Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
17
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННО-ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИРОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жемулин Сергей Будимирович, Баландин Дмитрий Аркадьевич

Статья посвящена исследованию теории и практики стратегирования применительно к пространственно-отраслевому стратегированию региональных экономических систем. На основе обобщения научных источников выявлена роль стратегирования как особого вида управленческой деятельности, реализуемой на основе комплекса системного, процессного и ситуационного подходов. Рассмотрены основные направления, процессы и инструменты стратегирования. Предложена авторская трактовка термина «стратегирование пространственно-отраслевого развития региона». Разработан и рекомендован к внедрению в практику управления механизм стратегирования пространственноотраслевого развития региона, призванный обеспечивать процессы стратегирования по достижению отраслевых приоритетов и задач социального обеспечения населения. Сформулирован вывод о необходимости проведения дополнительных исследований в данной сфере научного познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF STRATEGIZING THE SPATIAL AND SECTORAL DEVELOPMENT OF THE REGION

The article is devoted to the study of the theory and practice of strategizing in relation to the spatial and sectoral strategizing of regional economic systems. Based on the generalization of scientific sources, the role of strategizing as a special type of management activity, implemented on the basis of a complex of systemic, process and situational approaches, is revealed. The main directions, processes and tools of strategizing are considered. The author’s interpretation of the term «strategizing the spatial and sectoral development of the region» is proposed. A mechanism for strategizing the spatial and sectoral development of the region has been developed and recommended for implementation in management practice, designed to provide strategizing processes to achieve sectoral priorities and tasks of social security for the population. The conclusion about the need for additional research in this area of scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_5_25 УДК 332.02

МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Жемулин Сергей Будимирович,

кандидат экономических наук, начальник института, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Пермь, Россия, e-mail: zhemulin@institut.perm.fsin.uis

Баландин Дмитрий Аркадьевич,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Пермский филиал Института экономики, Уральское отделение Российской академии наук, г. Пермь, Россия, e-mail: dabalandin@mail.ru

Статья посвящена исследованию теории и практики стратегирования применительно к пространственно-отраслевому стратегированию региональных экономических систем. На основе обобщения научных источников выявлена роль стратегирования как особого вида управленческой деятельности, реализуемой на основе комплекса системного, процессного и ситуационного подходов. Рассмотрены основные направления, процессы и инструменты стратегирования. Предложена авторская трактовка термина «стратегирование пространственно-отраслевого развития региона». Разработан и рекомендован к внедрению в практику управления механизм стратегирования пространственно-отраслевого развития региона, призванный обеспечивать процессы стратегирования по достижению отраслевых приоритетов и задач социального обеспечения населения. Сформулирован вывод о необходимости проведения дополнительных исследований в данной сфере научного познания.

Ключевые слова: пространственно-отраслевое развитие; регион; механизм стратегирова-ния; экономическая неопределенность.

UDC 332.02

THE MECHANISM OF STRATEGIZING THE SPATIAL AND SECTORAL DEVELOPMENT OF THE REGION

Zhemulin Sergey Budimirovich,

PhD in Economics, Head, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service, Perm, Russia, e-mail: zhemulin@institut.perm.fsin.uis

Balandin Dmitry Arkadievich,

Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, Perm Branch of the Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Perm, Russia, e-mail: dabalandin@mail.ru

The article is devoted to the study of the theory and practice of strategizing in relation to the spatial and sectoral strategizing of regional economic systems. Based on the generalization of scientific sources, the role of strategizing as a special type of management activity, implemented on the basis of a complex of systemic, process and situational approaches, is revealed. The main directions, processes and tools of strategizing are considered. The author's interpretation of the term «strategizing the spatial and sectoral development of the region» is proposed. A mechanism for strategizing the spatial and sectoral development of the region has been developed and recommended for implementation in management practice, designed to provide strategizing processes to achieve sectoral priorities and tasks of social security for the population. The conclusion about the need for additional research in this area of scientific knowledge.

Keywords: spatial and sectoral development; region; strategy mechanism; economic uncertainty.

Условия геополитической турбулентности и масштабных экономических перемен предъявляют особые требования к способности органов государственного управления регионов и России в целом к эффективной реакции на непредсказуемость воздействий новых факторов внешнего окружения, исходя при этом не только из ситуационных задач, но и необходимости обеспечения долгосрочной системной устойчивости. Благодаря этому в современной практике государственного регулирования наблюдается достаточно разнообразный временной горизонт планирования пространственного развития: от принятия тактических и среднесрочных решений до стра-тегирования на десятилетний и более срок.

Следует отметить, что стратегирование как особый концептуальный подход получило широкое толкование и должное отражение в теории региональной экономики [1]. В научных источниках обосновывается связующая роль регионального стратегирования между документами отраслевого планирования по горизонтальному вектору управления и пространственного планирования (страна - регион - муниципалитеты) по вертикальному вектору [3]. При этом отмечается преобладание рамочно-вариативного метода регионального стратегирования, призванного учесть множество факторов, формирующих действительность [5].

Пространственная и отраслевая разновек-торность стратегирования сложных территориально-экономических систем проявляется в комплексе задействованных в управленческом процессе системного, процессного и ситуационного подходов, методологическое единство которых формируют общие принципы адаптивности, сбалансированности, иерархичности, целостности и структурированности [16].

Современная практика применения инструментов стратегирования регионального развития достаточно разнообразна [10], что связывается со спецификой пространственно-отраслевого развития конкретных субъектов России, локальной логикой задействования имеющихся резервов и потенциалов экономического роста, пропорциях их задействования [8], а также отлаженностью процессов управления, степени их соответствия регуляторным механизмам на федеральном уровне, способности оперативно реагиро-

вать на изменения экономической ситуации и межтерриториальных коммуникаций [6].

В настоящее время механизмы стра-тегирования пространственного развития Российской Федерации функционируют на макро-, региональном и муниципальном уровнях. Ключевое значение стратегирования пространственно-отраслевого развития региона как особого вида управленческой де -ятельности заключается в целеполагании и определении комплементарных взаимоотношений и действий органов государственного и отраслевого управления, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов в достижении желаемого качества территориальной системы с учетом локальной специфики и местных условий.

Основными направлениями стратегирования пространственно-отраслевого развития региона, как правило, являются мероприятия по изменению:

- физического пространства - инфраструктурное обустройство территории;

- экономики - диверсификация отраслевого пространства на основе привлечения инвестиций, внедрения инновационных технологий, поддержки предпринимательства и т. д.;

- человеческого капитала - создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, совершенствование управления трудовыми ресурсами, снижение уровня безработицы и др. [7]

К управленческим инструментам стратегирования пространственно-отраслевого развития региона традиционно относят технологии и методы планирования, долгосрочного и тактического прогнозирования [11], аналитической интерпретации достигнутых показателей, определения долгосрочных приоритетов, форсайта, территориального планирования и градостроительной деятельности, целевого бюджетирования ожидаемых результатов, реализуемых на основе привлечения стейкхолдеров [17] и общественного обсуждения.

Условия современной экономической неопределенности [15] обусловливают необходимость непрерывного отслеживания меняющихся факторов внешней среды [13] и выработки необходимых ситуационных адаптационных и корректирующих меро-

приятий [9] с учетом региональной идентичности [12] и естественных ограничений ресурсного характера. В этой связи мы разделяем позицию тех представителей научного сообщества, которые считают неизбежной поэтапную модернизацию ранее принятых стратегий развития субъектов страны, осуществляемую по мере адаптации органов управления, бизнес-среды и социальных процессов к внешним изменениям [4], акселерации потенциалов, позволяющих преодолеть барьеры пространственно-отраслевого развития и межтерриториальные диспропорции, усиления региональной и муниципальной направленности [18].

Анализ содержательного наполнения реализуемых в настоящее время стратегий развития на уровне федеральных округов и регионов России позволяет отметить факт определенного дисбаланса комплекса направлений и мероприятий в пользу пространственного направления и в ущерб отраслевой составляющей. Безусловно, данный феномен объясняется приоритетом преодоления межрегионального и межтерриториального неравенства как первоочередной задачи социально ориентированной политики Российской Федерации, а также отсутствием единых требований по содержанию и структуре стратегий. В силу чего перед разработ-

Анализ достигнутого уровня стратегирования пространственно-отраслевого развития

Согласование видения приоритетов пространственного развития региона с отраслевыми интересами бизнеса

Инвентариз ация ресурсов, потенциапов и в озможностей

Исследование ключевых особенностей, тенденций и факторов развития

Изучение вариантов и определение развития

Определение цепи и задач развития и их детализация при обоснов ании и принятии целевых програм; проектов и мероприятий развития

Обоснование бюджет а,материапьного и научно-методического обеспечения стратегирования

У т очнени епоказателейи Крит ериев оценки р азв ития

У тверждение инструментария оценки достижения результатов

Мониторинг, контроль, оценка и корректировка страт егиров ания

Рисунок 1 - Основные процессы стратегирования пространственно-отраслевого развития региона

чиками региональных стратегий каждый раз возникает дилемма - поиск оптимального соотношения между мероприятиями по развитию отраслевого (рыночного) пространства и социальной (обеспечение конституционных прав населения) среды. В качестве способов преодоления определенного субъективизма и повышения координации документов стратегического планирования рядом исследователей предлагается унификация содержания стратегий по соответствующим типам регионов с учетом их специфики и потенциалов [2].

Таким образом, реалии современной действительности предопределяют поиск путей совершенствования управленческого процесса, механизма [14], инструментария и процессов стратегирования, уточнения принципиальных позиций стратегического подхода к развитию региональных экономических систем.

Осмысление научных источников позволяет прийти к пониманию того, что стратегирование пространственно-отраслевого развития региона представляет собой структурированную форму управленческого видения будущих итогов преобразования имеющихся ресурсов, потенциалов и иных возможностей субъекта Российской Федерации в реализации перспективных направлений сложившейся экономической специализации, обеспечивающих планомерное совершенствование структуры производительных сил и производственных отношений, долгосрочную устойчивость жизнедеятельности социума на основе нейтрализации негативного и стимулирования позитивного воздействий факторов внешнего окружения.

В структурном виде процессы стратегирования пространственно-отраслевого развития региона представлены на рис. 1.

Графическое отображение логической последовательности процессов позволяет более четко проследить высокую степень зависимости эффективности стратегирова-ния пространственно-отраслевого развития региона от обоснованности, качества и результативности деятельности структурных элементов и коммуникационных центров управления данными процессами.

Общесистемным узким местом является отсутствие единого инструментария страте-гирования на уровне регионов, снижающее возможности полноценного задействования

современных средств цифровых технологий, экономического моделирования, прогнозирования, передовых методик факторного анализа и оценки рисков. На практике это приводит к явлениям дисбаланса на различных уровнях стратегирования, в том числе по срокам, бюджетам, ресурсам.

Макроуровень стратегирования пространственно-отраслевого развития (Российская Федерация и федеральные округа) зависит от данных и характеристик развития, предоставляемых региональными органами управления, с неизбежным субъективизмом оценок и результатов анализа тенденций и перспектив развития. Качество процессов стратегирования на уровне субъектов Российской Федерации зачастую осложняется:

- несопряженностью муниципального и регионального целеполагания;

- неполноценным учетом имеющихся ресурсов, потенциалов и финансово-материальных возможностей;

- разногласиями между последователями концепций, так называемых точек роста, перспективных территорий и сторонниками выравнивания территорий за счет практики субсидирования, диверсификации экономики и т. д.;

- уровнем квалификации управленцев, особенно на муниципальном уровне;

- нарушением временных горизонтов стратегирования и др.

Безусловно, новые условия экономической неопределенности формируют тренд на преодоление различного рода ограничений пространственно-отраслевого развития регионов. Устоявшаяся на протяжении многих лет вертикаль власти с ее достоинствами и недостатками начинает перестраиваться в направлении децентрализации государственного регулирования с усилением региональной и муниципальной составляющих. Подобная трансформация повышает скорость адаптивной реакции регионов к новым факторам пространственно-отраслевого развития за счет усиления территориальной самостоятельности в своевременном разрешении возникающих проблем и осложнений посредством:

- диверсификации и повышения инвестиционной привлекательности материального сектора экономики;

- формирования комфортных условий для

функционирования среднего и малого бизнеса;

- повышения квалификационного уровня специалистов в соответствующих сферах государственного регулирования;

- своевременного внедрения передовых средств управления и т. д.

Результативность данных мероприятий обусловливает необходимость достижения реальной сопряженности документов стратегирования на региональном и муниципальном уровнях, особенно в вопросах ресурсного наполнения, эффективного задействования потенциалов пространственно-отраслевого развития и конкурентных позиций территорий, в том числе с помощью перераспределительных инструментов бюджетной поддержки функционирования социальной инфраструктуры.

Преодоление вышеотмеченных узких мест, наряду с регулированием, поиском оптимальных решений и других конкретных функций, также предопределяет необходимость осуществления управления в виде особой организационно-экономической формы - механизма стратегирования пространственно-отраслевого развития региона. Названный механизм призван обеспечивать функциональность стратегирования по достижению отраслевых приоритетов и задач социального обеспечения населения с учетом достигнутого уровня и региональной специфики и характеризуется:

- согласованностью связей по иерархической вертикали с макро- и муниципальным уровнями;

- «веерной» горизонтальной сопряженностью с отраслевым бизнесом;

- способностью к адаптивной корректировке траектории развития;

- учетом интересов органов местного самоуправления и собственно социума в долгосрочной перспективе.

Ключевая особенность механизма стра-тегирования пространственно-отраслевого развития региона заключается в постановке ориентиров, определении возможных траекторий развития, конкретизации действий для территорий, отраслей, иных заинтересованных сторон, снижающих неопределенность будущих периодов. В этой связи возникает важнейшая задача - построение организационно-экономического процесса по опре-

делению и группировке территориальных и отраслевых интересов основных акторов. Данный процесс предопределяет регламентацию процедур взаимодействия в рамках общего процесса стратегирования, повышающих целенаправленность, предсказуемость и прозрачность, в том числе с позиции оптимизации структуры регионального управления на принципах синтеза иерархических элементов (органы регулирования территориального (муниципального) развития, органы отраслевого управления, органы институционального регулирования) и передовых методических и технических средств обеспечения. Экспертную обоснованность стратегирования пространственно-отраслевого развития должны придавать привлекаемые к процессу представители науки в соответствующих сферах научного познания и специалисты-практики в области регионального и отраслевого управления.

Отдельно отметим институциональную составляющую стратегирования как процесса разработки, принятия и внесения изменений в нормативное поле региона, обеспечивающих сопряженность региональных стратегий с федеральными и муниципальными по содержанию мероприятий и временному горизонту планирования.

Наше видение механизма стратегирова-ния пространственно-отраслевого развития региона представлено на рис. 2.

Предложенный механизм стратегирова-ния пространственно-отраслевого развития региона консолидирует логическую последовательность основных бизнес-процессов, применяемых для разработки программных документов. Отличием предложенного механизма являются:

- присутствие комплекса системного, процессного и ситуационного подходов, принципов, методов и бизнес-процессов стратеги-рования и их воплощения в управленческую практику как научного сопровождения стра-тегирования пространственно-отраслевого развития региона;

- учет динамики факторов внешнего окружения и их возможного позитивного и негативного воздействия на траекторию регионального развития, включая отрасли экономики и социальную сферу при выработке необходимых адаптационных и корректирующих мероприятий;

Федеральный уровень Регионалвнвш уровенв ■ Мушщшапшьш урове нь

СТРАТЕГИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО^ ОТРАСЛЕВОГО РАЗ ВИТИЯ

ЦЕЛЕПОШАГАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЛЕМЕНТАРНЫХ ВЗАИМЭОТНОШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЮ И ОТРАСЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ, МУНИЦИПАЛИТЕТОВ И ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ДОСТИЖЕНИИ ЖЕЛАЕМЭГО КАЧЕСТВА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ ЛОКАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ И МЕСТНЫХ УСЛОВИЙ.

Анализ внешнего окружения

Ч

ПРОСТ РА НСГ ВЕ ННО- ОТРАСЛЕВАЯ СГ РУКТУРА РЕ ГИСНА

Анализ специфики и потенциалов развития

Исследование внешних [Ч

Lu ецупфенних факторов / ]

Комплен; системного, процессного и ситуационного подхода, принципов^ негодов и бизнес-процессов стратегирования

Охотная сеян, и хоррехгшроеха

Согласование приоритетов пространственного развития с отраслеввши интересами бизнеса

Сопряжение региональных и муниципальных целей и задач развития

Утверждение показателей, индикаторов и критериев стратегии пространственно-отраслевого развития

Настройка игетодитеских, технолопгаскнк и управ ПЕНЧЕСкик Еотмушонлщй е системе стратегироЕ ания

К

К

К

Инвентаризация ресурсов, потенциалов и возможностей

Детализация мероприятий прос транс твенно-отрастЕвотю развитияпо вертикальным и горизонтальным векторам управления

Распределение функций между территориальными и отраслевыми эле ментами системы управлениястратегированием

Реализация процесса стратегирования пространственно-отраслевого развития региона

Мониторинг и оценка достигнутых результатов

К

Воздействие ноеъы факторов

Рисунок 2 - Механизм стратегирования пространственно-отраслевого развития региона

- сопряжение федеральных, региональных и муниципальных целей и задач пространственно-отраслевого развития;

- возможность непрерывного отслеживания меняющихся факторов внешней среды и выработки необходимых ситуационных адаптационных и корректирующих мероприятий и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затронутые в статье аспекты пространственно-отраслевого развития региона об-

условливают необходимость проведения дополнительных исследований, которые позволят рекомендовать предложенный механизм для внедрения в практику регионального и отраслевого управления.

Благодарность: Статья опубликована в соответствии с Планом НИР Института экономики УрО РАН на 2021-2023 г.

Список литературы_

1. Алабина Т. А. Эволюция экономических исследований стратегий: роль концепции стратегирования В. Л. Квинта // Управленческое консультирование. 2021. № B (152). С. 139-149.

2. Антипин И. А., Власова H. Ю., Иванова О. Ю. Стратегические приоритеты управления пространственными диспропорциями социально-экономического развития регионов России // Управленец. 2020. Т. 11. № 6. С. 2B-43.

3. Бухвальд E. M. Правовое регулирование стратегического пространственного и территориального планирования // Журнал российского права. 2019. № 11. С. 131-143.

4. Бухвальд E. M., Валентик О. H. Стратегическое планирование в России: общение стратегов востребовано как никогда // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2020. № 6. С. 7-22.

5. Василенко Д.В. Стратегирование и прогнозирование, как образующие функции стратегического управления // Сборник научных работ серии «Государственное управление». 2019. № 14. С. 47-5B.

6. Домнина И. H. Инструментарий пространственного стратегирования экономики: правовая база и практика применения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12. № 6-1. С. 133-145.

7. Зубарев Ю. H. К вопросу о стратегировании социально-экономического развития региона // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 201B. Т. B. № 11A. С. 41-4B.

B. Иншаков О. В. Стратегирование социально-экономического развития региона: научное обоснование и актуализация модели // Региональная экономика. Юг России. 201B. № 1 (19). С. 23-43.

9. Катаева H. H. Особенности процесса регионального стратегирования // Экономика и управление: проблемы, решения. 201B. Т. 5. № 2. С. 33-36.

10. Козырев А. А. Исследуя методологические основы стратегирования социально-экономического развития // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 4. С. 434-447.

11. Криулина E. H., Измалков С. А. Системный подход к стратегированию сельского регионального развития // Сельскохозяйственный журнал. 2019. № 1 (12). С. B4-95.

12. Леухова M. Г, Грицкевич Т. И. Региональная идентичность в стратегировании // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 4 (6). С. 500-516.

13. Mетелева E. Р. Совершенствование деятельности по стратегированию социально-экономического развития в регионе посредством укрепления взаимосвязи прогнозирования и стратегического планирования // Известия Байкальского государственного университета. 2021. Т. 31. № 3. С. 2B5-295.

14. Mожаев E. E., Горкин А. В., Идрисов А. H., Васильева И. В. К вопросу о формировании организационно-экономического механизма обеспечения качества экономического роста в сельском хозяйстве // Вестник Era-терининского института. 2022. № 1 (57). С. 74-B6.

15. Одинцова Т. M. Проблемные аспекты стратегирования устойчивого развития регионов в условиях санкций и ограничений // Актуальные вопросы учета и управления в условиях информационной экономики. 2020. № 2. С. 261-270.

16. Полшков Ю. H. Интеграционное экономическое стратегирование национального и регионального уровней: фундаментальные и прикладные аспекты управления трудом и капиталом // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2022. № 3. С. 177-1B5.

17. Тихончук Р. Г Развитие парадигмы стратегирования в региональном управлении // Human Progress. 2021. Т. 7. № 4. С. 14.

1B. Тополева Т. H. Приоритеты политики пространственного развития России в условиях новых вызовов: региональный аспект // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. № 10. С. 2641-2654.

References_

1. Alabina T. A. The evolution of economic studies of strategies: the role of the concept of strategizing by VL Kvint. Management consulting. 2021. No. B (152). Pp. 139-149.

2. Antipin I.A., Vlasova N.Yu., Ivanova O.Yu. Strategic priorities for managing spatial disproportions in the socioeconomic development of Russian regions. Upravlenets. 2020. V. 11. No. 6. Pp. 2B-43.

3. Buchwald E.M. Legal regulation of strategic spatial and territorial planning. Journal of Russian law. 2019. No. 11. Pp. 131-143.

4. Bukhvald E.M., Valentik O.N. Strategic planning in Russia: communication between strategists is in demand more than ever. Stage: economic theory, analysis, practice. 2020. No. 6. Pp. 7-22.

5. Vasilenko D.V. Strategizing and Forecasting as Forming Functions of Strategic Management. Collection of scientific papers of the Public Administration series. 2019. No. 14. Pp. 47-5B.

6. Domnina I.N. Spatial Strategizing Tools for the Economy: Legal Framework and Application Practice. Economics: Yesterday, Today, Tomorrow. 2022. Vol. 12. No. 6-1. Pp. 133-145.

7. Zubarev Yu.N. On the issue of strategizing the socio-economic development of the region. Economics: yesterday, today, tomorrow. 201B. Vol. B. No. 11A. Pp. 41-4B.

B. Inshakov O.V. Strategizing the socio-economic development of the region: scientific justification and updating of the model. Regional economy. South of Russia. 201B. No. 1 (19). Pp. 23-43.

9. Kataeva N.N. Features of the process of regional strategizing. Economics and management: problems, solutions. 201B. V. 5. No. 2. Pp. 33-36.

10. Kozyrev A.A. Exploring the methodological foundations of strategizing socio-economic development. Economics of Industry. 2020. V. 13. No. 4. Pp. 434-447.

11. Kriulina E.N., Izmalkov S.A. A systematic approach to the strategy of rural regional development. Agricultural Journal. 2019. No. 1 (12). Pp. 84-95.

12. Leukhova M.G., Gritskevich T.I. Regional identity in strategizing. Strategy: theory and practice. 2022. Vol. 2. No. 4 (6). Pp. 500-516.

13. Meteleva E.R. Improving the activity of strategizing socio-economic development in the region by strengthening the relationship between forecasting and strategic planning. Bulletin of the Baikal State University. 2021. V. 31. No. 3. Pp. 285-295.

14. Mozhaev E.E., Gorkin A.V., Idrisov A.N., Vasil'eva I.V. To the question of the formation of an organizational and economic mechanism for ensuring the quality of economic growth in agriculture. Bulletin of the Ekaterininsky Institute. 2022. No. 1 (57). Pp. 74-86.

15. Odintsova T.M. Problematic aspects of strategizing the sustainable development of regions under sanctions and restrictions. Actual issues of accounting and management in the conditions of information economy. 2020. No. 2. Pp. 261-270.

16. Polshkov Yu.N. Integration economic strategizing at the national and regional levels: fundamental and applied aspects of labor and capital management. Bulletin of the Donetsk National University. Series B. Economics and law. 2022. No. 3. Pp. 177-185.

17. Tikhonchuk R.G. Development of the strategizing paradigm in regional management. Human Progress. 2021. V. 7. No. 4. Pp. 14.

18. Topoleva T.N. Priorities of Russia's Spatial Development Policy in the Context of New Challenges: Regional Aspect. Economics, Entrepreneurship and Law. 2022. V. 12. No. 10. Pp. 2641-2654.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.