УДК 94(540)
ХАРИНИН Артём Игоревич, ассистент кафедры социальной работы и педагогики, соискатель кафедры археологии и зарубежной истории Волгоградского государственного университета. Автор 10 научных публикаций
механизмы формирования и эволюции
неприкасаемых КАСТ ИНДИИ С ДРЕВНОСТИ ДО 1949 года
В данной статье проанализированы механизмы появления и эволюции неприкасаемых каст. Автор предлагает хронологически выстроенную последовательность факторов, сыгравших ключевую роль в становлении современных далитов.
Ключевые слова: Варна, джати, далиты, кармакара, даса, бхртаки.
Одной из важнейших специфических черт индийской кастовой системы является наличие значительного количества социальных групп, тесно интегрированных в хозяйственные отношения и занимающих свои узкоспециализированные ниши, но вытесненных за пределы культурного пространства индуизма или находящихся в нем на предельно низких, угнетаемых позициях. Эти слои получили общее название «неприкасаемые», или «далиты». Однако необходимо подчеркнуть, что ни на одном из этапов развития индийского общества они никогда не представляли собой гомогенного образования, разделяясь на множество каст, отличающихся как хозяйственной специализацией, так и социальной значимостью. Вследствие этого в современной Индии мы можем наблюдать специфический феномен - наличие многочисленного слоя граждан (до 160 млн чел.), фактически ограниченного в правах, испытывающего
© Харинин А.И., 2013
постоянный моральный и социальный гнет, но внутренне разобщенного и не пытающегося сформировать единую политическую организацию и программу, выражающую его интересы. Понимание причин такой ситуации невозможно без анализа механизмов и принципов формирования и развития вневарновых каст Индии.
Изучение этого вопроса затрудняется отсутствием специализированных исследований по данной теме, а также неполнотой и косвенностью информации, содержащейся в древних и средневековых источниках, либо ее конъюнктурной интерпретацией и сознательным искажением в Новое и Новейшее время. Однако, систематизируя данные в контексте понимания логики социально-экономической и культурнополитической эволюции Индии, можно прийти к определенным результатам.
Становление варново-кастовой системы традиционно связывают с индо-арийским
вторжением на север Индии в середине II тыс. до н.э.1 На первых этапах развития этой культурно-исторической общности в бассейне Инда была выстроена жесткая система эксплуатации и притеснения местного населения. Она выразилась в формирование замкнутых социальных групп завоевателей, узурпировавших наиболее престижные и значимые для традиционного общества формы деятельности (накопление системы знаний, политическое управление, отправление культов и военное дело).
В контексте становления индуизма эти общности стали именоваться варнами и получили сакральный статус, обосновывающийся через концепцию ритуальной чистоты, ограничивавшей все виды контактов от бытовых до культурных и предполагавшей эндогамию. Местное население первоначально оказалось за пределами варн. С течением времени расширение контактов с дравидийскими племенами привело к вливанию части коренного населения в систему варнового устройства, где им была предоставлена нижняя ступень - статус «шудр»2. Необходимо подчеркнуть, что до разложения родовой общины в Индии социальная граница между ними и будущими неприкасаемыми была очень жесткой. В исследовательской литературе это объясняется тем, что к «неполноценному» населению относились такие группы, как: «даса», или рабы, занятые в домашнем хозяйстве и «бхртаки» - отсталые племена периферии, зачастую находившиеся еще на стадии присваивающего хозяйства3.
Во II в до н.э. произошли серьезные трансформации. Расслоение родовых общин приводит к тому, что большинство сельского населения, принадлежавшее к вайшьям и шудрам, потеряло экономическую самостоятельность. Следствием этого стало стремительное расширение практики аренды земли, которая в климатических условиях Индии носила сезонный характер, вынуждавший в период муссонов искать черную работу в крупных домашних хозяйствах. Такая работа была аналогична деятельности даса и приводила к бытовому сближению с ними. В соответствии с религиозными пред-
ставлениями индуизма о чистоте прямым следствием этих контактов стало резкое понижение статуса арендаторов4. В индийском обществе того периода возник острейший вопрос, каково должно быть правовое положение этого нового широкого слоя маргиналов. Логика законов Ману говорила о необходимости выделения их в отдельную группу с присвоением им качеств низкой касты5. В результате в источниках того времени мы встречаем многочисленные упоминания о новой джати - «кармакара», которая выступала основным производителем в аграрной экономике, но по своему статусу практически соответствовала рабам6. С этого же времени для обобщенного именования трех низших каст появляется термин «неприкасаемые».
Параллельно продолжался процесс дробления варн. Ранее, что нашло отражение в законах Ману, оно затронуло преимущественно высшие слои, и было следствием брачных контактов, т. е. межварнового смешения. В первые века н.э. в связи с разделением труда и формированием крупных центров ремесла и торговли резко увеличилось количество разных специальностей в рамках одной варны7. В соответствии с логикой индуизма, жестко связывавшей деятельность и особенности быта человека (маркеры «чистоты») с его социальным статусом, это не могло не привести к формированию сотен новых джати. Несомненно, что эти новые касты требовали иерархического упорядочения. Однако активное формирование политико-культурных регионов, проходившее в период от династии Маурьев до царства Гуптов привело к появлению аналогичных каст в каждом из них и локальному пониманию степени их престижности, в т. ч. и в вопросе отнесения их к неприкасаемым или к «чистым» шудрам8.
В Х-ХТТ веках в связи с арабской экспансией на территории северной Индии образовался Делийский султанат. Проникновение мусульманской культуры стало мощнейшим вызовом кастовому угнетению, спровоцировав массовое обращение в ислам неприкасаемых. Однако симбиоз элит привел к принятию новой волной завоевателей норм индуистской культуры
и сохранению тяжелого положения низших каст, улучшившегося только в сфере религиозной исламской демагогии, провозглашавшей равенство всех членов уммы перед Аллахом9.
В Средние века увеличилось количество джати, относимых к неприкасаемым, и ослабла жесткая варновая граница с шудрами. В то же время, медленные темпы социальных изменений и индуистский консерватизм, господствовавший в культурной, политической и правовой сферах, приводили к выстраиванию мощных сословных заслонов, закреплявших приниженный статус беднейших слоев населения на уровне более мелких специализированных образований - каст, с выстраиванием между ними четкой иерархии, способствовавшей их взаимному отчуждению.
В Новое и Новейшее время с установлением колониальной зависимости и строительством капиталистических отношений в среде неприкасаемых произошли значительные трансформации. В ХУТТТ-ХТХ веках появляются высококвалифицированные рабочие среди низших каст, раньше других вовлеченные в британское мануфактурное производство. Новый характер городской индустриальной культуры существенно затруднил выполнение ритуальных предписаний на бытовом уровне и осложнил различение представителей неприкасаемых и высших каст, занятых в работе на одних и тех же предприятиях. Кроме того, постоянные меж-кастовые контакты начали развенчивать многие индуистские предубеждения, формируя единое протестное сознание у социальных низов10.
С начала XX века хозяйственная специализация достигла таких масштабов, что дальнейшее дробление джати стало невозможным. Поэтому, а также в силу занятости в одних и тех же производственных сферах, касты городских неприкасаемых фактически превратились в обычные общины. Их представления о взаимной значимости выровнялись. В сельской местности, где сохранилось господство традиционных ремесел, напротив, джати остались жесткими профессионально-культурными
консорциями с четко определенной локальной иерархией11.
К моменту обретения Индией независимости среди городских неприкасаемых появилась достаточно многочисленная прослойка, которая за годы службы в колониальных учреждениях приобрела не только определенные материальные средства, но и повысила свой культурный и профессиональный уровень. Один из ее наиболее известных представителей был видный юрист Бхимрао Рамджи Амбедкар - один из авторов Конституции 1949 года, отменившей варны и джати.
Законодательный запрет на дискриминацию по кастовому принципу свидетельствует
о существенных трансформациях в индийском обществе. С другой стороны, фактически джа-ти продолжают существовать. Объясняется это сохранением господства традиционных форм хозяйствования, наличием сильных этнических барьеров и мощью крупных патриархальных семей в социальной структуре страны. Тем не менее ослабление в начале XX века экономической детерминации кастового разделения запустило процесс постепенного перемешивания и размывания, особенно в крупнейших городах как ареалах открытой индустриальной культуры.
Подводя итоги, следует отметить, что появление и существование неприкасаемых объясняется свойственным для традиционных родовых обществ особым восприятием социальной реальности, связывающим социальные позиции с некой «чистотой», понимаемой в широком диапазоне - от гигиены до специфики труда. Медленные темпы социальных изменений, огромная дистанция в развитии разных регионов, многонациональность и решающее значение индуизма как интегрирующего фактора способствовали консервации родовых норм на протяжении длительного периода. И все же на разных исторических этапах принципы формирования и специфика деятельности низших каст были различными.
Примечания
1Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985. С. 123-125.
2Видьяланкар С. Происхождение кастовой системы в Индии // Вестн. истории мировой культуры. 1958. № 3. С. 102-103; Sharma R.S. Sudras in Ancient India: A Social History of the Lower Order down to Circa A.D. 600. Delhi, 1958. P. 32-37.
3ИльинГ.Ф. Основные проблемы рабства в древней Индии. М., 1963. С. 156-159.
Медведев Е.М. Karmakara и Bhrtaka.K проблеме формирования низших каст // Касты в Индии. М., 1965. С. 145-146.
5Законы Ману, Манавархадмашастра / пер. Г.Ф. Ильина. URL: http://www.bharatiya.ru/india/zakonmanu. html; Касты // Кругосвет: энцикл. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/KASTI. html?page=0,3.
6Артхашастра, или Наука о политике. М., 1959. С. 199-203.
1 Кудрявцев М.К. Кастовая система в Индии. М., 1992. С. 50-54.
8КуценковА.А. Эволюция индийской касты. М., 1983. С. 107-110.
9Кудрявцев М.К. Мусульманские касты // Касты в Индии. М., 1965. С. 212-217.
10Там же. С. 225-226.
11Куценков А.А. Указ. соч. С. 232-238.
Kharinin Artem Igorevich
Volgograd State University (Volgograd, Russia)
MECHANISMS OF FORMATION AND EVOLUTION OF UNTOUCHABLE CASTES IN INDIA FROM THE ANCIENT TIMES TO 1949
The article analyzes the mechanisms of formation and evolution of untouchable castes. The author suggests a chronologic sequence of factors that played a key role in the development of modern Dalits.
Keywords: Varna, Jati, Dalit, Karmakara, Dasa, Bhrtak.
Контактная информация: e-mail: m.kharinina@rambler.ru
Рецензент - Репневский А.В., доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории, директор института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова