Научная статья на тему 'Механизм взаимодействия субъектов рынка с ограниченной конкуренцией'

Механизм взаимодействия субъектов рынка с ограниченной конкуренцией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1472
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК / РЫНОК ПРИРОДНОГО ГАЗА / ОГРАНИЧЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ / ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПОЛЕЙ / ГИБРИДНЫЙ МЕХАНИЗМ КООРДИНАЦИИ РЫНКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / MARKET / NATURAL GAS MARKET / IMPERFECT COMPETITION / THEORY OF INDUSTRIAL ORGANIZATION / ORGANIZATIONAL FIELD THEORY / HYBRID MECHANISM OF MARKET COORDINATION / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кислицын Е. В.

Исследуется механизм взаимодействия субъектов рынка с ограниченной конкуренцией на примере рынка природного газа. Проведен контентанализ эволюции подходов к определению понятий «рынок» и «ограниченная конкуренция». На основе систематизации неоинституциональной экономической теории, теории отраслевых рынков и концепции организационных полей уточнена специфика рынков с ограниченной конкуренцией. Выявлен механизм формирования и факторы развития рынка природного газа. Доказано, что взаимодействие субъектов данного рынка основано на гибридной (промежуточной) форме организации управления. Гибридный механизм координации характеризуется особыми контрактными отношениями, властной асимметрией, квазирыночным регулированием цен. Результаты исследования могут быть использованы предприятиями отрасли для разработки стратегических решений, а также государственными органами при регулировании промышленных рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of Actors’ Interaction in Imperfect Competition

The paper studies the mechanism of actors’ interaction in the market characterized by imperfect competition at the example of natural gas market. It holds content analysis of the concepts “market” and “imperfect competition”. Having systematized the propositions of new institutionalism, theory of industrial organization, and the concept of organizational field, the authors elaborate on the specifics of markets with imperfect competition and identify the formation mechanism and factors in development of the natural gas market. The paper proves that interaction of the actors in this market is based on hybrid form of management. The key traits of the hybrid mechanism of coordination include specific contractual relations, power asymmetry, and quasi-market regulation of prices. The research findings can be useful for companies in the sector in the strategic decision-making, as well as for government authorities in the regulation of industrial markets

Текст научной работы на тему «Механизм взаимодействия субъектов рынка с ограниченной конкуренцией»

— f

КИСЛИЦЫН Евгений Витальевич

Старший преподаватель кафедры статистики, эконометрики и информатики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-61 e-mail: [email protected]

Механизм взаимодействия субъектов рынка с ограниченной конкуренцией

Исследуется механизм взаимодействия субъектов рынка с ограниченной конкуренцией на примере рынка природного газа. Проведен контент-анализ эволюции подходов к определению понятий «рынок» и «ограниченная конкуренция». На основе систематизации неоинституциональной экономической теории, теории отраслевых рынков и концепции организационных полей уточнена специфика рынков с ограниченной конкуренцией. Выявлен механизм формирования и факторы развития рынка природного газа. Доказано, что взаимодействие субъектов данного рынка основано на гибридной (промежуточной) форме организации управления. Гибридный механизм координации характеризуется особыми контрактными отношениями, властной асимметрией, квазирыночным регулированием цен. Результаты исследования могут быть использованы предприятиями отрасли для разработки стратегических решений, а также государственными органами при регулировании промышленных рынков.

JEL classification: L11, L13

Ключевые слова: рынок; рынок природного газа; ограниченная конкуренция; теория отраслевых рынков; теория организационных полей; гибридный механизм координации рынка; институциональная среда.

В настоящее время усиливается интерес к исследованию рынков различных уровней (см., например: [6; 7; 19; 22]). Рост исследований проблем рынков вызван, в первую очередь, потребностью предприятий в получении информации об уровне спроса и предложения на определенные группы товаров, уровне конкуренции на рынке, тенденциях его развития. Исследования в этой области позволяют предприятию определиться с целым рядом стратегических вопросов - целесообразностью входа на рынок с новой продукцией, возможностями увеличения объемов продаж, инвестированием в основные средства и пр.

Уже известным фактом является отсутствие на практике рынков совершенной конкуренции, а рынки, которые формально должны потерпеть «фиаско», по-прежнему функционируют. Многочисленные эмпирические исследования подтверждают наличие и длительное функционирование неэффективных рынков, что невозможно объяснить, если использовать рамочные конструкции неоклассического экономического ° анализа [12. С. 26].

® Целью статьи является развитие теоретических основ формирования механизма

« взаимодействия субъектов рынка с ограниченной конкуренцией (на примере рынка а природного газа).

а Объект исследования выбран не случайно. Во-первых, рынок природного газа яв-

© ляется одним из самых монополизированных не только в России, но и во всем мире.

Введение

4 (72) 2017

Во-вторых, современное состояние газового рынка требует новых подходов к изучению протекающих на нем процессов.

Реализация цели возможна в результате решения следующих задач:

1) систематизация подходов к изучению рынков, уточнение категории «рынок с ограниченной конкуренцией»;

2) выявление специфики функционирования рынка природного газа;

3) конструирование теоретической модели механизма взаимодействия субъектов рынка с ограниченной конкуренцией (на примере рынка природного газа).

Эволюция подходов к изучению рынков с ограниченной конкуренцией

Рынок как экономическая дефиниция всегда вызывал интерес экономистов. Проблемам функционирования рынка уделяли особое внимание. В ходе генезиса экономической науки эволюционировало также представление о сущности и природе рыночных отношений.

Представители классической теории трудовой стоимости представляли рынок как систему взаимоотношений между людьми в сфере обмена, базирующуюся на разделении труда и ведомую экономическим интересом хозяйствующего субъекта [21]. Данная трактовка основывается на принципе «невидимой руки», соединяющем экономические интересы индивидуума и общества в условиях рыночной системы хозяйствования. Продавец и покупатель ведут себя согласно меняющимся параметрам спроса и предложения. Такая позиция характеризует рыночные силы как стихийные, а сам рынок как воспроизводственную категорию.

Представители неоклассической экономической теории, основываясь на постулатах предшественников, предлагают свои трактовки рынка, порой отличающиеся друг от друга. Так, по мнению Л. Вальраса, рынок есть центральный элемент в системе товарно-денежных отношений, определяющий способ связи между обособленными производителями на основе общественного разделения труда [3]. Главной особенностью подхода неоклассиков стал принцип оптимума Парето, предполагающий, что равновесие на уровне всего рынка в предельном случае приводит к оптимальному распределению ограниченных ресурсов, при котором любое улучшение ситуации для одного участника рынка невозможно без ухудшения ситуации для другого. Рынок здесь - это система отношений между производителями товара и его потребителями. Такое определение выделяет только субъектов взаимодействия, но не отражает специфику рыночных процессов. Неоклассики рассматривают рынок как идеализированную систему, которая самостоятельно формирует условия и данности всех договорных отношений.

Представители институционализма, как традиционного, так и нового, отстаивают идею вмешательства общества в экономические процессы [8; 24]. К. Поланьи, например, считает, что рыночная форма хозяйства, являющаяся стихийной самоорганизацией, не только не обеспечивает эффективный экономический результат, но и способна порождать массовые социальные конфликты, готовые опрокинуть и раздавить саморегулирующийся механизм [16]. С точки зрения Дж. Стиглица, спады в экономике возникают в результате шоковых воздействий, которые выходят за рамки саморегулирования рынка. Рыночная экономика склонна к паникам, приступам пессимизма и принятию рисков на грани азартных игр [23].

Таким образом, рынок рассматривается как особый институт общества, воспринимающий, аккумулирующий и создающий свои нормы, ценности, требования, с помощью которых он формирует способы взаимодействия хозяйствующих субъектов и осуществляет регулирование их социально-экономического поведения. Такой подход к трактовке рынка не противоречит неоклассической теории, однако расширяет границы для исследования данного феномена. Цены, являющиеся, по мнению неоклассиков,

«...результатом действия невидимой руки рынка», во многих случаях регулируются формальными или неформальными институтами [12. С. 26].

По мере эволюции неоинституциональной экономической теории все большее значение придавалось изучению контрактных отношений. Для представителей теории контрактов (О. Харт, О. Уильямсон и др.) рынок есть пучок трансакций (контрактов), в которых стороны согласились на заранее определенные взаимные обязательства. Контракт более совершенен, чем обмен, так как индивиды устанавливают, какую полезность и в каком объеме они отчуждают и приобретают [10]. Здесь рынок трактуется как социальное устройство, облегчающее повторяющийся обмен, который определяется набором институциональных правил, необходимых для увеличения уровня полезности, извлекаемой из рыночных сделок [29. С. 356].

Современный экономикс синтезирует достижения предыдущих теорий, в результате чего в научной литературе появляются направления и методики анализа рынка. Так, в работе [17], базирующейся на теории организационных полей, рынок представлен на основе релевантно-социологического подхода. Конвенциональные экономические характеристики рынка рассматриваются через призму складывающихся социальных отношений, в которых укоренены действия его участников. Сам рынок рассматривается как организационное поле. В роли участников рынка выступают предприятия, которые принадлежат одному сектору или отрасли, но различаются по объему и структуре имеющегося у них капитала (экономического, культурного, социального и символического). Структура распределения специфических форм капитала формирует структуру поля (рынка), которая определяет условия входа и возможности извлечения прибыли.

Согласно П. Бурдье, позиция в поле тождественна доле рынка, на которую могут оказывать влияние разные виды капитала [2. С. 139-149]. Такой подход дает возможность оценить уровень власти участников рынка. Научная позиция П. Бурдье нашла отражение в работах Н. Флигстина, определившего рынок как поле, которое «...включает в себя коллективных акторов, пытающихся создать систему господства в данном пространстве» [28]. Рынок с позиции теории организационных полей представляет собой цепь последовательного обмена товаром между производителями, транспортировщиками, дистрибьюторами и конечными потребителями, которые являются смежными организационными полями.

В теории отраслевых рынков рынок рассматривается как совокупность продавцов товаров, которые расцениваются потребителем как близкие взаимозаменяемые продукты. Степень взаимозаменяемости товаров оценивается на основе значений перекрестной ценовой эластичности спроса.

Отличный от этого подход к определению рынка в рамках теории отраслевых рынков основан на корреляции цен товаров [26. С. 19]. Его суть состоит в том, что товары, относящиеся к одному рынку, имеют тенденцию выпускаться при сходных затратах и шоках спроса, поэтому их цены имеют тенденцию корреляции.

Один из важных вопросов в теории отраслевых рынков - соотношение рынка и отрасли. Отрасль - это совокупность организаций, производящих похожие продукты с использованием похожих ресурсов и похожих технологий. Отличия между рынком и отраслью заключаются в том, что рынок определен удовлетворяемой потребностью, а отрасль характером используемых технологий [1. С. 14]. Таким образом, отраслевой рынок - это совокупность предприятий, выпускающих продукцию или оказывающих услуги, схожие по потребительскому назначению, с использованием близких технологий и производственных ресурсов и конкурирующих на рынке за покупательский спрос.

Рынок является сложноорганизованной системой, состоящей из множества агентов. Ни одна экономическая теория не дает полного определения товарному рынку. Институционализм рассматривает рынок как набор социальных институтов, при этом

не определяет его географических и продуктовых границ. Теория отраслевых рынков акцентируется на рыночном предложении. В теории организационных полей ключевым моментом являются процессы обмена. Синтезируя основные постулаты этих трех теорий, под товарным рынком будем понимать совокупность институциональных соглашений (контрактов), в рамках которого происходит организованный обмен товарами между участниками рынка, а действия участников регулируются не только ценами, но и структурными связями, институциональными формами и властными иерархиями.

В табл. 1 приведены основные положения и характеристики категории «рынок» с точки зрения трех экономических теорий.

Таблица 1

Сравнительный анализ трактовок понятия «рынок»

Критерий сравнения Институциональная теория Теория отраслевых рынков Теория организационных полей

Объект Институты рынка Организация отдельных рынков и отраслей Организационный опыт

Субъект Контракты Отрасль Предприятия одной отрасли, отличающиеся объемом и структурой капитала

Определение рынка Набор социальных институтов Совокупность продавцов взаимозаменяемых продуктов Цепь последовательных актов обмена товарами

Методы анализа Составление институциональной карты [7], анализ структуры институтов [23] Анализ уровня концентрации рынка, рыночной силы участников, конкурентный анализ Анализ властной асимметрии

Механизмы координации Институциональный Рыночный Фирмы или сети

Изучение проблемы конкуренции Конкуренция возникает в силу сложившихся институциональных стимулов и ограничений Отрицает существование совершенной конкуренции и выделяет пять типов рыночных структур Конкуренция - это естественный отбор, поддержание социальных контактов, установление согласованного порядка, воспроизводство властной иерархии и символическая борьба

При самых разных подходах и трактовках рынка ключевым является вопрос взаимодействия его субъектов, который в более узком понимании сводится к проблеме конкуренции и факторах, ее ограничивающих.

Само понятие «конкуренция» используется во многих экономических работах, и каждый автор трактует его по-своему. Так, Э. Чемберлен утверждает, что большинство цен включают в себя элементы монополии, сочетающиеся различным образом с конкуренцией, и что очень часто это приводит к установлению таких цен равновесия, которые не уравновешивают предложение и спрос [30]. А. Смит говорит о «невидимой руке» рынка, которая обеспечивает результат, не зависящий от воли и намерения индивида, но при этом приносит выгоду обществу в целом [21]. Й. Шумпетер определяет конкуренцию как борьбу старого и нового с инновациями [31], А. Маршалл - как состязание одного человека с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо. Согласно В. Радаеву, конкуренция - это действия двух и более участников рынка, нацеленные на получение одного и того же ограниченного ресурса [17].

Согласно работе [4], ограниченная конкуренция есть реализация конкурентных процессов в детерминированной системе норм запретительного, ограничительного и стимулирующего характера, а также обычаев делового оборота. В работе [18] выделяются два типа ограниченной конкуренции: хищническая и продуктивная. Хищническая конкуренция представляет собой хищническое поведение на рынке, обусловленное отсутствием результативной системы барьеров. Продуктивная конкуренция - это конкурентные действия, способствующие росу количественных и качественных социально-экономических показателей развития промышленных предприятий, отраслей, комплексов при одновременном росте конкурентоспособности отечественной промышленной продукции и увеличении ее потребления на внутреннем и международном рынках [18. С. 59].

Соглашаясь с аксиомой, что на практике не существует рынков совершенной (чистой) конкуренции, будем считать понятие «рынок» тождественным категории «рынок с ограниченной конкуренцией». Степень этого ограничения зависит от уровня властной асимметрии рынка (подробнее об этом см.: [15]).

Специфика рынка природного газа

Одним из наиболее монополизированных товарных рынков является рынок природного газа. Ему присущи как общие черты промышленных рынков (подробнее см.: [14]), так и специфические [5]. Российский газовый рынок представляют несколько участников -предприятий, добывающих природный газ, а также осуществляющих его переработку, транспортировку и реализацию. К крупнейшим из них относят ПАО «Газпром», ПАО «Новатэк», ПАО «Лукойл», ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «НК «Роснефть» (подробнее см.: [15]). Основными проблемами развития российского газового рынка являются:

1. Сокращение объемов прироста промышленных запасов, объемов разведочного и эксплуатационного бурения.

2. Технологическое устаревание фондов и технологический регресс. Основная часть технических средств имеет износ более 50%, только 14% машин и оборудования соответствует мировым стандартам, 70% парка буровых установок морально устарели и требуют замены1. Технологическое отставание снижает отдачу месторождений.

3. Недостаточное внимание к вопросам социального развития и экологии.

4. Необходимость вовлечения в промышленную эксплуатацию месторождений, расположенных в промышленно и социально необустроенных и труднодоступных районах.

5. Недостаточность развития трубопроводной транспортной системы, что сдерживает развитие нефтегазового комплекса. Большинство газовых магистралей (около 150 тыс. км) построены в 1970-1990-е годы, 39% газопроводов эксплуатируются более 25 лет, 16% из них имеют возраст около 35 лет2.

6. Современная геополитическая ситуация.

Одним из основных решений этих проблем является увеличение количества международных нефтегазовых проектов, которые требуют развития, в первую очередь, транспортной трубопроводной системы. Осуществление этих проектов позволит увеличить инвестиционные ресурсы, использовать современные технологические решения и оборудование на льготных, по сравнению с прямой покупкой, условиях, применить современные управленческие технологии, повысить эффективность и интенсивность развития нефтегазового комплекса и всей экономики России.

В качестве основных факторов развития европейского газового рынка в работе Т. Н. Кулаковой выделены: ресурсные, технологические и институциональные [9].

1 иЯЬ: http://www.ngpedia.ru/id234011p1.html.

2 иЯЬ: http://infopedia.su/1x71a8.html.

Перспективным для реализации международных нефтегазовых проектов с точки зрения логистики и прогнозируемой финансовой реализуемости является европейский рынок природного газа. Европейский газовый рынок имеет более сложную структуру, нежели российский. Это обусловлено прежде всего тем, что в качестве поставщиков природного газа выступают компании из разных стран. Структура импорта природного газа представлена на рис. 1.

Собственное производство - 38,6

Внутриевропейские поставки - 35,9 Другие - 3,2 Ливия - 6,5 Азербайджан - 7,4 Нигерия - 7,6 Иран - 7,8 Соединенное королевство - 13,4 Катар - 27,8 Алжир - 33,8

Нидерланды - 40,6

Российская Федерация 159,8

Норвегия 112,6

Рис. 1. Структура поставок природного газа в европейские страны, млрд м3 Ключевые участники европейского газового рынка представлены в табл. 2.

Таблица 2

Структура участников европейского газового рынка

Тип Участник Смысловое содержание

Производитель Россия ПАО «Газпром» - российская энергетическая компания, занимающаяся геологоразведкой, добычей, транспортировкой, хранением, переработкой и реализацией газа, газового конденсата и нефти, а также производством и сбытом тепло- и электроэнергии. До конца 2013 г. Газпром обладал монопольным правом на экспорт любого газа из России. После декабря 2013 г. за ним осталась монополия на экспорт трубопроводного газа

Альтернативный источник поставок Ряд компаний из стран, поставляющих природный газ в Европу. Крупнейшими импортерами природного газа в Европу, помимо России, являются: Норвегия (28%), Алжир (14%), Катар (5%) и Нигерия (3%)

Транспортировщик (посредник) Украина Компания «Нафтогаз Украины», осуществляющая транспортировку природного газа по газопроводам, находящимся на территории Украины

Беларусь ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», на 100% принадлежащая ПАО «Газпром». До 2011 г. компания называлась «Белтрансгаз». Компания осуществляет бесперебойное газоснабжение в Белоруссии, а также транзит природного газа через территорию республики

Дистрибьютор Европа Ряд компаний Европейских стран, импортирующих российский природный газ. Крупнейшими из них являются: E.ON Ruhrgas, Wingas, WIEH (Германия), ENI (Италия), PGNiG (Польша), GDF SUEZ (Франция), Panrusgas (Венгрия), RWE Transgas (Чехия), SPP (Словакия), EconGas (Австрия) и GasTerra (Нидерланды)

Конечный потребитель Бытовое и коммерческое потребление газа Промышленные и коммерческие предприятия и организации и население стран Западной Европы

На европейском газовом рынке установлена связь между ценами на нефть и газ. Европейский регион зависит от импорта природного газа, цены на который принимаются на договорной основе согласно долгосрочным контрактам. В последнее время в странах ЕС идет процесс развития спотовой торговли природным газом и формирования хабов.

Выделим группы факторов, которые оказывают основополагающее влияние на процессы, протекающие на рынке природного газа Европы:

Пропускная способность газотранспортной системы. Обусловливает объемы поставок природного газа потребителям.

Территориальное расположение запасов природного газа и их величина. Определяют принятие управленческих решений, связанных со строительством газопроводов и освоением новых газовых месторождений.

Внутренний спрос на природный газ на территории стран - экспортеров газа (для России подразумевается спрос со стороны других отраслей российской промышленности). Формирует энергетическую стратегию РФ, определяя баланс поставок природного газа на внутренний и внешний рынки.

Правовое регулирование рынка природного газа (принятие законов, постановлений и указов по магистральному трубопроводному транспорту). Способствует усилению конкурентных преимуществ РФ на международном рынке природного газа.

Научно-технический прогресс и совершенствование материально-технической базы газовой промышленности. Улучшает технические характеристики газопроводов (применение труб из прочной стали с более гладким внутренним покрытием, модернизация газоперекачивающих агрегатов и компрессорных станций, методов и способов добычи природного газа).

Экологическая безопасность. Связана с воздействием техногенных катастроф и дру-гиъ форс-мажорных ситуаций на функционирование газотранспортной сети.

Соотношение внутренних и внешних цен на природный газ. Позволяет говорить о значительном разрыве цен на газ в России в отличие от цен, установленных на мировом газовом рынке, что вызвано национальным субсидированием внутренних потребителей газа.

Энергетическая безопасность. Оказывает существенное влияние на мировой баланс топливно-энергетического комплекса, экономическую, политическую и социальную стабильность.

Поведение стран - транспортировщиков газа. Обусловливает стабильность поставок природного газа в другие страны, учитывая, в первую очередь, не экономические, а политические и иные ситуации, влияющие на транзитные тарифы на перекачку газа по зарубежным территориям либо (в крайних случаях) ведущие к полному перекрытию каналов поставки.

Совокупность приведенных факторов и условий формирования газового рынка предполагает наличие специфических механизмов взаимодействия его участников. Понимание рыночных рычагов и организации рынка природного газа позволит российской стороне прогнозировать развитие отрасли и предложить стратегии ее устойчивого роста.

Механизм взаимодействия субъектов рынка с ограниченной конкуренцией на примере рынка природного газа

Регулирование взаимодействия субъектов рынка природного газа требует применения особых методов координации, создания специальных институциональных условий и институциональной среды в целом. Уникальность и специфичность рынка природного газа состоит в том, что основной обращаемый на этом рынке продукт является исчерпаемым, невозобновляемым природным ресурсом. Данный рынок имеет

важнейшее социально-экономическое значение. Указанные обстоятельства определяют существенную степень регулирования этого рынка на всех уровнях обращения природного газа как товара (международном, национальном, региональном и локальном).

Одним из методологических базисов, позволяющих систематизировать особенности организации товарного рынка, является схема рыночных институциональных взаимодействий О. Уильямсона [27], который предложил трехуровневую схему анализа рынка. Схема была модифицирована и адаптирована к целевым установкам настоящего исследования (рис. 2).

Специфические характеристики газовой отрасли

Высокий уровень государ ственного регулирования

Вертикальная и горизонтальная интеграция

Волатильность минерально-сырьевых доходов

Естественно-монопольный характер

Единая система газоснабжения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ориентация на поставку газа потребителям

Экспорто-ориентированность

Институциональная среда рынка

Международный уровень

Национальный уровень

Региональный уровень

1 Отраслевой уровень

Формирование институциональных соглашений между субъектами рынка

Производители Посредники (газотранспортные компании) Инфраструктура рынка Потребители

Рыночный механизм

Гибрид

Институциональный механизм

Долгосрочные контракты

Порядок установления цен

Огношенческая контрактация

Сетевой характер взаимодействия

Рис. 2. Механизм взаимодействия субъектов рынка с ограниченной конкуренцией на примере рынка природного газа

Под блоком «формирование институциональных соглашений» понимаются механизмы достижения договоренностей между хозяйственными единицами, в которых определяются способы их взаимодействия и конкуренции. В отношении рынка природного газа институциональные соглашения формируются в большей степени на национальном уровне в рамках реализации государственной политики рынка углеводородного сырья. Простейшими примерами институциональных соглашений являются контракты, заключенные между экономическими агентами или правила их функционирования и взаимодействия в рамках крупных иерархических структур. В предложенной системе можно выделить четыре типа экономических агентов: производители природного газа; посреднические организации (транспортировщики и газораспределительные организации); организации инфраструктуры рынка (трейдеры, финансовые площадки, кредитные организации) и потребители (бытовые, коммерческие, промышленные и электроэнергетические).

Формирование институциональных соглашений на газовом рынке имеет гибридную форму. Такая форма институциональных соглашений предполагает возникновение двусторонней зависимости, не требующей полной интеграции. Гибридная форма охватывает широкий спектр контрактных отношений между рыночными и внутрифирменными, что соответствует неоклассической и отношенческой контрактации. Гибридный механизм формирования институциональных соглашений являют собой долгосрочные контрактные отношения, сохраняющие автономность сторон, но предполагающие создание трансакционно-специфических мер предосторожности, препятствующих оппортунистическому поведению участников.

Таким образом, можно утверждать, что на рынке природного газа используется квазирыночный механизм ценообразования, основанный на долгосрочных отношениях, институциональных ограничениях и стимулах участников взаимодействия.

Институциональная среда деятельности предприятий в большинстве исследований представляется как фактор влияния, а не самостоятельный объект анализа [12]. Д. Норт и Л. Девис трактуют институциональную среду как совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, обеспечивающих базу для производства, обмена и распределения продукции [11]. Похожего мнения придерживается О. Уильямсон, по мнению которого институциональная среда является системой базовых политических, социальных и юридических правил игры во всеобщей экономической деятельности, которые лежат в основе процессов производства, обмена и распределения [27]. В более поздних работах понятие «институциональная среда» усложняется, уточняется и дополняется. Так, Е. С. Силова раскрывает институциональную среду, с одной стороны, как сложную упорядоченную систему базисных и инфраструктурных экономических институтов, которые создают условия для общественного воспроизводства через формирование общеобязательных правил и механизмов их поддержания, а с другой - как систему отношений между экономическими субъектами и институтами по поводу удовлетворения потребностей экономических субъектов в институтах и институциональных механизмах [20. С. 5]. В работе И. А. Тачковой институциональная среда представлена как упорядоченный набор институтов, определяющих ограничения для экономических субъектов, формирующихся в границах той или иной системы координации хозяйственной деятельности [25. С. 144].

Институциональная среда рынка природного газа нами рассматривается как совокупность политических, социальных и юридических норм и правил, регулирующих выполнение функций основными группами экономических агентов: производителей, потребителей, транспортировщиков и инфраструктурных организаций (табл. 3).

Между каждым блоком формируются связи, которые определяют характер взаимодействия участников рынка природного газа.

Связь 1. Взаимное влияние различных уровней институциональной среды. Так, политические и юридические нормы, принятые и установленные на федеральном уровне, дополняются соответствующими региональными нормами. Региональные власти вправе корректировать законодательные условия проведения тарифной политики в отношении населения и промышленных предприятий как потребителей газа. Кроме того, на региональном уровне могут приниматься имеющие высокую значимость долгосрочные документы, которые предусматривают в том числе развитие сферы энергетики того или иного региона, что особенно актуально для регионов с «добывающей» специализацией экономики.

Связь 2. Взаимное влияние институциональных соглашений. Содержание такого влияния обусловлено конъюнктурой, типом рынка, барьерами входа на рынок и др. Перечисленные условия обусловливают разнообразие характера данного уровня устройства газового рынка. Например, характер экономического поведения производителей природного газа, а именно политика ценообразования, объемы производства

Таблица 3

Уровни институциональной среды, регулирующие товарный рынок природного газа (для российских участников)

Уро-

Нормативно-правовые акты

Содержание институтов

Европейская стратегия по устойчивой, конкурентоспособной и безопасной энергетике

Направлена на либерализацию энергетических рынков, минимизацию государственного вмешательства, снижение негативного воздействия на среду

Договор к Энергетической хартии 1991 г.

Предоставляет свободный доступ к национальной транспортной энергетической инфраструктуре

Международная энергетическая хартия 2015 г.

Развивает механизмы энергетической торговли, сотрудничества в энергетической сфере, обеспечивает энергетическую эффективность и охрану окружающей среды

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»

Определяет правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти в регулировании этих отношений, права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»

Устанавливает правовые, экономические и организационные основы отношений в сфере газоснабжения. Направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естествен-

ных монополиях»

Определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий. Направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»

Устанавливает основные принципы и методы регулирования цен в сфере электроэнергетики

Постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»

Утверждает основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, порядок установления регулируемых цен в сфере теплоснабжения, а также условия и порядок принятия решений об отмене и введении регулирования тарифов после их отмены

Политические и юридические нормы, принятые и установленные на федеральном уровне, дополняются соответствующими региональными нормами. Региональные власти вправе корректировать законодательные условия проведения тарифной политики в отношении населения и промышленных предприятий как потребителей газа. На региональном уровне могут приниматься имеющие высокую значимость долгосрочные документы, которые предусматривают в том числе развитие сферы энергетики того или иного региона, что особенно актуально для регионов с «добывающей» специализацией экономики

Окончание табл. 3

Уровень Нормативно-правовые акты Содержание институтов

Отраслевой Постановление Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» Защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, а также для обеспечения энергетической эффективности

Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 858 «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества „Газпром"» Антимонопольное регулирование в части доступа к транспортной инфраструктуре

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» Регулирование цен на рынке природного газа

Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» Определяет отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети

газа, логистика, инвестиции в добычу газа и др., может оказывать влияние на вопросы трансформации рынка в монополистический, олигополистический или конкурентный, в зависимости от уровня функционирования: международного, национального или территориального.

Связь 3. Влияние элементов институциональной среды на институциональные соглашения в сфере производства, обращения и потребления природного газа. В этой части взаимодействия представленных блоков наблюдается влияние на содержание и издержки заключения институциональных соглашений тех норм, которые сформировались в рамках институциональной среды на международном, национальном, территориальном и отраслевом уровнях функционирования рынка природного газа.

Деятельность субъектов рынка природного газа, в первую очередь производителей и транспортировщиков, сопряжена со множеством рисков, наступление которых может обусловить существенное снижение выгоды заключенного контракта. Примером может быть значительное повышение тарифов на газ для внутренних потребителей, вызванное стремлением центральных или региональных властей снизить дефицитность бюджета.

Характер влияния институциональной среды на институциональные соглашения может зависеть от государственной энергетической политики. Выделяются два направления государственной политики, определяющие особенности составления

Таблица 4

Факторы влияния институциональной среды на формирование институциональных соглашений

Группа Субъекты рынка природного газа

факторов Производители природного газа Транспортировщики (посреднические организации) Организации инфраструктуры рынка Потребители

Экономические 1. Объемы инвестиций в разработку новых месторождений (соглашения с государством). 2. Взаимные соглашения по формированию тарифов на газ. 3. Соглашения с транспортировщиками по стоимости транзита газа 1. Соглашения с «внутренним» и «внешними» правительствами по формированию тарифов на транзит. 2. Соглашения с потребителями по условиям транспортировки газа 1. Институциональные соглашения, обеспечивающие благоприятную финансовую среду для участников рынка. 2. Институциональные соглашения организаций инфраструктуры с производителями и поставщиками газа 1. Доходы населения (влияют на соглашения с поставщиками газа). 2. Уровень потребления природного газа на промышленных предприятиях (влияет на характер соглашений с производителями природного газа)

Политические 1. Формирование энергетической политики государства на внутреннем и внешнем уровнях (влияет на объемы производства газа). 2. Формирование социально-экономической политики (объемы потребления и планы производства) Соглашения с производителями природного газа по лоббированию интересов в правительствах «домашнего» рынка сбыта и внешних рынков 1. Денежно-кредитная политика государства и институциональные соглашения с участниками рынка услуг кредитования. 2. Финансовая политика государства и надгосударственных органов 1. Социальная политика государства и межгосударственных структур (влияет на тарификацию газа)

Правовые 1. Создание правовой базы, регламентирующей деятельность энергетических компаний. 2. Правовое регулирование сферы пользования недрами и т. д. 1. Правовое регулирование сферы поставок природного газа. 2. Соглашения с локальными органами власти по правилам поставок 1. Правовое регулирование деятельности фондовых рынков. 2. Правовое регулирование деятельности кредитных организаций 1. Правовое регулирование порядка потребления природного газа. 2. Соглашения между контрольными органами и потребителями газа

Социальные 1. Доходы и структура расходов граждан (влияет на порядок ценообразования и контрактов с ними). 2. Тенденции социально-демогра-фической ситуации на внутреннем и внешнем рынках 1. Доходы и структура расходов граждан (влияет на порядок ценообразования и контрактов с ними). 2. Тенденции социально-демогра-фической ситуации на внутреннем и внешнем рынках Уровень развития фондовых рынков 1. Доходы и структура расходов граждан (влияет на порядок ценообразования и контрактов с ними). 2. Тенденции социально-демогра-фической ситуации на внутреннем и внешнем рынках

Окончание табл. 4

Группа факторов Субъекты рынка природного газа

Производители природного газа Транспортировщики (посреднические организации) Организации инфраструктуры рынка Потребители

Природно-климатические 1. Климатические условия обусловливают содержание институциональных соглашений на всех уровнях развития рынка природного газа. 2. Природные условия определяют территориальное распределение производства и потребления газа Влияют на уровень затрат поставщиков природного газа и порядок их ценообразования на внутреннем и внешнем рынках сбыта Корреляция активности производителей природного газа на фондовых рынках с уровнем запасов газа на той или иной территории 1. Объемы потребления газа. 2. Характер и содержание соглашений с поставщиками газа

Географические Определяют особенности институциональных соглашений, связанных с логистическими аспектами производства природного газа Определяют особенности институциональных соглашений, связанных с логистическими аспектами поставок природного газа потребителям 1. Влияние на котировки ценных бумаг. 2. Влияние на стоимость услуг кредитных организаций Определяют особенности институциональных соглашений, связанных с логистическими аспектами поставок природного газа потребителям

Технологические Определяют уровень технологического развития (влияют на планы добычи природного газа в стране) Соглашение с поставщиками высокотехнологичного оборудования по строительству и непосредственным поставкам 1. Влияние на котировки ценных бумаг. 2. Влияние на стоимость услуг кредитных организаций 1. Объемы потребления газа. 2. Структура потребления газа

институциональных соглашений: либерализация газовой отрасли и огосударствление соглашений. Для понимания особенностей вариаций взаимного влияния институциональных соглашений на рынке природного газа автором, на основе работы [13], выявлены группы факторов влияния на рынок и его субъекты (табл. 4).

Связь 4. Влияние на институциональную среду институциональных соглашений, заключенных между участниками рынка. В силу особенностей добычи природного газа (высокий уровень законодательного регулирования, государственного контроля, барьеры для входа на рынок и сложные механизмы лицензирования субъектов рынка) контракты между участниками газового рынка, особенно неформальные, зачастую направлены на изменения условий институциональной среды. Это проявляется в лоббировании интересов производителей и транспортировщиков природного газа на национальном и международном уровнях.

Заключение

Теоретический анализ трактовок понятий «рынок» и «ограниченная конкуренция» выявил необходимость изучения данных категорий с точки зрения синтеза трех экономических теорий - институциональной, отраслевых рынков и организационных полей.

На основе уточнения категории «рынок с ограниченной конкуренцией» определены специфические черты газового рынка. Выделены основные категории субъектов газового рынка - производитель, посредник (транспортировщик), дистрибьютор и конечный потребитель. Сложная иерархическая структура газового рынка предопределила необходимость изучения механизма взаимодействия его субъектов. Предложен гибридный механизм взаимодействия субъектов рынка с ограниченной конкуренцией. Выявлены основные виды институциональных соглашений между институциональной средой и субъектами рынка природного газа.

Результаты исследования могут быть использованы промышленными предприятиями, в частности предприятиями нефтегазовой отрасли, при разработке стратегических решений, а также органами государственной власти при регулировании рынков с ограниченной конкуренцией.

Источники

1. Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков : учебник. М. : Магистр, 1998.

2. Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с фр., общ. ред. Н. А. Шматко. СПб. : Алетейя, 2005.

3. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. М. : Изограф, 2000.

4. Воронов А. А., Беспалько В. А., Ладыга А. И. Управление деятельностью промышленных предприятий на рынках с ограниченной конкуренцией: содержание, специфика и особенности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. № 1 (23). С. 100-105.

5. Гудков И. В., Лахно П. Г. Правовое регулирование международных энергетических отношений: состояние и перспективы развития // Предпринимательское право. 2011. № 2. С. 29-42.

6. Зуева О. Н. Влияние домашних хозяйств на формирование и развитие товарных рынков // Известия Уральского государственного экономического университета. 2008. № 1 (20). С. 171-177.

7. Кабанова Т. А., Бурова Т. Ф. Мировые товарные рынки: состояние, динамика, перспективы // Деньги и кредит. 2009. № 6. С. 14-18.

8. Клейнер Г. Б. Эволюция институциональных систем. М. : Наука, 2004.

9. Кулакова Т. Н. Особенности экономического обоснования управленческого решения о вложении средств в обновление парка подвижного состава автотранспортного

предприятия // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Экономические науки. 2013. № 3 (9). С. 114-124.

10. Нестеренко Ю. Н., Овчинский В. А. Эволюция формирования контрактных отношений // Экономический журнал. 2012. № 25. С. 101-103.

11. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М. : Фонд экономической книги «Начала», 1997.

12. Орехова С. В. Методологические основы определения институциональной сложности рынка // Управленец. 2015. № 4 (56). С. 24-35.

13. Орехова С. В. Система институционального взаимодействия на отраслевых рынках: теоретические основы и факторы эффективности // Экономика и предпринимательство. 2016. № 9 (74). С. 759-765.

14. Орехова С. В., Романова О. А. Трансформация бизнес-модели промышленного предприятия на разных стадиях жизненного цикла // Управленец. 2016. № 5 (63). С. 2-15.

15. Орехова С. В., Кислицын Е. В. Эмпирическое исследование властной асимметрии товарного рынка природного газа // Управленец. 2017. № 2. С. 28-35.

16. Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги // THESIS. 1993. Вып. 2. Т. 1. С. 10-17.

17. Радаев В. В. Рынок как цепь обменов между организационными полями // Экономическая социология. 2010. № 3. С. 13-36.

18. Рыбальченко Р. В. Организационно-экономическое обеспечение деятельности промышленных предприятий в условиях товарных рынков с ограниченной конкуренцией // Экономика: теория и практика. 2012. № 2 (26). С. 58-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Силин Я. П., Чумаков А. И. Теоретические положения регионального товарного рынка // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. № 1 (23). С. 60-66.

20. Силова Е. С. Качество институциональной среды и его влияние на экономический рост : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Челябинск, 2007.

21. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики : в 2 т. М., 1991. Т. 1.

22. Смольянова Е. Л., Гатилова И. Н. Механизмы и инструменты управления товарными рынками пищевой промышленности // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2011. № 9. С. 37-41.

23. Стиглиц Д. Альтернативные подходы к макроэкономике: методологические проблемы и неокейнсианство // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 5. С. 65.

24. Тамбовцев В. Л. Теории институциональных изменений. М. : ИНФРА-М, 2008.

25. Тачкова И. А. Институциональная среда как фактор инновационного развития экономики // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2012. № 1-1. С. 142-146.

26. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. СПб. : Экономическая школа, 1996.

27. Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, отно-шенческая контрактация. СПб. : Лениздат, 1996.

28. Флигстин Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений // Экономическая социология. 2001. № 4. С. 28-55.

29. Фуруботн Э. Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории / пер. с англ. под ред. В. С. Катькало, Н. П. Дроздовой. СПб. : Изд. дом СПбГУ, 2005.

30. Чемберлен Э. Теория монополистической конкуренции. М. : Экономическое наследие, 1996.

31. Шумпеттер Й. Теория экономического развития : пер. с нем. М. : Прогресс, 1982.

Mechanism of Actors' Interaction in Imperfect Competition

by Yevgeny V. Kislitsyn

The paper studies the mechanism of actors' interaction in the market characterized by imperfect competition at the example of natural gas market. It holds content analysis of the concepts "market" and "imperfect competition". Having systematized the propositions of new institutionalism, theory of industrial organization, and the concept of organizational field, the authors elaborate on the specifics of markets with imperfect competition and identify the formation mechanism and factors in development of the natural gas market. The paper proves that interaction of the actors in this market is based on hybrid form of management. The key traits of the hybrid mechanism of coordination include specific contractual relations, power asymmetry, and quasi-market regulation of prices. The research findings can be useful for companies in the sector in the strategic decision-making, as well as for government authorities in the regulation of industrial markets.

Keywords: market; natural gas market; imperfect competition; theory of industrial organization; organizational field theory; hybrid mechanism of market coordination; institutional environment.

References:

1. Avdasheva S. B., Rozanova N. M. Teoriya organizatsii otraslevykh rynkov [Theory of industrial organization]. Moscow: Magistr Publ., 1998.

2. Bourdieu P. Sotsiologiya sotsial'nogo prostranstva [Sociology of social space]. Saint Petersburg: Aleteyya Publ., 2005.

3. Walras L. Elementy chistoypoliticheskoy ekonomii [Elements of pure political economy]. Moscow: Izograf Publ., 2000.

4. Voronov A. A., Bespalko V. A., Ladyga A. I. Upravlenie deyatel'nost'yu promyshlennykh predpri-yatiy na rynkakh s ogranichennoy konkurentsiey: soderzhanie, spetsifika i osobennosti [Management of the activities of industrial enterprises in markets with limited competition: Content, specifics and features]. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii - Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014, no. 1(23), pp. 100-105.

5. Gudkov I. V., Lakhno P. G. Pravovoe regulirovanie mezhdunarodnykh energeticheskikh ot-nosheniy: sostoyanie i perspektivy razvitiya [Legal regulation of international energy relations: The state and development prospects]. Predprinimatelskoepravo - Entrepreneurial Law, 2011, no. 2, pp. 29-42.

6. Zueva O. N. Vliyanie domashnikh khozyaystv na formirovanie i razvitie tovarnykh rynkov [Influence of households on formation and development of the commodity markets]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - Journal of the Ural State University of Economics, 2008, no.1 (20), pp. 171-177.

7. Kabanova T. A., Burova T. F. Mirovye tovarnye rynki: sostoyanie, dinamika, perspektivy [World commodity markets: State, dynamics, prospects]. Dengi i kredit- Money and Credit, 2009, no. 6, pp. 14-18.

8. Kleyner G. B. Evolyutsiya institutsional'nykh system [Evolution of institutional systems]. Moscow: Nauka Publ., 2004.

9. Kulakova T. N. Osobennosti ekonomicheskogo obosnovaniya upravlencheskogo resheniya o vloz-henii sredstv v obnovlenie parka podvizhnogo sostava avtotransportnogo predpriyatiya [Peculiarities of the economic justification of the managerial decision on investing in the modernization of the fleet of the rolling stock of the motor transport enterprise]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomicheskie nauki - Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Economics, 2013, no. 3(9), pp. 114-124.

10. Nesterenko Yu. N., Ovchinskiy V. A. Evolyutsiya formirovaniya kontraktnykh otnosheniy [Evolution of the contractual relations formation]. Ekonomicheskiy zhurnal - Economic Journal, 2012, no. 25, pp. 101-103.

11. North D. Instituty, institutsional'nye izmeneniya i funktsionirovanie ekonomiki [Institutions institutional change and economic performance]. Moscow: Fond ekonomicheskoy knigi "Nachala" Publ., 1997.

12. Orekhova S. V. Metodologicheskie osnovy opredeleniya institutsional'noy slozhnosti rynka [Methodological bases for determining institutional complexity of markets]. Upravlenets - The Manager, 2015, no. 4 (56), pp. 24-35.

13. Orekhova S. V. Sistema institutsional'nogo vzaimodeystviya na otraslevykh rynkakh: teoretich-eskie osnovy i faktory [The system of institutional interaction in the sectoral markets: Theoretical bases

and factors]. Ekonomika ipredprinimatelstvo - Journal of Economy and Entrepreneurship, 2016, no. 9(74), pp. 759-765.

14. Orekhova S. V., Romanova O. A. Transformatsiya biznes-modeli promyshlennogo predpriyatiya na raznykh stadiyakh zhiznennogo tsikla [Transformation of a business model of a industrial enterprise at different stages of the life cycle]. Upravlenets - The Manager, 2016, no. 5(63), pp. 2-15.

15. Orekhova S. V., Kislitsyn Ye. V. Empiricheskoe issledovanie vlastnoy asimmetrii tovarnogo rynka prirodnogo gaza [Empirical study of the power asymmetry in the natural gas market]. Upravlenets - The Manager, 2017, no. 2, pp. 28-35.

16. Polanyi K. Samoreguliruyushchiysya rynok i fiktivnye tovary: trud, zemlya i den'gi [Self-regulating market and fictitious commodities: Labour, land and money]. THESIS, 1993, issue 2, vol. 1, pp. 10-17.

17. Radaev V. V. Rynok kak tsep' obmenov mezhdu organizatsionnymi polyami [The market as a chain of exchanges between organizational fields]. Ekonomicheskaya sotsiologiya - Economic Sociology, 2010, no. 3. pp. 13-36.

18. Rybalchenko R. V. Organizatsionno-ekonomicheskoe obespechenie deyatel'nosti promyshlen-nykh predpriyatiy v usloviyakh tovarnykh rynkov s ogranichennoy konkurentsiey [Organizational and economic support of industrial enterprises in conditions of commodity markets with limited competition]. Ekonomika: teoriya ipraktika - Economics: Theory and Practice, 2012, no. 2(26), pp. 58-69.

19. Silin Ya. P., Chumakov A. I. Teoreticheskie polozheniya regional'nogo tovarnogo rynka [Theoretical position of regional commodity market]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - Journal of the Ural State University of Economics, 2009, no. 1(23), pp. 60-66.

20. Silova Ye. S. Kachestvo institutsional'noy sredy i ego vliyanie na ekonomicheskiy rost. Avtoref. Diss. kand. ekon. nauk. [Quality of the institutional environment and its impact on economic growth. Abstract of Cand. econ. sci. diss]. Chelyabinsk, 2007.

21. Smith A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov [An inquiry into the nature and causes of wealth of nations]. In: Antologiya ekonomicheskoy klassiki [Anthology of economic classics]. Moscow, 1991, vol. 1.

22. Smolyanova Ye. L., Gatilova I. N. Mekhanizmy i instrumenty upravleniya tovarnymi rynkami pishchevoy promyshlennosti [Mechanisms and tools for managing commodity markets of the food industry]. FES: Finansy. Ekonomika. Strategiya - FES: Finance. Economics. Strategy, 2011, no. 9, pp. 37-41.

23. Stiglitz J. Al'ternativnye podkhody k makroekonomike: metodologicheskie problemy i neokeyn-sianstvo [Alternative approaches to macroeconomics: Methodological issues and new Keynesianism]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya - World Economy and International Relations, 1997, no.5, pp. 65.

24. Tambovtsev V. L. Teorii institutsional'nykh izmeneniy [Theories of institutional change]. Moscow: INFRA-M, 2008.

25. Tachkova I. A. Institutsional'naya sreda kak faktor innovatsionnogo razvitiya ekonomiki [Institutional environment as a factor of innovative development of the economy]. Ekonomika i upravlenie: analiz tendentsiy iperspektiv razvitiya - Economics and Management: Analysis of Trends and Development Prospects, 2012, no. 1-1, pp. 142-146.

26. Tirole J. Rynki i rynochnaya vlast': teoriya organizatsii promyshlennosti [Markets and market power: The theory of industrial organization]. Saint Petersburg: Ekonomicheskaya shkola Publ., 1996.

27. Williamson O. E. Ekonomicheskie instituty kapitalizma. Firmy, rynki, otnoshencheskaya kontrak-tatsiya [The economic institutions of capitalism. Firms, markets, relational contracting]. Saint Petersburg: Lenizdat Publ., 1996.

28. Fligstein N. Polya, vlast' i sotsial'nye navyki: kriticheskiy analiz novykh institutsional'nykh tech-eniy [Fields, power, and social skill: A critical analysis of the new institutionalisms]. Ekonomicheskaya sotsiologiya - Economic Sociology, 2001, no. 4, pp. 28-55.

29. Furubotn E. G., Richter R. Instituty i ekonomicheskaya teoriya: Dostizheniya novoy institutsional'noy ekonomicheskoy teorii [Institutions and economic theory: The contribution of the new institutional economics]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University, 2005.

30. Chamberlin E. Teoriya monopolisticheskoy konkurentsii [Theory of monopolistic competition]. Moscow: Ekonomicheskoe nasledie Publ., 1996.

31. Schumpeter J. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [The theory of economic development]. Moscow: Progress Publ., 1982.

Contact Info:

Yevgeny V. Kislitsyn, Sr. Lecturer of Statistics, Econometrics and Information Science Dept. Phone: (3430 221-27-61 e-mail: [email protected]

Ural State University of Economics

62/45 8 Marta/Narodnoy Voli St., Yekaterinburg,

Russia, 620144

Ссылка для цитирования:

Кислицын Е. В. Механизм взаимодействия субъектов рынка с ограниченной конкуренцией // Известия Уральского государственного экономического университета. 2017. № 4 (72). С. 98-115. For citation:

Kislitsyn Ye. V. Mekhanizm vzaimodeystviya subyektov rynka s ogranichennoy konkurentsiey [Mechanism of actors' interaction in imperfect competition]. Izvestiya Uralskogogosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - Journal of the Ural State University of Economics, 2017, no. 4 (72), pp. 98-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.