МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОСТАВЩИКОВ ЗА КАЧЕСТВО РАБОТЫ УВЕЛИЧЕНИЕМ ОБЪЁМА ЗАКАЗА
Павлов О.В.
(Самарский государственный аэрокосмический университет, Самара)
Введение
Качество сложного технического изделия во многом определяется качеством поставок комплектующих и материалов. В данной работе на примере ОАО «АВТОВАЗ» рассматривается проблема управления качеством снабжения. В соответствии методологией теории активных систем
[1], производственную систему сборочный завод - поставщики можно рассматривать как сложную активную систему, в которой у каждого участника имеются собственные цели. Традиционный подход к системе стимулирования поставщиков за качество работы основан на введении функций стимулирования (денежных премий) за качество работы или увеличения договорных цен [2]. Оба метода требуют дополнительных финансовых расходов головной организации. В данной работе предлагается подход в котором в качестве стимула за качество работы поставщика используется увеличение объёма заказа. АО «АВТОВАЗ» работает более, чем с 5000 поставщиками, при чем многие комплектующие изделия и материалы поставляют несколько альтернативных поставщиков. Для многих поставщиков заказ АО “АВТОВАЗ” является основным в их производственной деятельности и следовательно уменьшение объёма заказа АО “АВТОВАЗ” приведет к существенному уменьшению прибыли поставщиков. Каждый поставщик характеризуется ценой комплектующих изделий, материалов и качеством работы. В АО «АВТОВАЗ» существует система оценки качества работы поставщиков [3], в соответствии с которой для каждого поставщика ежемесячно вычисляется количественная бальная оценка. В соответствии с рассчитанной оценкой все поставщики разделяются на категории: А - отличные, В - надежные, С- ненадежные, Б-неудовлетворительные. Существуют рекомендации по мерам воздействия на поставщиков. Так для поставщиков категории С, Б рекомендуется изменение объёма заказа, для категории Б - отказ от поставщика. В данной работе рассматривается задача определения объёма заказа для каждого поставщика с учетом цены за комплектующие и качество работы.
1.Система оценки качества работы поставщиков АО «АВТОВАЗ»
Общая (интегральная) оценка работы поставщика в области качества складывается из четырех частных оценок: оценки совокупного уровня качества поставок Bi^, оценки уровня организации поставок B2, оценки лояльности поставщика В3 и оценки перспективности поставщика B4.
(1) В = k1B1i + k2B2 + k3B3 + k4 B4
где ki, k2, k3, k4 _ коэффициенты относительной значимости частных оценок, определяются в соответствии с [3].
Каждая из частных оценок Bi^, B26, B3: B4 определяется по совокупности пяти оценочных показателей. Оценка уровня качества поставленной продукции зависит от показателей: bii _ качества продукции в состоянии поставки; bi2 _ качества продукции при переработке; bi3 _ уровня отказов в гарантийный период эксплуатации; bi4 _ стабильности входного уровня качества; bi5 _ нормативного уровня несоответствия продукции.
Бальные значения оценочных показателей bii подсчитываются по формулам или определяются по графикам приложений Б, В [3]. Все комплектующие изделия, металлы и неметаллические материалы разделены на шесть групп значимости. Расчет оценки уровня качества поставок продукции одной группы осуществляется по формуле
(2) Bi = 100-Ibii.
i=1
Расчет оценки совокупного уровня качества поставок нескольких групп производится по формуле:
IM,/
B,i=j
(3)
j
где К, - коэффициент значимости группы,, определяемый по таблице из
[3].
Оценка уровня организации поставок В2 зависит от пяти оценочных показателей: Ь21 - выполнение объёма поставок; Ь22 - соблюдение графика поставок; Ь23 - своевременное возмещение потерь от брака в состоянии поставки и при переработке; Ь24 _ выполнение требований АО «АВТОВАЗ» по сопроводительной документации с каждой партией; Ь25 - гарантийное обслуживание поставляемой продукции.
Бальные значения оценочных показателей Ь21 определяются по таблице приложения Д [3]. Расчет оценки уровня организации поставок осуществляется по формуле:
(4) В2 = 100-±Ь2,. .
i=1
Оценка лояльности поставщика В3 зависит от пяти оценочных показателей: Ь31 - полноты включения в контракт требований АО «АВТОВАЗ» по качеству; Ь32 - оперативности реакции на претензии и эффективности принимаемых мер; Ь33 - выполнения анализа и устранения причин дефектов; Ь34 - дисциплины восполнения средств по гарантийному обслуживанию; Ь35 - доступности информации о выходных испытаниях и принимаемых мерах у поставщика.
Бальные значения оценочных показателей Ь31 определяются по таблице приложения Е [3]. Расчет оценки лояльности поставщика осуществляется по формуле:
(5) В3 = 100 -Ц Ь31 .
1=1
Оценка перспективности поставщика В4 зависит от пяти оценочных показателей: В41 - использование одобренной АО «АВТОВАЗ» системы качества; В42 - инициативность поставщика в ужесточении нормативов по качеству; В43 - соответствие политики поставщика по качеству целям АО «АВТОВАЗ»; В44 - способность быть эффективным партнером в разработке продукции и технологии; В45 - уровень подготовки и обучения персонала.
Бальные значения оценочных показателей Ь41 определяются по таблице приложения Ж [3]. Расчет оценки перспективности поставщика осуществляется по формуле:
(6) В4 = 100 -Ц ЬА1 .
1 =1
3. Механизм стимулирования
Осуществление процесса закупок в АО “АВТОВАЗ” производят несколько снабженческих подразделений, которые являются центрами ответственности на предприятии. Данный статус означает, что службы наделены обособленным платежным бюджетом и правом расходования средств в пределах утвержденного бюджета, заключения договоров. Исходя из интересов головного предприятия, снабженческие подразделения должны решать следующие задачи:
1) снижение цен поставок;
2) обеспечение высокого качества комплектующих изделий и материалов;
3) строгое соблюдение бюджета закупок;
4)обеспечение своевременности поставок при поддержании оптимального уровня запасов.
Каждое снабженческое подразделение закупает п комплектующих изделий или материалов. По каждому комплектующему есть т альтернативных поставщиков. В качестве целевой функции головной организации рассматривается минимизация затрат снабженческих подразделений на покупку комплектующих, а также затрат на устранение брака поставщиков, затрат из-за организации поставок:
(7) 2 = Ц Ц [су хг] + ак [(100 - Вкр )ху. ]2 ] ® т1п, к = 1,4
1 р=1
где ср - цена 1-го комплектующего у р-го поставщика; х^ - объём закупок 1го комплектующего у р-го поставщика; ак - размерные, весовый коэффициенты; В11р - оценка уровня качества поставок 1-го комплектующего у р-го поставщика; В21р - оценка уровня организации поставок 1-го комплектующего у р-го поставщика; В31р - оценка лояльностир-го поставщика; В41р
- оценка перспективности р-го поставщика; В случае если по данному комплектующему изделию 1 число альтернативных поставщиков 8 меньше, чем т, принимается ср = 0, для 5 < р < т.
Объём комплектующих 1-го вида Х1 связан с производственной программой предприятия N соотношением:
т
(8) Ц хр =№, 1 =1 п,
1 -1
где /Зр - количество комплектующих 1-го вида в готовом изделии; N -производственная программа предприятия.
На стоимость всех закупаемых комплектующих наложены следующие финансовые ограничения
п т
(9) ЦЦсХ < А,
1 -1 р=1
где А - финансовые средства снабженческого подразделения.
В качестве целевой функции р-го поставщика рассматривается максимизация его прибыли
(10) гр = ср хр - З(хр, Вку) ® max, / = 1, п р =1, m,
где З(х1р, Вк1р)- затраты р-го поставщика на производство комплектующих 1-го типа, которые зависят от объёма выпуска и качества работы.
В статье предлагается следующий механизм стимулирования поставщиков взависимости от качества работы. Снабженческое подразделение решая задачу нелинейного программирования (7), (8), (9) определяет оптимальный объём поставок х1р по 1-му типу комплектующих для р-го поставщика, исходя из интересов сборочного завода. Те поставщики,
которые обеспечивают более выгодное соотношение между ценой комплектующих и качеством работы получают больший объём заказа и следовательно большую прибыль. Предложенный механизм стимулирования заинтересовывает поставщиков в повышении качества работы и снижения цены путем создания между ними конкуренции за заказ головного предприятия.
Литература
1. БУРКОВ В.Н. Основы математической теории активных систем. М.: Наука, 1977. - 256 с.
2. АНИСИМОВ В.М. ГРИШАНОВ Г.М. Согласованное взаимодействие по уровню качества поставок в промышленном комплексе/ Сб. научных трудов «Актуальные проблемы производства: технология, организация, управление”. Самара: ИПО СГАУ, 1997. с. 128-137.
3. СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ СТП 37.101.9763-2000 "Система качества. Автомобили. Оценка работы поставщиков по обеспечению качества поставок комплектующих изделий и материалов", АО «АВТОВАЗ», 2000.
- 40 с.