УДК 81'27
МЕХАНИЗМ ПОРОЖДЕНИЯ ВТОРИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИИ
© Л. М. Яхиббаева
Уфимский государственный нефтяной технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450062 г. Уфа, ул. Космонавтов, 1.
Тел./факс: +7 (347) 243 18 72.
Email: [email protected]
В данной статье представлены результаты экспериментального исследования первичных и вторичных речевых произведений, структурно-содержательных характеристик, относящихся к поверхностной и глубинной структуре текста. Анализируются выявленные испытуемыми новые, дополнительные признаки вторичного текста, которые являются его конституирующими характеристиками. Рассматриваются признаки вторичности как онтологической характеристики различных видов учебного текста, представлены модели действия механизма вторичности.
Ключевые слова: вторичность, первичное речевое произведение, вторичное речевое произведение, учебный текст, структурные характеристики, механизм вторичности.
Введение
Главным объектом нашего исследования стал учебный текст как особый вид вторичного речевого произведения и составляющая учебного дискурса. Экспериментальное исследование было направлено на изучение и определение особенностей первичного и вторичного текстов, выявление отличительных признаков первичного текста и новых, дополнительных характеристик вторичного речевого произведения. В центре нашего внимания стоял вопрос исследования вторичности учебного текста на основе выявленных испытуемыми признаков. Мы придерживались концепции А. И. Новикова, согласно которой «текст представляет собой комплекс языковых, речевых и интеллектуальных факторов в их связи и взаимодействии и характеризуется единством внешней (языковой) и внутренней (содержательной) структур» [1], а также типологической концепции Н. П. Пешковой «о взаимодействии внутренних и внешних характеристик текста в процессе его «жизненного цикла» [2]. Опираясь на вышеназванные концепции ученых, мы рассматривали учебный текст как структурное образование, включающее в себя внешнюю форму, состоящую из лингвистических характеристик, и внутреннюю форму, представленную психолингвистическими характеристиками.
Анализ структурно-содержательных характеристик первичного и вторичного текстов
В ходе первого этапа эксперимента 125 участников представили 465 признаков первичного текста. Нами были подготовлены такие первичные тексты научного и художественного жанра, как отрывок из монографии Н. П. Пешковой «Типология научного текста: психолингвистический аспект», отрывок из статьи М. Ф. Панкиной «Семантическое пространство языка и подходы к его изучению», отрывок из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Исключив ряд повторяющихся, нечетко сформулированных и совпадающих с экспертными, мы выделили 14 характеристик. Эти данные позволили нам увидеть первичный текст глазами испытуемых и на основе полученных признаков дифференцировать природу исследуемого нами объекта - вторичного текста. Результаты этой серии эксперимента подтвердили наше предположение о том, что первичный текст является специфическим речевым произведением, обладающим рядом отличительных признаков.
Анализ выделенных нашими испытуемыми признаков, присущих первичному тексту, дал возможность построить модель характеристик, относящихся к внешней и внутренней структуре текста. Схематично эту модель можно представить как на рис. 1.
Рисунок 2
Модель соотношения характеристик внутренней формы учебного вторичного текста, выявленных испытуемыми, с
операциями механизма вторичности
Характеристики внутренней формы учебного вторичного текста
- компилирование частей первоисточника с добавлением новой, более современной информации;
- изложение автором мыслей нескольких людей, объединенных в одном произведении
- описание опыта предыдущих поколений; - констатация уже известных фактов; - систематизация знаний по данному вопросу; - накопление и хранение информации для нынешнего и будущего поколений
- анализ первоисточника, изложение его на учебном языке; - сокращение или расширение учебно- познавательной информации; - создание информативного текста в учебных целях; - результат понимания автором каких-то первичных текстов, содержащих важную, полезную учебную информацию.
- субъективная позиция автора вторичного текста на мысль, выраженную с позиции автора текста-оригинала; - критический анализ первичного текста и изложение самых главных и важных его положений; - адаптирование первичных текстов с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки реципиентов
Механизм вторичности
Сохранение информации
Порождение нового текста
Индивидуализация
Приращение информации
На втором этапе нашего эксперимента рамки исследования были расширены в количественном плане посредством увеличения числа экспериментального текстового материала, а также в качественном плане путем перемещения направления эксперимента в несколько иную плоскость, связанную с учебной деятельностью. Испытуемым были предложены следующие вторичные тексты: «Сверхглубокое бурение», «Системы автоматизации» и «Как вести себя в трудном интервью?».
Используя свои знания, интуицию и предварительный опыт, наши испытуемые смогли выявить и описать 25 признаков вторичности, 6 из которых совпали с экспертными. Мы получили 19 признаков вторичного учебного текста, которые дополняют ряд типологически значимых, существенных характеристик вторичных речевых произведений. В исследовании вторичности как онтологической характеристики учебного текста нас волновал вопрос о точках соприкосновения вторичного текста вообще и учебного текста в частности. Этой точкой соприкоснове-
ния стали его структурные характеристики - внутренние и внешние. Анализ полученного экспериментального материала дал возможность построить модели характеристик, относящихся к поверхностной и глубинной структуре учебного вторичного текста (рис. 2-3).
Созданные нами модели характеристик внешней и внутренней структур первичного текста и учебного вторичного текста, а также описание соотношений данных признаков с операциями механизма вторично-сти послужили основой построения общей модели механизма вторичности (рис. 4).
Действие механизма вторичности, как мы видим, связано, прежде всего, с различными операциями, направленными на преобразование или сохранение содержания и смысла, т.е. внутренней структуры текста, что влечет за собой определенные изменения внешней структуры, например: меняется стиль, жанр, происходит формализация внешней структуры. Как отметили испытуемые, имеют место и изменения в
синтаксисе: чаще используются пассивные конструкции, модальные глаголы, безличные и побудительные предложения, ограничен выбор лексики, преобладают термины. Для учебного текста характерны признаки, присущие его внутренней организации и влияющие на внешнюю структуру, такие как нестрогая последовательность элементов содержания (вариативность), экс-плицированность перспективы, хронологическая или объективно-логическая последовательность описываемых событий, субъективная и объективная модальность, описательный способ изложения. Путем рефлексии испытуемых мы получили материал для размышления, их ответы подтверждают действие механизма вторичности.
Таким образом, результаты двух серий эксперимента дали нам возможность утверждать о том, что внутренняя, содержательная структура текста и присущие ей признаки являются доминирующими по отношению к внешним [3]. Согласно концепции текста А. И. Новикова, мы представляем учебный текст как речемыслительную единицу, характеризующуюся единством его внешней и внутренней форм [1], т.е. смысловое содержание учебного текста и его структурно-композиционная организация тесно взаимосвязаны [4]. Новые данные, теперь уже на материале учебных текстов, полученные в ходе выполнения этого задания, представляют интерес с точки зрения дополнения общей картины признаков вторичности.
Выводы
Итак, экспериментальное исследование, проведенное на материале первичных и вторичных текстов, с целью получения новых данных по вторичности, подтвердило актуальность и значимость выявленных нами характеристик для более глубокого и всестороннего понимания сущности вторичного текста вообще и учебного текста в частности и дополнения теории вторичных речевых произведений новыми данными.
На основе полученных структурно-содержательных характеристик вторичного учебного текста были разработаны две модели, ориентированные на поверхностную и глубинную структуры текста. Данные модели легли в основу общей модели, отражающей механизм вторичности, связанный с взаимодействием содержания и формы оригинала и вторичного текста. Полученные экспериментальные данные стали подтверждением предложенной в начале исследования гипотезы о том, что в природе текста заложен общий механизм порождения целого ряда вторичных речевых произведений, поскольку одно и то же содержание может быть выражено различными языковыми средствами, т.е. «одна и та же глубинная внутренняя структура может соответствовать различным внешним вербальным структурам» [2]. При этом, как выяснилось, она претерпевает различные изменения: сокращение, приращение и интеграция информации, смена смысловых доминант и т.д.
Проведенный эксперимент также объективно подтверждает, что вторичность является универсальной онтологической характеристикой учебного текста, представляющего собой диалектическое единство первичности и вторичности [5]. Учебный текст является особым видом вторичного текста и важный компонентом учебного дискурса, он служит основой для порождения новых вторичных речевых произведений.
Вторичность учебного текста носит особый характер, ибо он не заменяет полностью первичное речевое произведение, а служит его продолжением и развитием в связи с коммуникативной задачей. Значит, можно считать, что учебный текст - это не вторичное рождение оригинала, это новая ступень в его развитии.
Таким образом, оригинал рождается один раз, а появление новых учебных вторичных текстов - процесс бесконечный: они появляются в разное время и в разных местах, в разных интертекстуальных пространствах, обогащая тем самым исходный, первичный текст [6].
Вторичный учебный текст следует за первичным, его рождение полностью зависит от первоисточника, а бытие первоисточника и область его распространения зависят от вторичного. Следовательно, первичный текст и учебный вторичный текст являются взаимозависимыми: учебный текст обязан своим существованием первичному тексту, а первоисточник обязан учебному вторичному тексту своим развитием.
Все вторичные речевые произведения и учебные тексты в том числе, являются, по сути, неавтономными, зависящими идейно и позиционно от первичного текста. «Они как «сателлиты» первоисточников расширяют или сужают их формальный и семантический объем» [6]. Содержание и форма элементов предыдущих текстов (первоисточников) неизбежно становятся пресуппозицией последующих (учебных) [4].
Первичный текст интерпретируется автором учебного текста, в результате чего во вторичном тексте создается образ первичного, возникает «текст в тексте» [7]. Таким образом, вторичное речевое произведение содержит не сам исходный текст, а его образ. Этот образ отражает содержание текста-источника, но в процессе отражения содержание изменяется: появляются новые смыслы, вносимые интерпретаторами, т.е. авторами учебных текстов.
Итак, вторичность является онтологической характеристикой текста вообще и учебного текста в частности. Несмотря на определенную зависимость от исходного, первичного текста, которая проявляется на всех уровнях - на уровне формирования замысла вторичного текста (этап понимания) и на уровне вербализации - любой учебный текст представляет собой самостоятельное речевое произведение, которое «живет» своей жизнью, независимо от автора.
Таким образом, каждый текст - это звено в очень сложно организованной цепи других текстов, а учебный текст представляет собой не только неиссякаемый источник знаний, но и мощный источник порождения новых устных и письменных текстов, составляющих учебный дискурс [4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Новиков А. И. Текст и его смысловые доминанты. М: Институт языкознания РАН, 2007. 224 с.
2. Пешкова Н. П. Типология научного текста: психолингвистический аспект: монография. Уфа: изд-во УГАТУ, 2002. 261 с.
3.......Пешкова Н. П. Лингвистические характеристики текстов
как основания для их классификации (на мат-ле научных, технических, учебных текстов): дис. ... канд. филол. наук. М.: ИЯ РАН, 1987. 216 с.
4.......Яхиббаева Л. М. Вторичность как онтологическая характе-
ристика учебного текста и дискурса: дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2009. 207 с. 5. Яхиббаева Л. М. Первичность и вторичность как онтологические категории учебного текста // Вестник Южно-Уральского государственного университета. №2 (135). Лингвистика. Вып. 8. Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2009. С. 56-60. 6.......Нестерова Н. М. Вторичность - вторичный текст - перевод // Проблемы прикладной лингвистики: сборник статей. Вып. 2. М.: Азбуковник, 2004. С. 291-314.
7. Бабайлова А. Э. «Образ текста» и понимание текста в тексте // Слово и текст: актуальные проблемы психолингвистики: сборник научных трудов. Тверь, 1994. С. 112-119.
8. Яхиббаева Л. М. Учебный текст как особый вид вторичного текста и составляющая учебного дискурса // Вестник Башкирского университета. Уфа: изд-во БГУ, 2008, №4. С. 1029-1031.
9. Федоров А. А. Идейно-эстетические искания в английской прозе 80-90 XIX в. и драматургия Г. Ибсена Уфа, 1987.
Поступила в редакцию 12.05.2015 г.
ISSN 1998-4812
BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2015. T. 20. №2
599
MECHANISM OF GENERATION OF DERIVED SPEECH TEXTS © L. M. Yakhibbaeva
Ufa State Petroleum Technological University 1 Kosmonavtov St., 450062 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 243 18 72. Email: [email protected]
This article deals with the experimental study of source and derived texts, structural and semantic characteristics, which refer to surface and remote structures of a text. We analyze new additional features of a derived text revealed by our experiment participants, which are considered to be its constitutive characteristics. We also study derivative characteristics as ontological categories of different kinds of a training text, and present the action models of a derivative process mechanism. The main target of our research was a training text as a particular kind of a derived text and a constituent of a training discourse. The experiment was turned upon studying and defining of a source and derived text peculiarities, revealing of a source text distinguishing features and new additional characteristics of a derived text. The problem of a derived training text linguistic investigation based on the characteristics, revealed by the experiment participants, was in the high light. We considered a training text as a structural formation, which includes an exterior form consisting of linguistic characteristics, and an inner form presented by psycholinguistic characteristics. The results of two series of the experiment gave us an opportunity to state that the inner semantic structure of a text and its inherent characteristics dominates the exterior one. The aim of the experimental study, carried out on the material, which included source and derived texts, was to obtain new data on the derivative process. This experiment confirmed actuality and value of the characteristics, revealed by us, for more extensive and deeper understanding of the true kernel of a derived text generally and a training text specifically, and also for a derived text theory supplementing with new and important data. On basis of the obtained structural and semantic characteristics of a derived training text, we developed two models oriented towards the surface and remote structures of a text. These models laid the foundation for the general model, reflecting a derivative process mechanism, connected with interaction of the content and form of an original work and derived text.
Keywords: derivative process, source and derived speech text, training text, structural characteristics, derivative process mechanism.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Novikov A. I. Tekst i ego smyslovye dominanty [Text and its semantic dominants]. M: Institut yazykoznaniya RAN, 2007.
2. Peshkova N. P. Tipologiya nauchnogo teksta: psikholingvisticheskii aspekt: monografiya [Typology of scientific text: psycholinguistic aspect: monograph]. Ufa: izd-vo UGATU, 2002.
3. Peshkova N. P. Lingvisticheskie kharakteristiki tekstov kak osnovaniya dlya ikh klassifikatsii (na mat-le nauchnykh, tekhnicheskikh, uchebnykh tekstov): dis. ... kand. filol. nauk. Moscow: IYa RAN, 1987.
4. Yakhibbaeva L. M. Vtorichnost' kak ontologicheskaya kharakteristika uchebnogo teksta i diskursa: dis. ... kand. filol. nauk. Ufa, 2009. 207 c.
5. Yakhibbaeva L. M. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. No. 2 (135). Lingvistika. No. 8. Chelyabinsk: izd-vo YuUrGU, 2009. Pp. 56-60.
6. Nesterova N. M. Problemy prikladnoi lingvistiki: sbornik statei. No. 2. Moscow: Azbukovnik, 2004. Pp. 291-314.
7. Babailova A. E. Slovo i tekst: aktual'nye problemy psikholingvistiki: sbornik nauchnykh trudov. Tver', 1994. Pp. 112-119.
8. Yakhibbaeva L. M. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2008. No. 4. Pp. 1029-1031.
9. Fedorov A. A. Ideino-esteticheskie iskaniya v angliiskoi proze 80-90 XIX v. i dramaturgiya G. Ibsena [Ideological-aesthetic searches in English prose of the 80s and 90s of 19th century and H. Ibsen's dramaturgy]. Ufa, 1987.
Received 12.05.2015.