Научная статья на тему 'Механизм снижения стоимости товаров (работ, услуг)'

Механизм снижения стоимости товаров (работ, услуг) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКЛАД ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ / СПРАВЕДЛИВАЯ ЦЕНА / УМЕРЕННАЯ НОРМА ПРИБЫЛИ / СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ / ЕДИНАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ТОВАРОВ (РАБОТ / УСЛУГ) / TEMPORARY STORAGE WAREHOUSE / FAIR PRICE / MODERATE PROFIT RATE / COST REDUCTION / UNIFIED MONITORING SYSTEM FOR THE COST OF GOODS (WORKS / SERVICES)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалев Александр Васильевич, Тюник Андрей Владимирович

В рамках проводимого исследования дается характеристика рынка услуг по хранению товаров, оказываемых складами временного хранения, а также современных инструментов влияния государства на процесс ценообразования на рассматриваемые услуги. На основании результатов исследования авторами сформулированы цели и задачи обеспечения эффективности и прозрачности функционирования складов временного хранения, а также предложен механизм (инструмент), позволяющий обеспечить эффективность работы государственного аппарата по предупреждению и пресечению необоснованного роста цен на товары (работы, услуги).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF REDUCING THE COST OF GOODS (WORKS, SERVICES)

Within the framework of the conducted research the characteristic of the market of services for storage of goods provided by temporary storage warehouses is given, as well as modern instruments of state influence on the pricing process for the services in question. Based on the results of the research, the authors formulated goals and objectives for ensuring the efficiency and transparency of the operation of temporary storage warehouses, and also proposed a mechanism (tool) that would ensure the effectiveness of the state machinery for preventing and suppressing unjustified increases in prices for goods (work, services).

Текст научной работы на тему «Механизм снижения стоимости товаров (работ, услуг)»

тз

L-—^ i,

УНИВЕРСИТЕТА Механизм снижения стоимости товаров (работ, услуг) ' ^^ '

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

МЕХАНИЗМ СНИЖЕНИЯ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)

Аннотация. В рамках проводимого исследования дается характеристика рынка услуг по хранению товаров, оказываемых складами временного хранения, а также современных инструментов влияния государства на процесс ценообразования на рассматриваемые услуги. На основании результатов исследования авторами сформулированы цели и задачи обеспечения эффективности и прозрачности функционирования складов временного хранения, а также предложен механизм (инструмент), позволяющий обеспечить эффективность работы государственного аппарата по предупреждению и пресечению необоснованного роста цен на товары (работы, услуги). Ключевые слова: склад временного хранения, справедливая цена, умеренная норма прибыли, снижение себестоимости, единая система мониторинга за себестоимостью товаров (работ, услуг).

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.49.9.141-148

Александр Васильевич КОВАЛЕВ,

юрист

kovalev_alexandt@list.ru

121615, Россия, г. Москва, Рублевское ш., д. 26, корп. 1

A. V. KOVALEV kovalev_alexandt@list.ru Russia, Moscow, Rublevskoe sh., d. 26. 1 A. V. TUNICK av.tyunik@gmail.com Russia, Moscow, ul. Shkolnaya, d. 34 THE MECHANISM OF REDUCING THE COST OF GOODS (WORKS, SERVICES) Abstract. Within the framework of the conducted research the characteristic of the market of services for storage of goods provided by temporary storage warehouses is given, as well as modern instruments of state influence on the pricing process for the services in question. Based on the results of the research, the authors formulated goals and objectives for ensuring the efficiency and transparency of the operation of temporary storage warehouses, and also proposed a mechanism (tool) that would ensure the effectiveness of the state machinery for preventing and suppressing unjustified increases in prices for goods (work, services). Keywords: temporary storage warehouse, fair price, moderate profit rate, cost reduction, unified monitoring system for the cost of goods (works, services).

Андрей Владимирович ТЮНИК,

экономист-менеджер, кандидат экономических наук

av.tyunik@gmail.com

109544, Россия, г. Москва, ул. Школьная, д. 34

Введение

В условиях, когда внешняя торговля играет немаловажную роль в экономической деятельности любого государства, необходимым является обеспечение эффективности функционирования всех цепочек поставок товаров, ввозимых в страну, © А. В. Ковалев, перевозимых по стране и вывозимых из страны. А. В. Тюник, 2018

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

К числу таких цепочек относятся, в частности, склады временного хранения (СВХ), которые оказывают услуги по хранению товаров, находящихся под таможенным контролем (далее — услуги по хранению). Роль СВХ во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) неоднозначна, имеет разные точки зрения в отношении необходимости функционирования СВХ, однако в данной статье авторами исследуется вопрос о механизме, способствующем снижению стоимости услуг по хранению.

Нередко потребители услуг по хранению говорят о неоправданно высоких ценах на них, которые приводят к увеличению себестоимости товаров при их выпуске в свободное обращение.

Данный тезис не лишен смысла и содержит разумное требование потребителя о справедливом ценообразовании. Необходимо сделать оговорку, что понятие «справедливая» цена, равно как и его определение, законодательно не определены. Тем не менее для целей данной статьи под «справедливой» ценой предлагается понимать цену, которая обеспечивает покрытие экономических затрат и получение умеренной нормы прибыли (например, не более 7—15 %).

По сути, потребители выступают не против извлечения владельцами СВХ прибыли в принципе, а за установление некоторого верхнего «порога» цены, в том числе умеренной нормы прибыли, которые позволили бы, во-первых, сделать ценообразование понятным, а цены доступными и, во-вторых, сделать рост цен на такие услуги прогнозируемым.

Одновременно с этим можно предположить, что высокая стоимость рассматриваемых услуг является прямым следствием расходов, при этом прибыль владельцев СВХ зачастую крайне несущественна.

Нередко можно встретить мнение и сторонников свободных рыночных отношений, в условиях которых осуществляется ценообразование на рассматриваемые услуги, суть которого в том, что СВХ работают в условиях свободной конкуренции, которая и должна разрешить вопрос о снижении стоимости товаров.

На практике же ситуация не меняется и ожидаемого снижения цен не происходит.

Характеристика услуги по хранению и условий ценообразования

Услуга по хранению оказывается, когда иностранные товары в случаях и сроки, предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза1, а также законодательством государств — членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании, подлежат помещению на временное хранение.

Такое помещение товаров будет обязательным в силу закона, а учитывая, что помещенные на СВХ товары до выполнения всех необходимых таможенных формальностей и до оплаты услуг по хранению не выпускаются в свободное обращение, можно говорить о принудительном характере их оказания.

Принудительный характер услуги по хранению — не единственный случай, аналогичную ситуацию можно встретить при оказании услуг по переме-

1 URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/itia_12042017 (дата обращения: 29.01.2018).

73

L-—^ Ii

УНИВЕРСИТЕТА Механизм снижения стоимости товаров (работ, услуг) '

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

щению и хранению задержанных транспортных средств. Так, согласно ч. 1, 10 ст. 27.13 КоАП РФ в силу принудительного характера помещения транспортного средства на штрафстоянку водитель не вправе пользоваться им до выполнения всех необходимых требований и обязательств, связанных с возвратом транспортного средства, в том числе об оплате услуг по его перемещению и хранению.

Принципиальным отличием двух данных услуг является то, что услуги по хранению задержанных транспортных средств оплачиваются в соответствии с ч. 11 ст. 27.13 КоАП РФ по регулируемым ценам, в то время как оплата услуг по хранению оплачивается по ценам, устанавливаемым владельцами СВХ в условиях отсутствия государственного ценового регулирования таких услуг.

Говорить в последнем случае о «разумном» ценообразовании и установлении «справедливой» цены весьма сложно, поскольку условия осуществления предпринимательской деятельности, по крайней мере со стороны продавца (в большинстве случаев), таковы, что для обеспечения рентабельности своего бизнеса он должен стремиться обеспечить достижение двух целей:

а) максимально возможного наращивания и последующего поддержания объема оказываемых услуг;

б) извлечения прибыли — регулярной и максимально возможной. Это возможно либо посредством увеличения объема оказываемых услуг, либо (при неизменности объема услуг) посредством различных манипуляций с перечнем оказываемых услуг и с формированием цены на них2.

Принудительный характер в совокупности со свободным ценообразованием может оказать благотворное влияние для достижения указанных целей, в том числе посредством злоупотребления своим положением на рынке вне зависимости от объема оказываемых услуг, особенно когда в зоне деятельности таможенного органа функционирует один СВХ. Зная это, владелец СВХ с выгодой для себя может использовать данное «преимущество».

Такой подход нацелен исключительно на развитие владельцами СВХ только своих «участков работы», пренебрегая общественными и государственными интересами.

Если говорить об эффективности функционирования СВХ, то государству необходимо принципиальным образом переориентировать цели деятельности СВХ с извлечения прибыли на достижение общестрановых стратегических целей — сокращение себестоимости на рынке услуг по хранению и снижение их конечной цены для потребителей.

Достижение этих целей должно обеспечить выполнение следующих основополагающих задач:

— усиление роли государства в решении стратегических, экономических задач развития цепочек поставок товаров;

Например, оплата за хранение товаров свыше 3 дней, только по двойному коэффици- о

енту; дифференцированное определение платы за хранение транспортного средства, г

помещенного на временное хранение, за одно стояночное место (к примеру, 2 500 руб. §

в сутки в течение трех календарных суток с момента помещения на временное хране- е

ние, 3 000 руб. в сутки начиная с четвертых и по восьмые календарные сутки). право

>

2

) УНИВЕРСИТЕТА

а-—^ имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

— гарантирование участникам ВЭД со стороны государства стабильности и предсказуемости ценообразования на услуги по хранению (в среднесрочной или даже в долгосрочной перспективе).

Кроме того, их достижение предполагает установление паритета между частными (извлечение прибыли) и государственными интересами (недопущение неконтролируемого и необоснованного увеличения цен, обеспечение предсказуемости ценообразования, а также ценовой доступности товаров (работ, услуг) потребителю).

Правовые инструменты влияния на процесс ценообразования

Сегодня государство располагает двумя инструментами влияния на процесс ценообразования: ценовое и антимонопольное регулирование.

Данные инструменты имеют свое положительное влияние, однако представляется, что они носят статический характер и имеют неточно сформулированную целевую направленность применения.

Во-первых, статический характер обусловлен тем, что данные инструменты применяются не на основе изменяющихся показателей себестоимости товаров (работ, услуг) (далее — товар), получаемых (например, ежедневно) от производителя товаров в оперативном порядке в режиме online, и анализа таких изменений, а только в случаях, в сроки и в порядке, предусмотренных законодательством.

В соответствии с п. 81, 82 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции, являющегося приложением № 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.20143 (далее — Договор) государственное ценовое регулирование может вводиться государствами — членами Евразийского экономического союза (далее — Союз) на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии (на отдельные виды социально значимых товаров на отдельных территориях), в исключительных случаях. При этом общий срок применения ценового регулирования по одному виду социально значимого товара не может превышать 90 календарных дней в течение 1 года.

Кроме того, согласно пп. 1 п. 5 Протокола о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, являющегося приложением № 20 к Договору, государства — члены Союза также вправе в соответствии со своим законодательством применять тарифное (ценовое) регулирование услуг субъектов естественных монополий.

Вместе с тем указанные положения Договора не применимы в отношении услуг по хранению.

В свою очередь, меры антимонопольного реагирования могут быть задействованы только при наличии признаков недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц, выразившихся, например, в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара; в нарушении установленного правовыми актами порядка ценообразования.

3 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 // URL: https://docs.eaeunion. org/docs/ru-ru/0023611/itia_05062014_doc.pdf (дата обращения: 29.01.2018).

73

L-—^ ь

УНИВЕРСИТЕТА Механизм снижения стоимости товаров (работ, услуг) '

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Применение таких мер ставится в зависимость не только от наличия соответствующих признаков ограничения конкуренции и (или) ущемления интересов, но также и от обязательных условий, содержащихся в антимонопольном законодательстве (например, наличие доминирующего положения).

При этом необходимо учитывать, что с момента поступления в антимонопольный орган информации о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, проведения расследования и до вступления в силу решения данного органа могут пройти годы.

Как следствие, рассмотренные инструменты не обеспечат ежедневного наблюдения за уровнем себестоимости товаров и регулярное проведение анализа причинно-следственной связи между уже зафиксированным уровнем себестоимости и происходящими колебаниями, которые приводят к ее изменению, в том числе к увеличению.

Во-вторых, под неточно сформулированной целевой направленностью мы понимаем отсутствие в качестве основной цели применения ценового и антимонопольного регулирования сокращение себестоимости товаров и снижение конечной цены для конечного потребителя. В этой связи указанные инструменты не ориентированы на проведение контроля за себестоимостью товаров и мероприятий по ее снижению.

Таким образом, в вопросе о проведении работ по снижению издержек хозяйствующих субъектов и снижению конечной стоимости товаров для населения не проводится постоянная полномасштабная работа по всестороннему исследованию первопричин изменения цен — изменения себестоимости товаров.

Приведем пример неэффективного контроля стоимости товаров, который может иметь место на практике. Так, есть некоторый хозяйствующий субъект, входящий в состав одной вертикально-интегрированной компании и не находящийся на упрощенной системе налогооблажения (ХС), который посредством розничной сети своих «филиалов» осуществлял в различных регионах РФ розничную реализацию товаров, допустим, товары марок ЛИ-5, ЛИ-2 и ЛИ-0.

Каждый «филиал» оснащен контрольно-кассовой техникой (ККТ), которая фиксирует реализацию товаров и, в свою очередь, требует технического обслуживания (ТО). Для этого ХС заключает договор на оказание услуг по ТО ККТ, затраты на которые включает в качестве экономически «обоснованных» затрат в себестоимость товаров.

ТО одной единицы ККТ в месяц среди участников рынка (к примеру, 20) варьируется в пределах 1 800—2 200 руб. (средняя цена — 2 000 руб.). Тем не менее ХС заключает договор на ТО ККТ с участником (не входящим в число вышеуказанных 20 участников) стоимостью 5 000 руб. за одну единицу ККТ, что в 2,5 раза превышает среднерыночную стоимость данной услуги. С точки зрения ХС затраты на оказание услуг по ТО ККТ стоимостью 5 000 руб. за одну единицу в месяц вполне обоснованны. а

Каких-либо ограничений по отбору контрагентов для оказания услуг по ТО ККТ л

законодательством не предусмотрено, равно как и не урегулирован вопрос о том, г

какие затраты следует считать экономически обоснованными, в связи с чем в ус- §

ловиях свободного ценообразования каждый хозяйствующий субъект самостоя- е

тельно определяет пределы такой обоснованности и реализует свободу договора. право

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Однако выбор услуги стоимостью в 2,5 раза выше среднерыночной не должен оставаться без внимания контролирующих органов, поскольку, как следует из приведенного примера, искусственно могут создаваться условия для увеличения себестоимости товара и его отпускной цены.

Пока важным будет оставаться факт подтверждения экономической обоснованности произведенных затрат в отсутствие непосредственного раскрытия на законодательном уровне термина «обоснованность затрат», полагаем, что никаких системных противоречий с ценовым или антимонопольным регулированием не выявится.

Конечно, можно ввести ценовое регулирование или усилить антимонопольный контроль, однако в силу приведенных характеристик рассматриваемых инструментов, а также принимая во внимание возникающие временные затраты в связи с их применением (например, проведение проверочных мероприятий; сбор доказательств и их анализ), использование данных инструментов, на наш взгляд, не обеспечит комплексного и оперативного решения задачи по контролю ценообразования.

Вместе с тем решение указанной задачи позволит сформировать целостную «картину» условий ценообразования подконтрольных товаров и способствовать его среднесрочному или долгосрочному планированию в страновом масштабе. Другой вопрос, как можно это обеспечить?

На наш взгляд, основываясь на Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»4 и Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 2035 (далее — Стратегия), таким решением может быть разработка, внедрение и применение единой системы мониторинга себестоимости товаров (ЕСМСТ).

В условиях развития цифровых технологий и принимая во внимание цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на формирование национальной цифровой экономики (п. 1 Стратегии), предложение о применении цифровых технологий обработки данных о себестоимости товаров представляется более чем актуальным и отвечающим современным требованиям развития инструментов государственного регулирования в экономике.

Единая система мониторинга себестоимости товаров

ЕСМСТ является аналогом системы управления рисками6, применяемой таможенными органами для обеспечения эффективности проведения таможенного контроля, и должна обеспечить оперативное получение показаний себестоимости товаров для формирования у государства объективного представления об

4 СЗ РФ. 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3378.

5 СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

6 Глава 50 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

тз

L-—^ ь

УНИВЕРСИТЕТА Механизм снижения стоимости товаров (работ, услуг) ' ^^ *

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

условиях и факторах (например, расходы на услуги естественных монополий, кредитование), влияющих на ценообразование в приоритетных отраслях экономики и оказывающих влияние на производство готового товара, а также об объемах производимых товаров.

Внедрение ЕСМСТ предлагается начать на рынке услуг по хранению. Однако данный рынок рассматривается авторами лишь как пилотный, в рамках которого предстоит протестировать систему, выявить слабые стороны, доработать и в последующем распространить на более широкую группу товаров.

Авторами ставятся две стратегические цели разработки и применения ЕСМСТ:

а) снижение себестоимости товаров в приоритетных отраслях экономики (далее — подконтрольная группа товаров);

б) снижение конечной стоимости товаров для населения (далее — готовый товар), в том числе на величину снижения себестоимости подконтрольной группы товаров, используемых в составе готового товара.

В качестве приоритетных задач разработки и применения ЕСМСТ авторами выделяются:

— формирование новой цифровой отчетности по себестоимости подконтрольной группы товаров;

— оперативная передача от производителя в регулирующий орган в режиме online показателей себестоимости подконтрольной группы товаров, показателей стоимости всех товаров, затраты на приобретение которых включаются в себестоимость подконтрольной группы товаров, а также об объемах производимых товаров;

— определение предела умеренной нормы прибыли с возможностью установления в исключительных случаях шагов изменения такого предела;

— раскрытие структуры цены на подконтрольную группу товаров для широкого круга лиц.

К иным задачам разработки и применения ЕСМСТ следует отнести:

— обеспечение эффективного использования ресурсов государственного управления (контроля);

— проведение анализа причин изменений показателей себестоимости подконтрольной группы товаров и влияния на их конечную стоимость для потребителя;

— выработку мер, направленных на снижение себестоимости подконтрольной группы товаров и конечной стоимости готового товара для потребителя;

— увеличение возможностей государства по среднесрочному и долгосрочному прогнозированию ценообразования подконтрольной группы товаров (включая выявление и анализ рисков изменений показателей себестоимости подконтрольной группы товаров, а также определение совокупности условий и факторов, влияющих на риски).

Достижение целей и выполнение задач невозможно без подготовки комплекс- а

ного документа стратегического планирования, целью которого является обес- л

печение готовности перехода к цифровому мониторингу себестоимости подкон- г

трольной группы товаров — программы разработки, внедрения и применения §

ЕСМСТ (далее — Программа), включающая план мероприятий (последователь- е

ность действий, сроки их выполнения, ответственный исполнитель). право

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Вопрос наполнения Программы требует отдельного рассмотрения и обсуждения. Тем не менее считаем необходимым выделить две ключевые составляющие Программы.

1. Определение этапности разработки, внедрения и применения ЕСМСТ: этап I — разработка и утверждение Концепции создания ЕСМСТ и Программы; этап II — выполнение мероприятий Программы. Результатом этапа должно стать создание технических, правовых и других условий, обеспечивающих применение ЕСМСТ (на данном этапе необходимо, в частности, сформировать техническую базу применения ЕСМСТ; провести ревизию актов в сфере ценового и антимонопольного регулирования, а также в иных сферах, которые могут быть затронуты в связи с применением ЕСМСТ на предмет их актуализации или признания утратившими силу; разработать акты, регулирующие разработку и применение ЕСМСТ); этап III — поэтапное применение ЕСМСТ на рынке услуг по хранению.

2. Формирование субъектного состава реализации Программы. Субъектный состав предлагается определить исходя из этапов создания, внедрения и применения ЕСМСТ:

1) разработка ЕСМСТ осуществляется специалистами в области экономики, IT-технологий, аналитики и статистики, задачей которых является создание модели, позволяющей обеспечить максимально полное наполнение ЕСМСТ данными о себестоимости подконтрольной группы товаров и оперативной передачи данных в «центр», с учетом целей и задач ЕСМСТ;

2) внедрение и применение ЕСМСТ осуществляется специалистами в области экономики, IT-технологий, уполномоченным органом, ответственным за функционирование ЕСМСТ, участниками рынка.

На этапе внедрения эксперты должны осуществлять общую координацию работ, в то время как на этапе применения — осуществлять параллельный анализ изменений показателей себестоимости наряду с уполномоченным органом, ответственным за функционирование ЕСМСТ.

При этом в качестве уполномоченного органа, ответственного за функционирование ЕСМСТ, предлагается создать новый орган, основными функциями которого должно стать обеспечение: бесперебойного функционирования системы; проведения аналитических исследований и обобщений в установленной сфере деятельности; среднесрочного и долгосрочного прогнозирования ценообразования.

Заключение

Внедрение ЕСМСТ потребует разрешения огромного количества вопросов, связанных как с технической стороной реализации проекта, так и с изменением действующего государственного регулирования экономической деятельности, включая реформирование системы государственного управления, поскольку в современных реалиях, не осуществляя структурные преобразования, невозможно будет обеспечить достижение целей и задач функционирования ЕСМСТ.

В связи с этим создание ЕСМСТ должно осуществляться в рамках формирования и реализации системы государственного стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.