Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ СНИЖЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

МЕХАНИЗМ СНИЖЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / МИГРАЦИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шеломенцева Валентина Павловна, Бейсембаева Галия Мустапаевна

В Республике Казахстан, характеризующейся этническим и культурным многообразием, отмечается изменение этнической структуры населения. На основе количественной оценки межэтнической напряженности проведен анализ сложившейся ситуации в стране. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время межэтническая напряженность находится на низком уровне и случаи возникновения этнических конфликтов и акций националистического характера носят эпизодический характер. По мнению авторов, первоочередные меры государственного воздействия включают мероприятия по укреплению единства многонационального народа Республики Казахстан, совершенствование механизмов развития миграционной обстановки и меры по сокращению социального неравенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шеломенцева Валентина Павловна, Бейсембаева Галия Мустапаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF THE REDUCTION OF INTER-ETHNIC TENSION IN THE REGIONS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN (SOCIO-POLITICAL ASPECT)

A change in the ethnic structure of population is observed in the Republic of Kazakhstan which is described by ethnic and cultural diversity. On the basis of a quantitative assessment of interethnic tension, the analysis of the current situation in the country was carried out. The obtained results substantiate that the level of interethnic tension is currently low, and the cases of ethnic conflicts and nationalistic actions are sporadic. It is the author’s opinion the priority measures of state influence include measures to strengthen the unity of the multiethnic people of the Republic of Kazakhstan, improvement of the development mechanisms of the migration situation and measures to reduce social inequality.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ СНИЖЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

УДК 323.13(574)

МЕХАНИЗМ СНИЖЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

(СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

THE MECHANISM OF THE REDUCTION OF INTER-ETHNIC TENSION IN THE REGIONS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

(SOCIO-POLITICAL ASPECT)

В. П. Шеломенцева, Г. М. Бейсембаева

V. P. Shelomentseva, G. M. Beisembayeva

Ключевые слова:

этническая напряженность; миграция; конфликтность; межнациональные отношения; толерантность; гражданская и этническая идентичность

Key words:

ethnic tension; migration; proneness to conflict; interethnic relations; tolerance; civil and ethnic identity

С момента приобретения независимости Республики Казахстан вопросам стабилизации межнациональных отношений внутри страны государственными органами власти уделяется особое внимание. Еще в 1990 году, с принятием Декларации Республики Казахстан о государственном суверенитете, в числе приоритетных государственных задач была обозначена задача укрепления национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих на территории Казахстана.

На современном этапе одна из ключевых задач модернизации полиэтнического общества Казахстана — формирование единой нации, укрепление казахстанской идентичности на принципах гражданства. Среди государств постсоветского пространства Республика Казахстан характеризуется как страна с наиболее устойчивой политической системой и общественной стабильностью [1].

Этнические конфликты и войны в соседних с Казахстаном странах ближнего зарубежья (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Россия) повлекли за собой огромные экономические, политические, гуманитарные проблемы для людей и оказали негативное влияние на развитие этих независимых стран [2].

В отличие от соседних стран в Казахстане не было крупных межнациональных конфликтов или столкновений. В то же время проведенные исследования межэтнической ситуации в Казахстане свидетельствуют о наличии рисков, связанных с высоким этноконфликтным потенциалом и высокой степенью неудовлетворенности культурных и языковых потребностей членов общества [3].

Одним из факторов, влияющих на этнический состав населения, стабильность межэтнической ситуации в стране, является миграционная политика государства. С одной стороны, проводимая в настоящее время миграционная политика Республики Казахстан способствует привлечению высококвалифицированной иностранной рабочей силы. С другой стороны, неконтролируемый рост потока иммигрантов в страну может оказать негативное влияние на настроения тех или иных групп населения.

Сосуществование разных этнических групп на одной территории в такой многонациональной стране, как Республика Казахстан, рассматривается как актуальное направление разноплановых научных исследований. Прикладные задачи научных исследований в данном направлении заключаются в выработке эффективных механизмов снижения межэтнической напряженности в стране.

Большинство исследований по проблемам межэтнических отношений базируется на изучении общественного мнения. Значительная часть эмпирической информации о межнациональных отношениях внутри отдельных регионов поступает в результате проведения социологических опросов. Оценка текущей миграционной и межнациональной ситуации осуществляется преимущественно дескриптивным (описательным) методом, который не только дает собирательное представление об объекте исследования, но и создает основу для построения более сложных моделей анализа.

В условиях нарастания миграционных процессов, усложнения геополитической обстановки и обострения национальной конфликтности во многих регионах мира для Республики Казахстан как государства со сложным этническим, языковым и религиозным составом особую актуальность приобретают проблемы количественной оценки межэтнической стабильности внутри страны. Например, применение метода балльно-индексной оценки может дать объективную оценку сложившейся межэтнической ситуации в регионе и принять эффективные решения по предотвращению межгрупповых конфликтов и снижению общественно-политической напряженности.

Однако следует отметить, что проведение такого рода исследований сталкивается с проблемой методологического характера. В настоящее время не существует единых научных подходов к определению такого понятия, как «межэтни-

ческая напряженность», отсутствуют методологические подходы к его количественному анализу.

Цель данного исследования заключается в развитии методологических подходов к проведению количественной оценки сложившейся ситуации в области нациестроительства и межэтнических процессов.

Для достижения поставленной цели в рамках исследования были определены следующие задачи: представление методики экспресс-оценки сложившейся межэтнической ситуации; проведение анализа этнической структуры и ее динамики в Республике Казахстан; проведение оценки современной межэтнической ситуации в стране; определение перспективных механизмов управления межэтническими отношениями и создание системы предотвращения межгрупповых конфликтов.

Исследование включает в себя сбор информации о национально-этническом составе отдельных территорий Казахстана, анализ документов, обработку вторичных данных, полученных из открытых источников.

Информационной базой исследования служат показатели государственной статистики, результаты социологических исследований, проведенных авторами, а также опубликованные результаты социологических исследований государственных органов и общественных объединений Республики Казахстан.

При оценке этнической структуры отдельных территорий страны применялся индекс мозаичности по Б. М. Эккелю, который рассчитывается по формуле

где Р — индекс мозаичности этнической структуры населения; М — количество этнических групп в регионе; Jяi — доля /-го этноса во всем населении [4].

Чем выше индекс мозаичности, тем разнообразнее этнический состав территории.

Предлагаемая методика оценки сложившейся межэтнической ситуации в республике основывается на определении интегрального оценочного показателя — индекса межэтнической напряженности (1ет).

Для сбора первичной информации использовался количественный метод. Поскольку официальной статистики для объективной оценки межэтнической ситуации недостаточно, основным источником данных стал социологический опрос «О состоянии этнической сплоченности в Республике Казахстан», проведенный

¿=1

группой экспертов Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE с 15 по 23 августа 2016 года1.

Социологический опрос как наиболее распространенный количественный метод сбора первичной информации имеет определенную ограниченность, поскольку результаты основаны на субъективном мнении опрашиваемых. В то же время объективным обоснованием выбора данного метода сбора первичной информации является его успешное использование в случаях, когда получение информации для исследования другим способом затруднено либо невозможно.

Объем выборки составил 3 192 человека из Астаны, Алматы и всех 14 областных центров Казахстана, из них 69 % — женщины и 31 % — мужчины. Возрастная структура респондентов: более 40 % — молодые люди в возрасте 18-29 лет, 27 % — возрастная группа 30-39 лет, остальные — старше 40 лет. Для данной выборки максимальный размер статистической погрешности с вероятностью 95 % не превышает 1,75 %.

Для проведения стандартизированного интервью и уменьшения непреднамеренных ошибок респондентов был подготовлен вопросник, который, по сути, представляет собой анкету, содержащую вопросы закрытого типа.

Для приведения качественных признаков и количественных показателей к стандартному виду Институтом политических решений Республика Казахстан в рамках проекта «Концепция ЕТ1. Индекс этнической напряженности» разработана методика определения индекса межэтнической напряженности, в соответствии с которой для всех регионов этот показатель рассчитывается ежеквартально.

По данным Комитета государственной статистики Республики Казахстан, на 1 января 2016 года численность населения в республике составила 17 670,6 тыс. человек. Несмотря на то что подавляющее большинство населения страны (66,5 %) — представители одного этноса (казахов), Казахстан относится к регионам с высокой степенью этнического многообразия.

В настоящее время на территории государства проживают представители 18 национальностей. Помимо казахов, наиболее многочисленной этнической группой являются русские (3 644,5 тыс. человек или 20,6 % от общей численности населения), узбеки (548,8 тыс. человек или 3,1 % от общей численности населения).

Показатель этнической мозаичности населения в среднем по Республике Казахстан на начало 2016 года составил 0,513. Индекс этнической мозаичности по состоянию на начало 2016 года представлен на рисунке.

1 Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.demos.kz/rus/?poll=53.

Рисунок. Индекс этнической мозаичности для регионов Республики Казахстан

Анализ индекса этнической мозаичности позволяет выделить на территории Казахстана несколько очагов полиэтичности, из которых происходит дальнейшее расселение многих народов.

Первая многонациональная зона — это северная часть страны (Костанай-ская, Акмолинская, Северо-Казахстанская, Павлодарская области). Здесь достаточно высока доля славянских этносов, что связано, прежде всего, с эвакуацией военных заводов и некоторых учреждений во время Великой Отечественной войны, освоением целинных и залежных земель в 30-50-х гг. XX века. Вторая многонациональная зона — это Карагандинская и Восточно-Казахстанская области, а также город Алма-Ата. Здесь проживает около 41 % русского населения страны.

Напротив, наименьшими значениями индекса этнической мозаичности характеризуются моноэтнические области, такие как Кызылординская, Мангистау-ская, Атырауская, где численность этнической группы казахов составила 96, 90,3 и 92,1 % соответственно.

С момента обретения независимости этническая структура республики претерпела существенные изменения. Непосредственное влияние на демографические и территориальные позиции этнических групп Казахстана активно оказывают миграционные процессы.

Согласно данным ООН, в 2015 году в стране проживали более 3,5 миллионов мигрантов всех категорий (включая репатриацию оралманов, трудовую миграцию, миграцию по личным мотивам и в рамках обмена), что составило 20 %

населения Казахстана, равняющегося на тот период 17,5 млн человек (статистика Всемирного банка за 2015 год).

Въездной миграционный поток формируется за счет граждан Узбекистана, Россиии и Китая. Приоритетными направлениями эмиграционного потока являются Россия, Германия, Беларусь, Узбекистан.

Вследствие роста эмиграционных потоков неказахского населения и репатриации казахов из Монголии, Узбекистана, Китая и России этнонациональная структура стала иной. За 26 лет численность титульного этноса — казахов — увеличилась с 6 534,6 до 11 748,2 тыс. человек. Данная тенденция обусловлена не только естественным приростом, но и активизацией миграционных процессов. В 1991 году началась стихийная репатриация этнических казахов на родину. С целью упорядочения процесса расселения этнических иммигрантов на территории Республики Казахстан в 2008 году была принята Государственная программа «Нурлы кош» («Светлая ночевка»).

Эта программа стала стимулом для многих этнических казахов вернуться на историческую родину. С 1991 по 2015 гг. на историческую родину вернулись и получили статус оралмана 260 325 семей или 955 894 этнических казаха, что составляет 5,5 % от общей численности населения страны2. Большинство этнических казахов прибыли из Узбекистана — (61,6 %), из Китая — 14,2 %, из Монголии — 9,2 %, из Туркменистана — 6,8 %, из Российской Федерации — 4,6 %. Остальные 3,6 % оралманов прибыли из других стран дальнего зарубежья.

В целом следует отметить, что этническая структура населения республики имеет позитивные и негативные тенденции. С одной стороны, это сохранившаяся толерантность во взаимоотношениях народов, проживающих на территории Казахстана, и проведение лояльной государственной этнической политики, а с другой — активизация процессов региональной идентификации и социально-экономического позиционирования этносов, развития внешней и внутренней миграции [5].

Вопросы формирования национальной идентичности всегда находились в центре внимания органов государственной власти Республики Казахстан. Еще в начале 1990-х гг. Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым была сформирована идея межэтнического согласия. В Конституции 1995 года общественное согласие и стабильность были обозначены как основные принципы деятельности государства. В основном законе страны заложено свыше 11 норм, обеспечивающих равенство прав всех граждан независимо от расовой, этнической, религиоз-

2 Миграционная ситуация в Республике Казахстан за 2015 год [Электронный ресурс] // Интернет-портал СНГ. - Режим доступа: http://www.e-cis.info/page.php.id=25136.

ной и социальной принадлежности3. Установлен единый гражданско-правовой и общественный статус этносов и этнических групп, их представители обладают всей полнотой прав и свобод единого народа Казахстана.

Грамотная политика позволила стране избежать крупных конфликтов и вооруженных противостояний, сохранить общественно-политическую стабильность в регионе. Результаты различных социологических опросов по проблемам межэтнических отношений показывают, что в целом в республике сохраняется высокий уровень толерантности населения.

Так, по результатам социологического исследования 2016 года, проведенного Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE, 41 % опрошенных казахстанцев называют отношения сложными, но стабильными, некритичными и в целом безопасными. Около 12 % респондентов оценивают отношения между этносами в стране как «дружественные» и не имеющие проблем. Остальные констатируют разную степень сложности межэтнического взаимодействия отношений. Около 28 % респондентов называют эти отношения «непростыми, но только на бытовом уровне, как в любой семье». 12 % считают межэтническую сферу «очень сложной», констатируют ухудшение и возможность развития конфликтов.

Большинство респондентов (62 %) убеждены, что межэтнические конфликты могут возникнуть только по искусственно созданным причинам либо в случае провокации или вмешательства третьей стороны.

Основной причиной возникновения межэтнического конфликта, по мнению 17 % респондентов, является экономический фактор. Языковые разногласия в Казахстане в качестве серьезной конфликтогенной основы назвали лишь 5 % респондентов. Еще 16 % опрошенных считают, что неблагоприятный сценарий возможен при совокупности вышеназванных причин.

Больше половины респондентов (59 %) ставят на первое место гражданскую идентичность, а не этническую принадлежность. Для 26 % опрошенных этническая и гражданская идентичности одинаково важны. Лишь 4 % считают себя прежде всего представителями своего этноса.

Примечательно, что 81 % респондентов ориентируются на Конституцию, считая, что все национальности равны и, прежде всего, казахстанцы. Однако 19 % уверены, что не все граждане равны, что отдельные этносы имеют больше или меньше прав. Следует отметить, что русские более критично оценивают положение собственной национальной группы, чем казахи и другие этносы [6]. В два раза меньше русских, чем казахов, чувствуют себя полноценными гражданами Казахста-

3 Аналитика Ассамблеи народов Казахстана. Общественное согласие — главный конституционный принцип [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://assembly.kz/ru/analitika.

на, около 15 % русских (против 3 % респондентов-казахов) чувствуют притеснения и ущемления по национальному признаку, унижение национального достоинства.

Никогда не испытывали какого-либо давления по этническим причинам 32 % опрошенных, а 45 % респондентов редко испытывали такую угрозу, но данный факт не вызывает беспокойства. В то же время 23 % респондентов в совокупности отметили, что регулярно или все чаще испытывают угрозу и давление.

Согласно результатам социологического исследования, проведенного Казахстанским институтом стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан в 2014 году [7-9], уровень ожидания межэтнического конфликта, по оценкам опрошенных, составил всего 6,3 %. Доминантное большинство респондентов (88,2 %) не ожидают открытого межэтнического конфликта в ближайшее время. Конфликтный потенциал на этнической почве в Казахстане составил 27,8 % (25,8 % — в 2013 году).

Согласно приведенным расчетам, индекс межэтнической напряженности находится на низком уровне. В настоящее время случаи возникновения этнических конфликтов и акций националистического характера носят эпизодический характер. В то же время можно констатировать, что латентная межнациональная напряженность в республике существует.

По мнению большинства экспертов, в настоящее время межэтнические противоречия в Казахстане неактивны и носят не ярко выраженный характер. В то же время межэтнические столкновения в Казахстане стали случаться с пугающей регулярностью. Так, в последнее десятилетие произошло порядка 9 серьезных конфликтов на этнической почве, широко освещавшихся в СМИ.

К ключевым проблемам в сфере состояния межэтнических отношений Республики Казахстан можно отнести следующие:

• недостаточно эффективная миграционная политика;

• несовершенство языковой политики, что является важнейшим поводом для межэтнической напряженности в казахстанском обществе;

• социальное неравенство населения в стране.

Несмотря на то что ситуация в этнонациональной сфере региона характеризуется как устойчивая, этническое разнообразие населения Казахстана требует разработки и дальнейшей реализации мер по гармонизации межнациональных отношений на территории страны.

Одним из механизмов реализации концепции в области предотвращения конфликтов и создания стабильной межэтнической ситуации выступает общенациональная патриотическая идея «Мэцгшк Ел».

Национальная идея «Мэцгшк Ел», в основе которой заложены культурные и духовные аксиомы независимой страны, была представлена в Патриотическом

акте, принятом 26 апреля 2016 года на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана «Независимость. Согласие. Нация единого будущего». Общенациональная идея нашла широкий отклик со стороны граждан страны, в продвижение и разъяснение населению данной идеи включились творческая интеллигенция, ученые и представители НПО.

Важными приоритетами национальной политики в сфере стабилизации межэтнических отношений, укрепления взаимопонимания и предотвращения межэтнических конфликтов в Республике Казахстан можно считать меры по укреплению единства многонационального народа; совершенствование механизмов развития миграционной обстановки; меры по сокращению социального неравенства.

Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать, что сложившийся этнический состав населения страны находится под прямым влиянием миграционных процессов. Республика Казахстан характеризуется как поли-этничная по составу населения страна. В то же время миграционные процессы в сочетании с демографическими процессами серьезно влияют на ее этническую структуру. За годы независимости существенно увеличилась доля казахов, и в настоящее время это основная этническая группа, занимающая две трети населения страны. В то же время, несмотря на то что русский этнос является вторым по численности этносом в стране, его доля в этнической структуре неуклонно снижается, а также происходит снижение уровня его социальной активности и культурного лидерства.

Поскольку межэтнические противоречия в Казахстане неактивны, ситуация может быть охарактеризована как умеренно напряженная. Хотя индекс межэтнической напряженности находится на низком уровне, сохраняется риск возникновения этнических конфликтов и единичных акций националистического характера.

Исследование позволило выявить ключевые проблемы, влияющие на рост противоречий и напряженности в обществе: недостаточно эффективная миграционная политика, несовершенство языковой политики, углубление социальной дифференциации населения.

Полученные результаты позволили обозначить перспективные направления государственной политики по стабилизации межэтнических отношений и укреплению национального и гражданского единства населения страны. К таким направлениям относятся комплекс мероприятий по укреплению единства многонационального народа Республики Казахстан, совершенствование механизмов развития миграционной обстановки и меры по сокращению социального неравенства.

Библиографический список_

1. Rustembekova D. K., Amandykova S. K. Inter-Ethnic Relations in the National Policy of the Republic of Kazakhstan (Some Legal Aspects) // World Applied Sciences Journal. -2013. - Vol. 27. - Р. 288-293.

2. Ishmukhamedov S. A. (n. d.). Constitutional basis of rights and interests protection of ethnic groups in modern Kazakhstan. - Available at: http://www.academia.edu/6671508/ Kazakhstan_ethnic_ groups_law_constitution.

3. Нургалиева М. Резервы и риски межэтнической стабильности в Казахстане (по результатам мониторинга «Социальные настроения в крупных городах Казахстана» за 2012 год) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-history.kz/media/upload/1466/2014/09/12/ 0797b28e3f1 d886b3499cbaad4c8f165.pdf.

4. Эккель Б. М. Определение индекса мозаичности национального состава республик, краев и областей СССР // Советская этнография. - 1976. - № 2. - С. 33-42.

5. Факторы внешнего влияния на межэтнические отношения в Республике Казахстан: коллективная моногр. / Под ред. Б. К. Султанова. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010. - 112 с.

6. Симакова О. (2016). Эмиграция русских: приглашение к размышлению // Казахстан-Спектр. - 2016. - № 75. - С. 99-109.

7. Хайруллина Н. Г., Койше К. К. Этническая идентификация татар Тюменской области: социологическое измерение // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 1. -С. 116-120.

8. Хайруллина Н. Г., Салихова А. Р. Межэтнические взаимодействия и этническое самосознание татар юга Тюменской области: традиции и инновации. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. - 77 с.

9. Черных И. А. Казахстан в 2013 году: актуальные вопросы развития страны

через призму общественного мнения. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2014. - 232 с.

Сведения об авторах Шеломенцева Валентина Павловна,

д. социол. н., профессор, Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, тел. 8(97182)652659, e-mail: valshelom@mail.ru

Бейсембаева Галия Мустапаевна, докторант, Бишкекский государственный университет, г. Бишкек, Киргизская Республика

Information about the authors Shelomentseva Valentina P., Doctor of Sociology, Professor, Innovative University of Eurasia, Pavlodar, phone: 8(97182)652659, e-mail: valshelom@mail.ru

Beisembayeva Galiya M., Doctoral Student, Bishkek State University, Bishkek, The Kyrgyz Republic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.