А.В. Пучнин
МЕХАНИЗМ СЛЕДООБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ ПО ДОЛЖНОСТИ И СЛУЖБЕ
MECHANISM OF TRACES AS A BASIS CONSTRUCTION METHOD OF THE INVESTIGATION OF CRIMES IN THE SPHERE OF ECONOMICS COMMITTED A POST AND SERVICE
В статье рассматриваются вопросы криминалистической характеристики преступлений совокупности статей Уголовного кодекса Российской Федерации. Определен ряд существенных свойств, позволяющих отнести данные составы преступлений с позиции методики уголовно-процессуального исследования к одной классификационной группе — преступления в сфере экономики, совершаемые по должности и службе.
The questions of criminalistic characteristics of crimes provided by articles of the criminal code of the Russian Federation. A number of essential properties are defined, allowing to include them into one classification group — crimes in the sphere of economics committed a post and service.
В настоящее время криминалистические методики чаще всего конструируются по основанию уголовно-правовой характеристики престу-плений (методика расследования убийств, взя-точничества и т.д.). Ряд криминалистических методик создаются по другим основаниям: особенностям личности преступника, сферам экономической и социальной жизни, где они совершаются, и т.п.
При рассмотрении сообщения о преступлении уполномоченное лицо принимает решение о возбуждении уголовного дела по признакам определенного деяния на основании информации, которая выражается в обнаруженных и собранных следах, которые возникли в результате его совершения.
В самом общем виде отражение преступле-ния в окружающей среде — это те изменения, которые оно в ней вызывает. «Разумеется, — совершенно верно отмечает Р. С. Белкин, — не все составляющие процесса отражения одинако -во значимы для практики борьбы с преступностью. Ведущую роль играют такие результаты этого процесса, как след и образ» [3. — С. 60].
В криминалистике (как, впрочем, и в других областях научных знаний) эти изменения-отражения принято делить на материальные (представляющие результат взаимодействия раз -личных «сугубо материальных» объектов) и иде -альные (субъективные образы материальной действительности, отображенные в памяти человека).
В то же время мы присоединяемся к мнению ряда ученых, обративших внимание и на третью группу изменений-отображений — виртуальные следы. Как пишет В.А. Мещеряков, одним из первых сформулировавший это понятие, вирту-альные следы есть следы, сохраняющиеся «в памяти технических устройств, в электромагнит -ном поле, на носителях машиночитаемой ин-формации» [5. — С. 102].
Мы солидарны с учеными, полагающими, что в основе создания криминалистической методики должен лежать механизм следообразова-ния, это обуславливается тем, что при установлении факта преступного деяния происходит процесс реконструкции действий, которые совершил преступник, и его облечение в процессуальные формы, что применимо даже при рассле -довании подготавливаемых преступлений, этот процесс возможен только при анализе и переработке следов [2].
Дело в том, что субъект преступления, для того чтобы совершить уголовно наказуемое деяние, независимо от своих личностных качеств должен совершить ряд типовых действий, остав -ляющих, в свою очередь, следы, которые в последующем могут обнаружены, изъяты, исследо -ваны и будут использоваться в качестве доказа -тельств. Сущность и характер этих типовых действий предопределяются содержанием диспози-ции соответствующих норм уголовного закона, очерчивающих непосредственный объект, пред -мет определенного уголовно-наказуемого пося-
гательства и другие элементы состава преступ-ления; реально возможными способами реализации субъектом объективной стороны диспозиции определенного уголовно-наказуемого деяния, которое он решил совершить; мотивами совершения преступления.
Типовые действия, которые преступник вы -нужден совершать при приготовлении, исполне -нии и сокрытии преступления криминалистиче-ски определенного вида, его мотивы и способы выполнения неизбежно и неукоснительно ведут к возникновению характерных следов на соот-ветствующих преступлениям этого вида объектах , их мотивации и способам реализации, т.е. обуславливают механизм ^ледообразования как объективно возникающего отражения (отображения) механизма самого совершения преступ -ления. Результаты этого процесса отражения возникают и существуют объективно, вне воли и сознания воспринимающих их субъектов.
Обоснованность и рациональность такого подхода к конструированию частной кримина-листической методики состоит, думается, в том, что он позволяет рассматривать в качестве ее объекта преступления, опосредованные не только различными статьями УК РФ [1], но и расположенные в различных его главах, по ос -нованию единства механизма ^ледообразования в результате их совершения, а потому, следова -тельно, по единству действий по его переработ -ке лицами и органами, осуществляющими уго -ловное преследов ание.
С этих позиций, по нашему мнению, вполне правомерным является рассмотрение в качестве криминалистически определенного вида престу -плений, а следовательно, объекта единой криминалистической методики, совокупности преступ -лений в сфере экономики, совершаемых по должности и службе. К таковым мы бы отнесли следующие уголовно-наказуемые деяния:
1. Присвоение или растрата (ч. 3 ст. 160 УК РФ).
2. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ).
3. Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ).
4. Незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ).
5. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ).
6. Легализация (отмывание) денежных
средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 1741 УК РФ).
7. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ).
8. Незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ).
9. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ).
10. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178 УК РФ).
11. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ч. 3 ст. 183 УК РФ).
12. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ).
13. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научнотехнической информации, незаконное выполне -ние работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ).
14. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ).
15. Неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ).
16. Преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ).
17. Фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ).
18. Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ).
19. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ).
20. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ).
21. Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ).
22. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2852 УК РФ).
На наш взгляд, все эти преступления, несмотря на то, что они опосредованы разными статьями УК РФ и располагаются в различных его главах, в криминалистическом отношении имеют больше единства, чем различий. Их объединяет ряд существенных свойств, позволяющих отнести их с позиции методики уголовно -процессуального исследования к одной класси-фикационной группе, в частности:
1. Все эти преступления совершаются в сфере экономической деятельности, характеризуют -ся коррупционностью и зачастую корыстной напр авленно стью.
2. Субъектами данных преступлений явля-ются либо должностные лица (в смысле определения должностного лица, данного в примечании к ст. 285 УК РФ) либо лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации (понятие которых расшифровано в примечании к ст. 201 УК РФ).
3. Все эти деяния при всем их разнообразии предполагают совершение действий и (или) при -нятие решений по должности или службе их
субъектами, что, как правило, требует их обле-чения в установленную соответствующими зако -нами и инструкциями письменную форму. Поэтому они фиксируются в соответствующих до -кументах — договорах купли-продажи, оказания услуг, административно -распорядительных до -кументах организации, бухгалтерской документации и т. п.
4. Мотивами указанных выше преступлений являются корыстная или иная личная заинтересованность совершающих их субъектов.
Единство этих факторов предопределяет и единство типового механизма следообразования в результате совершения данными субъектами этих преступлений. Ими же, сразу скажем, также во многом обусловливается и единство методи-ческих следственных ситуаций, возникающих на различных стадиях и этапах уголовно-процессуального исследования этих преступлений.
К типовым объектам следообразования (в данном случае под ними мы понимаем объекты, на которых остаются следы) можно отнести сле -дующие:
1. Документы, которые:
• содержат данные о финансовой деятельности физических и (или) юридических лиц, имеющих то или иное отношение к преступлению;
• отражают должностные или служебные действия субъекта преступления, в том числе непосредственно не относящиеся к экономической деятельности (в данном случае главным образом имеются в виду организационно-распорядительные акты организаций и предпри -ятий административного характера);
• содержатся в государственных, муниципальных и иных организациях (налоговых ин-спекциях, пенсионных фондах, Банке России, Федеральной регистрационной службе РФ и др.), подтверждая регистрацию, осуществление ка -кой-либо деятельности (коммерческой или некоммерческой), наличие на нее лицензии и т.п.
Документы имеют особое значение при расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых по должности и службе, что обусловлено тем, что именно через них можно проследить истоки, природу и назначение денежных средств, иного имущества, имущественных прав, т.е. какие с ними осуществлялись финансовые операции, иные сделки, вводились ли они в сферу предпринимательской или иной экономической деятельности.
На наш взгляд, именно в документах содержится преобладающее количество следов уголовно-наказуемого деяния. При расследовании преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата с использованием своего служебного положения), именно в документах
будет обнаружено подтверждение того, что имущество было вверено виновному и через какие финансовые механизмы осуществлялось его обращение, обособление, удержание и незаконное владение им как непосредственно субъектом преступления, так и третьими лицами. Применительно к воспрепятствованию законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ) отказ в регистрации, создание препятствий пред -принимательской деятельности будут выражены в документальной форме, даже в случае, если данный отказ не был выражен письменной форме, мы обнаружим следы преступления в заявлении на регистрацию и (или) получении разрешения осуществлять лицензируемые и требующие специального разрешения услуги. При расследовании преступлений, предусмотренных частями 2, 3, 4 ст. 183 УК РФ (незаконное получение и разглашение сведений, составляющий коммерческую, налоговую или банковскую тайну), а также ст. 189 УК РФ (незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научнотехнической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, ли -цом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность), главным образом в документах будут содержаться объективные доказательства того, что виновный имел или мог иметь доступ к указанным сведениям, осуществлял передачу сырья, материалов и т.д., оказывал указанные услуги.
При расследовании преступлений, предусмотренных ст. ст. 174, 174 , 175 УК РФ, связан -ных с приобретением, сбытом, легализацией де -нежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, следами могут быть как товарные и кассовые чеки, договоры купли -продажи, дарения, так и другие документы, ко -торые подтверждают осуществление финансовых операций и иных сделок, посредством кото -рых реализовывалось деяние и денежным средствам и иному имуществу придавалась види-мость законного владения.
Типовыми объектами следообразования при совершении таких уголовно-наказуемых деяний, как регистрация незаконных сделок с зем -лей (ст. 170 УК РФ), злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ), а также злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), в том числе частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ), будут документы, отражающие деятельность субъекта преступле -ния. Аналогично и при осуществлении незакон -ной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ), невозвращении из -за границы средств в ино -странной валюте (ст. 193 УК РФ), неправомер-
ных действиях при банкротстве (ст. 195 УК РФ), в том числе преднамеренном и фиктивном (соответственно ст. ст. 196 и 197 УК РФ).
2. Материальные носители информации, в которых (на которых) могут содержаться следы:
• помещения и строения (офисы, склады, личные помещения и т .д.) ;
• транспортные средства;
• компьютеры (в особенности информация, хранящаяся в них), оборудование, а также специ -альная техника, необходимая для осуществления лицензируемой деятельности;
• деньги, предметы, услуги имущественного характера и т. д.
По нашему мнению, при расследовании и раскрытии преступлений исследуемой катего-рии к следам можно отнести наличие у субъекта преступления или в его непосредственном под -чинении или собственности, в том числе собст -венности юридического лица, в котором он осуществляет руководящие, распорядительные и иные аналогичные действия, имущества, объектов, специальной техники, которые предна-значены или оборудованы для осуществления лицензируемой и требующей специального раз -решения деятельности, т.е. производства това-ров, их транспортировки, реализации, оказания услуг. Например, при расследовании незакон-ной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ) следует обратить внимание на наличие специального оборудования, которое используется для купли-продажи иностранной валюты в на -личной и безналичной формах или иных бан-ковских операций и услуг, несмотря на отсутст -вие лицензии или разрешения на предоставле-ние этих услуг.
3. Память лиц, в том или ином качестве имеющих отношение к совершению данного вида преступления (субъект преступления, потерпевший, посредник), а также других лиц, располагающих некими сведениями об обстоятельст-вах, с ним связанных.
Хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, отсутствие следов, характерных для данных преступлений, или их недостаточное количест -во на типовых объектах следообразования так -же является специфическим следом. К примеру, когда кредитная организация оказывает нели-цензируемые услуги или имеет разрешение на осуществление ограниченного круга банков -ских операций и отсутствуют подтверждения осуществления данной деятельности либо их размер не соотносится со штатом сотрудников данной организации, количеством помещений, площадей и оборудования, возникает сомнение в ее истинном предназначении. Таким образом, отсутствие следов, подтверждающих осуществ -
ление разрешенной деятельности, либо их не -достаточное количество свидетельствует о том, что данная организация предоставляет более широкий спектр услуг, возможно, в том числе и услуги, требующие специального разрешения.
Как уже говорилось ранее, возможности пе -реработки следователем этого механизма следо -образования во многом обусловливаются скла-дывающейся следственной ситуацией в ее методическом значении.
Методические следственные ситуации, возникающие при расследовании преступлений этой криминалистической классификационной группы (особенно на первоначальном его этапе), зависят от того, свидетельствует ли поступившая в распоряжение следователя из предусмотренных УПК источников информация о том, что преступление уже имело место быть, либо лицо, занимающее должностное или служебное положение, намеревается его совершить, а также того факта, осведомлен ли преступник о том, что в отношении него проводится проверка или возбуждено уголовное дело. Эти ситуации мы достаточно условно именуем соответственно ретроспективными и перспективными.
К первым можно отнести следующие следст -венные ситуации:
а) следователю становится известно о подготовке к совершению преступления из средств массовой информации или в результате проведе -ния официальных проверок.
б) следователю становится известно об уже имевшем место факте совершения преступления рассматриваемой группы из средств массовой информации или в результате проведения официальных проверок.
Ко второй группе можно отнести ситуации, при которых:
а) следователю становится известно о подготовке к совершению преступления в результате оперативно-разыскной информации;
б) следователю становится известно об уже имевшем место факте совершения преступления рассматриваемой группы в результате оператив -ной информации.
Отдельно необходимо отметить две категории случаев: поступает заявление от лица, явив -шегося потерпевшим, и о преступлении стано-вится известно в ходе расследования иного уголовного деяния, в связи с тем что преступник может быть как осведомлен, так и не осведомлен, что в отношении него проводится проверка или возбуждено уголовное дело.
В целом же, как нам представляется, наи-большие, но не принципиальные различия между частными методиками уголовного преследова-ния состоят лишь в перечне обстоятельств, уста -навливаемых при допросах вовлеченных в орбиту совершения таких преступлений лиц, что, в
свою очередь, как уже отмечалось, предопределяется диспозицией той статьи уголовного зако -на, под действие которой подпадает расследуемое деяние.
ЛИТЕРАТУРА
1. Уголовный кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».
2. Баев О.Я. Основы методики уголовного преследования и профессиональной защиты от него. — М., 2009, — 400 с.
3. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. — М., 2001. — 237 с.
4. Криминалистика / под ред. Н.П. Яблокова
— М., 2007. — 781 с.
5. Мещеряков В. А. Преступления в сфере компьютерной информации.— Воронеж, 2002.
— 408 с.