Kalugin Vladimir Evgenyevich - (Russian Federation, Omsk) - candidate technical sciences, associate professor of «Quality management and production systems» - The Siberian Automobile and
Highway Academy (SibADI). Honorary Worker of the Russian Ministry of Labor. (644080, Omsk, Mira, 5, e-mail: [email protected])
УДК 336.02
МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ РЫНКА
ЦЕННЫХ БУМАГ
А.Е. Миллер, А.А. Миллер Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия.
Аннотация. В статье исследуется актуальная проблема стимулирования налоговых поступлений в региональные бюджеты. В ходе исследования были получены результаты, подтверждена высокая степень взаимосвязи уровней развития региональной экономики и рынка ценных бумаг, определены типы функциональных взаимосвязей между участниками рынка ценных бумаг, разработан механизм развития рынка ценных бумаг в интересах регионального бюджета, построена приоритетная модель взаимодействия участников рынка ценных бумаг, произведена оценка эффекта (прироста налоговых поступлений) от реализации изменений в рамках предложенного механизма. Полученные результаты рекомендованы к применению при разработке региональной экономической политики и программ социально-экономического развития регионов.
Ключевые слова: региональная экономика, рынок ценных бумаг, участники рынка ценных бумаг, модель взаимодействия, инвестиционная активность.
Введение
Целостное видение проблемы взаимосвязи уровней развития
региональной экономики и рынка ценных бумаг
В условиях сложных современных экономических условий повышается актуальность вопроса стимулирования налоговых поступлений в региональные бюджеты. В настоящее время регионы сталкиваются с дефицитом инвестиционных ресурсов и низким уровнем эффективности механизмов аккумулирования и
перераспределения этих ресурсов в рамках определенной территории (региона).
В мировой практике рынок ценных бумаг (РЦБ) признается одним из наиболее эффективных механизмов
перераспределения финансовых ресурсов, необходимых для развития экономики. Особенностью рынка ценных бумаг является многоуровневый характер его
функционирования, то есть в рамках национального рынка ценных бумаг представляется возможных условное выделении территориальных (региональных) рынков. Под региональным рынком ценных бумаг понимается условно выделяемый локальный рынок ценных бумаг,
функционирование которого выражается в деятельности региональных субъектов рынка ценных бумаг [1, с. 37].
Проблемой современного состояния рынка ценных бумаг является то, что рынок ценных бумаг и региональная экономика выступают конкурирующими сферами вложения капитала, между которыми происходит переток инвестиционных ресурсов, выравнивающий нормы прибыли. Причиной такой ситуации является спекулятивная направленность деятельности на рынке ценных бумаг и фактическая невостребованность инструментов рынка ценных бумаг со стороны экономических субъектов [2]. Региональная экономика выступает сферой использования и обращения реального капитала
(инвестированного в основные средства и авансированного в оборотные средства).
Рынок ценных бумаг в настоящее время представлен преимущественно отношениями по поводу обращения ценных бумаг на вторичном рынке [3]. То есть на региональном рынке ценных бумаг обращаются финансовые активы, связанные не с приростом реального капитала экономических субъектов региона, а лишь с перераспределением имущественных и
неимущественных прав по ценным бумагам. В результате финансовые ресурсы, аккумулируемые региональным рынком ценных бумаг, не направляются на развитие экономики региона, а перетекают на национальный уровень для спекулятивных операций на организованном рынке ценных бумаг [4, с. 33]. Такая модель взаимодействия фактически подавляет
перераспределительную функцию рынка ценных бумаг в пользу коммерческо-спекулятивной функции.
Обоснование и раскрытие роли и назначения выбора теоретико-методологической основы и методов исследования механизма повышения налоговых поступлений в региональные бюджеты посредством развития рынка ценных бумаг
Теоретической основой исследования является теория финансов, позволяющая обосновать функциональные взаимосвязи между сферами государственных и негосударственных финансов, влияние финансового рынка на развитие экономики, а также функции и задачи рынка ценных бумаг.
Обозначенная выше проблема рассматривается в качестве одной из наиболее острых в отечественной экономической науке: в современных условиях в России рынок ценных бумаг не является эффективным механизмом перераспределения инвестиций. При этом как в зарубежной, так и отечественной науке отмечается большой потенциал рынка ценных бумаг в части возможности стимулировать экономический рост. По сути, РЦБ выступает альтернативой
региональному нефинансовому сектору рынком, который отвлекает на себя значительную часть финансовых ресурсов. Недостаток финансирования в рамках экономики всего региона приводит к замедлению темпов структурной перестройки региональной экономики. Соответственно, важнейшей целью развития и совершенствования регионального РЦБ является налаживание качественного взаимодействия региональной экономики и регионального рынка ценных бумаг.
Методической основой исследования является функционально-реляционный
подход, позволяющий исследовать характер и полноту выполнения рынком ценных бумаг своих функций через призму особенностей деятельности участников указанного рынка. Достижение какого-либо результата (например, некоего уровня способности
перераспределять финансовые ресурсы) является последствием взаимодействия участников рынка ценных бумаг между собой.
Влияние на налоговые поступления регионального бюджета осуществляется в рамках предлагаемой региональной модели «РЦБ - Экономика - Бюджет». Данная модель включает два вида взаимодействия: «РЦБ - Экономика» и «Экономика - Бюджет». Это находит отражение и во взаимосвязи показателей. При взаимодействии «РЦБ -Экономика» показатели РЦБ (объем перераспределяемых ресурсов) являются факторными, а показатели региональной экономики (валовой региональный продукт и его элементы, а также стоимость основных фондов) - результативными. В свою очередь, при взаимодействии «Экономика - Бюджет» показатели факторными являются показатели региональной экономики, а результативными - показатели регионального бюджета, то есть сами налоговые поступления.
Рынок ценных бумаг находится в процессе своего непрерывного развития (как на национальном уровне в целом, так и на региональном уровне). В настоящее время в научной литературе и на практике отсутствует единый подход к группировке и содержанию факторов развития
регионального рынка ценных бумаг. В зависимости от территории воздействия факторы подразделяются на национальные (влияющие на развитие рынка ценных бумаг по всей территории страны) и региональные (оказывающие влияние на развитие рынка ценных бумаг в пределах отдельного региона) (см. [5]; [6]). В региональных рамках предложено выделить общие и специфические факторы развития. К общим относятся экономические факторы, то есть факторы, обусловленные
функционированием и развитием
региональной экономики. Специфическими являются факторы, обусловленные особенностями деятельности субъектов регионального рынка ценных бумаг. Выделенные особенности деятельности способны усиливать или, наоборот, снижать степень влияния экономических факторов на развитие регионального рынка ценных бумаг.
Я.М. Миркин выделяет фундаментальные факторы, воздействующие на рынок ценных бумаг, только на национальном уровне. Однако ученый раскрывает содержание оказываемого на РЦБ влияния: «фундаментальный характер факторов проявляется в том, что они существенным образом влияют на экономические интересы
субъектов, действующих на фондовом рынке, изменяя их экономическое поведение в масштабах, приводящих к глубоким изменениям в самом рынке ценных бумаг как системе» [7, с.55]. Целесообразно дополнить данную взаимосвязь: измененный подобным образом рынок ценных бумаг позитивно воздействует на экономику (как на национальном, так и региональном уровнях), что впоследствии выражается и в росте налоговых доходов бюджетов всех уровней.
Результаты. Разработка механизма развития рынка ценных бумаг в интересах регионального бюджета и построение приоритетной модели взаимодействия участников рынка ценных бумаг
Взаимосвязь уровней развития региональной экономики и регионального рынка ценных бумаг подтверждается эмпирическими данными. Исследование относительных уровней развития
региональных рынков ценных бумаг в Российской Федерации осуществлялось посредством выявления ранговых мест региона по уровню развития экономики и по уровню развития регионального рынка ценных бумаг. Результаты проведенной оценки позволяют сформулировать два вывода:
1. Как уже отмечалось, уровни развития региональной экономики и регионального рынка ценных бумаг характеризуются взаимосвязанностью. Так, значение коэффициента корреляции составляет 86,2% (по данным 2008 г. - 88,0%), что свидетельствует о высокой степени взаимосвязи уровней развития региональных РЦБ и региональных экономик несмотря на отклонения по ряду субъектов РФ.
2. Само наличие отклонений в уровнях развития региональной экономики и регионального рынка ценных бумаг обусловлено действием специфических факторов развития, заключающихся в особенностях деятельности региональных участников рынка ценных бумаг.
Результаты проведенной оценки уровней развития региональных рынков ценных бумаг Западной Сибири представлены в таблице 1. В Республике Алтай, Новосибирской и Омской областях уровень развития регионального рынка ценных бумаг опережает уровень развития региональной экономики (т.е. ранговое место регионов по уровню развития регионального рынка ценных бумаг среди всех субъектов РФ выше рангового места региональной экономики.
Если провести подобное ранжирование только по рассматриваемым регионам, то отличия будут менее существенны. Фактически, это подтверждает
«мноуровневую региональность» рынка ценных бумаг: будучи открытой системой, региональный РЦБ выходит за пределы конкретного региона и превращается в межрегиональный РЦБ (т.е. рынок ценных бумаг группы субъектов РФ). Соответственно, в рамках группы регионов более отчетливо (по сравнению с рассмотрением всех субъектов РФ) прослеживается сближение уровней развития региональной экономики и рынка ценных бумаг.
Целенаправленное развитие
регионального рынка ценных бумаг предполагает формирование механизма функционирования и развития регионального РЦБ. Суть данного механизма заключается в усилении важных (для заинтересованных субъектов) взаимосвязей между участниками регионального рынка ценных бумаг.
Механизм развития регионального РЦБ включает в себя следующие элементы:
1. Цель развития рынка ценных бумаг в регионе.
2. Субъекты, заинтересованные в развитие регионального РЦБ.
3. Требования к модели взаимодействия участников регионального РЦБ.
4. Приоритетная модель взаимодействия участников регионального РЦБ (в соответствии с целью развития регионального РЦБ).
5. Инструменты воздействия на участников РЦБ и региональный рынок в целом.
6. Систему качественных и количественных показателей, по которым оценивается достижение цели развития.
В настоящее время наибольшую актуальность имеет развитие регионального рынка ценных бумаг как источника (перераспределительного механизма)
развития экономики региона [8]. Реализация указанной цели ориентирована на экономику региона в целом. Как следствие, повышается уровень деловой активности в регионе, осуществляется структурная перестройка региональной экономики, увеличивается уровень жизни населения, происходит рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета региона.
Реализация цели воздействия на региональный рынок ценных бумаг как на фактор развития региональной экономики затрагивает интересы региональных властей,
региональных эмитентов, а также всего населения и хозяйствующих субъектов региона. В рамках приоритетной модели взаимодействия на рынке ценных бумаг основным видом функциональных взаимосвязей выступает взаимодействие региональных эмитентов и инвесторов (как региональных, так и квазирегиональных) по поводу перераспределения финансовых ресурсов.
Одним из важнейших элементов комплексной реализации цели развития рынка ценных бумаг, как источника развития региональной экономики, является активная информационная и организационная поддержка создания и деятельности фонда со стороны региональных властей. Создание и функционирование соответствующего инвестиционного фонда должно логически сочетаться с приоритетами развития региона, действующими в регионе программами стимулирования отдельных отраслей региональной экономики.
Для обеспечения заинтересованности эмитентов-потенциальных объектов
инвестирования фонда и потенциальных инвесторов в эффективном
функционировании регионального
инвестиционного фонда рекомендуется предусмотреть меры налогового и неналогового стимулирования
соответствующего взаимодействия между субъектами, испытывающими потребность в финансовых ресурсах (эмитентами), и субъектами, желающими инвестирования временно свободные денежные средства.
В части налогового стимулирования предприятий-объектов инвестиций
инвестиционных фондов наиболее гибкими налогами для выполнения соответствующих задач является налог на имущество организаций и налог на прибыль организаций. Поскольку дополнительный объем финансовых ресурсов требуется преимущественно на модернизацию производства, увеличение производственных мощностей и иные капитальные вложения, уменьшение ставки по налогу на имущество организаций для предприятий-объектов инвестирования фонда является
оптимальным способом стимулирования взаимодействия эмитентов и регионального инвестиционного фонда. В данном случае наиболее целесообразной рекомендацией является уменьшение ставки налога на прибыль организаций по операциям с паями региональных инвестиционных фондов. В связи с этим, предлагается на федеральном
уровне закрепить право регионов уменьшать ставку налога на прибыль не только для отдельных категорий налогоплательщикам, но и по отдельным операциям (в данном случае -по операциям с паями регионального инвестиционного фонда). Соответственно, данное право должно быть закреплено в статье 284 Налогового кодекса РФ.
К неналоговым мерам стимулирования относятся организационная и
информационная поддержка эмитентов и инвесторов со стороны органов региональной исполнительной власти, субсидирование расходов на проценты по кредитам и др.
Еще одним направлением развития рынка ценных бумаг в рамках развития рынка ценных бумаг как источника развития региональной экономики является содействие региональным эмитентам в выходе на организованный рынок ценных бумаг. Эмитенты в результате такого взаимодействия получают возможность обращения своих ценных бумаг на организованном рынке, а также дополнительное финансирование (в случае публичного размещения вновь выпускаемых ценных бумаг).
Для оценки достижения поставленной цели предлагается использовать следующие группы показателей:
1. Показатели, характеризующие объем вложений и количество объектов инвестирования.
2. Показатели, характеризующие качество использования инвестиционных ресурсов.
Итак, мероприятия по развитию рынка ценных бумаг как источника развития региональной экономики ориентированы на создание институциональных условий по формированию ресурсной базы для финансирования деятельности региональных эмитентов. Создание таких условий зависит преимущественно от действий органов региональной власти. Таким образом, комплексное развитие рынка ценных бумаг региона происходит как в интересах участников РЦБ, так и в интересах региональных властей и региональной экономики в целом.
Применение положений теории финансов в настоящем исследовании позволяет построить следующую модель формирования налоговых доходов регионального бюджета, отражающую зависимость налоговых доходов от величины валового регионального продукта и удельного веса налоговых доходов в структуре ВРП:
АНД = а -АВРП , (1)
' ' нал ' 4 '
где АНД - изменение общего объема налоговых доходов региона; dнaл -фактический удельный вес налоговых доходов в структуре валового регионального продукта; АВРП - изменение общего объема валового регионального продукта.
При этом удельный вес налоговых доходов в структуре ВРП учитывает поступления как от налогов на доходы (НДФЛ, налог на прибыль организаций), так и от налогов на имущество организаций. Этот показатель отражает, какая часть созданного в регионе валового продукта в дальнейшем поступает в региональный бюджет в качестве налогов. Значение показателя зависит не только от налоговых ставок, но и от эффективности функционирования самой экономики: чем выше средняя рентабельность экономики региона, тем больше объем совокупной прибыли предприятий, и, соответственно, выше поступления по налогу на прибыль.
Согласно экспертной оценке Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), средняя внутренняя норма доходности по венчурному инвестированию составляет 35% годовых, и в случае направления средств, являющихся резервом повышения результативности
функционирования РЦБ, на финансирование региональной экономики отдача может быть более существенной. В частности, используя приведенную выше внутреннюю норму доходности, предлагается определить влияние венчурного финансирования на развитие региональной экономики. В качестве вариантов расчета предлагается
использовать две величины возможного фонда венчурных инвестиций: 280 млн. руб. (средняя сумма региональных фондов венчурных инвестиций в России) и полный объем резерва повышения результативности функционирования РЦБ.
При первом варианте (учреждение фонда с первоначальной стоимостью активов 280 млн. руб.) прогнозируется увеличение вклада эмитентов, финансируемых из регионального венчурного фонда инвестиций, в формирование валового регионального продукта, с 0,03% до 0,08% (в 2,6 раза) за период с 2016 по 2020 гг. Прирост налоговых доходов к концу 2020 года составит 39,5 млн. руб.
Согласно второму варианту расчета (направление всего резерва повышения
результативности функционирования РЦБ) вклад эмитентов-объектов инвестирования регионального венчурного фонда в формирование ВРП увеличивается с 0,61% до 1,61% (также приблизительно в 2,6 раза). Итоговый прирост налоговых доходов составляет 759,9 млн. руб. (хотя и вероятность реализации такого варианта минимальна). С целью балансировки рисков вложения средств в венчурные проекты целесообразно распределение
инвестиционных ресурсов между ценными бумагами большого количества эмитентов инновационной направленности. Увеличение вклада эмитентами ценных бумаг (то есть объектов инвестирования венчурных фондов) в формирование валового регионального продукта в 2,6 раза каждые пять лет являются очень хорошим показателем в долгосрочной перспективе.
Заключение. Определение
приоритетных направлений развития региональной экономической политики и программ социально-экономического развития регионов
Итак, проблема развития регионального рынка ценных бумаг как источника развития региональной экономики заключается в заинтересованности региональных
эмитентов, инвесторов и профессиональных участников РЦБ во взаимодействии. Следует отметить, что предложенный механизм ориентирует участников на развитие рынка ценных бумаг как источника развития региональной экономики. Разработанный механизм развития регионального рынка ценных способен оказать большое влияние на перераспределение финансовых ресурсов в регионе посредством создания регионального инвестиционного фонда либо стимулирования эмиссии ценных бумаг региональными эмитентами для их последующего размещения на
организованном рынке ценных бумаг.
Стимулирование инвестиций в региональную экономику через институты коллективного инвестирования способно оказать значительное позитивное влияние на структурную перестройку экономики и заложить основу для стабильного социально-экономического развития региона. Это закономерно приводит и к повышению налоговых поступлений в региональные бюджеты. Данный вариант стимулирования налоговых поступлений является
предпочтительным, так как речь идет о формировании стабильной (в долгосрочном периоде) налоговой базы.
Библиографический список
1. Горловская, И.Г. Концептуальные основы формирования и развития регионального рынка ценных бумаг / И.Г. Горловская, А.А. Миллер // Известия УрГЭУ. - 2012. - №6(44). - С.37-44.
2. Дриго, М.Ф. Проблемы и перспективы развития региональных рынков ценных бумаг // Российский экономический Интернет-журнал. -2008. - Режим доступа: http://www.e-rej.ru/
3. Мошенский, С.З. Рынок ценных бумаг: трансформационные процессы / С.З. Мошенский. -Москва: «Экономика», 2010. - 240 с.
4. Россохин, В.В. Финансовые ресурсы России и причины их сверхконцентрации в ограниченном количестве активов на рынке ценных бумаг / В.В. Россохин // Финансы и кредит.
- 2008. - № 9. - С. 33-37.
5. Родионова, Н.К. Факторы, влияющие на функционирование рынка ценных бумаг в регионе / Н.К. Родионова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2006.
- №4(44). - С. 297-304.
6. Пилипенко, Е.В. Система внутренних и внешних источников развития рынка ценных бумаг в регионе / Е.В. Пилипенко, Д.А. Середников // Сибирская финансовая школа. - 2008. - №4. -С. 81-86.
7. Миркин, Я.М. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития / Я.М. Миркин. - М.: Альпина Паблишер, 2002. - 624 с.
8. Болдырева, Н.Б. Стратегия развития регионального рынка ценных бумаг / Н.Б. Болдырева, Т.Г. Усанова // Налоги, инвестиции, капитал. 2002. - № 3.
FORMULATION OF A MECHANISM TO INCREASE
TAX REVENUES IN REGIONAL BUDGETS THROUGH THE DEVELOPMENT OF THE SECURITIES MARKET
A.E. Miller, A.A. Miller
Abstract. Иле article examines the actual problem of tax revenues stimulation n regional budgets. The study was the results obtained confirmed a high degree of relationship between regional economy and securities market development levels, the types of functional interactions between the participants of the securities market, the mechanism of development of the securities market in the interests of the regional budget, built the priority model of interaction of the securities market participants, the estimation of the effect (increase tax revenue) from implementing changes in the framework of the proposed mechanism. The received results are recommended for use in the development of regional economic policies and programs for socio-economic development of regions.
Keywords: regional economy, securities market, securities market participants, the interaction model, investment activity.
References
1. Gorlovskaya I.G., Miller, A A. Konceptual'nye osnovy formirovanija i razvitija regional'nogo rynka cennyh bumag [Conceptual bases of regional securities market formation and development]. Izvestija UrGJeU, 2012, no 6(44). pp. 37-44.
2. Drigo M.F. Problemy i perspektivy razvitija regional'nyh rynkov cennyh bumag [Problems and prospects of development of regional securities markets]. Rossijskij jekonomicheskij Internet-zhurnal, 2008. Available at: http://www.e-rej.ru/
3. Moshenskij S.Z. Rynok cennyh bumag: transformacionnye processy [Securities market: transformation processes]. Moscow, Jekonomika, 2010. 240 p.
4. Rossohin V.V. Finansovye resursy Rossii i prichiny ih sverhkoncentracii v ogranichennom kolichestve aktivov na rynke cennyh bumag / V.V. Rossohin [Financial resources of Russia and problems of over-concentration in a limited number of assets on the securities market]. Finansy i kredit, 2008, no 9. pp. 33-37.
5. Rodionova N.K. Faktory, vlijajushhie na funkcionirovanie rynka cennyh bumag v regione / N.K. Rodionova [Factors affecting the functioning of the securities market in the region]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki, 2006, no 4(44). pp. 297-304.
6 . P i I i penko E.V., Serednikov D.A. Sistema vnutrennih i vneshnih istochnikov razvitija rynka cennyh bumag v regione [The system of internal and external sources of securities market development in the region]. Sibirskaja finansovaja shkola, 2008, no 4. pp. 81-86.
7. Mirkin Ja.M. Rynok cennyh bumag Rossii: vozdejstvie fundamental'nyh faktorov, prognoz i politika razvitija [The securities market of Russia: influence of fundamental factors, forecast and policy development]. Moscow, Al'pina Pablisher, 2002. 624 p.
8. Boldyreva N.B., Usanova T.G. Strategija razvitija regional'nogo rynka cennyh bumag [Strategy of development of regional securities market]. Nalogi, investicii, capital, 2002. no 3.
Миллер Александр Емельянович (Россия, Омск) - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и финансовая политика», Омский государственный
университет им. Ф.М. Достоевского (644077, пр. Мира, 55а, e-mail: [email protected]).
Миллер Андрей Александрович (Россия, Омск) - преподаватель кафедры экономики и финансовой политики, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (644077, пр. Мира, 55а, e-mail: [email protected]).
Miller Alexander Emel'yanovich (Russian Federation, Omsk) - doctor of economics sciences, professor, the head of the department of Economics and Fnancial policy, Omsk state university of F.M. Dostoyevsky (644077, Mira av., 55a, e-mail: [email protected]).
Miller Andrey AJeksandrovich (Russian Federation, Omsk) - teacher of department of economics and financial policy Omsk state university of F. M. Dostoyevsky (644077, Mira av., 55a, e-mail: [email protected]).
Работа проводилась при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-12-55008.
УДК 322.025
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И МЕХАНИЗМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ РАЗМЕРОВ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ФИРМ
Е.В. Романенко, В.В. Бирюков ФГБОУ ВО «СибАДИ», Россия, г. Омск.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития теории предпринимательства и дифференциации размеров предпринимательских фирм. Представлена уточненная методология, позволяющая на основе формирования многоуровневой системы ценностей решать проблемы исследования влияния культурно-ценностных факторов на цели и мотивы предпринимательства, а также, на конструирование связей внутренней и внешней среды. Предлагается интегративно-динамический подход к анализу предпринимательских фирм, причин и факторов формирования граничных условий их успешной деятельности.
Ключевые слова: предпринимательство, институциональное
предпринимательство, бизнес-предпринимательство, сектор малого и среднего бизнеса, культурно-ценностные ориентации, институциональные изменения, инновации, эффект возрастающей отдачи.
Введение
Сегодня возрастает значимость разработки подходов к исследованию предпринимательства как специфического вида инновационной деятельности, а также механизмов формирования успешной деятельности предпринимательских фирм. Однако применяемые концепции и модели часто предлагают разную интерпретацию причин, мотивов и движущих сил предпринимательства, а также процессов развития и реализации конкурентных преимуществ на основе инновационных изменений. Поэтому важным становится разработка подхода, позволяющего сформировать системно-целостное видение процессов взаимодействия структурных условий и поведения предпринимательских фирм.
Анализ исследований проблемы
Концептуальные особенности
доминирующих сегодня подходов, связанных с изучением предпринимательства и предпринимательских фирм, определяется тем, что мейстрим экономической науки исходит из принципа методологического индивидуализма; этого принципа
придерживаются сторонники неоклассической и австрийской школ, неоинституциональной
теории, эволюционной и поведенческой экономики. В данных условиях поиск содержательного ответа о причинах и механизмах осуществления инновационных изменений неизбежно обнаруживает недостаточность стандартного
инструментария активно используемых концепций и экономических моделей, которые обычно опираются на теорию рационального выбора. Объяснение происходящих в экономике изменений с точки зрения частных интересов, теряя из виду ключевые механизмы влияния системных связей, приводит к необходимости ограниченной интерпретации целей и предпочтений индивидов, к рассмотрению их как экзогенных параметров.
В соответствии с классическими представлениями, традиции которых были заложены во многом Й. Шумпетером, предпринимательство рассматривается как антрепренерство, а предпринимателями называют хозяйственных субъектов, функцией которых является, выявление и осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент [1, с. 169-170]. При этом в результате инновации за счет применения новых комбинаций производственных факторов осуществляется