Научная статья на тему 'Механизм реализации инновационных целей развития экономики'

Механизм реализации инновационных целей развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1422
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бухтиярова Т.И., Дубынина А.В.

В статье определены существующие взаимосвязи и взаимообусловленность инновационной стратегии и инновационной политики страны. Используя статистические данные об инновационной активности федеральных округов и регионов России в рамках положений Стратегии развития инновационной деятельности в России до 2020 года, авторы приводят доказательства необходимости формирования и запуска организационно-экономического механизма реализации инновационных целей развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации инновационных целей развития экономики»

ПРИОРИТЕТЫРОССИИ

16 (253) - 2014

УДК 330

механизм реализации

инновационных целей развития экономики

т. И. БУХТИЯРОВА,

доктор экономических наук,

профессор кафедры экономики и финансов

E-mail: viola_1_49@mail.ru

А. В. дУБы НИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: ann-file@mail.ru

Финансовый университет при Правительстве РФ (Челябинский филиал)

В статье определены существующие взаимосвязи и взаимообусловленность инновационной стратегии и инновационной политики страны. Используя статистические данные об инновационной активности федеральных округов и регионов России в рамках положений Стратегии развития инновационной деятельности в России до 2020 года, авторы приводят доказательства необходимости формирования и запуска организационно-экономического механизма реализации инновационных целей развития.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм, инновационная модель

Мировое экономическое пространство и экономические процессы глобализации объективно определяют необходимость инвестиционно-инновационных процессов в целях обеспечения конкурентоспособности российской экономики. Во-первых, в результате инвестиционно-инновационных процессов создаются определенные условия и преимущества в обеспечении конкурентоспособности экономики. Во-вторых, в результате инновационной активности и инновационных изменений в организации и управлении производством реально

возможны процессы глобализации мирового экономического пространства и реализации механизма конкурентоспособности.

Экономической характеристикой инновационной деятельности принято считать определенный уровень затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). За 10 лет доля затрат на НИОКР в ВВП страны увеличилась всего лишь на 0,6 п.п. - с 1,05% ВВП в 2000 г. до 1,1% ВВП в 2011 г. [10]. В США общий объем затрат на исследования и разработки составляет 2,77%, в Германии этот показатель равен 2,64%, в Израиле он составляет 4,86%, в скандинавских странах - более 3% [4].

Учитывая данную тенденцию, Правительство РФ на ближайшие годы ставит задачу кардинального увеличения расходов на научные исследования и разработки, чтобы обеспечить их уровень к 2020 г. до 2,5% от ВВП [4].

Проведенное аналитическое исследование о структуре затрат на НИОКР по федеральным округам РФ, наличии патентных заявок и охранных документов на проведенные инновационные исследования, о масштабах создания и использования новейших производственных технологий,

производстве инновационных товаров, работ, услуг, числе организаций, выполняющих научные исследования и разработки, свидетельствует о резкой дифференциации инновационной активности по различным федеральным округам и регионам Российской Федерации.

Так, в структуре затрат по федеральным округам наибольшая доля затрат на научные исследования и разработки приходится на ЦФО - 53% всех совокупных затрат, в то время как на СевероКавказский, Южный и Дальневосточный округа -всего лишь 1-3% (рис. 1) [8].

Анализ динамики затрат на исследования и разработки определяет положительную тенденцию по всем федеральным округам за 2000-2011 гг. (рис. 2) [8]. Необходимо отметить, что в целом положительная тенденция имеет существенный разрыв по уровню затрат на НИОКР между Центральным федеральным округом и остальными федеральными округами, которые находятся примерно на одном уровне.

Важной характеристикой инновационной активности региона - экономического агента является поступление патентных заявок и выдача охранных документов, общее число которых в 2010-2011 гг. по федеральным округам отражено на рис. 3 [8].

Анализ количества выданных патентов на изобретения и полезные модели в расчете на душу населения подтверждает высокую дифференциацию федеральных округов и регионов России по этому показателю (табл. 1). В целом за анализируемый период можно выделить два округа - лидера по активности патентной деятельности в 2011 г. -Центральный и Северо-Западный. Аутсайдерами по этому показателю стали Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральные округа [8].

Масштабы создания передовых производственных технологий за период 2000-2011 гг. характеризуются следующими данными. В целом по России их количество составило 9 279, в том числе в Москве - 1 733, Санкт-Петербурге -1 077, Нижегородской области - 667, Свердловской области - 618, Самарской области - 435, Тюменской области - 385. При этом имеются регионы, в которых число созданных передовых технологий не превышает трех (Республика Адыгея - 3,

7%

2%

350

300

250

200

150

100 -

6%

15%

53%

13%

Рис. 1. Структура затрат на НИОКР по федеральным

округам РФ в 2011 г.: 1 - Центральный; 2 - Северо-Западный; 3 - Южный; 4 - Северо-Кавказский; 5 - Приволжский; 6 - Уральский; 7 - Сибирский; 8 - Дальневосточный

Липецкая область - 2, Тамбовская область - 2, Республика Тыва - 3, Камчатский край - 3, Амурская область - 1).

Кроме того, есть регионы, в которых этот показатель является нулевым, т.е. в период 2000-2011 гг. передовых производственных технологий не создавалось. Это Республика Ингушетия, Карачае-

Рис. 2. Динамика затрат на НИОКР по федеральным округам РФ в 2000-2010 гг., млрд руб.: 1 - Центральный; 2 - Северо-Западный; 3 - Южный; 4 - Северо-Кавказский; 5 - Приволжский; 6 - Уральский; 7 - Сибирский; 8 - Дальневосточный

40 000

35 000

30 000

25 000

20 000

15 000

10 000

5 000

37 483

Рис. 3. Поступление (1) и выдача (2) заявок на патенты на изобретения и полезные модели по федеральным округам РФ в 2010-2011 гг., шт.

30 742

13 703

7 446

5 423

,3 817 3 365

4 498

1238

10 753

7 043

4 423

5 936

3 692

1559

1124

ЦФО

СЗФО

ЮФО СКФО

ПФО

УрФО

СФО

ДВФО Таблица 1

Число выданных патентов на изобретения и полезные модели на душу населения по федеральным округам РФ в 2011 г.

Федеральный округ Число выданных патентов, шт./чел.

Центральный 0,40

Северо-Западный 0,20

Южный 0,14

Северо-Кавказский 0,05

Приволжский 0,17

Уральский 0,14

Сибирский 0,15

Дальневосточный 0,09

80 000 п

70 000 -

60 000 -

50 000 -

40 000 -

30 000 -

20 000 -

10 000 -

*8>

Рис. 4. Динамика числа использованных передовых производственных технологий по федеральным округам РФ в 2000-2011 гг.:

1 - Центральный; 2 - Северо-Западный; 3 - Южный; 4 - Северо-Кавказский; 5 - Приволжский; 6 - Уральский; 7 - Сибирский; 8 - Дальневосточный

4 -

во-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия -Алания, Чеченская Республика.

По числу использованных новейших производственных технологий лидерами являются Центральный и Приволжский федеральные округа. Наихудшая картина наблюдалась в Северо-Кавказском и Дальневосточном округах (рис. 4) [8].

Инновационную активность федеральных округов и регионов РФ характеризует производство инновационных товаров, работ, услуг. В среднем по стране этот показатель составляет 6,3% [8]. Доля новых товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в целом по России и федеральным округам показана на рис. 5.

Данные, приведенные на рис. 5, показывают, что лидирующие позиции по удельному весу инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг занимает Приволжский федеральный округ, на новые товары которого приходится 10,3%. Напротив, в Сибирском округе доля инновационных товаров составляет всего лишь 1,8%, что требует соответствующих решений на уровне управления производством товаров, работ и услуг на инновационной основе.

Анализ числа организаций, выполнявших научные исследования и разработки в 2011 г. по федеральным округам и субъектам РФ, позволяет сделать вывод об их крайне неравномерном распределении по территории страны (табл. 2) [8].

Таблица 2

Число организаций, осуществлявших инновационную деятельность в 2011 г., по федеральным округам РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный округ Число Доля в общем

(субъект РФ) организаций числе, %

Российская Федерация 3 682 100

Центральный ФО 1 365 37,1

В том числе:

г. Москва 733 19,9

Московская обл. 252 6,8

Северо-Западный ФО 514 14,0

В том числе:

г. Санкт-Петербург 346 9,4

Ненецкий АО 4 0,11

Южный ФО 255 6,9

В том числе:

Ростовская обл. 109 2,9

Республика Адыгея 8 0,21

Северо-Кавказский ФО 105 2,9

В том числе:

Республика Дагестан 29 0,8

Республика Ингушетия 4 0,11

Приволжский ФО 597 16,2

В том числе:

Нижегородская обл. 93 2,5

Республика Марий Эл 8 0,22

Уральский ФО 244 6,6

В том числе:

Свердловская обл. 113 3,1

Ямало-Ненецкий АО 5 0,4

Сибирский ФО 424 11,5

В том числе:

Новосибирская обл. 111 3,0

Республика Хакасия 6 0,16

Дальневосточный ФО 178 4,8

В том числе:

Приморский край 52 1,4

Еврейская АО 2 0,05

Рис. 5. Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг в среднем по федеральным округам РФ в 2005-2011 гг., %

Как видно из данных табл. 2, среди субъектов Российской Федерации лидерами по доле организаций, осуществляющих инновационную деятельность, выступает Москва (19,9%). Далее с большим отрывом 2-е и 3-е места по этому показателю занимают Санкт-Петербург (9,4%) и Московская область (6,8%). В то же время в ряде регионов доля инновационных организаций ниже 1% (Ямало-Ненецкий АО, Еврейская АО, Костромская область и др.) [8].

Обобщение результатов статистического анализа подтверждает низкую инновационную активность в России и высокий уровень ее дифференциации в федеральных округах и регионах РФ, что определяет необходимость разработки методологических принципов и механизма участия регионов страны в осуществлении инновационной деятельности.

Учитывая важность данного положения, государственная политика должна быть пересмотрена в аспекте инновационного развития федеральных округов и регионов. Как свидетельствует практика, чаще всего государственная политика и тактика развития инновационной деятельности основаны на реализации стимулирующей функции инновационного развития, использовании следующих механизмов регионального стимулирования инновационного развития:

• государственные инновационные программы развития регионов и повышения их инновационной активности;

• дополнительные меры поддержки региональных инноваций;

• содействие в продвижении инновационной продукции на российский и международный рынки наукоемкой продукции. Стратегической целью развития экономики

является перевод экономической системы на инновационный путь развития, что достигается путем использования инновационных ресурсов - средств, необходимых для производства инновационных продуктов, обеспечивающих развитие инновационной экономики и повышение качества жизни.

Ресурсная база инновационного развития экономики (кадровые, предпринимательские, информационные, финансовые ресурсы и институциональные условия) формируют модель инновационного развития экономики, определяют ее важнейшие инструменты (потенциальные инновационные возможности).

На рис. 6 приведена типовая модель инновационного развития экономики. На входе данной модели сосредоточены ресурсы и институциональные условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности, на выходе показаны результаты развития инновационной экономики.

Самостоятельного изучения требует вопрос ресурсного обеспечения инновационного развития, поскольку каждый элемент приведенной модели выполняет присущую ему функцию, но находится в едином взаимодействии с другими элементами.

С точки зрения инновационной активности авторами выделяются:

- кадровые ресурсы (обеспечивают инновационное развитие экономики высококвалифицированными специалистами, творческими креативными личностями, предъявляющими спрос на инновационные товары и услуги);

- предпринимательские ресурсы (инновационно активные бизнес-

структуры, коммерциализирующие инновации, а также формирующие спрос на инновационные продукты);

информационные ресурсы (информационная поддержка инновационно активных субъектов и обеспечение их взаимодействия); финансовые ресурсы (привлечение денежных средств в инновационную деятельность); институциональные условия (благоприятные условия для осуществления инновационной деятельности).

Развитие инновационной экономической модели в России имеет ряд количественных и качественных характеристик [3]:

ВХОД

Стратегическая цель развития экономики — перевод экономической системы на инновационный путь

Кадровые ресурсы

Предпринимательские ресурсы

Ресурсная база инновационного развития экономики

Информационные ресурсы

Финансовые ресурсы

Институциональные условия

Инновационный потенциал экономики

Качественные показатели

Кошгчественные показатели

Стратегия инновационного развития экономики

ВЫХОД

Рис. 6. Типовая модель инновационного развития экономики

— увеличение объема инновационного сектора в структуре ВВП до 17-20% к 2020 г. (с 12,7% в 2009 г.);

— повышение удельного веса предприятий, осуществляющих технологические инновации, до 40-50% к 2020 г. (с 10,4% в 2009 г.);

— расширение участия России на рынках высокотехнологичной продукции в 5-7 секторах до 5-10% к 2020 г.;

— увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем объеме мирового экспорта до 2% к 2020 г. (с 0,35% в

2008 г.);

— повышение доли инновационных товаров в общем объеме промышленной продукции до 25-35 % к 2020 г. (с 12,4% в 2009 г.);

— повышение внутренних затрат на фундаментальные и прикладные исследования и разработки до 2,5-3% ВВП к 2020 г. (с 1,3% ВВП в

2009 г.) преимущественного за счет частного бизнеса;

— возрастание роли человеческого капитала как инновационного фактора экономического развития. Повышение роли знаний как основного экономического ресурса экономики при увеличении расходов на образование и здравоохранение за счет государственных и частных источников до 6,5-7 и 6,7-7% ВВП соответственно к 2020 г. (с 4,8 и 4,2% соответственно в 2007 г.).

Активизировать инновационные процессы, стимулировать развитие наукоемкого производства способна только качественная государственная инновационная политика, что повысит конкурентоспособность российской экономики в условиях реализации принципов ВТО, позволит России войти в пятерку крупнейших экономик мира.

Инновационный процесс, связанный с созданием высоких технологий, организацией производства и реализацией инновационных продуктов, предполагает последовательное осуществление операций жизненного цикла инновационного развития. Для того чтобы определить ограничения инвестиционных вложений в инновационный процесс, введем понятие «жизненный цикл инновации» (рис. 7).

Как видно из рис. 7, жизненный цикл инновации включает следующие фазы: 1) фаза разработки инновации, характеризующаяся выявлением новой потребности, изучением возможностей ее практической реализации

Жизненный никл инновации

_V_

Фаза разработки инновации

_у_

Фаза внедрения на рынок

_±_

Фаза коммерциализации и распространения инновации

_V_

Фаза развития и роста

V

Фаза стабилизации

_V_

Фаза насыщения, спада и

--превращения в традиционный -

продукт

Рис. 7. Фазы жизненного цикла инновации

(изготовление опытных образцов инновационной продукции, ее испытание) и требующая вложения инвестиционных ресурсов;

2) фаза выпуска инновационного продукта и внедрения его на рынок, отражающая период внедрения инновационного продукта, который начинает приносить прибыль (продолжительность данной стадии зависит от интенсивности рекламы и эффективной работы объектов инновационной инфраструктуры) и также требующая инвестиционных вложений;

3) фаза коммерциализации и распространения инновации, предусматривающая комплекс мер по активизации распространения инновации (проведение рекламных акций, стимулирование сбыта), что предполагает использование инвестиционных ресурсов;

4) фаза роста и развития, предполагающая формирование рынка инновационного продукта и увеличение объемов его продаж, что уже не требует активных инвестиций в производство и продвижение продукта;

5) фаза стабилизации рынка, означающая насыщение рынка инновационным продуктом и достижение определенного максимума объемов

продаж с выделением инвестиционных ресурсов на рекламную поддержку инновации; 6) фаза насыщения и спада, означающая падение объемов продаж инновационного продукта и полное прекращение продаж из-за его ненужности потребителям по причине превращения в традиционный товар (появление других инноваций, изменение потребительских предпочтений, моральный износ и т.д.). Последовательность данных этапов строго определена, однако в рамках оперативного управленческого решения возможно особое внимание к решению проблемных вопросов каждой фазы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, достижение максимума объемов продаж инновационного продукта приводит к сокращению удельных инвестиционных вложений. Обратившись к понятию «инновационный процесс», можно отметить его многозначность. Так, А.А. Мерфи определяет инновационный процесс в качестве бесконечного процесса производства, апробации, доведения инновационного продукта до конечного потребителя инноваций [6]. Данный процесс включает в себя все этапы инновационной деятельности, связанные с созданием и доведением научной идеи до инновационного продукта, повышающего благосостояние потребителей в виде большей степени удовлетворения потребностей. О.Б. Репкина рассматривает инновационный процесс как совокупность последовательных стадий от идеи, разработки модели, ее реализации до последующей коммерциализации [9].

Авторы настоящей работы определяют инновационный процесс как процесс создания, нововведения, внедрения и распространения инновации с целью повышения уровня и качества жизнеобеспечения.

Утвержденная Правительством РФ Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года предполагает решение задачи ускорения темпов экономического роста на основе инноваций на 1%, а также повышение конкурентоспособности отечественной экономики, улучшение качества жизни общества путем перехода к инновационной экономике [5].

Основными документами, регламентирующими инновационную социально ориентированную модель развития в Челябинской области, являются:

- закон Челябинской области от 26.05.2005 № 383-ЗО «О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области»;

- «Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2020

года» (принята постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28.08.2008 № 1325);

- «Стратегия развития инновационной деятельности в Челябинской области на период до 2020 года» (принята распоряжением правительства Челябинской области от 12.10.2012 № 260-рп);

- областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области на 2014-2015 годы» (принята постановлением правительства Челябинской области от 22.10.2013 № 333-П).

В соответствии с приведенной нормативно-правовой базой государственная инновационная политика данного региона - это деятельность органов государственной власти Челябинской области по определению стратегических целей, важнейших направлений в сфере инновационной деятельности и выбор путей реализации указанных целей.

Посредством инновационной политики правительство Челябинской области определенным образом позиционирует инновационную деятельность, определяет ее место и роль в экономическом развитии региона, регламентирует приоритетные направления его инновационного развития, обозначает меры, предпринимаемые для поддержки инновационной деятельности.

Государственная инновационная политика Челябинской области ориентирована на следующие направления:

• увеличение валового регионального продукта за счет потребительского и инвестиционного спроса, освоение производства принципиально новых для Челябинской области видов продукции и технологий до 1 185,5 млрд руб. к 2016 г. (с 883 млрд руб. в 2013 г.) [2];

• формирование условий, направленных на создание, развитие и эффективное использование инновационного потенциала области (проведение областных конкурсов научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых, научных исследований вузов, предоставление грантов малым инновационным предприятиям);

• содействие сотрудничеству инновационных предприятий с институтами развития (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере);

• внедрение механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере (Региональный венчурный фонд);

• создание условий для внедрения результатов интеллектуальной деятельности научных организаций и высших учебных заведений в хозяйственный оборот;

• развитие инфраструктуры для поддержки инновационной деятельности (создание инновационных бизнес-инкубаторов);

• подготовка кадров для инновационной деятельности (семинары по бизнес-планированию, курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по управлению проектами).

SWOT-анализ сильных и слабых сторон и

Современное состояние инновационной сферы в Челябинской области характеризуется как сильными, так и слабыми сторонами. В целях их оценки проведен SWOT-анализ инновационной сферы Челябинской области, что позволяет конкретизировать управленческие решения в части формирования и реализации механизма инновационного развития (табл. 3, 4). По общей методике SWOT-анализа в единой матрице определены: сильные стороны (конкурентные преимущества), слабые стороны (сдерживающие факторы), возможности внешней среды, угрозы внешней среды.

Таблица 3

ювационной сферы Челябинской области

Составляющие элементы Сильные стороны (конкурентные преимущества) Слабые стороны (внутренние сдерживающие факторы)

Региональная власть Челябинская область является одним из первых регионов, принявших закон о стимулировании инновационной деятельности. Данный закон предусматривает: — содействие сотрудничеству инновационных предприятий с институтами развития; — внедрение механизмов государственно-частного партнерства в инновационном секторе экономики; — формирование условий для внедрения результатов интеллектуальной деятельности научных организаций, изобретателей и высших учебных заведений в хозяйственный оборот; — создание эффективной системы подготовки кадров в инновационной сфере экономики; — организация новых рабочих мест в инновационном секторе Отсутствие эффективных механизмов защиты интеллектуальной собственности на страновом уровне и международной арене

Человеческий капитал В научной сфере региона занято 15,2 тыс. чел. За последние годы выпуск аспирантов и докторантов увеличился в 1,85 и 2,7 раза соответственно. Возраст 51% докторантов не превышает 39 лет Дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности

Научная и образовательная сферы На территории области функционирует более 200 организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Получено более 700 заявок на патенты. Развит сектор малых инновационных предприятий (доля в общем объеме организаций научно-технического комплекса области - 78%). На территории региона зарегистрированы и действуют национальный исследовательский университет и 52 высших учебных заведения. Растут затраты на исследования и разработки. Наблюдается значительное присутствие высшей школы в научно-техническом секторе области Основу институциональной структуры научной сферы составляет негосударственная наука (высока доля коммерческих предприятий, выполняющих исследования и разработки). Преобладание бюджетного финансирования исследований и разработок. Снижается количество научных подразделений на промышленных предприятиях

Инновационная инфраструктура Инновационная инфраструктура включает в себя организации, содействующие реализации инновационной деятельности: Межведомственный координационный совет по вопросам инновационный деятельности, Инновационный центр Челябинской области, Челябинский центр научно-технической информации, Челябинское региональное объединение работодателей «Промасс», Южно-Уральская торгово-промышленная палата, технопарки и бизнес-инкубаторы Недостаточная скоординирован-ность действий объектов инновационной инфраструктуры

Региональный бизнес Более 5 тыс. передовых производственных технологий. Более 3,5 тыс. организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии Низкая восприимчивость бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера

Таблица 4

SWOT-анализ возможностей и угроз инновационной сфере Челябинской области

Составляющие элементы Возможности внешней среды Угрозы внешней среды

Региональная власть Поддержание роли региона как исторически сформировавшегося передового промышленного центра Урала. Усиление инновационно привлекательного имиджа области за счет вхождения в число наиболее инновационно развитых регионов России. Формирование условий для интеграции участников инновационной деятельности. Формирование устойчивого спроса на инновационные продукты различными способами повышения культуры потребления инноваций и технологий. Выработка эффективных мотивационных механизмов для развития инновационного предпринимательства. Формирование имиджа инновационно активного региона, ориентирующегося на зарубежные рынки и рынки других регионов на основе достижения стабильных показателей инновационного развития участниками инновационной деятельности. Повышение престижа и оплаты труда ученых и инженеров в целях наращивания интеллектуального капитала в регионе Невысокие международные рейтинги России в целом

Человеческий капитал Формирование в регионе значительного человеческого и интеллектуального капитала. Создание новых рабочих мест, требующих современных компетенций Высвобождение значительного количества рабочей силы вследствие технологической модернизации производства

Научная и образовательная сферы Расширение участия вузов и научных организаций в исследованиях и разработках. Увеличение числа научных подразделений на промышленных предприятиях. Целенаправленная поддержка научных исследований и образовательных программ в области инноваций. Переподготовка кадров «под заказ» инновационных предприятий для обеспечения процесса развития инновационной деятельности на всех этапах реализации и коммерциализации инновационных идей Процессы реорганизации вузов сдерживают их участие в инновационной деятельности

Инновационная инфраструктура Диверсификация экономики области за счет формирования конкурентоспособных кластеров. Развитие деятельности венчурных фондов, способных финансировать инновационные проекты малого и среднего предпринимательства. Создание технологических платформ и промышленных площадок, способствующих интеграции бизнеса, науки и государства в решении инновационных целей и задач. Создание на территории области региональных корпораций развития, способных оказать эффективную помощь экономическим субъектам в реализации инновационных проектов Отсутствие согласованных действий во взаимоотношениях объектов инновационной инфраструктуры

Региональный бизнес Расширение возможностей для сбыта продукции Челябинской области за счет вступления России в ВТО. Освоение новых рынков сбыта. Повышение производительности труда за счет использования современных технологий. Формирование устойчивого спроса на инновационные продукты путем использования современных маркетинговых технологий. Разработка программ инновационного развития крупных компаний Экспансия импортных технологий на внутреннем рынке области, связанная с вступлением России в ВТО

По данным статистического обобщения и результатов SWOT-анализа в целом для Челябинской области характерен достаточно высокий уровень инновационного потенциала. Приоритетным является вопрос реализации инновационных продуктов. В этой связи общепринятой является позиция, согласно которой для эффективной инновационной деятельности необходим благоприятный инновационный климат, в котором инновационные продукты получат коммерциализацию и станут востребованными.

Основные положения областной программы «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области на период 2013-2015 годов» [7] соответствуют общеэкономической тенденции. Из областного бюджета финансируются все направления данной программы. При этом, если развитие инновационной инфраструктуры и финансовая поддержка субъектов инновационной деятельности финансируются совместно областным (20-33%) и федеральным (60-80%) бюджетами, то информационная поддержка инновационной деятельности, развитие кадрового потенциала в инновационной сфере и продвижение инноваций на международные, межрегиональные и областной рынки финансируются исключительно за счет средств области.

Анализируя финансовое обеспечение программы инновационной деятельности региона, следует отметить, что наряду с финансовыми ресурсами областного и федерального бюджетов решение части задач обеспечивается за счет средств частного бизнеса. Для концентрации средств частного бизнеса в финансировании инновационной деятельности региона созданы Региональный венчурный фонд и Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области. Кроме того, для обеспечения достижения целевых показателей важна разработка инновационной модели развития экономики и организационно-экономического механизма формирования и реализации инновационной стратегии.

Инновационная модель развития экономики Челябинской области включает в себя механизм взаимодействия институтов государства, бизнеса и общества (рис. 8). Особенностью данной модели является

разнообразие участников, выполняющих научные исследования и разработки.

Интересы органов власти (государственный сектор) проявляются в реализации количественных и качественных характеристик инновационного сектора в структуре ВВП и увеличении доли экспорта российских высокотехнологических товаров в общем объеме мирового экспорта. Предпринимательский сектор ориентирован на повышение рентабельности вложенного капитала, а интерес «третьего сектора» (потребителей) имеет своей целью повышение качества жизненного уровня личности.

Организационно-экономический механизм формирования и реализации инновационной стратегии можно определить в качестве формы осуществления инновационной деятельности на различных уровнях управления с формированием научно-технологических, организационно-управленческих, информационных и финансово-экономических условий инновационного развития национальной экономики и выделением рычагов стимулирования и регулирования.

Создание такого организационно-экономического механизма реализации инновационной стратегии имеет целевую направленность по всей иерархии управления инновационным развитием: — определение целей управления инновационной деятельностью, которые должны быть количественно измеримы и представлены в виде целе-

Институциональная структура инновационной экономики Челябинской области

Государственный сектор

Предпринимательский сектор

Третий сектор

Научные подразделения промышленных предприятий

Малые инновационные предприятия

Вузовская наука

Изобретатели

Креативные личности

Инновационной потенциал Челябинской области

Рис. 8. Инновационная модель развития экономики Челябинской области

вых показателей эффективности управления инновационной деятельностью;

- определение приоритетных направлений реализации инновационной деятельности (стратегия технологического развития, стратегия коммерциализации инноваций);

- разработка программы развития инновационной деятельности, представляющая собой комплекс задач и мероприятий по освоению и распространению новых знаний, новых технологий, развитию инновационной инфраструктуры, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления;

- разработка оценочных критериев реализации программы развития инновационной деятельности и корректировка на этой основе комплекса задач, мероприятий по освоению и распространению новых знаний, новых технологий, развитию инновационной инфраструктуры, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления. Формирование организационно-экономического механизма инновационной стратегии в России происходит в направлении сохранения и укрепления научного и технологического потенциалов, создания основных объектов инновационной инфраструктуры, разработки программ развития инновационной деятельности.

Следует определить в качестве проблемы задачу формирования принципов данного механизма, его основных аспектов, элементов и компонентов. При этом должны быть сохранены общеметодологические позиции. Для уточнения методики функциональной реализации организационно-экономического механизма, на взгляд авторов, научно-методологического рассмотрения и корректировки требуют понятия «инновационная экономика», «инновационный потенциал», «инновационное развитие».

В экономической литературе понятие «инновационная экономика» встречается достаточно часто, однако до сих пор не получило своего четкого определения. Анализ различных точек зрения позволил авторам уточнить и развить понятийный аппарат современной экономической науки, характеризующий основные категории инновационной экономики [1, 11, 12].

Так, З.М. Салихова относит «инновационную экономику» к секторам экономики, основанным на знаниях с высокой долей инновационной составляющей [12]. По мнению В.В. Шмидт, инновационную

экономику можно определить в качестве концепции, в рамках которой, в отличие от традиционной доктрины экономического роста, центр внимания смещается на исследование роли технологических изменений, информации, предпринимательства, институтов и инноваций как движущей силы технического прогресса [12].

Свое несогласие с данной позицией выражает В.И. Абрамов, отмечая, что инновационная экономика - это уже не только научная концепция, но и объективно сложившаяся экономическая система отношений производительных сил и общества, вызванная новым фактором конкурентоспособности - уровнем иннова-ционности продуктов, технологических процессов, маркетинговых и организационных решений предприятия, производственного сектора, государства [1].

На взгляд авторов, инновационную экономику следует определить как согласованную инновационную направленность целей экономического развития и путей их достижения на основе механизма государственного регулирования экономики ирыночного саморегулирования.

Следует отметить, что в механизме реализации инновационных целей развития экономики одинаково важными являются государственное регулирование и рыночное саморегулирование, поскольку согласно основным положениям экономики общественного сектора управление формированием и развитием национальной экономики в отсутствии государства или рынка представляется неэффективным.

Теоретически малоизученным остается понятие «инновационное развитие». По мнению авторов, инновационное развитие предполагает реализацию инновационного процесса, развитие инновационных ресурсов и формирование условий, необходимых для осуществления инновационной деятельности и повышения инновационного потенциала. Можно выделить пять основных условий инновационного развития:

1) формирование благоприятной институциональной среды для инноваций;

2) наличие инновационно активных экономических субъектов;

3) предоставление венчурного финансирования инновационно активным предприятиям;

4) решение проблемы коммерциализации инноваций;

5) формирование позитивного восприятия обществом инноваций и популяризация инновационной деятельности.

Данный перечень условий не является исчерпывающим, и по мере развития инновационного процесса может быть дополнен (при сохранении общего содержания) и уточнен.

Механизм реализации инновационных целей развития экономики является универсальным для любого сектора, но адаптируется к конкретным условиям организации и управления деятельности на любом уровне иерархии (государство, регион, муниципальное образование, организация). Изучение взаимодействия инновационного климата, жизненного цикла инноваций, жизненного цикла предприятия является самостоятельной темой в рамках образовательного цикла «Управление проектами».

Список литературы

1. Абрамов В.И. Методология оценки инновационного потенциала. СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 2012, 37 с.

2. Доклад министра экономического развития Челябинской области Е.В. Мурзиной 22.10.2013. URL: http://econom-chelreg.ru/news?news=2365.

3. Дубинина А.В. Малый бизнес на инновационном рынке // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 29. С. 26-34.

4. Дубинина А.В. Особенности развития инновационной экономики в регионах России // Регио-

нальная экономика: теория и практика. 2013. № 15. С.31-38.

5. Медведев Д.А. Развитие инноваций добавит 1% к ВВП России. URL: http://vestifinance. ru/articles/34928.

6. Мерфи А.А. Совершенствование системы государственного регулирования инновационного развития экономики России. СПб: Изд-во СПб ГЭУ, 2013, 19 с.

7. Об областной целевой программе «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области на 2013-2015 годы»: постановление правительства Челябинской области от 24.10.2012 № 537-П.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. URL: http://gks.ru.

9. Репкина О.Б. Развитие предпринимательской деятельности на основе инновационного процесса. М.: Изд-во АНО ВПО РАП, 2013, 48 с.

10. Российский статистический ежегодник -

2012. URL: http://gks.ru.

11. Салихова З.М. Институциональные предпосылки и условия формирования экономики, основанной на знаниях. М.: Изд-во ФГБУ НИИ ТСС,

2013, 27 с.

12. Шмидт В.В. Институциональные предпосылки инновационного экономического роста. СПб: Изд-во ФГБОУ ВПО РГПУ, 2012, 18 с.

Priorities of Russia

A MECHANISM FOR REALIZATION OF THE INNOVATION PURPOSES OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Tat'iana I. BUKHTIIAROVA, Anna V. DUBYNINA

Abstract

The article investigates the interrelation and intercondi-tionality of innovation policy, innovation strategy, organizational and economic mechanism of innovative activity. The authors provide evidence of the need to create and start the organizational-economic mechanism for implementation of innovation development using statistical data on innovation activities of the federal districts and regions of Russia under the provisions of the Development Strategy of Innovation in Russia till 2020.

Keywords: organizational and economic mechanism, innovative model

References

1. Abramov V.I. Metodologiia otsenki innovat-sionnogo potentsiala [A methodology of innovation potential assessment]. St. Petersburg, St. Petersburg SUEF Publ., 2012, 37 p.

2. Report of the Minister of Economic Development of the Chelyabinsk Region of E.V. Murzina of October 22, 2013. Available at: http://econom-chelreg. ru/news?news=2365. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Dubynina A.V. Malyi biznes na innovatsion-nom rynke [Small business in the innovation market]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost— National interests: priorities and security, 2013, no. 29, pp. 26-34.

4. Dubynina A.V. Osobennosti razvitiia innovat-sionnoi ekonomiki v regionakh Rossii [Some features of the innovation economy development in the regions of Russia]. Regional'naiaekonomika: teoriiaipraktika-Regional economics: theory andpractice, 2013, no. 15, pp. 31-38.

5. Medvedev D.A. Razvitie innovatsii dobavit 1% k VVP Rossii [Innovation development will add 1% to the gross domestic product of Russia]. Available at: http://vestifinance.ru/articles/34928. (In Russ.)

6. Merfi A.A. Sovershenstvovanie sistemy gosudarstvennogo regulirovaniia innovatsionnogo razvitiia ekonomiki Rossii [Improvement of the government regulation system of innovation development of the Russian economy]. St. Petersburg, St. Petersburg SEU Publ., 2013, 19 p.

7. Resolution of the government of the Chelyabinsk region "On Regional target program "Development of Innovation Activity in the Chelyabinsk Region" for 2013-2015" of October 24, 2012 № 537-P. (In Russ.)

8. The regions of Russia. Socio-economic indexes. Available at: http://gks.ru. (In Russ.)

9. Repkina O.B. Razvitie predprinimatel'skoi deiatel 'nosti na osnove innovatsionnogo protsessa [Development of business on the basis of innovation process]. Moscow, Izd-vo ANO VPO RAP Publ., 2013, 48 p.

10. Russian statistics yearbook - 2012. Available at: http://gks.ru. (In Russ.)

11. Salikhova Z.M. Institutsional'nye predposylki i usloviia formirovaniia ekonomiki, osnovannoi na zna-niiakh [The institutional prerequisites and conditions to form a knowledge-based economy]. Moscow, Research Institute of Labor and Social Insurance Publ., 2013, 27 p.

12. Shmidt V.V. Institutsional'nye predposylki innovatsionnogo ekonomicheskogo rosta [The institutional prerequisites of innovation economic growth]. St. Petersburg, RSPU Publ., 2012, 18 p.

Tat'iana I. BUKHTIIAROVA

Financial University under Government of Russian Federation, Chelyabinsk branch, Chelyabinsk, Russian Federation viola_1_49@mail.ru

Anna V. DUBYNINA

Financial University under Government of Russian Federation, Chelyabinsk branch, Chelyabinsk, Russian Federation ann-file@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.