Научная статья на тему 'Механизм воздействия соглашений ВТО на конкурентоспособность предпринимательских структур'

Механизм воздействия соглашений ВТО на конкурентоспособность предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Анастасия Дмитриевна

В статье представлен анализ механизма воздействия принятых соглашений ВТО на конкурентоспособность предпринимательских структур и приведено предложение, направленное на его преодоление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм воздействия соглашений ВТО на конкурентоспособность предпринимательских структур»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

Список использованной литературы:

1. Самуэльсон П.А. Основания экономического анализа. СПб.: Экономическая школа, 2002. 604 с. Приводится по: Полтерович В.М. Кризис экономической теории. Доклад на научном семинаре Отделения экономики и ЦЭМИ РАН «Неизвестная экономика». Статьи. 1997 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nbrilev.ru/krizis_economic_theory_.htm/ (дата обращения 29.05.2016).

2. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Национальный общественно-научный фонд, 2003. 304 с. Приводится по: Кумехов К.К. Глобализация в современной теории и парадигме экономики // Национальные интересы: Приоритеты и безопасность. 2013. № 41. С. 2-8.

3. Кумехов К.К. Критика классических теорий макроэкономического моделирования // Мировая экономика №5(44) 2015.

4. Кумехов К.К. Концепция отраслевой структуры в современной теории экономики // Финансы и кредит. 2014. № 43. С. 38-50.

5. Новосадов С.А. Социально-экономическая трансформация глобального развития общества, при переходе к новому концептуальному состоянию: предпосылки, тенденции, прогностика: монография. - М.: Креативная экономика, 2016. - 214 с.

© Новосадов С.А., 2016

УДК 339.976.2

Петрова Анастасия Дмитриевна

аспирант кафедры Финансов и банковского дела

УГНТУ, г. Уфа, РФ E-mail: wdashanastya@mail.ru

МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЙ ВТО НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Аннотация

В статье представлен анализ механизма воздействия принятых соглашений ВТО на конкурентоспособность предпринимательских структур и приведено предложение, направленное на его преодоление.

Ключевые слова

Всемирная торговая организация, Российская Федерация, предпринимательские структуры, конкурентоспособность

Petrova A.D.

Post-graduate student of the Department of Finance and banking Ufa State University of Economics and Service e-mail. wdashanastya@mail.ru

THE MECHANISM OF THE IMPACT OF WTO AGREEMENTS ON THE COMPETITIVENESS OF BUSINESS ENTITIES

The paper presents an analysis of the ways adopted by the WTO agreements on competitiveness of businesses and presented a proposal to overcome it.

Key words

World Trade Organization, Russian Federation, business structures, competitiveness

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

Вступление России во Всемирную торговую организацию повлекло за собой множество преобразований во всех сферах отечественной экономики, к их числу относятся изменения в законодательной и нормативно-правовой базе, увеличение таможенных пошлин и многое другое, что в свою очередь, дает право утверждать, что все основные механизмы воздействия дифференцируются по признаку сферы, на которую они влияют [1, с.52-55]. Следовательно, их надлежит подразделять на: экономические, финансовые, правовые, организационные, информационные и технологические составляющие. Целесообразность данного выбора обусловлена также тем, что независимо от сферы и отрасли, в которой функционирует предприятие, любой из представленных механизмов имеет разный уровень воздействия. Различной будет и относительная значимость каждого механизма, его определяющего [2, с. 256-262].

Стоит отметить, что именно правовая составляющая стала первостепенной в механизме воздействия торговой организации на предпринимательские структуры нашей страны. В первую очередь к ней относятся обязательства, принятые Россией при подписании Протокола о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации [3]. Непосредственной частью Протокола является ряд соглашений, которые по своему содержанию и стали катализатором развития конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур. Рассмотрим лаконично каждый из них:

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) обуславливает размер ставок импортных пошлин, которые не должны превышать согласованные в ВТО предельные уровни. Увеличение импорта продукции, отличающейся в некоторых случаях более низкой ценой и лучшим качеством от российских аналогов, ослабило конкурентоспособность тех отечественных предприятий, чьи финансовые и управленческие возможности не позволили вовремя адаптироваться и модернизировать свой бизнес под новые требования.

2. Генеральное соглашение по торговле и услугам (ГАТС) гарантирует иностранным услугам и поставщикам услуг уровень доступа и национальный режим, в объеме и на условиях, зафиксированных в соответствующем документе, который Россия согласовала со всеми заинтересованными членами ВТО. Фактически, данное обязательство никак не сказывается на конкурентоспособности национальных поставщиков услуг, т.к. Россия, как и любая страна-участница ВТО, сохранила за собой право применять недискриминационное внутреннее регулирование в сфере услуг.

3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS) представляет собой совокупность закрепленных в международных конвенциях норм и правил, направленных на поддержание некоторого равновесия между правами авторов и интересами пользователей интеллектуальной собственности. Учитывая высокий уровень интеллектуальных разработок российских ученых, стоит отметить, что данное соглашение благоприятно воздействует на конкурентоспособность отечественных предприятий, задействованных в этой отрасли, т.к. обязывает государства-члены ВТО обеспечивать «эффективные меры против любых действий, нарушающих права интеллектуальной собственности».

4. В сферу действия Соглашения по инвестициям (TRIMS) входят меры, направленные на расширение и постепенную либерализацию мировой торговли, а также содействие международным инвестициям с целью развития экономического роста всех торговых партнеров, особенно развивающихся стран-членов ВТО, обеспечивая при этом свободную конкуренцию. Следует подчеркнуть, что данное соглашение обеспечивает защиту отечественным инвесторам, учитывая тот факт, что российские предприятия зачастую являются владельцами новейших запатентованных технологий, и их права могут быть нарушены в странах со слабым законодательством в области защиты патентов.

5. Соглашение по сельскому хозяйству (AoA), по своей сути, запрещает странам-участницам ВТО осуществлять какую-либо государственную поддержку производства и экспорта сельхозпродукции, за исключением согласованной в ходе переговоров о вступлении. Подобное условие понижает уровень конкурентоспособности российских предприятий - сельхозпроизводителей, т.к. снижение импортных пошлин привело к увеличению поставок дешевых молочных продуктов и сокращению внутреннего производства.

6. Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах (SPS) является сводом правил и обязательств по

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

реализации международных процедур санитарно-гигиенического контроля импортируемой продукции.

7. Соглашение о технических препятствиях торговле (TBT) закрепляет за всеми странами-участницами право устанавливать обязательные стандарты - «технические регламенты», включая требования к маркировке, сертификации и упаковке товаров и т.п., что позволяет создать равноправные условия для всех участников рынка, обеспечивая, тем самым, равные условия конкуренции.

8. В преамбуле Соглашения по субсидиям (ASCM) его целью определено запрещение или предотвращение использования правительством субсидий, которые неблагоприятно воздействуют на торговлю других стран.

9. Соглашение по антидемпинговым мерам, применяемое в рамках ВТО, базируется на принятии принципа свободной торговли как основы развития международной торговли. Согласно ему, государства, состоящие в организации, берут на себя обязательство не использовать таможенные тарифы в целях протекционизма, т.е. защиты национального производителя.

10. Соглашение по финансовым рынкам оговаривает условия доступа иностранных поставщиков на национальный рынок финансовых услуг. Поскольку приток зарубежных компаний сулит снижение конкурентоспособности национальных поставщиков услуг, они вынуждены создавать и внедрять инновации, переходя в сферу взаимного воздействия с конкурентами.

В настоящее время значительная часть субъектов предпринимательства уже прошли стадию адаптации к новым условиям и правилам ведения игры, благодаря накопленному мировому опыту симбиоза защиты собственных интересов с членством в ВТО. Несомненно, этот опыт должен быть скорректирован с учётом социально-экономических и внутриполитических целей, национальных традиций предпринимательской культуры, состоянием российской экономики и задач формирования инновационной экономики Российской Федерации [4, с. 47-51].

Применение правительством всецело сбалансированной политики не только сохранит сложившееся к настоящему времени социальное положение в бизнесе и интересы занятых в нем работников, но и приумножит степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен и надежду на предполагаемые перспективы. К числу подобных перспектив можно отнести преимущества страны, полученные от членства в ВТО [5, с. 111-114]:

- возможность получать более благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами - участниками ВТО;

- значительное упрощение системы таможенных процедур, в том числе снижение пошлин и устранение других торговых барьеров;

- устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по урегулированию споров, гарантирующему безопасность национальных интересов в случае их ущемления партнерами.

Немаловажно отметить, что основные предприятия, способные конкурировать с иностранными производителями расположены в Москве, Центральной России и точечно в Западной Сибири, т.е. не повсеместно. Их опыт свидетельствует о том, что основным требованием со стороны ВТО к производителям является качество менеджмента, прозрачность корпоративного управления и финансовой отчетности, привлекающие инвесторов и заказчиков [6, с. 11]. Однако недостаточная развитость инфраструктурного обеспечения мешает иностранным инвесторам в полной мере оценить конкурентоспособность и перспективность российских предприятий на мировой арене.

Таким образом, сложившееся на современном этапе распределение сил между странами мира диктует Российской Федерации вектор экономического развития, основополагающая роль в котором будет отведена логично выстроенного инфраструктурного обеспечения предпринимательской среды, соответствующего лучшим зарубежным стандартам.

Список использованной литературы:

1. Хисаева А.И., Петрова А.Д. Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур в современных условиях. Экономика и управление: научно-практический журнал. 2015. № 5 (127). С. 52-55.

2. Блаженкова Н.М. Соглашения ВТО как механизм воздействия на конкурентоспособность предпринимательских структур // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2014. № 41.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

С. 256-262.

3. Официальный сайт Всемирной торговой организации: http://www.wto.org/english/thewto_e/thewto_e.htm.

4. Трапезникова Е.В. Проблемы вхождения России в ВТО / Е.В. Трапезникова, В.А. Ипатова // Экономика, управление, право. - 2013. - № 13. - С. 47-51;

5. Петрова А.Д. К вопросу о развитии российского предпринимательства в условиях вступления России в ВТО // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2015. № 4 (126). С. 111-114.

6. Блаженкова Н.М., Петрова А.Д. Специфика инфраструктурного обеспечения российской предпринимательской среды // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 5 (77). С. 11.

© Петрова А.Д., 2016

УДК 338

Салимов Голибжон Косимбоевич

ассистент кафедры "Экономика" Ферганский политехнический институт, г.Фергана, Республики Узбекистан

е-mail: qosimboyevich@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

Аннотация

В статье рассматриваются особенности подходов к оценке стоимости бизнеса. Раскрыты особенности каждого из подходов. Разработана модель оценки стоимости бизнеса. Рассмотрены проблемные ситуации при оценке стоимости компаний.

Ключевые слова

Оценки стоимости компании, доходный подход, сравнительный подход, затратный подход.

Международный комитет по стандартам оценки выделяет 3 подхода оценки любого актива: сравнительный (direct market comparison approach), доходный (income approach) и затратный (cost approach) [1, с 71].

Схема 1 - Подходы оценки стоимости компании.

В Узбекистане оценочная деятельность регулируется Законом «Об оценочной деятельности» и Стандартами оценки стоимости бизнеса (НСОИ).

Основными целями оценки бизнеса или доли собственности в нем, при которых определяется рыночная стоимость объекта оценки, являются:

■ купля-продажа действующего предприятия или доли собственности в предприятии;

■ принятие управленческих решений;

■ реструктуризация (слияние, поглощение, разделение, выделение);

■ выкуп собственных акций предприятием;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.