Научная статья на тему 'Механизм регулирования экономической безопасности регионов (субъектов Российской Федерации)'

Механизм регулирования экономической безопасности регионов (субъектов Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1865
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНОВ / СХЕМА ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РФ / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / MODEL OF REGIONAL ECONOMIC SECURITY MANAGEMENT / SCHEME OF WAYS TO INCREASE THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF RUSSIAN REGIONS / MECHANISM FOR REGULATING ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долганова Яна Алексеевна, Руденко Марина Николаевна

Социально-экономическое развитие, повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение безопасности важнейших секторов национальной экономики, безусловно, является приоритетной задачей государственной и региональной политики. Особую роль при оценке всех перечисленных индикаторов играет достигнутый уровень экономической безопасности территории. Построение механизма регулирования экономической безопасности регионов основная цель статьи. В процессе исследования применялась методология комплексной оценки показателей и факторов, оказывающих влияние на уровень экономической безопасности регионов. В качестве итогового результата предложена авторская разработка схемы, модели, алгоритма, которые в системе представляют собой механизм регулирования экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF REGULATION OF ECONOMIC SECURITY OF REGIONS (TERRITORIAL SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Social and economic development, raising the level and quality of life of the population, ensuring the security of the most important sectors of the national economy, of course, is a priority task of state and regional policy. A special role in the assessment of all the above indicators is achieved level of economic security of the territory. The construction of a mechanism for regulating the economic security of regions is the main goal of the article. During the research, the methodology of a comprehensive assessment of indicators and factors influencing the level of economic security of the regions was applied. As the final result, author’s development of the scheme, model, algorithm, which systematically represents a mechanism for regulating economic security, is proposed.

Текст научной работы на тему «Механизм регулирования экономической безопасности регионов (субъектов Российской Федерации)»

Долганова Я. А., Руденко М. Н. Механизм регулирования экономической безопасности регионов (субъектов Российской Федерации) // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 1 (76). C. 97-108.

Dolganova Ia. A., Rudenko M. N. Mechanism of regulation of economic security of regions (territorial subjects of the Russian Federation). Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 1 (76). Pp. 97-108. (In Russ.)

УДК 336.7

Я. А. Долганова

Прикамский социальный институт;

Пермский государственный национальный исследовательский университет,

Пермь, Россия

М. Н. Руденко

Пермский государственный национальный исследовательский университет,

Пермь, Россия

МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ (СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Долганова Яна Алексеевна - преподаватель кафедры экономики и управления; аспирант.

E-mail: dolganova.y.a@mail.ru

Руденко Марина Николаевна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательства и экономической безопасности.

E-mail: m.ru.ko@mail.ru

Социально-экономическое развитие, повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение безопасности важнейших секторов национальной экономики, безусловно, является приоритетной задачей государственной и региональной политики. Особую роль при оценке всех перечисленных индикаторов играет достигнутый уровень экономической безопасности территории. Построение механизма регулирования экономической безопасности регионов - основная цель статьи. В процессе исследования применялась методология комплексной оценки показателей и факторов, оказывающих влияние на уровень экономической безопасности регионов. В качестве итогового результата предложена авторская разработка схемы, модели, алгоритма, которые в системе представляют собой механизм регулирования экономической безопасности.

Ключевые слова: модель управления экономической безопасностью регионов, схема путей повышения уровня экономической безопасности регионов РФ, механизм регулирования экономической безопасности.

Ia. A. Dolganova

Prikamsky Social Institute;

Perm State University, Perm, Russia

© Долганова Я. А., Руденко М. Н., 2017

M. N. Rudenko

Perm State University, Perm, Russia

MECHANISM OF REGULATION OF ECONOMIC SECURITY OF REGIONS (TERRITORIAL SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Dolganova Iana Alekseevna - Lecturer at the Department of Economics and Management; Research Student.

Rudenko Marina Nikolaevna - Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of Entrepreneurship and Economic Security.

Social and economic development, raising the level and quality of life of the population, ensuring the security of the most important sectors of the national economy, of course, is a priority task of state and regional policy. A special role in the assessment of all the above indicators is achieved level of economic security of the territory. The construction of a mechanism for regulating the economic security of regions is the main goal of the article. During the research, the methodology of a comprehensive assessment of indicators and factors influencing the level of economic security of the regions was applied. As the final result, author's development of the scheme, model, algorithm, which systematically represents a mechanism for regulating economic security, is proposed.

Key words: model of regional economic security management, scheme of ways to increase the level of economic security of Russian regions, mechanism for regulating economic security.

Экономическая безопасность является всеохватывающим, комплексным понятием, она нацелена на преодоление угроз во всех смежных социально ориентированных и производственных сферах общества, находящихся в прямой зависимости от экономики. Поэтому преодоление всех возможных угроз требует создания эффективного механизма, обеспечивающего должный уровень экономической безопасности. Традиционно механизм экономической безопасности рассматривают как совокупность организационных, экономических и правовых мер по предотвращению угроз, он состоит из следующих элементов:

1) прогнозирование социально-экономических показателей;

2) мониторинг и анализ факторов и процессов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономической безопасности для государства;

3) разработка и реализация органами исполнительной власти мер по предотвращению вероятных угроз экономической безопасности России по всем сферам и отраслям экономики;

4) экспертиза проектов законодательных и иных нормативных и правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции защищенности национальных интересов государства в области экономики от внутренних и внешних угроз.

В нашем понимании приоритетными являются не только оценка и разработка отдельных мер, но и создание целостного механизма, который позволит эффективно внедрять способы достижения высокого уровня экономической безопасности регионов. Механизм экономической безопасности в авторской разработке включает в себя: модель управления экономической безопасностью (рис. 1), схему путей повышения уровня экономической безопасности регионов РФ (рис. 2) и алгоритм достижения экономической безопасности.

Принимая во внимание достаточно широкий спектр экономико-правовых явлений, входящих в область экономической безопасности, поиск способов обеспечения и поддержания ее стабильности будет основываться не только на принципах и механизмах этих сфер. В качестве предложения по достижению стабильного уровня экономической безопасности представим схему (см. рис. 2). В ее основе лежат ключевые сферы, которые напрямую влияют на общее состояние экономической безопасности региона. Непос -редственно перед характеристикой инструментов, направленных на повышение уровня экономической безопасности внутри каждой сферы, в качестве субъекта экономической безопасности выделена отдельная государственная структура - департамент экономической безопасности субъекта РФ. Проект по созданию департамента / комитета в области экономической безопасности в аспекте модели обеспечения экономической безопасности в регионе представлен в диссертационном исследовании Т. Ю. Феофиловой «Экономическая безопасность в обеспечении развития социально -экономической системы региона: теория и методология» [6, с. 324]. Ключевая идея создания отдельной государственной структуры в каждом регионе обусловлена следующим. Основной деятельностью действующего управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК - структура Главного управления Министерства внутренних дел) является расследование и предотвращение преступлений экономической направленности. Новый институт власти не заменит УЭБиПК, а расширит компетенции по обеспечению экономической безопасности. Полагается, что департамент будет разрабатывать региональную политику в области экономической безопасности, что ни в какой степени не дублирует работу УЭБиПК.

Рис. 1. Модель управления экономической безопасностью регионов1

1 Рисунки 1-2 - авторская разработка.

Помимо создания департамента, с правовой точки зрения потребуется введение закона «Об экономической безопасности субъекта Российской Федерации», на основе которого и будет проводиться региональная политика в области обеспечения экономической безопасности. По своей сути важность принятия подобного закона также может быть обусловлена тем, что в российской нормативно-правовой практике отсутствует дефиниция экономической безопасности. Нормативное определение было дано только в Федеральном законе

от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой дея-

1 2 тельности» . Действующий в настоящее время закон не содержит такого понятия. Соответственно, если нет закрепившегося содержания экономико-правового явления в нормативно-правовых источниках, то сложно найти область действия механизмов, обеспечивающих поддержание экономической безопасности на должном уровне. Поэтому закрепление понятия на законодательном уровне повлечет за собой создание реально действующих факторов обеспечения экономической безопасности.

Рис. 2. Схема путей повышения уровня экономической безопасности регионов Российской Федерации

В рамках предложенной схемы приведена следующая связь: непосредственно инструменты для каждой из сфер разрабатываются, в большинстве своем, посредством региональных программ от департамента. К инструментам государственного регулирования можно отнести: антимонопольную политику на уровне регионов, бюджетно-налоговую

1 О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: федер. закон от 13 окт. 1995 г. № 157-ФЗ (ред. от 10 февр. 1999 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 42. Ст. 3923. Документ утратил силу.

2 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон от 8 дек. 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 50. Ст. 4850.

политику, региональные и федеральные целевые программы, сводный контроль за сферой государственных закупок и др. На сегодняшний день каждый из представленных инструментов подчиняется регулированию со стороны государства, однако для департамента главной целью может стать комплексная оценка действия этих инструментов. Преобразования с помощью инструментария в социальной сфере традиционно базируются на достигнутом уровне социально-экономического развития территории. Поэтому в качестве инструментов развития данной сферы можно предложить также федеральные и региональные целевые программы, субсидиарную и дотационную поддержку со стороны государства. Инвестиционная сфера, выделенная в качестве самостоятельной, включает в себя аналитическую составляющую по проводимой денежно-кредитной политике, по анализу инвестиционной активности и привлекательности региона; по своей сути инвестиционная сфера охватывает также состояние фондового рынка.

Инструменты, позволяющие достичь высокого уровня экономической безопасности, разделяются по группам. Первая группа включает в себя информационную и финансовую безопасность, т. к. для успешного функционирования денежно-финансово-кредитной сферы необходимо на уровне региона и государства в целом сформировать прочный фундамент доверия хозяйствующих субъектов и населения к рынку капиталов. Ко второй группе инструментов можно отнести активное внедрение индивидуального подхода к клиентам кредитных организаций в двухсторонних целях: развитие банковских услуг и повышение финансовой грамотности в результате формирования спроса на банковские продукты путем изучения предложения кредитных учреждений. В третьей группе инструментов выделим льготы для организаций, инвестирующих средства в основной капитал. Безусловно, для данной сферы приведен неисчерпывающий перечень инструментов. Схожим образом могут быть разработаны инструменты для остальных сфер. Целевое назначение департамента как самостоятельной структуры заключено в контроле, регулировании, разработке и оценке эффективности инструментов, способных оказать значительное влияние на состояние экономической безопасности региона (субъекта РФ).

По мере реализации предложенных инструментов схема предполагает оценку их эффективности. Важным критерием является присвоение региону типа, к примеру: промышленные регионы, регионы, специализирующиеся на добыче и переработке полезных ископаемых, регионы, основная деятельность которых связана с торговлей или предложением услуг, и др. После определения типа региона политика в области экономической безопасности будет выстраиваться в соответствии с необходимыми инструментами регулирования. После отчетного периода департамент присваивает тип экономической безопасности региона: высокий, средний или низкий. Далее, после мониторинга всех ключевых показателей и присвоения рейтинга по уровню экономической безопасности, целесообразна корректировка последующей деятельности департамента.

Для того чтобы разработать последующие составляющие механизма управления экономической безопасностью регионов, проанализируем при помощи метода рейтинговой оценки достигнутый уровень экономической безопасности всех регионов, входящих в федеральные округа, выделив две сравнительные категории социально-экономического развития: экономический рост и уровень жизни населения (табл. 1). Однако в большей степени таким способом дается лишь количественная оценка. Для более детального исследования рассмотрим также динамику экономических преступлений по субъектам РФ (табл. 2). Кроме итоговых числовых значений для каждого региона указана рейтинговая позиция (85 - максимальная оценка, присваиваемая регионам, у которых наблюдается тенденции снижения экономических преступлений; 1 - минимальная оценка, присваиваемая регионам, у которых наблюдается тенденция роста экономических преступлений).

Таблица 1

Результаты рейтинговой оценки регионов Российской Федерации

Регионы Категории социально-экономического развития

экономический рост уровень жизни населения

Дальневосточный федеральный округ

Амурская область 2,340 4,735

Еврейская автономная область 0,845 4,658

Камчатский край 1,159 5,708

Магаданская область 1,087 6,099

Приморский край 7,572 5,638

Республика Саха (Якутия) 4,162 4,659

Сахалинская область 3,934 6,691

Хабаровский край 4,937 5,766

Чукотский автономный округ 1,716 5,000

Северо-Западный федеральный округ

Архангельская область 1,652 4,113

Вологодская область 1,890 4,695

Калининградская область 1,483 5,788

Ленинградская область 3,472 5,867

Мурманская область 1,397 5,777

Ненецкий автономный округ 1,261 6,451

Новгородская область 1,432 5,563

Псковская область 1,430 5,792

Республика Карелия 1,098 4,623

Республика Коми 1,875 4,770

Санкт-Петербург 8,451 6,374

Приволжский федеральный округ

Кировская область 1,329 4,987

Нижегородская область 5,565 6,895

Оренбургская область 4,171 6,158

Пензенская область 1,493 5,376

Пермский край 4,854 5,883

Республика Башкортостан 7,869 6,914

Республика Марий-Эл 0,830 5,745

Республика Мордовия 1,243 5,256

Республика Татарстан 9,990 7,811

Самарская область 5,295 6,365

Саратовская область 2,959 4,955

Удмуртская Республика 1,664 5,599

Ульяновская область 1,418 5,082

Чувашская Республика 1,290 6,231

Северо-Кавказский федеральный округ

Кабардино-Балкарская Республика 1,478 5,558

Карачаево-Черкесская Республика 1,733 5,841

Республика Дагестан 6,958 5,979

Республика Ингушетия 0,721 3,701

Республика Северная Осетия - Алания 1,669 7,067

Ставропольский край 8,023 8,230

Чеченская Республика 1,651 4,237

Регионы Категории социально-экономического развития

экономический рост уровень жизни населения

Сибирский федеральный округ

Алтайский край 3,380 7,146

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Забайкальский край 1,475 5,947

Иркутская область 5,139 6,008

Кемеровская область 6,276 6,607

Красноярский край 8,352 8,476

Новосибирская область 5,827 8,376

Омская область 3,162 8,607

Республика Алтай 1,179 5,960

Республика Бурятия 1,214 5,901

Республика Тыва 0,541 3,076

Республика Хакасия 1,071 6,729

Томская область 1,755 6,794

Уральский федеральный округ

Курганская область 0,795 6,831

Свердловская область 6,361 7,078

Тюменская область 1,760 6,814

Ханты-Мансийский автономный округ 4,076 7,015

Челябинская область 4,859 7,009

Ямало-Ненецкий автономный округ 3,810 7,841

Южный федеральный округ

Астраханская область 1,408 7,333

Волгоградская область 2,818 7,164

Краснодарский край 9,207 8,108

Республика Адыгея 1,134 6,489

Республика Калмыкия 0,558 4,930

Ростовская область 5,697 7,585

Центральный федеральный округ

Белгородская область 2,035 6,558

Брянская область 1,155 5,847

Владимирская область 1,087 4,667

Воронежская область 1,860 6,364

Ивановская область 0,717 3,551

Калужская область 1,290 5,698

Костромская область 1,261 3,914

Курганская область 1,258 6,545

Липецкая область 1,230 6,277

Москва 8,168 7,299

Московская область 1,343 7,365

Орловская область 1,168 5,981

Рязанская область 0,915 5,538

Смоленская область 1,021 4,715

Тамбовская область 1,147 5,117

Тверская область 1,062 5,613

Тульская область 1,240 5,817

Ярославская область 0,958 5,149

Примечание. В таблице 1 не приводятся результаты для Республики Крым и г. Севастополя, т. к. рейтинговая оценка дается на основе данных за период 2010-2016 гг.

Таблица 2

Динамика зарегистрированных преступлений экономической направленности по субъектам Российской Федерации за 2010-2017 гг.

Субъект РФ 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. (январь)

Алтайский край 2 849 2 430 1 749 1 607 1 397 1 297 1 052 93

Место по рейтинговой оценке (РО) 30 26 30 26 21 24 26 41

Амурская область 577 429 276 356 309 386 496 35

Место по РО 75 74 78 74 76 73 66 71

Архангельская область 2 009 1 344 1 344 1 042 907 1 189 954 72

Место по РО 49 54 43 46 37 26 33 50

Астраханская область 6 693 2 006 1 760 1 368 1 084 1 054 820 78

Место по РО 11 31 28 35 30 32 45 44

Белгородская область 2 438 2 004 1 533 1 259 943 802 888 98

Место по РО 38 32 37 41 34 49 36 37

Брянская область 2 881 1 839 1 322 1 274 605 537 542 68

Место по РО 28 37 44 40 59 64 63 55

Владимирская область 3 117 2 420 1 658 1 496 899 926 1 024 100

Место по РО 26 27 34 28 39 38 28 35

Волгоградская область 6 927 4 455 3 293 2 687 2 449 2 597 1 983 293

Место по РО 9 9 11 12 10 9 14 10

Вологодская область 2 114 1 533 1 362 1 069 915 924 899 62

Место по РО 45 46 41 44 35 39 35 59

Воронежская область 3 543 2 795 1 993 1 509 1 510 1 640 1 444 208

Место по РО 19 18 24 27 19 20 20 17

Еврейская автономная область 192 204 135 87 110 99 137 3

Место по РО 81 80 81 81 82 83 83 85

Забайкальский край 1 533 1 487 1 708 2 149 1 219 1 197 1 140 56

Место по РО 59 50 32 16 27 25 24 62

Ивановская область 2 591 1 630 1 079 1 021 870 870 667 78

Место по РО 37 41 53 48 43 44 51 44

Иркутская область 3 206 1 926 1 753 1 708 1 801 1 754 1 452 117

Место по РО 25 34 29 24 16 18 19 30

Кабардино-Балкарская Республика 1 385 900 928 1 033 686 1 311 1 000 118

Место по РО 63 62 60 47 54 23 29 27

Калининградская область 2 306 987 948 795 778 806 754 52

Место по РО 41 61 58 57 48 48 48 63

Калужская область 2 815 1 916 1 489 1 281 904 728 638 122

Место по РО 32 35 38 39 38 53 54 25

Камчатский край 905 485 458 317 309 287 282 11

Место по РО 70 72 73 76 76 78 76 82

Карачаево-Черкесская Республика 840 830 814 704 526 561 404 65

Место по РО 71 65 64 59 63 61 72 57

Кемеровская область 3 075 2 228 2 997 1 874 1 367 1 532 1 383 94

Место по РО 27 30 16 20 22 21 22 40

Субъект РФ 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. (январь)

Кировская область 1 782 1 533 1 564 1 444 995 1 073 996 107

Место по РО 52 46 36 31 31 31 30 32

Костромская область 1 612 1 518 1 168 890 697 571 578 45

Место по РО 57 49 50 54 52 59 59 65

Краснодарский край 6 104 5 489 4 910 3 663 3 642 3 946 4 461 686

Место по РО 12 7 7 6 3 2 2 2

Красноярский край 3 903 2 449 2 647 2 444 1 665 1 918 1 668 168

Место по РО 17 23 20 13 18 15 18 19

Курганская область 1 627 1 480 1 148 1 211 703 562 728 73

Место по РО 56 51 51 42 51 60 50 48

Курская область 2 170 1 561 1 223 797 651 651 636 86

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Место по РО 44 44 47 56 57 57 56 42

Ленинградская область 3 350 2 619 1 396 1 315 976 844 844 65

Место по РО 24 21 40 37 32 46 43 57

Липецкая область 2 073 1 438 1 114 967 775 707 620 72

Место по РО 47 53 52 50 49 54 57 50

Магаданская область 475 284 142 178 167 185 194 19

Место по РО 77 78 80 78 80 80 81 79

Московская область 16 314 11 056 9 436 7 882 4 140 3 827 4 071 488

Место по РО 1 1 2 2 2 3 3 3

Мурманская область 1 186 867 945 649 532 501 507 42

Место по РО 67 63 59 63 62 67 65 68

Ненецкий автономный округ 76 60 40 40 37 81 32 4

Место по РО 83 83 83 83 84 84 85 83

Нижегородская область 9 797 7 573 7 807 4 971 1 928 1 679 1 720 209

Место по РО 3 4 3 4 15 19 16 16

Новгородская область 1 526 1 582 920 703 679 491 421 44

Место по РО 60 42 61 60 55 68 71 66

Новосибирская область 9 319 4 872 3 494 2 339 1 701 2 210 2 085 214

Место по РО 4 8 10 14 17 11 12 15

Омская область 4 477 3 289 3 025 2 300 1 982 1 911 1 691 170

Место по РО 15 16 14 15 13 16 17 18

Оренбургская область 2 594 1 732 1 216 1 174 853 802 976 124

Место по РО 36 39 49 43 44 49 32 24

Орловская область 2 229 1 870 1 749 1 307 665 750 578 70

Место по РО 43 36 30 38 56 51 59 52

Пензенская область 2 102 1 168 987 701 687 654 578 70

Место по РО 46 57 57 61 53 55 59 52

Пермский край 3 511 2 663 3 210 1 492 1 347 1 886 1 815 157

Место по РО 20 20 12 29 24 17 15 26

Приморский край 2 852 1 577 1 347 1 380 895 1 186 1 192 118

Место по РО 29 43 24 34 41 27 23 27

Псковская область 1 117 655 631 460 350 387 446 60

Место по РО 68 69 67 71 74 72 69 60

Республика Адыгея 603 524 527 600 465 507 423 30

Место по РО 74 71 70 65 67 66 70 72

Республика Алтай 340 260 334 173 170 181 188 18

Место по РО 79 77 77 79 79 81 82 80

Субъект РФ 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. (январь)

Республика Башкортостан 7 499 6 862 7 038 2 095 2 363 2 179 2 179 278

Место по РО 7 5 4 18 11 12 10 11

Республика Бурятия 1 197 755 766 547 635 750 777 60

Место по РО 66 68 66 67 58 51 46 60

Республика Дагестан 2 315 1 941 2 238 1 879 1 963 2 074 2 179 373

Место по РО 39 33 23 19 14 14 10 5

Республика Ингушетия 226 427 396 478 352 399 231 21

Место по РО 80 75 76 69 73 71 79 76

Республика Калмыкия 833 463 405 315 273 284 251 23

Место по РО 72 73 75 77 78 79 78 75

Республика Карелия 1 696 1 189 1 068 547 541 545 557 27

Место по РО 54 56 55 67 61 63 62 74

Республика Коми 1 554 1 014 1 046 815 754 834 870 100

Место по РО 58 60 56 55 50 47 39 35

Республика Крым - - - - 384 845 856 140

Место по РО - - - - 72 45 41 22

Республика Марий Эл 1 056 803 515 345 415 340 346 29

Место по РО 69 67 71 75 70 76 74 73

Республика Мордовия 2 308 1 733 1 484 1 342 1 300 1 036 851 95

Место по РО 40 38 39 36 26 33 42 38

Республика Саха (Якутия) 2 266 1 558 595 433 425 441 490 42

Место по РО 42 45 68 72 69 69 67 68

Республика Северная Осетия - Алания 1 322 1 440 1 266 1 382 1 217 1 078 1 083 105

Место по РО 64 52 45 33 28 29 25 33

Республика Татарстан 4 820 4 416 3 754 3 137 2 602 2 904 3 236 299

Место по РО 14 11 9 8 6 7 5 9

Республика Тыва 386 200 164 145 148 168 204 12

Место по РО 78 81 79 80 81 82 80 81

Республика Хакасия 563 420 479 461 403 366 358 38

Место по РО 76 76 72 70 71 75 73 70

Ростовская область 6 746 3 389 3 116 2 915 2 687 2 959 2 960 414

Место по РО 10 14 13 11 5 5 6 4

Рязанская область 2 026 1 224 1 075 961 911 1 078 752 78

Место по РО 48 55 54 51 36 29 49 44

Самарская область 4 455 3 729 3 019 3 040 2 548 2 153 1 995 313

Место по РО 16 13 15 10 8 13 13 8

Саратовская область 3 424 3 353 2 792 1 867 1 412 1 467 1 441 225

Место по РО 22 15 19 21 20 22 21 14

Сахалинская область 1 524 551 532 583 480 511 480 43

Место по РО 61 70 69 66 65 65 68 67

Свердловская область 7 609 6 194 5 475 3 646 2 883 2 909 2 763 230

Место по РО 6 6 6 7 4 6 7 13

Смоленская область 3 493 2 436 1 823 1 053 813 907 761 95

Место по РО 21 24 27 45 46 41 47 38

Ставропольский край 5 054 4 426 4 318 4 028 2 598 3 313 3 250 330

Место по РО 13 10 8 5 7 4 4 6

Тамбовская область 1 854 1 633 794 745 587 546 637 101

Место по РО 50 40 65 58 60 62 55 34

Субъект РФ 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. (январь)

Тверская область 2 743 2 747 2 904 2 102 893 1 083 877 121

Место по РО 34 19 18 17 42 28 38 26

Томская область 1 413 1 107 1 649 623 487 630 620 84

Место по РО 62 58 35 64 64 58 57 43

Тульская область 2 642 2 251 1 920 1 455 1 102 881 937 132

Место по РО 35 29 25 30 29 42 34 23

Тюменская область 3 631 3 131 2 533 1 412 964 946 885 118

Место по РО 18 17 21 32 33 37 37 27

Удмуртская Республика 2 827 2 339 1 694 1 661 1 326 1 000 866 68

Место по РО 31 28 33 25 25 35 40 55

Ульяновская область 1 775 1 533 1 236 970 811 873 665 70

Место по РО 53 46 46 49 47 43 52 52

Хабаровский край 1 815 816 825 937 896 963 838 76

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Место по РО 51 66 62 52 40 36 44 47

Ханты -Мансийский автономный округ 3 369 2 434 2 368 1 797 849 922 1 050 143

Место по РО 23 25 22 22 45 40 27 21

Челябинская область 8 825 7 607 6 248 6 524 2 255 2 253 2 352 317

Место по РО 5 3 5 3 12 10 9 7

Чеченская Республика 685 390 419 418 342 411 517 52

Место по РО 73 77 74 73 75 70 64 63

Чувашская Республика 2 800 2 459 1 867 1 746 1 361 1 033 979 112

Место по РО 33 22 26 23 23 34 31 31

Чукотский автономный округ 119 65 64 45 33 41 33 4

Место по РО 82 82 82 82 85 85 84 83

Ямало-Ненецкий автономный округ 1 318 864 819 677 446 384 333 20

Место по РО 65 64 63 62 68 74 75 78

Ярославская область 1 692 1 093 1 219 899 480 654 641 73

Место по РО 55 59 48 53 65 55 53 48

Москва 14 721 9 441 9 485 10 282 8 602 9 199 9 325 1 377

Место по РО 2 2 1 1 1 1 1 1

Санкт-Петербург 7 034 4 410 2 994 3 061 2 490 2 747 2 671 244

Место по РО 8 12 17 9 9 8 8 12

Севастополь - - - - 86 328 268 21

Место по РО - - - - 83 77 77 76

Согласно схеме после анализа показателей нужно присвоить каждому региону уровень экономической безопасности, а затем определить тип развития. К примеру, к регионам с низким уровнем экономической безопасности можно отнести Волгоградскую область, Воронежскую область, Кабардино-Балкарскую Республику, Калужскую область; к регионам со средним уровнем экономической безопасности - Хабаровский край, Ульяновскую область, Сахалинскую область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Кемеровскую область. Однако среди регионов с высоким уровнем экономической безопасности трудно выделить определенный субъект РФ, т. к. при высоких позициях в социально-экономическом развитии (г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, г. Москва и др.) уровень преступности экономической направленности намного превышает средние пока-

затели по стране. Для более детального исследования таких регионов нужно рассматривать степень влияния факторных показателей на результативный.

Перспективным направлением дальнейшего исследования является разработка алгоритма достижения стабильного уровня экономической безопасности.

Библиографический список

1. Генеральная прокуратура Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://genproc.gov.ru (дата обращения: 31.03.2017).

2. Долганова Я. А. Проблемы оценки уровня экономической безопасности региона // Актуальные вопросы развития национальной экономики: материалы V Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (15 апр. 2016 г.): в 2 ч. / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2016. Ч. 2. С. 235-247.

3. Руденко М. Н., Долганова Я. А. Взаимосвязь социально-экономического развития и состояния экономической безопасности страны // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2 (63-2). С. 149-157.

4. Руденко М. Н., Долганова Я. А. Влияние социально-экономического развития на экономическую безопасность региона (на примере Пермского края) // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 3 (221). С. 63-71.

5. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 25.03.2017).

6. Феофилова Т. Ю. Экономическая безопасность в обеспечении развития социально-экономической системы региона: теория и методология: дис. ... докт. экон. наук. СПб., 2014. 451 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.