Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ: АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ - МЕДИАЦИЯ'

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ: АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ - МЕДИАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
94
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / КОНФЛИКТ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА / МЕДИЦИНСКИЙ КОНФЛИКТ / КАЧЕСТВО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА / РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ / ПЕРЕГОВОРЫ / СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ / ПОСРЕДНИЧЕСТВО / ВЗАИМНЫЕ УСТУПКИ / ДИАЛОГ ПОСТРОЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ / СТОЛ ПЕРЕГОВОРОВ / КОНФЛИКТ ЦЕННОСТЕЙ / УСПЕХ ПЕРЕГОВОРОВ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Дюжиков Сергей Александрович

Проведенный в статье краткий обзор современных научных исследований позволил выявить наименее изученные, но перспективные области применения медиации в сфере охраны здоровья. Медиация рассматривается как взаимовыгодное разрешение конфликтов при оказании медицинской помощи. Проведен анализ норм конституционного и административного права, законодательства, регулирующего проведение процедуры медиации, с целью научно-практического обоснования эффективности применения данной процедуры в системе здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Дюжиков Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF LEGAL PROTECTION OF THE RIGHT TO HEALTH CARE IN RUSSIA: ALTERNATIVE DISPUTE RESOLUTION - MEDIATION

The brief review of modern scientific research carried out in the article allowed to reveal the least studied, but perspective areas of application of mediation in the sphere of health protection. Mediation is a mutually beneficial resolution of conflicts in the provision of medical care. The article analyzes the norms of constitutional and administrative law, legislation regulating the mediation procedure to scientifically and practically substantiate the effectiveness of this procedure in the health care system.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ: АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ - МЕДИАЦИЯ»

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

И ПРОЦЕССА

Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 3. С. 123-129 North Caucasus Legal Vestnik. 2022;(3):123-129

Проблемы гражданского, предпринимательского права и процесса

Научная статья УДК 34.01

doi: 10.22394/2074-7306-2022-1-3-123-129

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ: АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ - МЕДИАЦИЯ

Сергей Александрович Дюжиков1' 2

1 Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия, duzhikov@sfedu.ru

2Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация. Проведенный в статье краткий обзор современных научных исследований позволил выявить наименее изученные, но перспективные области применения медиации в сфере охраны здоровья. Медиация рассматривается как взаимовыгодное разрешение конфликтов при оказании медицинской помощи. Проведен анализ норм конституционного и административного права, законодательства, регулирующего проведение процедуры медиации, с целью научно-практического обоснования эффективности применения данной процедуры в системе здравоохранения.

Ключевые слова: медиация, конфликт в сфере охраны здоровья, урегулирование конфликта, медицинский конфликт, качество оказания медицинской помощи, разрешение конфликта, разрешение споров, переговоры, стратегии разрешения конфликтов, управление конфликтами, посредничество, взаимные уступки, разрешение споров, диалог построения отношений, стол переговоров, конфликт ценностей, успех переговоров, ценностные ориентиры

Для цитирования: Дюжиков С. А. Механизм правовой защиты права на охрану здоровья в России: альтернативное разрешение споров - медиация // Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 3. С. 123-129. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2022-1-3-123-129

Problems of Civil, Business Law and Process

Original article

MECHANISM OF LEGAL PROTECTION OF THE RI GHT TO HEALTH CARE IN RUSSIA: ALTERNATIVE DISPUTE RESOLUTION - MEDIATION

Sergey A. Dyuzhikov1- 2

1South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia, duzhikov@sfedu.ru 2Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Abstract. The brief review of modern scientific research carried out in the article allowed to reveal the least studied, but perspective areas of application of mediation in the sphere of health protection. Mediation is a mutually beneficial resolution of conflicts in the provision

© Дюжиков С. А., 2022

of medical care. The article analyzes the norms of constitutional and administrative law, legislation regulating the mediation procedure to scientifically and practically substantiate the effectiveness of this procedure in the health care system.

Keywords: mediation, conflict in the field of health care, conflict resolution, medical conflict, quality of medical care, regulations, conflict resolution, resolving dispute, negotiations, strategies for conflict resolution, conflict management, mediation, reciprocal concession, dispute resolution, relation-building dialog, bargaining table, confront value, bargaining success, value creation

For citation: Dyuzhikov S. A. Mechanism of legal protection of the right to health care in Russia: alternative dispute resolution - mediation. North Caucasus Legal Vestnik. 2022;(3):123-129. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-3-123-129

Введение

Целью данной публикации является научно-практическое обоснование эффективности применения процедуры медиации в спектре различных возможностей защиты нарушения прав человека при оказании медицинской помощи. Полученные результаты исследования могут быть использованы при изучении курсов о медиации и медицинском праве, в рамках научных конференций, как междисциплинарная проблема для юристов, конфликтологов, социологов и т.д., а также при проведении процедуры медиации в случае нарушения прав пациента.

Статья 45 Конституции Российской Федерации1 закрепляет право каждого человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Наиболее распространенная практика защиты нарушенных прав, решения спорных ситуаций в сфере охраны здоровья - это обращение в суд. При это стороны сталкиваются с различными сложностями организационными, финансовыми, компетентностными и так далее. В этой связи изучение и научный анализ места и роли альтернативных (негосударственных, внесудебных) способов защиты прав и свобод человека и гражданина в общем механизме их конституционного гарантирования, безусловно, актуальны и вполне своевременны.

Конституционно-правовые механизмы защиты права на охрану здоровья

Конституция Российской Федерации в 41 статье закрепила право на охрану здоровья и медицинскую помощь. С 1993 г. в России активно развивается государственная, муниципальная и частная система здравоохранения. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»2 сформулировал перечень основных элементов гарантирования, обеспечения и защиты права на охрану здоровья. В данном законе несколько раз указывается на необходимость качественного оказания медицинской помощи, как одного из принципов охраны здоровья (статья 4). Под качеством медицинской помощи законодатель понимает - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (пункт 21 статьи 2). В статье 10 указанного закона также раскрывается содержание данного понятия. Указывается, например, применение порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи; предоставление медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных

1 Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.

2 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // «Российская газета», № 263, 23.11.2011.

гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и так далее. Таким образом качество оказания медицинской помощи становится вопросом, регламентируемым на уровне подзаконных актов, что в конечном счете делает его наполнение часто меняющимся, оценочным и малознакомым для большинства пациентов.

Каждый человек неоднократно в жизни сталкивается с медицинскими учреждениями и можно услышать много положительных отзывов, но также и много негативного. Все чаще появляются судебные процессы по делам, связанным с некачественным оказанием медицинской помощи. Возникает система юридического сопровождения и защиты прав пациента, юридических служб, специализирующихся на такого рода нарушениях, подготовки кадров для развития такой деятельности.

Сложность возникает в том, что юристы и пациенты, в основном, недостаточно обладают знаниями в медицине, общественные врачебные организации и привлеченные медицинские эксперты зачастую соблюдают профессиональную этику и во многих случаях сложно установить виновность или невиновность медицинского учреждения или конкретного лечащего врача в выбранном курсе лечения (вмешательства в сферу здоровья человека) и ее эффекта на качество жизни пациента.

Предлагаем рассмотреть еще одну возможность урегулирования конфликта между медицинским учреждением и пациентом (в сфере оказания медицинской помощи) - внесудебную. Процедура медиации при возникновении конфликта имеет множество преимуществ перед иными способами выяснить все элементы процедуры оказания медицинской помощи, определить позиции сторон, найти решение в сложившейся ситуации. Данная процедура предусмотрена Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»1.

Преимуществом применения процедуры медиации является индивидуальный подход к рассмотрению и разрешению «медицинского конфликта», в то время как в деятельности административных органов и суда приходится сталкиваться с «усредненностью» позиций и взглядов2.

Медиация - эффективный способ разрешения конфликта в сфере здравоохранения

Медиация может стать средством внесудебного, досудебного, судебного этапов разрешения конфликтов для достижения мировых соглашений. При разрешении «медицинских дел», как правило, решающее слово остается за результатами медицинской экспертизы и мнением специалистов. Так не легче ли не прибегать к длительным и дорогостоящим судебным процедурам, а изначально довериться авторитетным в области медицины лицам, которым обоюдно доверяют стороны!3

В социологических исследованиях, проведенных группой ведущих специалистов Института социологии и регионоведения Южного федерального университета [1], накоплен значительный научный материал демонстрирующий, что как абитуриентам, планирующим поступать в медицинские учебные заведения, так и действующим сотрудникам здравоохранения крайне важна репутационная составляющая в лечебной профессии, которая у всех ассоциируется с доверием, ответственностью, желанием помочь людям, стремлением

1 Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Российская газета. № 168. 30.07.2010.

2 Быкова Н. Что такое медиация? [Электронный ресурс] / / Министерство здравоохранения Ульяновской области. URL: http://www.med.ulgov.ru/informasiya/lekarstvennoe_obespechenie/7660.html (дата обращения: 30.08.2019).

3 Каменков В. Медиация в медицине [Электронный ресурс] // Юридический портал STATUT.BY. URL: https://statut.by/mediacia-novosti/1776-23-05-2018 (дата обращения: 30.08.2019).

качественно выполнить не столько «работу», сколько внутренней потребностью улучшить жизнь пациента [2]. Судебные обжалования действий медицинских учреждений существенно подрывают авторитет врача, вредят репутации как конкретного медицинского работника, так медицинского учреждения в целом. Внутреннее рассмотрение конфликта через проведение процедуру медиации избавляет от этих репутационных рисков.

Любой конфликт зачастую вырастает из недопонимания и отсутствия этики общения. Медиация помогает разрешать эти конфликты в системе здравоохранения. Кроме того, эта процедура позволяет совершенствовать качество оказываемых услуг.

Медиация в сфере охраны здоровья - это способ урегулирования споров, возникших между лицом, в чью сферу здоровья было оказано воздействие и лицом, оказавшим такое воздействие, при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

При этом медиация в системе здравоохранения - это более широкое понятие. Система здравоохранения в России - это большая сеть государственных и муниципальных органов управления и оказания помощи, а также включает в себя частные медицинские учреждения. Поэтому конфликты в данной системе могу возникать не только между пациентом и врачом или лечебным учреждением, но также между персоналом учреждений, органами управления и так далее. Конкретные сферы, где медиация в сфере здравоохранения наиболее применима:

- медицинская профессиональная этика;

- при несоблюдении прав граждан на получение бесплатной качественной медицинской помощи;

- при нарушении условий договора оказания медицинских услуг;

- при несоблюдении норм трудового законодательства в медицинской организации [3].

Процедура медиации по медицинским конфликтам способствует экономии времени, в том числе за счет того, что медиация не ограничена документооборотом и регламентированными законом процедурами; значительному сокращению финансовых затрат; конфиденциальному рассмотрению; добровольному исполнению медиативного соглашения.

Субъектами медицинских конфликтов могут быть отдельные медицинские работники, медицинские коллективы, отдельные пациенты и их объединения, заинтересованные сообщества поддержки. Соответственно, и конфликты могут быть:

- межличностные с возможными вариантами сторон (медик - пациент; медицинский работник - медицинский работник; сотрудник медицинского учреждения - представитель администрации медицинского учреждения);

- межгрупповые конфликты (сотрудники медицинского учреждения - заинтересованные сообщества поддержки; медицинский коллектив - медицинский коллектив);

- смешанные конфликты (администрация медицинского учреждения - пациент, медицинский работник - медицинский коллектив).

Сторонами в процедуре медиации могут выступать - пациенты, врачи, представители медицинской организации, желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации. Медиатор - независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Очевидно, что обе стороны конфликта должны быть заинтересованы перенести рассмотрение спора из зала суда на независимую площадку, более комфортную для всестороннего обсуждения процесса вмешательства в сферу здоровья, оказания услуги по предоставлению доступной и качественной медицинской помощи.

При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином, что также делает данную форму взаимодействия сторон более предпочтительной перед судебным процессом, так как вопросы, относящиеся к обсуждению, касаются сферы здоровья и могут затрагивать весьма деликатные детали медицинского вмешательства.

Применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон, в том числе на основании соглашения о применении процедуры медиации. Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.

Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется как на платной, так и на бесплатной основе. Оплата деятельности медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином. Это также является значимым преимуществом перед судебным рассмотрением жалобы, так как позволяет существенно снизить расходы, которые неизбежно возникают при судебном разбирательстве.

Специализацию процедуры медиации в сфере здравоохранения составляют следующие споры:

1. Cвязанные с гражданскими отношениями в области охраны здоровья граждан.

2. По договорам обязательного и добровольного медицинского страхования.

3. При заключении, исполнении, изменением, расторжении, признании недействительными договоров на оказание медицинских услуг.

4. Иные споры при оказании медицинских услуг [4].

Важно, чтобы и органы государственной власти были заинтересованы в применении медиации. Для государственных органов управления здравоохранением это возможность проверить качество оказания медицинских услуг. А для судов - возможность перенести рассмотрение конфликта из зала суда на иную площадку и найти взаимовыгодное решение без применения аппарата государственного принуждения. Законодатель создал массу предпосылок, используя которые граждане могут применить медиацию эффективно, разобравшись с вопросом, который стал предметом конфликта.

На наш взгляд, оговорки о медиации могут быть чрезвычайно востребованными сторонами при заключении и исполнении договора возмездного оказания медицинских услуг (например, по сути: в случае конфликта стороны доверяют мнению конкретного специалиста в качестве решающего).

В Российской Федерации создана масса общественных организации, объединяющих медицинских работников, и их главная уставная задача - защита интересов их членов. Безусловно, обращение в такую организацию - хороший механизм для защиты нарушенных прав, но едва ли он может быть до конца признан независимым. Нужна независимая оценка разных специалистов, не аффилированных с конкретным медицинским учреждением, не связанная ни юридическими, ни этическими нормами.

Проведение медицинской экспертизы является важным фактором, определяющим эффективность выбранного варианта лечения, диагностики, реабилитации. Проводят такую экспертизу в основном сотрудники государственных или муниципальных учреждений и организаций, или аффилированные с ними. Поэтому опять-таки речь идет о государственной позиции. И это важно. Если речь идет о государственном лечебном учреждении или муниципальном, то при всем уважении к позиции государственных органов, это позиция скорее аффилированная, чем независимая.

Медиация является лучшей процедурой для выявления удовлетворенности пациента качеством оказанной медицинской помощи, всестороннего изучения обоюдного мнения по услуге, оказанной медицинским учреждением.

Статья 12 закона «о медиации» закрепляет, что медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон1. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства о возмещении вреда. Как известно, оказание медицинской услуги регулируется в основном нормами гражданского права, поэтому в рамках процедуры медиации стороны могут отказаться от предъявления требований, посчитав их необоснованными, или самостоятельно выбрать форму и размер возмещения ущерба, причиненного здоровью.

Заключение

По завершении процедуры медиации в сфере охраны здоровья стороны могут заключить медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате применения данной процедуры к спору, к отдельным разногласиям по спору, заключаемое в письменной форме.

Представляется, что медиация в сфере охраны здоровья - это наиболее эффективная технология внесудебного урегулирования конфликта, позволяющая сторонам экономить время, деньги, сохранить конфиденциальность, найти обоюдовыгодное решение спора, привлечь компетентных экспертов, сохранить доверительные отношения.

Сегодня очень актуально введение специализации - медиация в здравоохранении. Медиация важна не только как метод досудебного урегулирования спора, но и как способ выявления врачебных ошибок. Данная процедура будет способствовать уменьшению необоснованных жалоб, снижению количества административных и уголовных дел в судах, росту доверия пациента к качеству оказываемой медицинской помощи, повышению правовой грамотности населения и медицинских работников. В развитии медиации в сфере оказания медицинской помощи заинтересованы как пациенты, так и врачи, а также органы управления системой здравоохранения.

Список источников

1. Нор-Аревян О. А. Социальный капитал профессии в оценках российских врачей (на материалах социологического исследования в городских мегаполисах) // Власть. 2018. Т. 26. № 1. С. 98-107.

2. Нор-Аревян О. А., Мосиенко О. С. Мотивация профессионального выбора и престиж медицинской профессии в оценках российских врачей (на материалах социологического исследования) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2018. № 3. С. 205-211.

3. Афанасьева О.Ю., Кирпичников М.В., Ярыгина Е.Н. Возможности применения медиации как альтернативного способа урегулирования конфликтов в стоматологии // Российский судья. 2014. № 10. С. 6-9.

4. Канунникова Л. В. (2013) Возможность внесудебного урегулирования споров между медицинскими организациями и пациентами посредством медиации // Медицинское право. 2013. № 2. С. 26-28.

1 Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Российская газета. № 168. 30.07.2010.

References

1. Nor-Arevyan O. A. Social capital of the profession in the assessments of Russian doctors (based on sociological research in urban megacities). Vlast' = The Authority. 2018;26(1):98-107. (In Russ.)

2. Nor-Arevyan O. A., Mosienko O. S. Motivation of professional choice and prestige of medical profession in the assessments of Russian doctors (based on sociological research). Gosu-darstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS = State and Municipal Management. Scholar Notes. 2018;(3):205-211. (In Russ.)

3. Afanasyeva O. Yu., Kirpichnikov M. V., Yarygina E. N. Possibilities of mediation as an alternative method of conflict resolution in dentistry. Rossiiskii sud'ya = Russian judge. 2014;(10):6-9. (In Russ.)

4. Kanunnikova L. V. Possibility of out-of-court settlement of disputes between medical organizations and patients through mediation. Meditsinskoe pravo = Medical law. 2013;(2):26-28. (In Russ.)

Информация об авторе

С. А. Дюжиков - докт. филос. наук, проф., канд. юрид. наук, проф. кафедры государственного и муниципального управления ЮРИУ РАНХиГС; профессор кафедры государственного (конституционного) права юридического факультета ЮФУ.

Information about the author

S. A. Dyuzhikov -Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the Department of State and Municipal Administration of South-Russian Institute of Management - branch of RANEPA; Professor of Department of State (Constitutional) Law, Faculty of Law of Southern Federal University

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 22.08.2022; одобрена после рецензирования 06.09.2022; принята к публикации 07.09.2022.

The article was submitted 22.08.2022; approved after reviewing 06.09.2022; accepted for publication 07.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.