Научная статья на тему 'Механизмы дестабилизации общественной ситуации на начальном этапе первой российской революции'

Механизмы дестабилизации общественной ситуации на начальном этапе первой российской революции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНД ОРЛОВСКОГО ГУБЕРНАТОРА / ЖАНДАРМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДОКУМЕНТЫ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / БЕСПОРЯДКИ / ОРЛОВСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОППОЗИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ / "МИТИНГОВАЯ ДЕМОКРАТИЯ" / THE "MEETINGS DEMOCRACY* / THE FUND OF THE ORYOL GOVERNOR / THE GENDARME MANAGEMENT / THE DOCUMENTS / STUDYING YOUTH / DISORDERS / THE ORYOL PEDAGOGICAL SOCIETY / OPPOSITIONAL PUBLIC FIGURES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуларян А. Б.

Эта статья вскрывает механизм дестабилизации оппозиционно настроенными общественными деятелями ситуации в российской провинции и преодоления ими стеснительных мер царской администрации на начальном этапе первой российской революции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF DESTABILIZATION OF THE PUBLIC SITUATION AT THE INITIAL STAGE OF THE FIRST RUSSIAN REVOLUTION

This article opens the destabilization mechanism of a public situation in the Russian province by opposition adjusted public figures and overcoming of constraining measures of imperial administration by them at the initial stage of the First Russian revolution.

Текст научной работы на тему «Механизмы дестабилизации общественной ситуации на начальном этапе первой российской революции»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

А.Б. ГУЛАРЯН, кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории ФГОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»

Тел. 8 9051671791;gugachohan@mail.ru

МЕХАНИЗМЫ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Эта статья вскрывает механизм дестабилизации оппозиционно настроенными общественными деятелями ситуации в российской провинции и преодоления ими стеснительных мер царской администрации на начальном этапе первой российской революции.

Ключевые слова: фонд орловского губернатора, жандармское управление, документы, учащаяся молодежь, беспорядки, Орловское педагогическое общество, оппозиционные общественные деятели, «митинговая демократия».

Работая в Государственном архиве Орловской области (ГАОО) над темой «Изучение социально-политических, экономических и духовных аспектов истории Орловского края в XVIN-XXI веках» (государственная регистрация № 01200 009220) временного инновационного коллектива кафедры истории ОрелГАУ, я наткнулся на любопытное дело из первого стола фонда орловского губернатора (ГАОО, ф. 580, ст. 1, д. 3295). Это дело посвящено беспорядкам учащейся молодежи и деятельности Орловского педагогического общества в 1905 году. Дело составляют разнородные документы различных ведомств, которые в одном делопроизводстве обычно не совмещались: рапорты орловского полицмейстера и приставов частей города Орла, доклады начальника Орловского губернского жандармского управления (ГЖУ) орловскому губернатору, объяснительная записка руководства Орловского педагогического общества, списки его членов с указанием даты вступления. Все это создало уникальный комплекс документальных материалов, вскрывающий механизм дестабилизации оппозиционными силами общественной ситуации в губернском городе на начальном этапе первой российской революции.

Орловское педагогическое общество было образовано незадолго до первой российской революции. Устав Орловского педагогического общества был выработан на собраниях педагогов учебных заведений г. Орла, состоявшихся 21 и 28 января и 4 февраля 1901 года в здании уездной земской управы [3, л. 2], и был утвержден 8 декабря 1902 года министром народного просвещения Ренаром [3, л. 5]. Общество ставило своими целями обсуждение проблем образования и воспитания, распространение в местном обществе педагогических и общеобразовательных знаний, оказание материальной помощи членам общества. То есть педагогическое общество являлось многопрофильной общественной организацией, занимающейся организацией педагогической работы в губернии, содействовавшей росту профессионализма педагогов, а также предоставляло своим членам определенные социальные гарантии. Именно поэтому численность новой общественной организации быстро росла. К 1 марта 1905 года в педагогическом обществе состояло 95 человек действительных членов и 9 человек членов-соревно-вателей [4, л. 21-21]. Среди них были директора и преподаватели государственных и частных гимназий и училищ, воспитатели и воспитательницы учебных заведений, два священника Орловской епархии, а также та часть провинциальной орловской интеллигенции, которая заявила о заинтересованности педагогическими проблемами.

© А.Б. Гуларян

После начала первой российской революции в Орле начались волнения учащейся молодежи -гимназистов, семинаристов, реалистов, давно уже возмущенных своим неполноправным положением. По законам Российской империи учащиеся не имели права вступать в общественные организации (наряду с рядовыми армии и осужденными преступниками). Кроме того, учебное начальство налагало на подопечных ограничение в чтении газет и журналов, а в некоторых учебных заведениях закрытого типа вскрывалась корреспонденция учеников. Поэтому после начала революции среди учащихся стали распространяться листовки, требовавшие отмены унизительных ограничений и призывавшие к ученической забастовке. Эти листовки взволновали учащихся, которые стали собираться группами, обсуждая предложенные в листовках требования к учебному начальству, а также проблемы организации забастовки учеников.

С другой стороны, под влиянием известий о беспорядках в столицах, на бакинских нефтепромыслах, сообщений о террористических актах против дяди царя, Великого князя Сергея Александровича, и царских приближенных в городе Орле усилились погромные черносотенные настроения. Первым «пробным камнем», предшествующим черносотенным погромам осени 1905 года, явились выходки группы хулиганов, возглавляемых босяком Кирилловым. 23 февраля 1905 года Кириллов избил возвращающегося домой ученика классической гимназии, говоря прохожим, что якобы полиция разрешила ему бить бунтовщиков [1]. На следующий день вечером трое хулиганов хотели избить проходивших по улице Никитской мужчину и женщину, но потом отпустили перепуганную пару. Нападения на учащихся и студентов прекратились, когда Кириллов был задержан учащимся реального училища Львовым при попытке нападения на него [2].

Однако эти эксцессы взволновали родителей учеников, которые, с одной стороны, потребовали гарантий безопасности для своих детей, а с другой - решили обсудить их требования к учебному начальству. В конце февраля гласный Орловской Городской думы Г.М. Хрущев обратился к исполняющему обязанности орловского городского головы С.К. Живописцеву с просьбой предоставить зал Городской думы для собрания родителей учеников для обсуждения вопроса об их безопасности. Но орловский полицмейстер Н.С. Шпанов не разрешил провести это собрание, ссылаясь на постановление орловского губернатора К.А. Балясного от 14 января 1905 года «о запрещении всяких собраний независимо от цели

таковых» [4, л. 1]. И в этих условиях на сцену вышло Орловское педагогическое общество.

Даты вступления, указанные в списке членов Орловского педагогического общества, позволяют вскрыть механизм превращения этой общественной организации в рупор выражения общественного недовольства и «возмутителя спокойствия» в Орловской губернии. На заседании 1 марта 1905 года были приняты в члены-соревнователи общества 14 человек, не связанных с педагогической деятельностью, но заявивших о своем интересе к проблемам воспитания и обучения. По уставу общества они пользовались всеми правами действительных членов, кроме права участия в выборах и получения материальной помощи от общества [3, л. 6]. Среди этих четырнадцати значатся хорошо знакомые Департаменту полиции и Орловскому ГЖУ оппозиционные общественные деятели Н.С. Каринский, С.Д. Богословский, Г.М. Хрущев, В.Н. Успенский, И.А. Цодиков, а также М.А. Татаринова и О.И. Хрущева - жены известных своим либерализмом общественных деятелей [4, л. 22]. Все эти фамилии хорошо известны орловским краеведам: присяжные поверенные Н.С. Каринский и С.Д. Богословский начинали с «легального» марксизма в духе П.Б. Струве и даже входили одно время в местный социал-демократический комитет, потом эволюционировали в «освобожденцев», а в ходе первой русской революции примкнули к кадетам; заведующий сельскохозяйственным отделом губернской земской управы и по совместительству хозяин магазина сель-хозинвентаря И.А. Цодиков - один из руководителей местной группы социалистов-революцио-неров; гласные Городской думы Г.М. Хрущев и В.Н. Успенский были близки к «Союзу Освобождения», а в годы первой российской революции примкнули к кадетам.

Вновь принятые члены тут же возбудили вопрос о требованиях учащихся, о возможной учебной забастовке и предложили рассмотреть эти вопросы на собрании педагогического общества 4 марта. Собрание 4 марта 1905 года также началось с приема новых членов. Было принято еще 12 человек, среди них: Ф.В. Татаринов - председатель уездной земской управы, либерал-«шиповец», А.Н. Рейн-гардт - присяжный поверенный, руководитель местных социалистов-революционеров, Д.Д. Поло-женцев и К.В. Кекуатов - присяжные поверенные, будущие кадеты [4, л. 22]. Таким образом, всего за четыре дня в члены педагогического общества вступили все активные оппозиционеры города Орла. Безусловно, это было заранее спланированной и четко скоординированной акцией.

На самом собрании 4 марта лидеры оппозиции заявили, что «находят необходимым допустить родителей, не состоящих членами общества, к обсуждению поставленных в программе вопросов» [4, л. 19]. Когда же один из членов распорядительного совета общества заявил о недопустимости подобной меры по уставу, ему было заявлено, что родители будут привлечены в заседание в качестве экспертов по проблеме, что уставом никак не воспрещается. Впоследствии этот довод был приведен в качестве оправдания в объяснительной записке распорядительного совета педагогического общества орловскому полицмейстеру. После того, как в зал заседания были допущены родители учащихся и прочая посторонняя публика в количестве 300 человек, включая переодетых в штатское гимназистов, обстановка окончательно вышла из-под контроля распорядительного совета, и собрание педагогического общества превратилось в митинг оппозиции.

Успенский, Цодиков, Хрущев, Каринский, Тата-ринов, последовательно выступая друг за другом, начинали с требований учащихся и критики существующей системы образования и заканчивали критикой (правда, умеренной) существующего политического строя [4, л. 15 об -16]. Была принята резолюция, причем правом голоса воспользовались все присутствующие. Резолюция включала в себя пункты: 1) Городской думе образовать особую полицию или создать вооруженную милицию для защиты орловских обывателей от возможных черносотенных погромов; 2) собрать в Городской думе родителей и учебное начальство для обсуждения мер к успокоению учащихся; 3) отменить некоторые обычаи и правила школьной жизни (вскрытие писем учеников, ограничение на чтение газет и журналов, запрещение устраивать кружки самообразования и обязательное посещение церковных служб и т.д.).

Происшедшее на собрании педагогического общества вызвало переполох местной администрации, начиная с полицмейстера Орла и заканчивая орловским губернатором. Посыпались запросы и требования объяснений. Начальник Орловского ГЖУ полковник П.П. Глоба поднял на ноги свою агентуру и не сразу, но все-таки выяснил, что все мероприятие было разработано заранее на совещаниях в квартире А.Н. Рейнгардта, в которых кроме хозяина участвовали Ф.В. Татаринов и И.А. Цодиков [4, л. 14].

Городская полиция удовлетворилась прямым опросом свидетелей, бывших на собрании. Орловское педагогическое общество ограничилось пространной объяснительной запиской, в которой

доказывало, что ни один пункт устава не был нарушен: ведь привлечение экспертов на заседание общества прямо не воспрещено, а обсуждались на собрании вопросы, так или иначе связанные с педагогикой и воспитанием детей [4, л. 19-20]. Эта позиция оказалась формально неуязвимой. Поэтому, когда начальник Орловского ГЖУ полковник П.П. Глоба потребовал ареста и административной высылки из города Татаринова, Цоди-кова и Рейнгардта, прокурор Харьковской судебной палаты Хрулёв не счел возможным его поддержать, ибо не нашел в действиях устроителей митинга состава государственного преступления [4, л. 12 об.].

Но это только верхний слой происшедших событий. Со слов своей негласной агентуры в среде оппозиционеров П.П. Глоба доносил губернатору К.А. Балясному, что так называемые «требования учащихся» тоже были разработаны на совещаниях на квартире Рейнгардта. Эти требования потом Ф.В. Татаринов, И.А. Цодиков и А.Н. Рейн-гардт распространили среди учащихся средних учебных заведений города Орла [4, л. 14]. То есть так называемые «Требования учащихся» оказались на самом деле «вбросом» оппозиционными общественными деятелями ситуативно актуальной информации в подходящую среду.

Этот вывод царских жандармов подтверждается дальнейшими событиями, развернувшимися вокруг учебного вопроса в Орле. 14 марта 1905 года в Первую мужскую гимназию г. Орла явились и.о. городского головы С.К. Живописцев и председатель губернской земской управы Ф.В. Татаринов и потребовали у директора Петрученко разрешения на сходку учащихся в здании гимназии для обсуждения их требований. А когда директор отказал в сходке, Живописцев и Татаринов заявили ему, что его отказ будет иметь серьезные последствия и дело может окончиться забастовкой, но не учеников, а их родителей [4, л. 16-16 об.]. После этого к директору явились уже учащиеся трех старших классов гимназии и потребовали разрешить им сходку. Директор отказал им в этом, и тогда учащиеся собрались в актовом зале самовольно [4, л. 16 об.]. То есть оппозиционные деятели в описанной ситуации, уже не скрываясь, руководили действиями молодежи, которая обсуждала предложенную старшим поколением программу.

Но далее дестабилизировать ситуацию в Орле оппозиционерам не удалось. Дело в том, что 16 марта 1905 года Городская дума отказалась обсуждать требования учащихся и резолюцию собрания 4 марта, как явно незаконные. Чтобы ли-

шить оппозиционеров возможности провести митинг, большинство гласных разошлись по своим домам, лишив собрание кворума. Это вызвало крайне негативную реакцию присутствующей публики и гимназистов Первой гимназии. Раздавались призывы к физической расправе над расходящимися гласными [4, л. 12].

По-видимому, демарш Городской думы явился для оппозиционеров неожиданностью. Они растерялись, не сумели вовремя остановить расходящуюся публику и организовать митинг без участия городских гласных. Чтобы выйти из положения, А.Н. Рейнгардт написал протест против действий городских гласных, призывавший последних уйти в отставку. Протест был передан в руки молодежи, которая должна была собрать под ним подписи населения города Орла [4, л. 12].

Таким образом, учащаяся молодежь превратилась в руках оппозиционных общественных деятелей в инструмент дестабилизации общественной ситуации в городе Орле. Механизм влияния на ситуацию осуществлялся в несколько этапов: формулировка требований, актуальных для группы - вброс актуальных лозунгов в группу - косвенное руководство группой. Эта тактика принесла частичный успех: она не дестабилизировала ситуацию до конца, то есть до начала в городе беспорядков, как это

случилось с демонстрацией молодежи в Курске, но расшатала её и позволила получить контроль над одной из орловских общественных организаций.

Получив в руки Орловское педагогическое общество, оппозиционеры превратили его в инструмент общественной инициативы и рупор выражения общественного недовольства. На следующем собрании педагогического общества Н.С. Каринский, А.Н. Рейнгардт и Ф.В. Татаринов открыто критиковали личность орловского губернатора К.А. Балясного. В заседании 2 мая 1905 года неизвестными лицами было отключено электрическое освещение, и в темноте присутствующей молодежью была исполнена «Марсельеза». Разумеется, запрещение присутствия на собраниях педагогического общества посторонней публики было прочно забыто. Орловское педагогическое общество превратилось в центр «митинговой демократии» в Орле. Правда, продолжалось это довольно недолго, до октября 1905 года. После провозглашения свободы шествий и митингов, а также начала широкого партийного строительства в Российской империи оппозиционеры разошлись по вновь возникшим или легализовавшимся политическим партиям, и значение педагогического общества в политической жизни города резко упало.

Библиографический список

1. Орловский вестник. - 1905, 23 февр.

2. Орловский вестник. - 1905, 24 февр.

3. ГАОО, фонд 580, стол. 1, дело 2929.

4. ГАОО, фонд 580, стол. 1, дело 4416.

А.В. GULARYAN

MECHANISMS OF DESTABILIZATION OF THE PUBLIC SITUATION AT THE INITIAL STAGE OF THE

FIRST RUSSIAN REVOLUTION.

This article opens the destabilization mechanism of a public situation in the Russian province by opposition adjusted public figures and overcoming of constraining measures of imperial administration by them at the initial stage of the First Russian revolution.

Keywords: the fund of the Oryol governor, the gendarme management, the documents, studying youth, disorders, the Oryol pedagogical society, oppositional public figures, the «meetings democracy».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.