Научная статья на тему 'Механизм перераспределения национальных богатств: субъектно-объектная характеристика, формы, методы'

Механизм перераспределения национальных богатств: субъектно-объектная характеристика, формы, методы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1314
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ / НЕЭКВИВАЛЕНТНЫЙ ОБМЕН / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леденёва M.B.

В статье рассмотрен механизм перераспределения национальных богатств, определены его субъекты, объекты, формы, методы, институты, источники средств, мониторинг и процесс коррекции. Классифицированы методы перераспределения национальных богатств. Отмечено, что при затруднениях перераспределения богатства экономическими методами продолжают активно использоваться трансформированные военно-политические методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм перераспределения национальных богатств: субъектно-объектная характеристика, формы, методы»

УДК 339.9.012.438.4

механизм перераспределения национальных богатств: субъектно-объектная характеристика, формы, методы

м. в. леденёва,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономической теории и управления E-mail: mledenjova@yandex. га Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета

В статье рассмотрен механизм перераспределения национальных богатств, определены его субъекты, объекты, формы, методы, институты, источники средств, мониторинг и процесс коррекции. Классифицированы методы перераспределения национальных богатств. Отмечено, что при затруднениях перераспределения богатства экономическими методами продолжают активно использоваться трансформированные военно-политические методы.

Ключевые слова: национальное богатство, перераспределение, неэквивалентный обмен, экономический механизм.

Развертывание процессов глобализации как экономической экспансии развитых стран в условиях усиливающихся ресурсных ограничений приводит к тому, что национальное богатство развивающихся стран теряет свою национальную принадлежность и становится частью национального богатства развитого мира.

Механизм перераспределения национальных богатств - это совокупность экономических методов, приемов, рычагов и стимулов, направленных на перераспределение элементов национальных богатств от стран периферии к странам мирового экономического авангарда.

Теоретической основой перераспределения национальных богатств является авторская концепция неэквивалентного обмена, оценивающая эквивален-

тность обмена с позиции его эффективности. Эквивалентным межстрановым обменом является обмен товаров, при котором наблюдается равенство реальной добавленной стоимости, созданной каждым из участников обмена при условии равенства оплаты труда за труд равной квалификации и нормы прибыли при производстве с равной степенью риска, и потенциальной добавленной стоимости, которая может быть создана при обработке экспортируемых и импортируемых товаров внутри страны. Если рыночное положение участников обмена различается, они получают различную выгоду в процессе обмена. При этом субъект, получающий большую выгоду, наращивает свой капитал и экономическую мощь за счет дополнительной добавленной стоимости, полученной в виде трансферта при обмене, что позволяет ему развиваться ускоренными темпами и еще более укреплять свое рыночное положение в сравнении с положением партнера. Все это становится предпосылкой воспроизводства отношений неэквивалентного обмена на новом уровне, при котором неравенство выгод участников обмена еще более усиливается.

Представляется, что в условиях рыночных отношений эквивалентный обмен является, скорее, исключением. Факторы, препятствующие выравниванию рыночного положения и, следовательно, доходности субъектов обмена, являются трудноустранимыми в условиях рыночной экономики. Устранение их возможно только при вмешательстве

- 51

в процесс ценообразования на товары, услуги и рабочую силу и нормирования прибыли третьей стороны - государства, что противоречит принципам рыночной экономики.

Субъектами перераспределения национальных богатств выступают прежде всего ТНК стран авангарда, а также национальные правительства и международные экономические организации. Выгодополучателями процесса перераспределения наиональных богатств являются ТНК, прочие бизнес-структуры и население стран центра. Следует подчеркнуть, что механизм перераспределения национальных богатств является завуалированным, и его субъекты не декларируют открыто свои цели.

Перераспределение национальных богатств осуществляется в процессе международных экономических отношений. Объектами перераспределения национальных богатств являются: потенциальная и реализованная добавленная стоимость, созданная экономическими субъектами развивающихся стран (при международной торговле), а также прочие элементы национальных богатств - человеческий капитал, финансовый капитал, ценности (в процессе миграции капитала и рабочей силы) и др.

В содержании любого экономического механизма включен волевой момент - активная, действенная сторона сознания. Механизм перераспределения национальных богатств основывается на рыночном механизме, дополняемом экономической политикой ТНК, развитых стран, их интеграционных объединений и международных экономических организаций, действующих в интересах стран авангарда. Рыночный обмен факторами и результатами производства позволяет персонифицировать и реализовывать интересы конкретных субъектов экономики и тем самым превращает последнюю в единый механизм. Рыночный механизм формирует мотивы и стимулы у участников рыночных отношений как стран-доноров, так и реципиентов. Поскольку рыночный механизм сам по себе способствует воспроизводству и усилению отношений неэквивалентного обмена, обогащая богатых и делая бедных беднее, а национально ориентированная экономическая политика противодействует этому, становится понятным и логичным требование о либерализации экономической политики развивающихся стран со стороны международных организаций (ВТО, МВФ, Всемирный банк и др.).

Трансформация национальных экономических систем, смена стран-лидеров мировой экономики

влекут за собой изменение методов глобального перераспределения национальных богатств. Если в колониальные времена несвободный обмен поддерживался военно-политическими и административными методами, то с обретением колониальными странами политической независимости стали использоваться новые, преимущественно экономические формы контроля за воспроизводством и обменом.

При наиболее общем рассмотрении все методы глобального перераспределения национальных богатств можно классифицировать на экономические и неэкономические (военно-политические и административные). Отход от военно-политических методов к экономическим с крушением колониальной системы не означал полного отказа от их использования. Безусловно, с течением времени военно-политические методы глобального перераспределения богатства эволюционируют, модифицируются. Современные военно-политические методы перераспределения богатства от периферии к центру отличаются от использовавшихся 100-200 лет назад и предусматривают вмешательство во внутренние дела стран-доноров, организацию переворотов и «цветных» революций, разжигание национальной розни, спекуляцию понятиями «демократия», «права человека», «свобода слова», военное давление, реже - открытую военную интервенцию.

Современные войны, называемые военными теоретиками «асимметричными», предполагают:

1) различные, но непосредственно взаимосвязанные (обусловленные социопространственными противоречиями глобализации) основания и причины военных действий у противостоящих сторон: продолжение политики гегемонии военными средствами со стороны субъектов глобализации и сопротивление глобальной гегемонии со стороны объектов глобализации;

2) качественное различие средств и методов борьбы у противостоящих сторон при их сходстве как в стремлении к «точечному» характеру ударов, так и совершенно противоположным декларируемым результатам (уничтожается преимущественно мирное население, и отнюдь не точечно);

3) качественное различие сил у противостоящих сторон (военный потенциал террористических организаций на несколько порядков меньше потенциала США, НАТО или России) при способности каждой из них оказывать сравнимое воздействие на противоположную сторону;

4) отсутствие не только линии фронта, но и сколько-нибудь локализованного в пространстве театра военных действий; для них характерно точечно-сетевая структура военных действий (как акты террора, так и «миссионерские» войны вспыхивают ныне практически в любых точках земного шара) [5, с. 23-24].

Э. Г. Кочетов относит к приемам современных «геоэкономических» войн искусственное нагнетание военных угроз, культивирование национально-этнических конфликтов и территориальных притязаний и др. [10, с. 231]. В условиях глобализации военная компонента становится неотъемлемой частью геоэкономической политики стран авангарда.

В этой связи следует отметить несопоставимую с другими странами военную мощь США, рассредоточенную практически по всему земному шару. Военный бюджет составляет половину мирового военного бюджета (515 млрд долл. на 2009 г., не считая дополнительных расходов на войну в Ираке и Афганистане). Численность вооруженных сил США составляет около 1,5 млн чел., а с учетом резервных сил - свыше 2,3 млн. По вооруженности и боевой мощи ни одна армия в мире не может сравниться

с США. Причем США полностью доминируют в Мировом океане [12, с. 61].

Военная мощь США умело подкреплена и усилена мощью СМИ. Так, И. Василенко отмечает: «Сегодня хорошо известно, что информационный конфликт составлял важнейшую часть американской операции по разгрому антиталибских сил в Афганистане. Накануне Министерство обороны США провело ряд конференций и симпозиумов, посвященных стратегии и тактике информационной войны. Стратегия базировалась на массированном пропагандистском ударе с использованием всех видов СМИ при одновременной блокаде любой разоблачающей информации с места боевых действий. Основные электронные СМИ США фактически ввели жесткую самоцензуру. Ожесточенной критике и опале подвергались все журналисты, допускавшие «отклонения» от основной линии» [3].

В свою очередь, экономические методы международного перераспределения богатства воздействуют непосредственно на процесс воспроизводства страны-донора, структуру и пропорции ее народного хозяйства. По сфере действия (сфера производства или обмена), на которую они направлены, данные методы можно разделить на две группы (рис. 1):

По степени эквивалентности

X

Легальные

Нелегальные

По степени легальности

По формам МЭО

1 1 1 1 г

Внешнеторговые Кредитные Инвестиционные Миграционные

Рис. 1. Классификация методов перераспределения национальных богатств

• структурные - основанные на контроле за процессом воспроизводства богатства, корректировке его условий и пропорций путем определения внутренней и внешней экономической политики стран-доноров с целью структурной ориентированности их экономик на страны Запада;

• обменные - основанные на контроле за отношениями обмена результатами и факторами производства страны-донора с внешним миром, формированием рыночной цены и величины выигрыша продавца и покупателя, посредством чего снижается его выгода для стран-доноров, ухудшаются их условия торговли.

Целью структурных методов является приведение структуры экономики страны-донора в соответствие с потребностями государства-реципиента путем увеличения в ВВП доли сырьевых отраслей и сокращения обрабатывающей промышленности как конкурента за ограниченные природные ресурсы и право создания и присвоения (присовокупления к национальному богатству) добавленной стоимости.

Международное перераспределения богатства посредством структурных методов зародилось в эпоху колониализма, когда в результате воздействия западного мирового центра в страны, лежащие за его пределами, стали проникать капиталистические отношения. Капитализм в них приобрел особую форму, отличную от существовавшей в странах центра: монополии стран Запада всячески тормозили развитие в зависимых странах национального капитала, препятствовали развитию крупной современной промышленности (за исключением горнодобываю-щей)1. В результате закреплялась однобокая аграрно-сырьевая специализация данных стран в мировом хозяйстве. Таким образом, сформировавшаяся в этих странах экономическая система была зависимым, периферийным капитализмом, не способным к прогрессивному развитию. В теориях зависимого развития она получила наименование «паракапитализм» (от греч. «пара» - возле, около) в отличие от «ортокапи-тализма» (от греч. «ортос» - прямой, подлинный), господствовавшего в странах центра.

В современных условиях постиндустриальные державы стремятся к тому, чтобы удержать развивающиеся страны в качестве сырьевых придатков,

1 Так, Великобритания, сделав Индию своей колонией, уничтожила в этой стране текстильную промышленность, вынудив индийцев импортировать текстиль, производимый в метрополии.

переместить в них трудоемкие и экологоемкие производства с незаконченным циклом, сохранить их подчиненное положение на основе научно-технической, технологической и финансовой зависимости. Постиндустриальные государства не заинтересованы в постиндустриализации остального мира, поскольку это означало бы утрату ими своих преимуществ. Таким образом, на международное разделение труда, помимо сравнительных преимуществ, влияет также навязываемая передовыми странами остальному миру специализация.

В сегодняшнем перераспределении богатства структурными методами важная роль принадлежит ТНК и международным экономическим организациям, насаждающим в развивающихся странах и странах с транзитивной экономикой политику либерализма, включающую в себя приватизацию, либерализацию цен, внутренней и внешней торговли, отмену ограничений на допуск иностранного капитала в различные отрасли национальной экономики, ограничение внутреннего субсидирования и др. Данная политика приводит к искажению условий воспроизводства, разорению местного бизнеса, технологической отсталости, деградации человеческого капитала, рассогласованности национальных интересов и снижению экономической эффективности производственной и торговой деятельности в масштабах государства.

Инструментами «политики зависимости» выступают затраты ведущих капиталистических держав (прежде всего США) на так называемую «мягкую власть» (soft power) - ассигнования на гранты, экономические и гуманитарные программы, которые, как показывает опыт, могут «буквально покупать верхушки целых стран» [2]. При этом значительная часть таких расходов финансируется не из бюджета США, а частными банками и корпорациями. К «мягкому» влиянию следует отнести образование, поп-культуру, кинематограф, распространение моды на те или иные научные (экономические) теории, влияние на мир с помощью глобальных СМИ (например CNN). Известна огромная сила так называемых рейтинговых агентств вроде знаменитых «Мудиз» или «Блюмберг», базирующихся в США, которые способны наносить целым странам значительный экономический ущерб, снижая их кредитно-инвестиционные рейтинги. Широко используются во внешнеполитических целях финансовые и биржевые институты. Так, например, планируя производство грузовых самолетов

в стране, Минэкономразвития России опирается на долгосрочные мировые прогнозы по самолетостроению, сделанные в США.

Значительную роль для экономики развивающихся стран сыграли экономические программы МВФ и МБРР для стран-получателей их структурно-адаптационных займов, известные как «Вашингтонский и поствашингтонский консенсус» и представляющие собой радикальный вариант либерального подхода к вопросам экономической политики. Вашингтонский консенсус включает требование о либерализации цен и рынков, макроэкономическую стабилизацию, приватизацию, открытость экономики, снижение любыми жесткими способами дефицита государственного бюджета, платежного и торгового балансов. В поствашингтонском консенсусе добавляются требования о повышении эффективности национальных финансовых рынков, борьбе с монополиями, достижении «прозрачности» компаний и др.

Опыт данных стран показывает, что при сокращении роли государства рыночный механизм не способен обеспечить форсированной модернизации производства. Концептуальные положения «Вашингтонского консенсуса» были подвергнуты серьезной критике как отечественными (С. Ю. Глазьев, В. М. Полтерович, М. Г. Делягин, Л.Н. Арци-шевский и др.), так и зарубежными учеными (Дж. Стиглиц, М. Интрилигейтор, Р. Рикуперу и др.) как научно несостоятельные и разрушительные для национальных производительных сил. В целом ряде работ результаты деятельности МВФ подвергались эконометрическому изучению; большинство авторов склонны заключить, что политика МВФ неэффективна [13]. А. Пржеворским и Дж. Вриландом исследованы результаты более 1 000 соглашений между МВФ и 79 странами с 1970 г. Сравнивая эти страны с теми, кто, несмотря на аналогичные трудности, не следовал программам МВФ, авторы заключают, что вторая группа стран добивалась больших успехов [21, с. 403].

Основные недостатки экономической политики, продиктованной МВФ, обусловлены ее несистемностью (она не охватывает собой весь комплекс стоящих перед государственной экономической политикой задач) и односторонней ориентацией на использование преимущественно монетарных методов государственного регулирования. Высокие процентные ставки по кредитам ограничивают инвестиционную активность, замедляют эконо-

мический рост и процесс создания новых рабочих мест. Политика профицита бюджета в долгосрочной перспективе уменьшает возможности осуществлять крупные инвестиции в развитие здравоохранения и образования, социальную политику. Приватизация стратегических производств приводит к рассогласованию национальных интересов, действиям одних экономических субъектов в ущерб другим и национальной экономике в целом.

Постепенное разрастание полномочий МВФ в сфере выдвижения условий предоставления антикризисных займов, по сути дела, ставит его в положение института, оказывающегося едва ли не наиболее влиятельным игроком на политическом рынке стран-должников и существенно урезающего автономию национальных правительств в определении не только приоритетных направлений, но и мелких нюансов экономической политики. Если два десятилетия назад набор требований при предоставлении антикризисных займов обычно ограничивался 10-20 позициями, то в ходе валютно-финансового кризиса 1997 г. азиатским странам предъявлялись списки из 50-80 требований, включая и такие «экзотические», как демонополизация рынка чеснока и пересмотр налогов на фураж [17, с. 123]. При этом отсутствует механизм ответственности МВФ за принимаемые им решения: согласно действующим правилам, предоставленные фондом кредиты подлежат безусловному погашению; как следствие, ни сам фонд, ни его акционеры не несут никаких издержек в случае провала рекомендованных ими антикризисных программ.

Под давлением сложившихся хозяйственных диспропорций и ведущих международных организаций развивающиеся страны вынуждены были взять на себя ряд обязательств, облегчивших и ускоривших их подключение к глобализационным процессам, но при этом сузивших возможности реализации ими собственных инициатив в вопросах прогрессивного экономического развития. Особенно важным представляется обязательство по поддержанию свободной конвертации национальных валют и либерализации трансакций по текущему, а нередко и капитальному счету платежного баланса в сочетании с либерализацией внутренних цен и увеличением открытости внешнеторгового сектора. Число стран, присоединившихся к статье VIII устава МВФ, подписание которой делает открытым текущий счет платежного баланса, в 1970-2005 гг. выросло более чем в четыре раза и приблизилось к 150 [7, с. 68].

Либерализация торгово-экономического регулирования в рамках ГАТТ-ВТО привела к радикальному сокращению арсенала «легитимных» инструментов государственной экономической политики. Результаты всех переговоров в рамках ВТО представлены в виде единого пакета документов, принятие которого обязательно для всех стран -членов ВТО без каких-либо изъятий и оговорок. Де-юре было дезавуировано оговоренное ранее в рамках ГАТТ право развивающихся стран на разного рода послабления в общих правилах. Это фактически ставит их в одинаковое положение с государствами авангарда при несравненно меньшей готовности к открытой конкуренции.

Немало проблем для развивающихся экономик создает необходимость сопряжения норм внутреннего регулирования хозяйственной деятельности с общими правилами трансграничного перемещения товаров, услуг и капиталов, которое предусматривается уставом ГАТТ-ВТО. Это существенно снижает возможности дифференцированного налогообложения, использования субсидий, льгот и других инструментов стимулирования национального предпринимательства, ограничивая или блокируя селективную, целенаправленную поддержку периферийными странами стратегически важных участков своей экономики. Такие ограничения государственного регулирования скорее сдерживают, нежели облегчают обретение большинством развивающихся экономик новых динамичных сравнительных преимуществ, необходимых для продвижения на более высокие ступени развития и завершения индустриализации. К тому же они могут использоваться развитыми странами для подавления и/или сдерживания конкуренции со стороны быстро растущих развивающихся экономик в стратегически важных сегментах хозяйственной деятельности.

Если структурные методы перераспределения богатства формируют предпосылки для обмена результатами и факторами производства с внешним миром, то конкретные пропорции внешнеэкономического обмена в значительной мере определяются обменными методами перераспределения богатства. Обменные методы в зависимости от степени эквивалентности можно классифицировать на безэквивалентные («бегство» капиталов, «утечка» умов, межвременная торговля как обмен товарного на бестоварное и др.) и действующие в направлении снижения выгоды обмена для страны-донора, ухуд-

шение его пропорций (ухудшение условий торговли в силу обладания рыночной властью либо при внеэкономическом формировании цен, неблагоприятное изменение валютного курса страны-донора из-за моноспециализации и высокой зависимости от мировых цен на сырье и др.). В зависимости от соответствия законодательству страны-донора и нормам международного права можно выделить легальные и нелегальные методы (работорговля, контрабанда, мошенничество в финансовой сфере).

В целом, на глобальном уровне режимы торговли, миграции и охраны прав интеллектуальной собственности отражают большую рыночную власть богатых стран, которым вследствие этого достается вся выгода или большая часть выгод от обмена. На практике это выражается в развитии такого явления, как «ножницы» между ценами на сырьевые товары, формирующимися на основе глобальной рыночной конкуренции, и ценами на готовые изделия, которые удерживаются завышенными на величину интеллектуальной ренты в силу монопольного обладания соответствующими технологиями их производства.

Развитые страны и ТНК господствуют на мировых рынках и определяют торговую политику. Согласно М. Массарату, спрос (преимущественно со стороны центра) регулирует в то же время и величину предложения, поэтому рынок неоклассической теории не работает [19, с. 294]. В случае исчерпаемых ресурсов отсутствуют сигналы ограниченности, что приводит к структурному перепроизводству. Кроме того, в производстве товаров периферией наблюдается более высокая конкуренция, а сами товары являются в более высокой степени взаимозаменяемыми. Перепроизводство и конкурентное давление усиливаются задолженностью. Вследствие необходимости обслуживания долга стратегия выживания при падении цен заключается в повышении интенсивности труда и эксплуатации природных ресурсов [19, с. 295-296]. Заниженные относительно ППС валютные курсы не только сглаживают разницу в производительности труда, но и избыточно компенсируют ее [18, с. 48]. Таким образом, «вследствие затруднительного положения, в котором находятся бедные страны, они продают слишком дешево» [22, с. 53].

С началом информационной революции принципиальное значение приобрело несовершенство рынка, вызванное монополизацией не только производства и сбыта, но и информации. Недостаточная

информированность покупателей и влияние на их сознание, в том числе путем внедрения в него убеждения, что только ТНК могут производить качественные товары, становятся повсеместной практикой и позволяют ТНК многократно завышать цены относительно рыночного уровня. Так, например, корпорация Sri Lanka State Pharmaceutical Corporation приобрела препарат «Диацепам» у Hoffman La Roche по цене, более чем в 25 раз превышавшей ту, за которую она могла приобрести аналогичный препарат у индийской фирмы [6, с. 262-263].

С другой стороны, предприятия стран авангарда доминируют в наукоемких отраслях. При этом патентное право помогает, в частности, сохранению монополии на производство определенной продукции. Такое господствующее на рынке положение поддерживается ВТО с помощью Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). С этой целью правительства стран авангарда существенно влияют на переговоры в интересах их крупных ТНК.

Тенденция относительного роста цен на товары, производимые развитыми странами, и относительного падения на продукцию, производимую в развивающихся регионах во многом объясняется тем, что мировые цены не являются свободными и во многом формируются под внеэкономическим давлением. Современные способы внеэкономического формирования цен многообразны и включают в себя:

1) внутрифирменную торговлю по трансфертным ценам (около 1/3 - 40 % объема международного товарооборота), в основе которой лежат прямые инвестиции, являющиеся сегодня инструментом международных торговых отношений;

2) связанные кредиты, при которых условием займа является расходование его части на приобретение товаров страны-кредитора (например, торговля Франции и Мексики);

3) бартерный обмен во внешней торговле (поставки французской военной техники в развивающиеся страны, поставки военной техники США в Таиланд);

4) подкуп чиновников страны-импортера (американская монополия «Локхид» использовала взятки и подкуп во многих странах, в результате чего получала выгодные контракты на продажу авиатехники; продажа компанией «Боинг» реактивных пассажирских самолетов в Пакистан и Индию и др.), разновидностью взятки является

предоставление высокооплачиваемой должности в филиале компании чиновнику или его родственникам;

5) скупка государственных предприятий, продаваемых «с молотка» из-за финансовых затруднений, приобретение доли участия в их акционерном капитале, затем увеличение доли; создание с госсектором предприятий по разработке сырьевых ресурсов и заключение различных подрядных соглашений (контрактов на услуги, контрактов риска и др.);

6) прямое политическое, военное, идеологическое вмешательство: оказание силового давления на развивающиеся страны, втягивание их в междоусобные конфликты, подогревание очагов напряженности в Азии, Африке и Латинской Америке, свержение неугодных политических режимов;

7) государственные гарантии и механизмы страхования экспортеров капитала, обеспечиваемые правительством страны происхождения [15, с. 42-51].

Обменные и структурные методы перераспределения богатства тесно взаимосвязаны. Так, экономический спад 1990-х гг., вызванный либеральной экономической политикой России, высвободил «невостребованные» национальной экономикой ресурсы и «вытолкнул» их вовне. Это создало предпосылки для ухудшения условий торговли, в том числе и из-за неоправданной конкуренции между отечественными производителями. Другой пример: рынок ресурсов, за исключением наиболее дефицитных, - это, как правило, рынок покупателя, следовательно, специализация на сырье сама по себе является предпосылкой концентрации рыночной власти у покупателя и снижения величины выигрыша производителя при обмене.

Методы перераспределения национальных богатств можно классифицировать по формам международных экономических отношений: через внешнеторговые операции, международный кредит, прямые иностранные инвестиции, научно-техническое сотрудничество и др.

Перераспределение национальных богатств в процессе международной торговли имеет ряд аспектов, подробно рассмотренных автором ранее [11, с. 47-58]: перелив потенциальной добавленной стоимости, потери в результате межвременной торговли, неблагоприятной динамики условий торговли и искажения валютного курса. Кроме

того, внешнеторговые операции используются при вывозе капитала.

Вывоз предпринимательского и ссудного капитала в конечном итоге обусловливает претензии страны-экспортера на часть прибыли, на определенную долю вновь создаваемых в стране - импортере капитала материальных благ или их эквивалента в виде мировых денег. Выигрыш страны, принимающей инвестиции, неоднозначен и зависит от того, на какие цели направляются полученные средства. Если на них приобретаются современное оборудование, новые технологии, которые позволяют выпускать конкурентоспособную продукцию, расширять объемы производства, вовлекать в процесс производства незанятую рабочую силу, страна, принимающая инвестиции, выиграет. Если же инвестиции будут представлять собой простую смену собственника, причем техническое состояние предприятия и уровень используемых технологий не изменятся, принимающая страна может выиграть в том случае, если прежний владелец капитала вложит его в другое производство. Если же капитал будет «проеден» (конвертирован в предметы личного потребления) либо вывезен за рубеж, потенциал генерирования богатства страны сократится, ведь часть добавленной стоимости, генерируемой данным предприятием, в силу принадлежности иностранному инвестору не будет присовокупляться к национальному богатству страны. Распространена также практика избавления от конкурентов путем покупки конкурирующего предприятия, которое затем закрывается.

Важным средством международного перераспределения богатства является международный кредит. При международном кредитовании в страну поступают мировые деньги, которые возвращаются к кредитору с процентом, представляющим собой часть вновь созданной добавленной стоимости. Выплата процентов осуществляется регулярно до полной уплаты основной суммы, при этом совокупная сумма уплаченных процентов может в несколько раз превышать сумму основного долга. Опасность заключается в риске невозможности выплаты основной суммы. В этом случае из внутреннего оборота страны-заемщика постоянно будут изыматься созданные ею ценности, необходимые для ее собственного развития, что снизит темпы ее экономического, социального и научно-технического развития и увеличит ее отставание от стран авангарда.

Этот тезис подтверждается современной международной практикой. За период 1980-2001 гг. долг стран третьего мира возрос в 3,7 раза (см. таблицу), а сумма выплат по кредиту за 1980-1999 гг. в семь раз превысила сумму долга в 1980 г. Размер помощи государственному развитию недостаточен для того, чтобы свести на нет негативные последствия выплаты долга. В 2000 г. он составлял не более 50 млрд долл., в семь раз меньше расходов третьего мира на погашение долга. За период 1992-2000 гг. помощь государственному развитию сократилась на 33 % вопреки публичным обещаниям развитых государств в Рио-де-Жанейро в 1992 г. [5, с. 188-189].

Характерным явлением в 1990-е гг. стало превышение платежей развивающихся стран по старым долгам над поступлением в эти государства финансовых ресурсов (см. таблицу). В 1994 г. сумма их текущих заимствований, достигшая 167,8 млрд долл., впервые оказалась меньше выплаченных по кредитам процентов. Страны авангарда получили чистый финансовый трансферт на сумму более 1,7 млрд долл., хотя в действительности эта сумма намного больше, так как условия зависимости, в которые поставлены бедные страны, позволяют «играть на ценах и диктовать направления использования кредитов» [8, с. 546].

Значительные средства, направляемые развивающимися странами на погашение долга, изымаются из бюджета за счет урезания социальных расходов и государственных инвестиций (в жилищное строительство, инфраструктуру) и означают упущенные возможности экономического роста и развития. Так, в Мексике в 2001 г. 30 % государственного бюджета шло на погашение внешнего долга [23, с. 208]. В бюджете РФ на 2003 г. около 40 % рас-

ходов предназначалось на выплату внешних долгов

Долг и его погашение странами третьего мира за 1980-2001 гг., млрд долл.

Регион Долг в 1980 г. Долг в 2001 г. Погашение долга за период 1980-1999 гг.

Латинская Америка 257 787 1 722

Южная Азия 38 159 232

Восточная Азия 89 604 1 092

Африка (р-н Сахары) 61 209 241

Северная Африка и Средний Восток 84 197 461

Всего... 529 1 956 3 748

Источник: World Bank: Global Development Finance 2001 and 2002.

иностранным кредиторам. При этом не выполнялись нормы социальных законов, были занижены размеры заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, стипендий, недофинансировалась наука, не восстанавливались сбережения вкладчиков Сбербанка России [4].

На погашение внешнего долга странами третьего мира ежегодно тратится порядка 200 млн долл. -в 2,5 раза больше, чем необходимо для удовлетворения основных человеческих потребностей, определенных в рамках Программы развития ООН. По оценкам С. Амина и Ф. Утара, если бы внешний долг третьего мира был бы полностью списан для кредиторов, то они потеряли бы 5 % своих прибылей; а если бы население развивающихся стран полностью освободили от бремени долга, высвобожденные средства были бы для него существенными и могли бы использоваться для улучшения системы образования, здравоохранения, а также для создания новых рабочих мест [5, с. 188].

В развивающихся странах с высокой нормой прироста населения огромная безработица «выталкивает» молодежь и людей среднего возраста в развитые регионы мира, где ощущается дефицит рабочей силы в непрестижных отраслях производства и сфере услуг. К началу XXI в. общее число международных мигрантов во всем мире превысило 150 млн человек, что составляет около 2,5 % населения Земли [24].

Однако в отношении миграции современный мир гораздо менее глобализирован, чем сто лет назад. Международные миграционные потоки накануне Первой мировой войны составляли около 2 млн чел. ежегодно. Они были не менее масштабными в абсолютном выражении и примерно в четыре раза интенсивнее в процентах к численности населения Земли, чем сегодня. Если в XIX в. население США за счет иммиграции увеличивалось ежегодно на 1 %, то в 1990-е гг. - только на 0,3 %. При этом транспортные издержки миграции сократились до минимума, а ставки заработной платы к началу XXI в. различались на два порядка (в 2000 г. 32 долл в час в Германии и 0,25 долл в час в Индии) [14, с. 57]. Таким образом, стимулы к международной миграции значительно возросли. Ее адекватного увеличения не произошло только потому, что страны авангарда значительно ужесточили миграционный контроль. Их миграционная политика формируется на основе сопоставления выгод, получаемых от иммиграции квалифицированных специалистов

(«утечка» мозгов из развивающихся стран), и потерь, возникающих из-за необходимости делиться с вновь прибывающими мигрантами общественными благами и социальными трансфертами.

Для страны - экспортера рабочей силы опасна безвозвратная миграция, в особенности «утечка мозгов», которая осуществляется из стран с переходной экономикой и развивающихся государств в страны авангарда. По статистике, 67 % иммигрантов в США и 88 % иммигрантов в страны ОЭСР имеют, по крайней мере, среднее образование и в целом гораздо более образованны, чем остальное население стран, из которых они уехали [16]. С другой стороны, возвратная миграция, обмен опытом будут способствовать повышению качества человеческого капитала. В контексте влияния на национальное богатство важно и то, что эмиграция связана с вывозом капитала. В Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах существуют программы «бизнес-эмиграции», которые увязывают предоставление гражданства иностранцам с вкладом в экономику страны фиксированной и довольно значительной суммы капитала.

Академические системы центра активно привлекают студентов и ученых развивающегося мира, в то время как периферийные страны оказываются в проигрышном положении на глобальном академическом рынке труда. Большая часть иностранных студентов оплачивают свою учебу, при этом, часто не имея разрешения на работу или имея значительные ограничения по количеству рабочего времени. Это приносит существенный доход принимающей стране и обеспечивает отток капитала из экономики периферийных стран. Согласно оценкам, деньги, потраченные за границей студентами из некоторых развивающихся стран, превышают сумму поступающей туда иностранной помощи [1, с. 45]. При этом далеко не все студенты после окончания обучения возвращаются на родину. Так, приблизительно 80 % студентов из Китая и Индии, которые посылают больше всего студентов в США, остаются здесь после получения степени; здесь же они начинают работать [1, с. 44].

Сегодня на всех уровнях образования поток талантливых преподавателей в значительной степени сориентирован с Юга на Север. Хотя надежной статистики нет, по оценкам, численность визитирующих преподавателей в мире составляет ныне примерно 200 тыс. чел. [1, с. 45]. Международное перемещение академического таланта с Юга на

Север становится все устойчивей. Основными факторами миграции являются: более высокая оплата труда, лучшие условия труда, возможность работать в мировых научных и образовательных центрах, доступ к современному оборудованию, ограничения академической свободы во многих из развивающихся стран, фаворитизм, коррупция в практике академических назначений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Миграция умов существенно «обескровливает» академические системы менее развитых стран. Большая часть уехавших ученых уже не возвращается, поддерживая незначительные или даже нулевые академические связи со своими странами. Так, большинство держателей докторских степеней из Эфиопии работают за пределами своей страны; 30 % высокообразованных жителей Ганы и Сьерра-Леоне живут и работают за границей [20, с. 24]. Такого рода явление уже стало обычным для многих африканских стран. Миграция академического таланта разными способами поддерживается странами авангарда. Проводимая ими миграционная политика в некоторых случаях призвана поощрить такую миграцию. Тем самым, развивающийся мир помогает центру поддерживать его лидерство в науке и обучении.

Перечисленные методы используются взаимосвязанно, взаимно влияют, усиливают действие друг друга и образуют в совокупности механизм перераспределения национальных богатств. Добавленная стоимость, полученная в результате трансферта от страны-донора, направляется в фонд накопления (формирование конкурентных преимуществ, создание инфраструктуры) и фонд потребления (поддержание высокого уровня и качества жизни населения). Дефицит финансового капитала в стране-доноре и его относительный избыток в стране-рецепиенте стимулируют кредитование донора реципиентом, в результате которого сумма кредита возвращается кредитору с процентами. Разница в уровне и качестве жизни стимулирует процессы миграции квалифицированных кадров, бизнес-миграции и «бегства» капитала, что еще более «обескровливает» финансовый и человеческий потенциал страны-донора. Таким образом, процесс перераспределения национальных богатств является самовоспроизводящимся, в его ходе усиливается «разность потенциалов» между донором и реципиентом, диспаритет в экономической, социальной, научно-технической, военной сферах, выступающий предпосылкой неэквивалентного обмена (рис. 2).

Рассмотрение методов перераспределения национальных богатств позволило определить основные институты, обслуживающие данный процесс:

- экономические институты (рынок, корпорации, биржи, конкуренция, монополия, международная торговля, международный кредит, резервная валюта, трансфертные цены, либеральный режим внешней торговли, дерегулирование рынка капитала и др.);

- политические институты (государство, правительство, международные организации, неправительственные организации и др.);

- информационно-культурные институты (СМИ, кредитно-рейтинговые агентства, ведущие мировые университеты и др.).

Источниками средств при осуществлении процесса перераспределения национальных богатств выступают средства ТНК (направляемые в том числе на финансирование неправительственных организаций, грантов), бюджеты стран авангарда, их интеграционных объединений и международных экономических организаций.

Мониторинг, осуществляемый субъектами перераспределения национальных богатств, как представляется, включает в себя отслеживание ситуации на мировых рынках (и прежде всего цен на важнейшие экспортные и импортные товары), а также основных экономических показателей, экономической политики и политической ситуации в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Если отлаженная схема перераспределения национальных богатств дает «сбой», включается процесс коррекции: слаженные действия субъектов перераспределения богатства в форме, как правило, открытого или скрытого политического давления. Так, например, после того, как рост цен на нефть в 2000 г. привел к повышению цен на продукты для конечных потребителей - бензин и топочный мазут - выяснилось, что, например, в Германии в составе цены бензина, которую до этого момента платили потребители, около 70 % приходится на налоги, и лишь 30 % - на стоимость самого продукта. Эти «бензиновые» (или «экологические») налоги шли в основном на финансирование германской пенсионной сферы. Сохранить прежний уровень цен на топливо можно было бы, снизив размер налога, что правительства европейских стран делать отказались, предпочтя оказать скрытое и открытое политическое давление на страны - поставщиков сырья, в первую очередь на страны ОПЕК. К этому

ДОНОР

дефицит добавленной стоимости:

Недофинансирование фонда накопления и фонда потребления

иг

дефицит финансового капитала

дефицит высоко-квали-фициро-ванной рабочей силы

Потенциальная добавленная стоимость (структурные методы, направленные на закрепление сырьевой специализации)

л л

Фактическая добавленная стоимость (обменные методы, рыночный механизм: занижение валютного курса относительно ППС из-за низкой диверсификации экспорта, низкая норма прибыли в цене экспортируемых товаров и высокая -в цене импортируемых)

Закрепление неравенства

Потребность в кредитовании

Сумма кредита; прямые инвестиции ТНК _N^

Проценты за кредит, сумма основного долга; монополистическая прибыль ТНК_

Создание стимулов к миграции

капитала и рабочей силы г {

Высококвалифицированная рабочая сила (человеческий капитал), финансовый капитал («бегство» капитала), ценности, ввозимые мигрантами

РЕЦИПИЕНТ

добавленная стоимость, полученная в результате трансферта

Фонд накопления:

- формирование и поддержание конкурентных преимуществ; - развитая инфраструктура; - незагрязненная окружающая среда и др.

Фонд потребления:

- высокий уровень и качество

жизни;

- социальные гарантии

и др.

человеческий капитал, финансовый капитал, ценности, полученные в результате трансферта

Рис. 2. Механизм межстранового перераспределения элементов национального богатства

процессу были подключены Всемирная торговая организация, Мировой банк и Международный валютный фонд.

Механизм межстранового перераспределения богатства непрерывно эволюционирует, отражая прогресс в развитии науки, техники и технологии, трансформацию экономических и политических систем государств, эволюцию международных экономических и политических отношений. Современными инструментами перераспределения богатства от периферии к центру являются межвременная торговля, трансфертные цены, монополизм ТНК, «связанные» кредиты международных экономических организаций и т. д. Все эти инструменты

используются комплексно и дополняют друг друга. При затруднениях перераспределения богатства экономическими методами продолжают активно использоваться трансформированные военно-политические методы. Предпосылкой перераспределения богатства является исходное неравенство экономического, военного, научно-технического потенциала государств.

Список литературы

1. Альтбах Филип Г. Глобализация и университет: мифы и реалии в мире неравенства // Alma mater: Вестник высшей школы. 2004. № 10. С.39-46.

2. Арин О. Методологические проблемы социального познания. URL: http://www. dynacon. ru/content/articles/345.

3. Василенко И. Главный замысел Пентагона: модель «управляемого хаоса». URL: http://www. russia-today. ru/2003/no_07/7_topic_3.htm.

4. Глазьев С. Куда исчезают деньги? URL: http://www. specnaz. ru/hozyaistvo/138.

5. Глобализация сопротивления: борьба в мире / под ред. и с пред. А. В. Бузгалина. М.: Едиториал УРСС, 2004.

6. ДелягинМ. Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2003.

7. Жуков С. В., Эльянов А. Я. Развивающиеся страны: асимметрии глобализации // Восток. 2006. № 6. С. 64-82.

8. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества: науч. издание. М.: Изд-ва «Academia» -«Наука», 1998.

9. Карамышев Е. Колониализм. Ч. III. Методы грабежей. URL: http://www.duel.ru/200318/718_4_1.

10. Кочетов Э. Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. М.: Норма, 2006.

11. Леденёва М. В. Сырьевая внешнеторговая специализация России: расчет потерь добавленной стоимости // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 23. С. 47-58.

12. «Ресурсный империализм» и право силы // Российская Федерация сегодня. 2008. № 6. С. 60-61.

13. Полтерович Е. М. Трансплантация экономических институтов. URL: http://www. r-reforms. ru/polt. htm.

14. Полтерович В., Попов В. Эволюционная теория экономической политики. Ч. II. Необходи-

мость своевременного переключения // Вопросы экономики. 2006. № 8. С. 46-64.

15. Фишер Г. Глобализация мирохозяйственных связей: сущность, направления, перспективы. М., 2000.

16. Adams R. International Migration, Remittances and the Brain Drain: A Study of 24 Labor-Exporting Countries: World Bank Policy Research Working Paper 3069. June 2003.

17. Kapur D. The IMF: A Cure or a Curse? // Foreign Policy. Summer 1998.

18. Lipke J. Ungleiche Arbeitsteilung und Entwicklung im Weltsystem: Quantifizierung von ungleichem Tausch in monetärer und ökologischen Dimension. / Jürgen Lipke. Berlin: Wissenschaftlicher Verlag Berlin, 2010.

19. Massarat Mohssen. Nachhaltigkeit durch Kosteninternalisierung. / Thiel, Reinhold E.(Hrsg.) Neue Ansätze zur Entwicklungspolitik. Deutsche Stiftung für international Entwicklung (DSE). Informationszentrum Entwicklungspolitik (IZEP). 2 Aufl. Bonn: DSE, IZEP, 2001.

20. Outward Bound, 2002.

21. Przeworski A., Vreeland J. R. The effect of IMF programs on economic growth // Journal of development Economics. 2000. Vol. 62.

22. Rice James. Ecological Unequal Exchange: Consumption, Equity and Unsustainable Structural Relationship within the Global Economy // International Journal of Comparative Sociology 48 (1).

23. The Government primer informe de ejecucion, 2001. P. 208. URL: http://pnd. presidencia. gob. mx/ pnd/pdf/2001_ie-pnd_203-210.pdf.

24. Workers without frontiers. URL: http://www. bbc. co. uk/worldservice.

11-12 сентября 2012 г. в Москве компания «АСЭРГРУПП» при поддержке Минэкономразвития России, Минфина России, Комитета по кадастру и налогообложению недвижимости Общероссийской общественной организации («Деловая Россия»), НП «Кадастр-оценка», а также ряда отраслевых агентств проводит

всероссийский конгресс

Налоги: правовое регулирование 2012

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефону (495) 988-61-15 либо E-mail: info@asergroup.ru, а также на сайт компании.

www.asergroup.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.