Научная статья на тему 'Механизм мотивации персонала'

Механизм мотивации персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
689
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИЕЙ / СТИМУЛ / МОТИВ / ПОТРЕБНОСТЬ / МЕХАНИЗМ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмагилов Н.С.

В статье рассмотрены понятия мотивация, мотив, стимул, рассмотрен механизм мотивации персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм мотивации персонала»

МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА © Исмагилов Н.С.*

Челябинский государственный университет, г. Челябинск

В статье рассмотрены понятия мотивация, мотив, стимул, рассмотрен механизм мотивации персонала.

Ключевые слова: стимулирование в управлении трудовой мотивацией, стимул, мотив, потребность, механизм трудовой мотивации.

Правильная мотивация персонала является ключом к процветанию бизнеса.

Мотивация персонала в компании - это система внешних условий, запускающих внутреннюю энергию и активность людей на работе. Мотивация сотрудников - это та награда, ради которой они готовы не только работать на компанию в рамках функционала своей должности, но и решать новые дополнительные задачи [5, с. 92]. В условиях недостаточной мотивации работник теряет интерес к труду и стремится исполнять лишь минимально возможный объем работ.

Предприятия всех форм собственности заинтересованы тем, чтобы получить максимальную производительность (отдачу) от персонала. В настоящее время, мотивация является важнейшей частью социального управления. Управление - это процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В процессе мотивации, объект воздействия может быть и субъектом, в данном случае рассматривается самомотивация. Любое поведение человека мотивировано, то есть направлено на получение какого -либо блага (кроме тех случаев, когда человеком двигают простейшие импульсные реакции). При формировании у человека стабильных установок и навыков, которые соответствуют этим установкам, действия человека, становятся простыми и привычными. Таким образом, мотивационный процесс становится практически незаметным как для самого человека, так и для окружающих.

Мотивация характеризует процесс сложного взаимодействия человека, его психики и среды, в том числе субъективную реальность, внутренние детерминанты человеческой активности, которые нельзя «потрогать».

Сущность мотивации заключается в том, чтобы, ориентируясь на систему потребностей работников, обеспечить полное и эффективное использование их трудового потенциала для скорейшего достижения целей организации.

Мотивацию можно определить и как механизм создания определенный условий, позволяющее обеспечить полное соответствие интересов персона-

Аспирант кафедры Социологии и социальной работы.

26 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ла и руководства предприятия, побуждающий работника самоотверженно трудиться [1, с. 89].

Мотивируемый сотрудник компании - это такой сотрудник, который с желанием идет на работу и испытывает истинное удовольствие от рабочего процесса. Такой человек осознанно много и усердно трудится, проявляет вдохновение в работе, получает высокие результаты.

Общеизвестен факт, что мотивированность - это внутреннее состояние человека. Поэтому напрямую мотивировать человека невозможно. Изменение мотивации возможно исключительно через использование внешних инструментов - стимулов. При этом характер мотивации определяется типом трудовых и социально-трудовых отношений в среде, окружающей конкретного человека [3, с. 121].

Мотивируют людей те внешние условия, которые вызывают у них внутренний отклик и соответствуют их ожиданиям, ценностям и потребностям. Мотивация формируется при «встрече» внешних факторов с внутренними, которые недоступны внешнему наблюдению.

Стимулирование труда - это метод воздействия на трудовое поведение работника через его мотивы [2, с. 213].

Таким образом, стимул - внешнее побуждение к деятельности, связанное с воздействием внешних по отношению к личности факторов и субъектов. Мотив - это совокупность внутренних побуждений к активности, основанных на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, интересе, представлениях о ценностях и т.д. Как правило, человек совершает действия под влиянием ряда мотивов, представляющих собой диспозицию мотивов, но среди них можно выделить ведущий, доминирующий мотив. Диспозиция мотивов и ведущий мотив непостоянны, на их сущность влияют внешняя среда и особенности личности.

При выборе форм мотивации, прежде всего, необходимо учитывать мотивы людей (рис. 1), т.е. побуждения, вызывающие те или иные их действия.

Сложность для работодателя заключается в том, что потребности нельзя непосредственно увидеть и измерить. Об их существовании окружающим можно узнать только по поведению людей, зачастую лишь в определенных условиях. Поэтому перед работодателем стоит задача - определить характер потребностей работника, которыми он руководствуется в жизни, в своей деятельности. Если потребности у молодого работника не четко оформлены, надо помочь их сформулировать применительно к условиям и возможностям организации. В этом состоит ключ к управлению работником.

Известно, что по содержанию потребности бывают материальными, социальными, духовными. Хотя в каждый данный момент обычно доминирует одна какая-то потребность, деятельность человека стимулируется не только ею, но и многими другими, которые порой трудно идентифицировать.

Управление предприятием в современных условиях: стратегия и тактика

27

Рис. 1. Механизм мотивации персонала [5, с. 92]

Для того чтобы потребность заработала, нужны мотивы, т.е. предрасположенность, психологические причины, изнутри побуждающие людей к действиям, направленным на ее удовлетворение, стремление к благам [4].

Никакие внешние цели не заставят работника прилагать усилия, пока не превратятся в его внутренние цели.

Синтезируя теории различных авторов, можно установить следующие потребности человека: потребность в деньгах, потребность в признании, потребность к уважению, потребность к общению. Соответственно мотивами выступают: материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение, принуждение. Однако, на практике зачастую встает вопрос выбора метода стимулирования эффективной деятельности работников.

Список литературы:

1. Миронова М.А. Сущность мотивации и нормирования труда персонала предприятия [Текст] / М.А.Миронова // Вестник тверского государственного технического университета. серия: науки об обществе и гуманитарные науки. - 2013. - № 1. - С. 89-93.

2. Савенков И.Г. Понятие и сущность мотивации и стимулирования трудовых ресурсов предприятия [Текст] / И.Г. Савенков // Вестник тверского государственного технического университета. серия: науки об обществе и гуманитарные науки. - 2014. - № 1. - С. 209-215.

3. Тараданов А.А. Модель оценки уровня трудовой мотивации персонала в организации [Текст] / А.А. Тараданов, Ю.Н. Старцев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 38 (329). - С. 119-121.

28 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

4. Трусова Е.А. Методы стимулирования эффективной деятельности работников [Электронный ресурс] / Е.А. Трусова // Гуманитарные научные исследования. - 2013. - № 6. - URL: http://human.snauka.ru/2013/06/3475.

5. Уфимцев В.В. Эффективная мотивация персонала на малом предприятии - важнейшее условие успешного развития организации [Текст] /

B. В. Уфимцев, Е.М. Мезенцев // Известия ИГЭА. - 2012. - № 3 (83). -

C. 91-96.

OPTIMIZATION TECHNIQUES IN MANAGEMENT SCIENCE APPLYING TO TOURISM INDUSTRY

© Кормильцева А.Н.* *, Семенова З.А.*

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

The paper describes the using of programming methods, such as linear and integer programming, for optimization the decision-making process in tourism industry.

Every day our turbulent world creates numerous factors to be considered by managers of tourism enterprises. More over it is necessary to make a decision under different circumstances and conditions (certainty, risk and uncertainty). In these terms decisions should be well-founded by mathematical calculations. The linear and non linear programming allow to solve different problems taking under considerations many existing constraints and giving the real way how to optimize the process. As the tourism industry evolved different enterprises with different fields of activity, these methods can be used applying to specification of company, for instance in transport, hospitality or retail sectors.

The target of this paper is to investigate on certain examples the possibility of using programming methods in tourism industry in general.

Keywords: management science, operations research, tourism management, optimization, linear programming.

Management science leads to optimize the process of decision making by using such methods as linear and integer programming, mathematical modeling, network optimization and decision trees. It allows solving operations research problems in many fields from manufacturing and logistics to the service sector as tourism industry.

In past two decades, tourism shows a significant growth bringing 9.5 % to the world GDP (according to World Tourism Organization). The main feature of

* Студент.

* Доцент кафедры Региональной политики и политической географии, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.