Научная статья на тему 'Механизм увеличения числа инновационных продуктов через координацию финансовых вложений на различных этапах инновационного цикла'

Механизм увеличения числа инновационных продуктов через координацию финансовых вложений на различных этапах инновационного цикла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ НИОКРИТР / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ / FUNDING OF RESEARCH AND DEVELOPMENT / FUNDING INSTITUTIONS / INNOVATION LIFE CYCLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тойвонен Н. Р.

В статье предложен новый механизм, призванный повысить эффективность разработки «инновационного продукта» на основе результатов проводимых в России научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Суть механизма заключается в организации ко-ординации и совместной деятельности различных финансовых институтов, оказывающих поддержку научно-производственным коллективам на различных этапах инновационного цикла.В качестве конкретного кейса рассматривается возможность сопряжения деятельности Минобрнауки России, выделяющего средства на поддержку опытно-конструкторских работ, и ряда российских венчурных фондов, выделяющих средства на разработку прото-типа и, собственно, инновационного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of increasing the number of innovative products through the coordination of investments at various stages of the innovation cycle

This article proposes a new mechanism to improve the efficiency of «product innovation» development based on the results of research and development.The gist of the mechanism is to organize coordination and collaboration among the various financial institutions that support project teams at different stages of the innovation cycle.As a case study the possibility of interfacing activities of the Russian Federation Ministry of Education and Science, who supports the experimental development projects, with Russian venture capital funds, who support the development of the prototypes and/or innovative products is under consideration

Текст научной работы на тему «Механизм увеличения числа инновационных продуктов через координацию финансовых вложений на различных этапах инновационного цикла»

Механизм увеличения

числа инновационных продуктов

через координацию финансовых вложений

на различных этапах инновационного цикла

В статье предложен новый механизм, призванный повысить эффективность разработки «инновационного продукта» на основе результатов проводимых в России научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Суть механизма заключается в организации координации и совместной деятельности различных финансовых институтов, оказывающих поддержку научно-производственным коллективам на различных этапах инновационного цикла.

В качестве конкретного кейса рассматривается возможность сопряжения деятельности Минобрнауки России, выделяющего средства на поддержку опытно-конструкторских работ, и ряда российских венчурных фондов, выделяющих средства на разработку прототипа и, собственно, инновационного продукта.

Ключевые слова: финансирование НИОКРиТР, финансовые институты, инновационный цикл.

Н. Р. Тойвонен,

к. ф-м. н., доцент, директор Международного департамента Министерства образования и науки Российской Федерации

[email protected]

Введение

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (см. [1]) и являющейся, по сути, базовым документом для разрабатываемых нормативно-программных документов Российской Федерации, выделены четыре базовых долгосрочных вызова, которые стоят перед Россией, в частности:

• «...Второй вызов — ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста.»;

• «.Четвертый вызов — исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта.». Среди факторов, призванных обеспечить России

возможность справиться с указанными вызовами, упомянем следующие:

• увеличение объема финансовых средств, выделяемых на развитие наукоемких отраслей: научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических (инноваций) работ (далее — НИОКиТР), и образовательной деятельности (см., например, [2]);

• повышение эффективности использования вкладываемых в указанные выше наукоемкие отрасли материально-финансовых средств в части обеспечения перехода от экспортно-сырьевого к инновационному развитию.

Обсуждение вопросов влияния динамики роста объема вложений в НИОКиТР и образование и их доли в ВВП России на способность справиться с вызовами, стоящими перед страной, довольно активно обсуждается в работах различных авторов (см., например, труды д. э. н. И. Г. Дежиной).

Измерение эффективности вкладываемых в НИОКиТР средств, в этом случае, осуществляется типовым набором ключевых показателей эффективности (далее — КПЭ, англ. KPI — key performance indicator), в частности, число публикаций, их цити-руемость, количество зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности (далее — ОИС), число созданных малых инновационных предприятий (далее — МИП), объем привлеченного предпосевного и посевного финансирования.

Измерение влияния второго фактора намного сложнее, поскольку он применим как к конкретному этапу инновационного цикла1, так и к сопряжению: а) двух его последовательных этапов, в частности:

• научно-исследовательские работы (фундаментальные и прикладные) (далее — НИР) — опытно-конструкторские работы (далее — ОКР);

• ОКР — инновационное предпринимательство (включая коммерциализацию и трансфер технологий);

В рамках инновационного цикла результат интеллектуальной деятельности (далее - РИД) проходит последовательно этапы: идея - проект - ОИС - прототип - инновационный продукт.

со о

00 f\l

J

<

CQ О

CD

О СМ

оо N см

б) трех его последовательных этапов, в частности:

НИР - ОКР - инновационное предпринимательство.

В данной статье представлен и обсуждается конкретный механизм, призванный содействовать повышению эффективности использования вкладываемых в НИОКиТР материально-финансовых средств через сопряжение, организацию координации и совместной деятельности финансовых институтов2.

В своем Послании к Федеральному собранию (Москва, 1 декабря 2016 г., см. [3]) Президент Российской Федерации В. В. Путин четко указывает на актуальность доведения результатов НИОКиТР до инновационного продукта: «...Нам нужно превратить исследовательские заделы в успешные коммерческие продукты, этим, кстати говоря, мы всегда страдали: от разработок до внедрения огромное время проходит, да и вообще иногда. Это касается не только нашего времени, и даже не советского, а еще в Российской империи все было то же самое. Нужно эту тенденцию переломить — мы можем это сделать.».

Фактически об этом же говорится и в п. 11ж, утвержденной 01.12.2016 г. № 642 Президентом Российской Федерации «Стратегии научно-технического развития Российской Федерации» (см. [4]), где указано — «.сохраняется несогласованность приоритетов и инструментов поддержки научно-технологического развития Российской Федерации на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях, что не позволяет сформировать производственные цепочки создания добавленной стоимости высокотехнологичной продукции и услуг, обеспечить наибольший мультипликативный эффект от использования создаваемых технологий.».

Суть предлагаемого в данной статье механизма заключается в организации сопряжения, координации и совместной деятельности финансовых институтов, осуществляющих в России отбор тех или иных научно-производственных коллективов для решения актуальных научно-исследовательских и научно-технологических задач.

1. Предложение по координации и совместной деятельности финансовых институтов, осуществляющих поддержку НИОКиТР

Представленный в статье механизм следует отнести к рыночно-ориентированным (англ. market driven) как антиподу наиболее распространенного в российской научной среде — продвижение технологии [в практику] (англ. technology push).

Сформулируем два тезиса, которые будут определять форму и содержание предлагаемого механизма.

Тезис первый. В настоящий момент в России на системном уровне не осуществляется координация

деятельности финансовых институтов, осуществляющих поддержку НИОКиТР, вдоль всей инновационной цепочки3 (от фундаментальных наук к инновационному предпринимательству), с фокусированием проектных команд, в конечном итоге, на разработку и вывод инновационных продуктов, востребованных на мировых рынках.

Как результат, венчурные по своей природе фонды, например, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее — Фонд содействия инновациям), вынуждены выделять часть финансовых средств на доведение РИД на этапе «ОКР», до состояния, отвечающего этапу «инновационное предпринимательство» (см. обсуждение в п. 1.1).

Тезис второй. Одним из наиболее эффективных для современной России способов работы на ведущих мировых рынках инновационных продуктов является встраивание наших разработок в уже существующие технологические цепочки, благодаря лучшим характеристикам по сравнению с используемыми (например, менее ресурсоемкая, более высокое качество продукта).

Преимуществом данного подхода является отсутствие необходимости в формировании собственных технологических цепочек, решении задач жизненного цикла продукта и пр.

Следование логике второго тезиса — это следование рыночно-ориентированному подходу к работе на рынках инновационных продуктов и предполагает необходимость решения «обратной задачи» по сравнению с классическим ходом инновационного цикла — формирование технических заданий на ОКР и даже НИР с учетом потребности рынка в конкретных инновационных продуктах.

1.1. Совместная деятельность финансирующих организаций на двух сопряженных этапах инновационного цикла «ОКР-коммерциализация»

В целях упрощения демонстрации актуальности введения предлагаемого в статье механизма решения проблемы, представленной в первом тезисе, рассмотрим два последовательных этапа инновационного цикла — ОКР и инновационное предпринимательство, где последнее будет представлено «коммерциализацией» (без большой потери для логики масштабирования механизма).

В принципе, оба этапа являются независимыми, в первую очередь, ввиду различия субъектов — РИДов, с которыми осуществляется работа и которые создаются по окончании этапов ОКР и коммерциализации, соответственно, в виде ОИС и прототипа инновационного продукта.

В качестве аксиомы утверждается, что эффективность превращения пары ОИС — прототип в конку-

<

со О

В качестве финансовых институтов выступают российские Федеральные органы исполнительной власти (далее - ФОИВ), отвечающие за организацию реализации государственных программ (включая федеральные целевые программы), и различные фонды научно-технического профиля.

В Российской Федерации действуют ряд финансовых институтов, осуществляющих финансовую поддержку на различных этапах инновационной цепочки, например: НИР — РФФИ, РНФ; ОКР — Минобрнауки России, Минпромторг России; инновационное предпринимательство — ОАО РВК, РОСНАНО, Фонд Сколково, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

2

3

рентный инновационный продукт будет тем выше, чем продуктивнее осуществляется координация работ, планируемых и осуществляемых на соответствующих этапах инновационного цикла: ОКР и коммерциализация.

Декларируемая «продуктивность» обеспечивается двумя объектами инновационного цикла, а именно, проектной командой и финансовыми институтами, а также выполнением ряда условий, в частности:

а) проектная команда должна изначально:

• планировать доведение своего РИД от пары: ОИС — прототип до инновационного продукта;

• включать в свой состав специалистов (с различным статусом (по желанию) — от «члена команды» до независимого «технологического брокера»), способных проработать ход проекта с учетом всех последующих этапов и пр.;

б) финансовые институты, обеспечивающие финансовую поддержку проектной команде на различных этапах инновационного цикла, должны координировать свою деятельность, что предполагает их совместное участие в экспертизе проекта и процедурах принятия решений о выделении финансирования на каждом отдельном этапе. Фактически пункт «б», в случае рассмотрения

пары «ОКР - коммерциализация», предполагает буквально следующее:

• проектная заявка на этапе «ОКР» должна содержать отдельный раздел с краткими тезисами (подходы, предложения, механизмы и пр.) по коммерциализации ожидаемого результата — ОИС, «продуктовой ниши» на рынке инновационных продуктов, в том числе возможности встраивания планируемого к созданию прототипа и инновационного продукта в существующие технологические цепочки и пр.;

• проектная заявка рассматривается группой экспертов, включающей в себя специалистов как в сфере ОКР, так и коммерциализации, представляющих интересы венчурных фондов (посевные и предпосевные фонды, преимущественно);

• положительное решение о финансировании ОКР принимается только в том случае, если представители венчурных фондов подтвердят свою заинтересованность в поддержке процессов последующей коммерциализации ОИС, полученных в результате реализации ОКР.

Фактически, предлагается использовать механизм, известный в естественно-научных дисциплинах как — «решение обратной задачи», когда моделирование определенных процессов, происходящих в определенное время и месте, осуществляется через анализ данных, полученных (в хронологическом порядке) уже по окончании данного процесса. В случае рассмотрения пары «ОКР - коммерциализация» это означает, что решение по финансированию ОКР следует принимать с учетом ожиданий успешности в реализации последующего этапа — коммерциализации.

В свою очередь успешность этапа коммерциализации обеспечивается наличием:

• продуктовой ниши на рынке инновационных продуктов;

• команды, способной довести РИД до «инновационного продукта»;

• патентной чистоты РИД;

• достаточного финансирования, в том числе на принципах государственно-частного партнерства и пр.

Организационно координацию деятельности финансовых институтов на сопряженных этапах «ОКР - коммерциализация» можно обеспечить через два механизма.

Во-первых, наличием структуры, которая обеспечивает одновременно экспертизу и финансирование на обоих этапах инновационного цикла. Данный механизм был реализован в СССР в рамках Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технологиям (далее — ГКНТ).

В России данный механизм, отчасти, реализуется Фондом содействия инновациям через выделение грантов на поддержку НИОКР и реализацию инновационных проектов (см. [5]).

Подтверждением данного тезиса является один из КПЭ в госзадании Фонду содействия инновациям на 2016 г., а именно — «Количество администрируемых договоров на выполнение НИОКР и реализацию инновационных проектов, заключенных с юридическими лицами».

Во-вторых, через координацию деятельности различных финансовых институтов, которые «де-юре» и «де-факто» осуществляющую свою уставную деятельность независимо друг от друга.

Данный механизм в Российской Федерации не реализуется даже в случае участия представителей финансовых институтов, осуществляющих поддержку НИОКиТР, в органах управления друг друга.

В частности, Минобрнауки России, финансирующий ОКР в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.» (далее — ФЦП ИиР), представлен в Наблюдательном совете Фонда содействия инновациям на уровне заместителя Министра и директора департамента науки и технологий. Вместе с тем, отбор проектов на финансирование в рамках деятельности данного Фонда не учитывает ситуацию с финансированием ОКР в Минобрнауки России. Подтверждением является отсутствие соответствующего показателя качества работы в государственном задании Фонда (см. [6]).

В то же самое время, если взять за образец приводимый там показатель по работе с Национальной ^ технологической инициативой4 (далее — НТИ), то в случае с Минобрнаукой России, соответствующий 5о показатель мог бы иметь следующий вид — «Количество поддержанных Фондом проектов, базирую- ¡¡^ щихся на результатах, полученных в ходе реализации ^ Федеральной целевой программы «Исследования и 2

разработки по приоритетным направлениям развития |Е

И

<

--СО

4 В госзадании имеется показатель — «Количество поддержан- х ных Фондом проектов в целях реализации дорожных карт X Национальной технологической инициативы». ^

научно-технологического комплекса России на 20142020 гг.».

Отметим, что НТИ, собирающие «под свои знамена» представителей всех звеньев «тройной спирали»5, выполняет положительную роль по разработке «дорожных карт» (охватывающие все этапы НИОКиТР), нацеленных на формирование перспективных технологических рынков.

1.2. Совместная деятельность финансирующих организаций на трех сопряженных этапах инновационного цикла «НИР-ОКР-коммерциализация»

В принципе включение третьего этапа — «НИР» в сопрягаемую цепочку не приносит каких-то новых «качественных» особенностей в предлагаемый механизм совместной деятельности финансовых институтов.

Вместе с тем, следует отдавать отчет, что уникальность НИР заключается в невозможности полностью предвосхитить результаты ее выполнения; именно поэтому, выдающиеся ученые, руководствующиеся академической свободой в своем творчестве и достигающие передовых научных результатов, являются мощнейшим конкурентным преимуществом любой национальной инновационной экосистемы.

В качестве примера сошлемся на пионерские работы академиков Н. Г. Басова и А. М. Прохорова по разработке лазерных технологий в 1953-1954 гг., когда вообще не ставился и не рассматривался вопрос о применении последних в «народном хозяйстве». Вместе с тем, сейчас невозможно представить современную экономику (машиностроение, например) и социальный сектор (медицина, например) без лазерных технологий.

Означает ли это, что трехзвенная цепочка в организации координации и совместной деятельности финансовых институтов не имеет смысла?

«Автономная» работа финансовых институтов без какой-либо координации на этапах НИР и ОКР имеет, по крайней мере, следующее негативное последствие — средства на фундаментальные исследования могут по тематике не совпадать с актуальными для процессов инновационного предпринимательства ОКР. При ограниченных в стране ресурсах на НИОКиТР, это может привести к дальнейшему снижению активности страны на мировых рынках перспективных разработок.

Рассмотрим следующий гипотетический пример.

Научно-производственная компания имеет свою ^ нишу в существующей мировой технологической цепочке. Очевидно, что со временем конкурентность их So разработки падает (конкуренты придумывают что-то новое, устаревает материал и технологии изготовления ¡¡^ и пр.), следовательно, есть необходимость постоянного . совершенствования.

z В этом случае, абсолютно логичным будет дви-

¡Е жение в рамках «обратной задачи», когда исходя из J понимания потенциально слабых сторон своей раз-

0Q

О _

X 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X 5 Концепция «тройной спирали» (англ. Triple Helix, см. под-S робнее [8]).

работки, коллектив данной научно-производственной компании может предложить проекты по ее усовершенствованию/модернизации как на этапе «инновационное предпринимательства» и «ОКР», так и на этапе «НИР».

При рассмотрении целесообразности включения предлагаемого механизма в деятельность финансовых институтов следует четко осознавать, что каждый из этих институтов:

• действует в рамках своего устава/положения или другого регулирующего нормативного акта;

• имеет свой набор КПЭ, выполнение которого контролируется проверяющими органами и пр. Введение предлагаемого механизма на этапе

«НИР» может быть урегулировано если учитывать, что он включает три направления — поисковые, фундаментальные и прикладные исследования (см. [7]). В части принятия решений по направлениям поисковые и фундаментальные исследования, финансовый институт, осуществляющий поддержку НИР, руководствуется уже действующей правоприменительной практикой (без учета предлагаемого механизма).

В случае финансирования прикладных исследований в рамках НИР, предлагается включить в конкурсную документацию (техническое задание) следующие:

• раздел, отражающий планы проектной команды на дальнейшую, по окончании НИР, работу с РИД — разработку ОИС и создание прототипа инновационного продукта;

• обязательное представление в комплекте документов — заявки на финансирование писем - поддержек от финансовых институтов, осуществляющих финансирование этапов «ОКР» и «инновационное предпринимательство».

Логика действий проектной команды при планировании проведения комплексных НИОКиТР, может быть следующей (согласно механизму «обратной задачи»):

а) шаг первый: проектная команда, с участием предпринимателей, ученых, технологов, иннова-торов и др. специалистов, выявляет «запрос» на инновационный продукт, например, встроенный в уже действующую технологическую цепочку (это продукт может быть усовершенствован или даже кардинально переработан в новый продукт с лучшим набором характеристик по сравнению с прежним) или какой-то новый.

Очевидно, что встраивание в уже существующие технологические цепочки имеет ряд кардинальных преимуществ, в особенности для большинства российских проектных команд, не имеющих большого опыта по выводу нового продукта на мировые рынки;

б) шаг второй: финансовые институты венчурного финансирования, получив заявку от проектной команды, с большой вероятностью высказывают готовность в финансировании работ по созданию нового более конкурентоспособного прототипа и образца, поскольку четко понимают объем востребованности продукта на инновационных рынках, могут просчитать риски, рассчитать требуемые

финансовые вложения и пр.; в особенности это верно в случае встраивания в существующие технологические цепочки;

в) шаг третий: финансовые институты поддержки ОКР, получив заявку от проектной команды и подтверждение о готовности «венчурных капиталистов» финансировать работы по созданию нового прототипа и образца, с большей готовностью выделят средства на разработку нового ОИС, поскольку информированы и имеют определенную ясность в востребованности данных работ для последующего движения РИД по инновационной цепочке до нового инновационного продукта;

г) шаг четвертый: финансовые институты поддержки НИР (прикладные исследования), получив заявку от проектной команды и подтверждение о готовности финансовых институтов венчурного финансирования и ОКР поддержать работы данной команды на своих этапах инновационного цикла, с большей готовностью выделят средства, поскольку будут понимать — что произойдет дальше с получаемым РИД в случае успешно проведенных НИР.

Представленные четыре шага «обратного» хода инновационного цикла — это последовательность принятия решения о финансировании работ, выполняемых определенной проектной командой. Данная команда может дойти до четвертого шага и представить комплексный проект финансирования НИР, имея положительные оценки на заявки на втором (венчурное финансирование) и третьем (финансирование ОКР) этапах.

Данные шаги отражают действия проектной команды по планированию всего комплекса работ. Вместе с тем, на каком бы шаге команда не остановилась — на шаге 3 (ОКР) или 4 (НИР), действительная реализация должна идти по естественному ходу «инновационного цикла» превращения РИД из идеи в продукт. Следовательно, если начинать учитывать время, затраченное на согласование и выполнение сначала НИР (2-3 года), потом ОКР (2-3 года), запрос на инновационный продукт (через 4-6 лет) может быть уже удовлетворен конкурентами.

Следовательно, нужны дополнительные механизмы и определенные «акселераторы», позволяющие минимизировать подобного рода риски.

В частности, в нашем случае работы с уже встроенным продуктом в инновационные цепочки и/или мировые рынки инновационных продуктов, отпадает необходимость работы по «линейной» модели развития инноваций. Очевидно, что «нелинейная» модель вполне применима. Практически одновременное участие финансовых институтов всего инновационного цикла, повышают ожидание на возможность получить еще более конкурентоспособный продукт.

1.3. Организационные решения совместной деятельности финансирующих организаций

Успешность предлагаемого механизма, призванного содействовать повышению эффективности разработки «инновационного продукта» на основе

результатов проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предполагает внедрение двух организационных решений на «макро» и «микро» уровнях.

Решение макроуровня — создание межведомственного органа с участием большинства российских финансовых институтов — ФОИВов и фондов, обеспечивающих поддержку НИОКиТР, призванного решать задачи по координации указанной области деятельности «в рабочем порядке».

В 2015 г. по инициативе Минобрнауки России был создан Межведомственный совет по развитию международного научно-технического сотрудничества, куда вошли представители указанных выше организаций. Вместе с тем, на сегодняшний момент, деятельность данного совета не затрагивает обсуждаемую область.

В части организационных решений микроуровня. Современные научные школы академического и вузовского сообщества, довольно далеки и ментально и организационно от участия в решении вопросов инновационного предпринимательства. Как правило, в коллективе научной школы нет специалистов, обладающих компетенциями (и знаниями, и опытом, и навыками) по решению всего комплекса задач инновационного цикла по превращению научного проекта в ОИС, и далее в прототип и инновационный продукт.

Определенным решением данной проблемы может стать приглашение инжиниринговых компаний, которые могут взять на себя организационную проработку всего перечня задач и обеспечение их решения — от вопросов приглашения необходимых специалистов и доступ к научно-лабораторному и промышленному оборудованию, до вопросов внедрения инновационного продукта.

Единичный опыт у нас в стране уже имеется.

Заключение

В статье представлен новый механизм, призванный повысить эффективность разработки конкурентного инновационного продукта на основе результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в России.

Механизм предполагает наличие доброй воли у ведущих российских финансовых институтов, призванной обеспечить определенную координацию их деятельности при поддержке научно-производственных коллективов в их стремлении в инновационном цикле дойти до этапа «инновационное предпринимательство» и разработать прототип/инновационный продукт.

Механизм следует рассматривать как некий дополнительный инструмент и его внедрение не должно приводить к кардинальному пересмотру базовых положений деятельности российских финансовых институтов.

Отметим, что данный механизм может быть применим и в развитии международного научно-технического сотрудничества. В частности, Российская Федерация (в лице Минобрнауки России, РФФИ, РНФ, Фонда содействия инновациям)

со

о см

оо см см

<

со О

участвует в реализации двухсторонних скоординированных конкурсов со своими зарубежными партнерами.

Предлагаемый механизм может обеспечить повышение российского экспортного потенциала в сфере высоких технологий.

работ». Ьир://^^».£а81е.га/ир1оа^^с8/Госзадание%20на%20 2016%20год.ра£

7. Федеральный закон № 127-ФЗ от 23.08.1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике».

8. Ьир://^»"».йр1еЬеНхсоп£егепсе.о^ДЬ/9/шДЬеЧпр1е-ЬеНх-concept.html.

Список использованных источников

1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.». Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 18.11.2008 г. (в ред. №1121-р от 08.09.2009 г.).

2. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» (разработан Минэкономразвития России в марте 2013 г.). http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190.

3. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина к Федеральному собранию (г. Москва, 1 декабря 2016 г.). http://kremlin.ru/events/president/news/53379.

4. Указ Президента Российской Федерации № 642 от 01.12.2016 г. «О стратегии научно-технического развития Российской Федерации». http://kremlin.ru/acts/news/53383.

5. Государственное задание № 226-00014-16-001 на 2016 г. (Часть 2. Сведения о выполняемых работах. Раздел 1 «Проведение экспертизы научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов». http://www.fasie.ru/ upload/docs/Госзадание%20на%202016%20год.pdf.

6. Государственное задание № 226-00014-16-001 на 2016 г. (Часть 2. Сведения о выполняемых работах. Раздел 2 «Организационное и информационное обеспечение проведения конкурсного отбора научных и научно-исследовательских

The mechanism of increasing the number of innovative products through the coordination of investments at various stages of the innovation cycle

N. R. Toivonen, Dr., Assoc. Prof., Director of the International Department, Ministry of Education and Science of the Russian Federation.

This article proposes a new mechanism to improve the efficiency of «product innovation» development based on the results of research and development.

The gist of the mechanism is to organize coordination and collaboration among the various financial institutions that support project teams at different stages of the innovation cycle.

As a case study the possibility of interfacing activities of the Russian Federation Ministry of Education and Science, who supports the experimental development projects, with Russian venture capital funds, who support the development of the prototypes and/or innovative products is under consideration.

Keywords: Funding of Research and Development, Funding Institutions, Innovation Life Cycle.

«НТИ ЭКСПО» — уникальная международная выставка технологического развития

20-22 июня 2017 г. в Новосибирске пройдет юбилейный пятый международный форум технологического развития «Технопром». В рамках форума состоится премьера научно-технологической и инновационной выставки «НТИ ЭКСПО».

Международный форум технологического развития «Технопром» и выставка «НТИ ЭКСПО» проводится при поддержке Правительства РФ, коллегии ВПК, Минпромторга России, Минэкономразвития России, МИДа РФ, Правительства Новосибирской области. Организационный комитет возглавляет заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин.

В 2017 г. выставка расширяет свой формат и меняет название на более соответствующее своему предназначению. Теперь это — «НТИ ЭКСПО». Теперь кроме демонстрации инновационных технологий и научных разработок на выставке будет происходить «состыковка» теории и практики, рождение новых коммуникаций, способствующих внедрению новых технологий в промышленное производство, а запросы от производителей найдут своих исполнителей.

Странами-партнерами выступят Индия и Республика Беларусь. В деловой программе и экспозиционном пространстве будут представлены регионы-партнеры: Республика Татарстан и город федерального значения Севастополь.

Проект «НТИ ЭКСПО» ориентирован на достижение глобального технологического лидерства российской экономики путем представления прорывных результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности и содействия их внедрению.

Цель выставки: содействие развитию организаций — лидеров шестого технологического уклада. Сегодня становится значимым не только изобретение новых технологий, но и их ускоренное продвижение на рынки. Сделать этот процесс более эффективным и целенаправленным призвана выставка форума «Технопром».

Целевая аудитория выставки: организации научно-исследовательской сферы; технологический сектор; инновационная сфера; государственные корпорации; территории с особыми условиями ведения научно-технологической и инновационной деятельности.

Пространство «НТИ ЭКСПО» будет представлять собой три концептуальные зоны, три «материка» — наука, технологии и инновации. В каждом секторе будут представлены стенды лидеров обозначенных отраслей федерального и международного уровня. В рамках коммуникационной составляющей «НТИ ЭКСПО» на площадках будут проходить презентации участников, демонстрации новых технологических и инновационных решений, научно-популярные конкурсы; состоятся биржа субконтрактов, семинары институтов развития, лектории и мастер-классы, закрытые деловые встречи. оЗ Ряд ведущих российских и международных компаний проявили заинтересованность в участии в выставке,

со о

СМ

оо N см

J <

О

что уже на данном этапе дает организаторам возможность говорить о серьезной представительности и насыщенной деловой программе готовящегося мероприятия. Официальный сайт выставки stiexpo.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.