Научная статья на тему 'Механизм управления устойчивым социально-экономическим развитием сырьевой территории, расположенной в условиях Крайнего Севера'

Механизм управления устойчивым социально-экономическим развитием сырьевой территории, расположенной в условиях Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЫРЬЕВАЯ ТЕРРИТОРИЯ / УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / РЕНТНЫЕ ДОХОДЫ / ОСВОЕНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ / RAW TERRITORY / SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / MANAGEMENT MECHANISM / RENTAL INCOME / DEVELOPMENT OF MINERAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагаева Ольга Сергеевна

Рассматриваются особенности социально-экономического развития сырьевых территорий, расположенных в условиях Крайнего Севера, дается понятие механизма управления устойчивым социально-экономическим развитием сырьевой территории. Особое внимание уделяется отдельным элементам данного механизма. Обосновывается необходимость комплексного подхода при формировании предлагаемого механизма управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GOVERNING MECHANISM OF SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RESOURCE TERRITORY SITUATED IN THE CONDITIONS OF THE FAR NORTH

In the article the features of socio-economic development of the resource territories situated in the conditions of the Far North are considered, the definition of governing mechanism of sustainable socio-economic development of resource territories is given. The particular attention is paid to the elements of the suggested mechanism. Necessity of complex approach to forming this governing mechanism is grounded.

Текст научной работы на тему «Механизм управления устойчивым социально-экономическим развитием сырьевой территории, расположенной в условиях Крайнего Севера»

УДК 332.14

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СЫРЬЕВОЙ ТЕРРИТОРИИ, РАСПОЛОЖЕННОЙ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

THE GOVERNING MECHANISM OF SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RESOURCE TERRITORY SITUATED IN THE CONDITIONS OF THE FAR NORTH

О.С. Нагаева

O.S. Nagaeva

Красноярский отдел Института экономики и ОПП СО РАН

Рассматриваются особенности социально-экономического развития сырьевых территорий, расположенных в условиях Крайнего Севера, дается понятие механизма управления устойчивым социально-экономическим развитием сырьевой территории. Особое внимание уделяется отдельным элементам данного механизма. Обосновывается необходимость комплексного подхода при формировании предлагаемого механизма управления.

In the article the features of socio-economic development of the resource territories situated in the conditions of the Far North are considered, the definition of governing mechanism of sustainable socio-economic development of resource territories is given. The particular attention is paid to the elements of the suggested mechanism. Necessity of complex approach to forming this governing mechanism is grounded.

Ключевые слова: сырьевая территория, устойчивое социально-экономическое развитие, механизм управления, рентные доходы, освоение минерально-сырьевых ресурсов.

Key words: raw territory, sustainable socio-economic development, management mechanism, rental income, development of mineral resources.

К сырьевым территориям относятся те территории, экономика которых базируется на добыче и использовании невозобновляемых минерально-сырьевых ресурсов. Социально-экономическое развитие такой территории имеет неустойчивый характер, что обусловлено рядом причин:

• во-первых, значительное влияние на экономическое положение сырьевой территории оказывает конъюнктура мирового рынка и колебания мировых цен на добываемое сырье;

• во-вторых, в сырьевых регионах сталкивается множество интересов, нередко диаметрально противоположных, основные противоречия возникают при взаимодействии федеральных и региональных государственных органов управления, добывающих компаний, местного населения;

• в-третьих, социально-экономическое развитие сырьевой территории находится в сильной зависимости от динамики разработки месторождений полезных ископаемых.

Неизбежная ограниченность запасов месторождений не может не вести к ограниченности того времени, в течение которого сохраняется стабильное социально-экономическое

развитие такой территории. И по мере исчерпания основных невозобновляемых ресурсов перед сырьевой территорией неизбежно встает вопрос о ее дальнейшем социально-экономическом развитии.

Проблемы социально-экономического развития сырьевой территории еще более обостряются в условиях Крайнего Севера, что объясняется повышенной ранимостью северной экосистемы, ограниченной возможностью диверсификации экономики, высокой ресурсоемкостью производства, тяжелыми природно-климатическими условиями жизни населения. Как показывает зарубежный и российский опыт, в таких районах устанавливается моноотраслевой характер хозяйствования. В результате после исчерпания полезных ископаемых и ухода добывающих компаний территория получает депрессивную экономику, истощение ресурсного потенциала, нарушение экосистемы и ряд сложных социально-демографических проблем.

В связи с этим для сырьевой территории, расположенной в условиях Крайнего Севера, особую актуальность приобретает разработка стратегии долгосрочного социально-экономического развития и переход от индустриального

© О.С. Нагаева, 2012

освоения ресурсов Севера к модели устойчивого развития. Устойчивое социально-экономическое развитие подразумевает переход от узкосырьевой специализации к комплексному развитию территории, что позволит ей успешно развиваться как в период снижения, так и полного истощения добычи невозобновляемых природных ресурсов. При этом формирование условий для перехода сырьевой территории к устойчивому социально-экономическому развитию необходимо осуществлять уже на начальном этапе освоения невозобновляемых минерально-сырьевых ресурсов.

Поскольку потенциал невозобновляемых минерально-сырьевых ресурсов по мере его освоения неизбежно сокращается, первоочередной задачей, требующей решения в период активного освоения месторождений минерально-сырьевых ресурсов, для сырьевой территории является создание резерва устойчивости, обеспечивающего ее дальнейшее развитие после истощения минерально-сырьевой базы. Другими словами, необходимо должным образом использовать преимущества, предоставляемые развитием сырьевого сектора, для перехода территории к устойчивому социальноэкономическому развитию. Поэтому для сырьевой территории важным является разработка и применение механизма управления устойчивым социально-экономическим развитием.

Под механизмом управления устойчивым социально-экономическим развитием сырьевой территории автор понимает систему взаимодействующих рычагов, максимизирующих социально-экономические эффекты освоения минерально-сырьевого потенциала, обеспечивающих преобразование экономического потенциала невоспроизводимых минерально-сырьевых ресурсов в воспроизводимый потенциал и создающих условия для сбалансированного развития экономики территории.

Основными элементами данного механизма, по мнению автора, являются: система специального налогообложения сырьевого сектора; стратегия освоения минерально-сырьевых ресурсов; стратегия формирования и использования доходов территории от освоения сырьевых ресурсов; способы формирования и высвобождения трудовых ресурсов сырьевого сектора, методы выбора отраслей диверсификации и определение темпов и масштабов их развития.

Система налогообложения сырьевого сектора не только обеспечивает финансовые доходы территории, но и заключает в себе огромный регулирующий потенциал и возможности воздействия на занятость, рациональное ос-

воение месторождений, может усиливать или уменьшать косвенные эффекты от освоения невоспроизводимых ресурсов.

Установление системы налогообложения сырьевого сектора находится практически вне сферы компетенции региональных и местных органов власти, однако, учитывая исключительную ее важность в управлении устойчивым социально-экономическим развитием сырьевой территории, представляется необходимым предложить направления по ее совершенствованию.

В общем виде система налогообложения сырьевого сектора должна иметь следующий вид.

1. Платежи за пользование недрами. По сути данный вид платежей представляет собой арендную плату. Поскольку в настоящее время недра в соответствии с законодательством являются государственной собственностью, то передача их в пользование должна осуществляться за плату. Размер данного платежа зависит, главным образом, от площади предоставляемого в пользование участка недр. При этом недропользователь обязан уплачивать данный платеж независимо от результатов его предпринимательской деятельности. Поскольку недра являются государственной собственностью, т. е. и федеральной собственностью, и собственностью субъекта Федерации, представляется оправданным зачисление поступлений по данному платежу в федеральный бюджет и бюджет региона в равных пропорциях. В свою очередь, в местный бюджет должно направляться не менее 50 % доли платежей, подлежащих зачислению в бюджет региона.

2. Рентный платеж. В идеале данный платеж должен устанавливаться отдельно по каждому месторождению, и призван изымать дифференциальную ренту, образуемую на лучших месторождениях. Право определять конкретные параметры рентного платежа целесообразно предоставить региональным органам власти при участии органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого ведется добыча, поскольку они лучше осведомлены об особенностях добычи на конкретных объектах в пределах своей территории.

3. Компенсационный платеж. Данный платеж призван компенсировать стоимость утрачиваемого природного ресурса в результате разработки месторождений. Распределение данных платежей между бюджетами различных уровней должно осуществляться в зависимости от того, в чьей собственности находится утрачиваемый в результате разработки месторождения ресурс.

4. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В настоящее время сложилась довольно трудная ситуация с воспроизводством минерально-сырьевой базы, поэтому имеет смысл возвращение к отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы с целевым использованием данных средств на финансирование геологоразведочных работ. При этом представляется необходимым несколько изменить базу налогообложения по данным платежам. Если ранее действующие отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы рассчитывались с выручки от реализации, то автором предлагается базу налогообложения исчислять в зависимости от физического объема добытого ресурса и твердой налоговой ставки на единицу физического объема.

5. Экологические налоги и сборы. Основная их цель заключается в компенсации ущерба, наносимого окружающей среде в результате осуществления добычи. Сюда относятся различные налоги и платежи за выбросы в атмосферу, сбросы загрязняющих веществ в воду, размещение отходов и прочее вредное воздействие на окружающую среду. Поскольку основные последствия негативного воздействия на окружающую среду проявляются на территории непосредственного воздействия, большая часть поступлений по данным налогам и сборам (до 90 %) должна оставаться в бюджетах региона и преимущественно в местных бюджетах [1, с. 229].

Различные по характеру природные налоги, сборы и платежи должны иметь и различные направления использования, отвечающие целям устойчивого развития территории (табл.). Целевое использование природных налогов и платежей обусловлено принципами устойчивого развития, в первую очередь принципом сохранения стоимости совокупного капитала территории. Основным механизмом реализации этого принципа в процессе экономическо-

го развития является надежная система реинвестирования доходов от использования природных ресурсов в воспроизводимый капитал.

Поскольку важным условием перехода сырьевой территории к устойчивому социально-экономическому развитию является получение ею значительных рентных доходов в период активного освоения ее минеральносырьевого потенциала и их использование для создания «резерва устойчивости» территории, основными задачами финансовой политики должны стать:

- получение регионом части природной ренты независимо от места реализации добытых на его территории минерально-сырьевых ресурсов;

- формирование стабильной финансовой базы местных бюджетов, достаточной для решения социально-экономических проблем территории;

- направление части полученной природной ренты не только на цели текущего потребления, но и накопления - формирование активов для решения социально-экономических проблем в будущем.

Представляется, что наиболее соответствует интересам устойчивого социально-экономического развития территории сырьевой специализации следующая схема использования рентных доходов:

1. Часть рентного дохода направляется на финансирование повышения уровня жизни населения территории. При этом представляется, что финансовые средства должны направляться не индивидуально гражданам (по крайней мере на первом этапе), а идти на финансирование социальных программ, развитие социальной сферы, создание фондов льготного ипотечного кредитования и т. д. Конкретные направления использования рентных доходов на социальные нужды должны определяться с учетом специфики каждой отдельной территории;

Направления целевого использования доходов от ресурсных налогов и платежей

Специальные ресурсные налоги и платежи Направления использования доходов

Платежи за пользование недрами Финансирование социальных программ

Компенсационные платежи Фонды охраны, защиты, возобновления природных ресурсов, развитие альтернативных экологически целесообразных видов деятельности

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы Фонды воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов

Рентные платежи Формирование фондов будущих поколений и диверсификация экономики сырьевой территории

Экологические налоги и сборы Ликвидация экологического ущерба, развитие сетей особо охраняемых и резервных территорий

2. Остальную часть рентных доходов следует аккумулировать в специальных финансовых фондах для решения социально-экономических проблем территории в будущем и диверсификации местной экономики.

При этом предлагается создание двух специальных финансовых фондов. Представляется, что для цели аккумулирования, сбережения и приумножения рентных доходов должен быть создан специальный сберегательный фонд. Основополагающей миссией данного фонда должна стать максимизация его ценности. Классический тип сберегательного фонда призван обеспечить финансовую диверсификацию источников дохода сырьевой территории в высоколиквидные активы. Такой фонд позволяет преодолеть трудности диверсификации экономики, возникающие в силу суровых природно-климатических условий.

Помимо сберегательного следует предусмотреть финансовый институт, назначением которого будет являться аккумуляция финансовых средств с целью их направления на развитие и диверсификацию экономики территории - инвестиционный фонд развития.

На динамику рентных доходов во многом влияет стратегия освоения минерально-сырьевых ресурсов.

Под стратегией освоения минеральносырьевых ресурсов мы будем понимать очередность вовлечения месторождений в разработку, планируемые объемы и темпы добычи сырья.

В этой связи следует отметить, что форсированная отработка запасов месторождений, отвечающая фискальным интересам федерального центра и недропользователей, не соответствует целям устойчивого социально-экономического развития сырьевой территории. В результате реализации данной стратегии недропользования происходит быстрое истощение запасов, нарастание экологических, социальных и общехозяйственных проблем, которые, в свою очередь, приводят к сокращению стадии активного функционирования и преждевременному переходу многих добывающих районов в стадию падающей и затухающей добычи. Наоборот, мировой опыт свидетельствует, что продление периода активного функционирования сырьевого сектора во многих добывающих странах и регионах достигается за счет умеренных темпов отбора запасов (прежде всего на крупных месторождениях) и резервирования добывающих мощностей [2, с. 284].

Представляется, что если не принимать во внимание экологические факторы и ограничения, рациональные темпы освоения невозоб-

новляемых ресурсов в интересах устойчивого социально-экономического развития сырьевой территории должны быть такими, чтобы обеспечить:

- максимальную продолжительность периода получения высоких доходов от добычи, составляющих основу формирования доходной части бюджета территории;

- приемлемый уровень занятости и прямых доходов населения территории в течение длительного времени;

- условия для диверсификации экономики территории и ее перехода на новую «пост-сырьевую» стадию развития.

Следует рассмотреть стратегию поэтапного освоения месторождений минерально-сырьевых ресурсов территории, когда каждое последующее месторождение вовлекается в разработку на пике добычи из предыдущего. В то время, когда первоначальное месторождение вступает в стадию падающей добычи, на последующем уже ведется активная добыча сырья, доход от которой направляется на освоение третьего месторождения и оснащение первого технологиями. При этом по каждому месторождению следует установить нижний предел годового темпа отбора сырья, что исключает выборочную отработку более производительных и более легких объектов добычи. Данная стратегия позволит продлить этап активного функционирования сырьевого сектора, тем самым увеличить совокупный социально-экономический эффект для территории.

Очередность вовлечения месторождений в разработку должна определяться с учетом развития транспортной инфраструктуры (что предполагает согласованность технологической схемы освоения и разработки близко расположенных объектов), потребностей в инвестициях, а также экономической эффективности освоения месторождений. Другими словами, освоение каждого предыдущего месторождения должно сформировать транспортную инфраструктуру и обеспечить инвестиционные ресурсы для освоения последующего, а освоение последующих месторождений должно обеспечить социально-экономические эффекты близкие к предыдущему.

В условиях рыночной экономики основным механизмом регулирования процессов использования минерально-сырьевых ресурсов является порядок предоставления недр в пользование. Действующая лицензионная система позволяет регулировать сроки, темпы и объемы добычи, экологические условия и нормативы ведения работ.

В связи с этим на региональном и муниципальном уровнях необходимо:

- определить оптимальные объемы и темпы добычи углеводородного сырья;

- совместно с федеральными органами сформировать программу лицензирования недр на территории, учитывающую ее социальноэкономические интересы;

- совместно с федеральными органами разработать условия вновь заключаемых лицензионных соглашений, а также детализировать и уточнить условия пользования недрами по уже действующим лицензионным соглашениям с учетом долгосрочных интересов развития экономики и социальной сферы территории;

- усилить эффективность контроля за выполнением условий пользования недрами;

- совместно с федеральными органами ввести в действие механизм приостановления действия или аннулирования лицензий;

- применять инструменты налогового регулирования, предоставлять государственные и муниципальные гарантии для стимулирования геологоразведочных работ и разработки месторождений на стадии ранней добычи.

В условиях моноотраслевой структуры хозяйства сырьевой территории значительное влияние на ее социально-экономическое развитие также оказывают способы формирования и высвобождения трудовых ресурсов сырьевого сектора. Особую актуальность выбор данных способов приобретает при освоении минерально-сырьевых ресурсов Севера, что обусловлено: во-первых, как правило, недостаточностью квалифицированных трудовых ресурсов у территории, во-вторых, ограниченностью сфер приложения труда и высокими затратами на переезд на другое место жительства высвобождаемых работников.

В принципе возможно два способа формирования трудовых ресурсов сырьевого сектора северных территорий:

1) использование преимущественно местных трудовых ресурсов и, в случае их нехватки, стимулирование притока трудоспособного населения в районы освоения нефтегазовых ресурсов на постоянное место жительства;

2) использование вахтового способа формирования трудовых ресурсов сырьевого сектора.

В связи с этим следует рассмотреть преимущества и недостатки того и другого способа формирования трудовых ресурсов с точки зрения устойчивого развития сырьевой территории.

Использование при освоении месторождений преимущественно местных трудовых ресурсов влечет за собой рост доходов местного населения и, при развитой системе торговли и сферы услуг, увеличение потребления и оседания большей части заработанных доходов на территории района, что через действие механизма мультипликатора увеличивает положительные социально-экономические эффекты для территории.

При дефиците местных трудовых ресурсов привлечение работников для сырьевого сектора на постоянное место жительства, учитывая коэффициент семейности, вызовет значительный рост численности населения территории. Это, в свою очередь, обеспечит трудовыми ресурсами другие отрасли экономики территории, а также создаст импульс для развития некоторых отраслей (строительство, особенно жилищное, торговля, сфера услуг и т. п.). С другой стороны, значительный рост численности постоянного населения неизбежно потребует расширения социальной сферы (строительство новых объектов образования, здравоохранения, детских садов, наращивание материальной базы учреждений и т. п.), в результате после истощения минерально-сырьевой базы территория может столкнуться с двумя серьезными проблемами: 1) проблема безработицы высвобождающихся работников в результате падения объемов добычи и сворачивания работ; 2) проблема финансирования разросшейся социальной сферы (при снижении поступлений в бюджет от сырьевого сектора). Учитывая ограниченные возможности диверсификации экономики в условиях Крайнего Севера, решить данные проблемы для территории будет чрезвычайно сложно.

При вахтовом способе формирования трудовых ресурсов сырьевого сектора вышеуказанные проблемы не возникнут (или возникнут в очень ограниченном объеме). Однако в данном случае доходы работников сырьевого сектора вывозятся за пределы сырьевой территории, и мультипликационный эффект в экономике не возникает. При этом муниципалитет в той или иной степени несет дополнительные затраты на обслуживание вахтовиков (например, оказание медицинских услуг, транспортное обслуживание). Также следует согласиться с О.М. Ермиловым и В.В. Елгиным, что «кроме экономической, следует учитывать и социальную целесообразность, и нравственную сторону вахтового метода - негативное и потребительское отношение вахтовиков к природе, обусловленное чувством "временщика"»

[3, с. 183]. Кроме того, применение вахтового способа имеет негативное влияние и на самого работника (длительный отрыв от семьи, трудности психофизиологической адаптации, ухудшение общего состояния здоровья и т. п.).

Нивелировать часть этих негативных последствий, на наш взгляд, возможно путем использования так называемой внутрирегиональной вахты, когда для освоения минеральносырьевых ресурсов северных районов будут использоваться трудовые ресурсы центральных и южных районов края. Применение внутрирегиональной вахты по сравнению с межрегиональной является более выгодным как для недропользователя (поскольку снижаются затраты на доставку работников), так и для региона в целом, поскольку в данном случае обеспечивается занятость населения региона, а также доходы, полученные вахтовиками, хоть и вывозятся за пределы непосредственно добывающей территории, но будут оставаться преимущественно в регионе и «работать» на его экономику.

Таким образом, политика в области занятости в добывающих районах должна быть направлена на максимальное использование местных трудовых ресурсов для освоения месторождений минерально-сырьевых ресурсов. При этом необходимо не допустить чрезмерный рост численности населения районов освоения, оптимально используя механизм внутрирегиональной вахты. Учитывая отрицательные стороны, как применения вахтового метода, так и чрезмерного роста численности населения, необходимо соизмерять объем и темпы добычи сырья с наличием трудовых ресурсов и возможными социально-экономическими последствиями способов их формирования.

Оптимальным инструментом регулирования процессов формирования и высвобождения трудовых ресурсов сырьевого сектора является заключение лицензионных соглашений. Возможность заключения такого соглашения предусмотрена в ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1.

Механизмы решения проблемы высвобождения работников сырьевого сектора после снижения, а затем и прекращения добычи полезных ископаемых необходимо сформировать уже заранее. На наш взгляд, возможно два способа решения данной проблемы: 1) в качестве обязательного условия лицензионного соглашения предусмотреть разработку и выполнение недропользователями программ переподготовки и переобучения увольняемых работников и/или выплаты компенсации затрат на переезд увольняемым работникам; 2) создание

совместно местной администрацией и недропользователями так называемых социальных предприятий, основной целью которых является сохранение рабочих мест и передача им низкорентабельных месторождений с условием применения льготного налогового режима.

Комплексное развитие сырьевой территории также в обязательном порядке предполагает выбор отраслей диверсификации экономики района и создание условий для их развития. Необходимо выявить те точки роста, которые отличаются не только собственной высокой эффективностью, но и имеют большое воздействие на другие сферы экономики территории, позволяют увеличить количество высокооплачиваемых рабочих мест и укрепить налогооблагаемую базу района.

Развитие тех или иных отраслей во многом определяется особенностями конкретной территории. Однако представляется, что можно обозначить общий подход к формированию структуры экономики территории, обеспечивающей ее долговременное социально-экономическое развитие. Основой стратегии развития сырьевой территории должно стать формирование достаточно завершенного внутреннего энергопроизводственного цикла. Это означает необходимость взаимоувязанного и взаи-моориентированного развития трех основных сфер: промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг.

Темпы и масштабы диверсификации должны быть такими, чтобы за период активной добычи минерального сырья территория смогла избавиться от полной экономической зависимости от добычи полезных ископаемых. Следует перейти к состоянию, когда добывающий сектор стал бы одним из основных, но не определяющим сектором хозяйства территории.

Представляется, что процесс диверсификации экономики сырьевой территории, расположенной в условиях Крайнего Севера, должен включать:

• создание перерабатывающих производств и таким образом достройку структуры сырьевого сектора экономики территории;

• развитие транспортной и производственной инфраструктуры территории;

• создание условий для развития производств, связанных с комплексным освоением и использованием всей гаммы минеральносырьевых и природных ресурсов;

• развитие традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Крайнего Севера;

• стимулирование частнопредпринимательской инициативы в сфере услуг;

• усиление внимания к укреплению и развитию человеческого потенциала территории и создание на этой основе предпосылок формирования современной инновационно-ориентированной экономики.

Масштабная и глубокая диверсификация экономики территории сырьевой специализации, безусловно, потребует осуществления крупных инвестиций. Поэтому требуется формирование специальных механизмов, направленных на активизацию инвестиционного процесса в несырьевом секторе экономики территории. Данные механизмы должны способствовать повышению инвестиционной привлекательности территории и снижению вероятных финансовых рисков для инвесторов.

Основным таким механизмом, по нашему мнению, должен выступать инвестиционный фонд развития, формируемый за счет доходов от освоения сырьевых ресурсов территории. Помимо прямых государственных и муниципальных инвестиций требуется также создание максимально благоприятного инвестиционного климата и реализация мер, направленных на активное привлечение инвесторов. В качестве основных инструментов при этом могут выступать:

- предоставление государственных и муниципальных гарантий;

- предоставление бюджетных кредитов из региональных и местных бюджетов на финансирование приоритетных проектов;

- предоставление бюджетных субсидий хозяйствующим субъектам;

- субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам;

- информационно-коммуникационная поддержка;

- предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль, региональным и местным налогам.

В конце следует отметить, что формирование механизма управления устойчивым со-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

циально-экономическим развитием сырьевой территории должно основываться на комплексном подходе. Наиболее значимыми элементами такого механизма, по нашему мнению, является система специального налогообложения сырьевого сектора, стратегия освоения минерально-сырьевых ресурсов, стратегия формирования и использования доходов территории от освоения сырьевых ресурсов, способы формирования и высвобождения трудовых ресурсов сырьевого сектора, темпы и масштабы диверсификации экономики территории. Для создания условий устойчивого социально-экономического развития сырьевой территории все перечисленные элементы тесно взаимосвязаны. Следовательно, при выборе одного параметра (например, темпов и объемов добычи) необходимо оценивать его долгосрочные социально-экономические последствия с учетом других (системы налогообложения, возможных темпов и масштабов диверсификации экономики и т. д.). Поэтому необходимо определить оптимальное сочетание параметров данных элементов, при которых возможен выход сырьевой территории на траекторию устойчивого социально-экономического развития.

1. Нагаева О. С., ШапаревН. Я. Роль платежей за природные ресурсы в создании условий устойчивого развития региона // Регионо-логия. - 2008. - № 3. - С. 227-234.

2. Крюков В. А., Токарев А. Н. Нефтегазовые ресурсы в трансформируемой экономике: о соотношении реализованной и потенциальной общественной ценности недр (теория, практика, анализ и оценка). - Новосибирск : Наука-Центр, 2007. - 588 с.

3. Ермилов О. М., Елгин В. В. Проблемы устойчивого развития крупного сырьевого региона на Крайнем Севере. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2004. - 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.