Научная статья на тему 'Механизмы формирования инклюзивной компетентности научно-педагогических работников'

Механизмы формирования инклюзивной компетентности научно-педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INCLUSIVE COMPETENCE / МЕХАНИЗМЫ / MECHANISMS / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / STUDENTS WITH DISABILITIES / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / AN ACCESSIBLE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярая Татьяна Анатольевна

В статье обоснована необходимость поиска и внедрения механизмов формирования инклюзивной компетентности научно-педагогических работников, что обусловлено не только потребностью создания универсального дизайна и обеспечения методической доступности, но и обеспечения готовности научно-педагогических работников к осуществлению образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования. Механизмы формирования инклюзивной компетентности научно-педагогических работников определяются в соответствии с ее структурными компонентами (мотивационно-ценностным, когнитивным, деятельностным и рефлексивным) и спецификой организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms for the Formation of Inclusive Competence of Scientific and Pedagogical Personnel

The article substantiates the need to search for and introduce mechanisms of the formation of inclusive competence of scientific and pedagogical workers, which are conditioned not only by the need to create universal design and providing methodical accessibility, but also to ensure the readiness of scientific and pedagogical workers to implement educational activities in conditions of inclusive education. Mechanisms of the formation of inclusive competence of scientific and pedagogical workers are determined in accordance with its structural components (motivational, value, cognitive, activity and reflective) and the specifics of organization of the educational process in the conditions of additional education of specialists.

Текст научной работы на тему «Механизмы формирования инклюзивной компетентности научно-педагогических работников»

Standards for Higher Education are singled out, which are realized within the framework of the enlarged group of specialties and directions 44.00.00 - Education and Pedagogical Sciences.

A complex of normative, organizational, personnel, material and technical, information and methodological and technological conditions is presented, which determine the effective training of pedagogical personnel for work in a system of inclusive education. Describe the stages of the methodology "through" designing in the context of the implementation of the main professional educational programs of preparation of masters in the field 44.04.01 - Pedagogical Education.

Key words: inclusive education, professional training of pedagogical personnel, designing of inclusive educational space, scientific and educational metaproject, the methodology "through" designing.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры): приказ Минобрнау-ки России от 21.11.2014 г. № 1505 [Электронный ресур^. - URL: http://fgosvo.ru/uplo adfiles/fgosvom/440401.pdf/. (дата обращения: 19.04.2016).

2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н [Электронный ресур^. - URL: http://www.con sultant.ru/law/hotdocs/30085.html. (дата обращения: 12.12.2016).

3. Ромашевская Е. С. Профессиональная подготовка педагогов к проектированию инклюзивного образовательного пространства (на примере подготовки магистров): дисс. ... канд. пед. наук. - Ростов-н/Д., 2017. - 193 с.

4. Рубцов В. В. О межведомственном взаимодействии в реализации социально и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологиче-

ская наука и образование. - 2016. - Т. 21. -№ 1. - С. 87-93

5. Рубцов В. В. Социальная и образовательная инклюзия детей с особыми потребностями: подход научной школы Л. С. Выготского // Психическое здоровье человека XXI века: сборник научных статей по материалам Конгресса. - М.: Издательский дом «Городец», 2016. - С. 75-78.

6. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/. (дата обращения: 23.01.2014).

гщь

Т. А. Ярая

УДК 371.14:376

МЕХАНИЗМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ

ИНКЛЮЗИВНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ НАУЧНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ

настоящее время приоритетным направлением государственной образовательной политики России является развитие системы инклюзивного образования с целью реализации права любого человека на получение образования, необходимого для успешной адаптации в обществе и получения профессии. Указанный факт подкрепляется существующими международными и федеральными нормативными документами, в числе которых Конвенция о правах ребенка, Сала-манская декларация (1994 г.), Федеральный

20/Я/2

Закон «Об образовании» (2012 г.), Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (2016 г.), Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» определена необходимость увеличения к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников.

Одной из задач Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» является обеспечение инвалидов возможностью реализовать себя в профессиональной сфере, формирование доступной для них среды. Среди перечня основных направлений реализации мероприятий Программы выделяется «повышение квалификации специалистов по программам сопровождения детей-инвалидов в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования». Среди приоритетных мероприятий Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы выделяется повышение квалификации педагогических работников и вспомогательного персонала образовательных организаций высшего образования по вопросам работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ [5].

Как видно, представленные законодательные документы предполагают защиту прав лиц с инвалидностью на развитие, образование, социальную и трудовую интеграцию. Несмотря на это, отсутствуют практические

механизмы их реализации, что отмечается в диссертационных исследованиях Б. В. Белявского, Ю. В. Богинской, Т. В. Волосовец, Н. Н. Ма-лофеева, Е. М. Старобиной, Д. В. Зайцева и других. Вместе с тем наблюдается недостаточный уровень сформированности инклюзивной компетентности педагогических работников, что зачастую вызвано отсутствием системы знаний об индивидуально-психологических особенностях лиц с инвалидностью и основных требований к организации инклюзивного образовательного процесса. Указанное вызывает необходимость определения механизмов формирования инклюзивной компетентности научно-педагогических работников с целью их последующего внедрения в практику.

Целью статьи является определение методологической базы и конкретных практических методов и приемов, направленных на формирование инклюзивной компетентности научно-педагогических работников в условиях образовательных организаций высшего образования.

Феномен «инклюзивная компетентность» можно рассматривать через призму компетент-ностного подхода в системе профессионального образования, который широко представлен в трудах О. М. Бобиенко, Е. Я. Когана, Н. В. Никитиной, А. А. Пинского, Е. И. Са-харчук, В. В. Серикова, Д. Б. Эльконина и др. Согласно этому подходу инклюзивную компетентность научно-педагогических работников можно определить как готовность осуществлять профессиональные функции в сфере инклюзивного высшего образования с учетом индивидуальных потребностей обучающихся с инвалидностью, создавая при этом условия для их включения, развития и саморазвития.

Большое количество современных исследований как российских, так и зарубежных авторов сосредоточено на определении перечня компетенций и навыков педагогов, необходимых для работы в системе инклюзивного образования. Прежде всего авторы уделяют внимание таким индивидуальным личностным качествам, как сочувствие и

эмпатия (E. O'Corman, Sh. Drudy, Р. О. Ага-велян, Е. В. Рязанова), гуманистическая направленность (M. Hoffman Elin, E. Seguin, М. Н. Назарова), терпимость и толерантность (Р. О. Агавелян, Е. К. Грачев, П. И. Ковалевский, L. G. Orsha) [1; 4; 7; 13; 14]. Тем не менее анализ работ показывает, что инклюзивная компетентность не определяется лишь совокупностью индивидуальных качеств специалистов, а имеет определенную структуру, состоящую из различных компонентов. Так, структура этого феномена представлена мо-тивационным, когнитивным, операционным и рефлексивным (И. Н. Хафизуллина), лично-стно-смысловым, когнитивным, технологическим (Е. Г. Самарцева), мотивационным, когнитивным, деятельностным, креативным (Ю. В. Шумиловская) компонентами [9; 10; 12]. О. А. Денисова, В. Н. Поникарова, О. Л. Леханова в структуру профессиональной компетентности педагога инклюзивной образовательной среды включают познавательный, коммуникативный, поведенческий, практический и прогностический компоненты [2].

Как видно, тремя основными составляющими инклюзивной компетентности являются отношение (к профессиональной деятельности, обучающимся с инвалидностью, организации инклюзивного образовательного процесса), знания (нормативно-правового обеспечения инклюзивного образовательного процесса, специфики индивидуально-психологических особенностей обучающихся с инвалидностью разных возрастных и нозологических групп, сущности инклюзивного образовательного процесса и алгоритма адаптации учебно-методических материалов в соответствии с потребностями обучающихся) и навыки (организации учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзивного образования, решения профессиональных педагогических задач, самообразования и саморазвития, педагогической рефлексии).

Таким образом, формирование инклюзивной компетентности научно-педагогических работников представляет собой процесс приобретения и развития системы знаний,

умений, навыков, личностных качеств, обеспечивающих готовность к данному виду профессиональной деятельности. В организации этого процесса важное место занимает определение механизмов, которые в общем виде трактуются как некая система, обеспечивающая порядок и последовательность конкретного вида деятельности. В данном аспекте интересен подход Л. М. Митиной к определению психологического механизма профессионально-личностных изменений педагога, реализуемый на стадиях подготовки, осознания, переоценки и действия. Каждая из них характеризуется совокупностью мотивацион-ных (осознание необходимости изменений и готовность к ним), когнитивных (поиск новых форм деятельности), аффективных (переоценка поведенческих процессов) и поведенческих (закрепление нового стиля поведения) процессов [6].

В рамках данной работы механизмы формирования инклюзивной компетентности научно-педагогических работников можно определить как совокупность форм, методов и условий, обеспечивающих их комплексную подготовку к данному виду профессиональной деятельности.

В работах В. А. Козырева, Е. В. Пискуно-ва, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына и других отмечается, что единицей профессиональной подготовки педагогов является профессиональная задача. Это обусловлено тем, что компетентность проявляется лишь в процессе деятельности при решении профессиональных задач [3]. Анализ представленных исследователями задач позволяет определить их группы, которые отражают инклюзивную компетентность научно-педагогических работников:

- ориентация на индивидуальные потребности и возможности обучающегося с инвалидностью;

- построение инклюзивного образовательного процесса, ориентированного на достижение конкретных целей;

- взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, ориентация на межведомственное взаимодействие с целью решения вопросов обучения и сопровождения обучающихся с инвалидностью;

20/Я/2

- использование ресурсов образовательной среды в педагогических целях;

- проектирование и осуществление профессионального самообразования.

Как видно, группы профессиональных задач научно-педагогических работников в условиях инклюзивного образования достаточно обширны и в совокупности обеспечивают реализацию права обучающегося с инвалидностью на получение образования и полноценную интеграцию в общество.

В. В. Хитрюк и С. И. Сабельникова также делают акцент на практико ориентированной подготовке научно-педагогических работников, что предполагает вовлечение их в решение профессиональных практических задач. Авторы отмечают, что в данном процессе необходимо уделять внимание проведению тренингов, междисциплинарных консилиумов, педагогических мастерских, мастер-классов, стажировок [8; 11].

Анализ исследований и имеющийся практический опыт позволяет утверждать, что механизмы формирования инклюзивной компетентности научно-педагогических работников должны определяться в соответствии с ее структурными компонентами (мотивацион-но-ценностным, когнитивным, деятельностным и рефлексивным) и спецификой организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования специалистов (актуальность предметного содержания образования; контекстность образования; системность подачи материала и проблемность его изложения; практико ориентированная направленность учебной информации и профессиональных задач; вариативность и мобильность учебных программ, форм и методов обучения). В качестве ключевого механизма выделяем реализацию программ повышения квалификации, которые должны включать теоретический (активные лекции, круглые столы, общественно-профессиональные обсуждения, вебинары) и практический (дискуссии, решение кейсов, мозговой штурм, мастер-классы, стажировочные площадки, проектный метод) блоки и обеспечивать реализацию необходимых условий в процессе формирова-

ния инклюзивной компетентности научно-педагогических работников. Технология формирования указанного феномена должна в обязательном порядке включать погружение в деятельность по решению профессиональных задач и их реализации, ориентацию на проблемный характер деятельности, рефлексию осуществляемой деятельности. Наполнение программы активными и интерактивными методами работы, ориентация на принципы гуманизма позволят не только сформировать знаниевый компонент, но и обеспечить развитие мотивационной, деятельностной и рефлексивной составляющей инклюзивной компетентности научно-педагогических работников.

Таким образом, актуальность поиска механизмов формирования инклюзивной компетентности научно-педагогических работников обусловлена потребностями образовательной среды и подтверждается рядом законодательных документов. Авторы, занимающиеся изучением данного вопроса, акцентируют внимание на практико ориентированной подготовке педагогов, позволяющей не просто сформировать систему знаний, но и выработать навыки их применения в процессе решения профессиональных задач. Реализация программы повышения квалификации, наполненной активными и интерактивными формами и методами работы, определяется нами как ключевой механизм формирования инклюзивной компетентности научно-педагогических работников.

АННОТАЦИЯ

В статье обоснована необходимость поиска и внедрения механизмов формирования инклюзивной компетентности научно-педагогических работников, что обусловлено не только потребностью создания универсального дизайна и обеспечения методической доступности, но и обеспечения готовности научно-педагогических работников к осуществлению образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования. Механизмы формирования инклюзивной компетентности научно-педагогических работников определяются в соответствии с ее структурными компонен-

тами (мотивационю-ценюстным, когнитивным, деятельностным и рефлексивным) и спецификой организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования специалистов.

Ключевые слова: инклюзивная компетентность, механизмы, инклюзивное образование, обучающиеся с инвалидностью, доступная среда.

SUMMARY

The article substantiates the need to search for and introduce mechanisms of the formation of inclusive competence of scientific and pedagogical workers, which are conditioned not only by the need to create universal design and providing methodical accessibility, but also to ensure the readiness of scientific and pedagogical workers to implement educational activities in conditions of inclusive education. Mechanisms of the formation of inclusive competence of scientific and pedagogical workers are determined in accordance with its structural components (motivational, value, cognitive, activity and reflective) and the specifics of organization of the educational process in the conditions of additional education of specialists.

Key words: inclusive competence, mechanisms, inclusive education, students with disabilities, an accessible environment.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агавелян Р. О. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1995. - 16 с.

2. Денисова О. А. Подготовка педагогических кадров к осуществлению инклюзивного образования педагогические науки / О. А. Денисова, В. Н. Поникарова, О. Л. Ле-ханова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - № 4 (51). -Т. 1. - С. 130-133.

3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. -392 с.

4. Корнеев Д. Н. Инклюзивная компетентность педагога профессионального обучения: от идеи к диссеминации педагогического опыта / Д. Н. Корнеев, Н. Ю. Корнеева, А. А. Са-ламатов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-1. - С. 116-120.

5. Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы: утв. Правительством РФ 23 мая 2016 г. № 3467п-П8.

6. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 320 с.

7. Рязанова Е. В. Организация педагогического процесса по формированию эмпатии как нравственного качества личности будущих учителей-сурдопереводчиков: дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2005. - 174 с.

8. Сабельникова С. И. Развитие инклюзивного образования // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. -№ 1. - С. 42-54.

9. Самарцева Е. Г. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста: дисс. ... канд. пед. наук. - Шуя, 2011; - Орел, 2012. - 195 с.

10. Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Астрахань, 2008. - 22 с.

11. Хитрюк В. В. Формирование готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: компетентно-стный подход // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конфер. / отв. ред. С. В. Алехина. - М.: Буки Веди, 2013. - С. 666-671.

12. Шумиловская Ю. В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Шуя, 2011. - 21 с.

13. Hoffman Elin M. Relationships Between Inclusion Teachers and Their students:

20/Я/2

Perspectives from a Middle School // Dissertation Abstracts International Section A: Humanities and Social Sciences. - 2011. - Vol. 71. -P. 2416.

14. O'Corman E., Drudy Sh. Addressing the Professional Development Needs of Teachers Working in the Area of Special Education/Inclusion in Mainstream Schools in Ireland // Journal of Research in Special Education Needs. - 2010. - Vol. 10, Issue 1. - P. 157.

А. С. Сунцова

УДК 37.04

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

огласно государственной стратегии, направленной на становление Национальной системы учительского роста, а также Профессионального стандарта педагога, принципы инклюзивного подхода к обучающимся выступают в качестве современного требования, предъявляемого к профессиональной педагогической компетентности. В Плане мероприятий («Дорожной карте») Министерства образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки РФ от 26.07.2017 № 703) предусмотрена апробация и отработка механизмов создания системы учительского роста. Предполагается, что к 2020 году оценка уровня квалификации педагога будет учитывать не только «традиционные» умения (знание своего предмета, владение методикой его преподавания и т. п.), но

и новые - компетенции в области разработки индивидуальных образовательных программ с учетом психофизического здоровья обучающихся, умения отслеживать динамику развития ребенка, координировать деятельность субъектов образовательного процесса по разработке образовательных программ и обучения по ним.

По замечанию Е. А. Ямбурга, можно по-разному относиться к нововведениям, однако «овладение новыми профессиональными компетенциями поможет педагогу адекватно ответить на новые вызовы, с которыми он уже сегодня сталкивается в своей повседневной практической деятельности... В противном случае школа, ориентируясь только на высшие достижения своих учащихся, будет избавляться от проблемных детей, количество которых в силу объективных причин возрастает с каждым годом» [8, с. 8-18]. Развитие инклюзивных процессов в образовании на современном этапе во многом обусловлено профессиональной подготовленностью педагогов. Учитель - ключевая фигура, «золотое сечение» образования; качество его деятельности напрямую определяет жизнеспособность самой идеи инклюзии [1].

Студенчество как перспективная часть профессионального образовательного пространства обладает большим потенциалом освоения нового подхода к детям. Следовательно, подготовка педагогов должна учитывать многообразие современных социально-образовательных практик, соответствовать происходящим стремительным изменениям в социально-образовательной ситуации и обладать методологически обоснованной стратегией, иначе даже самые продуктивные реформаторские идеи обречены на неуспех.

В профессиональном педагогическом образовании сегодня активно идет работа по организации, моделированию и апробации условий подготовки специалистов к практике инклюзии. Важно своевременно анализировать предлагаемые подходы, разрабатывать научно выверенные модели формирования профессиональных компетенций специалистов, апробировать их в практической деятельно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.