Яхьяева Мархат Увайсовна
МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОИ АСПЕКТ
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы конституционного права, касающиеся законодательного и организационного регулирования деятельности Конституционного Собрания в Российской Федерации. Проводится анализ различных разработанных специалистами и внесенных в качестве законопроектов на рассмотрение высшего законодательного органа страны правовых концепций. В результате анализа выявлены и изучены основные недостатки в предлагаемых вариантах правового регулирования деятельности Конституционного Собрания Российской Федерации, ключевым из которых является отсутствие в них подробно разработанных принципов и начал. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-5772.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 5. C. 274-276. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 930
Исторические науки и археология
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы конституционного права, касающиеся законодательного и организационного регулирования деятельности Конституционного Собрания в Российской Федерации. Проводится анализ различных разработанных специалистами и внесенных в качестве законопроектов на рассмотрение высшего законодательного органа страны правовых концепций. В результате анализа выявлены и изучены основные недостатки в предлагаемых вариантах правового регулирования деятельности Конституционного Собрания Российской Федерации, ключевым из которых является отсутствие в них подробно разработанных принципов и начал.
Ключевые слова и фразы: Конституционное Собрание Российской Федерации; компетенция Конституционного Собрания РФ; соблюдение баланса интересов законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти при формировании Конституционного Собрания РФ; принцип выборности; всенародное голосование.
Яхьяева Мархат Увайсовна
Чеченский государственный университет, г. Грозный marhat-95@mail. гы
МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Вопросы, связанные с правовым регулированием деятельности Конституционного Собрания в Российской Федерации, относятся к наиболее дискуссионным в сфере конституционно-правового законодательства. Во многом это связано с отсутствием федерального конституционного закона, устанавливающего статус Конституционного Собрания РФ и регламентирующего его деятельность, порядок формирования, полномочия и компетенцию.
Изучение истории развитых стран западного мира приводит к выводу, аналогичному тому, который приводит в своей научной работе Д. В. Гаджиева: «...в современном политическом процессе, наряду с основными государственными органами и институтами, немаловажную роль начинают играть учредительные собрания» [3, с. 45], в связи с чем наличие законодательного пробела в регулировании института Конституционного Собрания РФ является огромным недостатком в национальной правовой системе, ограничивающим право граждан на изменение Конституции Российской Федерации в случае возникновения такой необходимости.
Специалистами в области конституционного права предложены различные варианты определения правового статуса Конституционного Собрания. Теоретические основы данной проблематики разработаны в научных трудах Н. В. Кешиковой, А. В. Гончарова, Л. Ю. Свистуновой. Детальное исследование вопросов формирования Конституционного Собрания отражено в диссертации О. Е. Шишкиной, содержание которой полностью посвящено Конституционному Собранию как специфическому органу учредительной власти. Среди научных трудов особенного внимания заслуживает проект федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации», разработанный А. С. Авакьяном, который наряду с определенными достоинствами, по мнению В. А. Винокурова, вместе с тем не лишен некоторых недостатков [2, с. 46].
Заслуживает внимания тот факт, что почти все предлагаемые законопроекты, предметом которых является деятельность Конституционного Собрания РФ, в достаточно кратком виде формулируют основные принципы и начала, на которых будет зиждиться институт Конституционного Собрания и в соответствии с которыми он будет осуществлять свою деятельность. Вместе с тем не следует забывать, что орган, наделенный учредительной властью и соответствующими полномочиями, по справедливому замечанию В. А. Токарева, характеризуется двойственной природой, соединяющей в себе политическую и юридическую сущности [6, с. 23], что обусловливает потребность в детально разработанном и урегулированном во всех отношениях правовом институте учредительного органа. В связи с этим имеет важное научно-практическое значение подробное рассмотрение и формулирование основных принципов формирования Конституционного Собрания, по которым оно будет функционировать, а также введение соответствующих механизмов их реализации.
Необходимость принятия Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации» предусмотрена в самой Конституции РФ, в частности, часть 3 статьи 135 закрепляет возможность и необходимость созыва Конституционного Собрания в случае, если предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано квалифицированным большинством - тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституция также определяет полномочия данного учредительного органа, устанавливая два возможных решения, которые Конституционное Собрание имеет право принять: о подтверждении неизменности Конституции в действующей редакции или разработке проекта обновленной Конституции. В случае принятия второго решения, оно должно быть поддержано двумя третями голосов от общего числа Конституционного Собрания или вынесено на всенародное голосование [4].
ISSN 1997-292X
№ 12 (86) 2017, часть 5
275
В случае вынесения решения о пересмотре ключевых глав Конституции, для ее изменения необходимо наличие установленного кворума: так, голосование признается состоявшимся, если в нем приняли участие более половины избирателей, а новая Конституция признается принятой, если за нее проголосовало более пятидесяти процентов от общего числа участников народного голосования.
Упоминание о Конституционном Собрании содержится в Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации», в котором указано, что всенародное голосование по принятию проекта новой Конституции проводится в случае принятия соответствующего решения Конституционным Собранием [5].
Отсутствие в настоящее время соответствующего федерального конституционного закона побуждает многих специалистов в области конституционного права предлагать различные варианты законодательного регулирования учредительного органа.
Вызывающим наибольшие разногласия между учеными является вопрос о предполагаемых способах формирования Конституционного Собрания, что обусловливает закладывание под основу деятельности указанного учредительного органа различных фундаментальных принципов.
Одним из возможных вариантов является установление приоритета выборности в качестве основного принципа формирования Конституционного Собрания. Сторонниками данной точки зрения являются О. Е. Шишкина, О. Г. Румянцев, С. А. Ковалев, в чьих научных работах и предлагаемых проектах будущего федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании» содержатся представления о принципе выборности как о краеугольном основании структурирования институтов политической власти и демократического строя.
Содержание следующего принципа сводится к формированию Конституционного Собрания на основе должностного и статусного принципов. Данный принцип нашел отражение во взглядах таких ученых, как Б. А. Надеждина, Е. А. Мизулина, В. В. Володин, С. Н. Бабурин, В. А. Алкснис.
Наиболее удачным, по мнению В. Е. Бормотова, является принцип баланса подходов, отраженный в проекте, представленном С. А. Авакьяном. Именно такая модель построения Конституционного Собрания, отражающая сбалансированный подход к вопросу о формировании органа, наделенного учредительными полномочиями в сфере государственного строительства, является, по нашему мнению, наиболее оптимальным и разумным способом образования Конституционного Собрания. В связи с этим в качестве основополагающего принципа организации деятельности Конституционного Собрания должен обязательно рассматриваться принцип соблюдения баланса интересов.
Применительно к Российской Федерации его претворение в жизнь потребует учета интересов как самой Федерации, так и входящих в нее субъектов, нахождения оптимального соотношения и баланса интересов федеральных органов различных ветвей государственной власти между собой.
Следующим принципом формирования Конституционного Собрания является принцип профессионализма, соблюдение которого требует включения в состав учредительного органа выдающихся отечественных ученых - конституционалистов, которые в состоянии вносить соответствующие обоснованные предложения в проект новой Конституции, а также давать квалифицированные высокопрофессиональные правовые заключения о разработанном и представленном на рассмотрение проекте закона, обладающего наивысшей юридической силой на территории страны.
Как верно подметила Н. В. Кешикова, силы государства и институтов гражданского общества следует направить на приведение в соответствие с требованиями современной цивилизации организации общественно-политической жизни общества, в связи с чем информационная открытость и гласность в осуществлении своей деятельности органами государственной власти приобретает важное значение в образовании и функционировании Конституционного Собрания.
Кроме того, не менее важным принципом следует считать принцип независимости членов Конституционного Собрания, в целях соблюдения которого представляется целесообразным установление уголовной и иной ответственности за вмешательство в их деятельность [1, с. 52].
Только абсолютно свободное от какого-либо постороннего вмешательства и давления принятие решений по вопросам, входящим в компетенцию Конституционного Собрания, способно обеспечить воплощение и претворение в жизнь реального волеизъявления народа.
Также в целях реализации принципа рационального расходования денежных бюджетных средств предлагается установить оптимальную численность Конституционного Собрания, ограничив ее тремястами мандатами. В целях же предупреждения возможного затягивания процедуры пересмотра Конституции и внесения изменений в ее главы - 1, 2 и 9 - представляется разумным, по нашему мнению, установить срок полномочий Конституционного Собрания в пределах одного года.
Введение такого ограничения относительно срока полномочий учредительного органа позволит наиболее полным образом обеспечить право многонационального народа на его суверенитет, выражающийся в том числе и в возможности выбора и изменения формы политической организации в государстве.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что учредительные полномочия Конституционного Собрания в сфере государственного строительства имеют двоякую природу и характеризуются как с юридической, так и с политической стороны. Именно политический характер данного законодательного института и обусловливает необходимость в качественной и подробной регламентации основных принципов его образования и механизма их реализации. Наиболее важными правовыми идеями, предлагаемыми для включения в качестве
основных принципов в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании в Российской Федерации», являются следующие:
1) принцип соблюдения баланса интересов, основанный на необходимости учета интересов Федерации и ее субъектов;
2) принцип профессионализма членов Конституционного Собрания;
3) принцип независимости при образовании и осуществлении деятельности Конституционного Собрания;
4) взаимосвязанные принципы расходования финансовых средств бюджета и срочности полномочий Конституционного Собрания.
Цель внедрения указанных принципов в ткань будущего федерального конституционного закона заключается в создании конституционно закрепленного механизма недопущения установления тоталитарного политического режима в случае принятия решении о пересмотре действующей Конституции.
Список источников
1. Александров Е. С. Перспективы формирования Конституционного законодательства о Конституционном Собрании Российской Федерации // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке: материалы Всероссийской научно-теоретической конференции курсантов и слушателей вузов МВД России, студентов гуманитарных вузов, адъюнктов, аспирантов и соискателей: в 2-х ч. Ростов-на-Дону, 2015. Ч. 1. С. 47-81.
2. Винокуров В. А. Суждения по проекту Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации», подготовленному профессором С. А. Авакьяном // Юридическая мысль. 2015. Т. 92. № 6. С. 38-63.
3. Гаджиева Д. В. Понятие и роль учредительных собраний в современном политическом процессе // Научный вестник Московского государственного института индустрии туризма. 2013. № 3 (23). С. 45-62.
4. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2014. № 15. Ст. 1691.
5. О референдуме в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) // СЗРФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
6. Токарев В. А. Субъект учредительной власти: к вопросу о политическом праве эпохи модерна // Современное право. 2011. № 11. С. 19-45.
7. Шишкина О. Е. Конституционное Собрание Российской Федерации как орган учредительной власти: дисс. ... к.ю.н. Владивосток, 2004. 238 с.
MECHANISM OF LEGAL REGULATION OF THE CONSTITUTIONAL ASSEMBLY IN THE RUSSIAN FEDERATION: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT
Yakh'yaeva Markhat Uvaisovna
Chechen State University, Grozny marhat-95@mail. ru
This article discusses topical issues of constitutional law concerning legislative and organizational regulation of the activity of the Constitutional Assembly in the Russian Federation and analyzes various legal conceptions developed by specialists and introduced as draft laws for consideration by the country's supreme legislative authority, as a result, the main drawbacks in the proposed options of the legal regulation of the activity of the Constitutional Assembly of the Russian Federation are identified and studied, the key of which is the lack of developed principles and foundations in them.
Key words and phrases: The Constitutional Assembly of the Russian Federation; competence of the Constitutional Assembly of the Russian Federation; maintaining balance of interests of legislative, executive and judicial branches of state power in formation of the Constitutional Assembly of the Russian Federation; electiveness principle; nation-wide voting.