Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ'

МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
323
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ДЕЛО / LEGAL REGULATION / MECHANISM / MECHANISM OF LEGAL REGULATION / MECHANISM OF PROCEDURAL AND LEGAL REGULATION / LEGAL CASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агаджанян Анастасия Владимировна

В настоящей статье рассматриваются научные подходы к определению понятия механизма правового регулирования и механизма процессуально-правового регулирования. На этой основе, с учетом отдельных точек зрения о механизме правового регулирования, имеющихся в теории права и государства, сформулирована авторская позиция на определение этого механизма, его роли и значения в процессуальном регулировании общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procedural Mechanism of the legal regulation: definition

In the present article scientific approaches to definition of a concept of the mechanism of legal regulation and the mechanism of procedural and legal regulation are considered. On this basis, taking into account the separate points of view about the mechanism of legal regulation which are available in the theory of law and state the author's point of view on definition of this mechanism, its role and value in procedural regulation of the public relations is formulated.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

АГАДЖАНЯН Анастасия Владимировна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Ессентукского института управления, бизнеса и права. E-mail: anastasia11.09@mail.ru

Краткая аннотация: В настоящей статье рассматриваются научные подходы к определению понятия механизма правового регулирования и механизма процессуально-правового регулирования. На этой основе, с учетом отдельных точек зрения о механизме правового регулирования, имеющихся в теории права и государства, сформулирована авторская позиция на определение этого механизма, его роли и значения в процессуальном регулировании общественных отношений.

Abstract: In the present article scientific approaches to definition of a concept of the mechanism of legal regulation and the mechanism of procedural and legal regulation are considered. On this basis, taking into account the separate points of view about the mechanism of legal regulation which are available in the theory of law and state the author's point of view on definition of this mechanism, its role and value in procedural regulation of the public relations is formulated.

Ключевые слова: правовое регулирование, механизм, механизм правового регулирования, механизм процессуально-правового регулирования, юридическое дело.

Keywords: legal regulation, mechanism, mechanism of legal regulation, mechanism of procedural and legal regulation, legal case.

Как представляется, логично, прежде, чем перейти к непосредственному рассмотрению механизма процессуально-правового регулирования, остановиться на таких понятиях, как правовое регулирование и механизм правового регулирования (далее по тексту - МПР). И, конечно же, их анализ следует начать с упоминания об известной книге С.С. Алексеева «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве» [1], в которой ученый характеризует МПР как взятую в единстве всю совокупность правовых средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения [1, с. 29]

Одновременно, по С.С. Алексееву правовое регулирование - это «осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями» [2, с. 145]. Категория механизма правового регулирования «представляет собой методологическую категорию, которая обеспечивает четко философски ориентированное видение правовых явлений» [2, с. 150].

В.М. Горшенев пишет, что правовое регулирование - это «совокупность различных форм и способов воздействия государства на поведение участ-

ников общественных отношений, осуществляемое в интересах всего общества или определенного коллектива с целью подчинить поведение отдельных субъектов установленному в обществе правопорядку» [3].

Ю.А. Тихомиров определяет правовое регулирование как «механизм нормативного упорядочения, организации и деятельности субъектов права и формирования устойчивого правопорядка» [4].

В свою очередь, А.Ф. Черданцев считает правовое регулирование «регулированием общественных отношений при помощи норм права и других юридических средств» [5].

И такое мнение позволяет нам повести речь уже о механизме правового регулирования непосредственно.

А.И. Бобылев под механизмом правового регулирования понимает «взятую в единстве совокупность правовых средств (норм права, правоотношений и правоприменительных актов), при помощи которых государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения в желательном для него направлении» [6].

По мнению Т.Н. Радько, «МПР — это система правовых средств, осуществляющих одновременное взаимосвязанное регулирование общественных отношений определенного вида, осуществляемая в конкретной правовой ситуации» [7]. При этом ученый

уделил особое внимание качественным свойствам правового регулирования, под которым им понимается регламентация общественных отношений посредством общеобязательных правил поведения и основанных на них предписаний индивидуального значения, обеспеченных в необходимых случаях государственным принуждением. Регулирование — это действие права, но не всей его системы и не в любых формах и направлениях, а именно регламентация правовыми средствами определенного вида общественных отношений, осуществляемая в конкретной правовой ситуации.

По М.Ю. Осипову, «механизм правового регулирования - система юридических средств, организованная наиболее последовательным образом и направленная на упорядочение общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, путем придания им юридической формы. Категория механизма правового регулирования раскрывает содержание правового регулирования, показывает основные его элементы и стадии» [8].

По мысли В.В. Ковалевой, «МПР - это система специально-юридических средств, организованных последовательным образом, направленных на регулирование общественных отношений определенного вида. Именно такое определение МПР позволит: во-первых, использовать его для определения эффективности права, т.е. МПР будет объектом правового мониторинга; во-вторых, усовершенствовать МПР как в процессе создания его идеальной модели, так и в реальном его действии» [9].

Как считает А.Е. Скачков, под механизмом правового регулирования понимается создание норм права, разнообразных нормативно-правовых актов, но без включения в него стадии реализации права [10].

В итоге, можно выделить два основных подхода к определению данного понятия: широкий и узкий. Согласно первому из них, МПР - это совокупность всех правовых явлений (средств), при помощи которых оказывается воздействие на поведение субъекта; МПР и правовая система при этом практически отождествляются, за исключением статической характеристики правовой системы и динамической составлющей МПР. При узкой трактовке, МПР воспринимается как система определенных правовых явлений (средств), целенаправленно воздействующих на определенную группу общественных отношений, то есть МПР носит прикладной характер,

обеспечивающий правотворческую и правореализа-ционную деятельность.

В контексте настоящей статьи следует заметить, что отдельные авторы рассматривают МПР не просто, как систему, а систему процессуальную [11]. То есть процессуальная составляющая МПР в целом позволяет говорить и о наличии механизма процессуально-правового регулирования (автономного - авт.).

С нашей точки зрения, любой правовой механизм имеет, как статическую характеристику, так и динамическую; механизм (не исключая, безусловно, и МПР) - это всегда процесс, в обязательном порядке включающий в себя определенные стадии (этапы), в результате которого получают правовое регулирование та или иная группа (сфера) общественных отношений. И такое мнение основано, прежде всего, на высказанном в свое время суждении С.С. Алексеева, согласно которому под содержанием механизма правового регулирования следует понимать процесс, включающий: «1) вступление в действие определенной юридической нормы; 2) обращение лица с ходатайством (заявлением) в соответствующие органы с целью реализации своего права, возникшего на основе этой юридической (правовой) нормы; 3) вынесение решения соответствующим органом власти по ходатайству (заявлению) лица; 4) возникновение субъективного права и обязанностей у лица, вследствие предоставления этому лицу статуса в соответствии с его ходатайством (заявлением); 5) реализация лицом возникших или имеющихся у него прав и обязанностей, непосредственные действия лица» [12].

В дополнение этого суждения и несколько повторяясь, подчеркнем, что, действительно, любой механизм - это всегда процесс, и его действие обусловлено процессуальностью (процедурностью); в этом заключается одна из главных особенностей как механизмов вообще, так и механизма процессуального регулирования.

Далее, в плане заявленной темы перейдем к изучению такой разновидности механизма правового регулирования, как механизм процессуально-правового регулирования.

Надо сказать, что в общеправовой науке одним из первых на наличие механизма процессуально-правового регулирования (процессуально-правового механизма) обратил внимание В.Н. Протасов [13]. В монографии «Основы общеправовой процессуальной теории» [14] он, рассматривая смысл и предназначение механизма правового регулирова-

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ния, пишет о том, что «нужно развить и использовать специфический смысл понятия МПР. Прежде всего, о нем следует помнить, изучая отраслевые МПР, а также более крупные, узловые подсистемы права. Например, процессуально-правовой механизм» [14, с. 99]. Ученым подчеркивается взаимообусловленность механизма правового регулирования и процессуально-правового механизма: последний, по его мнению, является «подсистемой права».

Одновременно В.Н. Протасов отмечает следующее: «Понятие «процессуально-правовой механизм» («процессуальный механизм») является основной обобщающей категорией в общеправовой процессуальной теории и охватывает совокупность взаимосвязанных процессуальных средств отраслевого характера, необходимых и достаточных для выявления и реализации материального охранительного правоотношения» [14, с. 100]. Здесь ученый процессуально-правовой механизм определяется в качестве «основной обобщающей категории» в общеправовой процессуальной теории.

Со своей стороны заметим, что слова «обобщающая категория» абсолютно точны и справедливы, поскольку такой подход обусловливает необходимость всестороннего (комплексного и системного) общетеоретического исследования сущности и содержания механизма процессуально-правового регулирования с целью «вооружить» отраслевые науки общими, базовыми началами при отраслевом правовом регулировании.

Однако к настоящему времени в юридической науке имеются лишь отдельные работы, в том числе и отраслевой принадлежности, относительно процессуально-правового регулирования и его механизма. К сожалению, в них далеко не всегда дается понятие (определение) процессуального механизма, не говоря уже о его особенностях, целях, признаках, принципах, функциях и других общетеоретических характеристиках, что не позволяет получить целостное представление о сущности и содержании процессуально-правового механизма, его роли и предназначении, внести конструктивные предложения, направленные на повышение его эффективности.

Взять, к примеру, статью О.П. Глущенко о месте и роли уголовно-процессуального регулирования в теории права, в которой отмечается: «Механизм уголовно-процессуального регулирования на сегодняшний день недостаточно эффективен, так как не решает всех проблем обеспечения законности в

деятельности государственных органов и их должностных лиц. Для создания условий уголовно-процессуальной защищенности граждан требуется углубленное, комплексное изучение обозначенных в нашем исследовании механизмов с учетом закономерностей их возникновения, развития и функционирования для последующего использования полученных данных в законотворческой деятельности» [15].

Соглашаясь с необходимостью углубленного и комплексного изучения процессуального механизма, вместе с тем, нельзя умолчать и об отсутствии авторского определения механизма уголовно-процессуального регулирования; в статье также не показаны конкретно место и роль этого механизма применительно к общей теории права (именно); как и нет конструктивных предложений по повышению эффективности такового.

Другой пример: статья «Механизм гражданского процессуального регулирования», автор которой М.А. Иванова, несмотря на название статьи, пишет о сложностях построения механизма гражданского процессуального права?! При этом она не дает определения механизму гражданского процессуального регулирования, фактически не рассматривает этот механизм вообще [16].

Отметим, что приведенные примеры (они не единичны) свидетельствуют о вольном обращении представителей отраслевой науки с понятием (определением) механизма процессуального регулирования, и в этом нам видится пробел в общей теории права.

Справедливости ради надо сказать, что в отдельных случаях и в общеправовой науке наблюдается такая же ситуация. К примеру, в статье «Правовые основы механизма процессуального регулирования общественных отношений» плодотворно занимающийся изучением проблемы ограничительно-процессуальных отношений Б.В. Макогон, несмотря на название статьи, не дает понятия механизму процессуального регулирования [17].

И, вместе с тем, продуктивным становится обобщающий анализ уже имеющихся наработок относительно механизма процессуально-правового регулирования, в результате которого возможна выработка именно «общего понятия» рассматриваемого феномена, его сущности и содержания, то есть очевидна необходимость общетеоретического исследования процессуально-правового механизма.

В продолжение, надо сказать, что вслед за

В.Н. Протасовым о механизме процессуально-правового регулирования речь пошла и в трудах Е.Г. Лукьяновой. Так, в статье «Механизм процессуального регулирования и его элементы» она представила свое видение элементного состава процессуально-правового механизма; также предприняла попытку охарактеризовать эти элементы (процессуальные нормы, юридические факты и процессуальные отношения) [18]. В дальнейшем свой подход к механизму процессуально-правового регулирования ею был изложен в главе 4 «Процессуально-правовой механизм» в монографии «Теория процессуального права» [19].

К сожалению, впоследствии Е.Г. Лукьянова к изучению процессуально-правового регулирования и его механизма практически не возвращалась. Хотя и продекларировала следующее: «Процессуально-правовой механизм обладает рядом других особенностей, исследование которых является перспективной задачей правовой науки. Научная разработка проблемы процессуально-правового механизма способствовала бы повышению эффективности процессуального регулирования общественных отношений, укреплению и развитию механизма защиты прав и свобод граждан и организаций» [18, с. 95].

Со своей стороны, всецело поддерживаем

Библиография:

1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. - 187 с.

2. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 145, 150.

3. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. С. 20-23.

4. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 327.

5. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2003. С. 342.

6. Бобылев А.И. Механизм правового воздействия / Государство и право. 1999. № 5. С. 106.

7. Радько Т.Н. Теория государства и права. М., 2005. С. 278.

8. Осипов М.Ю. Механизм правового регулирования и его типы // Право и государство: теория и практика. 2006. № 3. С. 19, 22.

9. Ковалева В.В. Актуальные проблемы российского права. 2008. № 2. С. 30.

10. Скачков А.Е. Механизм правового регулирования как теоретико-правовой аспект и вектор научного исследования // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 2. С. 41.

11. Баранов А.П. Механизм правового регулирования как процессуальная система // История государства и права. 2011. № 8. С. 41 -44.

12. Алексеев С. С. Государство и право: Учебник-конспект, начальный курс / Под ред. Л. А. Плеханова. М., 1993. С. 71.

13. Протасов В.Н. Процессуальный механизм в правовом регулировании социалистических общественных отношений // Советское государство и право. 1983. № 3. С. 120-125.

14. Протасов В.Н Основы общеправовой процессуальной теории. М., 1991. - 143 с.

15. Глущенко О.П. Место и роль уголовно-процессуально-правового регулирования в теории права // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 2. С. 82-83.

16. Иванова М.А. Механизм гражданского процессуального регулирования // Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА. 2016. № 28. С. 53.

17. Макогон Б.В. Правовая основа механизма процессуального регулирования общественных отношений // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 9 (64). С. 61-63.

18. Лукьянова Е. Г. Механизм процессуального регулирования и его элементы // Журнал российского права. 2001. № 7. С. 91-95.

19. Лукьянова Е. Г. Теория процессуального права. М., 2003. - 240 с.

пожелание этого ученого и также считаем перспективным дальнейшее научное освоение с общетеоретических позиций всего комплекса вопросов относительно механизма процессуально-правового регулирования (целей, признаков, принципов, функций, элементного состава и т.д.), позволяющих раскрыть (показать) его сущность и содержание.

В результате, как представляется, такое исследование позволит не только обогатить новыми знаниями науку теории государства и права, но и сформировать теоретическую основу для отраслевых наук, что, несомненно, послужит повышению эффективности механизма процессуально-правового регулирования в его практическом преломлении.

В заключение, с учетом анализа уже имеющихся научных подходов и авторского мнения, представим вариант (скорее рабочий - авт.) такого определения: процессуально-правовой механизм - это правовое образование, включающее в себя динамическую систему процессуальных норм, юридических фактов, процессуальных правоотношений, позволяющее в рамках юридического процесса законно и обоснованно рассматривать и разрешать юридические дела с целью получения (достижения) социально-значимых результатов и удовлетворения потребностей общества, личности и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.