Научная статья на тему 'Механизм обеспечения социально-экономической устойчивости региона'

Механизм обеспечения социально-экономической устойчивости региона Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм обеспечения социально-экономической устойчивости региона»

Конституционное право,

административное право

Ю.С. Авдеев

Механизм обеспечения социально-экономической устойчивости региона

Обеспечение безопасного функционирования территориальных систем различного уровня реализуется посредством создания эффективного механизма защиты интересов личности, общества и государства от негативных явлений эндогенного и экзогенного характера. Немаловажное значение при этом уделяется выработке и реализации управленческих решений, направленных на осуществление мониторинга факторов-угроз, прогнозирование и предотвращение их возможного дестабилизирующего воздействия в будущем, что обусловливает необходимость рассмотрения взаимосвязи категорий «безопасность» и «устойчивое развитие». Исследование динамики социально-экономических процессов дает возможность качественно охарактеризовать степень защищенности основных сфер жизнеобеспечения территории, и на этой основе определить приоритеты внутренней и внешней политики в краткосрочном и долгосрочном периодах, ориентированные на достижение стабильного и самодостаточного развития регионов и государства в целом.

Любая макроэкономическая система включает в себя множество подсистем более низкого уровня, каждая из которых имеет собственные интересы. Так, территориальная целостность Российской Федерации образована относительно самостоятельно функционирующими административными единицами - субъектами федерации. Несоответствие региональных интересов обусловлено различиями в степени обеспеченности естественно-природными ресурсами, специализации аграрного и индустриального секторов экономики территорий, социально-духовных ценностях проживающего населения и его национальной, возрастной и квалификационной структуре. Одной из задач национальной безопасности является сохранение баланса между разнонаправленными интересами институциональных образований общества в процессе его стабильного развития путем предотвращения, нейтрализации кризисных явлений и нивелирования их последствий.

Функционирование территориально-социальных систем характеризуется, с одной стороны, устойчивостью их структуры, с другой - нестабильностью, проявляющейся в разрушении «старых» институтов и создании на их основе других, качественно новых, что является проявлением действия закона перехода количественных изменений в качественные1. Таким образом, происходит эволюционное, циклическое изменение состояний народно-хозяйственного комплекса, предопределяющее возникновение неустойчивых, кризисных ситуаций и необходимость формирования управленческих решений, направленных на устранение диспропорций в процессе осуществления воспроизводства общественного продукта.

По мнению Н.П. Ващекина, М.И. Дзлиева, А.Д. Урсула, устойчивое развитие возможно определить как социоприродную стратегию, обеспечивающую выживание и непрерывный прогресс народонаселения территории, при реализации которой не происходит разрушение природной среды, в частности, биосферы2. Другими словами, приведенная трактовка подразумевает рост эффективности производственной деятельности и социальной политики при целесообразном потреблении естественноприродных ресурсов территории.

С точки зрения В.А. Коптюга, состояние устойчивого развития характеризуется динамическим равновесием между общественной сферой и окружающей средой, сопровождающимся сокращением диспаритета между развитыми и развивающимися социально-экономическими системами путем технического прогресса, улучшения материального благополучия населения, рационализации потребностей субъектов хозяйственной деятельности3. В данном случае большее внимание уделено балансу экономических, социальных и экологических критериев функционирования территориальной целостности и образующих ее самостоятельных структурных единиц.

Одним из основных условий формирования стабильного народно-хозяйственного комплекса выступает политика, ориентированная на системное воспроизводство внутренних и целесообразное использование внешних ресурсов. Восстановление отдельных составляющих территориальнохозяйственного потенциала происходит в соответствующих подсистемах: рабочей силы - в социальной

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

Конституционное право, административное право

инфраструктуре (здравоохранение, образование, культура), естественно-природных факторов - в биосфере, произведенных активов - в реальном секторе экономики (в отраслях производства, научного обслуживания, связи, транспорта и других). Возникновение негативных явлений в области репродуцирования ресурсной базы человеческой деятельности отрицательно влияет на степень устойчивости регионального развития, разрушая его «фундамент» и усиливая зависимость от окружающей среды. Одним из аспектов роста эффективности сфер жизнеобеспечения территории выступает создание механизма, направленного на взаимоувязывание целей (национальных, региональных, корпоративных, социальных), принципов, критериев и путей их достижения.

В отличие от методологии национальной безопасности, в соответствии с которой защита общественных интересов реализуется главным образом путем нейтрализации свершившихся негативных воздействий, т.е. при отклонении фактических значений основных макроэкономических индикаторов от их нормативных величин, достижение устойчивости социально-экономической системой сопряжено с таким ее состоянием, при котором происходит предупреждение возникновения факторов-угроз путем применения мер превентивного характера. При этом устраняются последствия циклических колебаний, свойственных экономике, сохраняются рациональные межотраслевые пропорции в хозяйственном секторе, улучшается материальное благосостояние и качество жизни населения, укрепляется геополитическое положение государства.

Механизм обеспечения социально-экономической устойчивости региональной системы - это совокупность организационно-правовых и хозяйственно-экономических мер по предотвращению факторов-угроз, нарушающих стабильное развитие реального сектора экономики.

Структурная схема механизма формирования социально-экономической устойчивости территории, приведена на рис. 1.

Механизм обеспечения социально-экономической устойчивости региона выполняет ряд функций, среди которых можно выделить следующие:

- объективный и всесторонний мониторинг состояния и развития хозяйственного комплекса территории (в т.ч. основных сфер специализации и производственной инфраструктуры), материального благополучия, уровня и качества жизни населения;

- комплексная количественная и качественная оценка уровня экономической безопасности территориального образования;

- разработка комплекса мер по предупреждению, нейтрализации факторов-угроз социальноэкономической устойчивости региональной системы;

- моделирование сценариев развития субъекта Федерации и определение степени влияния на национальную безопасность государства.

Структурные элементы представленного механизма определяют порядок проведения и особенности этапов исследования.

В первую очередь выполняется выбор цели и объекта исследования, в качестве которого выступают территориально-хозяйственный потенциал, основные сферы жизнеобеспечения региона, социально-экономическая система в целом. Поскольку возникновение кризисных явлений обусловлено причинами различного характера, среди которых нарушение процессов воспроизводства ресурсной базы, диспропорциональность функционирования отдельных секторов территориального хозяйства, комплексное воздействие угроз, нахождение уровня социально-экономической устойчивости сопровождается подробным анализом областей, подверженных влиянию дестабилизирующих факторов.

Нормативно-правовая база содержит совокупность законодательных актов, принимаемых как на федеральном, так и на региональном уровнях, направленных на регулирование хозяйственных и социальных отношений в обществе с целью обеспечения защищенности территориальной системы от негативных воздействий. При этом осуществляется детализация источников нормативной информации в соответствии с избранным объектом исследования, что позволяет провести адекватную оценку степени развития субъекта Федерации.

Информационная база представлена статистическими данными, сформированными исходя из заданной системы индикаторов устойчивого развития территории, сведениями аналитического характера, содержащими экспертные заключения о состоянии и тенденциях функционирования хозяйственного комплекса - в целом это способствует формализации содержания изучаемых сторон социально-экономических явлений.

Выбор методического инструментария и его систематизация осуществляются с учетом объема, качества и достоверности используемого эмпирического материала, требуемых конечных результатов и их научной обоснованности.

Основным элементом механизма является выработка управленческих решений, направленных на обеспечение устойчивого развития региона, руководствуясь многоплановым анализом социальноэкономического положения субъекта Федерации, выявленной степенью защищенности сфер жизнеобеспечения территории от факторов-угроз, а также с использованием экономикоматематических моделей функционирования регионального хозяйства.

С целью обеспечения требуемого уровня достоверности результатов исследования осуществляется контроль выполнения каждой операции.

Выбор объекта исследования

Обоснование отбора элементов региональной системы

I. Определение цеди и объекта исследования

- территориально -хозяйственный потенциал:

1) естественно-природный;

2) экономический;

3)социальный

- основные сферы жизнеобеспечения региональной системы:

2) отрасли промышленности и сельского хозяйства;

2) объекты социальной ин фраструктуры;

3) уровень и качество жизни населения;

4) внутритерриториальные процессы (демографические, экономические, социальные)

- региональная система (комплексное исследование жизнедеятельности различных субъектов)

Нормативно правовая база

Совокупность нормативно-правовых актов

I. Рассмотрение общих положений концепции устойчивого развития региональной системы

- определение направлении устойчивого развития территории;

- выявление факторов, способствующих росту устойчивости регионального хозяйства

П. Анализ документации по регулированию пропорциональности развития сфер жизнеобеспечения

Ш. Исследование нормативов, го суд ар ств енных стандартов развития отдельных отраслей хозяйственного комплекса региона

Проверка соответствия регионального законо-дательства федеральному

Информационная база

Формализация

содержания

исследуемых

объектов

Д. Сбор статистических данных по объекту исследования

- параметрические (количественные) данные

I. Определение системы индикаторов, хар актеризующих устойчивое развитие

Ш. Сбор аналитической информации об объекте исследования

- обзор аналитических материалов о состоянии и тенденциях ратагтия объекта;

- обзор ситуации на макроуровне;

- анализ экспертных оценок о закономерностях функционирования объекта

Проверка достоверности исходной информации

Ме то дический инструмент арий

Выбор методов анализа в соответствии с целью исследования

I. Обоснование использов ания определенного метода

- всеобщие (дедукции, индукции, научной абстракции, анализ, синтез);

- общенаучные (моногр афиче ский, статистиче ский);

- специальные (ранжирования, экспертных оценок, экономике -математиче ского моде шшования)

П. Систематизация методов

- определение предметной области для конкретного метода____________________

ПТ. Выработка единой методики проведения исследования

Проверка адекватности аналитич ес кого инструмент ария

Комплекс мероприятии

Разработка мер по обеспечению устойчивости региона

I. Анализ социально-экономического развития региона

наличие необходимой ресурсной базы;

- эффективность использования территориально -хозяйственного потенциала;

- оценка текущей устойчивости региона

П. Оценка степени защищенности сфер жизнеобеспечения от угроз

ТТТ- Моделирование развития социально-эконо мич еской устойчивости

ГУ. Выработка управленческих решений

Проверка обоснованности резул ьтатов исследования

Рис. 1. Структурные элементы механизма обеспечения соцналъно-экономнческой устойчивости региона.

9001 (0£) ІШ ппооо<1 ЇҐЯИ пшэшпэс[д9пн6 огоуі.ігсіЛдсімидц-шуїні^ нпншээ#

Контроль над реализацией

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

Конституционное право, административное право

Таким образом, механизм обеспечения социально-экономической устойчивости региона включает совокупность взаимодополняющих элементов, главной задачей которых является достижение стабильного и самодостаточного развития субъекта Федерации.

1 См.: Иззатдуст Э. Институционализм национальной безопасности: Монография. М., 2005. С. 57.

2 См.: Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие России: Монография. М., 1998. С. 35.

3 См.: Пчелинцев О.С. Проблемы формирования экономической системы устойчивого развития // Экономическая наука современной России. 2001. № 4. С. 15.

Н.Б. Алати*, В.И. Голючков**, В.В. Ильичев***, Ю.П. Пузанов****,

Ю.Е. Ширяев*****, Г.З. Щербаковский******

Роль Правительства Российской Федерации в инициировании федерального законодательного процесса

Правительство России является не только субъектом права законодательной инициативы, Ему также предоставлена возможность вносить поправки к законам, которые уже находятся на рассмотрении в Государственной Думе.

Подготовка законов, по мнению В.Б. Исакова, - это важнейшая функция правительства, форма руководства обществом, средство реализации правительственной экономической и социальной программы1 .

Следует отметить, что предоставление права законодательной инициативы Правительству Российской Федерации было спорным моментом при принятии Конституции России в 1993 г., что проявилось, в частности, в том, что отдельные проекты Конституции Российской Федерации закрепляли это право2, а другие - нет3.

Собственная законопроектная деятельность Правительства Российской Федерации осуществляется в соответствии с утверждаемыми им планами законопроектных работ, программами деятельности Правительства России, иными его актами, предусматривающими разработку законопроектов4.

Ключевую позицию среди указанных планов занимает план законопроектной деятельности Правительства на текущий год. Так, например, в План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2005 г. было внесено 57 позиций5, разбитых на 5 групп6. Из них - 30 законопроектов о внесении изменений в действующее законодательство, 9 традиционных законопроектов о бюджетах различных фондов и государственном бюджете, 18 новых законопроектов (3 из них в новой редакции). Следовательно, новым законопроектам в законодательной деятельности Правительства России на 2005 г. предполагалось уделить лишь 26% рабочего времени.

В Плане законопроектной деятельности на 2006 г. эти показатели выглядят следующим образом: 49 позиций включено в план, из которых 27 - законопроекты о внесении изменений в действующее законодательство, 9 - традиционные законопроекты, 1 законопроект перешел с 2005 г. («О почтовой связи»), 12 являются новыми (3 из них в новой редакции)7. Показатель новизны - 24%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме этого, составляются еще две группы планов: планы (перечни) приоритетных законопроектов, предлагаемых к рассмотрению Государственной Думой в период осенней или весенней сессии, а также тематические планы8. Указанными планами законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации предусматриваются поручения федеральным органам исполнительной власти по разработке законопроектов9. При этом определяются федеральный орган исполнительной власти - головной исполнитель, состав соисполнителей и срок представления документов. Контроль за исполнением поручений возлагается на Аппарат Правительства Российской Федерации.

Разработка проектов планов законопроектной деятельности Правительства России - сложный и многоступенчатый процесс, требующий от Правительства России консолидации усилий всех федеральных органов исполнительной власти. Ключевым звеном этой деятельности является Министерство юстиции Российской Федерации, которое совместно с Институтом законодательства

* Докторант кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.

** Ректор Сибирского института бизнеса и новых технологий, кандидат исторических наук, профессор.

*** Кандидат юридических наук.

**** Кандидат юридических наук.

***** профессор Санкт-Петербургского Университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

****** Доктор экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.