осуществить автоматизацию отображения и картографического анализа в системе управления. Полученные экспертные решения возможно представить в графическом виде в режимах реального и разделенного времени.
С помощью геоинформационных технологий производится сбор и обработка информации о состоянии трудового, финансового, производственного, инновационного потенциала. Создание инновационной инфраструктуры является одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности.
Одной из актуальных проблем является отсутствие на внешних рынках исходной информации о деятельности российских инновационных предприятий. Соответственно, без серьезной работы в этом направлении рассчитывать на радикальное изменение ситуации с выходом наших предприятий на мировые рынки наукоемкой продукции не следует.
В связи с этим создание информационной системы продвижения наукоемкой продукции российских предприятий на внутренний и внешний рынки является актуальной задачей, которая определяет успех программы перевода промышленности на инновационный вариант развития.
Список литературы:
1. Дегтярев А., Солодилова Н., Таюпов Р. Мониторинг инновационной активности в Республике Башкортостан // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2010. - № 1 (93).
2. Павлов Д.В. Особенности моделирования учетных бизнес-процессов // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 16. - С. 46.
МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
© Быдтаева Э.Е.*
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ
Статья посвящена исследованию зарубежного опыта функционирования механизмов стратегического планирования регионального экономического развития. Определены различия указанных механизмов по степени соответствия потребностям развития экономики, числу и составу субъектов, вовлекаемых в данный процесс, уровню агрегирования планово-аналитической информации, степени согласования ее структурных составляющих и целому ряду других параметров.
* Доцент кафедры Экономики и предпринимательства, кандидат экономических наук, доцент.
В настоящее время практически все экономически развитые страны имеют сформировавшуюся систему разработки стратегий регионального экономического развития. Различия в практике функционирования ее механизма определяются масштабами планирования, основными задачами и функциями стратегических планов, применяемыми подходами к их разработке и воплощению.
Так, механизм стратегического планирования регионального экономического развития в Германии опирается на четырехуровневое территориальное планирование [1].
На федеральном уровне устанавливаются рамочные условия пространственного развития экономики для территории ФРГ. Ответственность за их разработку несет Федеральное министерство территориальной организации, строительства и градостроительства. На уровне федеральных земель разрабатывается земельная программа территориальной организации, в которой закрепляются основные положения пространственной организации и развития федеральной земли.
Промежуточным звеном ме^ду земельным и муниципальным планированием выступает региональный уровень (в составе федеральных земель). Региональное стратегическое планирование экономического развития осуществляется с помощью региональных плановых союзов, имеющих широкие хозяйственные и общественные связи. Региональное планирование конкретизирует главные цели, сформулированные плановыми органами, на уровне земель. Вместе с тем на региональном уровне плановые решения, принятые отдельными общинами в их составе, координируются и приводятся в соответствие с целями земельного планирования.
Местное планирование выступает низшей ступенью в системе территориального планирования, которая находится в компетенции местного самоуправления. Основными составляющими местного стратегического планирования экономического развития являются планирование развития муниципальных образований и перспективное развитие градостроительства.
На муниципальном уровне осуществляется формирование комплексного плана экономического развития общины, а также стратегии строительства на ее территории, принимающей форму закона в Федеральном своде законов о строительстве для территории Германии. На этом уровне устанавливаются рамки полномочий при реализации стратегических мероприятий, а также осуществляется координация и контроль за деятельностью основных субъектов развития экономики в соответствии с поставленными стратегическими задачами.
Механизм стратегического планирования регионального экономического развития в Германии опирается на достижение консенсуса экономических интересов основных стратегических игроков в регионах. Это позволяет консолидировать усилия общества в достижении стратегических целей.
Во Франции большинство мероприятий в рамках стратегических планов экономического развития не преследует достижение каких-либо региональных целей, но в целом стратегии имеют определенное пространственное выражение. Стратегией, котору ю разрабатывает Генеральный Комиссариат по планированию, определяются актуальные региональные проблемы и перспективы; специфика частного сектора в пространственном экономическом развитии, формулируются принципы пространственного планирования, конкретизируется пространственное развитие в масштабе европейских территориальных категорий, определяются направления по укреплению сотрудничества ме^ду государствами членами Совета Европы и участию в нем регионов и отдельных субъектов экономики. Региональная составляющая в формировании и реализации стратегии экономического развития, рассматривающаяся во Франции, как и в большинстве стран Европы, как явление постоянное, делает акцент на реструктуризацию регионов, максимальное использование их внутреннего потенциала развития, поддержку малого и среднего бизнеса [2].
Вместе с тем, следует отметить, что не столько сама стратегия экономического развития, сколько механизм ее разработки позволяет координировать интересы государства и других субъектов экономики и объединять их усилия в решении важных экономических проблем. Он основывается на консультировании и согласовании параметров государственного плана с представителями частного бизнеса. При этом в плановый процесс непосредственно вовлекаются все субъекты экономики, включая региональные и местные власти [3]. На основе таких согласований структура стратегии конкретизируется за счет включения в нее частных инвестиционных проектов, соответствующих стратегическим ориентирам развития национальной экономики.
Стратегические планы экономического развития характеризует четкое разделение обязательных и прогнозных аспектов. Это позволяет говорить о том, что стратегия во Франции является средством активного информационного влияния государства на развитие национальной экономики. В целом же механизм формирования стратегий экономического развития обеспечивает эффективное функционирование французской системы планирования в качестве индикатора ожидаемого состояния экономической конъюнктуры.
Региональная составляющая является важным элементом стратегий экономического развития Японии. Механизм их формирования и реализации опирается на стройную систему государственных органов, которые занимаются разработкой и контролем исполнения региональных программ. Главными из них являются Экономический консультативный совет и Консультативный совет планирования комплексного развития территории при кабинете министров Японии. Первый разрабатывает основные направления развития экономики страны с учетом регионов, второй - конкретно региональные аспекты. Размещением предприятий и определением регио-
нальной экономической политики, занимается Министерство внешней торговли и промышленности и Министерство строительства. Значительная работа по разработке программ и планов по заказам государственных органов осуществляется частными научными и другими организациями.
В последние годы в решении вопросов регионального развития в рамках новой концепции «Развитие региона - своими руками» [4] усиливается роль местных органов управления - префектур. В результате передачи в ведение местных властей на правах автономии решения всех вопросов экономического развития территорий изменяется и механизм формирования стратегий регионального экономического развития. На уровне префектур функционируют отделы развития районов, планирования, привлечения предприятий и т.п. Многие имеют консультативные советы по развитию территории, охране местных ресурсов. В стратегических планах разрабатываются и осуществляются меры по специализации промышленности и развитию производственной инфраструктуры внутри каждого региона.
В рамках упомянутой концепции региональное сообщество современной Японии приобретает автономность, проводит планирование и реализацию проектов, в то время как правительство осуществляет общую поддержку. Этот метод получил название регионального развития на основе внутренних ресурсов.
В Японии механизм стратегического планирования экономического развития и реализации стратегий достаточно четко оформлен законодательно. Вместе с тем общегосударственные планы социально-экономического развития не являются законами. Выраженные в виде отдельных государственных программ они формально приобретают характер ориентиров, в соответствии с которыми выстраивается деятельность экономических субъектов. Однако на практике обязательность выполнения параметров государственного стратегического плана сравнима с диктуемой законодательно [5]. Во многом это объясняется опорой механизма реализации стратегии экономического развития на одну из важнейших черт японской нации - жесткую ориентацию на достижение групповых целей. Уже только в силу этой особенности японского характера подавляющее число японских компаний планируют свою деятельность, исходя из показателей национальной стратегии. Действенным средством подчинить национальным интересам развитие отдельных компаний выступает также административное руководство.
В Китае государственное стратегическое планирование экономического развития имеет комплексное нормативно-законодательное обеспечение. Определяя процедуры разработки планов, а также механизмы их реализации, оно влияет на лежащие в основе этого процесса базовые алгоритмы информационной взаимосвязи между субъектами экономического развития.
Комплексная система стратегического планирования охватывает все уровни управления в Китае. Механизм формирования и реализации стра-
тегий экономического развития буквально «пронизывает» все элементы общества. Стратегические направления комплексного экономического развития Китая определяет Государственный плановый комитет. Основные параметры деятельности субъектов экономики самостоятельно определяются в соответствии с национальными приоритетами и либо непосредственно, либо в косвенной форме отражаются в государственных планах развития народного хозяйства [6].
Любые корректировки стратегических планов на уровне провинций и национальных районных автономий согласовываются с вышестоящими органами. Практически неограниченная самостоятельность субъектам регионального экономического развития предоставляется в вопросах, оставшихся вне сферы государственного планирования [7].
Механизм реализации стратегий регионального экономического развития опирается на доминирование государственного сектора экономики и его сочетание с частным. Целый ряд показателей государственного стратегического плана является обязательным для выполнения, его отдельные параметры выполняют роль индикаторов желаемого развития. Выполнение показателей, регламентируемых Госпланом, жестко контролируется.
В США формально целостных стратегических планов экономического развития не разрабатывается. Национальные приоритеты развития экономики находят отражение в докладах главы государства. В рамках национальных приоритетов в регионах на разных уровнях разрабатываются и реализуются многочисленные программы. Так, только на уровне штатов власти США осуществляют свыше 6 тысяч программ экономического развития.
Основой разработки подобных программ являются прогнозы, составляемые целой сетью специализированных учреждений по разработке прогнозов, работающих по контрактным заказам. В целом ряде штатов функционируют специальные комиссии и центры для разработки комплексных долгосрочных прогнозов. При аппарате президента функционирует стати-стико-политический отдел, который готовит прогнозные сводки для главы государства.
Стратегическое планирование регионального экономического развития осуществляется на основе единой сетки девяти экономических районов страны. Она является базой для осуществления комплексного подхода к регулированию регионального развития, ответственность за реализацию которого возложена на специализированное учреждение - Администрацию экономического развития (ранее - Администрация районной планировки), призванную заниматься депрессивными регионами, контролировать их развитие в соответствии с национальной стратегией, используя для этого всевозможные меры, от налоговых скидок до прямого государственного финансирования отдельных проектов и размещения правительственных заказов [8].
Система централизованного стратегического планирования регионального экономического развития в США опирается на тотальную компьютеризацию сбора, классификации, группировки, первичной обработки, хранения и передачи информации, значимой для выработки стратегических решений. Арсенал применяемого программно-целевого инструментария постоянно совершенствуется. Весьма характерен в данном отношении терабитный проект (Tera project), запущенный администрацией США под эгидой национального научного фонда, направленный на обеспечение революционной скорости обработки информации [9], который является ярким свидетельством высокого уровня индустриализации централизованного планирования.
Реализация национальных приоритетов обеспечивается действием слаженного механизма взаимодействия целевых программ, государственных закупок, институтов развития, специально создаваемых организаций. Основу государственного хозяйствования, планирования и прогнозирования составляет механизм правительственных расходов на товары и услуги, посредством которого в экономике США распределяется до 40 % валового национального продукта, и функционирование которого подробно регламентировано.
Четкие параметры приоритетов общенационального развития в США позволяют соотносить с ними действия различных субъектов региональных экономик. Стремление подчинять свое развитие этим приоритетам всячески поощряется фискальными послаблениями, льготными заказами, доступом к информационным базам и прочими мерами. С позиции соответствия национальным интересам оценивается деятельность различных министерств и ведомств. Все это стимулирует интеграцию различных сфер общества, отраслей экономики, связывает воедино их интересы.
Обобщение основных параметров механизма формирования и реализации стратегий экономического развития в развитых странах на разных этапах развития позволяет выделить следующие основные подходы к обеспечению его функционирования.
Наиболее упрощенный подход сводится к централизованной разработке прогноза развития национальной экономики на ближайшую или долгосрочную перспективу с детализацией макроэкономических парамет-ров по отдельным сферам экономики или отраслям. С учетом прогноза выдвигаются цели развития, достижение которых рассматривается как желательное с общенациональных позиций. Разработку средств достижения поставленных целей стратегический план не предусматривает. Такой план-прогноз выступает в качестве ориентира развития для субъектов экономики, никак не ограничивая свободу их деятельности, что фактически сводится к выполнению им информационной функции.
Другой подход связан с формированием стратегий регионального экономического развития на основе определения целей развития и выработки
средств их достижения. Стратегия выступает в качестве инструментальной модели для обоснования параметров государственного регулирования экономики. Разработка стратегии, осуществляемая централизованно, опирается на параметры развития государственного сектора как основного планируемого объекта. Ее компоненты, затрагивающие частный и смешанный секторы экономики, носят вероятностный характер. Для субъектов государственного сектора параметры стратегии ложатся в основу их деятельности, для прочих субъектов экономического развития - не оказывают определяющего влияния на характер принимаемых ими решений. Такой подход близок к трактовкам народнохозяйственного планирования в условиях полного хозрасчета в СССР в 90-е годы. Основная функция такого стратегического плана - информационная. Он также выполняет функции: координирующую и стимулирующую - для субъектов госсектора экономики; ориентирующую - для остальных субъектов (об этой функции можно говорить, принимая во внимание, что представители частного и смешанного сектора экономики, будучи свободными в принятии решений, выстраивают свой бизнес с учетом конкретной направленности развития части экономических агентов, представленных государственными предприятиями).
Один из подходов к обеспечению функционирования механизма стратегического планирования экономического развития связан со значительно более сложным и трудоемким процессом разработки стратегического плана. Параметры стратегии формируются на базе информационного взаимодействия всех заинтересованных сторон, направленного на достижение компромисса ме^ду ними. Результативность планирования в значительной степени определяется переговорами и консультациями представителей государственных органов и различных групп бизнеса, представляющих различные регионы. По степени тщательности обоснования акцент планирования смещается в сторону определения целей развития. Определение средств достижения целей носит характер выбора наиболее рационального варианта поведения, одобренного всеми заинтересованными сторонами.
Такая стратегия выполняет не только ориентирующую функцию, т.к. основывается на учете интересов экономических агентов, но и координирующую, поскольку разработана в результате реального взаимодействия. При этом она носит рекомендательный характер и не ограничивает свободы выбора путей развития субъектов экономики.
Очевидный эффект применения на практике данного подхода к формированию стратегий экономического развития, по мнению исследователей, обусловлен лежащим в его основе механизмом согласования основ -ными субъектами экономики приоритетов и направлений развития, а также координации их усилий.
Эволюция такого подхода к планированию, направленная на упрощение и снижение трудоемкости этого процесса, привела к возникновению
четвертого подхода к разработке плана. Преемственность указанных подходов выражается в том, что план разрабатывается на основе консультаций заинтересованных сторон, цели определяются в результате компромисса и обусловливают выбор оптимального варианта поведения экономических субъектов; план носит рекомендательный характер. При этом четвертый подход к планированию отличает:
- смещение процесса на региональный уровень управления (на общенациональном уровне государством в проект плана закладываются лишь ключевые макроэкономические параметры), что значительно упрощает механизм согласования интересов участвующих в нем сторон;
- ограничение сторон, участвующих в разработке планов, представителями государственных органов и наиболее влиятельных субъектов экономики (крупных предприятий, их объединений и т.п.), что также упрощает процедуру планирования.
Очевидно упрощение механизма стратегического планирования экономического развития за счет сокращения количества субъектов планирования как в вертикальном, так и в горизонтальном разрезе экономики. Соответственно снижается роль и значимость стратегии как информационно-ориентирующего документа для субъектов экономики в масштабе государства. Это отчасти является следствием того, что стратегия отражает интересы далеко не всех основных субъектов развития экономики, но в большей степени - того, что одной из слабых составляющих процесса формирования стратегии является механизм согласования интересов различных сторон на общенациональном уровне.
Итак, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что способы и алгоритм принятия плановых решений субъектами экономического развития при формировании стратегий регионального экономического развития могут существенно варьировать. Механизмы стратегического планирования регионального экономического развития могут различаться по степени соответствия потребностям развития экономики, числу и составу субъектов, вовлекаемых в данный процесс, уровню агрегирования планово-аналитической информации, степени согласования ее структурных составляющих и целому ряду других параметров. Совершенствование этих механизмов неизбежно будет строиться на основе творческого осмысления отечественного и зарубежного опыта с учетом российской специфики.
Список литературы:
1. Щитинский В.А. Российский опыт и зарубежная практика стратегического территориального планирования [Электронный ресурс] // Управление развитием территории. - 2007. - № 1. - Режим доступа: www.gisa.ru.
2. www.pnic.pirit.info.
3. Delorm R., Andre Ch. L'Elat et L'economie. - Paris: Ed. Senit, 1993; Quinet E. La planification française. - Paris: PVF, 1990.
4. Масатакэ В. Послевоенная политика развития регионов в Японии и рекомендации для России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.daily-stroy.ru.
5. Tani Konichi. Planning Through National Consensus // Work in Business United Nations University. - Tokyo. 1997. - Vol. 10. - P. 7.
6. Китай 2005. - Пекин: Издательство «Синьсин», 2005.
7. www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook.
8. Мищенко B.B. Зарубежный опыт регионализации экономики страны территории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.polbu.ru.
9. Губанов С. Промышленная политика и государство // Экономист. -2004. - № 7. - С. 13.
РЫНОК МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ И РЕГИОНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
© Вдовина С.Д.*
Академия управления «ТИСБИ», г. Казань
Статья посвящена проблемам и перспективам развития рынка медицинской техники в России и регионе в современных условиях. В работе рассмотрены вопросы функционирования российского и регионального рынков медицинской техники. Приведена структура производства медицинской техники в России. Выявлены основные барьеры, препятствующие развитию рынка медицинской техники в России и регионе.
В последнее время происходит переосмысление места и роли здравоохранения, как в жизни общества, так и в экономике государства. Действительно, здравоохранение, с одной стороны, является самостоятельным крупным сектором экономики, который оказывает огромное влияние на социально-политическую систему, а с другой стороны - это социальная сфера и общественный институт, состояние которого находится в прямой зависимости от общей социально-экономической ситуации, сложившейся в стране.
Правомерно считать здравоохранение отдельной полноправной отраслью народного хозяйства страны, которой сейчас придается особый государственный статус. Сегодня еще нет полной определенности, к какой сфере - производственной или непроизводственной - следует отнести здравоохранение. Однако в последнее время наметилась тенденция считать, что труд в сфере охраны здоровья по своему экономическому содержанию
* Аспирант кафедры Менеджмента.