Научная статья на тему 'Механизм особых экономических зон как средство реализации региональных инвестиционных проектов в туризме'

Механизм особых экономических зон как средство реализации региональных инвестиционных проектов в туризме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА (ОЭЗ) / РАЗВИТИЕ / ИЗМЕРЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО / ЭФФЕКТ ЛОКАЛЬНЫЙ / БЮДЖЕТ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татаринов А.А., Герун Д.В.

В статье рассмотрены вопросы количественной оценки влияния проектов создания особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа на экономики регионов Российской Федерации. Приводятся результаты прогнозных расчетов влияния создания пяти планируемых ОЭЗ туристско-рекреационного типа на основные региональные показатели выпуск, валовой региональный продукт, занятость. Анализируется локальный, региональный и бюджетный эффекты реализации проектов ОЭЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм особых экономических зон как средство реализации региональных инвестиционных проектов в туризме»

27 (120) - 2009

Инновации и инвестиции

МЕХАНИЗМ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ТУРИЗМЕ

A.A. ТАТАРИНОВ, доктор экономических наук, профессор Сочинский государственный университет туризма и курортногодела

Д.В. ГЕРУН, аспирант

Сочинский научно-исследовательский центр Российской академии наук

В статье рассмотрены вопросы количественной оценки влияния проектов создания особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа на экономики регионов Российской Федерации. Приводятся результаты прогнозных расчетов влияния создания пяти планируемых ОЭЗ туристско-рекреационного типа на основные региональные показатели - выпуск, валовой региональный продукт, занятость. Анализируется локальный, региональный и бюджетный эффекты реализации проектов ОЭЗ.

Ключевые слова: особая экономическая зона (ОЭЗ); развитие; эффект локальный;регион; бюджет.

Социально-экономическое развитие регионов во всем мире все более тесно связывается с развитием туризма. Туризм стал реальным фактором экономического роста не только регионов рекреационно-туристской специализации, но и многопрофильныхрегионов [1].

Этот процесс активно протекает в нашей стране. Внутренний туристский поток в России в 2008 г. достиг 30,3 млн чел., по сравнению с 2007 г. его рост составил 6 %. Несмотря на финансовый кризис, на фоне предполагаемого снижения числа туристских поездок россиян за рубеж на уровне 20 %—22 % [2] предполагается увеличение объема внутреннего туризма в России на уровне 4—5 %, в том числе и за счет прогнозируемого сокращения выездного

туризма [3]. К 2015 г. предполагается довести число иностранных туристов до 32 млн, а количество россиян, путешествующих внутри страны, с 29 до 46 млн чел. Для достижения намеченных рубежей к 2015 г. на развитие туризма планируется выделить 3 трлн руб. [4].

Решение этих задач предусматривает развитие существующей и создание новой индустрии туризма в России. При размещении вновь возводимых туристических комплексов должны учитываться как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения — наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью [2].

Эффективным средством ускоренного создания новой туристской индустрии является механизм особых экономических зон туристско-рекреационного типа, способствующих развитию благоприятного инвестиционного климата в регионах, активному привлечению инвестиций, росту экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств.

Особые экономические зоны — не новое явление в мировой практике. В 120 странах насчитывается свыше трех тысяч различных ОЭЗ с годовым оборотом 600 млрд долл. [5]. В стимулировании

развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов. В частности, льготного кредитования и налогообложения, предоставления государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства, предложения определенного «пакета» льгот и привилегий инвесторам, государственного содействия в продвижении отечественной продукции на внешние рынки, предоставления инвесторам всей необходимой инфраструктуры для производства конкурентоспособных на мировых рынках товаров [6]. Частные инвесторы, имеющие статус резидента ОЭЗ, получают снижение административных барьеров, гарантии своих имущественных прав, особый налоговый режим. Главное, что привлекает частный бизнес в ОЭЗ, — активное участие государства в создании инфраструктуры: государство финансирует строительство дорог, очистных сооружений, водоснабжение, электрификацию и т.д.

В настоящее время сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования ОЭЗ в России. Она включает в себя свыше 50 нормативно-правовых актов, включая Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В целом создана и система управления данным процессом. Минэкономразвития России — главный стратегический орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в данной сфере, а также Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) — главный орган исполнительной власти, непосредственно организующий этуработу [7].

На региональном уровне создание ОЭЗ обеспечивает формирование региональных инновационных кластеров, основная задача которых — стать «полюсами роста» не только региональной экономики, но и отрасли специализации данной ОЭЗ, в целом. В туризме создание этих инновационных центров способствует формированию условий для создания не единичных предприятий, а целых комплексов, связанных между собой объектов по производству услуг для туристов, что позволяет внедрять целостные блоки «новой» экономики в сферу услуг и развивать современную институциональную инфраструктуру.

В феврале 2007 г. Правительством Российской Федерации было принято решение о создании семи особых экономических зон туристско-рекреацион-ного типа на территориях Алтайского края, Респуб-

лики Алтай, Республики Бурятия, Краснодарского и Ставропольского краев, Иркутской и Калининградской областей [8]. В том же году консорциумом во главе с фирмой «Роланд Бергер Стрэтеджи Консал-тентс ГмбХ» были проведены работы в рамках проекта «Разработка концепции создания и развития туристско-рекреационных особых экономических зон (ТРЗ) в Российской Федерации».

Исследование проводилось по пяти ОЭЗ ту-ристско-рекреационного типа:

1. Особая экономическая зона в Калининградской области «Куршская коса»; располагается на территории национального парка «Куршская коса» в Зеленоградском районе Калининградской области. Обладает привлекательными, доступными и перспективными для устойчивого развития экотуризма ресурсами. Предполагаемый объем туристского потока — более 60 ООО чел. в год; общее число местразмещения — 1 500.

2. Особая экономическая зона в Краснодарском крае «Новая Анапа»; находится на северо-западной части Благовещенской косы, между тремя крупнейшими лиманами: Витязевским, Кизилташским и Бугазским. Планируется создание лучшего в России черноморского пляжного курорта с сильной спортивной составляющей. Предполагаемый объем туристского потока — около 360 000 чел. в год; общее число местразмещения — 16 000.

3. Особая экономическая зона в Ставропольском крае «Гранд Спа Юца»; располагается на территории Ставропольского края на горе Юца и ее окрестностях, имеет площадь 843 га. Туристско-рекреационный потенциал зоны позволяет развивать экологический, рекреационный, деловой, спортивный, познавательный и другие виды туризма. Предполагаемый объем туристского потока — 160 000 человек в год; общее число мест размещения — 6 000.

4. Особая экономическая зона в Алтайском крае «Бирюзовая Катунь»; располагается на территории Алтайского района Алтайского края на левом берегу реки Катунь и имеет площадь 3 326 га. Планируется развитие следующих видов туризма: лечебно-оздоровительный, экологический, водный, спортивный, конный, спелеотуризм. Предполагаемый объем туристского потока — около 116 000 чел. в год; общее число мест размещения — 3 900.

5. Особая экономическая зона в Республике Алтай «Алтайская долина»; располагается на территории Майминского района Республики Алтай на

правом берегу реки Катунь и имеет площадь 855 га. На участке планируется создание курорта с хорошими возможностями для развития водных видов спорта. Предполагаемый объем туристского потока — более 95 ООО человек в год; общее число мест размещения — 4 200. Все полученные результаты были использованы при подготовке проекта создания указанных туристско-рекреационных зон и послужили основой для проведения последующих расчетов окупаемости туристско-рекреационных зон и принятия решений об их создании.

Создание особых экономических зон турист-ско-рекреационного типа представляет собой крупнейший инвестиционный туристский проект в России и является решением крупномасштабной задачи развития туризма в России на новой организационной и технологической основе. Это способствует развитию современной индустрии туризма в России и существенно влияет на экономический профиль регионов, в которых планируется создавать эти зоны. В связи с этим количественная оценка вклада туризма в экономику субъекта Российской Федерации представляется исключительно важной для обоснования необходимости направления государственных и частных инвестиций в сферу туризма. Особое значение такая оценка приобретает с учетом значительного мультипликативного эффекта туризма, стимулирующего развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения региона.

Для решения указанной задачи в процессе подготовки проекта создания перечисленных выше ОЭЗ туристско-рекреационного типа авторами был предложен и реализован подход к оценке последствий реализации крупных инвестиционных проектов в сфере туризма. При разработке методики ставилась задача оценки последствия крупномасштабных вложений в создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа на основе имеющейся в России информации как национального, так и регионального уровня. Предлагаемый подход основан на сочетании нормативного прогнозирования основных переменных, характеризующих рассматриваемое явление (туристских потоков и туристских расходов), и статической матричной модели влияния [1].

Оценка прогнозных показателей прироста туристского потока в регионах, в которых планируется создание туристских зон, проводилась со стороны предложения. Исходя из полученных значений прогнозной оценки величины туристских расходов (в

расчете на один человеко-день пребывания в ТРЗ и предполагаемой среднегодовой загрузки в 44-63 %), по каждой особой экономической зоне был построен прогноз поступлений от оказания услуг туристам с2010 г. (начало ввода в действие объектов ОЭЗ) до 2017г. (год полного ввода всех мощностей).

Для проведения расчетов по оценке влияния будущего туристского потока на региональные макроэкономические показатели расходы туристов были сгруппированы и обобщены в виде агрегированных статей с целью включения их в модель затраты—выпуск, включая виды деятельности: «Гостиницы и рестораны» (код раздела ОКВЭД — Н), «Оптовая и розничная торговля» (О), «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персо-нальныхуслуг» (О), «Транспорти связь» (I).

Расходы на капитальные вложения были представлены в модели в рамках вида деятельности «Строительство» (Б).

На основе национальных коэффициентов прямых затрат (по показателям межотраслевого баланса РФ за 2004 г.) и данных регионального счета производства соответствующих субъектов РФ были оценены региональные матрицы (затраты-вы-пуск). Региональные межотраслевые модели были построены для Республики Алтай, Алтайского края, Краснодарского края, Ставропольского края и Калининградской области.

На первом этапе расчетов была сделана оценка мультипликативного эффекта влияния процесса и последствий создания ОЭЗ туристско-рекреа-ционного типа на экономики соответствующих субъектов Российской Федерации. Расчеты проводились на основе известной линейной модели Леонтьева [9].

В результате расчетов был оценен эффект мультипликативного воздействия изменения туристских расходов на величину выпуска, отражающий суммарное изменение регионального производства под влиянием роста производства туристских услуг. Аналогичным образом были рассчитаны воздействия изменения туристских расходов на валовой региональный продукт (валовую добавленную стоимость, создаваемую в регионе) и уровень занятости. Также была произведена оценка влияния капитальных вложений на величину выпуска, валовой добавленной стоимости и занятости регионов.

Сводные результаты оценки совокупного прироста основных показателей за период реализации проектов создания особых экономических зон с 2009 по 2017 г. по каждому из рассматриваемых субъектов РФ показаны в табл. 1.

Таблица 1

Совокупный прирост основных показателей за период с 2009 по 2017 г. в субъектах РФ, в сопоставимых ценах 2004 г.

№ Показатель Республи-каАлтай Алтайский край Краснодарский край Ставропольский край Калининградская область

1. Выпуск (млн. рублей), в т. ч.: 61412 76416 274 758 129 762 49198

1.1. за счет прироста туристских расходов 20 407 26 856 147036 77848 25893

1.2. за счет капитальных вложений 41 005 49 560 127722 51914 23305

2. Валовой региональный продукт (млн. рублей), в т. ч.: 35870 35880 136019 63 671 24404

2.1. за счет прироста туристских расходов 11919 12 610 72 790 38198 12844

2.2. за счет капитальных вложений 23 951 23 270 63229 25473 11560

3. Относительный прирост выпуска и ВРП(%) в год полного ввода мощностей: 34,1 2,7 5,6 6,7 4,7

Прирост годового ВРП, вызванный увеличением расходов туристов, в сопоставимых ценах 2004 г. по четырем крупным субъектам Российской Федерации после полного ввода в действие всех объектов ОЭЗ (в 2017г.) существенно различается по регионам (табл. 1). Он колеблется от 2,7% в Алтайском крае до 6,7 % в Ставропольском крае. В Республике Алтай прирост составляет 34,1 %, что объясняется крупными масштабами предлагаемого к реализации проекта относительно стартового уровня экономического развития республики.

Оценка эффекта изменения занятости была осуществлена на основе исходных данных по численности работников и валового выпуска предприятий и организаций отраслей экономики соответствующих субъектов Российской Федерации. На основе этой информации были рассчитаны обратные коэффициенты производительности труда. Данный показатель представляет собой отношение численности работников к валовому выпуску отрасли. Затем была произведена оценка предполагаемой динамики исходных обратных коэффициентов производительности труда. В расчетах на перспективу эти коэффициенты корректировались экспертным путем с учетом роста производительности труда, в том числе за счет внедрения новых технологий.

Количество создаваемых рабочих мест з;

в процессе реализации

В табл. 2 представлены полученные оценки количества создаваемых рабочих мест и относительного роста числа рабочих мест за период реализации проектов создания особых экономических зон по каждому из рассматриваемых субъектов РФ. Количество рабочих мест, созданных за счет капитальных вложений, представляет собой максимальное среднегодовое значение в процессе реализации проектов особых экономических зон.

Таким образом, создание ОЭЗ туристско-рек-реационного типа представляется действенным средством развития как сферы туризма, так и экономики, в целом, каждого участвующего в проекте субъекта Российской Федерации. Стимулирующая роль ОЭЗ состоит в том, что все резиденты особой экономической зоны имеют стартовые конкурентные преимущества на рынке, и это значительно повышает ожидаемую доходность инвестиций при данном уровне риска. Такие условия представляются наиболее благоприятными для инновационного развития экономики регионов.

Расходы нареализацию региональных инвестиционных проектов развития туризма в форме ОЭЗ включают в себя две основные составляющие.

Первая составляющая может быть квалифицирована как расходы на реализацию механизма ОЭЗ. Она включает в себя:

Таблица 2

I период с 2009 по2017г. в субъектах РФ проекта создания ОЭЗ

№ Показатель Республика Алтай Алтайский край Краснодарский край Ставропольский край Калининградская область

1 Количество рабочихмест (тысяч), в том числе: 27,0 37,8 68,8 53,2 16,4

1.1 за счет прироста туристских расходов 10,4 13,8 38,4 30,3 8,2

1.2 за счет капитальных вложений 16,6 24,0 30,4 22,9 8,2

2 Рост числа рабочих мест (%) по отношению к базовому 2008 году, в т. ч.: 32,3 3,4 3,2 4,7 3,8

2.1 за счет прироста туристских расходов 12,5 1,2 1,8 2,7 1,9

2.2 за счет капитальных вложений 19,8 2,2 1,4 2,0 1,9

• широкомасштабные инвестиции в создание инфраструктуры на территориях, отведенных для развития ОЭЗ, финансируемые из бюджетов разных уровней;

• потери потенциальных доходов бюджета в связи с предоставлением налоговых и таможенных льгот.

Обе эти компоненты обеспечивают снижение издержек и значительно повышают скорость окупаемости частных инвестиций в развитие основного производства в ОЭЗ, в данном случае — производства туристских услуг.

В своем анализе мы руководствовались тем, что следует различать прямые издержки создания ОЭЗ (капитальные вложения) и условные (альтернативные) издержки, связанные с недополучением доходов бюджета. Очевидно, оценить непосредственно второй тип издержек можно, только сравнив отдачу от бюджетных вложений в аналогичные проекты на территории, где не действует механизм ОЭЗ, и на территории ОЭЗ. Поскольку эмпирических данных такого рода в нашей стране нет, мы исходили из предположения, что планируемый масштаб обслуживания туристов в ОЭЗ достигается благодаря действию режима особой экономической зоны. Следовательно, без предоставления этих льгот преимущества для инвесторов достигнуты не были бы и объем экономической деятельности был бы ниже.

Вторая составляющая — инвестиции резидентов ОЭЗ на создание предприятий по обслуживанию туристов, функционирующих на коммерческой основе.

Экономический эффект этих расходов создается в ходе функционирования особой экономической зоны. В региональном анализе он может рассматриваться на локальном (в рамках ОЭЗ) и региональном (с учетом регионального мультипликативного эффекта в пределах субъекта Российской Федерации) уровне. Кроме того, представляет интерес анализ соотношения затрат на реализацию механизма ОЭЗ и результатов деятельности этого механизма.

Таким образом, в анализе региональных проектов по созданию особых экономических зон необходимо оценивать как общую региональную эффективность проекта создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа, так и бюджетную эффективность реализации этого проекта.

Локальный эффект создания ОЭЗ был рассчитан как разница между валовой прибылью и смешанными доходами, созданными в пределах зоны

в процессе функционирования предприятий зоны, и общим объемом инвестиций в создание ОЭЗ. Валовая прибыль, которая включает в себя прибыль и потребление основного капитала (амортизацию), является основным источником накопления, а следовательно, компенсации капитальных затрат.

Расчеты показывают, что локальная (прямая) окупаемость инвестиций в трех ОЭЗ европейской части страны происходит на второй и третий годы по их завершении (в 2018 и 2019г.). В двух ОЭЗ, создаваемых в Сибири, положительный локальный эффект возникает только на10и11 годы (в2016и 2027 г.). Это связано со значительной инфраструктурной нагрузкой в этих проектах.

Региональный эффект рассчитывался по аналогии с локальным эффектом, но в качестве результата была взята оценка валовой прибыли, созданной в регионе с учетом мультипликативного эффекта, т. е., в качестве регионального результата принималась вся валовая прибыль, дополнительно произведенная в регионе в результате создания ОЭЗ.

Проведенные расчеты говорят о том, что с точки зрения экономики региона каждый из этих проектов представляется вполне эффективным, поскольку с учетом создаваемого дополнительного регионального выпуска, валовой добавленной стоимости и, соответственно, валовой прибыли они окупаются в очень короткие сроки. Три ОЭЗ европейской части страны начинают давать положительный региональный эффект уже в ходе реализации инвестиционного проекта, а две сибирские ОЭЗ — на следующий год по его завершении.

Для оценки бюджетного эффекта необходимо было сопоставить расходы и доходы бюджетов, возникающие при реализации проекта по созданию ОЭЗ. Итоговая оценка рассчитанного эффекта бюджетных инвестиций и налоговых льгот, предоставляемых резидентам ОЭЗ, представлена в табл. 3.

Необходимо иметь в виду, что приведенный расчет учитывает не только прямые (бюджетные инвестиции), но и косвенные затраты государства на реализацию механизма особой экономической зоны. Таким образом, показатель бюджетного эффекта вместе с показателями локального и регионального эффекта характеризует обоснованность использования этого механизма в каждом конкретном случае.

Из наших расчетов следует, что, несмотря на большой объем льгот, предоставляемых государством резидентам ОЭЗ, и значительное бремя пря-

Таблица 3

Оценка бюджетного эффекта реализации механизма ОЭЗ в субъектах Российской Федерации по уровням бюджетной системы за период 2009 — 2017гг., млн руб.

Все бюджеты В том числе:

Федеральный Региональный и местный

Республика Алтай

1) Дополнительные доходы бюджетов 14 718,4 11 320,9 3 397,5

2) Бюджетные инвестиции 8 557,0 8 112,0 445,0

3) Чистый эффект (1—2) 6 161,4 3 208,9 2 952,5

Алтайский край

1) Дополнительные доходы бюджетов 14 639,2 11 269,5 3 369,9

2) Бюджетные инвестиции 9 025,3 8 556,1 469,2

3) Чистый эффект (1—2) 5 613,9 2 713,4 2 900,7

Краснодарский край

1) Дополнительные доходы бюджетов 58 487,6 46 705,9 11 781,7

2) Бюджетные инвестиции 10911,1 6 020,7 4 890,4

3) Чистый эффект (1—2) 47 576,5 40 685,2 6 891,3

Ставропольский край

1) Дополнительные доходы бюджетов 26 601,0 21 045,6 5 555,4

2) Бюджетные инвестиции 3 060,0 2 540,0 520,0

3) Чистый эффект (1—2) 23 541,0 18 505,6 5 035,4

Калининградская область

1) Дополнительные доходы бюджетов 26 079,9 24 472,3 1 607,7

2) Бюджетные инвестиции 3 281,4 2 734,5 546,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Чистый эффект (1—2) 22 798,5 21 737,8 1 060,8

мых расходов на создание инфраструктуры ОЭЗ, использование этого экономического механизма представляется оправданным во всех рассмотренных зонах, по всем уровням бюджетной системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. СмитС.Л.Дж., Татаринов А. А., Пошнагов С. Л., ТрехлебП. С. Туризм как фактор регионального экономического развития в России // Проблемы измерения роли туризма в региональной экономике. Сочи, СГУТиКД, CEPRA 2003. 164 с.

2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года // Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации. URL: http://www. russiatourism.ru/section_449/ (дата обращения 15.05.2009).

3. Материалы пресс-конференции руководителя Федерального агентства по туризму Анатолия Ярочкина, 12.03.2009 // Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации. URL: http://www.russiatourism. ru/news/705.smx (дата обращения 15.05.2009).

4. Туризм останется маргинальной отраслью //

Независимая газета: электронный ресурс. URL: http://www.ng.ru/economics/2008-05-23/6_ turizm.html (дата обращения 12.03.2009).

5. Закон о туристско-рекреационных зонах // РосБизнесКонсалтинг: электронный ресурс. URL: http://top.rbc.ru/economics/05/06/2006/ 86031.shtml (дата обращения 01.06.2008).

6. Кархова И.Ю., Кунаков Д. А. Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики // Российский внешнеэкономический вестник. № 9. 2007.

7. Алпатов А. А. ОЭЗ в России: первые результаты вселяют оптимизм // Советник Президента. № 52. 2007.

8. Постановление Правительства Российской Федерации о создании ОЭЗ туристско-рекреацион-ного типа в Республике Алтай, Краснодарском крае, Калининградской и Иркутской областях // Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами: электронный ресурс. URL: http://www.rosoez. ru/news/press_ service/142814/ (дата обращения 07.06.2008).

9. Гейл Д. Теория линейных экономических моделей. М.: Издательство иностранной литературы. 1963. 418 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.