Научная статья на тему 'Механизм ценообразования на объекты интеллектуальной собственности в сельском хозяйстве'

Механизм ценообразования на объекты интеллектуальной собственности в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to approaches of valuation and pricing of intellectual property agricultural scientific organizations. Early scientific organizations used cost methods of valuation, but now necessary individual approach of the is sue pricing of different objects intellectual property.

Текст научной работы на тему «Механизм ценообразования на объекты интеллектуальной собственности в сельском хозяйстве»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2006. № 2. С. 50-54 © Н.П. Лещенко, 2006

УДК 338.5:347.77.043

МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Н.П. Лещенко

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The article is devoted to approaches of valuation and pricing of intellectual property agricultural scientific organizations. Early scientific organizations used cost methods of valuation, but now necessary individual approach of the is sue pricing of different objects intellectual property.

Вопросы ценообразования на научно-техническую продукцию в сельском хозяйстве стоят достаточно остро. Это связано не только с длительным периодом создания изобретений и селекционных достижений, но и в большей степени с неразвитостью рынка интеллектуальной собственности, отсутствием отлаженных процедур оценки и управления интеллектуальными активами (ИА) научных учреждений.

В рамках рассматриваемого механизма необходимо различать два основных объекта: материальный (семена, животные, машины и механизмы) и нематериальный (сорт, новая технология, рецептуры вскармливания, техническая и прочая документация).

Наиболее сложным для ценообразования является именно нематериальный объект, оценка его стоимости и цены требует от научной организации мобилизации экономической деятельности, направленной на адекватную оценку созданного интеллектуального актива.

Имеющиеся методы ценообразования на интеллектуальные активы представлены тремя подходами: затратным, рыночным и доходным. Каждый из них связан со спецификой анализа и обработки информации. Так, информационное обеспечение затратного подхода строится на выборе системы учета и калькулирования затрат, при этом минимальная цена на интеллектуальный актив соответствует затратам на его создание. Для доходного подхода важны формы передачи интеллектуальной собственности, в современной практике этот процесс может происходить в рамках собственных подразделений, венчурных предприятий, продажи простых и исключительных лицензий, стратегических партнерств, давальческих схем, аутсорсинга. В зависимости от используемого варианта, определяется доход, получаемый научной организацией, при этом максимальная цена покупателя соответствует доходности объекта интеллектуальной собственности (ОИС). Использование методов рыночного ценообразования предполагает наличие фактических данных о состоянии рынка. На схеме представлены методы ценообразования анализируемых подходов.

прибыли, приходящейся на ОИС

Особенности подходов к ценообразованию на объекты интеллектуальной собственности

Механизм ценообразования на объекты интеллектуальной собственности...

С точки зрения правовой охраны, результаты научной деятельности в сельском хозяйстве относятся к объектам промышленной собственности и ноу-хау. Основным видом охранного документа, установленным Патентным законодательством [4] и законом «О селекционных достижениях» [5], являются патенты на изобретение, селекционное достижение, полезную модель, промышленный образец. В отличие от изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, максимальный срок патента на селекционные достижения соответствует 30, а в некоторых случаях 35 годам. Российские специалисты пытаются рассчитать стоимость научного изобретения или полную стоимость полученного патента на объекты интеллектуальной собственности, используя методы затратного подхода, оценивающие совокупность затрат, вложенных в его создание. Подход западных специалистов к оценке стоимости патента коренным образом отличается от российской практики, так как по их утверждению: «Патент стоит лишь то, что удается получить за него, ни больше и ни меньше». Другими словами, цена патента определяется количеством и ценой проданных лицензий по нему и может быть определена после окончания сроков действия. Никто не знает, сколько может «заработать» патент прежде, чем он «заработает» [3, с. 160].

В таблице рассмотрены рекомендации, предлагающие использование каждого из подходов в зависимости от вида интеллектуального актива.

Рекомендуемая предпочтительность применения подходов к оценке ОИС

Виды нематериальных активов Применим в первую очередь Применим во вторую очередь Слабо применим

Патенты и технологии доходный рыночный затратный

Товарные знаки доходный рыночный затратный

Информационное программное обеспечение управления затратный рыночный доходный

Дистрибьюторские сети затратный доходный рыночный

Корпоративная практика и процедуры затратный доходный рыночный

Таким образом, для определения цены на основные объекты интеллектуальной собственности, создаваемые научными учреждениями в сельском хозяйстве, предпочтительней использовать доходный подход. Текущая стоимость патента определяется, как отношение ежегодных будущих денежных потоков к коэффициенту аккумулирования средств, и имеет вид:

Т

^ = , (1) ы (1 + г)'

где СБ, - ежегодные будущие денежные потоки, ? - период получения дохода, г - ставка дисконти-рования1.

Доходный подход представлен значительным числом методов, но в оценке объектов интеллектуальной собственности пользуются, как правило, тремя базовыми методами.

Метод преимущества в прибыли - оценивает возможность получения дополнительной прибыли за счет использования ОИС. Стоимость определяется преимуществом в прибыли, которая может быть получена от их использования. Преимущество в прибыли является результатом повышения качества продукции или возрастания известности организации. В сельском хозяйстве данный метод может применяться для оценки стоимости изобретений и селекционных достижений с учетом нескольких ограничений. Неразвитость сельскохозяйственного рынка и слабое влияния государства на рыночное равновесие приводит к тому, что цены на продукцию, произведенную с использованием интеллектуальной собственности (нового сорта, новой технологии выращивания и т. д.), могут существенно колебаться в зависимости от стратегии и целей наиболее сильных игроков, а также от природно-климатических характеристик конкретного года. Таким образом, доля прибыли, получаемая товаропроизводителями, зависит не только от внутренних факторов, но и в большей степени от факторов внешней среды. К тому же увеличение объема производства, например, зерна, может не только не увеличить прибыль товаропроизводителя, но и привести к значительным убыткам, связанным с обвалом рыночных цен на зерно. Таким образом, привязывать стоимость к получению дополнитель-

1 Ставка дисконтирования должна соответствовать степени инвестиционного риска, т. е. она зависит от вероятности того, что поток прибыли сохраниться в прогнозируемом периоде.

ной прибыли не целесообразно. Для данной отрасли наиболее приемлемым является расчет возможности получения дополнительного объема продукции за счет применения ОИС.

Т

С = ^АКхЦ,хка, (2)

*=1

где АУ1 = АН 1 х Л'( - дополнительный объем продукции, произведенной с использованием ОИС; при

этом Л и 1 - это дополнительная урожайность, полученная с 1 га; Л',- площади, занятые под возделывание селекционного достижения; Ц - цена единицы продукции, кл - коэффициент дисконтирования.

Метод преимущества в издержках - стоимость ОИС измеряется через определение экономии на затратах в результате его использования. Учитывается выигрыш в себестоимости в течение времени, когда ОИС еще приносит полезный эффект, т. е. снижает себестоимость. Текущая стоимость определяется через капитализацию экономии в себестоимости. Данный метод в большей степени подходит для оценки стоимости технологий, создаваемых научными организациями:

Т

С = (3)

*=1

где Vt - объем продукции, произведенной с использованием ОИС, А З( - экономия затрат на единицу продукции, произведенной с использованием ОИС, кл - коэффициент дисконтирования.

Метод освобождения от роялти - это оценка текущей стоимости потока будущих платежей по роялти в течение экономического срока службы патента или лицензии. Основные этапы реализации этого метода включают: прогноз объема производства и продаж по каждому году; определение ставки роялти; определение экономического срока службы объекта интеллектуальной собственности; расчет ожидаемых выплат за вычетом расходов, связанных с содержанием патента; расчет дисконтированных выплат и их суммирование.

Т *=1

где V - объем продукции, произведенной с использованием ОИС, Ц - цена за единицу продукции, произведенной с использованием ОИС, - ставка роялти в ? году, кл - коэффициент дисконтирования.

Метод освобождения от роялти подходит для оценки как селекционных достижений, так и новых технологий.

Использование каждого из представленных методов связано с существованием препятствий и трудностей, к ним относится несформировавшийся рынок интеллектуальной собственности в сельском хозяйстве, недостаток информации по продаже патентов и исключительных прав, малый опыт продаж ОИС у научно-исследовательскими институтами, отсутствием заинтересованности и активных действий со стороны ученых в этом направлении и т. д.

Характерной особенностью является то, что патентообладатели не стремятся продавать сами патенты, ограничиваясь продажей лицензий. Последние являются основной формой реализации исключительных прав на созданную интеллектуальную собственность. Следовательно, наиболее принципиальным является определение цены на разные виды продаваемых или передаваемых в собственность лицензий. На практике существует четыре вида лицензий: открытая, неисключительная, исключительная и принудительная.

Для продажи цена лицензии должна устанавливаться в зависимости от внутренних и внешних факторов. К ним относят:

1) объем передаваемых по лицензии прав;

2) область техники и уровень риска, связанного с производством продукта на основе интеллектуальной собственности;

3) значимость изобретения;

4) распространенность;

5) признание изобретения;

6) стадия жизненного цикла научно-технической продукции;

Механизм ценообразования на объекты интеллектуальной собственности.

7) размер ожидаемой прибыли;

8) срок лицензии;

9) конкурентные преимущества.

Спецификой работы научных учреждений в сельском хозяйстве на данный момент является пропаганда ускоренной сортосмены2, что сокращает экономический срок службы разработанных селекционных достижений. С учетом поставленных целей необходимо активизировать работу по продаже лицензий в три первых года после включения сорта в государственный реестр. С учетом данных условий необходимо рассмотреть формы компенсационных выплат по продаваемым лицензиям.

Лицензионные соглашения могут оплачиваться различными способами, установленными в договоре. Основными являются роялти и паушальные платежи. Размеры паушальных платежей устанавливаются на этапе подписания лицензионного соглашения и не могут быть изменены в последствии, роялти - определяются по результатам осуществления годового производственного цикла и напрямую зависят от объемов произведенной и проданной продукции. На практике применяют обе формы оплаты первая как первоначальный резервный платеж по лицензионному договору, вторая -оплата по результатам ежегодной работы.

При продаже полной лицензии или патента патентообладатель должен знать реальные затраты, понесенные на создание данного объекта интеллектуальной собственности, либо использовать рыночный или доходный подходы к определению цены лицензии.

При расчете цены неисключительной лицензии для селекционных достижений могут использоваться следующие методы определения стоимости лицензии:

1. Метод «от обратного». Необходима полная информация о наличии сортового материала, выставленного на продажу с целью получения урожая будущего года. Далее рассчитывается прогнозное значение урожайности каждого сорта и общего объема урожая. С учетом цены на сортовые семена определяется стоимостная оценка дополнительного урожая, который может быть получен с использованием сорта. Далее определяется доля прибыли, передаваемая за использование ОИС, и рассчитывается размер паушального платежа по лицензии на текущий год.

2. Правило 25 % - означает, что лицензиат должен заплатить патентообладателю 25 % ожидаемой прибыли, заработанной благодаря лицензии. Из этого правила рассчитываются и приемлемые для обеих сторон размеры роялти. Для расчета может использоваться следующая формула [1]:

^ _ Рент х Д (5)

1 + Рент

где Рент - рентабельность производства и реализации продукции, выпускаемой по лицензии; Д - доля прибыли лицензиара в общем объеме прибыли лицензиата от производства и реализации продукции по лицензии. Доля, передаваемая лицензиару, может варьировать от 10 до 50 %, в среднем составляет 15-35 %.

По этому методу рассчитаны ставки роялти для организаций научного обслуживания опытно-производственных хозяйств. В результате получены данные, которые обосновывают установление ставки роялти на селекционные достижения в интервале от 2 до 5 % от ежегодного объема произведенной продукции. Не многие организации научного обслуживания, входящие в интегрированные научные формирования, способны осилить размер роялти в 7-8 %. Таким образом, существовавшая система установления ставок (например, в ГНУ СибНИИСХ) должна быть пересмотрена в сторону снижения размера роялти.

Для определения ежегодных роялти применимы нормативные коэффициенты, разработанные в 1980-е гг. Так, для сельскохозяйственного машиностроения они равны 2-5 %, для продовольственных товаров уровень ставки снижается до 1-2 %, для кормов - 2-3 % [2, с. 432-434].

Кроме того, существует подход «от общего профиля бизнеса». Он ориентируется на деятельность организации в целом, подразумевает покрытие затрат на исследование и развитие за счет продажи патентов и лицензий. На Западе издержки на эти цели устанавливаются как процент от продаж для бизнеса в целом и составляют для высокотехнологичного бизнеса 15 %. При рассмотрении российских научных организаций данный подход может быть использован на этапе аналитической работы, но не для определения стоимости конечной лицензии, это связано как с формой собственности научных учреждений (они, как правило, государственные), так и со спецификой взаимосвязей и финансирования научных разработок в России.

2 За исключением селекционных достижений - плодовых, плодово-ягодных кустарников, деревьев и т. п.

Для расчета роялти используют также затратный подход, которому в данной работе не было уделено внимания, так как количество затраченных усилий и средств не всегда приводит к однозначному положительному результату. Хотя при определении ставки роялти для передаваемых технологий можно установить долю экономии в затратах, передаваемую лицензиату.

Подводя итоги, необходимо отметить, что механизм ценообразования включает в себя такие этапы, как:

1) выбор метода расчета стоимости объектов интеллектуальной собственности;

2) определение факторов, влияющих на изменение цены лицензии;

3) определение соотношения характеристик факторов с понижающими или повышающими коэффициентами;

4) выбор метода расчета лицензионных платежей и роялти;

5) установление факторов гибкой ценовой политики.

Предлагаемые научными организациями селекционные достижения сопровождаются технологиями и ноу-хау, гарантирующими достижение заявленного результата. Компенсация создания ноу-хау и технологий должна формироваться из паушальных платежей, оплачиваемых покупателем в момент приобретения селекционного достижения. Возврат средств от использования непосредственно селекционных достижений должен осуществляться за счет сбора роялти по фактическим результатам за год. Ежегодные роялти должны иметь базовые коэффициенты, в то же время гибкая ценовая политика - давать возможность понижать или повышать ставки роялти в зависимости от достигнутого результата, распространения, доступности контроля технологии и т. д.

1. Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М.: Интерреклама, 2003. С. 104.

2. Организация и методы оценки предприятия (бизнеса) / Под ред. В.И. Кошкина. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 944 с.

3. Пузыня Н.Ю. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов. СПб.: Питер, 2005. 352 с.

4. Патентный закон Российской Федерации № 3517-1 от 23 сентября 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями) // Информационная система «Консультант Плюс».

5. Федеральный закон «О селекционных достижениях» № 5605-1 от 6 августа 1993 г. // Информационная система «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.