмахон М.Дж. [10], Говард Ф. [11], Инвуд Х., Кеннеди А. [12], Сонг М.Дж. [13], Анне-Метте Нортвиг, Анне Кристине Петерсен, Хелле Хельсингхоф, Биргит Брандер [14], Елена Неупокоева, Николай Чапаев, Ирина Суслова, Наталья Хохлова, Александр Соснин [15], особенно в период пандемии COVID-19 Анила максуда, Джаффар Аббас, Газала Рехман, Риака Мубин [16], Нетта Иивари, Сумита Шарма, Лина Вента-Олкконен [17], Мокина А., Хоронько Л. [18]. Поиск новых цифровых форм обучения, способных повысить профессиональную компетентность будущих художников, дизайнеров и архитекторов, в синтезе с традиционными актуален и в России. Высокий уровень компетентности в области информационно-коммуникационных, а также медиа технологий - залог востребованности и конкурентоспособности, как самих образовательных программ, так и в дальнейшем выпускников данных направлений. В современной системе высшего образования такая деятельность направлена, прежде всего, на формирование качеств, свойств и талантов личности, управляемых и направляемых педагогом и руководителями образовательных программ, а также обусловленных процессом, включающим самообразование и саморазвитие будущего профессионала, в том числе информационно-коммуникативных компетенций.
Новые медиаформаты организации занятий требуют способностей технически уметь создавать веб-квесты, презентации, делать необходимые фото, видео- и аудиофайлы, ориентироваться в социальных сетях, интернет-пространстве и т.д. В связи с чем, современный педагог, формирующий цифровой контент своей дисциплины, должен обладать междисциплинарными компетенциями, расширяя свои основные компетенциями дизайнера, журналиста, аналитика, сетевого специалиста редактора, мультимедиа продюсера.
Такой подход в функционировании системы высшего образования обусловлен тем, что современному студенту не интересно на занятиях без визуального сопровождения: без презентаций, без яркой картинки, особенно, это касается подачи теоретико-лекционных материалов. Зрительно-образная информация, а также знаковая и символическая воспринимается более эффектно, а главное, такой вид подачи информации лучше запоминается. Понятийное мышление вытесняется визуальным осознанием, и это связано именно с развитием цифровых технологий, которые становятся неотъемлемой частью жизни. Такая яркая цифровая картинка (видеоизображение и аудиосопровождение) в жизни современного человека занимает одно из главенствующих мест в его восприятии картины мира. Визуализация материала широко вошла в практику, и прежде всего – в образовательную среду, ее применяют в различных дисциплинах самого разного характера.
Педагогу в такой насыщенной и информативной ситуации, как автору медиаконтента, необходимо быть компетентным в различного рода навыках при правильной подаче визуальной информации: опираться на зрительные аспекты восприятия и психологию цвета, на временные тонкости усвоения визуализации и медиафайлов, на качество картинки. При работе над визуализацией необходимо выстроить комплексный и поэтапный алгоритм действий, от которого будет зависеть успех окончательного результата, как дизайна материалов, так и всего обучения в целом. Методика иллюстративного сопровождения обучающего процесса заключается в определении некоторых позиций, связанных с целью, функцией и назначением изображений: обучающие, акцентирующие, познавательные, дополняющие, справочные и др. Также изображения могут отличаться по технике исполнения: условные, графические, цветные, фотофиксация, рисованные, видео, мультипликационные, таблицы, графики, диаграммы, формулы, комбинированные изображения [18].
Одним из примеров продуктивного медиакурса в области художественного образования можно назвать введение дисциплин «История Искусства» и «Теория и история декоративно-прикладного искусства» для студентов направления «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (бакалавриат) в Южном федеральном университете. Профессиональные компетенции будущего художника декоративно-прикладного искусства в Южном федеральном университете формируются в процессе освоения большинства специализированных теоретических и практических дисциплин модуля с учетом мировых тенденций развития изобразительного искусства. Одним из важных элементов построения такого курса является визуальная наполненность лекционного сопровождения дисциплины по теории и истории декоративно-прикладного искусства. Цифровые технологии и интернет позволяют педагогу максимально наглядно демонстрировать все знаковые произведения декоративно-прикладного искусства в ходе представления презентационного материала в аудитории, а также дополнять курс видео или виртуальными экскурсиями в музеи, посещать зарубежные вебинары и лекции, демонстрировать фильмы по искусству, что максимально расширяет кругозор и восприятие дисциплины студентами, оставляет в памяти студента необходимые знания в сфере профессиональной деятельности. Данные курсы теоретических дисциплин дополняются в летний период учебной музейной практикой, которая также проходит в смежном формате: очное посещение музейно-выставочных пространств, а также онлайн посещение и обсуждение виртуальных экспозиций, особенно актуальных и современных, выявляя тенденции развития.
Работы студентов, выполненные в очном формате в процессе музейной практики, а именно: зарисовки предметов культурного наследия декоративно-прикладного искусства в дальнейшем дополняются студентами при оформлении паспорта музейного объекта информацией из цифрового контента, а также создается веб-квест для отчета каждого студента по своей профессиональной деятельности в данный период обучения.
Еще одним примером работы с цифровыми контентами в художественной образовательной деятельности можно привести ведение основной специализированной дисциплины для художников-прикладников в Южном федеральной университете «Художественное проектирование», в рамках которой используется гибридный формат проведения занятий. В процессе проведения очных занятий обучающиеся формируют основную идею будущего изделия декоративно-прикладного искусства по проектному заданию педагога в процессе клаузуры, затем дорабатывают идею, эскизируя в тоне и цвете, и для будущего художника декоративно-прикладного искусства это – основная форма работы в профессии, но при помощи цифровых технологий производят подбор визуального и аналогового ряда для формулировки концепции, а также для размещения в пространственной среде (интерьер/экстерьер), и в конечном итоге, формируя итоговый планшет для сдачи курсового проекта на кафедральном просмотре, на котором студент представляет визуальную модель и образ концепции будущего изделия искусства. (рис.1).
Рис.1. Планшеты студентов с демонстрацией курсовых проектов по направлению «Декоративно-прикладное искусство».
Глубокое ознакомление, особенно визуальное, с памятниками изобразительного искусства и архитектуры мирового уровня, в том числе с произведениями декоративно-прикладного искусства, является эффективным методом формирования у будущих специалистов представлений о профессиональной деятельности, а также дает представление о профессии в области разработки авторских изделий ДПИ и НХП. В процессе обучения с применением цифровых технологий и внедрения медиаконтента будущие специалисты погружаются в исторический процесс зарождения и развития искусства и архитектуры, изучая технологии и техники создания тех или иных произведений искусства на примере визуальной цифровой информации, особенно это успешно, при виртуальном 3d посещении экспозиций в течение освоения дисциплины, а в дальнейшем, в период практик, такие знания закрепляются уже при очном посещении музеев и выставочных пространств, что усиливает эффективность полученной ранее теоретической информации. Такой вид гибридного применения технологий (очного и цифрового) увеличивает объем визуальной информации, более наглядно погружает в профессиональную сферу, дает аналитический опыта работы с музейными фондами и коллекциями, современными ведущими специалистами дизайна и искусства.
Современный образовательный процесс в высшей школе требует новых визуально-педагогических форм обучения в условиях цифровизации. Образовательный медиаконтент позволяет выявить основные факторы, которые влияют на его формирование в условиях нового цифрового интерактивного пространства. Функционал медиаконтента - визуально ориентированная образовательная среда, где креативно-творчески разрабатываются и реализуются проекты с освоением и применением новых цифровых технологий, это экспериментальная площадка для создания и продвижения новых форм и форматов обучения и технологий будущего. В процессе обучения с применением цифровых и коммуникационных технологий будущие специалисты приобретают эффективный опыт аналитической, исследовательской и проектной деятельности, используя информационно-цифровые технологии. Внедрение таких форм обучения эффективно в сочетании с традиционными очными форматами работы в связке педагог-студент. Успешный залог реализации профессиональных и педагогических задач, формирование у молодого поколения «правильных» представлений о цифровой среде воспитания - коллаборация очной формы проведения дисциплин с использованием медиаконтента в сфере художественного образования. В рамках построения современной образовательной среды в системе высшего художественного образования поиск, подбор и включение новых форм обучения дает гарантию качественного, востребованного и эффективного моделирования интересного высокопрофессионального образовательного процесса.
Дисциплины, построенные как медиаконтент: презентация, видео- и аудиоматериалы, учебные игры и веб-квесты, а для художественного образования и дополненная реальность интерьера или экстерьера, виртуальные экскурсии и выставки, доводка проектов при помощи цифровых технологий – вот реальное будущее.
Заключение
Углубленное развитие и внедрение цифро-коммуникационных технологий изменят способы фиксации, передачи и создания знаний и формирования навыков – главная цель формирования образования будущего. Цифровые технологии и искусственный интеллект максимально изменят процесс оценки и фиксации достижений, формируют процесс управления собственной траекторией развития обучающегося и педагога-ментора, процессы в управлении учебными и административными процессами, освободят преподавателя от обыденных для сегодняшнего дня форм деятельности, высвобождая время на творчество в образовательной сфере.
Доступность цифровой информации не означает возможности ее использовать или правильно оценивать и понимать обучающимися в процессе обучения. В связи с этим базовая функция образования, и более точно педагога-наставника, не может быть заменена просто доступом к информации в интернете, ментор влияет на формирование картины мира будущего специалиста. Цифро-коммуникационные системы будут помогать выстроить индивидуальные образовательные траектории, учитывая их особенности и склонности.
И необходимо сделать следующий вывод дискуссии о медиаконтенте в образовании будущего: для создания креативного и многоаспектного медиаконтента важной является творческая составляющая педагога и руководителя образовательной программы, их компетентность и многогранность в различных сферах: дизайне, психологии, цифровые навыки и др.
Литература:
1. Øystein, Gilje: Expanding educational chronotopes with personal digital devices. Culture and social interaction. Volume 21, June 2019, Pages 151-160 (2019). DOI.org/10.1016/j.lcsi.2019.03.002
2. Ekmel Çetin: Digital storytelling in teacher education and its effect on the digital literacy of pre-service teachers. Thinking Skills and Creativity. Volume 39, March 2021, 100760 (2021). DOI.org/10.1016/j.tsc.2020.100760
3. Galina Marchenko, Kseniya Vodopyanova, Sergey Timofeev and Sergey Maximets (2020), Russian language as a means of cross-border education development, E3S Web of Conferences, Innovative Technologies in Science and Education (ITSE- 2020), Volume 210, doi.org/10.1051/e3sconf/202021018066
4. Jingxian Wang, Dineke E. H., Admiraal W.: Rural teachers’ sharing of digital educational resources: From motivation to behavior. Computers & Education. 161, (2021) DOI.org/10.1016/j.compedu.2020.104055
5. Schmid, R., Petko, D.: Does the use of educational technology in personalized learning environments correlate with self-reported digital skills and beliefs of secondary-school students? Computers & Education. 136, 75-86 (2019) DOI.org/10.1016/j.compedu.2019.03.006
6. Fedotova O., Platonova E., Filkevich I., Igumnov O., Latun V. Experience of using distance technology to teach Chinese undergraduates during the COVID-19 pandemic // E3S Web of Conferences. 8. Сер. "Innovative Technologies in Science and Education, ITSE 2020" 2020. С. 22019.
7. Koukopoulos, Z. , Koukopoulos, D.: Integrating educational theories into a feasible digital environment. Applied Computing and Informatics. 15 (1), 19-26 (2019) DOI.org/10.1016/j.aci.2017.09.004
8. Li Q. Application of information technology in the teaching of art design courses. (2021) Advances in Intelligent Systems and Computing, 1234 AISC, pp. 646-650. DOI: 10.1007/978-3-030-51556-0_95
9. Cui C. Design and Implementation of Online Art Education Software Under the Background of Education Informationization 2.0 (2021) Advances in Intelligent Systems and Computing, 1233 AISC, pp. 431-437. DOI: 10.1007/978-3-030-51431-0_62
10. Bakırlıoğlu, Y.,McMahou M.J. Co-learning for sustainable design: The case of a circular design collaborative project in Ireland. (2021) Journal of Cleaner Production, 279, статья № 123474 DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.123474
11. Howard F. Pedagogies for the «Dis-engaged»: Diverse Experiences of the Young People’s Arts Award Programme (2020) International Journal of Art and Design Education, 39 (3), pp. 672-685. DOI: 10.1111/jade.12312
12. Inwood H., Kennedy A. Conceptualising Art Education as Environmental Activism in Preservice Teacher Education. (2020) International Journal of Art and Design Education, 39 (3), pp. 585-599. DOI: 10.1111/jade.12308
13. Song M.J. The application of digital fabrication technologies to the art and design curriculum in a teacher preparation program: a case study. (2020) International Journal of Technology and Design Education, 30 (4), pp. 687-707. DOI: 10.1007/s10798-019-09524-6
14. Nortvig, A., Petersen, A., Helsinghof, H., Brænder, B.: Digital expansions of physical learning spaces in practice-based subjects - blended learning in Art and Craft & Design in teacher education. Computers & Education. 159, (2020). DOI.org/10.1016/j.compedu.2020.104020
15. Neupokoeva, E., Chapaev, N., Suslova, I., Khokhlova, N., Sosnin, A.: The development of a systems mindset in the first-year students studying online at a vocational pedagogical university while mastering the basics of working with digital technologies. Thinking Skills and Creativity. 39, 100753 (2021). DOI.org/10.1016/j.tsc.2020.100753
16. Maqsood, A. , Abbas, J., Rehman, G., Mubeen, R. : The paradigm shift for educational system continuance in the advent of COVID-19 pandemic: Mental health challenges and reflections. Current Research in Behavioral Sciences. 2, (2021). DOI.org/10.1016/j.crbeha.2020.100011
17. Netta Iivari, Sumita Sharma Leena Ventä-Olkkonen.: International Journal of Information Management. Volume 55 , December 2020 , 102183
https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2020.102183
18. Khoronko, L., Mokina, A. Museum practice in the developing of applied artists' professional competencies in the context of digitalization of education (2021) E3S Web of Conferences, 273, статья № 12066. DOI: 10.1051/e3sconf/202127312066.