С. С. Суслова
МЕХАНИЗМ СЕМООБРАЗОВАНИЯ КОМПОЗИТ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГНЕЗДА ДЕЛАТЬ
Работа представлена кафедрой теории и истории русского языка Арзамасского государственного
педагогического института им. А. П. Гайдара. Научный руководитель - кандидат филологических наук, профессор Л. А. Климкова
Рассмотрен механизм семообразования производных композит первой ступени СГделать. Подробное описание семантических проекций на значения дериватов демонстрирует процесс формирования внутренней структуры новых слов.
Ключевые слова: русский язык, композит, семантика.
S. Suslova
DERIVATIVE COMPOUNDS' BUILDING IN THE WORD FAMILY "DO"
The article describes the inner mechanism of derivative compounds' building in the word family "do". The detailed description of semantic projections on the meanings of derivatives shows the process of new words' structure forming.
Key words: Russian, compound, semasiology.
Первая ступень деривации словообразовательного гнезда (СГ) с вершиной делать наряду с приставочными глаголами содержит группу сложных слов (композит). Согласно Словообразовательному словарю русского языка А. Н. Тихонова они составляют более половины от общего числа производных первой ступени - 48 единиц (правомерность помещения некоторых производных типа земледелец, рукоделец на первой ступени может вызвать сомнение). Композиты широко представлены в структуре словообразовательных гнезд разных частей речи, в том числе и глагольных, как в нашем случае. Именно при создании производных композит в полной мере проявляется словообразовательный потенциал глагола, что соотносительно с семантической насыщенностью, грамматической организованностью и сложной словообразовательной структурой глагола (значимость и сложность этой части речи на фоне других давно выявлена филологами).
Слова со сложными основами являются членами нескольких гнезд одновременно (двух, трех или четырех), в зависимости от количества корней в их структуре. Вследствие этого они обнаруживают связи между СГ и
являются фрагментами аллигатур: «Аллигату-ры представляют собой совокупности гнезд и рядов, объединенных связующими элементами, в случае гнезд - словами с несколькими корнями, в случае рядов - словами с несколькими аффиксами. План выражения аллигатуры гнезд является конечным множеством, связанным сложными словами, которые входят сразу в несколько составляющих» [1, с. 35].
Все 48 композит, представленных на первой ступени деривации СГ с вершиной делать, являются двукомпонентными, т. е. состоят из двух корней. По количеству значений дериваты делятся на моносеманты и полисеманты (причем все многозначные слова имеют по 2 ЛСВ). Общее количество двукомпонентных однозначных композит русского языка в глагольных словообразовательных гнездах - 7158 [5, с. 144]. В семантической структуре подобных образований главенствующую позицию занимает проекция одного значения каждой основы.
При подаче деривационной базы и трактовке лексических значений производных композит мы используем в основном «Словарь русского языка» 1981-1984 гг. [3], а также «Словарь
современного русского литературного языка» 1950-1965 гг. [4], в отдельных случаях прибегаем к собственной формулировке толкования семантики из-за отсутствия некоторых слов в названных источниках (они отмечены специальным знаком ).
С учетом того, что многие производные являются однокоренными словами по первой, «именной», основе, и их общее количество на первой ступени СГ значительно, мы рассматриваем одно слово из каждого такого ряда. Соотношение значений вершин СГ, принимающих участие в образовании этих композит, демонстрирует явную закономерность: на их семантическую структуру обе вершины проецируются одним ЛСВ. При этом глагол-вершина (при наличии 4 ЛСВ в эпидигме) проецируется только своими ЛСВ 1 и ЛСВ 2 на значения композит-моносемантов и ЛСВ композит-полисемантов.
Так, двузначный композит маслоделие входит в состав СГ с вершинами масло и делать. Субстантивная вершина имеет в своей эпидигме 2 ЛСВ, из которых в формировании значения сложного слова принимает участие ЛСВ 1. Глагольная вершина на значение композита проецирует также ЛСВ 1.
Масло —> ЛСВ 1 - Жировое вещество, получаемое из молока домашних животных, из семян, цветов или плодов некоторых растений и из веществ минерального происхождения. || Пищевой продукт, получаемый путем сбивания сливок; сливочное масло.
Делать —> ЛСВ 1 - Создавать обычно с помощью инструментов, специальных приспособлений, машин и т. п. различного рода предметы, вещи, изделия; изготовлять, производить.
Маслоделие — ЛСВ 1 - Процесс переработки \ молока в масло.
ЛСВ 2 - Отрасль мясо-молочной промышленности, производящая животные масла.
Субстантивная вершина проецируется своим ЛСВ 1 (включая оттенок значения) на ЛСВ 1 композита непосредственно через гипосе-мы: 'молока' - 'молока', 'масло' - 'масло'. На ЛСВ 2 композита, образованный на базе первого, субстантивная вершина также проецируется непосредственно через свой ЛСВ 1 гипосемами 'молока' - 'мясо-молочной', 'масло' - 'масло', семная связь в обоих случаях - гипо-гипонимическая. Глагольная вершина проецируется через ЛСВ 1 на оба значения композита: в первом случае опосредованно: 'создавать', 'производить'
- 'процесс' (семная связь гиперо-гиперони-мическая), во втором случае непосредственно: 'производить' - 'производящая' (связь гиперо-гипонимическая).
Однокоренные слова маслодел, маслодельный, маслодельня, также находящиеся на первой ступени деривации СГ с вершиной делать, являются двукомпонентными однозначными композитами, механизм их семообразования основан на описанной выше семантической преемственности.
Композит винодел является членом гнезд с вершинами вино и делать. Субстантивная вершина имеет в своей эпидигме 2 ЛСВ, из которых в значении данного композита задействован ЛСВ 1. От глагольной вершины на значение сложного слова проецируется также ЛСВ 1.
Вино —> ЛСВ 1 - Алкогольный напиток, получаемый обычно в результате брожения винограда. Делать — ЛСВ 1 (см. выше). Виноделие—> Изготовление вина из винограда и других ягод и плодов путем спиртового брожения.
Обе вершины проецируются на значение композита непосредственно: 'винограда'
- 'винограда' (семная связь - гипо-гипонимиче-ская), 'изготовлять' - 'изготовление' (семная связь - гиперо-гиперонимическая).
Однокоренные слова винодел, винодельный, винодельня, находящиеся на первой ступени деривации СГ с вершиной делать, также являются двукомпонентными однозначными композитами. Все они включают в
свою семантику значение композита целиком, что свидетельствует о высокой степени семантической преемственности по отношению к глагольной вершине.
Композит домодельный входит в состав СГ с вершинами дом и делать. Субстантивная вершина имеет богатую в семантическом плане эпидигму, состоящую из 6 ЛСВ, а участие в образовании сложного слова принимает только ЛСВ 2. Из 4 ЛСВ глагола-вершины на производное проецируется ЛСВ 1.
Дом —> ЛСВ 2 - Жилое помещение,
квартира; жилье. Делать —> ЛСВ 1 (см. выше). Домодельный —> Разг. Собственного, домашнего изготовления; самодельный.
Субстантивная вершина проецирует свое значение опосредованно, через гиперсему 'жилое' - 'домашнего', семная связь - ги-перо-гипонимическая. Глагольная вершина проецируется своим ЛСВ 1 непосредственно: 'изготовлять' - 'изготовления', семная связь также гиперо-гипонимическая.
В образовании композита железоделательный принимают участие вершины СГ железо и делать. Субстантивная вершина имеет в своей эпидигме 4 ЛСВ, из которых в значении сложного слова задействован ЛСВ 2. На значение композита осуществляет проекцию ЛСВ 1 глагольной вершины.
Железо —> ЛСВ 2 - Обиходное название малоуглеродистых сталей. || Изделия из этого металла. Железо... —> Первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову ж е л е з о . Делать — ЛСВ 1 (см. выше). Железоделательный — Обрабатывающий железо, металлургический.
Субстантивная вершина проецирует свое значение непосредственно, через гипосему 'металла' - 'металлургический', семная связь - гипо-гипонимическая. Глагольная вершина проецируется своим ЛСВ 1 опосредованно: 'производить' - 'обрабатыва-
ющий', семная связь гиперо-гипероними-ческая.
Композит ковроделие входит в состав СГ с вершинами ковер и делать. Субстантивная вершина является моносемантом и принимает участие в образовании сложного слова целиком.
Ковер —> Изделие из тяжелой ворсистой или гладкой ткани, обычно многоцветное, узорчатое, употребляемое для покрытия пола, украшения стен и пр. Делать — ЛСВ 1 (см. выше). Ковроделие — Ковровое производство.
Субстантивная вершина, моносемант, проецируется рядом сем опосредованно на значение композита: 'тяжелой', 'ворсистой', 'гладкой', 'многоцветное', 'узорчатое' - 'ковровое', семная связь - гипо-гипонимическая. Глагольная вершина проецируется оттенком ЛСВ 1 непосредственно: 'производить' - 'производство', семная связь гиперо-гиперонимическая. Аналогичный принцип семообразования в слове кумысоделание.
ЛСВ 1 глагольной вершины задействован и в формировании семантики композит с другими субстантивными первыми основами (бумагоделательный, картоноделательный, кирпичеделательный, ледоделательный, пакетоделательный, сталеделательный, стеклоделательный, сукноделательный, тестоделательный, черепицеделательный, ковродел, салодел, стеклодел, стеклодельный, стеклоделие, сукнодел, сукноделие, сукнодельный, сыроделие, сыродельный, сыродельня), а также с местоименными (самодельный, свое-дельный) - всего 37 слов.
Остальные дериваты первой ступени отражают проекцию ЛСВ 2 глагольной вершины гнезда, их общее количество на первой ступени деривации анализируемого СГ - 11 единиц. Двузначный композит земледелие входит в состав СГ с вершинами земля и делать. Субстантивная вершина имеет в своей эпидигме 7 ЛСВ, из которых ЛСВ 5 участвует в формировании значения сложного слова.
Земля —> ЛСВ 5 - Территория, находящаяся в чьем-либо владении, пользовании; обрабатываемая, используемая в сельскохозяйственных целях. Делать —> ЛСВ 2 - Заниматься чем-либо, работать, проявлять какую-либо деятельность. || В сочетании с некоторыми категориями существительных употребляется в значении: совершать, выполнять, производить. || В сочетании со словами, указывающими меру, количество, обозначает: совершать работу, движение в этом объеме, в этом количестве. Земледелие —> ЛСВ 1 - Обработка, возделы-
\вание земли (1. Земля в 5-м знач.) для выращивания сельскохозяйственных растений. ЛСВ 2 - Наука о выращивании сельскохозяйственных растений и получении высоких и устойчивых урожаев.
ЛСВ 5 субстантивной вершины проецируется на ЛСВ 1 композита непосредственно, семная связь - гиперо-гипонимическая: 'территория' - 'земли'. На ЛСВ 2 композита субстантивная вершина проецируется опосредованно, через сочетание гипосем 'сельскохозяйственных целях', которое подразумевает выращивание 'сельскохозяйственных растений'; семная связь - гипо-гипонимическая. Глагольная вершина проецируется своим ЛСВ 2 на ЛСВ 1 композита опосредованно: 'деятельность' - 'возделывание', семная связь -гипо-гиперонимическая. На ЛСВ 2 композита глагольная вершина проецируется первым оттенком ЛСВ 2, семная связь - гиперо-гипони-мическая: 'производить' - 'выращивания'.
Родственные слова земледел, земледелец, земледелка, также находящиеся на первой ступени деривации СГ с вершиной делать, являются двукомпонентными однозначными композитами. Все они включают в свою семантику значение композита целиком, что свиде-
тельствует о высокой степени семантической преемственности по отношению к глагольной вершине СГ делать.
Двузначный композит рукоделие входит в состав СГ с вершинами рука и делать. Субстантивная вершина имеет богатейшую в семантическом плане эпидигму, состоящую из 10 ЛСВ с многочисленными оттенками значений, причем проекция на сложное слово осуществляется только ЛСВ 2.
Рука —> ЛСВ 2 - Употребляется как
символ орудия труда человека, а также как символ самого труда, деятельности человека. Делать — ЛСВ 2 (см. выше). Рукоделие — ЛСВ 1 - Ручной труд, преимущественно женский (шитье, вязание и т. п.). ЛСВ 2 - Вещь ручной работы (обычно шитье, вязанье и т. п.).
Субстантивная вершина спроецирована своим ЛСВ 2 на ЛСВ 1 композита рукоделие непосредственно: 'труда' - 'труд', семная связь - гипо-гиперонимическая. ЛСВ 2 композита, образованный на базе первого значения, отражает опосредованную проекцию ЛСВ 2 субстантивной вершины: 'орудия' (труда) -'вещь', 'труда', 'деятельности' - 'работы' (семная связь - гиперо-гиперонимическая и гипо-гипонимическая). Глагольная вершина проецируется своим ЛСВ 2 на ЛСВ 1 композита опосредованно: 'работать' - 'труд', связь гиперо-гиперонимическая. На ЛСВ 2 композита глагольная вершина спроецирована непосредственно через гиперсему 'работать' - 'работы' (семная связь - гиперо-гипонимическая).
В однозначных композитах рукодел, рукоделец, рукодельный (имеющих ту же именную основу), также находящихся на первой ступени деривации, семантическая преемственность их значений видна через призму уже описанного материала.
Композит бракодел входит в состав СГ с вершинами брак2 и делать. Субстантивная
Делать Бракодел
вершина является моносемантом, т. е. ее единственное значение принимает участие в формировании значения композита.
Брак2 —> Недоброкачественные, с изъяном предметы производства. || Изъян, повреждение. ЛСВ 2 (см. выше). Недобросовестный работник, допускающий брак2 в работе.
Обе вершины проецируются на значение композита непосредственно: 'недоброкачественные' - 'недобросовестный' (семная связь -гипо-гипонимическая), 'работать' - 'работник' (семная связь - гиперо-гиперонимиче-ская).
Композит ничегонеделание входит в состав СГ с вершинами ничего и делать. Местоименная вершина имеет в своей эпидигме 3 ЛСВ, из которых ЛСВ 1 формирует значение данного композита. От глагольной вершины на значение сложного слова проецируется ЛСВ 2.
Ничего —>ЛСВ 3 - в знач. сущ.
Отсутствие чего бы то ни было, пустота, небытие.
ЛСВ 2 (см. выше). Разг. Безделье, праздное времяпрепровождение.
Делать
Ничего/неделание
Местоименная вершина проецирует свое значение опосредованно: 'отсутствие' - 'безделье', семная связь - гиперо-гиперонимиче-ская. Глагольная вершина проецируется своим ЛСВ 2 также опосредственно, семный состав антонимичен семному составу проецируемого ЛСВ глагола-вершины: 'заниматься', 'работать' - 'праздно проводить время', семная связь гиперо-гипонимическая.
Анализ производных композит первой ступени деривации СГ делать показал, что глагол-вершина (при наличии 4 ЛСВ в своей семантической структуре) проецирует на значения производных сложных слов только два своих лексико-семантических варианта - ЛСВ 1 и ЛСВ 2 (соотношение их участия в образовании производных композит наглядно изображено на графе 1).
23%
Граф 1. Задействованность ЛСВ глагола-вершины СГ делать в семантике композит, производных 1 ступени
Тем самым подтверждается мнение о главенствующей позиции первого ЛСВ в эпидигме многозначного слова и об уменьшении значимости последующих значений: «...семантические варианты многозначного слова определенным образом организованны в рамках внутрисловной парадигмы. Ядром этой парадигмы, своеобразным центром является основное, или первичное значение, вокруг которого организуются все остальные значения, называемые неосновными, или вторичными» [2, с. 107]. То же проявляется и на словообразовательном уровне: главенствующую роль выполняет он и при образовании слов, проецируясь на их значения (из 48 композит первой ступени ЛСВ 1 участвует в формировании 37 сложных слов, ЛСВ 2 - 11). Кроме того, показательно, что только один ЛСВ обеих вершин, на базе которых образуются данные композиты, принимает участие в проецировании семантики на внутреннюю структуру сложного слова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аликаева Г. В. Единицы деривационного уровня, состоящие из словообразовательных гнезд и словообразовательных рядов // Филологические науки. 1999. № 1. С. 35-40.
2. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка: учеб. пособие для филол. спец. ун-тов / Э. В. Кузнецова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. школа, 1989. 215 с.
3. Словарь русского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1981.
4. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. М.: Русский язык, 1950-1965.
5. Чурилова Н. А. Композиты в составе русских глагольных гнезд: механизмы слово- и семообразования: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Н. А. Чурилова. Арзамас, 2005. 197 с.