ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССАХ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
БЕГИЕВА А.Ш.,
кандидат экономических наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,
e-mail: [email protected];
ДЗАКОЕВА Н.З.,
ассистент кафедры менеджмента, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,
e-mail: [email protected];
ДЗАКОЕВ З.Л.,
кандидат экономических наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,
В работе раскрыто содержание механизма оценки регулирующего воздействия в процессах принятия управленческих решений по поддержке инвестиционных проектов в предпринимательском секторе экономики Республики Северная Осетия-Алания. Дано понятие оценки регулирующего воздействия в процессах принятия управленческих решений, обоснована актуальность его применения, определен алгоритм создания, состав и взаимосвязи механизма оценки регулирующего воздействия в процессах принятия управленческих решений. Формирование и применение механизма ОРВ требует определенных затрат, что предполагает расчет его влияния на эффективность и совершенствование процессов в части подготовки и принятия управленческих решений по осуществлению проектов. В этой связи в статье предложено использовать ряд показателей с задействованием соответствующих формул.
Ключевые слова: оценка; регулирующее воздействие; механизм; управленческие решения; инвестиционные проекты; Республика Северная Осетия-Алания.
MECHANISM REGULATORY IMPACT ASSESSMENT IN THE MANAGERIAL DECISION MAKING PROCESS
BEGIEVA A.SH.,
PhD, Associate Professor,
The North Ossetian state university named after Khetagurov K.L., Vladikavkaz,
e-mail: [email protected];
DZAKOEVA N.C.,
Assistant Professor of the department of Management,
The North Ossetian state university named after Khetagurov K.L., Vladikavkaz,
e-mail: [email protected],
DZAKOEV Z.L.,
PhD, Associate Professor,
The North Ossetian state university named after Khetagurov K.L., Vladikavkaz,
e-mail: [email protected]
© А.Ш. Бегиева, Н.З. Дзакоева, З.Л. Дзакоев, 2013
The paper reveals the content of the regulatory impact assessment mechanism for making management decisions to support investment projects in the business sector of the economy of the Republic of North Ossetia-Alania. A concept of regulatory impact assessment processes in management decisions, the urgency of its application, defined algorithm creation, composition and the relationship of the mechanism of regulatory impact assessment in decision-making. Formation and use of ODS mechanism requires certain costs, which involves the calculation of its impact on the efficiency and process improvement in terms of training and management decisions for the implementation of projects. In this regard, the article proposed to use a series of indicators using appropriate formulas.
Keywords: assessment; regulatory impact; mechanism; management decisions; investment projects; the Republic of North Ossetia-Alania.
JEL classification: M1, R11.
Метод оценки регулирующего воздействия (ОРВ) для повышения эффективности управления социальноэкономическими системами получил широкое применение в развитых странах мира и в России (Шредер, 2011).
Под регулирующим воздействием понимается «набор определенных средств, методик, способов, процедур, которые позволяют государственным и региональным органам управления выработать эффективную политику, адекватную поставленным целям социально-экономического развития» (A comparative analysis, 2004).
ОРВ в нашей стране был введен как «метод анализа и повышения обоснованности законодательных актов на этапе их подготовки с целью выявления положений, создающих опасность образования избыточных административных ограничений деятельности предпринимателей, или повышения затрат у них, а также повышения расходов в бюджетах всех уровней» (Постановление Правительства РФ, 2010).
В процессе ОРВ изучаются последствия и риски, связанные с введением нового правового акта, выявляются причинно-следственные связи между показателями до и после введения механизма регулирования, возможный результат от нового управленческого решения соотносится с затратами хозяйствующего субъекта, а также с затратами предпринимателей и потребителей.
Области действия ОРВ весьма ограничены и включают управленческие решения, регулирующие отношения: при осуществлении государственного контроля; при определении требований к продукции; в области проектирования производства и строительства; в обеспечении безопасности производства и т. д.
Между тем, накопленный опыт применения ОРВ в регионах России и других странах показал наличие положительного результата, что позволяет использовать возможности метода для решения проблем управления экономическими системами и хозяйствующими субъектами (Дзакоев, Джабиев, Кочиева, 2012).
Проблему применения оценки регулирующего воздействия актуализируют два обстоятельства: во-первых, недостаточная разработанность комплексного теоретико-методического содержания ОРВ и практических инструментов ее реализации; во-вторых, востребованность в обоснованной оценке с учетом все растущей конкуренции. В этой связи в Республике Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) проведен эксперимент по использованию метода оценки регулирующего воздействия в процессах принятия решений по поддержке инвестиционных предпринимательских проектов, разработан соответствующий механизм его применения. Механизм оценки регулирующего воздействия в процессах принятия решений по поддержке инвестиционных проектов представлен на рис. 1.
Алгоритм создания механизма ОРВ содержит следующие основные этапы: описание и количественную оценку проблемы; обоснование и формулирование целей регулирования; анализ вариантов достижения поставленных целей; формирование организационных структур; выявление выгод, издержек и рисков использования каждого варианта принятия решения по проектам; консультации с заинтересованными сторонами; отбор рекомендуемого варианта проекта; реализацию выбранного проекта и мониторинг процессов его реализации.
Механизм ОРВ предполагает соизмерение издержек и выгод от принятия нормативных актов и управленческих решений, прогнозирование их экономических и социальных последствий, влияние на финансы, деловой климат и конкретные целевые социальные группы в республике. Кроме того, применение ОРВ имеет целью повышение эффективности и совершенствование процессов управления в хозяйствующих субъектах республики на этапах подготовки и принятия управленческих решений.
Механизм включает ряд подразделений в органах управления хозяйствующим субъектом, отвечающих за осуществление проектов и проведение оценки; а также головной орган, осуществляющий координационную, контролирующую функции и консультирование по вопросам использования ОРВ (например, комиссию ОРВ).
Уполномоченным органом на проведение экспертизы отчетов по ОРВ и проектов нормативно-правовых актов (НПА), разрабатываемых группой специалистов, является Комиссия по принятию решений по проектам, создаваемая в рамках системы управления и обеспечивающая независимость процедуры оценки от влияния заинтересованных лиц.
При подготовке проекта НПА в комплекте сопроводительных документов одновременно представляется отчет независимых экспертов об ОРВ в Комиссию по принятию решений по проектам. По итогам проведения экспертизы заключения на проект НПА и отчета об ОРВ принимается соответствующее решение о его одобрении, доработке или отклонении.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
62
А.Ш. БЕГИЕВА, Н.З. ДЗАКОЕВА, З.Л. ДЗАКОЕВ
Рис. 1. Механизм оценки регулирующего воздействия в процессах принятия решений по поддержке инвестиционных проектов
В случае возникновения разногласий между сторонами, проект НПА выносится на рассмотрение руководящих органов хозяйствующего субъекта, который принимает решение либо о признании нецелесообразности принятия проекта НПА, либо о внесении в него соответствующих изменений.
Формирование и применение механизма ОРВ требует определенных затрат, что предполагает расчет его влияния на эффективность и совершенствование процессов в части подготовки и принятия регулирующих решений по осуществлению проектов. В этой связи целесообразно использовать ряд показателей.
1. Срок окупаемости капитальных затрат - это период, в течение которого дополнительные вложения в применение механизма ОРВ окупаются благодаря определенной величине прироста экономических результатов. Срок окупаемости механизма ОРМ Т определяется по формуле:
^ = ( К - К):( 3 - 32),
где К и К2 - инвестиции по сравниваемым вариантам (без применения механизма и с его использованием); 3 и 32 - издержки в год, соответственно по вариантам.
Можно также использовать следующую формулу:
Т = 3 / э ,
орв орв
где Т - срок окупаемости, Эорв - экономический эффект от применения механизма ОРВ; 3орв - затраты на содержание механизма ОРВ. Если в качестве основных затрат выступает, например, информация, то ее стоимость может быть определена как:
3 = С + С + С + С + Ся
орв и о к тм д
где Си - стоимость информации (методик, технологии, патенты и т. д.); Со - стоимость оборудования; Ск -
стоимость комплектации (приспособления, приборы и т.п.); С - стоимость транспортировки и монтажа; Сд -
стоимость дополнительных затрат, связанных с обеспечением функционирования механизма ОРВ.
2. Коэффициент эффективности затрат на содержание механизма ОРВ может быть исчислен по формуле:
кэ = э / 3
орв орв орв
где к - коэффициент эффективности затрат на содержание механизма ОРВ; 3ор - затраты на содержание механизма ОРВ; Эорв - экономический эффект от применения механизма ОРВ.
3. Если учесть, что затраты на содержание механизма ОРВ окупаются дополнительной прибылью, то эффект (эор ) может быть рассчитан:
в виде разницы цен:
Эорв = ( Ц1 - Ц0 ) ' Орп ,
где Ц и Ц - цена новая (после внедрения механизма ОРВ) и прежняя цена продукции; Орп - объем реализации продукции;
как разница в издержках производства до и после внедрения механизма ОРВ:
Эорв = ( С0 - С1) ' Орп -
где С0 , С - себестоимость единицы товара до и после внедрения механизма ОРВ; Орп - объем реализации продукции;
в виде роста объема продаж продукции (работ, услуг):
Эи = ( Ор1 - Оро) ' Цр,
где Ора, Орх - объем реализации до и после внедрения механизма ОРВ; Цр - цена реализации единицы продукции.
4. При выборе варианта внедрения механизма ОРВ можно использовать приведенные затраты:
С + Ед ' К ^ тт,
где С - себестоимость годового выпуска продукции; К - капитальные вложения на внедрение механизма ОРВ; Ед - коэффициент доходности (минимально допустимая отдача с каждого рубля вложений).
В условиях нестабильной экономики в процессе оценки регулирующего воздействия следует учитывать влияние факторов риска. Значение неопределенности и риска имеет особое значение в области принятия управленческих решений в ходе функционирования предприятий и организаций. Потенциальное стремление субъектов хозяйствования к стабильному и устойчивому развитию вполне понятно, однако в реальности они сталкиваются с высоким динамизмом внешней среды, непредсказуемостью реакции своих партнеров и конкурентов, сложным поведением своих сотрудников, интересами государства и другими факторами, которые влияют на результаты деятельности хозяйствующего субъекта, делая их вероятностными.
Совокупность факторов риска понимается как «ситуация риска», которая характеризует сочетание обстоятельств и условий, создающих благоприятную или невыгодную обстановку для данного вида экономической или управленческой деятельности. В случае, если сложилась ситуация риска, имеется возможность как количественно, так и качественно вычислять и определять степень вероятности варианта наступления событий, что отражается в следующих условиях: наличие (существование) неопределенности; возможность (или необходимость) выбора альтернативы из определенного числа вариантов; возможность определить вероятность реализации рассматриваемых альтернатив.
Принято считать, что ситуация, содержащая в себе риск, качественно отличается от ситуации с неопределенностью. Ведь в ситуации с неопределенностью сама вероятность достижения результатов управленческих решений или каких-либо других событий является неустанавливаемой (неопределенной). Поэтому, ситуация риска считается разновидностью ситуации неопределенности, в ней наступление событий носит вероятностный характер, т. е. может быть исчислено и определено.
Оценка эффективности регулирующих воздействий должна проводиться комплексно, с учетом всех обстоятельств их реализации, в том числе и факторов риска. В этой связи реальная величина эффективности (КЭорв) в момент времени t требует учета фактора влияния риска - вероятности его наступления и силы влияния. В каждый следующий момент времени (1+1) значение фактора риска может измениться, а, следовательно, и вероятность достижения результата эффективности также станет другой. При этом не является постулатом, что соотношение составляющих элементов эффективности будет изменяться между собой строго пропорционально: факторы изменчивой ситуации могут разнонаправленно и непредсказуемо влиять на эти элементы. Поэтому более точно коэффициент эффективности механизма ОРВ (КЭорв) можно представить в следующей форме:
Р‘ '
а ор в ор
орв 3
где Рорв - результат функционирования механизма ОРВ; Зорв - затраты на поддержание функционирования механизма ОРВ; g - вероятность достижения необходимого результата в условиях риска; s - вероятность обеспечения необходимого уровня затрат в условиях риска.
Таким образом, приведенные выше показатели и формулы помогают рассчитать экономическую эффективность применения механизма ОРВ, его влияния на совершенствование процессов в части подготовки и принятия регулирующих решений по осуществлению проектов.
ЛИТЕРАТУРА
Дзакоев З.Л., Джабиев В.В., Кочиева Ж.Г. (2013). Оценка регулирующего воздействия реализации инвестиционных проектов в Республике Южная Осетия // Вестник СОГУ, № 1.
Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. № 336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Шредер П. (2011). Принципиальные положения общей реформы местного самоуправления в Федеративной Республике Германия. Сайт «Чиновник». Доступно на: http://chinovmk.uapa.ru/modern/ article.php?id=241.
A comparative analysis of regulatory impact assessment in ten EU countries. Dublin, 2004. Доступно на: http:// ru.wikipedia.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ fowl 11 № 3 HacTb 3
64
A.m. BEn/EBA, H.3. A3AKOEBA, 3.A. A3AKOEB
REFERENCES
A comparative analysis of regulatory impact assessment in ten EU countries. Dublin, 2004. Available at: http:// ru.wikipedia.
DzakoevZ.L., Dzhabiev V.V., Kochieva J.G. (2013). Regulatory Impact Assessment implementation of investment projects in the Republic of South Ossetia. Herald SOGU, № 1. (In Russian.)
Government Decree of May 15, 2010. № 336 "On Amendments to Certain Acts of the Russian Federation". (In Russian.)
Schroeder P. (2011). The principal provisions of the general reform of local government in the Federal Republic of Germany. Poster "official". Available at: http://chinovnik.uapa.ru/modern/ article.php? id = 241. (In Russian.)