МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
И.А. Шишкин, доцент, к.э.н., Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
Реализация инвестиционного процесса связана с созданием инновации, ее освоением и распространением. При создании инновации, безусловно учитывается ее жизненный цикл, конкурентоспособность, эффективность. Инвестиционная стратегия в условиях затяжного кризиса должна быть направлена на создание новшества, имеющего отличительные особенности, желательно уникального в своей области, в котором будет заключаться его конкурентные преимущества, что позволит предприятию превзойти конкурентов. Технологическое и экономическое влияние инноваций лишь в какой-то мере выражается в новизне продукта (услуги) или технологии его получения. В большей мере оно воплощается в увеличении научно-технического потенциала как необходимого условия возникновения новой технологии, повышается техногенный уровень инновационной системы и ее подсистем, что приводит к повышению восприимчивости всей системы к новым требованиям, возникающим на производственном и потребительском рынке.
Необходимым условием повышения восприимчивости производственной системы к все более ускоряющимся изменениям на рынке продуктов и услуг, является осуществление инвестиционных процессов на основе концепции маркетинга. Удовлетворение существующих потребностей потенциальных потребителей, а так же потребностей которые вот-вот появится, их предвидение -является основой современного маркетинга, маркетинг является связующим звеном между покупателем и продавцом.
Некоторые авторы приводят такие цели маркетинга, как «достижение максимально возможного потребления» и «предоставление максимально широкого выбора».
Рассмотрим данные цели с точки зрения инновационной экономики. Итак, с нашей точки зрения первая цель «достижение максимально возможного потребления» является не совсем целесообразной, так как в условиях инновационной экономики обеспечение максимального потребления еще не значит обеспечения максимального эффекта, как для потребителя, так и для производителя. Так как обеспечение максимального потребления какой либо услуги или продукта может привести к перепотреблению, что снизит в целом общую эффективности системы «производитель-потребитель» или вообще приведет к системному кризису. С нашей точки зрения целью маркетинга в условиях инновационной экономики является обеспечение эффективного потребления, что означает такое потребление, которое обеспечит максимальный эффект общей системы «производитель-потребитель». Так же такая цель как предоставление максимально широкого выбора, то же является не эффективной. Инновационный маркетинг должен обеспечить предоставление потребителю таких услуг или продуктов, которые ему нужны в данный момент, ни больше и не
меньше. То есть выбор не нужен, производитель знает, что нужно потребителю, это и производит, а предоставление широкого выбора значит производство лишних моделей, что приводит к ненужной трате дополнительных ресурсов. Таким образом, с нашей точки зрения в условиях инновационной экономики такая цель должна звучать, как производство продукта и услуг под конкретные запросы потребителя.
Если сравнить цели маркетинговых и инвестиционных процессов, то можно увидеть что в них есть основное сходство, однако есть и различие. Сходство заключается в ориентации данных процессов на потребителя, то есть конечной целью осуществления этих процессов является удовлетворение нужд потребителя. Существующее различие заключается в том, что инвестиционный процесс направлен на осуществление поступательного движения обновления существующей системы, а маркетинговый процесс представляет собой инструментарий для осуществления данного поступательного движения. Таким образом, можно сказать, что осуществление маркетинговых процессов является неотъемлемой частью инвестиционной деятельности, и что в условиях инновационной экономики инвестиций без маркетинга быть не может. Данное утверждение является объективным для любых инвестиционных процессов, а не только для разработки нового продукта.
Список использованной литературы
1. Логунова И.В. Механизм формирования и развития организационной
структуры управления предприятием / Дисс..... канд. эконом. наук / Воронеж,
2006.
2. Родионова В.Н., Качина Ю.В., Щеголева Т.В., Владимирова И.С., Попова Е.С. Диагностика производственных систем. Воронеж, 2007.
3. Сыщикова Е.Н. Методические подходы к оценке влияния системы управления на эффективность деятельности предприятия / В кн.: International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers «the unification of economists and lawyers-is a key to the new stage of development» ISAE «Consilium». 2013. - С. 262-266.
4. Шкарупета Е.В. Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного комплекса как следствие использования интеллектуального потенциала / В сб.: Современные концепции развития науки Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2015. - С. 93-96.
5. Шкарупета Е.В. Понятие и современное состояние высокопроизводительных рабочих мест в воронежской области // Вестник Воронежского гос. техн. ун-та. 2014. - Т. 10. - № 2. - С. 80-83.
6. Шкарупета Е.В. Современные особенности технического развития предприятий машиностроительного комплекса с использованием интеллектуального потенциала // Наука Красноярья. 2015. - № 5 (22). - С. 120-132.
7. Шкарупета Е.В. Формирование и реализация механизма управления знаниями: монограф. / Е.В. Шкарупета; Воронежский гос. техн. ун-т. Воронеж, 2010.
8. Шмырева М.Б. Формирование и реализация инструментария внутрифирменного планирования на машиностроительных предприятиях / Дисс.....канд. эконом. наук / Воронежский гос. техн. ун-т. Воронеж, 2010.
9. Шмырева М.Б., Деревянко В.В. Основные подходы к содержанию категории «инновационная деятельность» / В сб.: Инновации, качество и сервис в технике и технологиях Сб. науч. тр. IV Междунар. науч.-практ. конф: В 3 т. Отв. ред.: Горохов А.А. 2014. - С. 371-374.