Научная статья на тему 'Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия'

Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24514
3997
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SAFETY / MECHANISM OF ENSURING ECONOMIC SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Локтионова Юлия Андреевна

Существует множество конкретных угроз, с которыми фирма сталкивается в своей деятельности. Они не новы по своему содержанию, меняться может лишь форма проявления. Экономическая практика уже предложила конкретные методы и механизмы решения таких проблем. Управление экономической безопасностью требует сведения этих методов и механизмов в единую систему, основанную на общих принципах и критериях оценки экономического состояния хозяйствующего субъекта. Эти принципы и критерии позволили бы выявлять и устранять возникающие угрозы и вырабатывать стратегические решения, обеспечивающие устойчивость компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Локтионова Юлия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF ENSURING ECONOMIC SAFETY OF THE ENTERPRISE

There is a set of concrete threats which the firm faces in the activity. They aren't new according to the contents, the manifestation form can change only. Economic practice already offered concrete methods and mechanisms of the solution of such problems. Management of economic safety demands data of these methods and mechanisms in the uniform system founded on the general principles and criteria of an assessment of an economic condition of the managing subject. These principles and criteria would allow to reveal and eliminate arising threats and to develop strategic decisions the companies providing stability.

Текст научной работы на тему «Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия»

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ю. А. ЛОКТИОНОВА

Существует множество конкретных угроз, с которыми фирма сталкивается в своей деятельности. Они не новы по своему содержанию, меняться может лишь форма проявления. Экономическая практика уже предложила конкретные методы и механизмы решения таких проблем. Управление экономической безопасностью требует сведения этих методов и механизмов в единую систему, основанную на общих принципах и критериях оценки экономического состояния хозяйствующего субъекта. Эти принципы и критерии позволили бы выявлять и устранять возникающие угрозы и вырабатывать стратегические решения, обеспечивающие устойчивость компании.

Ключевые слова: экономическая безопасность, механизм обеспечения экономической безопасности.

Экономическая безопасность функционирования предприятия зависит от способности своевременно и в достаточном объеме удовлетворять экономические потребности и требования групп интересов, причем «... частные интересы могут быть оправданы лишь тогда, когда они одновременно служат также интересам государства» [1]. С другой стороны, экономическая безопасность предприятия отражает потенциальные возможности производства продукции, пользующейся спросом и оказания услуг на основе сбалансированного и наилучшего использования всех видов ресурсов в нестабильной и неопределенной рыночной среде. Сумма результатов деятельности высоконадежных предприятий является основой подъема материального и культурного уровня жизни общества.

Термин «механизм» происходит от греческого «те^апе», что означает «орудие», «машина» [6]. В настоящее время существует множество суждений по содержанию и возможности использования категории «механизм» в экономике. В плановораспределительной системе хозяйствования под механизмом понимали совокупность таких элементов, как организационная форма и структура управления, методы и рычаги воздействия, обеспечивающие эффективную реализацию присущих социалистическому производству целей и наиболее полное удовлетворение общественных, коллективных и индивидуальных интересов [18]. Данное определение, на наш взгляд, не потеряло актуаль-

ности и в современных условиях, так как в содержании механизма имеют место элементы, необходимые для развития производства.

Узкий подход трактует хозяйственный механизм как исключительно надстроечное явление -как совокупность средств, применяемых обществом (с учетом обстоятельств места и времени -государством) в регулировании экономических процессов. Представители широкого подхода полагали, что характеристика хозяйственного механизма невозможна, если не принимать во внимание действия внутренних законов, регулирующих экономические процессы. И, таким образом, в этом понимании хозяйственный механизм сливался по своему содержанию с экономикой [7].

Можно сказать, что любой механизм функционален, поскольку целесообразен (телеологи-чен), вне цели нет функции. Как писал С. Н. Булгаков, «механизм есть только способ действия. Он может работать с действительной или кажущейся бесцельностью или же в прямой противоположности к человеческим целям, но это отнюдь не значит, что самая его идея противоречит целесообразности. Напротив, его можно рассматривать как понятие, координированное понятию цели, всякая цель нуждается в механизме средств, так что механизм входит в осуществление цели» [4]. При таком, уже не философском, а узкопрагматическом подходе понятие хозяйственного механизма не может быть отождествляемо с понятием самого хозяйства. Очевидно, что цели хозяйственной деятельности определяются субъектом

хозяйствования, между тем в экономике действуют процессы, которые, с одной стороны, складываются объективно, вне воли людей, а с другой стороны, могут протекать в направлении, противоположном поставленным целям. Поэтому здесь хозяйство выступает уже не средством достижения цели (насколько эта общая цель может быть осознана и сформулирована), а объектом хозяйственного механизма, призванного упорядочить экономические процессы в соответствии с целями, в данный момент формулируемыми обществом в хозяйственной сфере.

Согласно Ю. М. Осипову, хозяйственный механизм - общественная система хозяйствующих субъектов с присущими им механизмами хозяйствования и присущими всей системе общественными хозяйственными институтами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов [11]. Из данного определения следует, что главными компонентами хозяйственного механизма являются хозяйствующие субъекты, а это люди и институты. Для них характерна поведенческая форма существования, обусловленная интересами, выбором, изменчивостью. Поведенческим характером отличается функционирование всего хозяйственного механизма. Формулируя такое заключение, по нашему мнению, Ю. М. Осипов придает понятию «хозяйственный механизм» значительную субъективность и зависимость объективной категории «хозяйственный механизм» от конкретных субъектов и их деятельности.

По мнению Б. А. Райзберга, хозяйственный механизм - совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства [12]. Несмотря на достаточно обобщенную трактовку, данное определение позволяет его адаптировать в зависимости от целей и конкретных условий хозяйствования.

Достаточно емкое понятие хозяйственного механизма приводит В. А. Ульянов. По его мнению, хозяйственный механизм - способ организации производства, система функционирования производственных отношений, выступающих в виде конкретных хозяйственных форм (план, экономические нормативы, цена, прибыль, заработная плата, финансы, кредит, процедура принятия решений и т. п.) [15]. В. А. Ульянов отражает производственные отношения, формы организации производительных сил, организационную структуру производства, а также включает элементы надстройки (звенья государственного

управления, правовые нормы и методы управления). Аналогичного мнения придерживается Г. С. Вечканов, определяя хозяйственный механизм [5], во-первых, как экономическую категорию сферы организационно-экономических отношений, обеспечивающую взаимодействие между производительными силами, производственными отношениями и надстройкой; во-вторых, как способ хозяйствования; в-третьих, как совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой. Отличительной чертой данного определения является включение организационно-

экономических отношений, выступающих важным фактором в развитии предприятия.

В экономике имеет место спор о возможности применения понятия «механизм», так как он подразумевает жесткие, изначально оговоренные границы, составляющие элементы, рычаги приведения в действие и т. п., в то время как современные условия выдвигают требования органичности ко всем системам, в том числе и производственным.

По мнению Е. Н. Борисенко, термины «орга-низационно-экономиче-ский механизм», «рыночный механизм», «хозяйственный механизм», являются несовместимыми, поскольку лишают подвижные экономические системы живого содержания, отождествляют их с «безумными, бессознательными, лишенными адаптации механическими системами» [2].

На наш взгляд, использование категории «механизм» относительно предприятия вполне уместно, однако нельзя представлять механизм как совокупность элементов, имеющих единую цель, что приведет к отождествлению его с системой. Гибкость и адаптивность механизма обусловливается учетом всех возможных внешних и внутренних факторов его становления. Обобщая приведенные толкования, при реализации механизма хозяйствования можно выделить ряд процессов, среди которых формирование производственных связей и отношений, т. е. построение организационной структуры, разработка и выбор методов и рычагов управления, позволяющих эффективно реализовать производственные цели и интересы и потребности индивида, коллектива, общества в целом.

Исследуя природу организационного механизма и экономического механизма управления предприятием, нельзя не учитывать их тесную взаимосвязь, которая возникает потому, что эти механизмы реализуются в рамках одной системы управления, следовательно, они формируются под влиянием одних и тех же факторов, их создание ограничено одним ресурсным потенциалом, они

функционируют в одних и тех же условиях хозяйствования. На наш взгляд, объективным можно считать определение А. М. Букреева, который под организационно-экономическим механизмом понимает «совокупность организационных форм и экономических методов, взаимоувязанных на макро- и микроуровнях в единый, регулируемый правовыми нормами порядок какого-либо направления вида деятельности» [3].

М. И. Круглов стержнем экономического механизма управления предприятием называет рыночный механизм конкуренции и ценообразования, традиционный механизм воспроизводства факторов производства (механизм самоокупаемости) и акционерный механизм развития производства (механизм самофинансирования) [8]. Данное определение дает представление о составляющих механизма, но не позволяет судить о его целостности.

Часто экономический механизм отождествляют с системой экономических стимулов и методов управления, направленных на обеспечение высокопроизводительного труда рабочих, специалистов и других работников, что нельзя назвать исчерпывающим определением. В то же время под экономическим механизмом понимается «интегрированная многоуровневая система форм и методов хозяйствования». Придерживаясь такой точки зрения, В. В. Шлыков в конструкцию экономического механизма предприятия включает «систему внутренних экономических отношений, устанавливающую производственно-хозяйственные связи между структурными подразделениями, способы оценки влияния этих связей на общие результаты деятельности предприятия, подсистемы стимулирования, планирования, контроля, нормирования, учета и анализа хозяйственной деятельности». Составляющим элементом экономического механизма В. В. Шлыкова является «способ взаимодействия хозяйственных явлений, то есть взаимосвязи и отношения между разнородными экономическими явлениями», что, по мнению французских экономистов, само по себе представляет экономический механизм [16].

Исходя из вышерассмотренных точек зрения, мы под механизмом обеспечения экономической безопасности функционирования предприятия будем понимать целостную систему, состоящую из отдельных, относительно самостоятельных, но одновременно и взаимосвязанных и взаимодействующих структурных элементов. К основным элементам механизма относятся: форма организации производства, экономические или хозяйственные связи (отношения), система стимулов,

управление, планирование, финансирование, налогообложение, ценообразование. Важнейшими элементами хозяйственного механизма являются хозяйствующие субъекты и отношения, в которые они вступают по поводу организации производства и хозяйственных связей.

Формы хозяйственных связей многообразны, они могут быть непосредственными и опосредованными, прямыми и косвенными, производственными и непроизводственными, юридически оформленными и не оформленными, стихийно возникающими и сознательно устанавливаемыми. Хозяйственные связи существуют как внутри формы организации производства, так и вне ее. Они различаются также по месту их возникновения: в производстве, при обмене, распределении или потреблении. Внутри конкретной формы организации производства хозяйственные связи между его участниками реализуются, как правило, в порядке обмена деятельностью, а между хозяйствующими субъектами - как обмен товарами и услугами [9].

Механизм обеспечения экономической безопасности функционирования предприятия призван обеспечивать создание условий, мотивирующих эффективную деятельность всех элементов предприятия, высокую степень согласованности общественных корпоративных и личных потребностей и интересов. Механизм должен способствовать обеспечению экономической безопасности на входе и выходе из системы, создать надежные условия функционирования управляющей и управляемой систем [10].

Механизм экономической безопасности функционирования предприятия представляет собой совокупность:

- философии экономической безопасности предприятия;

- функций, реализующих процесс управления экономической безопасностью;

- ресурсное обеспечение механизма;

- целевая направленность, содержащая основные организационные формы и экономические инструменты, необходимые для обеспечения экономической безопасности функционирования предприятия.

Вышеперечисленные составляющие образуют структуру механизма обеспечения экономической безопасности функционирования предприятия (рис. 1).

Теоретико-философская составляющая представляет собой фундамент формирования механизма. Философия экономической безопасности -система убеждений в системе предприятия, со-

держащая образ мышления и обязательства каждого работника выполнять свои должностные функции в соответствии с требованиями безопас-

ности. Философия должна быть изложена, согласована, утверждена и доведена до каждого работника.

Рис. 1. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия

Целевая составляющая раскрывает содержание механизма по отдельным элементам предприятия - это совокупность взаимоувязанных организационных форм и экономических методов и инструментов, позволяющих предприятию непрерывно функционировать в условиях динамичности среды, достигая и сохраняя планируемые параметры и результаты путем реализации процедур обеспечения безопасности, регулируемых внешними и внутренними нормами и правилами. Действия экономического механизма направлены на обеспечение безопасности функционирования предприятия на входе, обеспечение безопасности управляющей подсистемы, обеспечение безопасности управляемой подсистемы, обеспечение безопасности предприятия на выходе.

Обеспечивающая составляющая искомого механизма включает в себя научно-методическое, информационное, организационно-правовое, материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение. Наиболее существенным элементом механизма являются административно-экономические инструменты, которые собственно и при-

водят механизм обеспечения экономической безопасности предприятия в действие.

Можно выделить три уровня административно-экономических инструментов управления экономической безопасностью предприятия: федеральный, региональный и уровень хозяйствующего субъекта.

К административным инструментам федерального и регионального уровня можно отнести законодательное регулирование, лицензирование, квотирование, нормирование, лимитирование, инспектирование.

К экономическим инструментам федерального и регионального уровня прямого воздействия следует отнести: госзаказ, дотации, целевое финансирование, а к инструментам косвенного воздействия налоговые ставки, льготы, отсрочки платежей; кредитно-денежные (учетная ставка ЦБ России, нормы обязательного резервирования, лизинг, кредитные льготы, операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг); валютные (обменный курс); таможенные (сборы, государственные пошлины, льготы); инвестици-

онные (амортизация, прибыль, государственные гарантии инвестора)

На уровне хозяйствующего субъекта следует выделить следующие административно-экономические инструменты: диагностика, контроллинг, планирование, нормирование, инструктирование, взыскание, материальное стимулирование и другие. Одной из форм такого управления является организация системы контроллинга, который включает в себя установление целей предприятия, текущий сбор и обработку информации для принятия управленческих решений, осуществление функций контроля отклонений фактических показателей от плановых, а также подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений. Контроллинг является своеобразным инструментом саморегулирования предприятия, обеспечивающим обратную связь в контуре управления. Координируя, интегрируя и направляя деятельность всей системы управления предприятия на достижение поставленных целей, контроллинг выполняет функцию инструмента «управления управлением» и является синтезом планирования, управленческого учета, контроля, диагностики, организации информационных потоков и многого другого [17].

К административным инструментам относятся различные постановления, нормы и разрешения, однако в условиях рыночной экономики их следует применять с большой осторожностью. Критериями определения границ государственного вмешательства в производственные системы могут служить: эффективность функционирования, обеспечение воздействия на протекание экономических процессов, эффективность бюджетной политики. Государственное регулирование должно стремиться к объективной оценке собственной совместимости с рынком и конкуренцией и находить пути достижения эффективного взаимодействия. Поэтому, по нашему мнению, наибольшее распространение должны получить такие финансовые инструменты, как субсидии, льготное налогообложение, государственные расходы на инфраструктуру. Следует иметь в виду, что применяемая в больших размерах финансовая помощь может оказывать чрезвычайно сильное воздействие на производственную систему.

Функциональные нарушения в работе предприятия устраняются некоторой системой, состоящей из четырех типов механизмов: резервирования, регулирования, компенсации и защиты.

Если девиация нормального уровня экономической безопасности превышена - это означает, что в действие вступают механизмы резервирова-

ния, для управляющей системы это означает необходимость корректировки установленных норм и возможность осуществления инвестиционных проектов, так как для этого в деятельности предприятия образовались неиспользуемые избыточные резервы. Если при появлении внешнего или внутреннего воздействия вступает в действие механизм защиты, который «отбрасывает» те возмущения, которые не превышают пороговых значений и считаются для системы несущественными, то это означает, что фактическое состояние предприятия находится на уровне нормальной экономической безопасности. Механизм защиты обычно не требует значительного ресурсного обеспечения, но призван экономить ресурсы системы.

Если пороговое значение возмущения превышено, то вступает в действие регуляторный механизм - механизм управленческого регулирования, требующий вовлечение в процесс регулирования дополнительных производственных ресурсов. Регуляторный механизм остается действенным, пока не превышен предел наращивания или снижения интенсивности функциональных связей. В данном случае фактическое состояние предприятия относится к низкому уровню экономической безопасности, что для управляющей подсистемы означает необходимость проведения направлений совершенствования предприятия путем реформирования и привлечения дополнительных источников средств для возвращения предприятия в нормальное состояние [13].

Компенсаторный механизм используется в том случае, если существующая структура и гомеостаз не справляются с внешними или внутренними возмущениями и появляется необходимость изменять структуру и гомеостаз за счет внутренних или внешних (привлеченных) ресурсов и нестандартных решений. Эти решения являются проявлением предприимчивости, которая может быть использована в данном случае как ресурс для преобразования менее безопасной деятельности предприятия в более надежную. Как правило, такие предприятия нуждаются в реорганизации. Ситуационное управление возможно в рамках механизма регуляции, когда каждому известному состоянию соответствует некоторое действие, которое возвращает финансово-хозяйственную деятельность предприятия в нормальное состояние. В рамках компенсаторного механизма возможно использование предприимчивости как ресурса во благо производства с целью создания новых эффективных сочетаний ресурсов, направленных на удовлетворение ранее

неудовлетворенных потребностей, которые породили проблему.

Необходимо шире и активнее применять меры информационного и консультационного характера. В частности, через средства массовой информации в отдельных случаях необходимо активизировать общественное мнение, а также стремиться к взаимоувязке целей и средств их достижения в виде хозяйственно-политических механизмов. Качественно новым видом финансового посредничества, снижающим степень риска и неопределенности, является информационное обеспечение клиентов, в первую очередь, инвесторов, которое основывается на системе консультативных и маркетинговых услуг, предоставляемых инвесторам, а также на участии в процессе управления активами или в создании системы коллективного инвестирования [14].

Экономическая безопасность предприятия невозможна без расширенного воспроизводства всех сторон основного капитала. Этот процесс должен найти свое отражение в неуклонном повышении технической, энергетической и информационной вооруженности производства, оснащенности всех отраслей хозяйственного комплекса передовой техникой и, в конечном итоге, служить устойчивой основой интенсивного типа расширенного воспроизводства.

Следует особо подчеркнуть, что расширенное воспроизводство основного капитала и его пропорции обладают длительным, долговременным воздействием на все стороны функционирования рыночного предприятия, так как являются фундаментом его перспективного развития. Основным условием расширенного воспроизводства основного капитала являются крупные капитальные вложения, осуществляемые наряду с процессом улучшения использования действующего оборудования. Важным количественным показателем, который характеризует наличие расширенного воспроизводства основного капитала, служит большая величина капитальных вложений по сравнению с суммами амортизационных отчислений, так как амортизационные отчисления позволяют осуществлять только простое воспроизводство.

Можно выделить следующие основные характеристики механизма, определяющие направления совершенствования предприятия, ориентированных на реализацию интересов всех слоев населения:

- создание благоприятной среды для развития предприятий и предпринимательства обеспечивается стабильным хозяйственным законодательством, диагностикой основных экономиче-

ских показателей. При этом все формы собственности имеют равные права на существование, а приоритетной является та, которая содействует повышению эффективности производства и уровня жизни населения;

- развитие производств, ориентированных на переработку продукции сельского хозяйства и местного сырья.

Таким образом, механизм повышения экономической безопасности предприятия предполагает достижение эффективных параметров функционирования, сохранение производственного и кадрового потенциала, создание предприятия рыночного типа, сочетающих предпринимательскую деятельность с государственным регулированием, формирование предпосылок и условий для надежного их функционирования.

Представление механизма повышения экономической безопасности предприятия, формируемого на основе научных подходов и принципов с использованием базовых и прикладных теорий, в широком и узком смысле констатирует множественность его элементов, что доказывает сложность процесса обеспечения безопасности. В этой связи необходим выбор конкретных инструментов механизма в зависимости от условий функционирования предприятия, стадии развития его финансово-хозяйственной деятельности, и, как следствие, от настоящего уровня экономической безопасностипредприятия.

Литература

1. Белокур В. В. Угрозы экономической безопасности предприятия. М., 2010. С. 132.

2. Борисенко Е. Н., Ковалев Д. А. Экономическая безопасность финансово-хозяйственной деятельности в России в условиях рынка // Предпринимательство в России: проблемы и перспективы. М., 2003. Вып. 4. С. 20.

3. Букреев А. М. Организационно-экономический механизм антикризисного управления: теория и практика. Воронеж, 2000. С. 47.

4. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 2011.

5. Вечканов Г. С. Краткая экономическая энциклопедия. Спб., 1998. С. 406.

6. Гапоненко В. Ф. Экономическая безопасность предприятия: подходы и принципы. М., 2008.

7. Колесниченко Е. А. К вопросу о критериях экономической безопасности предприятия: методические аспекты разработки // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 12.

8. Круглов М. И. Стратегическое управление компанией: учебник для вузов. М., 1998. С. 151.

9. Мамонтов В. Д., Степичева О. А. Формирование стратегии управления экономической безопасностью предприятия в контексте вступления России в

ВТО // Вестник Тамбовского университета Серия Гуманитарные науки, 12(104). Т амбов, 2011.

10. Меркулова Е. Ю. Формирование индивидуальной финансовой нормативной модели управления экономической надежностью производственных систем // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.

11. Осипов Ю. М. Основы теории хозяйственного механизма. М., 1994. С. 61.

12. Райзберг В. А. Современный экономический словарь. М., 1998. С. 376.

13. Сербиновский Б. Ю. Теория и методы диагностики производственных систем: дис. ... д-ра экон. наук. Новочеркасск, 2001.

14. Судоплатов А. П. [и др.] Безопасность предпринимательской деятельности. М., 2008.

15. Ульянов В. А. Хозяйственный механизм. иКЬ: http://www.burinfo.ru

16. Шлыков В. В. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов. Рязань, 2009.

17. Экономическая безопасность хозяйственных систем / под ред. А. В. Колосова. М., 2010.

18. Юрьев В. М., Карпунина Е. К., Якунина И. Н. Россия в системе координат постиндустриального раз-

вития // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.

* * *

MECHANISM OF ENSURING ECONOMIC SAFETY OF THE ENTERPRISE

Yu. A. Loktionova

There is a set of concrete threats which the firm faces in the activity. They aren't new according to the contents, the manifestation form can change only. Economic practice already offered concrete methods and mechanisms of the solution of such problems. Management of economic safety demands data of these methods and mechanisms in the uniform system founded on the general principles and criteria of an assessment of an economic condition of the managing subject. These principles and criteria would allow to reveal and eliminate arising threats and to develop strategic decisions the companies providing stability.

Key words: economic safety, mechanism of ensuring economic safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.