Научная статья на тему 'Механизм реализации партнёрствав инвестиционно-строительных проектах'

Механизм реализации партнёрствав инвестиционно-строительных проектах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПАРТНЁРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / МЕХАНИЗМ / PARTNERSHIP / INVESTMENT AND CONSTRUCTION PROJECT / MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ястребов Олег Александрович

В статье рассмотрен механизм организации партнёрств при выполнении инвестиционно-строительных проектов в Великобритании и США, предложена классификация таких партнёрств и проанализирована возможность реализации этого механизма в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации партнёрствав инвестиционно-строительных проектах»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

ВАК 08.00.05

о.А. ястрЕБов

д.ю.н., профессор Российского университета дружбы народов

механизм реализации партнёрства в инвестиционно-строительных проектах

Современный инвестиционно-строительный проект требует привлечения большого количества участников, в состав которых входят: инвестор, заказчик, генеральный подрядчик, субподрядчики, проектировщики, поставщики и консультанты. Участники проекта имеют самостоятельные интересы и ставят перед собой индивидуальные цели, однако их объединяет тот факт, что все они рассчитывают достичь своих собственных целей за счёт участия в совместной реализации инвестиционно-строительного проекта. Участвуя в строительном проекте, они вступают в контрактные отношения. Контрактные отношения являются системообразующим фактором, позволяющим участникам проекта регламентировать и осуществлять согласованную между собой и с внешним окружением деятельность по достижению конечного результата проекта.

В исторической ретроспективе инвестиционно-строительный контракт рассматривался (а часто рассматривается и сейчас), прежде всего, как документ, устанавливающий «правила игры» и санкции за их нарушение. Стороны контракта в этом случае представляются, преимущественно, как соперники, а договор (контракт) между ними является средством принуждения к выполнению ими своих обязательств в рамках строительного проекта. Отсюда становится понятной та важнейшая роль, которую в зарубежной строительной практике ХХ века играл независимый инженер-консультант, осуществлявший функции посредника между сторонами подрядного договора, или, используя спортивную терминологию, игравший роль «судьи на поле» [2].

Однако, начиная с 90-х годов прошлого столетия, в зарубежной практике строительства всё более широко используется концептуальный подход, в соответствии с которым участники строительного проекта рассматриваются не как соперники, игроки двух разных команд, а, прежде всего, как партнёры, стремящиеся к одной цели - выполнению проекта. В этом случае строительный контракт представляется не столько как документ, в котором оговариваются условия и правила игры, обязательные для соблюдения двумя командами (заказчиком и подрядчиком), а в большей степени как документ, описывающий условия реализации партнёрства между двумя этими субъектами [3].

Подход к контрактным отношениям в строительстве как к отношениям партнёрства, основан на признании невыгодности нарушения договора сторонами, наличии фундаментальных общих интересов, взаимосвязи и взаимозависимости субъектов контракта и нацелен на выработку и принятие совместных мер и усилий по минимизации проявляющихся рисков в ходе реализации инвестиционно-строительного проекта.

Партнёрство предполагает, что его участники объединены общей целью, и именно достижение этой общей цели является главной предпосылкой для успешного и наиболее полного достижения партнёрами своих индивидуальных целей.

В дискуссиях о партнёрстве, а также в декларациях об установлении партнёрства в конкретных проектах часто используется маркетинговая риторика, носящая общий характер и не имеющая ничего общего с реальной практикой создания и поддержания партнёрств. Однако специалисты

отмечают, что в США, Великобритании и странах Британского содружества (Канаде, Австралии, Индии и ряде других) партнёрские отношения в строительстве находятся в центре внимания профессиональных сообществ, являются предметом изучения, договорного оформления, нормотворчества и стандартизации, а их развитие пользуется правительственной поддержкой [7].

В России вопросы формирования партнёрских отношений при реализации инвестиционно-строительных проектов пока не получили должного освещения и не привлекли внимания профессионального сообщества. Данная статья имеет целью способствовать заполнению имеющегося информационного вакуума.

Специалисты выделяют два подхода к реализации партнёрских отношений в инвестиционно-строительных проектах. Первый подход основывается на превалировании, если можно так выразиться, «духа» над «буквой», то есть в этом случае партнёрские отношения либо вообще не оформляются документально, либо оформляются в строительном договоре положениями и оговорками, не имеющими обязательной силы для сторон. Этот подход отражён в труде Клиффорда Ф. Грея «Управление проектами», в котором утверждается, что «партнёрство - это нечто большее, чем набор целей и процедур; это состояние ума, философия того, как вести дела с другими организациями. Партнёрство предписывает всем участникам проекта уважать друг друга, доверять и сотрудничать» [1, с. 135].

Второй подход - а именно он находится в центре внимания исследователей и специалистов - подразумевает, что партнёрские отношения документально оформлены и имеют обязательную силу для сторон. Такие оформленные партнёрские отношения фактически представляют собой набор процедур, обеспечивающих сотрудничество сторон в ходе реализации проекта.

Мы считаем важным уделить особое внимание второму подходу.

Исходя из указанного выше, партнёрство в ходе реализации проекта можно определить как документально оформленное сотрудничество заказчика и исполнителя работ, а при необходимости, и других организаций, которое формируется для достижения общей цели, обеспечивающей достижение партнёрами своих индивидуальных целей путём объединения ресурсов и усилий партнёров в условиях информационной открытости в рамках партнёрства.

Открытость партнёрских взаимоотношений должна рассматриваться как важнейшая предпосылка к достижению устойчивости партнёрства и обеспечению успешной реализации проекта в целом.

Среди основных преимуществ партнёрств специалисты называют следующие:

• меньшее, по сравнению с традиционными отношениями, количество разногласий и арбитражных разбирательств, соответственно, меньшие издержки на оплату привлекаемых экспертов, юристов, а также арбитражных судей;

• лучшие характеристики результатов проекта в целом (с точки зрения стоимости, времени и качества);

• большие возможности для экономии в ходе реализации проекта.

В качестве недостатка отмечается тот факт, что партнёрство, как правило, требует выделения определённых дополнительных ресурсов сторон, а именно:

• на начальной стадии проекта - для организации системы взаимодействия в рамках партнёрства и обеспечения более раннего привлечения всех партнёров к проекту, а также обучения персонала;

• в ходе реализации проекта - для обеспечения функционирования системы взаимодействия, работы постоянного координационного органа, а также привлечения к решению вопросов менеджеров высокого уровня.

Анализ практики реализации партнёрств в Великобритании показал, что партнёры, как правило, несут дополнительные накладные расходы в связи с организацией взаимодействия на более высоком, чем в обычных строительных проектах, уровне, большим количеством совещаний, а также функционированием постоянного координационного органа [3]. Впрочем, указанные дополнительные расходы не сравнимы с той экономией средств, которая может быть достигнута при грамотной организации партнёрства в строительном проекте.

Мы сделали попытку классификации партнёрств в инвестиционно-строительных проектах, используя информацию из британских и американских источников [3, 4, 6, 7, 8]. Партнёрства классифицируется по следующим признакам.

1. По срокам действия:

• партнёрство на один проект (project specific partnering);

• партнёрство на установленный срок (term partnering);

• постоянное партнёрство (permanent partnering).

2. По количеству партнёров:

• двустороннее партнёрство;

• многостороннее партнёрство.

3. По документальному оформлению:

• оформленное партнёрство:

- оформленное отдельным документом (партнёрским соглашением), имеющим обязательную силу;

ПАРТНЁРСТВО

Рис. Классификация партнёрств в строительных проектах

- оформленное путём включения соответствующих положений, имеющих обязательную силу, в договор подряда и (или) другие договоры;

- оформленное положениями (оговорками), не имеющими обязательной силы;

• неоформленное партнёрство.

В схематичном виде классификация представлена на рисунке.

Партнёрство на один проект

Партнёрство на один проект может оформляться двумя способами:

- путём внесения положений о партнёрстве в договор подряда и другие договоры, заключаемые в рамках инвестиционно-строительного проекта;

- путём заключения отдельного партнёрского соглашения.

Первый способ оформления партнёрства применяется в серии типовых строительных контрактов NEC (New Engineering Contract), разработанных Институтом инженеров-строителей Великобритании (ICE - Institute of Civil Engineers) для использования в национальных и международных строительных проектах [8]. Оформление осуществляется путём включения во все контракты строительного проекта единого дополнительного раздела, описывающего условия партнёрства,

обязательные для применения всеми участниками. Рекомендуемый текст раздела о партнёрстве содержится в качестве опции в типовых условиях каждого контракта и включается в контракт по усмотрению заказчика.

Второй способ оформления партнёрства применяется в США и Великобритании и подразумевает заключение участниками проекта отдельного многостороннего партнёрского соглашения, являющегося дополнительным по отношению к заключаемым двусторонним договорам. Этим партнёрским соглашением предусматривается создание координационного органа представительского типа, в который входят представители всех партнёров. Партнёрское соглашение носит открытый характер. По мере развития проекта к нему присоединяются новые участники, вступающие в проект. Участники проекта могут отбираться на конкурсных торгах, однако в конкурсной документации обязательно указывается, что проект будет выполняться на условиях партнёрства.

Партнёрство на установленный срок

Партнёрство на установленный срок используется с целью удовлетворения определённых потребностей за счёт деятельности по строительству, ремонту или обслуживанию объектов, носящей непрерывный или периодический характер.

К такой деятельности относятся, например, строительство нескольких однотипных или связанных между собой объектов, текущий ремонт и техническое обслуживание различных объектов, работы по ремонту и эксплуатации жилого и дорожного фондов, коммунальной инфраструктуры и т.д. Такая деятельность часто оплачивается из государственных и муниципальных источников финансирования.

Постоянное (бессрочное) партнёрство

Постоянное партнёрство формируется для совместной работы в течение длительного (неограниченного) срока и может оформляться партнёрским договором или не оформляться вообще. Бессрочное партнёрство может считаться обоснованным, если реализуемые в рамках партнёрства проекты носят уникальный характер и (или) на рынке конкретных строительных работ отсутствует конкуренция. Постоянное партнёрство также может оказаться предпочтительным для заказчика в качестве альтернативы партнёрству на установленный срок при реализации работ по обслуживанию и эксплуатации объектов. Специалисты отмечают, что использование постоянного партнёрства далеко не всегда представляется оправданным в связи с тем, что оно часто вступает в противоречие с принципом конкурентности, препятствует внедрению инноваций, а также может противоречить законодательству, например, в сфере строительства для государственных нужд. В частности, такой тип партнёрства противоречит действующему законодательству Российской Федерации о государственных закупках.

Интересно, однако, что в ряде стран государство проявляет большой интерес к развитию парт-нёрств в инвестиционно-строительных проектах, равно как и крупные корпорации, которые совместно с государством финансируют исследования в этой сфере и пилотные проекты, способствуя, тем самым, внедрению партнёрств в государственный (муниципальный) сектор строительства. Впервые с инициативой создания партнёрств между участниками строительных проектов, реализуемых в государственном секторе строительства, выступило министерство обороны США, и первые проекты на основе партнёрств были реализованы в конце 80-х годов прошлого века корпусом инженеров армии США [5]. В Великобритании партнёрство в ходе реализации крупных инвестиционно-строительных проектов впервые было реализовано компанией Бритиш Петролиум при строительстве объектов нефтедобычи в Северном море на малорентабельных месторождениях. Партнёрства носили многосторонний характер и включали в качестве членов заказчика, генераль-

ного подрядчика, проектировщика и субподрядчиков. Указанные участники инвестиционно-строительного проекта заключали многостороннее партнёрское соглашение, при этом с каждым из них заказчик (а с субподрядчиками, соответственно, генеральный подрядчик) заключал двусторонние контракты [3].

Развитию партнёрств в частном и государственном секторах Великобритании предшествовали исследования и дискуссии, инициированные правительством, в результате которых был сделан вывод, что партнёрства имеют большие преимущества по сравнению с традиционными строительными контрактами при реализации проектов для государственных нужд в тех случаях, когда эти проекты реализуются в условиях неустойчивого финансирования, в проектах, носящих инновационный или чрезвычайный характер. Мы считаем это очень актуальным и для России, где строительство для государственных и муниципальных нужд часто происходит в условиях недофинансирования, что снижает эффективность взаимоотношений на основе коммерческих договоров, и где между государственным заказчиком и подрядчиком часто стихийно формируются никак не оформленные квази-партнёрские отношения.

Однако вопросы, связанные с развитием парт-нёрств в инвестиционно-строительных проектах, особенно при строительстве для государственных нужд, требуют серьёзного изучения. Наиболее актуальными для изучения представляются следующие вопросы.

1) Возможности и ограничения по использованию партнёрств в строительстве для государственных (муниципальных) нужд, в том числе в концессионных проектах.

2) Договорное оформление партнёрских отношений.

3) Применимость партнёрств в строительных проектах, выполняемых на условиях твёрдой цены.

4) Перспективы развития партнёрств за преде -лами Великобритании, США и стран Британского содружества, в том числе - в России.

Для успешного внедрения в практику строительства, партнёрство нуждается в методическом обеспечении как со стороны научных кругов и профессионального сообщества, так и со стороны заинтересованных государственных органов. Пока такая поддержка в полной мере реализуется только в Великобритании и, частично, в США [4].

В России, как отмечалось выше, вопросы партнёрства при реализации инвестиционно-строительных проектов пока не привлекают внимание профессиональных сообществ и государства. Но строительная отрасль в России стремительно раз-

вивается. В последние годы в нашей стране выполняются крупные проекты по развитию транспортной инфраструктуры, энергетики, сооружению высотных зданий и промышленных сооружений, в которых участвуют российские и зарубежные инвесторы, подрядчики, проектировщики и кон-

сультанты. Запущен концессионный механизм реализации проектов. Всё это позволяет предполагать, что в недалёкой перспективе использование партнёрских механизмов при реализации крупных инвестиционно-строительных проектов станет актуальным и для России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клиффорд Грей. Управление проектами. Практическое руководство. Пер. с англ. - М.: ДиС, 2003.

2. Колье Д., Хезлетт Д., Каплан Л. Западные методы менеджмента в строительной индустрии. Публикация European Construction Ventures Ltd. - ССЕ, Санкт-Петербург, 1995.

3. Baird, A and Bennett, J: (2001): NEC and Partnering.: A Guide to Building Winning Teams. London: Thomas Telford.

4. Bennett, J and Jayes, S. L. Seven Pillars of Partnering: A Guide to Second Generation Partnering. London: Thomas Telford, 1998.

5. Chris Skeggs. Project Partnering in the International Construction Industry. Abigroup Contractors, Sydney 2000.

6. Howlett, A (2002): International Construction Developments-What Comes After Partnering. Jones, Day, Reavis & Pogue. Posted on the internet at: http:// wwwl jonesday.com/practices/puLdetail.

7. Standard Forms of Contract for Project Partnering. Trowers & Hamlins, London, 2005.

8. The NEC Partnering Option: First Edition, June 2001. Published for the Institution of Civil Engineers by Thomas Telford Publishing, Thomas Telford Limited, 1 Heron Quay, London 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.