Научная статья на тему 'Механизм взаимодействия субъектов экономики в контексте устойчивого социально-экономического развития малых городов Ростовской области'

Механизм взаимодействия субъектов экономики в контексте устойчивого социально-экономического развития малых городов Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / STEADY SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / SELF-ORGANIZATION / INTEGRATION INTEREST / MECHANISM OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кориненко И. В.

Устойчивое социально-экономическое развитие отдельных территорий основано, в первую очередь, на удовлетворении жизненных потребностей нынешнего поколения людей при сохранении такой возможности для будущих поколений. Такое развитие должно опираться на интеграцию интересов всех участников территориального устойчивого взаимодействия. В статье описывается механизм согласования интересов субъектов эко-номического взаимодействия на примере малых городов Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of interaction of subjects of economy in maintenance steady socio-economic development of small cities of the Rostov region

Steady social and economic development of separate territories is based, first of all, on satisfaction of vital needs of present generation of people at preservation of such possibility for the future generations. Such development should lean against integration of interests of all participants of territorial steady interaction. In article the mechanism of the coordination of interests of subjects of economic interaction on an example of small cities of the Rostov region is described.

Текст научной работы на тему «Механизм взаимодействия субъектов экономики в контексте устойчивого социально-экономического развития малых городов Ростовской области»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОРИНЕНКО И.В.,

соискатель,

Южный федеральный университет, e-mail: korinenkoiv@mail.ru

Устойчивое социально-экономическое развитие отдельных территорий основано, в первую очередь, на удовлетворении жизненных потребностей нынешнего поколения людей при сохранении такой возможности для будущих поколений. Такое развитие должно опираться на интеграцию интересов всех участников территориального устойчивого взаимодействия. В статье описывается механизм согласования интересов субъектов экономического взаимодействия на примере малых городов Ростовской области.

Ключевые слова: устойчивое социально-экономическое развитие; самоорганизация; интеграция интересов; механизм взаимодействия.

Steady social and economic development of separate territories is based, first of all, on satisfaction of vital needs of present generation of people at preservation of such possibility for the future generations. Such development should lean against integration of interests of all participants of territorial steady interaction. In article the mechanism of the coordination of interests of subjects of economic interaction on an example of small cities of the Rostov region is described.

Keywords: steady socio-economic development; self-organization; integration interest; mechanism of interaction.

Коды классификатора JEL: O18, R12.

В современном мире, в целях эффективного управления экономическими и социальными процессами, важным направлением регионального развития является разработка механизмов достижения устойчивого социально-экономического состояния, обеспечивающих выполнение административных, производственных и социальных функций в структуре общества для сохранения и приумножения его социально-экономического потенциала. Под устойчивым развитием, согласно документам Конференции ООН, понимается такая модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений [3].

Основным признаком устойчивого развития является долгосрочная стабильность согласованного развития общества, экономики, и экологического состояния региона, позволяющая сохранить и преумножить сложившийся ресурсный потенциал, необходимый для удовлетворения потребностей и реализации интересов настоящего и будущего поколений.

Путь устойчивого развития, представляющий собой революционные изменения во взгляде на экономическое развитие и бизнес, направлен не на компромисс, а на улучшение окружающей среды и социальное благополучие, наряду с развитием, которое не снижает экологический и социальный капитал. Посредством ориентации на устойчивое развитие бизнес и общество способны одновременно развиваться по направлению к реализации всех трех целей: защита окружающей среды, социальное благополучие и экономическое развитие [4].

Концепция устойчивого развития формировалась в ходе постепенного осознания обществом природоохранных, экономических и социальных проблем, оказывающих влияние на состояние внешней среды. В соответствии с этим выделяют факторы, оказывающие влияние на степень устойчивости: экономические, экологические, технологические, социальные.

В современных научных исследованиях, посвященных проблемам устойчивого социально-экономического развития, приоритет в решении проблем и выборе направлений развития региона отдается властям, которые совместно с научным сообществом делают прогнозы дальнейшего развития и разрабатывают его стратегию. Однако основной задачей развития территории, согласно концепции устойчивого развития, является, в первую очередь, удовлетворение человеческих потребностей и стремлений, что требует дополнения всех экономических индикаторов развития территорий соответствующими социальными индикаторами. Поэтому мы считаем необходимым вовлечение активной части населения в процесс обеспечения устойчивого развития Ростовской области с целью получения наиболее достоверной и объективной информации о социальном самочувствии жителей региона, и привлечения населения к процессу выбора наиболее приоритетных направлений дальнейшего развития территории.

© И.В. Кориненко, 2011

Диагностика проблемных ситуаций обоснована необходимостью отслеживания социально-экономических процессов в их динамике, выявления проблем региона с целью своевременного реагирования и разработки эффективных управленческих решений. В 2010-2011 гг. было проведено исследование состояния социально-экономической сферы малых городов Ростовской области (Новошахтинск, Гуково, Красный Сулин, Шахты), которое можно рассматривать как элемент комплексного методического инструментария общей диагностики социально-экономического развития отдельных территорий, позволяющего определить факторы и условия устойчивого социально-экономического развития. В рамках данного исследования было реализовано две задачи. Первая состояла в выявлении удовлетворенности населения качеством предоставляемых населению социальных и публичных услуг. Вторая задача состояла в обосновании ключевых социальных индикаторов и условий социальной самоорганизации населения, а так же в выявлении общественного потенциала, заключающегося в способности и готовности населения участвовать в решении местных проблем исследуемых территорий.

В рамках первой задачи были выявлены локальные социально-экономические проблемы малых городов Ростовской области и определена степень удовлетворенности людей в базовых социальных благах и услугах, непосредственно обеспечивающих жизнедеятельность граждан и определяющих их социальное самочувствие (табл. 1).

В ходе исследования были выявлены потребности, проблемы обеспеченности услугами, а также рассчитаны индексы удовлетворения потребностей населения (см. табл. 1). Каждый индекс определялся как среднеарифметическая величина индексов-индикаторов проблем.

Индекс удовлетворенности потребностей населения в базовых социально-экономических благах и публичных услугах рассчитывался по формуле:

Удовлетворенность,% , . .

г,,а =--------5--------■—х100%

' Потребность,%

Интегральный индекс удовлетворенности предоставляемыми населению услугами мы определили по формуле средней арифметической:

Таблица 1

Оценки удовлетворенности потребности населения малых городов Ростовской области в предоставляемых социальных и публичных услугах1

Виды благ и услуг Потребность, % Имеется проблема обеспечения услугами, % Индекс удовлетворённости потребности

Социально-медицинские слуги 32,1 25,9 0,19

Услуги в сфере образования 32,2 23,8 0,26

Система предоставления социальной защиты населения 36,6 30,3 0,17

Система предоставления публичных услуг 40,5 34,2 0,16

Услуги транспорта и связи 46,9 33,8 0,28

Услуги ЖКХ 55,7 46,6 0,16

Услуги в сфере культуры и спорта 58,9 45,7 0,22

Защита прав и свобод граждан 58,6 50,0 0,15

Экологическая безопасность территории 72,5 63,9 0,12

В малых городах Ростовской области уровень удовлетворенности потребности населения в базовых услугах составляет 19%, что говорит о несовпадении особенностей потребляемых и желаемых услуг по оценке населения и низкой их доступности.

Проблема доступности населения к услугам социально-экономической сферы измерялась по пятибалльной оценочной шкале, в которой каждому баллу соответствовала определенная вербальная оценка. Показатель доступности услуг был представлен количественно в виде итогового индекса в диапазоне от 1 до 5.

По степени обеспеченности доступа к услугам социально-экономической сферы для населения исследуемые проблемы были разделены на пять типов:

1. Слабо выраженные проблемы (значение индекса от 1,0 до 1,80);

2. Проблемы, менее выраженные (значением индекса от 1,81 до 2,60);

3. Проблемы средней остроты (значение индекса от 2,61 до 3,40);

4. Проблемы острые (значение индекса от 3,41 до 4,20);

5. Очень остро выраженные проблемы (значение индекса от 4,21 до 5,00).

Наибольшая проблема доступности предоставляемых населению услуг характерна для общественного сектора: социальная защита населения и система образования (рис. 1). Возникает необходимость в совершенствовании механизма регионального управления и, как уже отмечалось выше, в привлечении общественности к процессу обеспечения дальнейшего устойчивого развития рассматриваемой территории. Разработка такой методики определяется необходимостью выявления начального ресурсного потенциала в социальной самоорганизации населения, изучением спектра местных инициатив и интереса населения к социальному участию в развитии локальных территориальных сообществ, а также выявления и

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

190

И.В. КОРИНЕНКО

оценки степени доверия населения к местной власти. Критерием устойчивого развития служит степень соответствия проводимой экономической политики выбранной стратегии развития национальной экономики, степени доверия к ней как со стороны населения, так и международных организаций. Данный критерий должен быть охарактеризован целостной системой индикаторов устойчивого развития, которая отражает отдельные частные аспекты этой проблемы [1].

-Степень обеспеченности доступа Рис. 1. Обеспеченность доступа к услугам социально-экономической сферы для населения малых городов Ростовской области

Поэтому в рамках второй исследовательской задачи была выявлена социальная активность жителей городов Ростовской области в соотнесении с их социально-экономической самоорганизацией.

Для того чтобы обеспечить взаимодействие, местным властям следует осознать себя в качестве субъекта местного развития и взять на себя инициативу и ответственность в принятии решений по вопросам дальнейшего территориального развития. Необходимым условием является учет местными властями интересов жителей. О необходимости вовлечения населения в процесс принятия решений по вопросам развития городов и поселков Ростовской области говорит желание весьма значительной части респондентов (69%) участвовать в разработке программы развития.

Так, если бы местные власти обратились с просьбой к жителям городов и поселков области дать свои предложения в программы их развития, то 23,9% опрошенных не просто дали бы свои предложения, а стали бы добиваться их включения в программу (рис. 2). Готовы поддерживать хорошие предложения, поданные в программу другими жителями, высказали 56,3% респондентов.

О 10 20 30 40 50 60 70 80

Рис. 2. Потенциальная активность населения в процессе разработки программы местного развития2

Результаты исследования показывают, что местным властям необходимо приложить усилия для установления связи с населением, осознать себя в качестве субъекта территориального развития и взять на себя инициативу и ответственность в принятии решений по вопросам усиления взаимодействия и сотрудничества с гражданами. Уже очевидно понимание того, что для выявления и разрешения локальных социально-экономических проблем региональной власти необходимо сотрудничать с населением, учитывать мнения различных сторон и широкой общественности, разработать механизм взаимодействия заинтересованных сторон (населения, бизнеса, общественных организаций, институты, объединяющие интересы представителей местной власти и гражданских лидеров, и др.) [2]. Такое партнерство характеризуется взаимодополняемостью тех услуг, которые могут предоставить гражданам на местном уровне, с одной стороны, местные власти, а с другой — НКО, во многих областях, таких, как социальная сфера, образование, культура, окружающая среда в контексте устойчивого развития территорий. Некоммерческие организации могут образовываться в форме потребительских кооперативов, общественных объединения (в том числе религиозных объединений), фондов, некоммерческих партнерств, товариществ и т.д.

Условием обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона является выявление предложений от органов местного управления (городов, районов); от отраслевых структур и ведущих субъектов хозяйствования; от комитетов, отделов, управлений Администрации региона; от общественных объединений (профсоюзов и других); от ассоциаций хозяйственных структур (Совет работодателей, Координационный Совет товаропроизводителей и др.); от консультативных органов при Губернаторе (Совет предпринимателей, бывших руководителей областных и городских

органов власти), ученых, отраслевых специалистов и др. Целесообразно подготовку базы для взаимодействия частного и общественного интересов на основе вышеуказанных факторов осуществлять силами местных администрацией.

Взаимодействие всех общественных структур в обеспечении устойчивого социально-экономического развития может дать ощутимый эффект, допустим, при разработке Концепции социально-экономического развития области на предстоящий год. В этом случае ее текст доводится до населения во всех средствах массовой информации в подлинном изложении и в форме, обеспечивающей восприятие каждым гражданином территории. Сбор замечаний, предложений и пожеланий жителей, их соответствующая обработка осуществляются в обратном направлении и вносятся в Концепцию социально-экономического развития области.

Тем самым, ввиду открытости намерений, достигается уровень понимания и определенная поддержка населением деятельности местной власти по развитию экономики региона, вносится вклад в стабильность общества, определяются основные направления деятельности и взаимодействия региональных органов государственной власти и самоуправления, юридических и физических лиц.

Одним из инструментов, позволяющих ценить эффективность механизма взаимодействия субъектов конкретного региона, является мониторинг как метод отслеживания социально-экономических процессов, выявления и реагирования на них в текущем периоде.

функции

результат

Привлечение к сотрудничеству и координации действий всех участников, создание условий, благоприятствующих данному сотрудничеству, формирование местного бюджета и программ развития

Удовлетворение потребностей населения, развитие социальных инвестиций, решение социальных проблем, финансирование проектов, благотворительные взносы

Социальная самоорганиза-

ция, участие в разработке программ развития территории, и контроль за их исполнением.

Максимальное использование интеллектуальных, матери-

альных, информационных и человеческих ресурсов для проведения исследований, разработок инновационных проектов

Формируется атмосфера

общественного доверия и

возникает тенденция

быстрых позитивных

общественных изменений.

Реализуется стратегия продвижения бизнеса, его социальная ответственность, формируется деловая

репутация

Катализируется активность населения и ускоряются позитивные процессы, происходящие в сообществе. Осуществляется адресная помощь нуждающимся

гражданам

Повышается эффективность и качество образовательного процесса, развивается его прикладная направленность, улучшается качество подготовки специалистов, реализуются научные интересы

Рис. 3. Механизм взаимодействия субъектов экономики в контексте устойчивого социально-экономического развития территории3

Мониторинг, позволяющий выявить наиболее острые социально-экономические проблемы, определить социальное самочувствие и потенциал самоорганизации жителей городов Ростовской области, является инструментом оценки уровня устойчивого развития, способствующим привлечению общественности к активному участию в выборе наиболее рациональных направлений дальнейшего регионального развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Взаимосвязь государственной политики устойчивого развития и налогообложения / Под. ред. Т.В. Игнатовой. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2003.

2. ГранбергА.Г., Данилов-Данильян В.И., ЦикановМ.М., ШопхоевЕ.С. Стратегия устойчивого развития России в XXI веке. М., 2002.

3. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Пер. с англ.; Под ред. С.А. Евтеева, Р.А. Перелета. М., 1989.

4. Business strategies for sustainable development: Leadership and accountability for the 90s. International Institute for Sustainable Development. 1992.

TЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.