механизм управления агропромышленным комплексом региона в условиях вто
_Аннотация
В статье рассматриваются последствия для регионального агропромышленного комплекса от присоединения России к ВТО. Предложена концепция механизма управления АПК, основанного на оптимизации приоритетных направлений государственной поддержки и защиты аграрных товаропроизводителей в условиях обострения конкурентной среды.
Ключевые слова: агропроизводство, агропромышленный комплекс (АПК, агропром), Всемирная торговая организация (ВТО), сельскохозяйственное производство
На протяжении последних лет как в отечественной научной, так и публицистической литературе наблюдалась оживленная дискуссия о возможных положительных и негативных последствиях для сельскохозяйственного производства от присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО).
Возможные последствия вступления в ВТО
Значительной частью научного сообщества, специализирующегося в области аграрного менеджмента, предсказывались в частности такие угрозы и риски, как:
- ограничение полномочий служб, контролирующих качество импортируемой продукции, ослабление возможности развития агропромышленного комплекса (АПК) регионов и страны в целом;
- снижение платежеспособности аграриев и увеличение производственных затрат, вызванное возможным ростом цен на энергоресурсы до мирового уровня;
- сокращение темпов технологического переоснащения производственных процессов, связанное с уменьшением собственных средств агробизнеса, и другие риски.
Заглядова
Маргарита
Халимуловна
научный сотрудник pfie@mail.ru
Ионова
Ирина Геннадьевна
научный сотрудник pfie@mail.ru
Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук
требования ВТО могут стать катализатором
_повышения
—конкурентоспо-
_товаропроизводителей и внедрением
_современных
_инновационных
_технологий
В то же время отмечалось, что требования ВТО могут стать катализатором повышения конкурентоспособности аграрных товаропроизводителей, эффективность которых обеспечится внедрением современных инновационных технологий. По нашему мнению, в новых условиях хозяйствования для российского АПК появляются дополнительные возможности для доступа отечественной сельхозпродукции и продовольствия на мировые рынки, в том числе за счет вхождения в систему международных арбитражных организаций, регулирующих взаимоотношения стран-участниц ВТО [1-5]. Кроме того, либерализация товарооборота положительно скажется на преодолении коррупционных механизмов и лоббировании государственных квот.
Задачи снижения возможных негативных последствий от вступления в ВТО и развитие потенциала регионального АПК обуславливают необходи-сть совершенствования механизма управления отраслью, а также разработки методических рекомендаций по оптимизации системы мер государс-нной поддержки. К таким мерам мы относим:
- переход от непосредственного субсидирования сельхозпроизводителей к развитию социальной сферы и инфраструктуры села;
- «несвязанная» поддержка отраслей обеспечения сельскохозяйственного производства, в том числе посредством инструментов поддержки их рентабельности;
- привязка госсубсидий к площади земель сельскохозяйственного назначения, товарному выпуску агропродукции, продовольствия и т.п.;
- выстраивание системы коммуникаций органов управления АПК с таможенными службами, а также ветеринарным и санитарным надзором за качеством импортируемой продукции. Обновленный механизм управления АПК должен быть ориентирован не только на обеспечение сохранения современного уровня развития сель-хозпроизводства в условиях ВТО, но и получение максимального экономического эффекта от новых условий хозяйствования. Это предполагает организацию постоянного мониторинга показателей импортируемой в регионы продукции, особенно по потенциально конкурентоспособному ассорти-
российское предпринимательство,№ 24(270)/декабрь 2014
менту, что требует повышения оперативности принятия решений по защите местных рынков, а также реализации необходимых упреждающих мер.
Механизм управления агропромышленным комплексом региона
Основываясь на вышесказанном, предлагаем механизм управления агропромышленным комплексом региона, представляющий собой структурированную и упорядоченную взаимосвязь организационно-экономических и нормативно-правовых элементов, а также методов и инструментов их коммуникационного взаимодействия, которые в целом составляют систему управления, направленную на адаптацию и интеграцию регионального АПК к условиям ВТО. Механизм включает следующие составляющие (см. рис.).
1) Определение приоритетных направлений совершенствования управления развитием АПК региона, с учетом выработанных на основе рекомендаций по оптимизации мероприятий государственной поддержки сельхозпроизводства и перерабатывающей промышленности антидемпинговых, квотовых, субсидиарных и компенсационных мер, направленных на повышение конкурентоспособности региона и поддержку экспорта.
2) Реализация нормативных документов РФ и региона по повышению конкурентоспособности и поддержке экспорта сельскохозяйственной продукции. Совершенствование методического инструментария по управлению региональным АПК, информационно-консультационное содействие, а также помощь при регистрации и защите прав интеллектуальной собственности сельских товаропроизводителей за рубежом. Продвижение международных стандартов менеджмента качества на предприятиях АПК.
3) Государственный протекционизм в отношении региональных товаропроизводителей:
- развитие социальной сферы и инфраструктуры села, создающее синергетический эффект в агро-экономике;
- «несвязанная» поддержка и поддержание доходности отраслей обеспечения АПК;
либерализация
товарооборота
положительно
скажется на_
преодолении_
коррупционных механизмов и лоббировании государственных квот_
рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия
УПРАВЛЕНИЕ АПК РЕГИОНА
! ! ! !
Приоритетные направления совершенствования управления развитием АПК региона
( УСЛОВИЯ ВТО
У Анализ нормативного обеспечения, меры государственной поддержки и мониторинг условий ВТО
Реализация нормативных документов РФ и региона по повышению конкурентоспособности и поддержке экспорта сельскохозяйственной продукции. Совершенствование методического инструментария по управлению региональным АПК, информационно-консультационное содействие, помощь в регистрации и защите прав интеллектуальной собственности сельских товаропроизводителей за рубежом.
Продвижение международных стандартов менеджмента качества на предприятиях АПК региона
И
Координация управ-
ления АПК с таможенными органами, службами ветеринарного и санитарного надзора
I I
Государственный протекционизм в отношении региональных товаропроизводителей. Развитие социальной сферы и инфраструктуры села, создающее синергетический эффект в агроэкономике.
«Несвязанная» поддержка и поддержание доходности отраслей обеспечения АПК. Привязка государственных субсидий к площади земель сельхозназначения, выпуску продукции определенного качества и ассортимента
Разрешенное условиями ВТО ограничение импортной продукции с содержанием ГМО, не отвечающей российским требованиям безопасности
31
I
Маркетинг, мониторинг и анализ уровня развития АПК
Н
Разработка альтернативных вариантов развития АПК региона с учетом управленческих решений по устранению отклонений и корректировке задач развития
Корректировка управленческих действий и процессов менеджмента в условиях ВТО
Рис. Механизм управления АПК региона в условиях ВТО
а
- привязка государственных субсидий к площади земель сельскохозяйственного назначения, выпус-
осуществляться с учетом разрешенных условиями ВТО ограничений доступа импортной продукции с содержанием ГМО (генно-модифицированных организмов), не отвечающей российским требованиям безопасности продуктов питания. 4) Маркетинг, мониторинг и анализ текущего уровня развития АПК региона на основе достоверной информации о состоянии агропродовольственного рынка.
, № 24(270) / декабрь 2014
5) Разработка альтернативных вариантов развития АПК региона с учетом управленческих решений по устранению отклонений и корректировке задач развития [6-9].
6) Корректировка управленческих действий и процессов менеджмента в условиях ВТО.
7) Координация управления АПК региона с таможенными органами, службами ветеринарного и санитарного надзора.
Предложенный механизм предполагает его оценку как обладающую определенными свойствами систему управления. К таким свойствам мы относим адаптивность, гибкость, экономичность и эффективность. Основой реализации данного механизма является комплексный учет интересов всех субъектов и объектов системы управления АПК региона, его экономического потенциала и имеющихся конкурентных преимуществ и возможностей, развития инструментов государственной поддержки агропроизводства.
Выводы
Внедрение в практику регионального менеджмента предложенного механизма управления агропромышленным комплексом наряду с технологиями, обеспечивающими интеграцию и адаптацию агропроизводства к высококонкурентным условиям ВТО и экспансии транснациональных корпораций на отечественные рынки сельхозпродукции и продовольствия, становятся объективно необходимыми условиями для достижения устойчивого развития отечественной аграрной экономики и, как следствие, социально-экономического развития сельских территорий.
Источники
6. Пыткин А.Н., Черникова С.А. Особенности реструктуризации предприятий агропромышленного комплекса в инновационные интеграционные формирования: Монография - перераб. и доп. -Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2013. - 184 с.
7. Черникова С.А. Организация и управления систем учета предприятий агропромышленного комплекса в условиях вступления России в Всемирную торговую организацию // Совершенствование
_Источники_
1. Заглядова М.Х. Проблемы развития отрасли свиноводства в условиях ВТО // Российское предпринимательство. - 2013. -№ 14. - С. 114-118.
2. Заглядова М.Х., Баландин Д.А. Сохранение сельскохозяйственных угодий как фактор устойчивого развития АПК // Российское предпринимательство. - 2013. - № 9.
- С. 85-90.
3. Пыткин А.Н., Баландин Д.А. Характерные особенности развития регионального агропрома в условиях ВТО // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. - 2014.
- № 2. - С. 87-97.
4. Пыткин А.Н., Баландин Д.А., Тимошина Е.В. Актуальные проблемы развития сельского хозяйства Пермского края / Ин-т экономики УрО РАН. - Екатеринбург, 2010. - 125 с.
5. Пыткин А.Н., Заглядова М.Х. Проблемы управления развитием агропромышленного комплекса // Ars Administrandi. - 2013. -№ 2. - С. 87-90.
_обновленный
ориентирован на получение
_экономического
_эффекта
от новых условий _хозяйствования
стратегического управления корпорациями и региональная инновационная политика: материалы Рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Пермь, 6 декабря 2012 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2012. - С. 141-144.
8. Черникова С.А., Звягина О.В. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса в условиях вступления в ВТО // Актуальные проблемы науки и агропромышленного комплекса в процессе европейской интеграции: материалы Международной
учно-практической конференции, посвященной 95-летию высшего сельскохозяйственного образования на Урале: в 3 частях. - Пермь, 2013. -С. 113-118.
9. Черникова С.А. Повышение конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса путем реструктуризации учетных систем // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2012. - Т. 42. - № 4 (42). -С. 97-102.
Margarita K. Zaglyadova
Research Fellow, Institute of Economics, Ural (Perm) Branch of the Russian Academy of Sciences Irina G. Ionova
Research Fellow, Institute of Economics, Ural (Perm) Branch of the Russian Academy of Sciences
The mechanism of management of the regional agroindustrial complex in the context of the WTO
_Abstract
The article discusses the impact of Russia's integration into the WTO on the regional agroindustrial complex. The authors suggest the concept of the mechanism intended to manage the agroindustrial complex based on the optimization of priority directions of state support and protection of agricultural commodity producers in the context of the exacerbation of competitive environment.
Keywords: agroindustry, agricultural complex, World Trade Organization (WTO), agricultural production
российское предпринимательство,№ 24(270)/декабрь 2014