филю компании целям, поставленным государством перед компаниями при закреплении доли в их капитале, и целесообразностью приобретения дополнительных активов на открытом рынке (участие в слияниях и поглощениях) с точки зрения основных направлений экономической политики государства. Для этого необходимы систематическое участие представителей государства в деятельности органов управления компаниями (включая ревизионные комиссии), аудит их финансовой и бухгалтерской отчетности, завершение формирования и обеспечение ведения Реестра показателей деятельности акционерных обществ, обеспечение применения в деятельности акционерных обществ положений Кодекса корпоративного поведения.
УДК 339.94
МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ГЛОБАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СЕТИ
Паламарчук Д.Н., аспирант, Черкасский государственный технологический университет palamarchyk.dima@ukr.net
В статье осуществлен анализ инновационной политики направленной на интеграцию национальной экономики в мировое инновационное пространство, выявлены основные формы и инструменты реализации такой политики. На основе опыта стран с высокими темпами интеграции в глобальные инновационные сети, определен механизм обеспечения интеграции национальной экономики в глобальные инновационные сети.
Ключевые слова: глобальные инновационные сети, механизм интеграции, инновационная политика, социально-экономическое развитие.
MECHANISMFORENSURING THENATIONALECONOMIES INTEGRATION INTO THE GLOBAL INNOVATION NETWORK Palamarchuck D. N., graduate student, Cherkasy state technological university
Abstract: In article innovation policy aimed at integration of the national economy in the world innovation space was analyzed, the main forms and instruments of implementation of such policies were identified. Based on the experience of countries with high rates of integration into global innovation networks, mechanism of integration a national economy into global innovation networks was defined.
Keywords: global innovation networks, the mechanism of integration, innovation policy, socio- economic development.
Интеграция в глобальные инновационные сети - важный аспект стимулирования развития и реализации имеющегося научно-технологического и инновационного потенциала страны, катализатор развития наукоемких и смежных с ними отраслей, который положительно влияет на социально-экономическое развитие страны в целом. Изучению национальной инновационной политики и ее влиянием на интеграцию страны в мировое инновационное пространство посвящены работы таких исследователей, как М. Букар, С. Бус, Ж. Гаймон, К. Герстат, Д. Эрнст, В. Иванов, Н. Иванова, Я. Кузьминова, Р. Нарула, С. Радошевич, М. Сролек, Р. Тивари, Я. Фагер-берг, С.Фейнсон. Впрочем, актуальной проблемой остается, основанная на исследовании и обобщении международного опыта, разработка эффективного механизма обеспечения интеграции национальной экономики в глобальное инновационное пространство.
Базой исследования были страны ОЭСР, страны ЕС не входящие в ОЭСР, страны БРИК, и пять стран АСЕАН имеющие крупнейшие экономики.
Анализ торговли высокотехнологичной продукцией и некоторых показателей экономического развития (добавленная стоимость, занятость и заработная плата) проведен на примере группы отраслей электрических и оптических приборов, обнаружил определенную зависимость темпов роста указанных показателей экономического развития, а также темпов роста объемов и изменения структуры торговли указанной продукцией. В основном, высокие темпы роста объемов, значительное изменение структуры торговли (увеличение/уменьшение доли промежуточной продукции в импорте/экспорте высокотехнологичной продукции) сопровождаются значительными изменениями в численности занятых, добавленной стоимости и совокупной заработной плате в национальных высокотехнологичных производствах.
К числу стран с высокими темпами роста объемов внешней торговли высокотехнологичной продукцией за период 1995 - 2010 гг. относятся Китай, Индия, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Польша, Латвия, Болгария, Литва, Эстония и Российская Федерация [10].
Состав группы стран с высокими темпами роста объемов внешней торговли высокотехнологичной продукцией весьма характерен для исследуемого периода, поскольку с 1995 года до 2010 года именно в этих странах экономический рост был выше, чем в большинстве высокоразвитых стран. Указанные страны имеют, как специфические, так и общие факторы роста уровня интеграции в глобальной сети производства и сбыта наукоемкой продукции. Как следствие, наблюдается рост объемов добавленной стоимости наукоемких отраслей национального производства с последующим ростом оплаты труда и занятости (Таб 1).
Анализ политики вышеупомянутых стран в инновационной сфере позволит выделить причины их успеха в наращивании объёмов производства
и международной торговли наукоемкой продукцией, росте показателей социально-экономического развития.
Высокие темпы роста вовлеченности экономик вышеуказанных стран в глобальные инновационные сети обусловлены эффективностью национальной инновационной политики, направленной на создание эффективного механизма инновационного развития и интеграции в мировое инновационное пространство (Рис. 1).
Таблица 1. Динамика объемов внешней торговли продукцией и показателей социально - экономического развития в области электрических _и оптических приборов за 1995 - 2010 гг._
Изменение объемов добавленной стоимости, разы Изменение
Страна/Показатель Изменение объема внешнеторгового оборота, разы объемов совокупной заработной платы, разы Изменение численности занятых, разы
Китай 15,55 8,11 6,36 2,28
Венгрия 13,31 10,73 5,67 1,70
Чешская Республика 12,31 4,08 4,91 1,47
Словакия 12,61 5,67 4,18 1,43
Румыния 12,4 55,69 64,52 1,80
Польша 9,3 3,8 2,73 1,40
Индия 10,57 5,39 3,43 1,01
Латвия 6,44 4,27 5,69 0,84
Болгария 7,88 91,29 37,32 0,84
РФ 4,48 16,96 14,59 0,67
Литва 4,85 2,97 2,34 0,31
Эстония 4,67 8,45 7,69 1,88
Источник: STAN Bilateral Trade Database by Industry and End-use category, The World
Input-Output Database (WIOD) [6].
В условиях глобализации и интернационализации мирового хозяйства центр государственной политики в сфере инноваций смещается в сторону обеспечения лучших условий функционирования бизнеса по сравнению с другими странами.
Для обеспечения роста уровня интеграции страны в глобальные инновационные сети необходимо создать условия функционирования отечественного и иностранного инновационного бизнеса в стране. Для реализации этой цели необходимо сосредоточить усилия государственных органов власти на разработке и реализации эффективной национальной инновационной политики.
К н т 1=
с
Объект:
вовлеченность в глобальную инновационную сеть
Субъекты:
правительство, законодательные органы власти, государственные и региональные органы
Базовые принципы
Рыночности; Целеустремленности; Системности; Комплексности; Планомерности; Приоритетности; Формы
- Государственные программы поддержки научно-исследовательской, инновационной деятельности.
- Создание технопарков, бизнес-инкубаторов, технологических инкубаторов, технологических центров, центров поддержки бизнеса;
- Организация свободных экономических зон и экспортных производственных зон;
- Обеспечение льготных условий функционирования для предприятий, осуществляющих научно-исследовательскую и инновационную деятельность на территории всей страны.
О О М
О
Инструменты
Административно - правовые:
- Совершенствование институциональных и правовых основ инновационной деятельности;
- Стимулирование внутреннего спроса на отечественную наукоемкую продукцию;
- Поддержка наукоемкого экспорта;
- Поощрение расходов компаний на научно - исследовательскую деятельность;
- Поддержка патентной и изобретательской деятельности; Организационно - экономические:
- Создание и стимулирования развития научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры;
- Содействие передачи и обмена знаниями, стимулирование сотрудничества науки и бизнеса;
- Стимулирование создания и поддержка высокотехнологичных кластеров;
- Создание технологических платформ для координации инновационного развития; Финансово - кредитные:
- Налоговое стимулирование инновационной деятельности и деятельности, направленной на научно - техническое развитие страны;
- Государственное финансирование научно - исследовательской деятельности;
- Развитие венчурного инвестирования, поддержка и стимулирование инвесторов;
- Содействие притоку ПИИ в научно-исследовательскую и инновационную сферу; Научно - образовательные:
- Содействие формированию качественного человеческого капитала;
- Поощрение развития международного научного сотрудничества;
- Стимулирование зарубежного финансирования научно-исследовательской и инновационной сферы;
Цель: повышение уровня интеграции страны в глобальные инновационные сети как фактор социально-экономического развития
Критерии: объем внешнеторгового оборота высокотехнологичной продукции (без учета импорта готовой продукции) как доля от ВВП; показатели занятости, оплаты и созданной добавленной стоимости в наукоемких отраслях национального производства;
Рисунок 1. Механизм обеспечения интеграции национальной экономики в
глобальные инновационные сети
Национальная инновационная политика - часть социально-экономической политики, которая выражает отношение страны к научно-исследовательской и инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы и инструменты влияния государства на инновационное развитие. Такая политика должна основываться на следующих базовых принципах:
• Рыночности - реализация инновационной политики должна воплощаться на рыночных принципах, не создавая преимуществ конкретной фирме;
• Целеустремленности - должна направляться на достижение конкретной цели или дерева целей. Важное значение имеет целенаправленное государственное регулирование инновационной деятельности, включая ее правовое обеспечение.
• Системности - обеспечение полного и системного регулирования общественных отношений, возникающих на всех стадиях инновационного процесса;
• Комплексности - должна носить комплексный и всеобъемлющий характер, включая политику в экономической, социальной, научно-технической и других сферах государственной политики. Важным в реализации эффективной инновационной политики является координация действий органов государственной власти и управления, реализующих государственную политику по указанным направлениям;
• Планомерности - реализоваться в соответствии с долгосрочными планами инновационного развития. Предусматривает систему координации целей национальной инновационной политики, независимо от их функциональной принадлежности, целевой направленности и уровня применения;
• Приоритетности - инновационное направление развития должно иметь преимущество в сравнении с традиционным направлением. На современном этапе развития мировой экономики решающее значение в решение проблем экономического роста имеют инновации, которые также влияют и на повышение качества и продолжительности жизни;
Различные формы реализации национальной инновационной политики обусловлены различиями целей предусмотренными реализуемой политикой, различными возможностями государств и условий реализации.
Государственные программы поддержки научно-исследовательской и инновационной деятельности это действенная форма стимулирования инновационного развития, включающая в себя совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение определенной цели. Особенностью такой формы стимулирования инновационной деятельности является четкая формулировка цели, которую планируется достичь. С помощью таких программ решаются конкретные вопросы инновационного развития, что положительно влияет на развитие всей экономической системы.
Создание технопарков, бизнес-инкубаторов, технологических центров, центров поддержки бизнеса, организация свободных экономических зон и экспортных производственных зон также являются формами стимулирования инновационного развития экономики. Впрочем, от государственных программ они, в основном, отличаются более широким набором целей, включающих в себя развитие инновационного, наукоемкого производства, освоение производства новой продукции, создание новых технологий,
стимулирование высокотехнологичного экспорта, создание рабочих мест и решение ряда других экономических и социальных проблем. Обычно на территориях указанных образований действуют льготные условия функционирования бизнеса - это налоговые льготы, доступность финансовых ресурсов на льготных условиях, системы грантов, доступ к инфраструктуре этих образований и др.
Обеспечение льготных условий функционирования для предприятий, осуществляющих научно-исследовательскую и инновационную деятельность на территории всей страны, заключается в создании для указанных предприятий более выгодных условий функционирования, чем для предприятий, не осуществляющих научно-исследовательской и инновационной деятельности. От вышеупомянутых форм стимулирования инновационного развития эта форма отличается, прежде всего, масштабностью, поскольку осуществляется на всей территории страны, типичным для нее является применение системы налоговых льгот, льготного кредитования научно -исследовательской и инновационной деятельности.
Инструменты представляют собой конкретные меры, направленные на повышение уровня интеграции в глобальные инновационные сети.
Административно-правовые инструменты направлены на создание благоприятных институциональных условий для инновационного бизнеса, наращивание объемов инновационного производства путем прямого (государственные закупки отечественной продукции) и косвенного стимулирования (налоговые льготы для экспорто-ориентированных компаний), установление нормы расходов на научно-исследовательскую и инновационную деятельность, государственную поддержку патентной деятельности и упрощение процедуры патентования.
Организационно-экономические инструменты позволяют решать вопросы, связанные с развитием научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры, что является чрезвычайно важным для развития инновационного бизнеса. Возможность сотрудничества с организациями, предоставляющими информационные, кредитные, маркетинговые, патентные и другие услуги, способствует формированию наукоемкого сектора экономики и созданию эффективного механизма инновационной деятельности.
Использование финансово-кредитных инструментов направлено на снижение налогового давления на предприятия, осуществляющие научно-исследовательскую и инновационную деятельность, упрощения их доступа к кредитным ресурсам, использование прямого бюджетного финансирования, и привлечения иностранного капитала в отечественную научно-исследовательскую сферу.
Эффективное использование указанных инструментов будет способствовать достижению более высокой степени интеграции национальной экономики в глобальные инновационные сети, одним из основных критериев такой интеграции является рост доли внешнеторгового оборота высокотехнологичной продукции ( без учета импорта готовой продукции) в ВВП,
что в свою очередь будет способствовать росту занятости, оплаты труда и созданной добавленной стоимости в наукоемких отраслях национального производства и положительно влиять на социально - экономическое развитие страны в целом.
Список литературы
1. Bucar M. Governance of innovation policy in the new member states [Electronic Resource] / M. Bucar, M. Stare //Centre of International Relations Faculty of Social Sciences. -2009. Mode of access: http://www.idra.it/garnetpapers/C05M_Bucar_M_Stare.pdf
2. Central and Eastern Europe in the EU Innovation System: Asset or Liability? / S. Radosevic 65th Anniversary Conference of the Institute of Economics. - 2005. - pp. 369 -378. [Electronic Resource]. - Mode of access: https://www.google.com.ua/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CC4QFj AA&url=http%3A%2F%2Fwww.eizg.hr%2FDownload.ashx%3FFileID%3D5b434fad-ccab-4a58-b7cd-
38cbc0e84e48&ei=GCCXUqirJYa0yA0RooGgBA&usg=AFQjCNFhp40_nul5DtzUFtGhazo YLh7KmQ&sig2=nBkqfXeIDVQ9-c1GAKoDSQ&bvm=bv.57155469,d.bGQ
3. Herstatt C. India's National Innovation System: Key Elements and Corporate Perspectives [Electronic Resource] / C. Herstatt, R. Tiwari, D. Ernst, S. Bnse // Working Paper/ -2007. Mode of access: http://doku.b.tu-harburg.de/volltexte/2008/364/pdf/ Work-ing_Paper_51.pdf
4. Narula R. The contribution of multinational enterprises to the upgrading of national innovation system in the EU new member states: policy implications / R. Narula, J. Guimón // OECD VIII Global Forum on International Investment. - 2009. [Electronic Resource]. -Mode of access: http://www.oecd.org/investment/globalforum/44246353.pdf
5. Reviews of Innovation Policy CHINA Synthesis Report: OECD. [Electronic Resource]. - Mode of access: http://www.oecd.org/sti/inno/39177453.pdf
6. STAN Bilateral Trade Database by Industry and End-use category. [Електронный ресурс]. - Режим доступа: http://stats.oecd.org/
7. Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. Н.И. Иванова. - М.: ИМЭМО РАН, 2009. - 160 с.
8. Научная и инновационная политика. Россия и МИР. 2011-2012. / под ред. Н.И. Ивановой, В.В. Иванова. - М.: Наука, 2013. - 480 с.
9. Обзор международного опыта инновационного развития: Электронное издание «Наука и технологии России». - 2011. [Електронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.strf.ru/mobile_search.aspx?context
10. Паламарчук Д. М. Integration into global production and marketing networks as a factor of influence on national economic development / Д. М. Паламарчук // Актуальные проблемы экономики. - 2013. - №11(149). - С. 51 - 56
11. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В. А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 430 с.