7. Шафеева Э.И., Каримова Г.Р., Актуганова Х.Г. Установленное местоположение границ и площадей земельных участков - основа рационального использования земли // Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства: материалы Юбилейной III Всероссийской научно-практической конференции посвященной 75-летию со дня рождения кандидата технических наук, доцента Савельева Анатолия Васильевича и 10-летию создания кафедры технологии мяса и молока / Башкирский государственный аграрный университет. -Уфа, 2014. - С. 67-70.
8. Шарифгалиева Г.Т., Ишбулатов М.Г. Технические и кадастровые ошибки в сведениях, содержащихся в ГКН и пути их исправления // Научные открытия в эпоху глобализации: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Казань, 2015. - С. 78-80.
9. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/ (дата обращения: 02.04.2016).
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Архипова Е.С.
Курганский государственный университет, г. Курган
В данной статье рассмотрен механизм реализации целей и задач финансовой политики Российской федерации. Рассмотрены основные подходы к определению финансового механизма и его структуры.
Ключевые слова: финансовый механизм, определение финансового механизма, структура финансового механизма.
Реализация целей и задач финансовой политики государства осуществляется через совокупность различных инструментов воздействия на финансовую систему страны. Обычно под данной совокупностью понимают механизм реализации целей и задач финансовой политики государства или по-другому финансовый механизм.
В настоящее время в экономической литературе существуют различные подходы к определению финансового механизма. В табл. 1 приведены взгляды различных авторов, раскрывающие сущность финансового механизма.
Таблица 1
Взгляды авторов на определение финансового механизма
Автор Определение финансового механизма
Асаул В.В, Дементьев А.В., Молчанов Д.К. Финансовый механизм - совокупность финансовых инструментов и методов управления [1, с. 82].
Грязнова А.Г. Финансовый механизм - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения [3, с. 57].
Гладковская Е.Н. Финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений [2, с. 132].
Ковалева Т.М. Финансовый механизм - совокупность форм организации финансовых отношений, методов (способов) формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития общества [4, с. 22].
Кузулгуртова А.Ш. Финансовый механизм - это динамичный способ управления финансами [7, с. 53].
Подъяблонская Л.М. Финансовый механизм - составная часть хозяйственного механизма, представленная совокупностью видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения [6, с. 96].
Проанализировав табл. 1, можно заметить, что многие авторы сходятся во мнении, что финансовый механизм - это система или совокупность, однако нет единства по поводу составных частей, входящих в данную систему. Некоторые выделяют в качестве составных частей финансового механизма: «формы организации финансовых отношений, методы формирования финансовых ресурсов, а также виды финансовых отношений» [2, с. 132; 3, с. 57; 6, с. 96]. Грязнова помимо данных составных частей выделяет «способы количественного определения финансовых ресурсов» [3, с. 57], Подъяблонская выделяет «условия исчисления, применяемые при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения» [6, с. 96]. Кузулгуртова А.Ш. и коллектив авторов под редакцией Аса-ул В.В. отождествляют финансовый механизм с управлением, определяя данное понятие, соответственно, как «способ управления» [7, с. 53], или «совокупность инструментов и методов управления» [1, с. 82].
На основе проведенного анализа подходов к сущности финансового механизма автор попытался дать свое определение данному понятию: финансовый механизм - это комплекс процессов, взаимосвязей внутри финансовой системы, а также различных инструментов для целенаправленного воздействия на финансовую систему.
Финансовый механизм имеет сложную структуру, что обусловлено различными видами финансовых ресурсов и отношений, входящих в его состав.
Существуют различные способы формирования финансовых ресурсов, которые представлены в табл. 2.
Таблица 2
Методы формирования финансовых ресурсов
Метод Содержание
Финансовый метод Используется преимущественно для формирования финансовых ресурсов коммерческими и некоммерческими организациями.
Метод кредитования Представляет собой предоставление денежных средств на определенный срок с условием возврата. Данный метод на уровне государства используется в форме государственного кредита, займа, бюджетных ссуд. На уровне предприятий данный метод реализуется в виде банковских кредитов предприятиям.
Налоговый метод Представляет собой обеспечение деятельности государства и муниципальных образований на основе налоговых поступлений в бюджет (например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, различные акцизы и т.д.).
Страховой метод Необходим для нормального функционирования экономики и социальной сферы при наступлении неблагоприятных событий, которые отрицательно влияют на обеспеченность финансами субъектов хозяйствования и населения. Данный метод представляет собой изъятие денежных средств в виде страховых взносов и образование за счет них страховых фондов.
Так как на каждом уровне финансовой системы специфические методы формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов, то каждому уровню финансовой системы свойственен свой финансовый механизм.
В зависимости от сфер и звеньев финансовой системы выделяют:
1) механизм функционирования государственных и муниципальных финансов;
2) финансовый механизм субъектов хозяйствования.
При дальнейшем подразделении, например, финансовый механизм государства делится на бюджетный механизм, налоговый, кредитный. Бюджетный механизм в свою очередь включает такие элементы как налоги (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.), различные способы поступления денежных средств в бюджеты (доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, таможенные пошлины и таможенные сборы, и т.д.), а также различные направления расходования средств. В соответствии с территориальным устройством РФ финансовый механизм делится на финансовый механизм Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований РФ.
Финансовый механизм каждой сферы или звена представляет собой нечто свойственное только ему: у каждого механизма свои методы формирования и использования финансовых ресурсов, их распределения и перераспределения. Благодаря этим особенностям можно выбирать подходящие методы воздействия финансового механизма на ту или иную сферу финансовой системы. Например, на общественное производство - для достижения высокого уровня развития высокотехнологичных отраслей, для ускорения
темпов экономического роста. С помощью воздействия финансового механизма в каждой сфере можно добиться реализации определенных целей и задач финансовой политики государства.
Но в то же время финансовый механизм каждой сферы или звена является частью единого финансового механизма, который необходим для проведения единой финансовой политики на всех уровнях государственной власти.
Существуют различные взгляды по поводу структуры финансового механизма (таблица 3).
Таблица 3
Взгляды разных авторов на структуру финансового механизма
Автор Элементы финансового механизма
Асаул В.В., Дементьев А.В., Молчанов Д.К. [1, с. 83] - Финансовые инструменты: налог, дисконт, прибыль. - Финансовые методы - особые способы соединения и организации: налогообложение, фондообразование, инвестирование. - Правовое и нормативное обеспечение: законы, указы президента, постановления правительства, инструкции, нормативы, методические указания. - Информационное обеспечение.
Мысляева И.Н. [5, с. 17] - совокупность организационных форм финансовых отношений; - порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; - методы финансового планирования; - формы управления финансами и финансовой системой; - финансовое законодательство.
Кузулгуртова А.Ш. [7, с. 54] - Финансовое планирование. - Финансовое регулирование. - Финансовый контроль.
Мысляева И.Н. и коллектив авторов под ред. Асаул В.В. выделяют в составе финансового механизма «формы и методы организации финансовых отношений». Однако это не совсем правильно, потому что формы и методы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми, они регулируют только какую-то конкретную сторону финансовых отношений, финансовый же механизм призван регулировать отношения с многосторонним характером. Кузулгуртова А.Ш. в качестве элементов финансового механизма выделяет: «финансовое планирование, финансовое регулирование, финансовый контроль». Автор согласен с мнением А.Ш. Кузулгуртовой, т.к. с помощью финансового механизма реализуется финансовая политика, сущность которой заключается в определенной управленческой деятельности государства. Следовательно, элементы финансового механизма призваны обеспечивать эффективную управленческую деятельность государства, а функциями управления являются планирование, регулирование и контроль. Значит можно согласиться с Кузулгуртовой по поводу структуры ФМ.
В финансовой политике финансовый механизм является очень важным элементом. Его изменения по решению важных задач связано с особенностями текущей социально-экономической обстановки, которая подвержена
постоянным колебаниям. Для более полного функционирования финансового механизма нужно, чтобы между элементами воздействия механизма была взаимосвязь, согласованность и комплексное взаимодействие. Только при таких условиях можно обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, правильное ведение финансово-хозяйственной деятельности, социальную защиту и благосостояние населения.
Таким образом, государство, используя различные элементы финансового механизма, стремится обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При формировании финансового механизма государство учитывает особенности экономического и социального развития общества, для того чтобы цели и задачи финансовой политики были наиболее полно реализованы.
Список литературы:
1. Асаул В.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие / В.В Асаул, А.В. Дементьев, Д.К. Молчанов; под ред. В.В. Асаул; СПбГАСУ -СПб., 2010. - 322 с.
2. Гладковская Е.Н. Финансы: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Е.Н. Гладковская. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.
3. Грязнова А.Г. Финансы: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 496 с.
4. Ковалева Т.М. Финансы, деньги, кредит, банки: учебник / коллектив авторов; под ред. Т.М. Ковалевой. - М.: КНОРУС, 2014. - 256 с.
5. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 393 с.
6. Подъяблонская Л.М. Финансы: учебник / Л.М. Подъяблонская. - М.: Юнити, 2011. - 407 с.
7. Кузулгуртова А.Ш. Построение механизма государственной финансовой политики и его основные элементы / А.Ш. Кузулгуртова // Финансы и кредит. - 2010. - № 34 (418). - С. 53-60.
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
© Брага Н.О.1
Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
г. Волгоград
Открытие производства неотделимо от людей, работающих в данной организации. Огромную роль оказывают правильные принципы орга-
1 Магистр.