МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Т. М. ФЕДОРОВА
В статье представлен механизм управления развитием государственного экологического предпринимательства. В нем объединены: финансовое, нормативно-правовое, налоговое и тарифное обеспечение, инструменты оценки эффективности, контроллинг и корректирующие управленческие воздействия, адекватные современному этапу развития экологизации предпринимательских отношений.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственное экологическое предпринимательство, механизм управления.
Существующие подходы к оценке эффективности управления предпринимательской деятельностью с позиции ее развития предполагают, что она определяется во многом внешними регуляторами и составом участников, заинтересованных в результативности управляющих воздействий. В то же время оценка эффективности управления экологической предпринимательской деятельностью государственных организаций, помимо обеспечения возможности измерения результатов, должна учитывать специфику предпринимательства в природоохранной сфере. Средообразующие функции живой природы являются самыми важными для человечества и биосферы в целом, поскольку создают и поддерживают пригодные для человека условия среды на Земле. Загрязнение окружающей среды угрожает экономическому благосостоянию страны и здоровью населения. По мнению академика Д. С. Павлова, основой эффективности и устойчивости экосистемных функций является биологическое разнообразие, а при любых нарушениях структуры следует ожидать деградации экосистемных услуг [2].
В этой связи необходим переход к концепции управления природными экосистемами, выдвигающей на первый план механизмы развития деятельности организаций, оказывающих экосистем-ные услуги, осуществляющих природоохранную деятельность и производящих экологические продукты, работы, услуги. В то же время при рассмотрении вопроса о формировании экономического механизма развития предпринимательства на рынке природоохранных работ и услуг необходимо учитывать, что предпринимательство, осуществляющее свою деятельность в сфере ох-
раны окружающей среды, является составной частью предпринимательства в целом. Следовательно, этот механизм должен отвечать в первую очередь общим принципам рыночной экономики, обеспечивать устойчивую прибыль, иметь насыщенный и стабильный рынок и способствовать при решении вопросов практической природоохранной деятельности.
В современных условиях ботанические сады и дендрологические парки имеют государственное финансирование или пользуются финансовой поддержкой частных источников и местной власти. Таких средств часто не хватает, что требует от государственных организаций осуществлять предпринимательскую деятельность. В то же время принятие решения об использовании природного ресурса при осуществлении предпринимательской деятельности должно базироваться на всеобъемлющей оценке экономического эффекта и альтернативной оценке выгодности сохранения его экосистемных функций с учетом времени. Данное обстоятельство увеличивает нагрузку на систему управления природоохранными организациями и позволяет определить место государственного экологического предпринимательства в системе государственного предпринимательства (рис. 1).
Необходимость государственного регулирования экологического предпринимательства предопределена существенной ограниченностью инвестиционных возможностей, обусловливающих разработку действенного механизма и инструментария поддержки. Об этом свидетельствует опыт индустриально развитых стран, где стремительное развитие экологического предпринимательства произошло при самом активном участии государства.
Рис. 1. Место экологического предпринимательства в системе государственного предпринимательства
Экологическое предпринимательство может рассматриваться как предпринимательство, результатом деятельности которого является улучшение качества окружающей природной среды или минимизация негативного воздействия экономической системы на окружающую природную среду. Согласно ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды», предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установленных налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством [1]. На сегодняшний день, как это ни печально, весь «стимулирующий механизм» государственной поддержки на этом заканчивается.
Ввиду того, что у государственных учреждений отсутствует возможность выбора наиболее рентабельных видов деятельности и, кроме того, они не имеют возможности самостоятельно распоряжаться полученными доходами, в предпринимательской деятельности ботанических садов естественным образом возникает ограничитель финансовых поступлений в развитие не только предпринимательской, но и основной деятельности. По нашему мнению, предпринимательские доходы ботанических садов не должны облагаться налогами и в то же время оставаться полностью в распоряжении государственных учреждений. В настоящий период Правительством России проводится политика сокращения налоговой нагрузки, что требует также сокращения бюджетных расходов страны. Поэтому необходимо совершенствовать систему налогообложения государственных бюджетных организаций с тем, чтобы она могла стимулировать дальнейшее развитие их предпринимательской деятельности и на этой основе совершенствовать свою основную устав-
ную деятельность. По нашему убеждению, нельзя облагать одинаковыми ставками прибыль от предпринимательской деятельности государственных учреждений и коммерческих организаций.
Мировая практика накопила немалый опыт эффективного функционирования ботанических садов и дендрологических парков в рыночной среде. В странах с развитой рыночной экономикой ботанические сады играют роль природоохранных учреждений и образовательных центров для всех слоев населения, в то время как ресурсы российских садов пока мало доступны для широкой публики. Это связано не только с недостаточным развитием специальных программ для образования и просвещения населения, со слаборазвитой инфраструктурой, но и с отсутствием четкого видения социальной роли ботанических садов, анализа их материальных и нематериальных ресурсов. Происходящие изменения социально-экономических условий в мире диктовали необходимость корректировки планов развития, пересмотра приоритетов и функций, преобразования системы управления растительными коллекциями, образовательными и научными ресурсами в ботаническом саду. Более того, многие ботанические сады мира с модернизированными ресурсами и новыми технологиями постепенно начали вырастать из ведомственных рамок, чтобы стать важными элементами национального естественного и социокультурного наследия. Многие ботанические сады в мире обладают достаточно большими территориями, измеряющимися в десятках гектаров, что позволяет им выполнять, помимо указанных, еще и функции экспозиционных площадок для передовых энергосберегающих и альтернативных источников энергии и устройств,
использующих эти источники. Таким образом, ботанические сады становятся постоянно действующими выставочно-просветительскими центрами уникальных, интересных всему обществу научно-технических инноваций.
Несмотря на множество нерешенных проблем, ботанические сады и дендропарки России продолжают играть важную роль как научные, рекреационные и образовательные учреждения. В связи с этим считаем, что отдельные рычаги мирового арсенала управления ботаническими садами, очевидно, могут быть успешно применимы и в российских условиях.
В связи со специфичностью объекта управленческой деятельности под управлением ботаническими садами и дендропарками будем понимать систему мер, направленных на обеспечение сохранности качественного состояния объекта управления и целевое развитие (восстановление) его качеств. Система таких мер включает: исследовательские и инвентаризационные работы (мониторинг); регламентацию и контроль различных субъектов деятельности (правовое обеспечение и организация охраны); вербальное и графическое моделирование искомых состояний объекта управления, а именно планирование действий по сохранению или изменению его качественных параметров (разработка концепций, стратегий, проектов, программ, планов, схем) и проведение намеченных работ, включая их материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение (реализация управленческих инициатив и достижение поставленных целей).
Особенности управления ботаническими садами и дендропарками связаны в первую очередь
с наличием разнообразных биологических ресурсов (биоразнообразия), сконцентрированных в рамках небольших территорий хозяйственной деятельности.
В рыночной экономике биологические ресурсы ботанических садов и дендропарков являются носителями стоимости и неотъемлемым элементом сложной системы экономических отношений, что позволяет применять к управлению ими экономические методы.
Формирование механизма управления развитием государственного экологического предпринимательства на уровне государственных организаций представляет собой процесс построения качественно нового состояния хозяйствующего субъекта, а также связей между всеми подразделениями и структурами, направленный на повышение уровня его функционирования и решения государственных задач.
Этот процесс включает мониторинг состояния экологического предпринимательства на уровне государственных организаций, выявление факторов (регуляторов), определяющих возможности развития предпринимательской деятельности государственных организаций, формирование финансового, нормативно-правового, налогового и тарифного обеспечения для развития экологического предпринимательства организаций государственного и частного сектора, оценку эффективности осуществления государственного экологического предпринимательства на уровне отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, определение приоритетных форм, контроллинг и корректирующие управленческие воздействия (рис. 2).
.уПР3'
^чеекие-ввздейотвич
Экологические требования мирового сообщества, населения, граждан
л
о.
О
н
к
&
о
0.
Состояние
окружающей
среды
Экологическое законодательство
Государственные организации осуществляющие экологическое предпринимательство
ООПТ
НИИ
Государственные предприятия
Предпринимательский,
Ресурсный,
Научно-инновационный
потенциал
/‘-Л N—И
Выбор организационно
-правовой формы
хозяйствования и
осуществления
экологической
предпринимательской
деятельности
ж
Цепь и задачи основной деятельности организации
Финансовое
обеспечение
Правовое
обеспечение
нв уровне организации
—ТУ
Контролинг^ состояния и развития Г
1ИнХ ИЯ и\
Налоговое
обеспечение
Тарифное
обепечение
"е'с^ё ВоздёйЬ'ТВ'Л^
Рис. 2. Механизм управления развитием государственного экологического предпринимательства на уровне организаций
Среди внешних факторов рассматриваются наличие специальных законов и подзаконных актов, развитость экологического законодательства, стабильность экологических требований и нормативов, стандарты качества и требования к выпуску экологических продуктов и услуг, устойчивость финансирования, состояние финансового рынка, налоговые преференции, емкость экологического рынка, состояние спроса, эластичность цен на экологические товары, прибыльность экопродукции и услуг.
Внутренние факторы обусловлены деятельностью самой государственной организации.
Оба потока факторов формируют регуляторы экологической предпринимательской деятельности на трех уровнях:
- требования мирового сообщества, населения, граждан;
- требования экологического законодательства;
- требования состояния окружающей среды.
Важно отметить, что три регулятора взаимообусловлены, влияют друг на друга и частично сливаются.
Итогом управления развитием экологического предпринимательства на уровне государственных организаций является рост экологического, социального и экономического эффектов и разви-
тие качественных сторон природоохранной деятельности хозяйствующего субъекта.
Литература
1. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011). URL: http://www.consultant.ru
2. Экономика экосистем и биоразнообразия: потенциал и перспективы стран Северной Евразии // Проект ТЕЕВ - экономика экосистем и биоразнообразия: перспективы участия России и других стран СНГ: мат-лы совещания. Москва, 24 февраля 2010 г. М., 2010.
* * *
MECHANISM OF MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF THE STATE ECOLOGICAL BUSINESS
T. M. Fedorova
In article the mechanism of management is presented by development of the state ecological business. In it are incorporated: financial, standard and legal, tax and tariff security, tools of an assessment of efficiency, controlling and the correcting administrative influences adequate to the present stage of development of an ecologization of the enterprise relations.
Key words: business activity, state ecological business, management mechanism.