Научная статья на тему 'Механизм реализации муниципальных энергосервисных проектов в бюджетной сфере на основе муниципально-частного партнерства'

Механизм реализации муниципальных энергосервисных проектов в бюджетной сфере на основе муниципально-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ ПРОЕКТ / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСЕРВИСНЫМИ ПРОЕКТАМИ / ENERGY SERVICE PROJECTS / MUNICIPAL AND PRIVATE PARTNERSHIPS / CONTROL MECHANISM OF ENERGY SERVICE PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казаринов Лев Сергеевич, Прохорова Юлия Юрьевна

Предлагается механизм реализации энергосервисных проектов с учетом дефицита бюджетных средств, основанных на муниципально-частном партнерстве, на объектах, находящихся в муниципальной собственности. Кроме того, раскрываются следующие понятия: муниципально-частное партнерство, муниципальный энергосервисный договор (контракт), механизм управления энергосервисными проектами. Рассмотрен ключевой элемент управления энергосервисными проектами муниципальное бюджетное учреждение «Челябинский городской фонд энергоэффективности и инновационных технологий». Авторами предложено введение третьего участника для управления энергосервисными проектами Инвестора, выступающего в качестве частного партнера на равных правах с публичным партнером. Инвестор перечисляет денежные средства на субсчет «Энергосбережение» муниципального бюджетного учреждения «Челябинский городской фонд энергоэффективности и инновационных технологий» на основании соглашения о намерениях. Указанное муниципальное бюджетное учреждение выполняет аккумулятивную функцию и функцию распределения экономии, полученной от реализации энергосервисных мероприятий, между Инвестором и энергосервисной компанией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION OF THE MUNICIPAL ENERGY SERVICE PROJECTS IN THE PUBLIC SECTOR ON THE BASIS OF MUNICIPAL AND PRIVATE PARTNERSHIPS

In article the realization mechanism of the energy service project taking into account deficiency of the budgetary funds based on municipal and private partnership, on the objects which are in municipal property is offered. Besides, the following concepts are revealed: municipal and private partnership, municipal power service contract, mechanism of management of power service projects. The key element of management of power service projects municipal budgetary authority “Chelyabinsk City Fund of Energy Efficiency and Innovative Technologies” is considered. Introduction of the third participant for management of power service projects the Investor acting as the private partner on equal terms with the public partner is offered by authors. The investor transfers money into the sub-account “Energy saving” of municipal budgetary authority “Chelyabinsk City Fund of Energy Efficiency and Innovative Technologies” on the basis of the agreement of intent. The specified municipal budgetary authority carries out accumulative function and function of distribution of the economy received from realization of power service actions between the Investor, power service company.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации муниципальных энергосервисных проектов в бюджетной сфере на основе муниципально-частного партнерства»

УДК 65.027

DOI: 10.14529/ctcr150414

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЭНЕРГОСЕРВИСНЫХ ПРОЕКТОВ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ НА ОСНОВЕ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Л.С. Казаринов, Ю.Ю. Прохорова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Предлагается механизм реализации энергосервисных проектов с учетом дефицита бюджетных средств, основанных на муниципально-частном партнерстве, на объектах, находящихся в муниципальной собственности. Кроме того, раскрываются следующие понятия: муниципально-частное партнерство, муниципальный энергосервисный договор (контракт), механизм управления энергосервисными проектами.

Рассмотрен ключевой элемент управления энергосервисными проектами - муниципальное бюджетное учреждение «Челябинский городской фонд энергоэффективности и инновационных технологий». Авторами предложено введение третьего участника для управления энергосервисными проектами - Инвестора, выступающего в качестве частного партнера на равных правах с публичным партнером. Инвестор перечисляет денежные средства на субсчет «Энергосбережение» муниципального бюджетного учреждения «Челябинский городской фонд энергоэффективности и инновационных технологий» на основании соглашения о намерениях. Указанное муниципальное бюджетное учреждение выполняет аккумулятивную функцию и функцию распределения экономии, полученной от реализации энергосервисных мероприятий, между Инвестором и энергосервисной компанией.

Ключевые слова: энергосервисный проект, муниципально-частное партнерство, механизм управления энергосервисными проектами.

Муниципальный энергосервисный договор (контракт) - договор на оказание услуг, предметом которого является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.

Необходимость осуществления энергосбережения муниципальными и государственными бюджетными учреждениями предусмотрена Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 261) [1]. Начиная с 1 января 2010 года государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема, потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема, фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента. По каждому объекту энергосбережения процент экономии, предусмотренный законом, можно увеличить за счет проведения комплексных мероприятий по энергосбережению. При условии дефицита бюджетных средств муниципальное образование не может произвести комплексные энергосервисные мероприятия на муниципальных объектах, а энергосервисные компании (далее по тексту - ЭСКО) не имеют финансовых возможностей для того, чтобы реализовать на объекте энергосервисные мероприятия за свой счет или за счет заемных средств, полученных у банка. В первом случае это объясняется финансово-экономическим положением ЭСКО на российском рынке, а во втором - завышенными процентными ставками по кредитам на реализацию энергосервисных мероприятий, что делает невозможным окупить энергосервисный проект за 5-7 лет.

В связи с этим считаем необходимым введение третьего субъекта в механизм реализации эенргосервисных проектов - Инвестора, который будет выступать в качестве частного партнера. Таким образом, реализация энергосервисных мероприятий при условии дефицита бюджетных

Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». 2015. Т. 15, № 4. С. 125-128

125

Краткие сообщения

средств происходит путем привлечения внебюджетных средств Инвестора на основе муниципально-частного партнерства [2].

Для того чтобы привлечь Инвестора для реализации энергосервисных мероприятий в бюджетной сфере, необходимо предоставить какие-либо гарантии со стороны публичного партнера, то есть муниципального образования, от имени которого выступает глава муниципального образования или иной уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Такой гарантией может выступать Фонд, созданный для реализации целей энергосбережения и энергетической эффективности.

19 октября 2010 года Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Челябинска был создано муниципальное бюджетное учреждение «Челябинский городской фонд энергоэффективности и инновационных технологий» (далее по тексту МБУ ЧГФЭ) для целей выполнения программы энергосбережения и энергетической эффективности города.

По причине отсутствия механизма реализации энергосервисных мероприятий на объектах бюджетной сферы с даты образования МБУ ЧГФЭ не проводились комплексные энергосервисные мероприятия на объектах бюджетной сферы путем заключения энергосервисного договора (контракта).

Ключевым звеном реализации механизма финансирования энергосервисных мероприятий при условии дефицита бюджетных средств путем привлечения внебюджетных средств Инвестора на основе муниципально-частного партнерства мы видимМБУ ЧГФЭ, который:

1) устанавливает менеджеров, ответственных за энергопотребление в различных объектах энергопотребления;

2) определяет стандартные уровни энергопотребления на объектах;

3) устанавливает обоснованные цели энергопотребления;

4) обеспечивает более детальную информацию по энергопотреблению;

5) улучшает понимание факторов, влияющих на использование энергии;

6) определяет набор мероприятий и энергосберегающих технологий, позволяющих миними-низировать потребление энергии;

7) повышает общие знания персонала об использовании энергии и о путях управления ее потреблением.

Правильное применение системы энергоменеджмента позволит МБУ ЧГФЭ получить ряд выгод, среди которых можно выделить следующие:

1) более качественное управление использованием энергии, подробные знания об энергозатратах;

2) уменьшение затрат на энергию на 5-15 %, достигнутое усовершенствованиями, не требующими инвестиций;

3) улучшение информированности с целью выбора мероприятий, которые могут быть приняты для улучшения энергопотребления посредством определения наиболее целесообразных инвестиций [3].

Для реализации схемы необходимо открыть счет энергосбережения, закрепив его назначение в Постановлении администрации г. Челябинска «Об утверждении положения о счете энергосбережения».

Процесс реализации энергосервисных мероприятий будет происходить в этом случае следующим образом: МБУ ЧГФЭ согласовывает с Инвестором инвестиционный проект, готовит соглашение о намерениях между МБУ и Инвестором, которое будет являться гарантией со стороны Инвестора, намеревавшегося осуществить финансирование энергосервисных мероприятий. На основании соглашения о намерениях Инвестор переводит на счет энергосбережения денежные средства на дальнейшую реализацию энергосервисных работ на объекте, указанном в инвестиционном проекте. После чего денежные средства поступают на счет, и МБУ ЧГФЭ участвует в торгах, по результату которых заключает договор и выявляет путем проведения повторных торгов ЭСКО, которая будет выполнять энергосервисные работы на объекте, заявленном в инвестиционном проекте. Энергосервисный договор заключается между МБУ ЧГФЭ и Объектом энергосбережения (Заказчиком). МБУ ЧГФЭ, выступая Исполнителем, действуя с целью выполнения

126

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Computer Technologies, Automatic Control, Radio Electronics.

2015, vol. 15, no. 4, pp. 125-128

Казаринов Л.С., Прохорова Ю.Ю.

Механизм реализации муниципальных энергосервисных проектов в бюджетной сфере...

энергосервисных работ на объекте энергосбережения, проводя повторные торги, заключает договор с ЭСКО. В способах оплаты необходимо предусмотреть факт перечисления Инвестором денежных средств на счет энергосбережения, а их перевод на счет ЭСКО только по истечении 6 календарных месяцев с момента подписания энергосервисного договора, если ЭСКО будут выполнены обязательства по обеспечению экономии на объекте энергосервиса. Данное условие об осуществлении оплаты ЭСКО будет являться гарантией выполнения ЭСКО своих обязанностей для Инвестора. В связи с чем энергосервисный договор составляется в четырех экземплярах для предоставления на согласование договора Инвестору и представления его ЭСКО (фактическому исполнителю), (которые не являются сторонами договора).

Кроме того, для реализации энергосервисных мероприятий публичный партнер должен реализовать механизм возврата денежных средств Инвестору и ЭСКО. По нашему мнению, описанный ниже механизм возврата денежных средств и распределение экономии, заявленной в энергосервисном договоре, должны быть реализованы в следующей форме:

Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) перечисляет объекту энергосервиса денежные средства для оплаты коммунальных услуг согласно утвержденным лимитам. Объект энергосервиса оплачивает коммунальные услуги в соответствии с фактическим потреблением энергетических ресурсов. Разница между денежными средствами, перечисленными ГРБС по закрепленным лимитам, и денежными средствами, направленными на оплату коммунальных услуг, направляется МБУ ЧГФЭ для дальнейшего распределения экономии между ЭСКО, Инвестором, Объектом энергосервиса.

Предложенная схема управления процессами финансирования энергосбережения для объектов бюджетной сферы поможет не только реализовать федеральную программу энергосбережения, получение дохода ЭСКО, но и произвести аккумулирование денежных средств на счет «Энергосбережение» на основе МБУ ЧГФЭ для дальнейшей самостоятельной реализации муниципалитетом энергосервисных проектов самостоятельно без участия Инвестора.

Литература

1. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - http://www.consultant.ru/

2. Федеральный закон от 13.07.15 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации». - http://www.consultant.ru/

3. Стратегия энергосбережения: региональный подход / Л.С. Казаринов, И.В. Осипов, В.Ф. Галанов; под ред. А.П. Ливинского. - Челябинск: Областной фонд энергосбережения: ЧГТУ, 1996. -170 с.

Казаринов Лев Сергеевич, д-р техн. наук, профессор, декан факультета «Компьютерные технологии, управление и радиоэлектроника (Приборостроительный)», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; kazarinov@ait.susu.ac.ru.

Прохорова Юлия Юрьевна, аспирант кафедры автоматики и управления, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; prohorovajul@bk.ru.

Поступила в редакцию 9 сентября 2015 г.

Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». 2015. Т. 15, № 4. С. 125-128

127

Краткие сообщения

DOI: 10.14529/ctcr150414

THE MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION OF THE MUNICIPAL ENERGY SERVICE PROJECTS IN THE PUBLIC SECTOR ON THE BASIS OF MUNICIPAL AND PRIVATE PARTNERSHIPS

L.S. Kazarinov, kazarinov@ait.susu.ac.ru,

Yu.Yu. Prokhorova, prohorovajul@bk.ru

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

In article the realization mechanism of the energy service project taking into account deficiency of the budgetary funds based on municipal and private partnership, on the objects which are in municipal property is offered. Besides, the following concepts are revealed: municipal and private partnership, municipal power service contract, mechanism of management of power service projects.

The key element of management of power service projects - municipal budgetary authority “Chelyabinsk City Fund of Energy Efficiency and Innovative Technologies” is considered. Introduction of the third participant for management of power service projects - the Investor acting as the private partner on equal terms with the public partner - is offered by authors. The investor transfers money into the sub-account “Energy saving” of municipal budgetary authority “Chelyabinsk City Fund of Energy Efficiency and Innovative Technologies” on the basis of the agreement of intent. The specified municipal budgetary authority carries out accumulative function and function of distribution of the economy received from realization of power service actions between the Investor, power service company.

Keywords: energy service projects, municipal and private partnerships, control mechanism of energy service projects.

References

1. Federal'nyj zakon ot 23.11.2009 N 261-FZ “Ob jenergosberezhenii i o povyshenii jenergeti-cheskoj jeffektivnosti i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii” [Federal Law of of the Russian Federation 23.11.2009 N 261-ФЗ “Energy Saving and Increasing Energy Efficiency and About Modification in Separate Acts of the Russian Federation”]. Available at: http: //www.consultant.ru/

2. Federalnyj zakon ot 13.07.15 N 224-FZ “O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipalno-chastnompartnerstve v Rossijskoj Federacii” [Federal Law of 13.07.15 N 224-FZ “On State-Private Partnership, Public Private Partnerships in the Russian Federation”]. Available at: http://www.consultant.ru/

3. Kazarinov L.S., Osipov I.V., Galanov V.F., Belavkin I.V., Livinsky P.A. Strategiya energosbe-rezheniya: regionalnyj podxod [The Energy Efficiency Strategy: a Regional Approach]. Chelyabinsk, the Chelyabinsk Regional Fund for Energy Conservation, 1996. 170 p.

Received 9 September 2015

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Казаринов, Л.С. Механизм реализации муниципальных энергосервисных проектов в бюджетной сфере на основе муниципально-частного партнерства / Л.С. Казаринов, Ю.Ю. Прохорова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». - 2015. - Т. 15, № 4. - С. 125-128. DOI: 10.14529/ctcr150414

FOR CITATION

Kazarinov L.S., Prokhorova Yu.Yu. The Mechanism for the Implementation of the Municipal Energy Service Projects in the Public Sector on the Basis of Municipal and Private Partnerships. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Computer Technologies, Automatic Control, Radio Electronics, 2015, vol. 15, no. 4, pp. 125-128. (in Russ.) DOI: 10.14529/ctcr150414

128

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Computer Technologies, Automatic Control, Radio Electronics.

2015, vol. 15, no. 4, pp. 125-128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.