УДК 316.001
М.Ф. Глухова
МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Московский городской университет управления правительства Москвы
В статье даётся обоснование источников, способствующих преобразованию инфраструктурных компонентов в региональных и муниципальных практиках работы с молодёжью, реализованных в Концепции развития учреждений органов по делам молодёжи. Представлены понятия и принципы, раскрыты цели, задачи и направления, которые комплексно рассматриваются в качестве ориентира, определяющего особенности современного развития учреждений по работе с молодёжью. Анализ практик учреждений органов по делам молодёжи показывает, что преобладание экстенсивных признаков над интенсивным наращиванием конструктивных аспектов работы в молодёжной среде отличает современное состояние инфраструктуры молодёжной политики.
Ключевые слова: управление, социальное управление, социология управления, социология молодёжи, социальная политика, молодёжная инфраструктура.
Сегодняшнее состояние молодёжной политики характеризуется активизацией внимания государства и гражданского общества к социальным субъектам, имеющим непосредственное отношение к молодёжи, проблемам социализации юношей и девушек, а также осуществляющим многофункциональную и многопрофильную профессиональную деятельность в молодёжной среде. Видится несколько причин усиления позиций молодёжной политики и её субъектов в связи с включением ряда проблемных аспектов социального функционирования современных молодых людей в число приоритетов социальной политики российского государства. Молодёжная среда аккумулирует значительный спектр социальных проблем, которые масштабно отражают социально-экономическое неблагополучие российского общества и препятствуют своевременной социализации юношей и девушек, необходимой для их социального становления в качестве субъектов самостоятельной жизнедеятельности. Очевидно, что важной стороной государственной политики остаётся деятельность по разработке и реализации срочных комплексных мер в связи с необходимостью преодоления всех видов неблагополучия в молодёжной среде.
Признание определяющей роли молодого поколения в трансформации экономического, политического и культурного развития страны, обязательности вклада молодых людей в осуществление ближних и среднесрочных перспектив развития государства и общества означает приоритетность субъектных качеств молодёжи, включающих самостоятельность, инициативность и активность юношей и девушек. В этом случае государство действует в русле модернизационной стратегии, указанной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Создаваемый в обозначенном контексте комплекс соответствующих целевых ориентиров и практических конструктов направлен на формирование у молодых людей поведенческого ориентира на саморазвитие, самореализацию и самообеспечение, что требует значительной мобилизации интеллектуальных, профессиональных, физических, демографических и социокультурных ресурсов юношей и девушек.
Дифференцированное состояние молодёжной среды, превалирующий характер субъектных качеств молодых людей, определение молодого поколения в качестве основного ресурса социально-экономической, социально-политической и социокультурной трансформации обусловливают специфику государственных мер в отношении российской молодёжи и проблем жизнедеятельности юношей и девушек, которые можно представить в двух видах действий:
© Глухова М.Ф., 2011.
• в первом случае - помогающие или социозащитные;
• во втором - поддерживающие или инвестиционные.
Среди наиболее активных акторов, реализующих различные стратегии государственной политики по отношению к молодым гражданам страны, особое место отводится инфраструктуре молодёжной политики. Данный акцент был актуализирован на заседании Государственного совета Российской Федерации, посвящённого Году молодёжи, состоявшемся в июле 2009 года. Инфраструктура молодёжной политики, представляя область функционирования учреждений по работе с молодёжью, профильных организаций и служб, относится к числу наиболее интенсивно развивающихся современных ценностно-ориентированных социальных структур, имеющих место в социальной сфере российского общества. Специфичным образом организованная социальная структура, предназначенная для социализации юношей и девушек, решения проблем молодёжной группы российского социума в рамках государственных мер и общественных инициатив, инфраструктура молодёжной политики складывается как поэлементная система, функционирующая в виде сети учреждений органов по делам молодёжи.
Определение инфраструктуры молодёжной политики в роли современной социальной системы, целостность которой обеспечивается теснотой взаимосвязи, характером взаимодействия входящих в её состав элементов, раскрывает специфику интеграции сети региональных и муниципальных учреждений, различие которых проявляется в практиках работы в молодёжной среде. Следовательно, инфраструктура объединяет вариативные социальные практики учреждений по работе с молодёжью и придаёт им общие черты. Общность учреждений обеспечивается единым компонентным содержанием инфраструктуры молодёжной политики, каждый из которых находит своё проявление в поэлементном составе рассматриваемой социальной структуры:
• нормативный правовой (законодательные акты и нормативные документы, определяющие специфику организации и функционирования сети учреждений по работе с молодёжью);
• организационный (типология сети учреждений органов по делам молодёжи);
• содержательно-технологический (направления работы, концептуальные установки, методы, техники, формы, средства помощи, поддержки, содействия, сопровождения молодых людей по вопросам жизнедеятельности в социуме);
• ресурсный (финансовое, материальное, техническое, информационное, кадровое оснащение учреждений по работе с молодёжью).
Разнообразие учреждений обусловлено выбором того или иного направления профессиональной деятельности, проявляющегося в комплексе форм, средств, условий работы с молодёжью. Присутствие общих качеств позволяет учреждениям транслировать сходные функции в связи с реализацией целей и задач по преобразованию молодёжной группы российского социума, обусловленных федеральными приоритетами и региональными установками молодёжной политики.
Концепцию развития учреждений органов по делам молодёжи субъектов Российской Федерации можно рассматривать в роли механизма социального управления инфраструктурой молодёжной политики. Представляя собой некий ориентир, Концепция включает понятия, принципы, параметры, условия, показатели и способы оценки, опираясь на которые региональные и муниципальные учреждения могут строить на типовой основе работу в молодёжной среде, сохраняя при этом разнообразие социальных практик, интегрированных в состав инфраструктуры молодёжной политики. Следовательно, Концепция определяет не только процессуальные характеристики и результирующие показатели деятельности учреждений органов по работе с молодёжью. Общая целенаправленность Концепции связана с созданием условий, обеспечивающих развитие элементов инфраструктуры, по отношению к которым осуществляются социально-управленческие функции, интегрирующие их в институциональный состав государственной молодёжной политики субъектов Российской Федерации.
В реализации Концепции принимают участие социальные субъекты, профессиональная сфера которых связана с деятельностью учреждений по работе с молодёжью или непосредственно с молодёжной группой регионального социума. В основу реализации Концепции положена трёхуровневая система взаимодействия государственных и государственно-общественных структур, осуществляющих работу с молодёжью на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях, на каждом из которых определяются, конкретизируются и реализуются цели, а также решаются соответствующие специфические задачи и имеется достаточное ресурсное обеспечение.
Изучение специфики современного состояния социальных практик работы в молодёжной среде показывает, что в области молодёжной политики имеют место противоречия, сложившиеся в результате инициативного развития учреждений в субъектах Российской Федерации:
• стратегическая линия на увеличение числа региональных и муниципальных учреждений по работе с молодёжью сопровождается их слабой ориентированностью на потребности юношей и девушек в саморазвитии, самореализации в связи с особенностями жизнедеятельности молодых людей в региональных социально-экономических и социокультурных условиях;
• наращивание темпов в виде значительного количества направлений, числа услуг и охваченных ими юношей и девушек сопряжено с недостатком внимания к вопросам качества профессиональной деятельности и оценки результативности работы в молодёжной среде.
Противоречия позволяют констатировать, что учреждения, находящиеся в режиме саморазвития, в большей степени ориентированы на экстенсивный путь развития, чем на интенсивное наращивание конструктивных аспектов в работе с молодёжью.
Изменить сложившуюся ситуацию возможно при помощи концептуальных установок, которые:
• позволят развивать профессиональную деятельность по общим или типовым параметрам в русле тенденций становления и приоритетов развития инфраструктуры молодёжной политики;
• обеспечат сохранение видового, содержательного, технологического и ресурсного своеобразия учреждений, отражающих многие потребности молодёжи в связи с дифференцированным состоянием и различным положением молодых людей в системе социальных отношений.
Нормативное правовое обеспечение деятельности учреждений по работе с молодёжью ориентировано в значительной степени на современный этап развития молодёжной политики и, соответственно, её инфраструктуры. Тем не менее, практически в каждом документе имеются аспекты, которые не были внедрены в практику молодёжной политики, не потеряли своей актуальности из-за остроты нерешённых проблем российской молодёжи и могут использоваться при разработке и реализации Концепции.
Федеральный уровень представлен документами, определяющими развитие молодёжной политики как самостоятельной деятельности российского государства в связи с определением и реализацией системы приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи с учётом её вклада в социально-экономическое и социально-культурное развитие страны. На федеральном уровне развитие учреждений органов по делам молодёжи определяется следующими нормативными правовыми документами, раскрывающими сущность отношений российского государства, молодёжи и гражданского общества. Региональный уровень обеспечивается комплексом нормативных правовых документов, в которых определяются базовые основы разработки, условия и направления реализации молодёжной политики, а также ресурсные возможности субъекта по созданию условий для организации и функционирования учреждений по работе с молодёжью.
К числу принципов, раскрывающих общие подходы к организации работы с молодёжью в сети учреждений органов по делам молодёжи, относятся следующие установки. Приоритетность означает направленность учреждений на выбор и организацию работы по тем направлениям и аспектам, которые в большей мере отвечают состоянию молодёжной среды и потребностям юношей и девушек в связи с их дифференцированностью и расслоенностью по показателям и характеристикам социального развития. Субъектная ориентированность проявляется в восприятии молодых людей в трёх субъектных позициях: 1) как субъектов собственной жизнедеятельности; 2) как субъектов самостоятельного решения проблем по всем вопросам жизнедеятельности в социуме; 3) как субъектов деятельности учреждений по работе с молодёжью. Инвестиционная направленность выражается в социальном кредитовании государством молодёжи в процессе социализации в виде условных материализованных специальных мер поддержки инициатив молодёжи, талантливых юношей и девушек, оказания услуг по профориентации и трудоустройству, обучения молодых родителей и т. д. Доступность реализуется в обеспечении равного доступа молодёжи к услугам учреждений, а также в расширении возможностей при получении широкого комплекса поддерживающих мер для молодёжи, которая испытывает трудности в процессе жизнедеятельности. Эффективность работы с молодёжью представляет качественную характеристику деятельности учреждений, которая отражает измеряемую на основе специфических показателей степень соответствия поставленных целей и достигнутых результатов деятельности по решению проблем, имеющих место в молодёжной среде. Согласованность действий на разных уровнях реализации молодёжной политики формирует общую стратегическую линию и организационные подходы к функционированию инфраструктуры как системы государственных и муниципальных учреждений органов по делам молодёжи, выполняющих полифункциональную деятельность в целях социальной адаптации юношей и девушек, их интеграции в социально -экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, муниципального образования.
Демонстрируемый в Концепции спектр направлений развития учреждений органов по делам молодёжи позволяет составить целостное представление об общих путях их организационного и функционального обеспечения, которые, по своей сути, придают сходство основным элементам, образующим инфраструктуру молодёжной политики. Не менее существенное значение Концепция приобретает в связи с тем, что разработанные в ней параметры развития учреждений по работе с молодёжью отвечают установкам федерального центра в связи с ориентацией государственной молодёжной политики на «модернизацию сети региональных и муниципальных учреждений органов по делам молодёжи». Инструментальная роль Концепции видится в возможности применения предлагаемых типовых решений в разных вариантах: для полного преобразования, частичного корректирования или незначительного уточнения некоторых аспектов деятельности учреждений органов по делам молодёжи.
Важнейшим требованием в этом случае является сохранение нетрадиционных подходов или инновационных форм работы в молодёжной среде, которые уже транслируются в социальных практиках значительного числа региональных (государственных) учреждений, имеющих опыт работы молодёжью. Современное состояние инфраструктуры молодёжной политики обусловлено необходимостью применения общих подходов к развитию элементов, образующих её целостность как микроструктурного образования, представляющего собой «сеть связей между основными элементарными составляющими социальной жизни, то есть таковыми, которые с точки зрения социологии рассматриваются как конечные и далее неделимые» [1]. Инфраструктура за постсоветский период получила развитие в большей части субъектов Российской Федерации, что стало возможным благодаря институционализации молодёжной политики как одного из наиболее актуальных и перспективных направлений развития отечественной социальной политики. Несмотря на экстенсивный характер преобразований инфраструктуры, проявившийся в количественном увеличении числа учреждений по работе с молодёжью, направлений профессиональной деятельности, а также привлечённой к
ним молодёжи - задача интенсивного наращивания многих аспектов работы с молодёжью в полном объёме не была решена. При разработке Концепции развития органов по делам молодёжи учитывалось не только состояние сети учреждений по работе с молодёжью, но и возможности инфраструктуры молодёжной политики в части преобразования профессиональной деятельности в молодёжной среде. Одной из определяющих позиций стало следование объективной необходимости не количественного, а результативного воздействия на проблемы и вопросы жизнедеятельности юношей и девушек в региональной среде.
Концепция рассматривается в виде обобщённого ориентира, позволяющего составить представление о путях построения работы в молодёжной среде при обязательном сохранении разнообразия социальных практик учреждений, интегрированных в виде элементов в состав инфраструктуры молодёжной политики.
Одним из существенных вопросов, связанных с внедрением Концепции в практики региональных и муниципальных учреждений инфраструктуры молодёжной политики субъектов Российской Федерации, становится выбор условий её реализации.
Условиями реализации Концепции являются источники, обеспечивающие достижение целей и решения задач по всем обобщённым направлениям развития учреждений:
1) в области организационного обеспечения деятельности учреждений органов по делам молодёжи;
2) в области обеспечения функционирования учреждений по основным направлениям реализации молодёжной политики;
3) в области управления учреждениями и координации деятельности всех субъектов инфраструктуры молодёжной политики.
Представляется, что в результате реализации направлений у всех акторов, задействованных в преобразовательных процессах, будут происходить изменения:
• для сети учреждений по работе с молодёжью - постепенное интегрирование в инфраструктуру молодёжной политики;
• для инфраструктуры - укрепление взаимосвязей между образующими её структуру элементами (региональными и муниципальными учреждениями) и усиление её организационного и функционального обеспечения при одновременном развитии компонентного состава (нормативного правового, организационного, содержательно-технологического и ресурсного);
• для органов по делам молодёжи - развитие внутренних (учреждения, органы по делам молодёжи и молодёжь) и внешних сетевых взаимодействий (учреждения и ведомства социальной сферы, молодёжные организации, негосударственные некоммерческие учреждения по работе с молодёжью) при одновременном усилении и централизации управленческого ресурса инфраструктурой на всех уровнях реализации молодёжной политики (федеральном, региональном и муниципальном).
Определяющим условием реализации основных аспектов Концепции рассматривается наличие совокупности базовых ресурсов, без которых невозможна деятельность любой социальной структуры, распространяющей свою деятельность на другие социальные субъекты, функционирующие в современной социальной сфере.
Ресурсный потенциал реализации Концепции представлен источниками, необходимыми для создания профессиональной, информационной, материальной среды, при помощи которой работа с молодёжью в специализированных учреждениях будет развиваться в виде многофункциональной деятельности, ориентированной на разнообразные виды и формы помощи, поддержки, сопровождения юношей и девушек по наиболее востребованным вопросам их жизнедеятельности в современном обществе.
В состав основных видов ресурсов, обеспечивающих реализацию Концепции, включены: кадровые, информационные и материально-технические. К кадровым ресурсам, имеющим непосредственное отношение к организации работы в молодёжной среде, относятся:
• работники федеральных, региональных, муниципальных органов по делам молодёжи,
которые в рамках своих должностных полномочий и регламентов выполняют управленческие функции в связи с развитием в российском регионе сети учреждений по востребованным аспектам работы с молодёжью;
• работники региональных (государственных) и муниципальных учреждений органов по делам молодёжи, подготовленные к решению профессиональных задач в связи с оказанием юношам и девушкам широкого спектра услуг по основным направлениям работы в молодёжной среде.
Все рассматриваемые акторы имеют отношение к процессам социального управления инфраструктурой молодёжной политики, в контексте которой строятся отношения между управляющими и управляемой частями и характеризуются выполняемые ими роли при реализации Концепции. Федеральные, региональные и муниципальные органы по делам молодёжи выступают основным координирующим органом в сфере реализации молодёжной политики, принимают участие в реализации Концепции на позициях первой управляющей подсистемы в структуре социального управления инфраструктурой молодёжной политики. Учреждения, основным видом деятельности которых является работа с молодёжью, организационно включённые в состав инфраструктуры молодёжной политики, находятся в составе второй управляющей подсистемы. Региональные и муниципальные учреждения развивают субъект-субъектные и субъект-объектные отношения с молодёжью, позиция которой как управляемой подсистемы обусловлена её социально-статусными, социально-психологическими, социально-культурными характеристиками. В Концепции даётся поуровневое описание источников кадрового обеспечения молодёжной политики. Кадровое обеспечение учреждений инфраструктуры молодёжной политики реализуется на четвёртом уровне. В рамках формирования структуры кадрового потенциала организаций и учреждений по работе с молодёжью четвёртого уровня осуществляются следующих виды работ:
• организация мониторингов востребованности кадров по работе с молодёжью в организациях и учреждениях;
• становление специализированных подразделений по работе с молодёжью и формирование их кадрового резерва;
• формирование заказа на повышение их квалификации и переподготовку;
• информирование молодых работников об их правах и обязанностях и организация удовлетворения их потребностей в образовании, занятости, жилье, досуге, оздоровлении и т.п. [2].
Информационные ресурсы обеспечивают создание в учреждении единого коммуникационного пространства, способствующего централизации всех аспектов профессиональной деятельности, установлению социальных контактов и поддержке внешних связей с другими структурами, ведомствами и молодёжью. Активное использование информационных ресурсов в деятельности учреждений по работе с молодёжью предполагает развитие информационного компонента как самостоятельного направления деятельности учреждения:
• открытие в учреждении информационно-консультационной службы (отдела или сектора) с должностью специалиста по связям с общественностью;
• использование современных технологий и средств по созданию и трансляции информации для разных целевых групп молодёжи;
• налаживание деятельности по производству информационных продуктов (виртуальная и печатная продукция);
• создание и поддержка виртуальной системы информирования молодёжи о деятельности учреждений и об услугах сети учреждений инфраструктуры молодёжной политики;
• интенсивное подключение молодёжи к работе по созданию, применению и распространению актуальной информации средствами проектной, конкурсной деятельности. Материально-технические ресурсы создают базовые институциональные условия для
организации и функционирования учреждения. Вопросы материально-технического обеспечения включают:
• укомплектованность учреждений оборудованием общего назначения для функционирования учреждения как социальной организации, организующей работу с молодым населением;
• техническими средствами, необходимыми для деятельности служб, отделов в связи с их специализацией работы в молодёжной среде.
Другим, не менее актуальным условием реализации Концепции является обязательность проектирования результатов, на достижение которых ориентируют цель и задачи развития учреждений по работе с молодёжью.
Результаты представляют собой материализацию направлений развития элементов инфраструктуры в связи с организацией, функционированием учреждений, а также выполнением функций социального управления молодёжной политики со стороны органов по делам молодёжи.
Таким образом, среди результатов реализации Концепции можно выделить:
• промежуточные - в виде показателей, соответствующим основным параметрам по направлениям развития учреждений;
• конечные - в виде показателей, отражающих особенности изменений управляющей и управляемой подсистем инфраструктуры молодёжной политики.
Наиболее существенный обобщённый результат можно определить как достижение инфраструктурой состояния в виде структурно организованной и функционально обеспеченной социальной микросистемы, поэлементный состав которой демонстрирует многие социальные практики работы с молодыми людьми, проживающими в российских регионах.
Концепцию развития учреждений органов по делам молодёжи субъектов Российской Федерации необходимо рассматривать в роли механизма управления инфраструктурой, так как её содержание и способы реализации способствуют преобразованию институциональных характеристик региональной молодёжной политики, формируют многие практики работы с молодёжью, а также инициируют качественные изменения в молодёжной среде.
Библиографический список
1. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества: [пер. с пол. С.М. Червонной] / П. Штомпка. - 2-е изд. - М.: Логос, 2010. С. 142-143.
2. Концепция развития кадрового потенциала молодёжной политики в Российской Федерации // Развитие кадрового потенциала молодёжной политики в Российской Федерации: сборник нормативных правовых документов / автор-составитель Т.К. Ростовская. - М., 2009. С. 27-45.
Дата поступления в редакцию 17.10.2011
M.F. Glukhova
PHILOSOPHICAL BELIEF OF KARL YASPERS AS EXISTENTIAL COMMUNICATION RESOURCE AND PEOPLE UNITING OPPORTUNITY
The article concerns with resources of infrastructure components reconstructing connected with regional and municipal youth social practice. The social work concerning youth is realizing within the Concept of youth department development. Basic terms and principles, main purposes and directions are discovered. They are described as modern youth department development orienteer. The analysis of youth social organs activity shows that the dominating of extensive way of development is evident.
Key words: steering, social steering, steering sociology, youth sociology, social politics, youth infrastructure.