Научная статья на тему 'Механизм управления маркетингом в предпринимательских структурах'

Механизм управления маркетингом в предпринимательских структурах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ / MARKETING MANAGEMENT / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / BUSINESS ORGANIZATIONS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BUSINESS ACTIVITIES / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT MECHANISM / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / FUNCTIONS OF MANAGEMENT / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева-Чернышева Анна Юрьевна

В данной статье обосновано, что важнейшей целью управления маркетингом в предпринимательских структурах является достижение устойчивой положительной динамики показателей, характеризующих эффективность их функционирования. Возможность достижения указанной цели связана с созданием механизма управления маркетингом и обеспечением его эффективного функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of marketing management in business organizations

In the article it is justified that the most important goal of marketing management in business organizations is to achieve a stable positive dynamics of indicators characterizing the effi ciency of their operation. The possibility of achieving this goal is related to the establishment of a mechanism of marketing management and ensuring its effective functioning.

Текст научной работы на тему «Механизм управления маркетингом в предпринимательских структурах»

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2014

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА

Яковлева-Чернышева А.Ю.

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУРАХ

На современном этапе социально-экономического развития общества предпринимательские структуры функционируют во внешней среде, которая характеризуется высокой степенью неопределенности и риска, динамизмом рыночной конъюнктуры, нестабильностью нормативно-правовой базы. Поэтому предъявляются достаточно высокие требования к обоснованности и качеству управленческих процедур в деятельности предпринимательских структур, в том числе, связанных с управлением маркетингом.

С одной стороны, управление маркетингом обеспечивает нормальный процесс функционирования предпринимательских структур, а с другой - их развитие и совершенствование, трансформацию в соответствии с текущими и ожидаемыми изменениями внешней среды. Оно должно отражать объективные интересы отдельных предпринимателей и одновременно быть сопряжено с деятельностью социальноэкономических систем более высокого уровня. То есть должно быть основано на рациональном сочетании интересов предпринимателей и общества.

Исходя из этого, основной целью управления маркетингом в предпринимательских структурах является достижение устойчивой положительной динамики показателей, характеризующих эффективность их функционирования.

Возможность достижения указанной цели связана с созданием механизма управления маркетингом и обеспечением его эффективного функционирования.

Понятие «механизм» изначально появилось в технике, где под ним понимают устройство для преобразования и передачи движения, или систему тел, предназначенную для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел [1]. В переносном смысле под механизмом понимают «внутреннее устройство, систему функционирования чего-нибудь, аппарат какого-нибудь вида деятельности» [2].

В соответствии с подходами, применяемыми в теории управления, исследование механизма управления маркетингом в предпринимательских структурах включает три основных аспекта [3]:

1) онтологический, то есть характеристику сущности, свойств, а также элементов, составляющих структуру механизма управления маркетингом;

2) гносеологический, то есть анализ характера механизма управления, логики его функционирования, обобщение и научная интерпретация выявленных сущностных признаков механизма;

3) методологический, то есть характеристику роли механизма управления

43

как инструмента обеспечения реализации целей управления маркетингом в предпринимательских структурах, условий и способов его эффективного применения.

Многогранность управления маркетингом как целенаправленной деятельности, направленной на перевод объекта управления в желаемое состояние функционирования и развития, предопределяет сложность механизма управления маркетингом в предпринимательских структурах.

Сущность механизма управления проявляется в двух взаимообусловленных аспектах:

1) в статике, то есть в его структуре, определяющей устойчивость, упорядоченность связей и отношений между элементами механизма;

2) в динамике, то есть в упорядоченном взаимодействии элементов механизма в соответствии с распределением функций управления между ними.

Следовательно, элементы механизма управления маркетингом в предпринимательских структурах, во-первых, обладают свойством структурности, являясь средствами, выражающими статическую сторону управляющего воздействия. Во-вторых, они характеризуются функциональностью, то есть функционируют, но при этом не включают в свой состав среду функционирования, к которой относятся законы, закономерности и другие управленческие явления.

Исходя из вышеизложенного, механизм управления маркетингом в предпринимательских структурах включает следующие взаимосвязанные элементы: субъект управления, объект управления, ресурсное обеспечение, принципы, функции, методы управления и меры управляющего воздействия.

Для того чтобы из всего многообразия управленческих категорий и явлений вычленить элементы, непосредственно формирующие механизм управления маркетингом в предпринимательских структурах, необходимо сформулировать соответствующие критерии. По нашему мнению, таким критерием является непосредственная связь механизма управления с процессом выработки, принятия и реализации управленче-ских решений. То есть он является совокупностью действующих в логической последовательности, взаимосвязанных, четко определенных элементов, при помощи которых в процессе управления маркетингом обеспечивается принятие и эффективная реализация оптимальных управленческих решений.

Осуществление взаимодействия между субъектом и объектом управления в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений подразумевает наличие потребностей и возможностей у субъекта управлять объектом с учетом имеющегося ресурсного обеспечения и посредством управляющих воздействий, основанных на следовании принципам, выполнении функций, применении методов управления и реализации мер управляющего воздействия.

Таким образом, механизм управления маркетингом в предпринимательских структурах включает следующие взаимосвязанные элементы: субъект управления, объект управления, ресурсное обеспечение, принципы, функции, методы управления и меры управляющего воздействия.

Субъект управления включает внешние и внутренние по отношению к предпринимательским структурам органы управления.

44

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2014

Внешние органы управления функционируют на макро- и мезоуровне, создавая условия для эффективного формирования и реализации маркетингового потенциала предпринимательских структур и решения соответствующих задач на микроуровне, то есть внутренними органами управления непосредственно в организациях.

Объект управления - это все, на что направлено внимание органов управления в целях обеспечения динамичного развития предпринимательских структур, повышения эффективности их деятельности.

При построении механизма управления маркетингом в предпринимательских структурах важно выявить те составляющие объекта управления, на которые необходимо оказывать воздействие, чтобы добиться поставленных целей. Такими составляющими могут считаться свойства и элементы объекта управления в целом, свойства этих элементов, их связи с другими элементами, связи объекта управления с элементами конкурентной среды и т.д.

Так как объект управления обладает свойствами системности, изменение состояния того или иного его элемента под влиянием управляющего воздействия приводит к изменению состояния объекта управления в целом или отдельных его частей.

Для организации целенаправленного воздействия на составляющие объекта управления различной природы необходимо выявить их совокупность и степень соответствия целям управления, с тем, чтобы оценить потребность и возможность мобилизации ресурсного обеспечения, являющегося одним из важных элементов механизма управления маркетингом в предпринимательских структурах. Ресурсное обеспечение включает разнообразные виды ресурсов (материально-технических, кадровых, финансовых, и т.д.), наличие или отсутствие которых необходимо принимать во внимание.

Управляющие воздействия субъекта на объект управления, с учетом имеющегося ресурсного обеспечения, должны осуществляться, исходя из принципов управления [4].

На наш взгляд, целесообразно выделить следующие основные принципы управления маркетингом в предпринимательских структурах:

- согласованность с механизмами управления более масштабными системами;

- учет и балансирование интересов всех участников экономической деятельности, в том числе потребителей, предпринимательских структур, инвесторов, органов управления и др.;

- оптимальное распределение ресурсов;

- обеспечение сочетания экономической, социальной и экологической эффективности деятельности предпринимательских структур.

На применении перечисленных выше принципов управления основано осуществление функций управления маркетингом в предпринимательских структурах. Реализация функций управления осуществляется посредством применения методов управления и соответствующих им мер управляющего воздействия.

Методы управления маркетингом в предпринимательских структурах включают совокупность разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, направить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия и реализации управленческих решений.

45

Основу множества разнообразных методов, используемых в управлении маркетингом, составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный, конкретноисторический подходы к решению проблем [5]. В рамках этих подходов широко используется моделирование, экспериментирование, экономикоматематические, социологические методы и т.д.

Можно использовать различные подходы для классификации методов управления маркетингом в предпринимательских структурах. Основанием для них служит ряд признаков, в том числе: функциональные области действия системы управления; выполняемые универсальные функции управления; этапы выработки, принятия и реализации управленческих решений; уровни субъекта управления; характер управляющих воздействий; содержание, направленность и применяемые формы управления и др. [6].

В частности, согласно особенностям содержания, направленности и применяемым формам, методы управления делятся на три группы: административные (основанные на директивных указаниях субъекта управления); экономические (обусловленные экономическими стимулами, предлагаемыми субъектом управления объекту управления); социально-психологические (применяемые в целях повышения социальной активности индивидов, их групп и общностей, действующих в предпринимательских структурах).

Исходя из рассмотренных выше принципов управления маркетингом в предпринимательских структурах, можно сформулировать основные требования к методам управления. К ним относятся:

- эффективность (результативность управляющих воздействий, позволяющая получать максимальные результаты при рациональном использовании ресурсов в условиях имеющихся ограничений);

- адаптивность (приспособляемость используемых методов, возможность оперативного изменения мер управляющего воздействия в соответствии с текущим и ожидаемым состоянием предпринимательских структур и среды их функционирования);

- адекватность (соответствие методологического обоснования и практической реализации применяемого управленческого инструментария характеристикам маркетинга как объекта управления).

46

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2014

Литература

1. Кожевников, С.Н. и др. Механизмы. - 3-е изд. - М., 1965.

2. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. - Репринтное издание. - М., 2000.

3. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. - М.: Омега-Л, 2004.

4. Яковлева-Чернышева А.Ю. Формирование методологических принципов управления маркетингом в предпринимательской деятельности // Гуманизация образования. - 2013. - №6.

5. Новиков, Д.А. Теория управления организационными системами / Д.А. Новиков. М.: Физматлит, 2007.

6. Методы управления : учеб. пособие / В.М. Колпаков. М: ЮНИТИ, 2003.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.