Научная статья на тему 'Механизм проведения районирования в 1929 г'

Механизм проведения районирования в 1929 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
355
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЙОНИРОВАНИЕ / РСФСР / ВРЕМЕННОЕ БЮРО ЦК ВКП(Б) / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ ВЦИК / ОБЛАСТЬ / КРАЙ / ОКРУГ / РАЙОН / THE PROVISIONAL BUREAU OF THE CENTRAL COMMITTEE OF THE CPSU (B) / ZONING / THE RSFSR / THE ORGANISING COMMITTEE THE ALL-REGION / DISTRICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ширяев Евгений Александрович

В статье рассмотрены причины и механизм проведения районирования на территории РСФСР в 1929 г. Используются материалы центрального и регионального архивов, а также опубликованные источники, на основе которых раскрывается механизм деятельности центральных и региональных органов власти по проведению районирования в 1929 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ширяев Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of zoning in 1929

The reasons, process of zoning in the RSFSR in 1929 are analyzed by the author in the paper. Materials of the central and regional archives as well as published sources were used. The article based on archival data and a historiography reveals a mechanism of central and regional authorities for zoning in 1929.

Текст научной работы на тему «Механизм проведения районирования в 1929 г»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2011. № 2

Е.А. Ширяев

МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ РАЙОНИРОВАНИЯ В 1929 г.1

В статье рассмотрены причины и механизм проведения районирования на территории РСФСР в 1929 г. Используются материалы центрального и регионального архивов, а также опубликованные источники, на основе которых раскрывается механизм деятельности центральных и региональных органов власти по проведению районирования в 1929 г.

Ключевые слова. Районирование, РСФСР, Временное бюро ЦК ВКП(б), Организационный комитет ВЦИК, область, край, округ, район.

The reasons, process of zoning in the RSFSR in 1929 are analyzed by the author in the paper. Materials of the central and regional archives as well as published sources were used. The article based on archival data and a historiography reveals a mechanism of central and regional authorities for zoning in 1929.

Key words. Zoning, the RSFSR, the Provisional Bureau of the Central Committee of the CPSU (b), the Organising Committee the All-Region, Region, District.

Административно-территориальное деление (АТД) страны всегда являлось важным элементом системы государственного управления. Особенно большое значение АТД имело для Советской России, с ее огромной территорией и огромной ролью государства во всех сферах жизни общества.

Существующая сегодня структура АТД России была в основном сформирована в ходе реформ 1920— 1930-х гг. (незначительные корректировки АТД происходили и в последующие десятилетия советской власти). В настоящее время предпринимаются попытки реформировать данную структуру. Общая тенденция сегодняшних преобразований — стремление к укрупнению регионов. Она же являлась важнейшей и в 1920-е гг., когда проходило реформирование системы регионального управления РСФСР, получившее название районирования.

1 Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.

Ширяев Евгений Александрович — аспирант кафедры политической истории факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: evgeny. shir@gmail.com

8 ВМУ, управление (государство и общество), № 2

В связи с этим представляется актуальным рассмотрение целей, задач, принципов и механизма проведения районирования 1920-х гг., особенно в 1929 г., когда в короткий срок было проведено районирование на большой части европейской территории РСФСР.

К настоящему времени в историографии районирования 1920-х гг. продолжают разрабатываться многие вопросы, такие, как: причины и цели политики районирования, вопрос эффективности преобразований, причины отказа от сложившейся в результате проведения районирования системы регионального управления2.

Общий ход районирования достаточно подробно рассматривается в литературе3.

Вместе с тем практически неразработанным остается вопрос о механизме проведения районирования в 1929 г. Те работы, в которых затрагивается данная проблема, создавались на региональном мате-риале4.

АТД в1920-е гг. часто называлось «административно-хозяйственным делением», что указывало на первоначальную суть реформы — выделение на территории страны больших экономических районов со своей особой производственной специализацией.

Необходимость его проведения была осознана практически сразу после революции 1917 г. Однако только в 1923 г., на XII съезде РКП(б), по докладу о районировании, сделанному А.И. Рыковым, была принята соответствующая резолюция, которая положила начало формированию нового административно-территориального деления страны5.

2 См.: Агафонов Н. Т. и др. Методологические основы реформ административно-территориального устройства РСФСР в 20-х годах. СПб., 1992; Административно-территориальное устройство России: история и современность / Под ред. А.В. Пыжи-кова. М., 2003; Алампиев П.М. Экономическое районирование СССР. Кн.1. М., 1959; Жигло А.Н. Реформы административно-территориального устройства России в XX в. Историко-географический анализ: Автореф. ... канд. геогр. наук. СПб., 1992; Тархов С. Динамика административно-территориального деления России в XX в.// Россия и ее регионы в 20 в.: территория — население — миграции / Под ред. О.Глезер, П.Поляна. М., 2005; Фадеева Л.А. Административное районирование РСФСР в 1928—1930 годах: Дисс. ... канд. истор. наук. М., 1951; Шульгина О.В. Административно-территориальное деление России в XX в.: историко-географический аспект. Дис... докт. истор. наук. М., 2005.

3 См: Иванова Е.А. Административно-территориальная реформа в РСФСР и ее влияние на социальное, экономическое и культурное развитие Западной области (1918—1937). Смоленск, 2009. С. 21—45; МухинаЕ.В. Формирование административно-территориальных границ РСФСР на Южном Урале: 1917—1936 гг.: диссертация кандидата исторических наук. Екатеринбург, 2004. С. 64—99.

4 См.: Воробей А.П. Влияние структурной перестройки органов ВКП(б) на ход и результаты коллективизации в Северном крае, 1929—1930 годы: Дисс. ... канд. истор. наук. Архангельск, 1999; ИвановаЕ.А. Указ. соч.; КарелинЕ.Г. Районирование Западной Сибири РСФСР (на материалах партийных и советских организаций). 1929—1937 гг. М., 1992; Мухина Е.В. Указ. соч.

5 Двенадцатый съезд РКП(б). 17—25 апреля 1923 г. Стенографический отчет. М., 1923. С. 574.

До 1929 г. на территории РСФСР прошли следующие преобразования АТД. В ноябре 1923 г. в составе РСФСР была образована Уральская область. В феврале 1924 г. — Юго-Восточная область, переименованная в октябре этого же года в Северо-Кавказский край. В мае 1925 г. был образован Сибирский край, а в январе 1926 г. — Дальневосточный край. В августе 1927 г. была образована Ленинградская область. В мае 1928 г. были образованы сразу три области — Центрально-Черноземная, Средне-Волжская и Нижне-Волжская (последние две области позже были переименованы в края).

Проведение районирования было направлено на создание больших регионов, имеющих собственную экономическую специализацию, создание единой системы партийных, государственных, хозяйственных органов, приближение государственного аппарата к массам, решение национального вопроса6.

Однако в ходе проведения районирования изменилась сама суть реформы, цели, ради которых она затевалась. Такие изменения отмечаются примерно с 1927 г. Суть изменений в подходе к районированию видна из выступления И.В. Сталина на XVI съезде ВКП(б) в 1930 г. Он указывает, что «цель районирования — приблизить партийно-советский аппарат к району и селу, для того чтобы получить возможность своевременно разрешать наболевшие вопросы сельского хозяйства, его подъема, его реконструкции»7. Однако такая цель не ставилась в 1923 г. на XII съезде партии. Целью было создать большие экономические регионы со своей производственной специализацией. Очевидно, что с закреплением сталинской группировки у власти сменились задачи, принципы регионального управления. Теперь в деле регионального управления главным стало приблизить аппарат к местам, укрепить его надежными работниками и обеспечить устойчивую связь мест напрямую с областными и краевыми центрами: все для того, чтобы центр мог оперативно реагировать на происходящее на местах, а места — оперативно получать и исполнять директивы, приходящие из центра. Таким образом, речь идет о принципиальных изменениях в видении системы регионального управления.

С 1926—1927 гг. начался демонтаж механизма реформы: ликвидировались облоргбюро, облпланкомиссии, упразднялись уполномоченные наркоматов в нерайонированных областях и т.д8 В итоге к концу 1920-х гг. реформа трансформировалась из хозяйственно-административной в политико-административную и стала обеспечивать интересы не столько экономического развития страны, сколько

6 Двенадцатый съезд РКП(б)... С. 436; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 179. Л. 219.

7 Шестнадцатый съезд ВКП(б). 1930 г. Стенографический отчет. М.; Л., 1931.

С. 45.

8 См.: Мухина Е.В. Указ. соч. С. 93.

потребности формирования административно-командной системы управления государством9. Главной задачей стало создание единой системы АТД на всей территории страны в наиболее короткие сроки. Именно поэтому в 1929 г. в короткие сроки были созданы четыре области и край и было завершено районирование на всей территории РСФСР.

Реформирование административно-территориального устройства страны предполагало уничтожение старых административных единиц — волостей, уездов, губерний, и создание новых — районов, округов, областей (краев).

Район в новой системе являлся низшей административно-территориальной единицей и представлял собой укрупненную волость10.

Временным бюро ЦК Нижегородской области в апреле 1929 г. были обозначены признаки, по которым следовало создавать районы. К таковым относились: однородность экономики, возможность создания крепкой бюджетной базы, удобство сообщений и управления. Кроме того, по количеству населения районы должны были составлять 50—60 тыс. человек «с неизбежными отклонениями в ту или другую сторону в связи с плотностью населения, удобствами связи и др. обстоятельствами»11.

За районом следовал округ, организация, близкая к губернии, или, как еще объяснялось, округ — это та же губерния, только в несколько уменьшенном размере и подчиненный крайисполкому12. Округа строились по принципу однородности экономики, наличия экономических связей, позволяющих руководить хозяйственной жизнью округа на основе тяготения вокруг сложившихся и складывающихся

13

экономических и культурных центров13.

И, наконец, создавались области или края, охватывающие несколько губерний. Предполагалось, что область должна стать мощным хозяйственным комбинатом, отличающимся своими специфическими производственными и энергетическими особенностями, дающими возможность строить хозяйство страны на основе разделения труда между областями, в зависимости от их хозяйственной специализации и широкого межобластного обмена14.

Окончательное решение о переходе к районированию оставшейся незатронутой реформой части РСФСР было принято в декабре 1928 — январе 1929 г. В декабре 1928 г. на двух заседаниях Оргбюро ЦК 10 и

9 Иванова Е.А.Указ. соч. С. 45.

10 Двенадцатый съезд РКП(б)... С. 434; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 179. Л. 219—220.

11 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 840. Л. 26.

12 Двенадцатый съезд РКП(б)... С. 434; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 179. Л. 219.

13 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 840. Л. 26.

14 ЦГАМО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 51. Л. 151.

28 декабря сначала было решено образовать 2 области и край, а 28 декабря — 4 области и край15.

Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило решение Оргбюро «О районировании неоформленной части территории РСФСР» 3 января 1929 г. Согласно ему, с 1 октября 1929 г. (к началу нового хозяйственного года) образовывались 4 области — Западная (с центром в Смоленске), Нижегородская (Нижний Новгород), Центрально-Промышленная (Москва), область с центром в Иваново-Вознесенске и Северный край (Архангельск)16.

Данное решение Политбюро «в советском порядке» было оформлено постановлением Президиума ВЦИК от 14 января 1929 «Об образовании на территории РСФСР административно-территориальных объединений краевого и областного значения»17.

Для проведения районирования в каждой из организуемых административно-территориальных единиц создавался комплекс временных органов.

Существовали следующие 4 основных уровня власти, которые принимали непосредственное участие в проведении районирования. Во-первых, это центр в лице высших партийных (в том числе Политбюро, Оргбюро ЦК) и государственных органов (ВЦИК, союзные и республиканские наркоматы и т.д.). Во-вторых, областной (краевой) уровень. На этом уровне центральными органами власти создавались Временные Бюро ЦК ВКП(б), Организационные комитеты ВЦИК. Эти органы власти были главными на уровне регионов и в свою очередь могли создавать подчиненные им органы власти как на этом же уроне, так и на низших. Такими органами власти на окружном и районном уровне являлись временные бюро округов, оркгкомитеты или оргкомиссии округов, временные районные бюро и оргкомиссии.

Особенностью создания всех этих временных органов, призванных осуществить районирование в той или иной области, было то, что они организовывались высшими органами власти (а не выбирались, как постоянные партийные и советские органы власти). Их функции и персональный состав также утверждался вышестоящими властными органами.

Временные органы власти в пяти новых административно-территориальных образованиях были созданы в январе 1929 г., их состав был утвержден 14 февраля (кроме Центрально-Промышленной области)18. Таким образом, с января по июль—сентябрь (до ликвидации старых

15 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 818. Л. 9; Оп. 113. Д. 683. Л. 1-2; Д. 688. Л .3.

16 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 720. Л .5—6.

17 СУ РСФСР. 1929. № 116.

18 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 720. Л. 6; Д. 726. Л. 6—8.

органов и проведения партконференций и съездов Советов новых областей и краев) в регионах одновременно существовали временные и постоянные органы власти. Необходимо было разграничить их полномочия.

Такое разграничение проводилось достаточно четко специальными решениями и инструкциями. 5 апреля 1929 г. Президиум Временного Бюро Нижегородской области утвердил обращение ко всем парторганизациям Нижегородской области, в котором определил, что «вся оперативная текущая работа проводится до ликвидации губернскими, уездными и волостными организациями. Окружные и районные органы проводят всю работу по районированию, причем губкомы, укомы, губисполкомы, уисполкомы и т.д. должны оказывать полное содействие новым органам как в деле районирования, так и в деле подбора работников, формирования аппарата и т.д»19.

Однако в ходе конкретной работы было необходимо совместное решение некоторых вопросов, таких как кадровый состав будущих областных, окружных и районных органов. Кроме того, совместно разрешался вопрос о внешних границах областей и о внутреннем АТД и другие вопросы20.

С момента проведения партийных конференций и съездов Советов районов и округов Временные Бюро и Оргкомитеты начинают действовать как полноправные Обкомы и Исполкомы: если до этого ими решались вопросы, связанные лишь с проведением районирования, то теперь большую часть работы занимают текущие хозяйственные и политические вопросы21. В отношении Оргкомитетов областей данное положение было закреплено законодательно в «Положении об Организационных комитетах по подготовке и проведению в жизнь всех вопросов, связанных с образованием районированных краевых и областных объединений»22.

Таким образом, в ходе проведения районирования в 1929 г. была построена управленческая система, которая обеспечивала как успешное проведение районирования, так и решение текущих вопросов при тесном сотрудничестве временных и постоянных органов власти.

Фактически высшим органом власти по проведению районирования в регионах было Временное Бюро ЦК ВКП(б) по той или иной области или краю. Временные бюро создавались решением Политбюро ЦК, их состав также утверждался Политбюро или Оргбюро. Временное бюро разрешало все вопросы, которые вставали в связи с организацией регионов. Особое внимание уделялось кадровому составу всех осталь-

19 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 840. Л. 27.

20 ЦГАМО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 7. Л. 17; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 839. Л. 3.

21 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 840; ЦГАМО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 34, 35.

22 СУ РСФСР. 1929. № 57. Ст. 425. П. 1.

ных — партийных и государственных — временных органов власти будущей области или края.

Временные Бюро были созданы в январе 1929 г., состав четырех из них утвержден на заседании Политбюро 14 февраля (состав временных органов Центрально-Промышленной области был утвержден 4 апреля)23. Необходимо подчеркнуть особую важность данного решения, ибо в четырех административно-территориальных образованиях утвержденные 14 февраля Первые секретари Бюро стали после оформления областей и краев Первыми секретарями обкомов (крайкомов), т.е. фактически назначение руководства будущих областей (краев) произошло уже 14 февраля.

Решением Политбюро от 14 марта 1929 г. в состав Временных Бюро и Оргкомитетов областей были введены работники военных округов Красной Армии24. Данное решение было обусловлено тем, что при проведении АТД было необходимо учитывать интересы военного ведомства. После утверждения первоначальных составов Временных Бюро дальнейшее пополнение их составов происходило в обычном существовавшем для обкомов и крайкомов порядке25.

Временным Бюро избирался Президиум, который действовал между заседаниями Бюро. Заседания Временного Бюро созывались не реже одного раза в полтора месяца, Заседания Президиума проводились один раз в неделю26.

Оргкомитеты ВЦИК вновь образуемых областей и краев были созданы и их состав утвержден решениями Политбюро 3 января, 14 февраля, 14 марта, 4 апреля 1929 г. Потом формально их состав был утвержден решениями ВЦИК.

К моменту начала районирования 1929 г. действовало «Положение об организационных комитетах по подготовке и проведению в жизнь всех вопросов, связанных с образованием районированных краевых и областных объединений» от 14 мая 1928 г.27 При Оргкомитетах создавались плановые комиссии. Оргкомитетами выбирались из своего состава Секретариаты или Президиумы, действовавшие между заседаниями Оргкомитетов. Также действовали фракции ВКП(б) Оргкомитетов28.

На первом заседании Оргкомитетов намечался, а на заседаниях Временных Бюро утверждался состав советских отделов Оргкомитетов. Кроме этих основных органов на областном (краевом) уровне

23 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 726. Л. 6—8; Д. 733. Л. 9.

24 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 730. Л. 5.

25 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 727, 730, 731, 733, 736, 740, 741, 743, 746—750; Воробей А.П. Указ. соч. С. 57.

26 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 839. Л. 5.

27 СУ РСФСР. № 57. Ст. 425.

28 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 840. Л. 12.

существовали многочисленные Оргбюро: сельскохозяйственной кооперации, кустарной, рабочей кооперации, Временное бюро ВЦСПС и др.

Персональный состав региональных органов власти (как партийных, так и государственных) главным образом формировался из губернских учреждений той губернской организации, которая была центром создаваемой области (края). Это было логично и выгодно для чиновников данной губернии, но совершенно неприемлемо для работников других губерний, которые в подавляющем большинстве оказывались в результате районирования на окружной работе. Данное положение дел в Нижнем Новгороде было закреплено сразу же на первом заседании Временного партбюро: «в основу временных аппаратов области должны быть положены существующие в Нижнем губернские органы»29 (в момент официального оформления области или края данные работники автоматически становились работниками постоянных «аппаратов области»). То же самое было и в других регионах30.

Исходя из этих фактов, некоторые исследователи считают, что одной из главных задач районирования 1929 г. было установление полного контроля сталинской группировки над регионами путем «кадровой революции», сопровождавшей создание новых областей и краев31.

Формирование временных окружных органов власти, утверждение их состава и порядка деятельности было одной из первоочередных задач Временных Бюро и Оргкомитетов областей (краев). Главными из этих органов были Временные Бюро ВКП(б) по тому или иному округу и Организационные комитеты (или Оргкомиссии) округов. Персональный состав временных окружных органов стал намечаться в феврале—марте. По разным регионам временные окружные органы были созданы и приступили к работе в апреле—мае 1929 г.32

На временные Окрбюро возлагался помимо других задач подбор руководящего состава временных райбюро парторганизаций, руководство их работой в процессе районирования33. Утверждался персональный состав районных органов решениями Областных временных органов.

Оргкомиссии (или Оргкомитеты) округов создавались Оргкомитетами регионов на основании предписания в уже упоминавшемся «Положении об Оргкомитетах.».

Низшим звеном в системе временных органов районированных областей и краев были районные временные органы.

29 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 839. Л. 3.

30 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 179. Л. 229—230.

31 Воробей А.П. Указ. соч. С. 55.

32 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 839. Л. 8; ЦГАМО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 51. Л. 182. По Московской области Временные оргкомиссии округов были созданы в конце мая 1929 г.

33 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 840. Л. 48.

Согласно Положению о работе временных партийных органов Нижегородской области, принятом 23 мая 1929 г., Временные районные бюро парторганизаций создавались по решению Временных Бюро округов в административных центрах района34. По государственной линии создавались Оргкомиссии районов.

Таким образом, была выстроена целая система временных органов, призванных провести районирование на территории РСФСР.

В связи с проведением районирования встал ряд вопросов, которые было необходимо решить в ограниченный период времени (переименование ряда регионов, о внешних границах и внутреннем делении, о структуре и штатах будущих организаций, перераспределении кадров во вновь создаваемых органах, ликвидация старых и выборы новых партийных и государственных органов).

Основной задачей при практическом проведении районирования в 1929 г. было определение внешних и внутренних границ новых регионов. Острые споры, соответственно долгий порядок определения и прохождение многих инстанций были связаны с определением внешних границ областей и краев. Несколько территориальных вопросов вызвали столь большие разногласия, что их разрешением занималось само Политбюро.

Разработка внутреннего АТД, утверждение районной сетки проходило в мае—июне при участии работников с мест. Так, в Нижегородской области 8 мая было проведено областное совещание при Оргкомитете. После утверждения районной сетки изменения в нее

35

вносились только в исключительных случаях35.

В законодательном порядке утверждение окружной и районной сетки вновь организуемых областей и краев происходило по решениям ВЦИК.

После решения вопросов об административно-территориальном делении регионов и разрешения остальных вопросов, которые вставали в ходе районирования, временным органам предстояло провести ликвидацию старых органов и организационно оформить постоянные областные, окружные и районные органы власти.

Ликвидация старых органов проходила согласно инструкциям, которые разрабатывались в краях и областях по всем линиям партийной и советской работы, работали ликвидационные комиссии36. Происходило размежевание имущества между губернскими, уездными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37

и новыми органами власти3'.

34 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 840. Л. 48.

35 РГАСПИ. Ф.7. Оп. 21. Д. 840. Л. 39, 58.

36 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 840. Л. 27.

37 Рыжова И.В. Создание Московской области // Подмосковный летописец. 2004. № 2. С. 13.

Свою работу волостные органы власти прекращали с момента выборов районных органов, уездные — окружных, и губернские — областных или краевых органов власти.

Примерные сроки районных партконференций и съездов Советов намечались областным или краевым Временным Бюро ВКП(б), окончательные — окружными бюро. По пяти областям эти сроки несколько различались. Так, в Нижегородской области данные кампании проводились с 15 июня по 5 июля, в Московской — в июле—августе38. С момента оформления районных органов власти окружные временные органы руководили ими по всем без исключения вопросам хозяйственной, политической жизни как полноправные окружные органы власти.

Окружные партконференции прошли в июле — начале сентября по разным областям, а областные и краевые — в июле—августе и сентябре 1929 г. Нормы представительства на партконференции и съезды Советов различных уровней определялись окружными и областными (краевыми) временными органами39.

Составы постоянных органов власти, выбранных на первых партконференциях и съездах Советов, практически не отличались от составов временных органов власти и были утверждены опросными решениями Политбюро40.

В итоге к 1 октября 1929 г. были созданы 5 новых административно-территориальных единиц: Северный и Нижегородский края, Московская, Иваново-Промышленная и Западная области. Кампания районирования, начавшаяся в 1923 г., была успешно завершена. На всей территории РСФСР было создано 13 областей и краев, имевших свою производственную специализацию и перспективы экономического развития (однако переход с 1930 г. к разукрупнению регионов не позволил новой системе АТД проявить все свои достоинства).

Особенностью завершения районирования 1929 г. было то, что в достаточно короткие сроки оно было проведено на большой территории европейской части РСФСР, что обусловлено большим опытом проведения районирования в других регионах в 1920-х гг.

При проведении районирования 1929 г. была построена управленческая система, которая позволила как организовать новые административно-территориальные единицы, так и решать текущие задачи. По решению Политбюро создавались Временные Бюро ВКП(б), которые являлись главными региональными органами, на практике проводившими районирование территории РСФСР. Они в

38 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 840. Л. 50; Рыжова И.В. Указ. соч. С. 14.

39 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 840. Л. 62об.

40 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 752. Л. 6; Д. 755. Л. 8 и др.; Иванова Е.А. Указ. соч.

С. 53. 122

свою очередь создавали другие органы как на региональном, так и на низших — окружном и районном — уровнях власти.

Вопрос административно-территориального деления создаваемых областей и краев был главным, но не единственным, который разрешался при районировании. Кроме него решались вопросы об организации временных и постоянных (губернских, уездных) органов власти, о структуре и штатах будущих организаций, о распределении кадров, ликвидации старых органов и оформлении новых.

Сам механизм проведения столь масштабных преобразований АТД, определения структуры государственных органов на различных уровнях власти, распределения работников из одних организаций в другие заслуживает самого пристального внимания и сегодня.

Список литературы

АгафоновН.Т. и др. Методологические основы реформ административно-территориального устройства РСФСР в 20-х годах. СПб., 1992.

Административно-территориальное устройство России: история и современность / Под ред. А.В. Пыжикова. М., 2003.

Алампиев П.М. Экономическое районирование СССР Кн.1. М., 1959.

Воробей А.П. Влияние структурной перестройки органов ВКП(б) на ход и результаты коллективизации в Северном крае, 1929—1930 годы: Дисс. ... канд. истор. наук. Архангельск, 1999.

Двенадцатый съезд РКП(б). 17—25 апреля 1923 г. Стенографический отчет. М., 1923.

Жигло А.Н. Реформы административно-территориального устройства России в XX в. Историко-географический анализ: Автореф. ... канд. геогр. наук. СПб., 1992.

Иванова Е.А. Административно-территориальная реформа в РСФСР и ее влияние на социальное, экономическое и культурное развитие Западной области (1918—1937). Смоленск, 2009.

Карелин Е.Г. Районирование Западной Сибири РСФСР (на материалах партийных и советских организаций). 1929—1937 гг. М., 1992.

Мухина Е.В. Формирование административно-территориальных границ РСФСР на Южном Урале. 1917—1936 гг.: Дисс. ... канд. истор. наук. Екатеринбург, 2004.

Рыжова И.В. Создание Московской области // Подмосковный летописец. 2004. № 2.

Тархов С. Динамика административно-территориального деления России в XX в. // Россия и ее регионы в 20 в.: территория — население — миграции / Под ред. О.Глезер, П.Поляна. М., 2005.

Фадеева Л.А.. Административное районирование РСФСР в 1928—1930 гг.: Дисс. ... канд. истор. наук. М., 1951.

Шестнадцатый съезд ВКП(б). 1930 г. Стенографический отчет. М.; Л.,

1931.

Шульгина О.В. Административно-территориальное деление России в XX в.: историко-географический аспект. Дисс. ... докт. истор. наук. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.