Научная статья на тему 'Механизм обеспечения экономической безопасности государства через призму развития энергосферы'

Механизм обеспечения экономической безопасности государства через призму развития энергосферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ЭНЕРГОСФЕРА / МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ТРАДИЦИОННАЯ ЭНЕРГЕТИКА / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ECONOMIC SECURITY OF STATE / ENERGY SECTOR / MECHANISM OF ECONOMIC SECURITY / TRADITIONAL ENERGY / ALTERNATIVE ENERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородина Мария Ивановна

Подчеркнута роль энергосферы в обеспечении экономической безопасности государства. Функционирование именно этой сферы обеспечивает в настоящее время пополнение государственного бюджета, дает четверть ВВП, обеспечивает удовлетворение внутренних потребностей производственной и непроизводственной сферы, определяет стратегическое положение страны на международной арене. Предложен авторский механизм обеспечения экономической безопасности государства через призму развития энергосферы. Данный механизм включает в себя следующие элементы: определение цели; определение структурных элементов энергосферы, влияющих на экономическую безопасность; мониторинг структурных элементов энергосферы; определение внутренних и внешних условий развития; разработка и внедрение программы, методов развития традиционной и альтернативной энергетики; формирование условий эффективного взаимодействия государства, частного бизнеса и науки. Выделены функции государства, частного бизнеса и науки в реализации механизма обеспечения экономической безопасности. Данный механизм отличается от ранее предложенных фокусом рассмотрения - через развитие и функционирование энергосферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM TO ENSURE THE ECONOMIC SECURITY OF STATE THROUGH THE PRISM OF ENERGY SECTOR DEVELOPMENT

The role of the energy sector in the economic security of the state is considered. The functioning of this particular sphere provides now replenish the state budget, giving a quarter of GDP, provides satisfaction of domestic needs of the production and nonproduction spheres determines the strategic position of the country in the international arena. The author's mechanism to ensure the economic security of the state through the prism of energy sector development is offered. This mechanism includes the following elements: purpose; definition of the structural elements of the energy sector, affecting the economic security; monitoring of structural elements of energy sphere; the definition of conditions for the development; design and implementation of programs, methods, development of traditional and alternative energy; creating conditions for effective interaction between government, private business and science. The functions of the state, private business and science in the implementation of a mechanism to ensure economic security are described. This mechanism differs from the previously proposed focus consideration through the development and functioning of the energy sector.

Текст научной работы на тему «Механизм обеспечения экономической безопасности государства через призму развития энергосферы»

УДК 351.862

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГОСФЕРЫ

© Мария Ивановна БОРОДИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, экономист Управления по бухгалтерскому учету и финансовому контролю, e-mail: mari-ya-09@mail.ru

Подчеркнута роль энергосферы в обеспечении экономической безопасности государства. Функционирование именно этой сферы обеспечивает в настоящее время пополнение государственного бюджета, дает четверть ВВП, обеспечивает удовлетворение внутренних потребностей производственной и непроизводственной сферы, определяет стратегическое положение страны на международной арене.

Предложен авторский механизм обеспечения экономической безопасности государства через призму развития энергосферы. Данный механизм включает в себя следующие элементы: определение цели; определение структурных элементов энергосферы, влияющих на экономическую безопасность; мониторинг структурных элементов энергосферы; определение внутренних и внешних условий развития; разработка и внедрение программы, методов развития традиционной и альтернативной энергетики; формирование условий эффективного взаимодействия государства, частного бизнеса и науки. Выделены функции государства, частного бизнеса и науки в реализации механизма обеспечения экономической безопасности.

Данный механизм отличается от ранее предложенных фокусом рассмотрения - через развитие и функционирование энергосферы.

Ключевые слова: экономическая безопасность государства; энергосфера; механизм обеспечения экономической безопасности; традиционная энергетика; альтернативная энергетика.

Одной из важнейших проблем экономической науки и российской действительности является проблема обеспечения экономической безопасности. Безопасность государства определяется степенью разработанности концепции или стратегии национальной безопасности.

Стратегия экономической безопасности государства включает ряд направлений, где важнейшим условием ее обеспечения является развитие базовых видов экономической деятельности, одним из которых является энергосфера.

Для России главная составляющая ее экономики - энергосфера, поскольку функционирование такой ее составляющей, как топливно-энергетический комплекс, обеспечивает в настоящее время пополнение государственного бюджета на 45 %, составляет около 30 % ВВП [1, с. 4], 20,6 % инвестиций, обеспечивает удовлетворение внутренних потребностей производственной и непроизводственной сферы, определяет стратегическое положение страны на международном рынке.

Нами предложен механизм обеспечения экономической безопасности государства через призму развития энергосферы (рис. 1).

Предложенный механизм включает следующие элементы:

1) определение цели: обеспечение экономической безопасности государства через развитие энергосферы;

2) определение структурных элементов энергосферы, влияющих на экономическую безопасность. Структурными элементами энергосферы, ее составляющими являются традиционная и альтернативная энергетика;

3) мониторинг структурных элементов. Мониторинг экономического, технического состояния развития традиционной и альтернативной энергетики (предприятий всего цикла производства) необходимо проводить для определения направлений и методов воздействия на энергосферу. Мониторинг проводят институты государства, бизнеса и науки;

4) определение условий развития. В ходе проведения исследования была проанализирована информация о состоянии рынка энергетики.

В будущем энергетика будет развиваться в следующих условиях:

- спрос на энергоносители будет расти по причине экономического роста [2];

- спрос на энергоносители возрастет в связи с похолоданием климата;

- импортная зависимость стран Европейского союза и ближнего зарубежья от России тоже будет возрастать;

- разработка новых проектов строительства трубопроводов;

- создание газовой ОПЕК;

- энергоэффективность, энергосбережение;

- развитие науки, как основы разработки месторождений и т. д.;

- развитие военного комплекса;

- разработка альтернативных источников энергии.

Разработка и внедрение программы

1. Разработка новых месторождений. Арктический шельф является, по оценкам специалистов, безальтернативным источником энергоресурсов в будущем, потому что там сосредоточено 80 % потенциальных углеводородных ресурсов России [3].

Так, в России сосредоточено 170 трлн м3 перспективных и прогнозных запасов газа, крупнейшие из них (130 трлн м3) сосредоточены на Ямальском полуострове и шельфе Карского моря. Причем в районе Карского моря ожидается открытие новых месторождений. Именно в этих районах в перспективе должна быть сосредоточена основная добыча газа страны. По данным сибирских геологов, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке сосредоточено до 60 трлн м3 газа. В настоящее время ведутся работы по разработке Штокманского месторождения (3,8 трлн м3 газа и 37 млн т конденсата) [4], геологоразведочные работы по морю Лаптевых и Восточно-Сибирскому морю (за счет средств Госбюджета).

В ближайшее время должна быть разработана крупная государственная программа по комплексному освоению ресурсов Восточной Сибири и Якутии, предусматривающая опережающее осуществление геологоразведочных работ, ведь даже те районы, где открыты месторождения нефти и газа, разведаны всего на 8-10 % [5-6].

Проблема освоения арктического шельфа состоит в том, что стоимость работ в Арктике намного дороже, чем в южных широтах: выше аренда морских буровых платформ; бурение и прокладка трубопроводов носят сезонный характер; эксплуатационные платформы, отвечающие арктическим требованиям, значительно дороже.

В этих условиях в ближайшее время неизбежным становится привлечение к разработкам высококвалифицированных зарубежных компаний с их эффективными технологиями разработки в силу отсутствия таковых у России. К тому же, работая совместно с известными зарубежными компаниями, мы сумеем быстро освоить новые технологии. Целесообразно вместе с такими компаниями осуществить разработку и внедрение полностью подводных технологий бурения, обустройства месторождений, транспорта нефти и конденсата на подводных судах.

Доходы от экспорта энергоресурсов могут быть направлены на модернизацию ТЭК и дополнительное финансирование науки (даже при падении объемов экспорта и, следовательно, экспортных доходов на 20-30 % (в случае неблагоприятного прогноза) российский бюджет сможет обеспечивать создание эффективных мощностей ТЭК и развитие науки).

2. Энергодоходы могут стать источником финансирования и военного комплекса, т. к. энергетика и военный комплекс тесно связаны. При обострении международных отношений наличие мощного ВПК - гарантия национальной и экономической безопасности, экономических интересов России и сохранения природных ресурсов в ее распоряжении.

3. Вкладывая финансовые средства в модернизацию, мы получим надежный, эффективный топливно-энергетический комплекс страны. Вследствие введения модернизированных более эффективных мощностей сократятся на 40 % потери энергии при ее передаче (внутри страны), а значит, и повысится энергоэффективность. В то же время понизится внутренний спрос. Поскольку внутренние цены в 4 раза ниже экспортных, сокращение внутреннего спроса менее болезненно, чем внешнего, и в то же время потребуются меньшие объемы энергоресурсов внутри страны, что увеличит время использования разведанных ресурсов.

у Определение условий развития

Рис. 1. Механизм обеспечения экономической безопасности государства через призму развития энергосферы

Повышение энергоэффективности должно быть следствием комплексного подхода к данной проблеме. Во-первых, необходима доработка существующей нормативно-правовой базы в области энергосбережения новыми современными законами об энергосбережении и энергоэффективности, рекомендациями, инструкциями. Во-вторых, внедрение основ энергетического менеджмента на промышленных предприятиях обеспечивает реализацию системы мер, направленной на сокращение потребления энергоресурсов всех видов. В-третьих, регулирование тарифов на энергоресурсы, потребляемые в бытовой и производственной сфере страны. В-четвертых, следует определить перспективные показатели энергоэффективности и осуществлять их непрерывный энергомониторинг, который поможет определить из периода в период (из года в год) скорость движения к намеченной цели (определенному показателю). Политика энергоэффективности требует длительного времени, и ее результаты будут заметны спустя 5-10 лет.

5. Дополнительное финансирование научно-исследовательских и прикладных работ в различных сферах поможет вывести российскую науку на новый уровень развития. Часть научных разработок, безусловно, будет посвящена альтернативным источникам энергии, повышению КПД альтернативных энергоустановок, их стабильности и способам использования. Но переход России на альтернативную энергетику вряд ли произойдет на наших глазах.

Прежде чем переходить на альтернативные источники энергии, необходимо для начала оздоровить экономику, укрепить оборону, другими словами, повысить экономическую и национальную безопасность. То есть не альтернативная энергетика является фактором экономической безопасности, а наличие относительной экономической безопасности -основой формирования альтернативной энергетики. В условиях современной глобальной агрессивной экономики и политики заниматься разработкой и внедрением новых технологий - альтернативных источников энергии -могут только страны с большой экономической, военной и политической мощью.

Институты

При формировании условий эффективного взаимодействия государства, частного бизнеса и науки процесс интенсивного развития энергосферы может стать внутренним

источником инновационного прорыва российской экономики, а следовательно, повышения безопасности страны.

В связи с этим необходимо выделить следующие функции государства, частного бизнеса и науки:

- функции государства: проведение сбалансированной политики в энергосфере, контроль за движением капитала, ограничение вкладов в энергокомплекс за рубежом, принуждение к инвестированию, формирование госзаказов в вузы, школы, стимулирование глубинных разработок, строительства НПЗ;

- функции частного бизнеса: эффективное управление капиталом, инвестирование, увеличение числа и качества разработок запасов ресурсов;

- функции науки и образования: увеличение научных исследований и разработок в отрасли, формирование интеллектуального капитала.

Считаем, что базисом обеспечения энергетической и экономической безопасности является традиционная энергетика и приоритеты ее развития, при этом необходимо отметить, что это возможно при ее модернизации и при распределении экспортных доходов на развитие науки, модернизацию ВПК и поддержку перерабатывающих отраслей [7-10].

1. Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3.04.2013 г. № 512-р. URL: minenergo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2013).

2. ВР: Прогноз развития мировой энергетики до 2013 года. URL: csef.ru>files/csef/articles/1629/ 1629.pdf (дата обращения: 25.11.2013).

3. Освоение арктического шельфа // Агентство деловой информации «Славица». Экономика. URL: http://www.slaviza.ru/792-zapasy-arktiches kogo-shelfa-krupneyshiy-rezerv-rosta-tek-rossii. html (дата обращения: 25.11.2013).

4. Что может дать шельф арктических морей для развития экономики России. Академик Юрий Баталин - о перспективах освоения Арктического шельфа, о развитии газовой промышленности России // Союз производителей нефтегазового оборудования. URL: http://www.derrick.ru/?f=z&id=14752 (дата обращения: 25.11.2013).

5. Газ арктических морей // Трибуна. URL: http:// www.tribuna.ru/other_sections/science/gaz_arkti cheskikh_morey (дата обращения: 25.11.2013).

6. Энергоэффективная Россия-2012 // Энергополис. URL: http://energiumrussia.ru/files/users/ 51/Energoeffektivnaya_Rossiya.pdf (дата обращения: 25.11.2013).

7. Бородина М.И. Экономическая безопасность: энергетическая составляющая // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 1 (80). С. 33-36.

8. Бородина М.И. Экономическая безопасность государства в условиях глобализации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 5 (97). С. 49-52.

9. Бородина М.И., Ветрова Е.А. Основные угрозы экономической безопасности государства, возникающие на современном этапе развития энергосферы // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 12 (104). С. 85-88.

10. Смагина В.В., Бородина М.И. Составляющие экономической безопасности государства в энергосфере // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 12 (104). Ч. 2. С. 488-494.

1. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Fede-ratsii «Energoeffektivnost' i razvitie energetiki». Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 3.04.2013 g. № 512-r. URL: minenergo. gov.ru (data obrashcheniya: 25.11.2013).

2. VR: Prognoz razvitiya mirovoy energetiki do 2013 goda. URL: csef.ru>files/csef/articles/1629/ 1629.pdf (data obrashcheniya: 25.11.2013).

3. Osvoenie arkticheskogo shel'fa // Agentstvo delovoy informatsii "Slavitsa". Ekonomika. URL: http://www.slaviza.ru/792-zapasy-arkti

cheskogo-shelfa-krupneyshiy-rezerv-rosta-tek-rossii. html (data obrashcheniya: 25.11.2013).

4. Chto mozhet dat' shel'f arkticheskikh morey dlya razvitiya ekonomiki Rossii. Akademik Yuriy Batalin - o perspektivakh osvoeniya Arkticheskogo shel'fa, o razvitii gazovoy promyshlennosti Rossii // Soyuz proizvoditeley neftegazovogo oborudovaniya. URL: http://www.derrick.ru/?f=z&id=14752 (data obrashcheniya: 25.11.2013).

5. Gaz arkticheskikh morey // Tribuna. URL: http:// www.tribuna.ru/other_sections/science/gaz_arkti cheskikh_morey (data obrashcheniya: 25.11.2013).

6. Energoeffektivnaya Rossiya-2012 // Energo-polis. URL: http://energiumrussia.ru/files/users/ 51/Energoeffektivnaya_Rossiya.pdf (data obrashcheniya: 25.11.2013).

7. Borodina M.I. Ekonomicheskaya bezopasnost': energeticheskaya sostavlyayushchaya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. Vyp. 1 (80). S. 33-36.

8. Borodina M.I. Ekonomicheskaya bezopasnost' gosudarstva v usloviyakh globalizatsii // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011. Vyp. 5 (97). S. 49-52.

9. Borodina M.I., Vetrova E.A. Osnovnye ugrozy ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva, voz-nikayushchie na sovremennom etape razvitiya energosfery // Vestnik Tambovskogo universite-ta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011. Vyp. 12 (104). S. 85-88.

10. Smagina V.V., Borodina M.I. Sostavlyayushchie ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva v energosfere // Vestnik Tambovskogo universite-ta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011. Vyp. 12 (104). Ch. 2. S. 488-494.

Поступила в редакцию 17.12.2013 г.

UDC 351.862

MECHANISM TO ENSURE THE ECONOMIC SECURITY OF STATE THROUGH THE PRISM OF ENERGY SECTOR DEVELOPMENT

Maria Ivanovna BORODINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Economist of Accounting and Financial Control Management, e-mail: mari-ya-09@mail.ru

The role of the energy sector in the economic security of the state is considered. The functioning of this particular sphere provides now replenish the state budget, giving a quarter of GDP, provides satisfaction of domestic needs of the production and nonproduction spheres determines the strategic position of the country in the international arena.

The author's mechanism to ensure the economic security of the state through the prism of energy sector development is offered. This mechanism includes the following elements: purpose; definition of the structural elements of the energy sector, affecting the economic security; monitoring of structural elements of energy sphere; the definition of conditions for the development; design and implementation of programs, methods, development of traditional and alternative energy; creating conditions for effective interaction between government, private business and science. The functions of the state, private business and science in the implementation of a mechanism to ensure economic security are described.

This mechanism differs from the previously proposed focus consideration through the development and functioning of the energy sector.

Key words: economic security of state; energy sector; mechanism of economic security; traditional energy; alternative energy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.