Научная статья на тему 'Механизм стимулирования поставщиков за качество работы увеличением объёма заказа'

Механизм стимулирования поставщиков за качество работы увеличением объёма заказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
612
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Павлов О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм стимулирования поставщиков за качество работы увеличением объёма заказа»

МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОСТАВЩИКОВ ЗА КАЧЕСТВО РАБОТЫ УВЕЛИЧЕНИЕМ ОБЪЁМА ЗАКАЗА

Павлов О.В.

(Самарский государственный аэрокосмический университет, Самара)

pavlov@ssau.ru

Введение

Качество сложного технического изделия во многом определяется качеством поставок комплектующих и материалов. В данной работе на примере ОАО «АВТОВАЗ» рассматривается проблема управления качеством снабжения. В соответствии методологией теории активных систем

[1], производственную систему сборочный завод - поставщики можно рассматривать как сложную активную систему, в которой у каждого участника имеются собственные цели. Традиционный подход к системе стимулирования поставщиков за качество работы основан на введении функций стимулирования (денежных премий) за качество работы или увеличения договорных цен [2]. Оба метода требуют дополнительных финансовых расходов головной организации. В данной работе предлагается подход в котором в качестве стимула за качество работы поставщика используется увеличение объёма заказа. АО «АВТОВАЗ» работает более, чем с 5000 поставщиками, при чем многие комплектующие изделия и материалы поставляют несколько альтернативных поставщиков. Для многих поставщиков заказ АО “АВТОВАЗ” является основным в их производственной деятельности и следовательно уменьшение объёма заказа АО “АВТОВАЗ” приведет к существенному уменьшению прибыли поставщиков. Каждый поставщик характеризуется ценой комплектующих изделий, материалов и качеством работы. В АО «АВТОВАЗ» существует система оценки качества работы поставщиков [3], в соответствии с которой для каждого поставщика ежемесячно вычисляется количественная бальная оценка. В соответствии с рассчитанной оценкой все поставщики разделяются на категории: А - отличные, В - надежные, С- ненадежные, Б-неудовлетворительные. Существуют рекомендации по мерам воздействия на поставщиков. Так для поставщиков категории С, Б рекомендуется изменение объёма заказа, для категории Б - отказ от поставщика. В данной работе рассматривается задача определения объёма заказа для каждого поставщика с учетом цены за комплектующие и качество работы.

1.Система оценки качества работы поставщиков АО «АВТОВАЗ»

Общая (интегральная) оценка работы поставщика в области качества складывается из четырех частных оценок: оценки совокупного уровня качества поставок Bi^, оценки уровня организации поставок B2, оценки лояльности поставщика В3 и оценки перспективности поставщика B4.

(1) В = k1B1i + k2B2 + k3B3 + k4 B4

где ki, k2, k3, k4 _ коэффициенты относительной значимости частных оценок, определяются в соответствии с [3].

Каждая из частных оценок Bi^, B26, B3: B4 определяется по совокупности пяти оценочных показателей. Оценка уровня качества поставленной продукции зависит от показателей: bii _ качества продукции в состоянии поставки; bi2 _ качества продукции при переработке; bi3 _ уровня отказов в гарантийный период эксплуатации; bi4 _ стабильности входного уровня качества; bi5 _ нормативного уровня несоответствия продукции.

Бальные значения оценочных показателей bii подсчитываются по формулам или определяются по графикам приложений Б, В [3]. Все комплектующие изделия, металлы и неметаллические материалы разделены на шесть групп значимости. Расчет оценки уровня качества поставок продукции одной группы осуществляется по формуле

(2) Bi = 100-Ibii.

i=1

Расчет оценки совокупного уровня качества поставок нескольких групп производится по формуле:

IM,/

B,i=j

(3)

j

где К, - коэффициент значимости группы,, определяемый по таблице из

[3].

Оценка уровня организации поставок В2 зависит от пяти оценочных показателей: Ь21 - выполнение объёма поставок; Ь22 - соблюдение графика поставок; Ь23 - своевременное возмещение потерь от брака в состоянии поставки и при переработке; Ь24 _ выполнение требований АО «АВТОВАЗ» по сопроводительной документации с каждой партией; Ь25 - гарантийное обслуживание поставляемой продукции.

Бальные значения оценочных показателей Ь21 определяются по таблице приложения Д [3]. Расчет оценки уровня организации поставок осуществляется по формуле:

(4) В2 = 100-±Ь2,. .

i=1

Оценка лояльности поставщика В3 зависит от пяти оценочных показателей: Ь31 - полноты включения в контракт требований АО «АВТОВАЗ» по качеству; Ь32 - оперативности реакции на претензии и эффективности принимаемых мер; Ь33 - выполнения анализа и устранения причин дефектов; Ь34 - дисциплины восполнения средств по гарантийному обслуживанию; Ь35 - доступности информации о выходных испытаниях и принимаемых мерах у поставщика.

Бальные значения оценочных показателей Ь31 определяются по таблице приложения Е [3]. Расчет оценки лояльности поставщика осуществляется по формуле:

(5) В3 = 100 -Ц Ь31 .

1=1

Оценка перспективности поставщика В4 зависит от пяти оценочных показателей: В41 - использование одобренной АО «АВТОВАЗ» системы качества; В42 - инициативность поставщика в ужесточении нормативов по качеству; В43 - соответствие политики поставщика по качеству целям АО «АВТОВАЗ»; В44 - способность быть эффективным партнером в разработке продукции и технологии; В45 - уровень подготовки и обучения персонала.

Бальные значения оценочных показателей Ь41 определяются по таблице приложения Ж [3]. Расчет оценки перспективности поставщика осуществляется по формуле:

(6) В4 = 100 -Ц ЬА1 .

1 =1

3. Механизм стимулирования

Осуществление процесса закупок в АО “АВТОВАЗ” производят несколько снабженческих подразделений, которые являются центрами ответственности на предприятии. Данный статус означает, что службы наделены обособленным платежным бюджетом и правом расходования средств в пределах утвержденного бюджета, заключения договоров. Исходя из интересов головного предприятия, снабженческие подразделения должны решать следующие задачи:

1) снижение цен поставок;

2) обеспечение высокого качества комплектующих изделий и материалов;

3) строгое соблюдение бюджета закупок;

4)обеспечение своевременности поставок при поддержании оптимального уровня запасов.

Каждое снабженческое подразделение закупает п комплектующих изделий или материалов. По каждому комплектующему есть т альтернативных поставщиков. В качестве целевой функции головной организации рассматривается минимизация затрат снабженческих подразделений на покупку комплектующих, а также затрат на устранение брака поставщиков, затрат из-за организации поставок:

(7) 2 = Ц Ц [су хг] + ак [(100 - Вкр )ху. ]2 ] ® т1п, к = 1,4

1 р=1

где ср - цена 1-го комплектующего у р-го поставщика; х^ - объём закупок 1го комплектующего у р-го поставщика; ак - размерные, весовый коэффициенты; В11р - оценка уровня качества поставок 1-го комплектующего у р-го поставщика; В21р - оценка уровня организации поставок 1-го комплектующего у р-го поставщика; В31р - оценка лояльностир-го поставщика; В41р

- оценка перспективности р-го поставщика; В случае если по данному комплектующему изделию 1 число альтернативных поставщиков 8 меньше, чем т, принимается ср = 0, для 5 < р < т.

Объём комплектующих 1-го вида Х1 связан с производственной программой предприятия N соотношением:

т

(8) Ц хр =№, 1 =1 п,

1 -1

где /Зр - количество комплектующих 1-го вида в готовом изделии; N -производственная программа предприятия.

На стоимость всех закупаемых комплектующих наложены следующие финансовые ограничения

п т

(9) ЦЦсХ < А,

1 -1 р=1

где А - финансовые средства снабженческого подразделения.

В качестве целевой функции р-го поставщика рассматривается максимизация его прибыли

(10) гр = ср хр - З(хр, Вку) ® max, / = 1, п р =1, m,

где З(х1р, Вк1р)- затраты р-го поставщика на производство комплектующих 1-го типа, которые зависят от объёма выпуска и качества работы.

В статье предлагается следующий механизм стимулирования поставщиков взависимости от качества работы. Снабженческое подразделение решая задачу нелинейного программирования (7), (8), (9) определяет оптимальный объём поставок х1р по 1-му типу комплектующих для р-го поставщика, исходя из интересов сборочного завода. Те поставщики,

которые обеспечивают более выгодное соотношение между ценой комплектующих и качеством работы получают больший объём заказа и следовательно большую прибыль. Предложенный механизм стимулирования заинтересовывает поставщиков в повышении качества работы и снижения цены путем создания между ними конкуренции за заказ головного предприятия.

Литература

1. БУРКОВ В.Н. Основы математической теории активных систем. М.: Наука, 1977. - 256 с.

2. АНИСИМОВ В.М. ГРИШАНОВ Г.М. Согласованное взаимодействие по уровню качества поставок в промышленном комплексе/ Сб. научных трудов «Актуальные проблемы производства: технология, организация, управление”. Самара: ИПО СГАУ, 1997. с. 128-137.

3. СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ СТП 37.101.9763-2000 "Система качества. Автомобили. Оценка работы поставщиков по обеспечению качества поставок комплектующих изделий и материалов", АО «АВТОВАЗ», 2000.

- 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.