МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070
УДК34
Магистранта 2 курса Института права ФГБОУ ВО «БашГУ» Мухамедьянова Г.Н., студент Научный руководитель: Аминов И.Р.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ
ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В данной статье рассматриваются законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Особое внимание уделено государственным органам в сфере регулирования миграции в Российской Федерации.
Ключевые слова
Иностранный гражданин, лицо без гражданства, государство, законодательство, Российская Федерация, миграция, Федеральный Закон, гражданство, Федеральная миграционная служба.
Student: Muhamedianova Gulnara Nailevna Scientific adviser: Аminov Ildar Rinatovich
THE MECHANISM OF REALIZATION OF LEGAL STATUS OF FOREIGN CITIZENS AND INDIVIDUALS WITHOUT CITIZENSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation
This article discusses the legislation on the legal-vovom status of foreign citizens and individuals without citizenship in the Russian Federation. Special attention is paid to the public authorities in the sphere of regulation of migration in the Russian Federation.
Keywords
Foreign citizen, person without citizenship, the state, the legislation of the Russian Federation, migration,
Federal Law, citizenship, the Federal migration service
Вопрос о наличии приезжих граждан в пределах государства, стоит с давних времен. Эта проблема зародилась совместно с самим государством. С началом регулирования отношений между людьми одного общества, государство столкнулось с неурегулированными отношениями между членами своего общества и "не членами" своего общества, так в древние времена называли иностранных граждан, поскольку четкого термина на тот момент не было.
В Федеральном Законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" такое понятие как "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства" трактуется следующим образом: иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) другого государства.
Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) другого государства. 1
Переселение народа как неотъемлемый фактор социально-экономического процесса за последние годы обрел в России черты быстро развивающегося явления. По числу переселенцев Российская Федерация (РФ) занимает второе место в мире, уступая лишь Соединенных Штатов Америки. Основной пик переселения граждан перешел на времена распада СССР и падения «железного занавеса». Проведенные исследования
1 Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ( с изм и доп. От 31 декабря 2017 г.) [Электронный ресурс]. URL:http://www.garant.ru.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070
показывают, что в России отсутствует такой вид иммиграции как экономическая иммиграция. Но что же все - таки толкает людей мигрировать? Помимо экономических причин можно выделить ряд немаловажных факторов, таких как дискриминация по этническому, конфессиональному или языковому признаку. В последнее же время одной из причин миграции служат проводимые боевые действия, либо массовые беспорядки и не стабильная ситуация в стране. Исходя из этого, можно утверждать, что большинство из переехавших людей имеет основание называться таким термином как вынужденный мигрант.
Рассуждая о вопросе миграции в России, нужно не упускать из виду тот факт, что отличительной ее чертой является влияние СССР, наследницей которого РФ себя объявила, и конечно же собственной политикой.
Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации (Минфедерации России) являлось в течении длительного времени федеральным органом исполнительной власти. В его обязанности входило проведение государственной политики в сфере федеративных и национальных отношений. Регулирование процессов миграции населения и поддержание процессов местного самоуправления также входило в обязанности федерального органа исполнительной власти.
С помощью территориальных органов власти Министерство выполняло свою деятельность. В процессе деятельности Министерства также участвовали федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Субъектов РФ, органы местного самоуправления, комиссии и комитеты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.
Главными задачами, стоящими перед Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации были:
• участие в создании и проведении государственной политики в области федеративных и национальных
" 3
отношений, а также местного самоуправления и миграционных процессов, 3
• оказание помощи в реализации экономических, социальных и этнокультурных интересов коренных
4
малочисленных народов,
• деятельность в регулировании правовых, организационных и социально-экономических основ федеративных и национальных взаимоотношений, местного самоуправления и регулирования процессов миграции;
• предоставление предложений о главных направлениях и способах осуществления государственной национальной и миграционной политики;
• контроль за усилиями органов государственной власти, политических, общественных и религиозных объединений для устранения межнациональных конфликтов на территории государства;
• непосредственное участие в разработке и осуществлении мер государственного контроля за социально-экономическим развитием регионов Российской Федерации;
• оценка развития политических процессов в будущем в регионах Российской Федерации, помощь в проведении экономических и социальных реформ, расширение интеграционных процессов и межрегионального сотрудничества;
• контроль за эффективным расходованием средств федерального бюджета, направляемого на решение проблем в сфере федеративных отношений, национальной и миграционной политики, местного самоуправления;
• урегулирование процессов внешней трудовой миграции, защита прав и интересов трудящихся мигрантов и предупреждение проявлений национальной нетерпимости;
• организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории
2 Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. № 4528-1// Ведомости СНД и ВС РФ // Собрание законодательства РФ. 1993. N 12. Ст. 425.
3 Федеральный закон от 20.12.1995г. № 202-ФЗ «О вынужденных переселенцах» (с изм. на 30 декабря 2015 г.) [Электронный ресурс]. URL:http:// www.pravo.gov.ru ( дата обращения: 23.01.2018)
4 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. Утверждена Указом Президента от 13 июня 2012 г. [Электронный ресурс]. URL:http://www.garant.ru.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070
Российской Федерации, и содействие в оказании им помощи в обустройстве на новом месте жительства;
• участие в проведении политики государства в помощи соотечественникам оказавшимся за границей.
16 октября 2001 года Указом президента РФ Федеральная миграционная служба была расформирована, а уже 23 февраля 2002 года, вышел следующий Указ Президента РФ, определяющий новую структуру милицейско-миграционных органов новую структуру милицейско-миграционных органов была расформирована, а ее функции были переданы Министерству внутренних дел.
5В данном Указе говорилось о том, что Министерство внутренних дел РФ наряду с функциями, возложенными на него законодательством РФ, обязано выполнять также функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.
Указ возлагал на Министерство внутренних дел РФ, помимо имеющихся, следующие функции:
а) создание новых предложений по вопросам регулирования государственной миграционной политики;
б) создание и презентация в установленном порядке предложений по усовершенствованию правового регулирования миграционных отношений;
в) контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти по осуществлению государственной миграционной политики;
г) приведение в исполнение мер по регулированию ситуаций в сфере миграции;
д) действия по оказанию предоставления политического убежища лицам без гражданства;
е) действия по контролю привлечения внешней трудовой миграции (иностранной рабочей силы на территорию РФ) в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами РФ;
ж) создание и контроль действий по предупреждению и искоренению незаконной миграции, осуществление миграционного контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства; 6
з) подготовка предложений по выделению средств из государственного бюджета на реализацию государственной миграционной политики, а также строгое контролирование за расходованием указанных средств;
и) участие в создании и осуществлении в пределах его полномочий международных договоров РФ в области миграции.
В структуре Министерства внутренних дел РФ была создана Федеральная миграционная служба Министерства внутренних дел РФ.
Были изменены также территориальные органы Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ. Они представляли собой позже подразделения по делам главных управлений внутренних дел субъектов РФ, и занимались делами министерства внутренних дел в области миграции.
Также была установлена новая штатная численность федеральных государственных служащих Федеральной миграционной службы Министерства внутренних дел РФ в количестве 280 единиц.
Определена предельная численность федеральных государственных служащих подразделений по делам миграции министерств внутренних дел, управлений, главных управлений внутренних дел субъектов РФ в количестве 2935 единиц, без учета персонала по охране и обслуживанию зданий. 7
Руководство Федеральной миграционной службой (ФМС) Министерства внутренних дел РФ осуществляет заместитель Министра внутренних дел РФ - начальник Федеральной миграционной службы Министерства внутренних дел РФ.
На Министерство внутренних дел РФ распространились следующие действия:
5 Внешняя политика России: 2000-2020: Научное издание в 3 томах / Рос.совет. по межд. делам [под. общ. ред. И.С Иванова]. - М.: Аспект Пресс, 2012.- М., 2000.
6 Цыганков А.В. Конституционные социально-экономические права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства в России. Автореф. дис. ... канд. юрид.наук. Белгород, 2010. - 22 с.
7 Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и о беженцах / Л.В Андриченко - М.: Юрид. лит., 2013. - 543 с.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070
• акты и документы регулирующие деятельность с сфере государственной миграционной политики 8
• акты и документы находившиеся у Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ, пока она не была упразднена в Министерство внутренних дел.
Министерство внутренних дел РФ теперь имеет право:
• само решать и выбирать, кто может проходить государственную службу в рядах Министерства внутренних дел;
• само решать и выбирать, кто может проходить государственную службу в рядах Министерства внутренних дел РФ по делам миграции.
• вправе определять, кто может проходить государственную служб за рубежом по делам миграции, но только после согласования с Министерством иностранных дел РФ.
В настоящее время начальником Федеральной миграционной службы МВД России является генерал-майор полиции Кириллова Ольга Евгеньевна.9
Структуру Федеральной миграционной службы МВД России составляют такие звенья как:
• отдел миграционного контроля,
• отдел внешней трудовой миграции
• правовое управление,
• департамент международных связей,
• отдел управления кризисных ситуаций,
• отдел управления ресурсного обеспечения,
• финансово-экономическое управление.
Вся работа данной организации возложена на 280 служащих в сфере государства. 10
Работа региональных подразделений ФМС МВД России должна осуществляться 3 тысячами госслужащих.
Внутренняя же структура данных отделений комплектовалась в индивидуальном порядке, в зависимости от миграционной ситуации в каждом отдельном регионе страны и завершилась к концу апреля 2002 года.
Нужно подчеркнуть тот факт, что данное нововведение было неоднозначно воспринято рядом представителей общества, в частности различными правозащитными организациями и движениями.
Взаимодействие с иммигрантами, лицами без гражданства и беженцами очень хрупкая субстанция. Не возобладают ли у людей в погонах «рефлексы пресечения» там, где презумпция невиновности должна быть принципом, умение расположить их к себе, находить контакт с людьми, близкими порой к отчаянию -профессиональным навыком, а поддержка и умение помочь - качествами личности?
Будем надеяться, что на этот сложный вопрос появится ответ в течение какого-либо времени.
При этом не надо забывать, что немаловажную роль играют миграционные процессы в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации, потому что миграционный прирост может в значительной степени увеличил численность населения на территории РФ.
Для дальнейшего развития российской экономики очень важно, чтобы высококвалифицированные иностранные работники (мигранты) оставались на постоянное место жительства на территории России. К сожалению Миграционное законодательство Российской Федерации способно только привлечь мигрантов на временное место жительства, так как не разработаны меры для их переезда на постоянное место жительства. Из-за того, что система управления миграционными процессами имеет значительные недостатки, на территории России увеличивается число незаконных мигрантов.
Незаконные мигранты в основном работают неофициально, что является плюсом для развития теневой
8 Барсукова С.Ю. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в зеркале идеологий / С.Ю Барсукова // Полис. -2012. - № 5. - С.31-42.
9 Бондарь А.В. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др]. — Минск: БГЭУ, 2007. — 415 с.
10 Борисов Е. Ф. Экономическая теория / Е.Ф Борисов // Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 384 с.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070
экономики. В следствии этого и усиливается негативное отношение к мигрантам со стороны коренного населения РФ. И теперь проблема кроется в том, что смогут ли люди преодолеть свой собственный «синдром отторжения», который в основном и представляет угрозу демографической ситуации в России. Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 25.07.2002 N° 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ( с изм и доп. От 31 декабря 2017 г.) [Электронный ресурс]. URL:http://www.garant.ru.
2. Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. № 4528-1// Ведомости СНД и ВС РФ // Собрание законодательства РФ. 1993. N 12. Ст. 425.
3. Федеральный закон от 20.12.1995г. № 202-ФЗ «О вынужденных переселенцах» (с изм. на 30 декабря 2015 г.) [Электронный ресурс]. URL:http:// www.pravo.gov.ru ( дата обращения: 23.01.2018)
4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. Утверждена Указом Президента от 13 июня 2012 г. [Электронный ресурс]. URL:http://www.garant.ru.
5. Внешняя политика России: 2000-2020: Научное издание в 3 томах / Рос.совет. по межд. делам [под. общ. ред. И.С Иванова]. - М.: Аспект Пресс, 2012.- М., 2000.
6. Цыганков А.В. Конституционные социально-экономические права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства в России. Автореф. дис. ... канд. юрид.наук. Белгород, 2010. - 22 с.
7. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и о беженцах / Л.В Андриченко - М.: Юрид. лит., 2013. - 543 с.
8. Барсукова С.Ю. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в зеркале идеологий / С.Ю Барсукова // Полис. - 2012. - № 5. - С.31-42.
9. Бондарь А.В. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др]. — Минск: БГЭУ, 2007. — 415 с.
10. Борисов Е. Ф. Экономическая теория / Е.Ф Борисов // Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 384 с.
© Мухамедьянова Г.Н., 2018