3.8. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ, ПРИЗНАКИ
Шаронов Сергей Александрович, к.ю.н., доцент. Должность: доцент кафедры гражданского права и процесса. Место работы: Волжский гуманитарный институт (филиала) Волгоградского государственного университета. E-mail: Sharo-nov345@mail.ru
Аннотация: На основании всестороннего анализа формулируется понятие «Механизм правового регулирования охранной деятельности», определяются его элементы и признаки. Исследуемая категория позволяет использовать концептуальный подход в регулировании отношений, связанных с возникновением, изменением или прекращением охранной деятельности. Вносятся предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: механизм правового регулирования; охранная деятельность; источники права; лицензирование; надзор и контроль.
THE MECHANISM OF LEGAL REGULATION OF SECURITY ACTIVITY: CONCEPT, ELEMENTS, SIGNS
Sharonov Sergey Aleksandrovich, PhD at law, associate professor. Position: аssociate professor at Civil Law and Procedure chair. Place of employment: Volzhsky Institute of Humanities, Branch of Volgograd State University. E-mail: Sha-ronov345@mail.ru
Annotation: Based on a comprehensive analysis of the formulated the concept of the «Mechanism of legal regulation of security activity», determined by its elements and attributes. The category allows the use of a conceptual approach in regulating relations connected with the emergence, change or termination of security activity. Proposals on perfection of legislation in this area.
Keywords: mechanism of legal regulation; security services; sources of law; licensing; supervision and control.
Актуальность темы публикации определяется стремительным развитием малого и среднего бизнеса, к которому, безусловно, относится и охранная деятельность. Однако правовое регулирование возникающих при этом отношений существенно отстает от потребностей гражданского оборота, поскольку акцент сделан на правовое регулирование отношений, возникающих в сфере отдельных видов охраны (частной охраны, ведомственной охраны, вневедомственной охраны). Вместе с тем сегодняшнее состояние охранной деятельности, с учетом степени ее влияния на обеспечение основы конституционного строя о равной степени защиты всех форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) и реализации других социально значимых прав граждан, требует не «видового», а концептуального правового регулирования. В настоящее время становится очевидным, что действующие акты, посвященные различным видам охранной деятельности, не учитывают системного подхода и зачастую носят ведомственный характер. Кроме того, полномочия частных охранных организаций и частных охранников существенно отличаются от полномочий организаций ведомственной и вневедомственной охраны и их работников, что противоречит не только названной осно-
ве конституционного строя России, но и основным началам гражданского законодательства.
Таким образом, возникает потребность в применении концептуального правового регулирования охранной деятельности, что становится возможным благодаря использованию термина «механизм правового регулирования».
Целью публикации является определение категории «механизм правового регулирования охранной деятельности». Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи: 1) на основе всестороннего анализа сформулировать понятие «механизм правового регулирования охранной деятельности»; 2) определить элементы и признаки механизма правового регулирования охранной деятельности; 3) внести предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
Категория «механизм» не является новеллой законодательства и научных исследований. Однако, как показывает практика, его правовая сущность определяется индивидуально в каждом конкретном случае. В нашем исследовании использование этой категории позволит наиболее полно раскрыть концепцию правового регулирования охранной деятельности
Для определения понятия «механизм правового регулирования охранной деятельности», его элементов и признаков обратимся к законодательным нормам, регулирующим отношения в охранной деятельности, к научной и учебной литературе, работам исследователей отдельных видов охранной деятельности и тех, кто, в своих концептуальных исследованиях, обращал внимание на категорию «механизм.
Термин «механизм» не используется непосредственно в нормах Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Судебные акты все же содержат названную категорию применительно к некоторым нормам кодекса. Например, «права лица, считающего себя собственником имущества, не подлежат защите путем удовлетворения иска к добросовестному приобретателю с использованием правового механизма, установленного пунктами 1 и 2 статьи 167 ГК Российской Федерации»1.
Термин «механизм» применяется и в нормах правовых актов, регулирующих отношения, связанные с категорией «охрана». Так, глава VI Федерального закона от 04 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с изм. и доп.) называется «Экономический механизм охраны атмосферного воздуха». В то же время в законе не сформулировано понятие самого механизма, не установлены его элементы и признаки.
Однако, несмотря на применение термина «механизм» в различных правовых актах, он не содержится в нормах законов, непосредственно регулирующих отношения различных видов охраны2.
1Постановление Конституционного Суда РФ от 21.04.2003 № 6-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и
2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в свя-
зи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева» // Рос. газ. -2003. - 26 апреля. - № 81.
2 См., например: О ведомственной охране: федер. закон Рос. Федерации от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 17 марта 1999 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 31 марта 1999 г.: в ред. Федер. Закона Рос. Федерации от 27 июня 2011 г. № 156-ФЗ // Рос. Газ. - 1999. - 20 апреля. - № 75; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 16. - Ст. 1935; - 2011. - № 27. - Ст. 3867; О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1: в ред. федер. закона Рос. Федерации от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ // Ведомости Съезда нар. депутатов Рос. Федерации и
При использовании рассматриваемой категории учитываются мнения ученых-цивилистов, высказанные ими применительно к сфере охраны. Например, «охранительная функция гражданского права находит выражение в создании механизмов, которые предотвращают нарушение прав отдельных субъектов гражданского права, а также закреплении отдельных объектов гражданского оборота, которые подлежат охране»3. Но наиболее полно термин «механизм» исследован в теории права и в большей степени связан с механизмом государства. Например, В.К. Бабаев, определяет механизм государства как «структурно оформленную систему средств государственного воздействия на общественные интересы», состоящую из отдельных
4
элементов .
Вместе с тем результат исследования в большей степени должен быть основан на критическом изучении научных работ, выполненных в различных сферах охранной деятельности. Проведенный с этой целью анализ позволяет сделать выводы о том, что категория «механизм»: 1) применяется одновременно к частной охранной и к частной детективной деятельности, в то время как эти виды деятельности имеют различный предмет правового регулирования (Н.Н. Горовен-ко, О.Г. Федорова и др.); 2) применяется к узкому спектру исследуемых отношений (деятельности охранных организаций, договору охраны, возмещению убытков, надзору и контролю и др.), в то время как отношения, возникающие в охранной деятельности, в значительной степени разнообразны (О. В. Корниенко, В. А. Су-хоруков, В. Н. Шмаков и др.); 3) несмотря на то, что многие авторы признают наличие проблемы, связанной с отсутствием должного механизма правового регулирования отношений отдельных видов охранной деятельности, они не формулируют самого понятия и не раскрывают его составных частей (В. А. Кузькин, А. В. Мильков, В. И. Садчиков и др.); 4) многие работы проводились методами административного права, уголовного права и иных отраслей права и не могут в полной мере быть применимы в сфере гражданско-правового регулирования (А.Г. Андреева, Д.К. Брагер,
О.А. Евланова и др.); 5) большое количество исследований проводилось более 10-15 лет назад, то есть в то время, когда практически не существовало рынка охранных услуг, а сама охранная деятельность находилась в стадии становления.
Таким образом, изложенные выводы свидетельствуют об отсутствии концептуальных исследований в сфере определения механизма правового регулирования охранной деятельности, его составных элементов и признаков.
Сложившаяся ситуация заставляет нас обратиться к доктринальным исследованиям, посвященным применению категории «механизм» в различных сферах юридической науки.
Верховного Совета Рос. Федерации. - 1992. - 23 апреля. - № 17.
- Ст. 888; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 49 (ч. 5). - Ст. 7067; О государственной охране: федер. закон Рос. Федерации от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 24 апреля 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 мая 1996 г.: в ред. Федер. Закона Рос. Федерации от 8 декабря 2011 г. № 424-ФЗ // Рос.газ. - 1996. - 6 июня. - № 106; Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. - № 22. - Ст. 2594; 2011. - № 50. - Ст. 7366.
3 Гражданское право России. Общая часть : учебник / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин ; под общ. ред. А. Я. Рыжен-кова. - М. : Издательство Юрайт, 2011. (Основы наук). - С. 44.
4 Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2001. - С. 107.
А. О. Иншакова использует категорию «механизм» при исследовании унификации международного корпоративного регулирования5. А. Е. Пилецкий обращает внимание на применение «рыночных и командных механизмов регулирования» в контексте истории развития теоретических проблем предпринимательской правосубъектности6. Исследование механизма договорного регулирования отношений по оказанию информационных и консультационных услуг является одной из задач работы Л.Б. Ситдиковой7. По мнению автора, исследуемый механизм состоит из отдельных частей, «...и прежде всего договора и закона (норм права)»8. С. В. Тимофеев определяет одной из элементов цели своего исследования «разработку механизма правового регулирования предпринимательской деятельности банков.»9. В. А. Рудковский применяет категорию «механизм» в качестве элемента «обеспечения и защиты прав и свобод личности», взаимодействия государства и общества1 .
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы об использовании категории «механизм» в концептуальных научных исследованиях. Во-первых, все ученые солидарны в применении этой категории к правовому регулированию отдельных видов правоотношений. Во-вторых, механизм правового регулирования представляет собой сложную систему, состоящую их отдельных элементов. В-третьих, среди элементов механизма правового регулирования значатся как источники права, так и иные правовые средства. В-четвертых, механизм правового регулирования выступает средством, позволяющим комплексно воздействовать на регулируемые им правоотношения. В-пятых, механизм правового регулирования не рассматривался в концептуальном аспекте применительно к охранной деятельности, что дает нам основание для проведения дополнительных научных исследований.
Поскольку ГК РФ и правовые акты, регулирующие отношения в различных видах охранной деятельности, а также научные исследования, выполненные как в сфере охраны, так и в иных сферах, не раскрывают понятия «механизм правового регулирования охранной деятельности», возникает потребность в толковании названного термина. Для этого воспользуемся методами, предложенными знаменитым русским юристом Е. В. Васьковским. По мнению ученого, первой стадией является словесное толкование, «имеющее
задачей определить содержание нормы на основании
11
смысла слов, из которых она состоит» .
В словаре С. И. Ожегова слово «механизм» означает: «система, устройство, определяющее порядок ка-
5 Иншакова А. О. Унификация корпоративного регулирования в европейском союзе и содружестве независимых государств: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 2008. - С. 4.
Пилецкий А. Е. Теоретические проблемы предпринимательской правосубъектности: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 2006. - С. 5.
7 Ситдикова Л. Б. Правовое регулирование отношений в сфере оказания информационных и консультативных услуг в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 2009. - С. 7.
8 Там же. - С. 29-35.
9 Тимофеев С. В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности банков в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 2010. - С. 7.
10Рудковский В. А. Правовая политика и осуществление права: теоретико-методологический аспект: Автореф. .д-ра юрид. наук.
- Саратов, 2009. - С. 3, 35 и др.
11 Васьковский Е. В. Цивилистическая методология. Учение о
толковании и применении гражданских законов. - М.: АО «Центр
ЮрИнфоР», 2002. - С. 98.
кого-нибудь вида деятельности»; 2) «последовательность состояний процессов, определяющих собой какие-нибудь действия, явления»12. Заметим, что под термином «система» понимается «нечто целое, единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей»13.
Таким образом, лексическое толкование термина «механизм» подразумевает под собой «последовательное состояние взаимно расположенных и взаимно связанных частей определяющих какие-либо действия». В свою очередь применительно, к гражданскому праву в целом и к охранной деятельности - в частности, под «действиями» следует понимать «возникновение, изменение или прекращение правоотношений».
На основе синтеза лексического толкования термина «механизм» и проведенного анализа этой категории, с учетом правовой сущности охранной деятельности14 и возникающих при этом правоотношений можно сформулировать понятие: «Механизм правового регулирования охранной деятельности - это санкционированная государством совокупность правовых средств (элементов), использование которых приводит к возникновению, изменению или прекращению отношений, возникающих в охранной деятельности».
Механизм правового регулирования представляет собой совокупность следующих элементов: 1) источники права; 2) правовой институт лицензирования; 3) правовой институт надзора и контроля; 4) в некоторых случаях административные и судебные акты; 5) договор охраны.
Основным критерием, предъявляемым к элементу механизма правового регулирования, является его необходимость и достаточность для возникновения, изменения или прекращения отношений охранной деятельности. Например, отсутствие лицензии на оказание услуг частной охранной деятельности не позволит частной охранной организации осуществлять этот вид охраны. В свою очередь наличие грубых нарушений, выявленных в ходе надзора и контроля над частной охранной деятельностью, может повлечь за собой аннулирование лицензии и, как следствие этого, прекращение возникших в сфере этого вида охраны правоотношений.
Наш вывод подтверждается материалами судебной арбитражной практики. Так Управление внутренних дел по Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация» «Сова» (далее - ООО «ЧОО «Сова») об аннулировании лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности, в связи с нарушением лицензионных требований и условий.
Суд вынес решение об аннулировании указанной лицензии, которое мотивировал ссылкой на ст. 11.5 Закона РФ от 11 марта 1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Согласно указанной норме, лицензия может быть аннулирована судом на основании заявления ор-
12Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1989. - С. 352-353.
13 Там же. - С. 717.
14 См.: Шаронов С. А. Охранная деятельность как способ защиты отдельных прав инвестора в жилищной сфере (Гл. 3) // Гражданско-правовое положение инвестора в жилищной сфере : монография. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012.
- С. 148-149.
гана внутренних дел в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ, а также в случае не устранения лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений.
Как следует из материалов дела, судом был доказан факт хранения ООО ЧОО «Сова» специальных средств в шкафу, запираемом на замок, который мог быть открыт подручным средством. Это положение способствовало применению палки резиновой и наручников к гражданину Е. в целях ограничения его свободы15.
Таким образом, аннулирование лицензии, как одного из элементов правового регулирования охранной деятельности, лишает охранную организацию специальной правоспособности, что в свою очередь ведет к прекращению отношений охранной деятельности.
Механизм правового регулирования охранной деятельности имеет следующие признаки: 1) динамизм; 2) системность; 3) комплексный характер воздействия на различные правоотношения; 4) направленность на реальное удовлетворение потребностей участников гражданского оборота (физических и юридически лиц, публичных образований); 5) способность в реализации защитной и охранительной функций гражданского права.
Динамизм механизма правового регулирования охранной деятельности проявляется в том, что учитываются изменения, происходящие в общественной жизни государства в целом и в сфере гражданско-правовых отношений - в частности. Например, в советском государстве, когда преобладали отношения социалистической собственности на орудия труда и средства производства существовали и соответствующие виды охраны: вневедомственная охрана при органах внутренних дел и ведомственная охрана. При этом возникающие отношения регулировались законодательством о советской милиции и ведомственными нормативными актами. Динамика развития отношений охранной деятельности, связанная с появлением частной охраны (1992 г.), возникновением ведомственной охраны в современном ее понимании (1996 г.), привела к необходимости совершенствования их правового регулирования. С этой целью были приняты Закон о частной охране16, Закон о ведомственной охране17 и соответствующие подзаконные акты. В настоящее время перечисленные тенденции свидетельствуют о потребности нового элемента динамического развития - концептуального регулирования охранной деятельности, реализация которого возможна на основании принятия
15 См.: Постановление ФАС Поволжского округа от 05.06.2012 по делу N А72-445/2011 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
16 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1: в ред. федер. закона Рос. Федерации от 3 декабря 2011 г. № 389-ФЗ // Ведомости Съезда нар. депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации. - 1992. - 23 апреля. - № 17.
- Ст. 888; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 49 (ч. 5). - Ст. 7067.
17 О ведомственной охране: федер. закон Рос. Федерации от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 17 марта 1999 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 31 марта 1999 г.: в ред. Федер. Закона Рос. Федерации от 27 июня 2011 г. № 156-ФЗ // Рос. Газ. - 1999. - 20 апреля. - № 75; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999.
- № 16. - Ст. 1935; 2011. - № 27. - Ст. 3867.
Федерального закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации».
Системность механизма правового регулирования означает воздействие на отношения охранной деятельности посредством совокупности взаимно расположенных в нем элементов. На практике это означает, что с одной стороны, каждый из элементов системы, независимо от того является ли он источником права, лицензией, договором охраны и др., способен повлиять на возникновение, изменение или прекращение отношений, возникающих из охранной деятельности. С другой стороны, все указанные элементы взаимосвязаны между собой. Например, оказание лицензиатом охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества без заключения соответствующего договора18, выявленное в процессе надзора и контроля над частной охранной деятельностью, является грубым нарушением и может повлечь за собой аннулирование лицензии на занятие этим видом деятельности. Таким образом, в этом случае признак «системность» проявляется во взаимодействии элементов «лицензирование», «договор охраны», «надзор и контроль», а также в вероятном применении элемента «судебный акт» об аннулировании соответствующей лицензии.
Комплексный характер воздействия механизма правового регулирования охранной деятельности может пониматься как в широком, так и в узком смысле слова. Понимание в широком смысле проявляется в его воздействии на нормы различных отраслей права, в узком - на различные правовые институты одной отрасли. Например, объекты, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения, и субъекты этих отношений могут представлять собой категории различных отраслей права. Так объект охраны - «земельный участок» может выступать в двух качествах: как объект гражданского права (ст. ч.1 ст. 130 ГК РФ) и как объект земельного права (ч.1 ст. 6 Земельного кодекса РФ). Подобные выводы можно применить к жилым помещениям, водным, градостроительным и другим подобным объектам. В свою очередь, субъект гражданского права - физическое лицо (глава крестьянского фермерского хозяйства - ч. 2 ст. 23 ГК РФ), выступающий потенциальным заказчиком охранных работ и услуг, в «ряде предусмотренных законом случаев.»19 может выступать субъектом и земельного права.
В узком смысле воздействия механизма правового регулирования понимается использование охранной деятельности в сочетании с другими гражданско-правовыми услугами (работами). В этом случае охранная деятельность повышает степень их защищенности от противоправных посягательств (охрана концертных услуг, охрана воздушных перевозок, охрана строительной деятельности и др.).
Направленность на реальное удовлетворение потребностей участников гражданского оборота проявляется в достижении пользы охранной деятельности, чего добиваются как заказчики, так и исполнители охранных работ и (или) услуг. Например, результат
18 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1: в ред. федер. закона Рос. Федерации от 3 декабря 2011 г. № 389-ФЗ // Ведомости Съезда нар. депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации. - 1992. - 23 апреля. - № 17.
- Ст. 888; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 49 (ч. 5). - Ст. 7067. - Ст. 11.5.
19 Чаркин С. А. Земельные правоотношения как межотраслевая
правовая категория : монография / С. А. Чаркин. - М. : Издательство Юрайт, 2012. - С.89
охранных работ - установка средств охранной сигнализации - удовлетворяет потребность заказчика в обеспечении состояния защищенности его имущества от противоправных посягательств. В свою очередь оплата таких работ удовлетворяет потребность исполнителя (охранной организации) в получении соответствующих денежных средств.
Способность в содействии реализации защитной и охранительной функций гражданского права проявляется в правовой сущности охранной деятельности, которая направлена на обеспечение состояния защищенности охраняемых объектов от противоправных посягательств. Таким образом, в отношении объектов охраны, будь то физическое тело человека, имущество или определенный порядок (пропускной, внутри-объектовый режимы), охранной организацией предпринимаются дополнительные меры защиты, наличие которых носит и превентивный характер.
Одной из задач работы является внесение предложений по совершенствованию законодательства на основании последовательного разрешения исследуемых проблем. Это обусловлено наличием проблем, связанных с отсутствием концептуального подхода в создании механизма правового регулирования, в том числе и с применением его отдельных элементов. Например, деятельность частной и ведомственной охраны регулируется источниками права - законами, в то время как деятельность Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Охрана» при МВД России - ведомственными нормативными акта-ми20. Другой проблемой является применение института лицензирования. Как элемент механизма правового регулирования, лицензирование применяется только по отношению к частной охране, в то время как деятельность ведомственной охраны и ФГУП «Охрана» при МВД России осуществляется без наличия лицензии.
Перечисленные проблемы приводят к монополии охранных организаций, созданных с участием государства, к понуждению в заключении договоров охраны, что в конечном счете противоречит основе конституционного строя о свободе передвижения работ (услуг) и равной степени защиты всех форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).
Полагаем, что концептуальное разрешение исследуемых проблем возможно посредством принятия Федерального закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации». Думаем, что перечисленные элементы механизма правового регулирования должны найти применение в качестве его отдельных разделов (статей).
Список литературы:
Бабаев В.К. Теория государства и права : Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2001. - 592 с.
Васьковский Е. В. Цивилистическая методология. Учение о толковании и применении гражданских законов. - М. : АО «Центр ЮрИнфоР», 2002. - 508 с.
Гражданское право России. Общая часть : учебник / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин ; под общ. ред. А. Я. Рыженкова. - М. : Издательство Юрайт, 2011. - 463. - (Основы наук).
20 См., например: О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 13 мая 2011 г. № 3б7 // Рос.газ. - 2011 г. - 06 июля. - № 144.
Иншакова А. О. Унификация корпоративного регулирования в европейском союзе и содружестве независимых государств: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. -М., 2008. - 51 с.
О ведомственной охране: федер. закон Рос. Федерации от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 17 марта 1999 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 31 марта 1999 г.: в ред. федер. закона Рос. Федерации от 27 июня 2011 г. № 156-ФЗ // Рос. Газ. -1999. - 20 апреля. - № 75; 2011. - № 27. - Ст. 3867.
О государственной охране: федер. закон Рос. Федерации от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 24 апреля 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 мая 1996 г.: в ред. федер. закона Рос. Федерации от 8 декабря 2011 г. № 424-ФЗ // Рос.газ. -1996. - 6 июня. - № 106; 2011. - № 50. - Ст. 7366.
Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1989. - 924 с.
О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 13 мая 2011 г. № 367 // Рос.газ. - 2011 г. - 06 июля. - № 144.
О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I: в ред. федер. закона Рос. Федерации от 3 декабря 2011 г. № 389-ФЗ // Ведомости Съезда нар. депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации. - 1992. - Ст. 888; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 49 (ч. 5). -Ст. 7067.
Пилецкий А. Е. Теоретические проблемы предпринимательской правосубъектности: Автореф. дис. . д-ра. юрид. наук. - М., 2006. - 50 с.
Постановление Конституционного Суда РФ от 21.04.2003 № 6-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева» // Рос. газ. - 2003. - 26 апреля. - № 81.
Постановление ФАС Поволжского округа от
05.06.2012 г. по делу № А72-445/2011 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
Рудковский В. А. Правовая политика и осуществление права: теоретико-методологический аспект: Автореф. .д-ра юрид. наук. - Саратов, 2009. - 56 с.
Ситдикова Л. Б. Правовое регулирование отношений в сфере оказания информационных и консультативных услуг в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 2009. - 59 с.
Тимофеев С. В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности банков в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 2010.
- 50 с.
Чаркин С. А. Земельные правоотношения как межотраслевая правовая категория : монография / С. А. Чаркин. - М. : Издательство Юрайт, 2012. - 237 с.
Шаронов С. А. Охранная деятельность как способ защиты отдельных прав инвестора в жилищной сфере (Гл. 3) // Гражданско-правовое положение инвестора в жилищной сфере: монография. - Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2012. - С. 139-180.
Literature list:
1. Babaev V.K. Theory of State and law: tutorial / ed. In The Babayev. - M. : Urist, 2001. - 592 p.
2. Vaskovsky E.V. Civilisticeskaa methodology. Teaching about the interpretation and application of civil laws. -M. : JSC «Center UrInfoR», 2002. - 508 p.
3. Civil law. General: Tutorial/ A.P. Anisimov, A.Y. Ryz-henkov, S.A. Charkin; under the AGG. Ed. A. Y. Ryzhenk-ova. - M.: Publishing House of Harvard Business Press, 2011. - 463 p. - (Warp).
4. Inshakova A.O. Unification of corporate regulation in the European Union and the Commonwealth of independent States: Katege. DIS. ... Dr. legal. Sciences. - M., 2008. - 51 p.
5. The departmental protection: Feder. the law was growing up. Federation from April 14, 1999 №. 77-FZ adopted State. Duma Feder. Congregation Grew. March 17, 1999: Federation also endorse. The Council Of The Federation Of Feder. Sobr. Ros. Federation March 31, 1999: in red. FEDER. the Act grew up. Federation from June 27, 2011 № 156-FZ // Russian gas . - 1999. - 20 April. - №. 75; 2011 - №. 27. - Art. 3867.
6. On State protection: Feder. the law was growing up. Federation from May 27, 1996 № 57-FZ adopted State. Duma Feder. Congregation Grew. April 24, 1996: Federation also endorse. The Council Of The Federation Of Feder. Sobr. Ros. The Federation May 15, 1996: in red. FEDER. the Act grew up. Federation of December 8, 2011 № 424-FZ // Russian gas. - 1996. - 6 June. - № 106; 2011. - № 50. - Art. 7366.
7. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language : 70000 words/ed. N. Svedovoj. - M. : Eng. Armenian, 1989. - 924 p.
8. On some questions of the Organization of the Federal State unitary enterprise «protection» of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: MINISTRY of Order № 367 May 13, 2011 // Russian gas. - 2011 - 06 July.
- №. 144.
9. On the private detective and security activities in the Russian Federation: law grew up. Federation on March 11, 1992 № 2487-I: in red. FEDER. the Act grew up. Federation of December 3, 2011 № 389-FZ // vedomosti Of NAR. Deputies grew up. Federation and the Supreme Council. Federation. - 1992. - Art. 888; Sobr. the legislation Grew. Federation. - 2011. - № 49 (ch. 5). - Art. 7067.
10. Pilecki A.E. theoretical problems of the entrepreneurial personality: Katege. DIS. ... Dr. legal. Sciences. - M., 2006. - 50 p.
11. The decision of the Constitutional Court of the Russian Federation from 21.04.2003 №. 6-p On the case about the verification of constitutionality of the provisions of paragraphs 1 and 2 of article 167 of the Civil Code of the Russian Federation in connection with the complaints of citizens O.M. Marinicevoj, A.V. Open, Z.A. Sklanovoj, R.M. Sklanovoj and V.M. Shiryaeva // Russian gas. -2003. - 26 April. - № 81.
12. The regulation of FAS in the Volga district from 05 to N-445/A72 2011 [electronic resource]. The document was published. Access from REF. legal system «Consultant-plus».
13. Rudkovsky V.A. Legal policy and implementation of law: theoretical and methodological aspect: Katege. .Dr. legal. Sciences. - Saratov, 2009. - 56 p.
14. Sitdikova L. B. Legal regulation of relations in the sphere of provision of information and advisory services in the Russian Federation: Katege. DIS. ... Dr. legal. Sciences. - M., 2009. - 59 p..
15. Timofeev S.V. Legal regulation of business activities of banks in the Russian Federation: Katege. DIS. ... Dr. legal. Sciences. - M., 2010. - 50 p.
16. Charkin S.A. Land as interdisciplinary legal category: monograph/S. A. Charkin. - M. : Publishing House of Harvard Business Press, 2012. - 237 p.
17. Sharonоv S. A. Security services as a way to protect the individual rights of an investor in housing (ch. 3) // The civil legal status of investors in the housing sphere: monograph. - Volgograd : scientific publishing, 2012. - P. 139180.
Отзыв
на статью доцента кафедры гражданского права и процесса Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского государственного университета, кандидата юридических наук, доцента
Шаронова Сергея Александровича «Механизм правового регулирования охранной деятельности: понятие, элементы, признаки»
Актуальность темы статьи обусловлена стремительным развитием современной охранной деятельности в России и необходимостью совершенствования ее правового регулирования, которое отстает от потребностей гражданского оборота.
Автор методически грамотно определяет цель, задачи публикации, подчеркивая при этом динамику и преемственность проводимых им исследований в рассматриваемой сфере.
Статья содержит определенные элементы концепции правового регулирования охранной деятельности в Российской Федерации, реализация которой становится возможной посредством использования категории «механизм правового регулирования».
Обращает внимание методология проводимого исследования. Последовательно анализируя нормы законодательства, юридической литературы, научных работ исследователей сферы охраны и тех, кто изучал отдельные аспекты категории «механизм» автор формулирует новое понятие «механизм правового регулирования охранной деятельности», определяет его элементы и признаки.
При этом Шаронов С. А. успешно аргументирует свою собственную точку зрения на поднимаемые в статье вопросы.
Автор на конкретных примерах, в том числе с использованием материалов судебной практики, раскрывает сущность элементов исследуемого механизма, акцентируя внимание на возникающие проблемы и пути их разрешения.
Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на существующие проблемы в концептуальном правовом регулировании охранной деятельности.
О личном вкладе автора в науку гражданского права, а также о новизне публикации свидетельствует внесенное на основе проведенного анализа предложение по подготовке проекта Федерального закона РФ «Об охранной деятельности в Российской Федерации».
Кроме того, статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес. При этом сформулированное автором понятие «механизм правового регулирования охранной деятельности», может быть использовано в процессе преподавания гражданского, предпринимательского права, а также иных специальных учебных дисциплин, посвященных охранной деятельности.
Научная статья доцента Шаронова С. А. «Механизм правового регулирования охранной деятельности: понятие, элементы, признаки» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода.
Данная статья может быть рекомендована к публикации в журнале «Бизнес в законе».
Научный консультант,
доктор юридических наук, профессор А. Я. Рыженков