Научная статья на тему 'Механизм структурообразования инженерной службы'

Механизм структурообразования инженерной службы Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
120
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СИГНАЛЫ / СВЯЗЬ / УЗЕЛ / TECHNICAL SERVICE / COMPETENCE LEVEL / SIGNALS / COMMUNICATION / UNIT

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Никитченко Сергей Леонидович

Рассмотрен метод синтеза инженерных служб в сельском хозяйстве. Предложена математическая модель механизма структурообразования в системе управления инженернотехнической службой (ИТС) предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation mechanism of the engineering service

The method of synthesis of engineering services in agriculture is considered. The mathematical model of the formation mechanism in a control system of technical service of the enterprise is offered.

Текст научной работы на тему «Механизм структурообразования инженерной службы»

Information about the authors Nikitin Peter Vladimirovich - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the physics department, Stavropol State Agrarian University (Stavropol). Phone: 8-865-2-71-21-98.

Khashenko Andrei Alexandrovich - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the physics department, Stavropol State Agrarian University (Stavropol). Phone: 8-928-317-87-43. E-mail: haa-08@mail.ru.

УДК 631.173.004

МЕХАНИЗМ СТРУКТУРООБРАЗОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ СЛУЖБЫ

© 2011 г. С.Л. Никитченко

Рассмотрен метод синтеза инженерных служб в сельском хозяйстве. Предложена математическая модель механизма структурообразования в системе управления инженерно-технической службой (ИТС) предприятия.

Ключевые слова: инженерно-техническая служба, уровень компетентности, сигналы, связь, узел.

The method of synthesis of engineering services in agriculture is considered. The mathematical model of the formation mechanism in a control system of technical service of the enterprise is offered.

Key words: technical service, competence level, signals, communication, unit.

Имеющиеся математические модели и методы проектирования инженерно-технических служб (ИТС) для предприятий АПК [1, 2] не позволяют учесть полный перечень современных инженерных задач и не объясняют процессы структурообразования в системах управления инженерной сферой села. Сегодня требуется более обобщённое решение организационных проблем, заключающееся в математическом синтезе необходимых структурно-функциональных составляющих ИТС, осуществляющих управление полным перечнем ресурсов предприятия и решение всех инженерных вопросов. Для моделирования перспективных вариантов инженерной службы мы вводим понятие её структурно-функционального базиса В^ и

предлагаем механизм структурообразова-ния.

Структурно-функциональный базис производственной системы ВП - это конечное множество организационных эле-

ментов, связанных организационными отношениями и обуславливающих пространственно-временное взаимодействие вещественных, энергетических, информационных и интеллектуальных ресурсов производственной системы [3]. Задача моделирования ИТС как управляющей системы сводится к синтезу её структурно-функционального базиса ВИТС. Этот процесс поэтапный и осуществляется в соответствии с целевыми направлениями системы управления: качество работ, экологич-ность, безопасность, прогнозируемость производства, высокие показатели работы машин, социальные условия и др.

В современной науке понятие структуры обычно соотносится с понятиями системы и организации. Структура выражает лишь то, что остаётся устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях системы, организация же включает в себя как структурные, так и динамические характеристики системы,

обеспечивающие её направленное функционирование.

Исходя из принципа соответствия управляющей системы управляемой [4], можно сказать, что структурно-функциональный базис инженерной службы бИтс

как управляющей системы должен соответствовать базису управляемой производ-

ственной системы Б^ . Данное утверждение можно представить в виде отображения ^ • ПИТС V пПС

а.Б иИ ^ Б ^ . (1)

Для разработки метода синтеза базиса Б ИТС рассмотрим его графическую интерпретацию (рис. 1) и введём ряд понятий и обозначений.

Уровень 0

ь в т е в

5

н ь льа

аон

и ц

к

н

у

ф-

н р

турк у

р

т

о

Узел и01

Узел и1

11

Уровень 1

Уровень к-1 Уровень к

ь в

н

е в

н ь

и£11

и®[к-1)1 _

<

ь в т е в

§

Уровень к+1

¡Узелцг+1)п; м

I I я

н о

и ц

к

н

у

ф

н р

тур

к

у

р

т

о

V

с >- 1 с > X г ^ а 1 а \ г < Л ) г < « X т

Управляемая производственная система (ПС)

Рис. 1. Графическое представление структурно-функционального базиса

Если каждому входному сигналу соответствуют один или несколько выходных, то структурно-функциональный базис ИТС и производственную систему (ПС) можно представить математически в виде отображений

ПС: У п V ^ М,

БИТС : 5 П X ^ У У В,

(2)

где У - множество выходных управляющих сигналов ИТС, у е У;

Х - множество сигналов обратной связи, генерируемых производственной системой (ПС), х еХ;

£ - множество сигналов внешних систем об инновациях, контролирующих органов и т.д., е£;

Б - множество откликов ИТС на анализ инновации, отчёты в контролирующие органы, выставки, обмен производственным опытом, еБ;

V - множество внешних возмущений управляемой системы ПС (V е V);

М - множество выходных сигналов управляемой производственной системы ПС, ш\ еМ. Узел (участок) и^ - элемент структуры базиса Б^. Базис состоит из множества узлов и, поэтому и.

Аналогами узла можно считать рабочие места или участки.

Структурно-функциональная ветвь / - группа узлов объединённых связями для приёма, обработки информации и принятия управленческих решений, ориентированных на конкретные функции (специализированная группа). В реальных ИТС структурно-функциональная ветвь аналогична специализированному отделу службы.

Вершина базиса и01 - узел, одновременно принадлежащий всем функциональным ветвям базиса (корень или ось базиса).

Уровень компетентности - один или множество узлов структурно-функциональной ветви, объединённых горизонтальными связями. Вершина базиса находится на верхнем нулевом уровне компетентности.

Компетентность - образование, опыт, навык, права, информированность.

Связь горизонтальная - подмножество сигналов взаимодействия с между узлами одного компетентного уровня структурно-функциональной ветви.

Связь вертикальная - подмножество сигналов взаимодействия между узлами разных компетентных уровней одной ветви.

Горизонтальные и вертикальные связи являются внутренними связями между узлами одной структурно-функциональной ветви базиса. Именно они в сочетании с узлами образуют структуру ветви.

Запросы - разновидность внутренних связей базиса щ+ц между узлами различных функциональных ветвей. Данные связи-запросы могут иметь как горизонтальную, так и вертикальную ориентацию. Лучший вариант, когда узлы разных ветвей могут обмениваться запросами напрямую (горизонтальная интеграция), тем самым, избавляя свои верхние уровни компетентности от лишней загрузки. Запросы не образуют иерархию структурно-функциональных ветвей, но при некоторых внешних обстоятельствах могут существенно влиять на структурные изменения ветвей и самого базиса.

Внешние связи базиса - множество сигналов взаимодействия узлов базиса с управляемой системой X и внешними системами

Мощность узла структурно-функциональной ветви (/) - множество действий узла по обработке всех сигналов и запросов для принятия управленческих решений и документирования операций, выполняемых в единицу времени.

Структурно-функциональная пара -два узла одной функциональной ветви, объединённые горизонтальной или вертикальной связью. В структуре ветви можно выделить пары двух типов - вертикальную и горизонтальную.

Синтез структурно-функционального базиса необходимо осуществлять поэтапным синтезом его отдельных структурно-функциональных ветвей. Здесь необходимо раскрыть причины возникновения структурно-функциональных пар обоих типов, поскольку именно этот процесс обуславливает возникновение и эволюцию как отдельной ветви, так и всего структурно-функционального базиса управляющей системы.

Механизм возникновения или ликвидации пар вертикального и горизонтального типов в отдельно взятой ветви основан на выполнении ряда условий.

Условия возникновения и существования структурно-функциональной пары горизонтального типа - если мощность одного узла щ-, имеющегося на к-м уровне ветви /, меньше требуемой постоянной для данного узла мощности Ы/кг, и увеличение мощности рассматриваемого узла невозможно по ряду технических, стоимостных или других причин, то на данном уровне появляется дополнительный узел. Вновь появившийся узел образует с имевшимся ранее на к-м уровне узлом горизонтальную связь с . Данное условие возникновения пары горизонтального типа имеет вид

п& < . (3)

Если на к-м уровне количество узлов превышает единицу, то уровень становится участком с разделением обязанностей.

Условия ликвидации структурно-функциональной пары горизонтального типа - если на к-м уровне имеются несколько узлов с горизонтальными связями и выполняется условие

I I

X ПАа >Х Хца , (4)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г=1 г=1

то при неизменной функциональной

I

нагрузке уровня X N к создаются предпо-

г=1

сылки для того, что более мощные узлы начинают поглощать рудиментные узлы меньшей мощности. В итоге происходит уменьшение количества узлов (сокращение рабочих мест) и ликвидация лишних горизонтальных связей на к-м уровне ветви.

Условия возникновения структурно-функциональной пары вертикального типа (нового уровня компетентности):

1. Если на уровне к ветви имеется больше одного узла с горизонтальными связями и централизация управления данным уровнем перегружает вышестоящий уровень, то при неизменной загрузке уровня к создаются предпосылки для возникновения нового уровня компетентности. Данный уровень будет располагаться между уровнем к и вышестоящим уровнем, при этом индексация уровней изменится. Изначальный уровень к получит индекс к+1, а новый уровень будет иметь индекс к (рис. 1). На новом уровне появится один новый узел, который образует вертикальные связи г с узлами уровня к-1 и к+1. Таким образом, появляются структурно-функциональные пары вертикального типа.

2. Если компетентность узла (узлов), имеющихся на уровне к ветви, недостаточна для выполнения множества действий, возлагаемых на уровень к. В данном случае имеются предпосылки для образования вышестоящего уровня компетентности с новым узлом и вертикальных связей между этим узлом и узлами исходного нижестоящего уровня.

Условия возникновения новых уровней компетентности и условия их существования требуют дополнительных исследований.

Выполнение первого условия может происходить следующими способами:

а) если компетентность какого-либо из узлов изначального уровня к достаточна для централизации управления уровнем к либо может стать таковой в кратчайшее

время, то данный узел разрывает текущие горизонтальные связи и перемещается на вновь образуемый вышестоящий уровень компетентности. Новый уровень получает индекс к, а изначальный уровень получит индекс к+1. При этом между перемещённым узлом и узлами уровней к-1 и к+1 создаются вертикальные связи. Перемещённый узел продолжает частично выполнять свою изначальную функциональную нагрузку и дополнительно нагрузку по централизации управления уровнем к+1. Часть нагрузки перемещённого узла перераспределяется между узлами управляемого уровня. Здесь может возникнуть перегрузка узлов уровня к+1, но вероятность появления нового узла и горизонтальных связей на уровне к+1 с целью замещения перемещённого узла минимальна;

б) если компетентность какого-либо из узлов изначального уровня к достаточна для централизации управления уровнем к, то данный узел разрывает текущие горизонтальные связи и перемещается на вновь образуемый вышестоящий уровень компетентности. Новый уровень получает индекс к, а изначальный уровень получит индекс к+1. Перемещённый узел выполняет только нагрузку по централизации управления уровнем к+1. С целью замещения перемещённого узла на уровне к+1 появляются новый узел и горизонтальные связи. При этом между перемещённым узлом и узлами уровней к-1 и к+1 создаются вертикальные связи;

в) если создаётся новый уровень с новым узлом, который не присутствовал ранее в структуре ветви.

Теперь рассмотрим механизм влияния запросов ) на структуры имеющихся функциональных ветвей и структуру базиса в целом. Если какой-либо узел функциональной ветви тратит большую часть мощности на обработку и обмен запросами с узлами других функциональных ветвей базиса в ущерб остальным своим действиям (т.е. приобретает высокую компетентность извне), то создаются предпосылки для выведения данного узла из структуры текущей ветви, создания для него новой ветви, и перемещение узла на

уровень 1, подконтрольный вершине базиса и01. Дальнейший механизм эволюции новой ветви будет подчиняться вышеописанным условиям образования структурно-функциональных пар вертикального и горизонтального типов.

Методы противодействия росту структур управления и образованию излишних пар различных типов: принятие на работу опытных и образованных специалистов; постоянное повышение квалификации сотрудников; автоматизация рабочих мест специалистов; формирование и использование единой базы знаний предприятия; использование Интернет-ресурсов; создание социально-бытовых условий; материальное стимулирование сотрудников и др.

Исследование процессов принятия решений в современных ИТС сельхозпредприятий и других организациях позволяет сделать вывод, что подсистемы управления стали более открыты для внешних систем. Этому способствуют современные информационные коммуникации. Специалист среднего звена может сам собрать извне всю интересующую информацию и представить руководству ИТС на согласование готовый проект, тем самым, избавив его от лишней загрузки. Показанное в модели (2) множество сигналов внешних систем 5, поступающее в ИТС, можно представить в виде объединения

5 = и , (5)

где 50 - множество сигналов внешних систем от руководства предприятия, внешних контролирующих органов, рекламные материалы, поступающие к руководителю ИТС (на нулевой уровень);

- множество сигналов внешних систем, поступающих на к-й уровень функ-

циональной ветви / (рекламные материалы, характеристики технических объектов, технические нормативы и пр.), минуя руководителя службы.

Аналогично множество откликов ИТС Б на внешние сигналы можно представить в виде объединения

в = Во и . (6)

Здесь нужно отметить, что ИТС не будет являться полностью функциональной системой по отношению к внешним системам, генерирующим сигналы. Приоритет в получении сигналов обратной связи будут иметь вышестоящее руководство предприятия и внешние контролирующие органы, а также та часть внешних систем, предложения которых совпадают со специализацией ИТС или отрасли предприятия.

Для того чтобы дать математическое определение структурно-функционального базиса ИТС, воспользуемся условными обозначениями рисунка 1 и выражений (5), (6). Запросы между отдельными функциональными ветвями при наличии единой базы знаний предприятия обозначим как

множество Фд, а запросы в сети Интернет

-

Структурно-функциональный базис ВИТС системы управления есть множество

структурно-функциональных ветвей Е, каждая из которых представляет собой группу узлов и^кг £ Ц, таких, что выполняются условия:

1. Для нулевого уровня компетентности (к=0)

и01: ^о П 2 П Фо ПIо ^ У и Во.

2. Для промежуточных уровней компетентности

и

: 2

Дк1 : (к+1)1 И/(к-1)

П Г/

П Ж/к П ф к П / П 5 к ^ У к и 2 к и В

/к 1 1V

Для уровня, контактирующего с ПС (к = тах),

иЛ • х П ,П ^ ,П Ф„* ,П ^ ,П ^ у и ^ ,и

дк =тах) 1 1 /(к-1) 11 /(к=тах) 11 /(к=тах) 1 1 /(к=тах) 11 /(к =тах) / /(к=тах) ^ /(к=тах)

Такое математическое представление базиса ИТС показывает возможные затраты времени сотрудников на обработку всех необходимых в управленческой деятельности сигналов и формирование откликов в виде управленческих решений, ремонтно-

регулировочных мероприятий, отчётов, документирования процессов, ответов на запросы и т.д.

Автоматизация управленческой деятельности и внедрение единой базы знаний предприятия может привести к достиже-

нию следующих условий: Wfk^■m\n, Т^^-тт, т.е. сократится число промежуточных согласований производственных вопросов как на горизонтальном, так и вертикальном уровнях, либо сократятся затраты времени на их осуществление.

На данный день мы выделили три типовых структурно-функциональных базиса возможных ИТС сельхозпредприятий.

В^ = и01 - предприятие содержит одного или двух инженерно-технических работников в качестве консультантов и для взаимодействия со сторонними инженерными структурами, которые решают все вопросы производственной и технической эксплуатации машинных парков хозяйства;

В^ э /1 - предприятие имеет собственную ИТС, которая состоит из одной структурно-функциональной ветви, ориентированной на решение вопросов производственной эксплуатации МТП и его хранение. Техническим сервисом машин занимаются сторонние предприятия. Такой тип базиса характерен для хозяйств, полностью перешедших на импортную технику, и его можно считать неустойчивым по времени. Он, как правило, существует в гарантийный период эксплуатации машин.

В™ э Р - предприятие имеет ИТС,

состоящую из множества функциональных ветвей, ориентированных на комплекс задач производственно-технической эксплуа-

тации машин. Такой базис наиболее распространен на отечественных сельхозпредприятиях.

На основе представленной модели целесообразно проводить дальнейшие исследования механизма структурообразова-ния с разработкой алгоритма синтеза систем управления производством и компьютерной программы для его реализации. Это будет способствовать автоматизации моделирования оптимальных инженерных служб сельскохозяйственных предприятий в заданных условиях производства.

Литература

1. Акчурин, А.Г. Теоретические основы построения инженерно-технической службы в сельскохозяйственных предприятиях: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / А.Г. Акчурин. - Москва, 1976. - 38 с.

2. Инженерная служба в хозяйстве. -Ростов-на-Дону: Ростовское книжное изд-во, 1972. - 159 с.

3. Хачатуров, С.Е. Организация производственных систем. Теоретическое основание организационной науки / С.Е. Ха-чатуров. - Тула, 1996. - 202 с.

4. Кожухар, В.М. Основы теории организации: учебное пособие / В.М. Ко-жухар. - 2-е изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. - 184 с.

Сведения об авторе

Никитченко Сергей Леонидович - канд. техн. наук, доцент кафедры механизации растениеводства Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (г. Зерноград). Тел. 8-919-89-25-562. E-mail: binomsofta@mail.ru.

Information about the author Nikitchenko Sergey Leonidovich - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the plant growing mechanization department, Azov-Black Sea State Agroengineering Academy (Zernograd). Phone: 8-919-89-25-562. E-mail: binomsofta@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.