Научная статья на тему 'Механизмы экологизации ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА'

Механизмы экологизации ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологизация / регион / промышленность / инновации / экономическое стимулирование / экологическая политика / ecologization / region / industry / innovations / economic incentives / environmental policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баширова Аминат Ахмедовна

Экологизация промышленного сектора экономики - это проблема, актуальная на сегодня в свете положительной динамики техногенных катастроф и аварий, увеличивающихся объемов экономических убытков, ущерба, наносимого окружающей среде, а также возрастающей роли экологического фактора при построении социально-экономических стратегий развития регионов.В статье рассматриваются отдельные аспекты проблемы: проблемы экологизации промышленности региона, инструменты, оказывающие мотивационное влияние на промышленные предприятия в целях реализации мероприятий по экологизации производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of ECOLOGIZATION OF INDUSTRIAL SECTOR OF ECONOMY OF THE REGION

Ecologization of industrial sector of economy is the problem actual in the light of positive dynamics of technogenic catastrophes and accidents, increasing volumes of economic losses, damage caused to environment, and also the increasing role of an ecological factor at creation of social and economic strategy of development of the regions for today. In the article separate aspects of the problem are considered: ecologization of the industry, tools having motivational impact on the industrial enterprises for realization of actions for greening of production.

Текст научной работы на тему «Механизмы экологизации ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА»

УДК 332.1

Баширова Аминат Ахмедовна

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН 15july@inbox.ru

Механизмы экологизации

ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА1

Aminat A. Bashirova

candidate of economic Sciences, senior researcher. Institute of Social and Economic Researches, Dagestan scientific center of RAS 15july@inbox.ru

Mechanisms of

ECOLOGIZATION OF INDUSTRIAL SECTOR OF ECONOMY OF THE REGION

Аннотация. Экологизация промышленного сектора экономики - это проблема, актуальная на сегодня в свете положительной динамики техногенных катастроф и аварий, увеличивающихся объемов экономических убытков, ущерба, наносимого окружающей среде, а также возрастающей роли экологического фактора при построении социально-экономических стратегий развития регионов.

В статье рассматриваются отдельные аспекты проблемы: проблемы экологизации промышленности региона, инструменты, оказывающие мотивационное влияние на промышленные предприятия в целях реализации мероприятий по экологизации производства.

Ключевые слова: экологизация, регион, промышленность, инновации, экономическое стимулирование, экологическая политика.

Annotation. Ecologization of industrial sector of economy is the problem actual in the light of positive dynamics of technogenic catastrophes and accidents, increasing volumes of economic losses, damage caused to environment, and also the increasing role of an ecological factor at creation of social and economic strategy of development of the regions for today.

In the article separate aspects of the problem are considered: ecologization of the industry, tools having motivational impact on the industrial enterprises for realization of actions for greening of production.

Keywords: ecologization, region, industry, innovations, economic incentives, environmental policy.

Промышленность является одной из отраслей экономики, оказывающих наибольшее негативное влияние на окружающую среду. Это обусловлено тем, что промышленные предприятия, относящиеся как к добывающей, так и перерабатывающей отрасли, образуют огромные объёмы отходов производства, в том числе радиоактивных, постоянно осуществляют выбросы в атмосферный воздух и сбросы сточных вод, производят шум и вибрацию, нарушают природные ландшафты и разрушают почвенный покров земли.

К предприятиям, характеризующимся высоким уровнем негативного воздействия на окружающую среду, можно отнести предприятия черной и цветной металлургии, по добыче полезных ископаемых, химической и нефтеперерабатывающей промышленности, целлюлозно-бумажные комбинаты, транспорт, электростанции.

Промышленные предприятия в регионах являются, как правило, основными либо крупными налогоплательщиками, и в том, чтобы они были

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 14-06-00066а).

рентабельными, заинтересованы не только их собственники, но и региональные власти.

Представитель неоклассической экономики Пигу А. в своих трудах обозначил, что выбор людей в рыночной экономике базируется на иррациональной системе предпочтений, ориентированных на немедленный успех, немедленные результаты в ущерб удовлетворению потребностей будущих поколений, что особенно опасно, когда речь идет об использовании ресурсов природы, приводящем к их чрезмерной эксплуатации и истощению [6].

Осознание этого и привело мировое сообщество к разработке и реализации новой концепции устойчивого развития, предполагающей экологизацию экономики, общественного сознания, государственного регулирования.

В России темпы устойчивого развития далеки от мировых. Провозглашенный главой страны курс на экологизацию развития сдерживается такими факторами, как: низкий технологический уровень экономики в целом, в том числе, промышленности, преобладание в экономике ресурсоемких и загрязняющих природную среду отраслей в структуре промышленного производства, низкая

20

степень эффективности использования ресурсов, высокая степень изношенности основных фондов, нехватка финансовых средств у собственников, низкий уровень развития экологического сознания у населения, предпринимателей, государственного аппарата, проблемы российской природоохранной политики.

Политика государственных органов управления в сфере природопользования не соответствует современным условиям. Среди основных ее проблем можно выделить: отсутствие экологических приоритетов в экономической стратегии, включая нехватку четко сформулированной стратегии в природоохранной области, слабое экологическое управление, непоследовательность предпринимаемых мер, проблемы в законодательной сфере, отсутствие комплексной системы государственного экологического мониторинга, низкий уровень финансирования природоохранных мероприятий, слабая инновационная активность в природоохранной области, невысокий уровень внимания к экологической культуре населения, явно недостаточное осознание компаниями роли экологического фактора в своей деятельности и некоторые другие [2].

Экологизация промышленности региона - это комплекс правовых, управленческих, технических, технологических, кадровых, инвестиционных, инновационных и других мероприятий, направленных на ресурсо- и энергосбережение, снижение природоемкости производства, и, в конечном счете, способствующих устойчивому развитию региональной системы [9, с. 11].

Исходя из этого определения, не стоит путать экологизацию промышленного производства с природоохранной политикой. Экологизация - это новый путь ведения производства, который подразумевает получение прибыли и увеличение капитализации предприятий на основе рационального и бережного отношения к природным ресурсам.

Проблема экологизации промышленности особенно остро стоит перед отечественными предприятиями, решающими для себя в современных условиях две основные задачи: максимизации прибыли и повышения конкурентоспособности.

Проблема максимизации прибыли в условиях кризиса российскими промышленными предприятиями решается, как правило, не внедрением наилучших доступных технологий, а экономией на затратах, в том числе и на затратах на охрану окружающей среды. Поэтому стоит предположить, что лишь малый процент руководства отечественных компаний будет использовать сложившуюся ситуацию для внедрения экологических инноваций в производство либо его модернизацию.

Ключевыми проблемами, которые препятствуют экологизации промышленности, являются низкий уровень осведомленности бизнеса и государства о преимуществах и возможностях, которые дает экологически ориентированная политика компании и недостаточное регулирование и нехватка адекватной нормативной базы [2].

Российские предприниматели в большинстве своем не видят для себя выгоды в производстве экологически чистой продукции. Отечественные предприятия, которые ориентируются на внешние рынки (в основном это крупные предприятия нефтегазовой и металлургической отраслей), применяют в своем производственном процессе экологические стандарты, причем не только на товар, но и на технологию его изготовления, обретают конкурентоспособность. Но, в то же время, на внутреннем рынке они проигрывают конкурентную борьбу (прежде всего ценовую) предприятиям, которые предпочитают от экологических издержек воздерживаться.

В процессах экологизации ведущая роль на современном этапе принадлежит государству. Поскольку, с одной стороны, именно государство может заинтересовать предпринимателей во включении экологического фактора в стратегии развития своих предприятий, стимулировать их на внедрение инноваций, проведение технологической модернизации и т.д., с другой стороны -государство обладает правом накладывать и применять штрафные санкции за нарушение в сфере природопользования [1, 4, 7].

Эффективность государственной политики будет состоять в умении найти правильный баланс между стимулированием и наказанием.

Все инструменты, оказывающие мотивационное влияние на промышленные предприятия в целях реализации мероприятий по экологизации производства, можно объединить в три большие группы [3, 8, 9, 10, 11]:

1. Административные. Сюда можно отнести все запреты, ограничения, лимиты, нормы, лицензирование и т.д. То есть все то, что законодательно вынуждает предприятия корректировать свою хозяйственную деятельность все зависимости от их желания под угрозой санкций и последствий.

В настоящее время в России наблюдается преобладание административных методов управления отношений природопользования над экономическими. Это объясняется тем, что экономические механизмы не проработаны, нет соответствующей современным условиям хозяйствования законодательной базы.

В то же время административные методы не действуют в полную силу, что связано с нежеланием, а подчас сопротивлением отечественного бизнеса не только внедрять системы экологического менеджмента на предприятиях, но и даже осуществлять прямые природоохранные мероприятия.

Это сопровождается отсутствием адекватной реакции надзорных органов, высоким уровнем коррупции в сфере природопользования, низкой информированностью населения о своих экологических правах и обязанностях.

2. Экономические. Они подразделяются на механизмы стимулирования (налоговые преференции, льготы, субсидии, государственная поддержка проектов и т.д.) и дестимулирования (уг-

21

леводородные налоги, штрафы и т.д.). Экономические механизмы призваны косвенным, «незапрещающим» путем включить экологическую составляющую в стратегии развития промышленных предприятий, сделать их проекты более экологизированными, а деятельность более щадящей по отношению к окружающей среде.

Экономические механизмы стимулирования и дестимулирования предприятий к природоохранной деятельности широко развиты в западноевропейских странах.

В нашей стране практика применения экономических механизмов работает слабо вследствие ряда причин, среди которых можно выделить: непроработанность законодательной базы, низкий уровень информированности предпринимателей о преимуществах ведения «зеленого» бизнеса, нехватка финансовых средств у предприятий, проблемы с инвестированием, отсутствие реального контроля со стороны природоохранных органов, низкие ставки платежей за негативное воздействие на окружающую среду, коррупция, бюрократия.

Между тем, именно методы экономического стимулирования должны обеспечить процесс активного перехода на ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии. «Необходима прямая экономическая заинтересованность бизнеса в решении экологических проблем, и задача государства этот интерес создать, поддержать ресурсо- и энергосберегающие технологии и производства, в том числе, посредством введения рыночных регуляторов в сфере охраны окружающей среды, которые стимулировали бы

Литература:

1. Большаков А.В. Государственная промышленная политика и перспективы модернизации экономики: теоретический анализ / А.В. Большаков, КС. Янкаускас // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4. С. 76-83.

2. Бурматова О.П. Экологический аспект финансово-бюджетной политики в России / О.П. Бурматова, ТБ. Сумская // Основы ЭУП . 2012. № 3 (3). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskiy-as-pekt-finansovo-byudzhetnoy-politiki-v-rossii

3. Идзиев ГМ. Проблемы модернизации промышленности проблемного региона // Вопросы структуризации экономики. 2014. № 1. С. 94-99.

4. Идзиев ГМ. Инновационная модернизация и новые требования к промышленной политике регионального уровня // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 3 (41). С. 62-66.

5. Коу С. Инновационные затраты предприятий России: состояние и перспективы / С. Коу, Г. Ван // Апробация. 2013. № 3 (6). С. 67-70.

6. Лукьянихина ЕЛ. Методологические основы экологономики / Е.А. Лукьянихина, В.А. Лукьяни-хин // Вестник СумДУ. Серия Экономика. 2007. № 2. С. 99-111.

предприятия реально снижать антропогенную нагрузку на окружающую среду, внедрять современные ресурсосберегающие и экологически чистые технологии. Бизнес должен понять, что природоохранная деятельность - это не только дополнительная нагрузка на бюджет компаний, но и одно из условий улучшения качества производимой продукции, повышения ее конкурентоспособности на мировых рынках» [2].

3. Социальные. В настоящее время на прибыль предприятий оказывают существенное влияние не только внутренние и внешние экономические факторы, но и социальные. Предприятиям важно поддерживать положительный имидж в обществе, демонстрировать социальную направленность стратегий развития, уметь строить отношения с неправительственными организациями и общественностью.

Экология, с этой точки зрения, как нельзя больше подходит для позиционирования предприятия как социально ответственного. Кроме того, если еще пару десятков лет назад экологические проблемы являлись предметом дискуссий лишь в странах Западной Европы, то сегодня они обсуждаются повсеместно. А это значит, что те промышленные предприятия, которые смогут использовать природоохранный потенциал общества для увеличения своей прибыли, являются наиболее конкурентоспособными.

Эти три группы механизмов, в целях воздействия на реальный сектор, должны использоваться в комплексе. Отсутствие комплексного подхода сделает политику по экологизации промышленного сектора экономики неэффективной.

Literature:

1. Bol’shakov A.V. The state industrial policy and prospects for the modernization of the economy: theoretical analysis / A.V. Bol'shakov, K.S. Yankauskas // Regional problems of transforming the economy. 2011. № 4. P. 76-83.

2. Burmatova O.P. Ecological aspect of the financial and budgetary policy in Russia / O.P. Burmatova, T.V. Sumskaya // EUP Bases. 2012. № 3 (3). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskiy-aspekt-finansovo-byudzhetnoy-politiki-v-rossii

3. Idziev G.I. Problems of modernization of the industry of the problem region // The issues of economy structuring. 2014. № 1. P. 94-99.

4. Idziev G.I. Innovative modernization and new requirements to industrial policy of regional level // Regional problems of transforming the economy. 2014. № 3 (41). P. 62-66.

5. Kou S. Innovative expenses of the enterprises of Russia: state and prospects / S. Kou, G. Van // Approbation. 2013. № 3 (6). P. 67-70.

6. Luk’yanikhina E.A. Methodological bases of «green economy» / E.A. Luk'yanikhina, V.A. Luk'yanikhin // B u lleti n of SumSU. Series: Economy. 2007. № 2. P. 99-111.

22

7. Магомедова АТ. Инновационная политика как элемент системы региональной модернизации / А.Г. Магомедова, Т.А. Абдусаламов // Вопросы структуризации экономики. 2013. № 2. С. 78-81.

8. Петросяни, ВТ. Методические подходы к формированию программы развития промышленности проблемных регионов / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян, Д.А. Деневизюк // Экономика и управление. 2014. № 10 (108). С. 25-28.

9. Прокопенков С.В. Проблемы развития промышленности региона: экологизация и экологическая стратегия // Вестник ОГУ. 2011. № 6 (125). С. 64-68

10. Сергиенко Е.С. Развитие промышленности региона: современные условия и новые перспективы // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 9 (47). С. 6-13.

11. Шабалдин А. Экологизация промышленного сектора и проблемы экономического развития. Экодело. URL: http://ecodelo.org

7. Magomedov A.G. Innovative policy as an element of system of regional modernization / A.G. Magomedov, T.A. Abdusalamov // The issues of economy structuring. 2013. № 2. P. 78-81.

8. Petrosyants V.Z. Methodical approaches to formation of the program of development of the industry of problem regions / V.Z. Petrosyants, S.V. Dokholyan, D.A. Denevizyuk // Economy and management. 2014. № 10 (108). P. 25-28.

9. Prokopenkov S.V. Problems of development of the industry of the region: greening and ecological strategy // Bulletin of regional public institution. 2011. № 6 (125). P. 64-68

10. Sergienko E.S. Development of the industry of the region: modern conditions and new prospects // Regional problems of transforming the economy, 2014. № 9 (47). P. 6-13.

11. Shabaldin A. Greening of industrial sector and problem of economic development. Ekodelo. URL: http://ecodelo.org

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.